Что такое пенсионная реформа нпф

Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…

Почему так происходит

«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.

«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.



Что такое накопительная часть пенсии

Чтобы не перегружать систему, накопителей решили ограничить по возрасту. Отчисления производились только за следующие категории граждан:

  • Мужчины 1953 - 1966 годов рождения и женщины 1957 - 1966 года рождения.

У них в накопительную часть шло по 2% от зарплаты в период с 2002 по 2004 годы. За это таких людей прозвали «двухпроцентниками». С 2005 года отчисления за них прекратились.

  • Граждане, родившиеся в 1967 году и позднее.

За них с самого начала действия реформы отчислялось по 6% от зарплаты. Отчисления прекратились в конце 2013 года. Тогда накопительная система была заморожена.

Государственная пенсия будет рассчитываться исходя из накопленных за трудовую жизнь пенсионных баллов. Их число зависит от официальной зарплаты человека и его стажа. А сама госпенсия состоит из двух частей, которые суммируются:

  • Фиксированная выплата

Дается всем, кто накопит минимально необходимые стаж и число баллов

  • Страховая часть

Получается путем умножения количества накопленных баллов на стоимость пенсионного коэффициента (для тех, кто ушел на пенсию в 2019 году, - это 87,24 рубля).

Накопительная часть - прибавка к этим двум составляющим госпенсии.

Как узнать накопительную часть пенсии

Сейчас в накопительной системе крутится около 4 триллионов рублей. Это остатки на наших индивидуальных счетах. Дополнительные взносы от работодателей в рамках обязательного пенсионного страхования с конца 2013 года туда не производятся, но суммы растут за счет приращения инвестиционного дохода. Средний доход примерно равен уровню инфляции.

Чтобы узнать размер накопительной части пенсии, можно зайти в ближайшее отделение Пенсионного фонда или местный многофункциональный центр. Но есть и более технологичный способ. Вся информация содержится в вашем личном кабинете на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru), в разделе «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Документ можно скачать. Там будет вся информация как о сумме баллов для страховой пенсии, так и о сумме денег на индивидуальном счете в рамках накопительной системы.

Как получить накопительную часть пенсии

Для этого нужно дождаться пенсионного возраста. Раньше этого срока распорядиться накопительной частью не получится. Исключение сделали только для тех, кто самостоятельно копил на старость. Для них пенсионный возраст остался в старых рамках - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А для тех, кто копил только в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсионный возраст будет повышаться. К 2028 году он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Чтобы получить накопительную часть пенсии, нужно:

  • Обратиться либо в Пенсионный фонд России (если ваш счет находится в государственной управляющей компании Внешэкономбанка).
  • Обратиться в свой негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Есть несколько способов получить прибавку к пенсии:

1. Получить полностью всю сумму

- Это могут сделать инвалиды и люди, получающие социальную пенсию (в связи с нехваткой стажа или баллов) или пенсию по случаю потери кормильца.

- Если размер накопительной пенсии в случае назначения составит меньше 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости. Обычно этой опцией пользуются все «двухпроцентники».

2. Назначить срочную выплату, то есть самому определить срок выплаты

- Это могут сделать только те, кто самостоятельно копил себе на старость. То есть, участвовал в программах софинансирования, отправил средства маткапитала на накопительную часть пенсии мамы или работал в крупной корпорации, у которой был заключен договор о дополнительном пенсионном обеспечении.

3. Получать деньги до конца жизни

- Этот принцип действует по умолчанию. Размер прибавки зависит от суммы накоплений и срока дожития в год назначения пенсии.

Считается она довольно просто. Всю сумму накоплений нужно разделить на 252 месяца. Это официальный срок дожития на 2019 год. К примеру, если у вас накопилось 100 тысяч рублей, то ежемесячная прибавка составит 400 рублей. При этом, если страховая пенсия составит больше 8000 рублей в месяц, то вы сможете получить всю сумму целиком.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Добровольную накопительную систему примут в пожарном порядке




Итак — свершилось: Минфин и ЦБ раскрыли параметры новой накопительной пенсионной системы. В ближайшее время законопроект «О государственном пенсионном плане» (ГПП) вынесут на публичное обсуждение, а затем внесут в Госдуму.

Заметим: систему переименовали в очередной раз. Ранее она называлась индивидуальный пенсионный капитал, потом — гарантированный пенсионный продукт. Но цель осталась прежней: дать гражданам возможность за счет добровольных личных взносов с зарплат в НПФ копить на будущую пенсию.

Вот ключевые пункты ГПП:

— Участие в ГПП будет добровольным, а стимулировать граждан копить на пенсию власти намерены с помощью налоговых преференций.

— Гражданин сможет не платить НДФЛ (13%) с доходов, которые добровольно перечислит на накопительную часть пенсии, но не более 6% от своего дохода. Если он захочет отложить на пенсию бОльшую сумму, то сможет эти расходы (свыше 6% от дохода) включить в уже существующий социальный налоговый вычет — он ограничен 120 000 рублями в год.

— Получит льготы и работодатель: если он решит софинансировать накопительную часть пенсии работника, то сможет вычесть эти расходы из базы по налогу на прибыль, но не более 6% от зарплаты сотрудника. Вычет будет увеличиваться на повышающий коэффициент: в первые шесть лет — 1,3, а затем — 1,6. Общая сумма вычета не может превышать 12% от расходов на оплату труда.

— Граждане смогут перевести свои накопления в ГПП через работодателя, подписав с ним договор или лично через Единый портал государственных услуг. Воспользоваться возможностью смогут как наемные работники, так и самозанятые.

— Граждане смогут переводить свои средства по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в ГПП.

— Взнос человек определит сам и сможет менять его размер каждый месяц, а также приостанавливать его уплату. В течение шести месяцев после подачи заявления об участии в ГПП можно передумать и потребовать вернуть уплаченные взносы.

— Накопленная пенсия будет наследоваться и застрахована на сумму до 1,4 млн. рублей.

— НПФ смогут сами без УК управлять деньгами людей, направленными на ГПП, но если у фонда нет аккредитации для работы в обязательной пенсионной системе, он должен будет ее получить.

— НПФ будут обязаны не реже чем раз в пять лет фиксировать сумму пенсионных взносов на счете участника ГПП. Она не может быть меньше суммы поступивших взносов и той, что была на дату последней фиксации.

— Оператором системы станет Национальный расчетный депозитарий: он будет администрировать и контролировать денежные потоки. Его задача — минимизировать роль работодателя в расчете пенсии. НРД будет фиксировать все переводы между пенсионными фондами, через него будут проходить и выплаты накопительной пенсии.

— Человек сможет начать получать накопительную пенсию либо в момент наступления пенсионного возраста, либо по истечении 30 лет с даты начала уплаты первого пенсионного взноса по ГПП. Это будет зависеть от того, какой срок наступит раньше. При этом пенсионная выплата по ГПП будет ежегодно подлежать индексации на уровень инфляции.

На первый взгляд — выглядит неплохо. Однако остался нерешенным ряд важнейших моментов. По мнению аналитиков, сравнивать новую российскую накопительную систему следует с американской системой страхования 401 (К) — по ней в США застрахованы более 70 млн. человек. Так вот, у 401 (К) огромное преимущество: работник может сам у себя из накопленных средств занять — без процентов, в крайних ситуациях. Это — банкротство или болезнь, выходящая за рамки страховки, ипотека, образование детей.

Но главное: системы типа 401 (К) так популярны, потому что в США прогрессивное налогообложение. Американец вправе заслать по 401 (К) на пенсионное страхование 21 тысячу долларов в год (налог с этих денег не взимается). Это часто та сумма, которая отделяет работника от перехода на повышенный норматив прогрессивного налога. Плюс — в Америке пенсионные накопления гарантируются законом о страховании банковских вкладов на солидные 250 тысяч долларов.

В нашем ГПП ничего подобного нет и не будет. Зато со стороны граждан есть огромное недоверие к любой накопительной пенсионной системе. Это значит, что голубая мечта государства — переложить обязанности по пенсионному обеспечению на плечи самих граждан — вряд ли осуществится.

— Новая накопительная система получилась тоже довольно бестолковой и половинчатой, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Да, она включает элементы добровольного страхования накопительного типа. Но гораздо важнее, я считаю, то, чего в ГПП нет. Главное: непонятно, на каких условиях будут переводится в ГПП «замороженные» средства граждан, сделанные по обязательному страхованию накопительного типа в период с 2002 по 2014 годы.

Хотелось бы знать, какие у НПФ результаты инвестирования этих средств за 18 лет (после 2014 года взносы в систему не делались, но деньги по-прежнему инвестировались)? Знать данные не по конкретному гражданину (НПФ сейчас предоставляют такую информацию только лично каждому, по его запросу), а картину в целом. Потому что сейчас об этих результатах вообще ничего не известно.

На мой взгляд, прежде чем вносить новые поправки в пенсионное законодательство, нужно провести общегосударственный аудит работы прежней системы обязательного накопительного пенсионного страхования.

В начале нулевых, напомню, планировалось, что к 2015 году в этой системе будет 10−15 трлн. рублей. Сейчас, если исходить из имеющихся данных, — лишь около 3 трлн. рублей.

Аудит, я считаю, необходим, чтобы с новыми НПФ эта история не повторилась.

Замечу: в рамках ОПС гарантировалась сохранность взносов без ограничений, а вот на инвестиционный доход гарантии не распространялись вовсе. Поэтому НПФ могли эти деньги запросто «потерять». Получалось — откладывать на старость на счет в банке выгоднее. Банки хотя бы платили депозитный процент.

«СП»: — ГПП предусматривает расширенные налоговые льготы. Это делает новую систему выгодной для работника?

— В ГПП четко сказано одно: отчисления гарантируются в сумме 1,4 млн. рублей. Причем, не только взносов, но и инвестиционного дохода.

Поймите — это очень мало. Если, допустим, речь идет об инвестиционной доходности 6%, то доход с 1,4 миллиона рублей — это 7 тысяч рублей в месяц. На первый взгляд, с учетом, что средняя пенсия на начало 2019 года составляла 14 400 рублей — не так уж мало. Но загвоздка в том, что этот доход работник получит через 20−30 лет. И тогда 7 тысяч рублей, как принято говорить, будут совсем другими деньгами.

Еще очевидный минус — в ГПП нет обязательности участия работодателя. Это очень хорошо, что с взносов работодателя снимается налог на прибыль. Но вот собственные взносы застрахованного, насколько можно судить, освобождаются только от НДФЛ (13%), но не от социальных взносов (30%).

По-хорошему, пусть бы и 30% социальных взносов уходили на счет работника в НПФ, как часть взноса работодателя. Тогда бы получалось так: ты перечисляешь в НПФ 1 рубль — работодатель добавляет 43 копейки. Это уже интересно. А в предлагаемом варианте на 1 рубль работника прибавка от работодателя всего 13 копеек. Тут все просто: 43 копейки — это стимул. А 13 копеек — не стимул.

В данном случае отрицательно работает наша плоская шкала налогообложения. Ведь как происходит в Америке, если работник участвует в 401 (К)? Он перечисляет деньги на пенсионный счет — и остается на низкой ставке подоходного налога.

Скажем, у американца поперла карьера — он начал зарабатывать 100 тысяч долларов в год. Но одновременно у него должна повысится ставка НДФЛ. Но он берет, и 21 тысячу, положенную по закону, отгоняет на 401 (К). У него теперь доход не 100 тысяч, а 79 тысяч. И ставка НДФЛ не 25%, а всего 20%.

На деле, у меня складывается впечатление, что НПФ настаивали через лоббистов в правительстве, чтобы у был какой-то источник средств в новой накопительной системе. По доступу к бюджетным средствам фонды не договорились. И вот им сунули «на отвали» схему с ГПП.

«СП»: — Власти явно хотят сделать новую накопительную систему массовой. Им это удастся?

— Сомневаюсь. Если люди не знают, что происходило в прежней накопительной системе — а системы очень похожи — они не пойдут в новую, непонятную систему.

В свое время власти констатировали, что доход в обязательной накопительной пенсионной системе был ниже уровня инфляции. А как будет в новой системе?

В 2002 году в стране было более 200 НПФ, и от них осталось всего 40. А как будет теперь? Сколько, грубо говоря, украли НПФ за 2002−2019 годы?

«СП»: — Можно ли сказать, что ГПП — попытка государства уйти от ответственности за пенсионное обеспечение?

— Это попытка уйти от солидарной системы в социальном страховании. И проблема здесь в том, что такой уход означает разрушение опорного института гражданского общества, и опорного института социального государства.

— Доверие к НПФ действительно подорвано, и «обелить» накопительную систему достаточно проблематично, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Многие НПФ приказали долго жить. И это во многом скомпрометировало идею пенсионных накоплений на перспективу.

Я сам помню, как граждане получали «письма счастья», в которых говорилось, сколько у них накапало пенсионных накоплений. Люди всерьез рассчитывали, что впереди у них — обеспеченная старость. И вдруг оказалось, что ничего этого нет и не предвидится.

Если честно: я не полагаюсь ни на государство, ни на негосударственные пенсионные фонды, которые обещают обеспечить мою старость. Лучше, я считаю, готовить «подушку безопасности» самостоятельно.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.


Вы думали, что пенсионная реформа завершилась в 2018 году, но на самом деле это было только начало. Недавно Центробанк подтвердил планы введения системы индивидуального пенсионного капитала ИПК, в 2020 году.

Давайте рассмотрим, как государство планирует залезть в наши карманы еще глубже, и почему на бумаге доходы населения вырастут, а реальные доходы только сократятся, и ваши накопления сожрёт инфляция. Индивидуальный пенсионный капитал - это очередная попытка заставить россиян копить на пенсию самостоятельно.

Система ИПК призвана заменить, предыдущую историю, когда накопительная часть нашей пенсии перечислялась в НПФ, и как вы помните эти средства граждан заморожены с 2014 до 2021 года и смею предположить, что это навсегда.

Итак, концепция ИПК предполагает, что работающий россиянин будет отчислять некий процент от своей зарплаты, в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), размер отчислений будет постепенно нарастать. В первый год участие в программе, это 0%, а через 5 лет 6%.

Согласно системе ИПК, накопление будут собственностью человека, а не государства. Здесь не будет никаких мифических пенсионных баллов (и слава богу), вы конкретно перечисляете рубли на свой индивидуальный счет. В целом, это хорошо, на мой взгляд система рабочая и может быть эффективной, она отлично работает во многих развитых странах, но есть очень много вопросов к реализации. Очень важно, что систему сможет финансировать работодатель, (об этом мы поговорим позже) как для работников, так и для работодателей предусмотрены льготы по уплате налога на доходы физических лиц (обратите внимание, только НДФЛ, а не другие налоги).

Как большой бонус нам преподносится, что средства в системе, ИПК будут защищены системой гарантирования пенсионных накоплений. Ну вот прямо как сегодня, накопительная часть пенсии она же тоже защищена и находится в сохранности, только заморожена. Как бы не очень понятно от кого государство её защищает, потому что саму от себя оно защитить ваши деньги не может. Переход на систему ИПК будет проводиться в автоматическом режиме (то-есть такая авто подписка). Это будет реализовано на базе 158 статьи ПК РФ, там есть такой, третий пункт, который гласит: "Молчание, признается выражением воли совершить сделку, в случаях предусмотренных законом или соглашением сторон. То-есть, проще говоря не отказался, значит согласился. Кроме того, как предполагается, по умолчанию средства начинающих пенсионеров, будут переведены во Внешэкономбанк (ВЭБ). На базе ВЭБа сейчас, специально для этих нужд, создается новый негосударственный пенсионный фонд.

По подсчетам финансистов, по итогу второй части пенсионной реформы, в руках ВЭБа окажутся деньги 42 миллионов человек, из 77 миллионов людей, вовлеченных сейчас в российскую пенсионную систему.

Как реформа ИПК повлияет на наш карман

А теперь самая интересная часть нашей темы, давайте порассуждаем о том, как реформа ИПК повлияет на ваш карман.

Сейчас ситуация такая работодатель платит 22% на одного сотрудника, на пенсионные отчисления в сумме. Это получается 6% - на выплаты нынешним пенсионерам (так называемая солидарная часть), 10% - страховая часть, и 6% - накопительная (та которая заморожена). Предполагается, что после реформы ставка отчислений в ПФР, будет сокращена с 22-х до 16%, а сотрудник уже самостоятельно будет уплачивать 6% на свой индивидуальный счет. То-есть, получаете что расходы работодателя, в результате этой реформы, снизятся на 6%.

А вот дальше вопрос, потому что работодателю предусмотрено право участвовать в софинансировании программы. Теоретически он может повысить зарплату сотруднику, а может и не повышать, ведь получается, что расходы сотрудника то вырастут, а даже если работодатель все-таки согласится пойти навстречу, и повысить заработную плату, то на самом деле повысить на 6% у него не получится.

Выводы финансовых экспертов:

Финансовые эксперты провели нехитрые расчеты и сейчас я с вами поделюсь их выводами. Давайте предположим, что у нас есть сотрудник Петров, который получает зарплату 20 000 рублей. Работодатель за Петрова уплачивает 2 600 НДФЛ (13%), в итоге на руки Петров получает 17 400 рублей. Но мы то с вами помним, что работодатель за Петрова еще выплачивает дополнительные налоги, которые рассчитываются от его официального оклада, до вычета НДФЛ.


Это - страхование от несчастных случаев 0.2%, пенсия 22%, соц. страхования 2.9% и медицинское страхование 5.1%. Всего в итоге наш сотрудник Петров обходится работодателю в 26 040 рублей. В итоге, для того чтобы работодатели на одного сотрудника потратить столько же денег (26 040 рублей), он может повысить Петрову зарплату, на 966 рублей, но это не 6%, а 4.83% (потому что как мы помним у нас налоги начисляются на оклад).


Получается у нас страхование от несчастных случаев подорожало немного, социальное страхование, медицинское страхование тоже немного подражали. Подешевели расходы на пенсионную страховку, потому что они стали теперь только 16%, а не 22%.

Но, получается, что суммарно рост вот этих налогов, не перекрылся налоговым вычетом, который у нас человек получил по НДФЛ. Так как выходит, что с оклада 20 966 рублей, работодатель заплатил накопительную пенсию 6%, (1257 руб.), потом с этой разницы он заплатил НДФЛ 13% (2562 руб.), и на руки человек получил 17 тысяч 145 рублей 99 копеек - это на 255 рублей меньше чем по старой схеме.

И это ещё хороший результат, потому что он получится если работодатель согласиться софинансировать пенсию Петрова. Но, мы живём в России и понимаем, что вполне возможна ситуация, когда работодатель такого желания не изъявит, тем более, что государство по всей видимости принуждать его не будет. И тогда ситуация будет выглядеть таким образом: двадцать косарей у Петрова зарплата, из них автоматом 1200 списывают в НПФ (6% на максималках), с оставшейся суммы Петров уплачивает НДФЛ и в итоге на руки получает 16 356 рублей, а это на 1044 рубля меньше чем сейчас.

Дальше мы с вами рассмотрим другие минуса ИПК

Так или иначе, Петров или его работодатель частично оплатили эту всю историю, и денежки перетекли в НПФ, но проблема в том, что негосударственные пенсионные фонды славятся неэффективностью управления средствами вкладчиков (будущих пенсионеров).

Есть статистика, среднегодовая инфляция за последние 8 лет составила 7.5% и это только официальные данные (мы все понимаем, что реальная статистика выглядит иначе), а среднегодовая доходность по расширенному портфелю Внешэкономбанка 7,6% (чуточку все-таки получилось у них перекрыть, но как понимаете не очень то существенная доходность), самая слабая доходность в НПФ БУДУЩЕЕ там вообще меньше 4%. При этом мы понимаем, что НПФ показывают такую низкую доходность, потому что они ограничены в инструментах, куда они могут инвестировать.

Вот статистика за третий квартал 18-го года: почти 40 процентов всех совокупных средств российских НПФ находится в российских облигациях федерального займа, и соответственно это ограничивает доходность.

Могли бы показать доходность получше, если бы инвестировали, например, в корпоративные облигации (законом на самом деле это разрешено), но проблема в том, что тогда НПФ могли бы не пройти стресс-тесты Центробанка, они очень боятся сейчас отзыва лицензий, поэтому выбирают максимально консервативные инструменты. Ну, а для нас с вами, как для инвесторов это невыгодно, потому что рынок дает намного более интересные возможности.

Ну и ещё один момент, ОФЗ это конечно хорошо, это надежный инструмент, но если предположить, что на горизонте, скажем, ближайших 20 - 30 лет в России может произойти дефолт, то пенсионные накопления россиян сгорят синим пламенем (как это уже неоднократно происходило).

Хочу сделать акцент, я часто на форуме рассказываю про ОФЗ, как про инструмент диверсификации портфеля. То-есть, вы можете направить туда 10-15-20 процентов портфеля (в зависимости от ваших целей), но не тогда, когда там 40% совокупного портфеля всех МПФ в ОФЗ. Да мы понимаем, что у отдельных НПФ этот процент может быть еще выше, это слишком большие риски.

Комиссии, что берет НПФ за управление

И третий момент, который хочу с вами обсудить, это комиссии, что берет НПФ за управление. Мы часть об этом не задумываемся, но на самом деле комиссии, это главный враг трейдера и инвестора. Коротко я напомню, что из-за сложного процента, чем выше ваш капитал (а он с каждым годом естественно приумножается, если НПФ работает плюс-минус эффективно), тем большую комиссию берет с вас управляющий, так кака комиссия фиксированная от вашего капитала. То-есть, вот этот процент, который вы платите за управления капиталом НПФ, пассивно является вашей упущенной выгодой. Если бы вы эти деньги инвестировали самостоятельно, то через 20-30 лет, увидели бы довольно существенный прирост своего капитала, а здесь вы его получается дарите тому, кто с вашими деньгами не очень эффективно (скорее всего) работает.

Одним из плюсов этой программы, является то, что если работодатель будет софинансировать вашу пенсию, а вы не будете молчуном, пойдете и напишите отказ от программы, то вы эти средства сможете забрать, и инвестировать самостоятельно. Вот здесь действительно открываются довольно неплохие возможности, но для того чтобы делать это грамотно, нужно разбираться в частных инвестициях.

Кроме того, для того чтобы эти деньги не потратить, а инвестировать, нужно иметь определенную выдержку и финансовую дисциплину.

Вот хочу привести доклад организации "экономического сотрудничества и развития”, согласно которому, только 56% россиян имеют уровень финансовой грамотности достаточный, чтобы самостоятельно создать себе пенсионный капитал, а финансово грамотные люди, только 38% в возрасте 35-45 лет, только 20% россиян задумываются о пенсии.

Читайте также: