До скольки лет можно работать пенсионерам по закону учителем

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

16 октября 2019 15:55


Пожалуй, один из важных вопросов, который волнует всех педагогов и учителей - право на досрочную пенсию. Напомним, до 2001 года гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских образовательных учреждениях, назначалась пенсия по выслуге лет (на основании Закона РСФСР № 340-I от 20.11.90 г., действовавшего с 1992 по 2001 гг., и более раннего Постановления Совмина СССР № 1397 от 17.12.59 г.). Для получения пенсии преподаватель, учитель, воспитатель или иной работник сферы образования должен был иметь стаж просветительской деятельности не менее 25 лет.

В 2001 году в связи с введением обязательного пенсионного страхования, пенсии по выслуге лет фактически были упразднены. Им на смену пришли льготные трудовые пенсии, исчисляемые уже по новым правилам, но все также сохраняющие за учителями право уходить на заслуженный отдых раньше положенного.

И вот, спустя 14 лет, главный пенсионный закон страны претерпел еще одну волну изменений. Трудовые пенсии стали страховыми, а в нашу повседневную жизнь вошли такие понятия, как страховой стаж и пенсионные баллы.

Что это означает для педагогов? Наравне с другими гражданами РФ, работники сферы образования отныне поставлены в зависимость от размера своих пенсионных отчислений. Размер пенсии больше не зависит от среднего размера заработной платы. Все, что имеет значение - это величина ежегодных пенсионных отчислений. Чем больше педагог отчисляет и чем больше работает, тем больше будет его пенсия.

До внесения каких либо изменений в ФЗ №400 от 29.12.13 г., за учителями сохраняется право на льготную пенсию по выслуге лет. Основным условием для ее получения в 2015 году по-прежнему является специальный трудовой стаж. Но это еще не все.

По новым правилам педагогам придется научиться считать года и коэффициенты, а также неустанно следить за соблюдением нормы рабочего времени. Более подробно, о порядке назначения досрочной пенсии поговорим дальше.

Условия досрочного выхода на пенсию

Для того, чтобы день выхода учителя на пенсию пришел быстрее, требуется неукоснительное соблюдение требований подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ №400 от 29.12.13г.

Что же это за требования?

  • Наличие 25 лет стажа в учреждениях детского образования и минимального в году выхода на пенсию индивидуального пенсионного коэффициента ( в 2015 году - 6,6, в 2016 году - 9, в 2017 году - 11,4).
  • Соответствие должности и места работы утвержденным государственным спискам (подробнее см. Постановление №781 от 29.10.02г. за периоды работы с 2001г., Постановление Правительства РФ №1067 от 22.09.99г. за периоды работы с 1999 по 2001 гг., Постановление Совмина РСФСР №463 от 06.09.92г. за периоды работы с 1992-1999гг., Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.59г. за периоды работы до 1992г.).
  • Осуществление педагогической деятельности на условиях полной занятости (Приказ Минобрнауки №1601 от 22.12.14 г.).

Нормы рабочего времени?

Особое внимание будущим пенсионерам рекомендуем обратить на последний пункт: для зачета отработанного времени в профессиональный стаж. С 2015 года педагогический работник для получения пенсии по выслуге лет должен вырабатывать норму рабочего времени соответствующую одной полной заработной ставке:

  • 36 часов в неделю - профессора ВУЗов, педагоги-психологи, трудовики, учителя физкультуры, старшие вожатые, библиотекари, методисты,
  • 30 часов в неделю - старшие воспитатели в ДОУ;
  • 25 - учителя, воспитатели, педагоги, работающие с детьми-инвалидами;
  • 24 часа в неделю - преподаватели музыки;
  • 20 часов в неделю - логопеды, и дефектологи в ДОУ и школах;
  • 18 часов в неделю - учителя в школах, педагоги и учителя доп. образования, преподаватели в спортивных школах и школах искусств, преподаватели иностранных языков в ДОУ;
  • 720 часов в год - преподаватели среднеспециальных учебных заведений

Для ряда сотрудников образования действуют особые условия зачета профессионального стажа. К таким сотрудникам относятся заведующие учебных заведений, детдомов, преподаватели музыки, директора лечебных санаториев, учителя начальных классов сельских школ и т.д.

Подробнее с условиями зачета профессионального стажа можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ №781 от 29.10.12г.

Пресс-служба

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике

г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,

Главная > Консультации > Омбудсмен > Существует ли возрастной ценз для педагогов?

Такой вопрос возникает неслучайно. Знание информационных технологий, федеральных государственных образовательных стандартов, высокие результаты по новой системе оценки качества образования, соответствие новым правилам аттестации педагогических кадров, высокие требования к компетенции учителя — все это необходимые условия для успешной работы педагога в рамках современной системы образования. Каждый ли педагог готов к реализации таких нововведений?

Даже современным и прогрессивным педагогическим работникам требуется немало времени и сил, чтобы освоить инновационные технологии системы образования. Следует отметить, что работа педагога является достаточно эмоционально напряженной, в связи с этим нередко можно наблюдать синдром эмоционального выгорания у педагогов, которые проработали в школе много лет. Негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, работе — могут быть признаками синдрома эмоционального выгорания и негативно повлиять на весь процесс обучения детей. С другой стороны, у педагогов, которые имеют большой педагогический стаж, свои преимущества:

  • как правило, высокий профессиональный уровень обучения;
  • большой опыт общения с учащимися;
  • грамотная подача учебного материала и т. д.

Отметим юридический аспект вопроса. Существуют ли основания, которые позволяют директору освободить от должности учителя с более чем 40-летним опытом педагогической деятельности?

Для ответа на вопрос обратимся к следующим нормативным актам.

Кто имеет право на осуществление педагогической деятельности?
В Законе существует целая глава, которая регулирует особенности труда педагогических работников. Статьи ТК РФ и Закона определяют, что к педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют образовательный ценз. Это означает, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (ст. 46 Закона). Аттестация педагогических работников проводится для того, чтобы подтвердить свой профессиональный уровень на соответствие занимаемой должности и установления квалификационной категории (п.1 ст.49 Закона). Аттестация педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности. По результатам аттестации учителя комиссия принимает следующие решения:

  • соответствует педагог занимаемой должности или нет;
  • установить первую (высшую) квалификационную категорию или отказать в установлении соответствующей категории (Приказ Министерства образования и науки России от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

Если комиссия решила, что педагог не соответствует занимаемой должности, то трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя вследствие недостаточной квалификации. Расторжение договора в данном случае является необязательным. Директор может предложить учителю пройти курсы повышения квалификации или перевести работника с его согласия на другую должность.

Перечень лиц, которые не могут быть допущены к образовательной деятельности:

  • лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК РФ).

Трудовое законодательство запрещает ограничения в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста. Исключением из этого правила являются руководящие работники высших учебных заведений (ректоры, проректоры, руководители филиалов). Для них определен возрастной ценз. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. В исключительных случаях является возможным продлить срок пребывания ректора высшего учебного заведения в должности до 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Во всех остальных случаях уволить работника преклонного возраста, который справляется со своими обязанностями, успешно сдал аттестацию, работодатель не имеет права.

Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет. Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

  • Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
  • Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2020 году требуется 18,6 баллов, а в 2021 году будет нужно 21 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.

Льготная пенсия учителям по выслуге лет — будут ли изменения в 2020 году?

Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

  • Ежегодно этот норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).
  • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроков. Это значит, что для выработавших стаж в 2020 году получение пенсии будет отложено только на полтора года вместо двух.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Дата выработки льготного стажа I п. 2019 II п. 2019 I п. 2020 II п. 2020 2021 2022 2023
На сколько будет отложен ВП + 0,5 + 1,5 + 3 + 4 + 5
Дата ВП II п. 2019 I п. 2020 II п. 2021 I п. 2022 2024 2026 2028

Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

Например, если учитель во втором полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. во первом полугодии 2020 года). Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

Основные условия льготного выхода на пенсию педагогов по выслуге лет можно изобразить следующим образом:


Инфографика: условия выхода на пенсию педагогических работников по новому закону

Выслуга лет для учителей в 2020 году

Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы:

Период профессиональной деятельности Законодательный акт
до 01.01.1992 Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959
с 01.01.1992 до 31.10.1999 Постановление Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991
с 01.11.1999 по 31.12.2001 Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999
с 01.01.2002 Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002

Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена страховой по старости.

Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами.

Какие должности входят в педагогический стаж (перечень)

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке. При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

  1. В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
    • начальных классов общеобразовательных учреждений;
    • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
  2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
  3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
    • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
    • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
  4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
    • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
    • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

Вопрос — ответ

Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года. В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.

После принятия закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992 г., длительность отпуска по уходу за ребенком больше не включается в стаж для досрочного оформления пенсии (в том числе и в льготный педагогический).


В следующем учебном году образовательную отрасль ждет масса перемен. Первоклашки начнут учиться по новым стандартам, школы обещают модернизировать, а педагогам — индексировать зарплату. О проблемах и перспективах реформ «Известиям» рассказала директор Института развития образования Высшей школы экономики, один из разработчиков программы «Стратегия 2020» Ирина Абанкина.

Всех ли педагогов осенью ждет увеличение зарплат?

Федеральный центр принял решение направить на развитие образования 120 млрд рублей. Транш растянется на два учебных года. До 1 августа в регионы уйдет 20 млрд. Сумма для каждого субъекта федерации рассчитана по прозрачной формуле — пропорционально численности обучающихся и в зависимости от уровня доходов региона. При этом при расчете объема субсидии, которую получит регион, сельские школьники учитываются с коэффициентом 2. Эти деньги на зарплату истратить нельзя. Они идут на ремонт, повышение квалификации, переоснащение. Но за счет того, что регионам не нужно будет изыскивать средства на модернизацию, они обязаны найти возможность поднять зарплату учителей до средней по региональной экономике. А если это пока невозможно, то как минимум на 30%.

Когда все время говорится про среднюю зарплату в экономике, то это не значит, что ее каждый учитель получит. Некоторые регионы хотят повысить финансирование только стимулирующего фонда оплаты. И оставить его распределение на усмотрение школ. То есть зарплата повысится у педагогов с лучшими показателями качества. Я все-таки сторонник того, чтобы выросли и базовая, и стимулирующая части.

К сожалению, слышала, как многие губернаторы отчитывались, что в этом году они уже и так подняли доходы учителей. Но к «сентябрьскому» проекту это не относится. Не правильно отчитываться прошлыми заслугами. Эти вопросы должны быть сняты. Иначе нам грозит большой взрыв недовольства.

А критерии качества какие? В Москве с сентября 259 школ в качестве эксперимента будут переведены на новую систему оплаты. Учителям сказали, что их доходы будут зависеть от успеваемости учеников. А родители боятся, что придется платить за каждый чих.

Сегодня в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ школы переводят на систему нормативно-подушевого финансирования. То есть начинается переход от финансирования самих бюджетных учреждений к оплате их деятельности. Зарплата учителя делится на базовую, стимулирующую и компенсационную части. Базовая рассчитывается в зависимости от числа обучающихся, интенсивности, сложности предмета. Компенсационная несомненно связана с обязательствами законодательства. И самое главное — стимулирующая часть, которая должна распределяться с участием органов общественного самоуправления. Разработкой критериев оплаты занимается сама школа, ее управляющий совет. Для каждого учреждения критерии — свои. Со стороны родительской общественности должен быть сформирован заказ на качество. Очень важно, чтобы школы имели свою программу развития. И принимали решение, за что они хотят стимулировать учителя. Тем, кто уделяет большое внимание воспитанию детей, занимается с ними дополнительно. Или тем, кто готовит к олимпиадам, поддерживает творческую одаренность. Это же очень разные стратегии. Положительная динамика в освоении образовательных программ и в успеваемости обязательно должна учитываться. При этом Москва – не первый регион, который переходит на новые рельсы. Как показывает практика Белгородской, Калининградской, Тюменской, Томской областей, Краснодарского края и других регионов, чтобы мотивировать учителя, стимулирующий фонд должен быть не менее 20%. Это дает возможность талантливым педагогам, которые работают на результат, получать зарплату существенно выше. Иногда даже больше, чем опытные учителя.

Не станет ли сентябрьское повышение зарплаты разовой акцией? Сейчас помощь оказал федеральный бюджет, а где гарантия того, что и дальше пойдут дотации? Многие «бедные» регионы вряд ли сумеют изыскать у себя дополнительные доходы.

Есть такая угроза. Очень важно, чтобы образовалась системная основа повышения нормативов финансирования. А это значит, что необходимо внести соответствующие изменения в закон о бюджете.

Действительно ли по уровню образования российские школьники значительно отстают от европейских?

Однако новые стандарты старшей школы, предлагавшие индивидуализацию, забракованы и педагогами, и родителями. Что сейчас будет предложено общественности?

Эксперты пытаются найти компромисс между двумя существующими вариантами стандартов. Один предусматривает индивидуализацию и компетентностный подход. Когда дается минимум обязательных предметов и ученик сам формирует свою программу. Другой — профильное обучение. Скорее всего, будет найден компромисс между этими разработками. Но дальше остается вопрос, каким образом обеспечить принятие новых технологий обществом. Ведь мы натолкнулись не просто на критику стандартов, а на серьезное сопротивление реформам. И дело тут не только в недостатке информации. Есть группы, которые реально все понимают и сознательно не хотят отказываться от советской школы с 15–20 предметами. Педагоги старой закалки боятся остаться невостребованными, не способными освоить новые технологии. Мы ежегодно выпускаем 150 тыс. молодых учителей, которые могли бы стать носителями современных моделей обучения. Но в школу они не попадают, так как там все занято. Педагогов пенсионного возраста у нас вроде бы немного — 18–20%. Но они занимают ключевые позиции. И эта атмосфера застоя в коллективах, костяк которых — немолодые дамы. Многие из них вполне квалифицированны и стараются. Но требуется совсем другое, что они не в состоянии дать. Я считаю, что нужно освобождать от армии юношей, если они идут работать в школы. И конечно, делать конкурентоспособной зарплату. Чтобы родители увидели перспективу, каким должно стать наше образование, необходимо переходить от стратегии «ремонтных» работ к строительству новой школы во всех регионах. Новой во всех смыслах — школе, в которой преподавание ведется по новым технологиям, с молодыми педагогическими коллективами, автономией, современным оборудованием, школам, в которых ученики чувствуют себя в новой образовательной и культурной среде. Такая школа должна стать реальным образовательным и культурным центром и в городе, и в селе.

С «возрастными дамами» что делать? Увольнять — слишком радикальная мера.

Решать проблему достойной отраслевой пенсии. Создавать систему разных центров — психологических, логопедических, коррекционных и предлагать опытным педагогам работу в таких сетевых структурах. Заслон на возраст в школах — не старше 60–65 лет– необходим. Да, это недемократично. Но сегодня мы теряем не только темп обновления, но и качество. Причем в отношении дошкольников у меня такой жесткой позиции нет. Наоборот, малышам необходимы терпение, забота, внимание. Все это свойственно людям старшего возраста. А школам требуется креативность. И разница в два поколения между учеником и учителем этому не способствует.


Педагогические работники производят свою профессиональную деятельность в специфических условиях, которые напрямую связаны с преждевременной потерей ими трудоспособности.

Также на них лежит большая ответственность, связанная с воспитанием и обучением несовершеннолетних, что предполагает дополнительные психоэмоциональные нагрузки.

Бесплатно по России

Исходя из этого, педагоги в нашем государстве имеют право выходить на заслуженный отдых раньше положенного и получение пенсии, однако чтобы рассчитывать на данные льготы, им необходимо соответствовать строгим критериям, которые определены законодательством.

Льготная пенсия педагогам

По общему правилу, в 2019 году граждане имеют право завершить свою трудовую деятельность и начать получать пенсионные выплаты по достижении ими определенного возраста (55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин).

Но некоторые категории работников имеют законное право выйти на пенсию раньше, вне зависимости от того, достигли ли они необходимого возраста или нет. Такой преференцией пользуются педагоги и медики. Также это касается и работников, которые трудятся на вредных производствах или осуществляют трудовую деятельность в областях со сложными климатическими условиями.


Под льготной пенсией работникам школ и некоторым другим категориям трудящихся в педагогической сфере следует понимать досрочные выплаты за выслугу лет в системе образования.

Условия назначения

Для назначения пенсии по льготе работник должен осуществлять профессиональную деятельность в области просвещения не менее 25 лет.
Право на выплаты возникает только по факту выслуги лет, возраст не имеет никакого значения.
В то же время рассчитывать на раннее пенсионное обеспечение могут не все лица, которые работали в образовательных учреждениях, а лишь те, кто имели следующие должности:

  • учителя школ (общеобразовательных, коррекционных, музыкальных и т. д.);
  • воспитатели в детских садах и яслях;
  • социальные педагоги и логопеды;
  • административные работники школ, осуществляющие непосредственный контроль учебного процесса (директора, завучи).

Данные категории педагогических работников вправе рассчитывать на вышеозначенную льготу при условиях работы в следующих типах организаций:

  • школы, в том числе: общеобразовательного профиля, гимназии, лицеи;
  • учреждения дополнительного образования;
  • коррекционные и реабилитационные образовательные учреждения;
  • детские дома;
  • дошкольные учреждения;
  • училища, колледжи, предусматривающие обучение в рамках профессионального образования.

Приведенные выше списки не являются исчерпывающими, поэтому для уточнения частных случаев следует обратиться к законодательству, в частности важному нормативному акту, устанавливающему порядок назначения льготной пенсии – Постановлению Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. Именно в нем имеются сведения относительно должностей и типов образовательных учреждений, труд в которых входит в педагогический стаж.
Трудовая деятельность идет в зачет выслуги только при условии, что работник исполнял свои обязанности в рамках полной педагогической нагрузки, которая установлена в соответствии с утвержденными учебными планами и стандартами.
Кроме непосредственной работы в учреждениях образования на определенных законом должностях, в педстаж входят следующие периоды:

  1. Временная нетрудоспособность по состоянию здоровья (на основании больничных листов);
  2. Нетрудоспособность в связи с беременностью и декретным отпуском (только до того момента, когда ребенку исполнится полтора года).
  3. Обучение, связанное с улучшением квалификации и получением дополнительного образования педагогического профиля.

Изменения и последние новости 2019 года


В 2019 году Правительством России была инициирована масштабная реформа всей системы пенсионного обеспечения.

Она была крайне негативно воспринята многими слоями населения в нашей стране. При этом многие педагоги задаются вопросом, что изменится и останутся ли льготы.

В текущем году для работников образования практически ничего не меняется. Выслуга остается той же, равно как и иные основания для начисления выплат. Изменения коснутся лишь возможности использования рассчитанной льготной пенсии.

Если педагог выработал необходимый страховой стаж в 2019 году, то и пенсия ему будет рассчитана в текущем году, однако на сами выплаты следует рассчитывать только в следующем. С каждым годом подобная отсрочка будет увеличиваться на 12 месяцев, пока не достигнет 8 лет.

Сохранится ли льготная пенсия

В ближайшие годы пенсия по выслуге лет для работников образовательной отрасли сохранится. Однако в планах Правительства эту льготу отменить. Произойдет это в 2030 году. После этого рассчитывать на дальнейшее льготное обеспечение будет уже нельзя.

Как оформить пенсию по выслуге лет учителям

Для оформления льготной пенсии следует произвести обращение в отделение ПФ по месту регистрации. Необходимые действия может произвести не только сам заявитель, но и его представитель. Для этого у последнего на руках должна быть доверенность, заверенная в нотариальном порядке.

На основании данных, представленных заявителем или его доверенным лицом, сотрудники ПФР примут решение о назначении пенсии либо в отказе в удовлетворении заявления. В последнем случае педагог вправе обжаловать его в порядке искового производства в суде.

Список документов

В комплекте с заявлением в пенсионный фонд следует подать документы, подтверждающие право на назначение соответствующей льготы. Бумаги следует собирать заранее, примерно за 3 месяца до примерной даты выхода на пенсию.

В ПФР следует предоставить:

  1. Паспорт. Документ, который подтверждает личность заявителя. Сотрудника ПФР интересуют личные данные, адрес регистрации, а также реквизиты самого паспорта.
  1. Трудовая книжка. Является документом, в котором отражается вся трудовая деятельность с указанием места и периодов работы.
  1. Справка по форме 2 НДФЛ. В ней отображаются доходы работника за последний год.
  1. Справка, подтверждающая особый характер работы. Данный документ выдается работодателем и является подтверждением того, что трудовая деятельность работника имела особую специфику, а именно это дает право на начисление льготной пенсии.

ПФР может потребовать и иные бумаги. Так, мужчины предоставляют военный билет для подтверждения службы в армии, а женщины свидетельства о рождении детей.

Размер

Какого-либо фиксированного размера пенсии по выслуге лет у педагогических работников нет. Он зависит, в первую очередь, от размера заработной платы сотрудника и составляет 40% от нее. Естественно, чем выше была заработная плата по последнему месту работы, тем выше пенсия. Однако максимальный размер выплат не может составлять более 75% от суммы оплаты труда.

Начисление доплаты

Также к педагогической льготной пенсии может быть произведена доплата за счет различных надбавок:

  • за работу в местностях Крайнего Севера;
  • за работу в сельской местности;
  • за имеющуюся ученую степень;
  • за счет пенсионных коэффициентов.

Пример расчета

Исходя из справки о доходах, средняя заработная плата педагога составляла 16 тысяч рублей. Соответственно, 40% от 16000 рублей =6400 рублей. Это базовая льготная пенсия педагога без учета каких-либо надбавок.

Одной из особенностей начисления льготной пенсии педагогам было то, что ведение деятельности в качестве специалиста в сфере образования было невозможным (за исключением частных организаций). Это способствовало тому, что многие из них не обращались за ее оформлением, а осуществляли трудовую деятельность далее. Однако с 2019 года можно законно трудиться и после выработки страхового стажа, что, впрочем, неоднозначно воспринято в самой среде работников сферы образования.

Полезное видео

Еще больше информации смотрите в видео:


Пенсионная реформа 2020 года представляет собой начало второго этапа усовершенствований пенсионной системы России, что началась в сфере социального обеспечения в 2019 году. С 1 января 2020 года для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями, в том числе пенсий по выслуге лет для учителей, аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

Льготная пенсия по выслуге лет учителям с 1 января 2020 года по новым правилам выхода

Многие учителя продолжают волноваться какими будут пенсионные выплаты в 2020 году. Сохранится ли выслуга лет, которая позволяет покинуть рабочее место досрочно. Льготная пенсия для учителей является одним из хороших моментов в такой слезной и эмоциональной работе.

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями. С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.

Такие корректировки затронут и учителей, имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет. Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

Выйти на пенсию досрочно гражданам этой категории можно при наличии:

  • Не менее 25 лет педстажа (согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»). В качестве педагогического стажа, дающего право на досрочное оформление пенсии, учитываются только периоды работы согласно установленному списку должностей и учреждений.
  • Минимально необходимого количества пенсионных баллов (ИПК), установленных ч. 3 ст. 8 вышеуказанного закона. Например, в 2018 году требуется 13,8 баллов, а в 2019 году будет нужно 16,2 и т.д. с ежегодным увеличением на 2,4 балла до тех пор, пока в 2025 году закрепится окончательное значение — 30 баллов.

С проведением пенсионной реформы с 2019 года требования к стажу по профессии корректироваться не будут, но после завершения переходного периода стать пенсионером учителям можно будет только через 5 лет после выработки необходимого стажа. Вводиться новое условие будет постепенно — с ежегодным увеличением периода отсрочки. (см. таблицу).

Льготная пенсия учителям по выслуге лет

Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

  • Ежегодно этот норматив будет увеличен на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).
  • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроков. Это значит, что в 2019 году получение пенсии будет отложено только на 6 месяцев, а в 2020 — на полтора года.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Дата выработки льготного стажа I п. 2019 II п. 2019 I п. 2020 II п. 2020 2021 2022 2023
На сколько будет отложен ВП + 0,5 + 1,5 + 3 + 4 + 5
Дата ВП II п. 2019 I п. 2020 II п. 2021 I п. 2022 2024 2026 2028

Используемые в таблице сокращения: п. — соответствующее полугодие указанного года; ВП — выход на пенсию.

Следовательно, если учитель во втором полугодии 2019 года будет иметь 25 лет педагогического стажа, то оформить пенсионные выплаты он сможет через 6 месяцев после даты выработки специального стажа (т.е. в первом полугодии 2020 года).

Рассмотрим несколько примеров:

  • Женщина, которая выработала специальный стаж на 15 октября 2019 года, приобретает право на пенсию 15 апреля 2020 года.
  • Если у школьного учителя на 25 апреля 2020 года будет выработан необходимый стаж, то право на пенсию в таком случае будет определено с 25 октября 2021 года.

Итак, кто выходит на пенсию в 2020 году?

  • В связи с переходным периодом, в 2020 году выйти на пенсию смогут учителя, выработавшие стаж во втором полугодии 2019 года.
  • Оформлять пенсию они будут в течение первой половины 2020 г. — через полгода после выработки спец. стажа.

Для тех, у кого необходимое количество лет выслуги будет достигнуто в 2023 г. и позже, получение пенсии будет отложено уже на 5 лет.

Новым законом не установлено, какого рода деятельность педагог должен вести в течении периода этой отсрочки. Это означает, что он может как прекратить педагогическую деятельность, проработав 25 лет, так и продолжить ее (на свое усмотрение).

Выслуга лет для учителей с 2019 года

Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

Для досрочного оформления пенсии педагогам учитывается только стаж работы в учреждениях и должностях, предусмотренных следующими нормативными документами в зависимости от периода работы:

Период профессиональной деятельности Законодательный акт
до 01.01.1992 Постановление Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 г.
с 01.01.1992 до 31.10.1999 Постановление Совмина РСФСР № 463 от 06.09.1991 г.
с 01.11.1999 по 31.12.2001 Постановление Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г.
с 01.01.2002 Постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16.07.2014 г. перечень должностей, учреждений, а также порядок расчета педагогического стажа остаются прежними — установленными Постановлением № 781. Изменилось только наименование пенсии — трудовая была заменена страховой по старости.

Для оформления учителям льготной пенсии по старости необходимо, чтобы должность и место работы, указанные в трудовой книжке, соответствовали наименованиям должностей и учреждений, определенным вышеуказанными законодательными актами. В противном случае, в ПФР при определении права на досрочную пенсию могут быть исключены из стажа некоторые периоды работы, которые не соответствовали вышеуказанным требованиям.

Перечень должностей, входящих в педагогический стаж

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Полный перечень приведен в Списке должностей и учреждений, утвержденном Правительством. Именно в таких, предусмотренных списком формулировках должна быть запись в трудовой книжке, чтобы период работы был зачтен в качестве льготного педагогического стажа.

Как считать педстаж для выхода на пенсию по выслуге лет?

Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке.

При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

  1. В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
    • начальных классов общеобразовательных учреждений;
    • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
  2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
  3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
    • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
    • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
  4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
    • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
    • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

Полный перечень ограничений, а также порядок учета времени работы педагогов и учителей представлен в утвержденных Постановлением № 781 Правилах исчисления периодов работы для льготного выхода на пенсию.

Читайте также: