Евросоюз право на пенсию








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

С 2019 года россияне начнут жить по новым правилам. Начинается переходный этап, в течение которого граждане будут все позже выходить на пенсию. В финале этого действия предполагается, что представители сильной половины человечества смогут претендовать на государственные выплаты после 65 лет. У прекрасной половины будет в этом плане небольшое преимущество. Им разрешили переходить на госпособие уже с 60 лет. А как обстоит положение дел в других странах мира?

Надо сказать, что пенсионная реформа запускалась в стране с большим скрипом. Разгорелись нешуточные споры. Одни кивали на ситуацию в развитых странах мира и доказывали, что России нужно подтягивать пенсионный возраст до заграничного уровня. Другие также приводили в пример заграничные страны, но объясняли, что уровень и продолжительность жизни там выше, поэтому можно и позже выходить на пенсию. В России же ситуация другая, поэтому нам не стоит принимать во внимание их опыт.

Ситуация по странам мира

Во сколько же лет жители разных стран мира начинают получать пенсии? В целом, как показывает анализ, многие развитые государства начинают осуществлять выплаты гражданам только после того, как их возрастная планка перевалит за отметку 60-65 лет. Иными словами, тот уровень, к которому Россия только идет, уже давно является нормой в развитых странах мира.

При этом, конечно, в каждой стране есть свои особенности. Например, в Швейцарии к 2020 году хотят уравнять женщин и мужчин, отправляя их на пенсию в возрасте 65 лет. До этого слабый пол мог рассчитывать на пособие с 64 лет. При этом у граждан есть возможность отправиться на заслуженный отдых уже с 58 лет, однако в этом случае размер выплаты будет меньше, чем у тех, кто стал получать пособие в рамках положенного периода.

Похожая ситуация наблюдается и в Японии. Граждане Страны восходящего солнца могут отправляться на пенсию уже с 60 лет, но хорошие деньги будут получать только те, кто отложил свое обращение за пенсией до 65 лет. Но, судя по всему, данное положение будут в ближайшие годы переписывать. В стране наблюдается серьезная демографическая проблема, поэтому не исключено, что пенсионный возраст превысит планку в 70 лет.

Займи срочно » Полезные статьи » Пенсионный возраст в разных странах мира

Пенсионный возраст в разных странах мира

С 2019 года россияне начнут жить по новым правилам. Начинается переходный этап, в течение которого граждане будут все позже выходить на пенсию. В финале этого действия предполагается, что представители сильной половины человечества смогут претендовать на государственные выплаты после 65 лет. У прекрасной половины будет в этом плане небольшое преимущество. Им разрешили переходить на госпособие уже с 60 лет. А как обстоит положение дел в других странах мира?

Надо сказать, что пенсионная реформа запускалась в стране с большим скрипом. Разгорелись нешуточные споры. Одни кивали на ситуацию в развитых странах мира и доказывали, что России нужно подтягивать пенсионный возраст до заграничного уровня. Другие также приводили в пример заграничные страны, но объясняли, что уровень и продолжительность жизни там выше, поэтому можно и позже выходить на пенсию. В России же ситуация другая, поэтому нам не стоит принимать во внимание их опыт.

Ситуация по странам мира

Во сколько же лет жители разных стран мира начинают получать пенсии? В целом, как показывает анализ, многие развитые государства начинают осуществлять выплаты гражданам только после того, как их возрастная планка перевалит за отметку 60-65 лет. Иными словами, тот уровень, к которому Россия только идет, уже давно является нормой в развитых странах мира.

При этом, конечно, в каждой стране есть свои особенности. Например, в Швейцарии к 2020 году хотят уравнять женщин и мужчин, отправляя их на пенсию в возрасте 65 лет. До этого слабый пол мог рассчитывать на пособие с 64 лет. При этом у граждан есть возможность отправиться на заслуженный отдых уже с 58 лет, однако в этом случае размер выплаты будет меньше, чем у тех, кто стал получать пособие в рамках положенного периода.

Похожая ситуация наблюдается и в Японии. Граждане Страны восходящего солнца могут отправляться на пенсию уже с 60 лет, но хорошие деньги будут получать только те, кто отложил свое обращение за пенсией до 65 лет. Но, судя по всему, данное положение будут в ближайшие годы переписывать. В стране наблюдается серьезная демографическая проблема, поэтому не исключено, что пенсионный возраст превысит планку в 70 лет.

В Великобритании на данный момент можно получать пенсионные выплаты после 65 лет, однако в ближайшие 30 лет показатель может увеличиться до 68 лет. По крайней мере, планы такие есть. Будут ли они реализованы или нет, никто не знает. Все зависит от разных факторов, в том числе от тех, что связаны с политикой и экономическим развитием страны.

Таблица возраста выхода на пенсию в разных странах мира

Какие страны снижают планку?

Однако не нужно думать, что все страны вокруг России только и делают то, что повышают планку выхода на пенсию.

Есть и обратные примеры. Буквально на днях из Италии пришли интересные новости. Президент страны подписал документы, которые позволяют пожилым итальянцам выходить на пенсию с 62 лет. Напомним, еще совсем недавно граждане этой страны могли рассчитывать на пенсионное обеспечение только после того, как им исполнялось 66-67 лет. Таким образом, возраст выхода на пенсию снизился на несколько лет.

Возраст в этой стране активно повышали с 2011 года, чтобы решить накопившиеся финансовые проблемы. Но новый порядок так и не встретил понимания среди граждан. Власти были вынуждены отступить.

По расчетам экспертов, снижение планки дорого обойдется государственной казне. В этом году придется дополнительно запланировать на расходы около 4 млрд евро, а в следующем – еще 8 млрд евро. Впрочем, у такой меры может быть и положительная сторона. Дело в том, что снижение планки возраста позволит пожилым гражданам быстрее выходить на пенсию и освобождать рабочие места для молодых кадров. Таким образом, коррективы планки могут оказать позитивное влияние на показатель безработицы.

Кроме возраста, в Италии также введут базовый доход для граждан, которые находятся за чертой бедности. По расчетам местных экспертов, под это определение сегодня попадают около 5 млн граждан. У них появится возможность претендовать на выплаты в размере до 780 евро в месяц.

Какие страны снижают планку?

Однако не нужно думать, что все страны вокруг России только и делают то, что повышают планку выхода на пенсию.

Есть и обратные примеры. Буквально на днях из Италии пришли интересные новости. Президент страны подписал документы, которые позволяют пожилым итальянцам выходить на пенсию с 62 лет. Напомним, еще совсем недавно граждане этой страны могли рассчитывать на пенсионное обеспечение только после того, как им исполнялось 66-67 лет. Таким образом, возраст выхода на пенсию снизился на несколько лет.

Возраст в этой стране активно повышали с 2011 года, чтобы решить накопившиеся финансовые проблемы. Но новый порядок так и не встретил понимания среди граждан. Власти были вынуждены отступить.

По расчетам экспертов, снижение планки дорого обойдется государственной казне. В этом году придется дополнительно запланировать на расходы около 4 млрд евро, а в следующем – еще 8 млрд евро. Впрочем, у такой меры может быть и положительная сторона. Дело в том, что снижение планки возраста позволит пожилым гражданам быстрее выходить на пенсию и освобождать рабочие места для молодых кадров. Таким образом, коррективы планки могут оказать позитивное влияние на показатель безработицы.

Кроме возраста, в Италии также введут базовый доход для граждан, которые находятся за чертой бедности. По расчетам местных экспертов, под это определение сегодня попадают около 5 млн граждан. У них появится возможность претендовать на выплаты в размере до 780 евро в месяц.

Положение в России

В России пока не приходится говорить о снижении планки выхода на пенсию. Страна столкнулась с весьма сложной ситуацией, при которой нельзя было затягивать с проведением реформы. Во-первых, все последние годы рост числа новых пенсионеров стремительно ускорялся. Если в начале 90-х нагрузка на ПФР составляла около 33 млн человек, то сегодня число граждан, которые находятся на пенсионном обеспечении, превышает 43 млн.

При этом, как известно, счета ПФР пополняются за счет работающих граждан. Из их средств и осуществляются выплаты действующим пенсионерам. При этом поступления от работающих граждан также начали сокращаться, поскольку число рабочих рук в стране идет на убыль.

Поэтому и возникает очень сложная ситуация. Пенсионной системе нужно все больше денег, чтобы удовлетворить нужды растущего числа пенсионеров, однако источников для пополнения резервов нет, так как работающих граждан становится меньше.

Реформа, как выход

Реформа призвана решить сразу несколько проблем. Если россияне начнут позже выходить на пенсию, то нагрузка на систему значительно снизится. Государству не придется экстренно закрывать дыры, перекидывая средства с других, не менее важных направлений.

Кроме того, надо понимать, что в стране не хватает рабочих рук, поэтому, если гражданин дольше останется на своей работе, то это будет положительный момент во всех смыслах. В отличие от Италии, где наблюдается высокая безработица, в России безработица находится на низком уровне, поэтому нам важно удерживать кадры.

Что получим от повышения планки?

Многие граждане часто сравнивают уровень пенсии в России и в развитых странах мира. Действительно с этой точки зрения наблюдается серьезная диспропорция в размере выплат. Если в России средний размер пенсии сегодня составляет 14 тыс. рублей, то в развитых европейских странах размер пенсионного пособия в пересчете на российскую валюту может доходить до 100-120 тыс. рублей.

Повышение возраста позволит немного сократить этот дисбаланс, хотя о полном сокращении разницы говорить не приходится. По прогнозам чиновников, в ближайшие 5 лет россияне смогут получать пенсию на уровне 20 тыс. рублей. О том, какая пенсия светит индивидуальным предпринимателям, читайте в нашем материале «Пенсия для ИП. Что влияет на размер?»

Такой скачок произойдет благодаря снижению нагрузки на пенсионную систему. Если потенциальные пенсионеры вместо выхода на пенсию теперь продолжат трудиться на благо страны, то поступать средств в бюджет станет больше, а тратиться меньше. За счет этого начнут появляться средства для увеличения выплат действующим пенсионерам.


Считается, что пенсии в странах Европы на порядок выше, чем в странах СНГ. Но так ли это на самом деле? Страны Евросоюза по-разному определяют размер пенсии. Минимальный размер таких выплат может зависеть не только от политики государств, но и от конкретного города.

История начала пенсионной политики в Германии

Первая пенсия была выдана немцам по приказу канцлера Бисмарка. Дата начала этих выплат — 1889 год. Предназначались они государственным служащим и рабочим, которые дожили до 70 лет. Однако в этом заключалась политическая хитрость.

Дело в том, что во второй половине XIX века средняя продолжительность жизни среднестатистического немца составляла 45 лет. А возраст выхода на пенсию — 70 лет. Таким образом, получали ее лишь единицы.

Жители Германии иронизировали по этому поводу, назвав пенсии «суммами для покойников». Но, даже несмотря на это, пенсионным указом никто не мог пренебречь, и выплаты осуществлялись регулярно.

Государство шло еще на одну хитрость: выход на пенсию для тогдашних немцев начинался с 70 лет, а так как многие не доживали до этого возраста, то все деньги, предназначенные для пенсий, оставались в государственной казне.

Как начислялись средства? Рабочие и служащие платили процент от своей заработной платы в пенсионную казну. Считается, что данная реформа в Германии была связана с тогдашней демографической проблемой. Выходит, что государство пыталось таким образом поднять рождаемость и сохранить нацию.

Когда к власти пришел Адольф Гитлер, он не внес каких-либо существенных изменений в данную реформу.

Политическая реформа в Германии в ХХ веке

Пенсионная система, которую заложил канцлер Бисмарк, работала более столетия. Однако в ХХ веке произошли значительные изменения. В 1953 году к власти пришел канцлер Аденауэр. Он снизил возраст выхода на пенсию на 5 лет. То есть люди могли претендовать на государственное пособие, когда их возраст достигал 65 лет.

А также Аденауэр разработал так называемый солидарный договор поколений. Согласно данному договору, в пользу стариков и детей регулярно отчислялся процент от заработной платы рабочих.

Во многих европейских странах данная пенсионная система действует до сих пор.

Какие пропорции отчислений в пенсионную казну Германии действуют в 2020 году? С предпринимателей, как и со служащих, взимается 50 %.

Средняя пенсия в современной Германии составляет 770 евро. Максимальный размер данного пособия — 2200 евро. А также государство берет на себя ответственность за оплату коммунальных платежей пенсионеров.

Мировая пенсионная политика

Правительство многих развивающихся европейских стран заинтересовано в том, чтобы люди преклонного возраста получали сумму пенсии, достаточную для удовлетворения их потребностей. Главное направление многих европейских пенсионных реформ — это увеличение пенсионного возраста.

В этом есть рациональное зерно, ведь многие старики, несмотря на свой возраст, имеют работу, а, следовательно, и постоянный источник дохода.

Многие работодатели предпочитают держать в штате пенсионеров, а не молодых сотрудников, так как они имеют огромный рабочий опыт и отточенные годами трудовые навыки.

Какие параметры определяют благосостояние стариков?

  • Минимальный размер социального пособия для людей преклонного возраста.
  • Индексация пенсий с учетом инфляции в стране.
  • Пенсионные льготы.
  • Пенсионный возраст в государстве, который зависит от средней продолжительности жизни, уровня жизни населения, а также размера потребительской корзины.


Выход на пенсию в других странах

Страны, в которых данные показатели считаются приоритетными в плане реформирования жизни стариков, считаются развитыми. В таких странах жизнь людей преклонного возраста благополучная.

В каких странах у пенсионеров высокий уровень жизни?

Есть перечень, в котором представлены 6 государств, где пенсионную систему можно назвать развитой.

  1. Дания. Данию многие называют Меккой для людей преклонного возраста. Жители многих европейских стран желают иметь работу в Дании, так как это предоставит им возможность стать получателем больших государственных выплат, точнее, около 3087 долларов в месяц. Получать данные пенсии могут люди, достигшие возраста 65 лет.
  2. Финляндия. Максимальный размер пенсии для стариков в Финляндии не установлен, однако их средний размер — 1781 доллар. Сумма пенсии зависит от трудового стажа человека, а также от его заработной платы. Если гражданин Финляндии не дотянул до минимума, то государство доплатит ему недостающую сумму. Получать данные выплаты могут люди, достигшие возраста 63 лет.
  3. Норвегия. Здесь возраст выхода человека на пенсию — 62 года. Но размер пенсии стоит того, чтобы норвежские рабочие ожидали его. Уровень жизни в Норвегии довольно высокий, даже несмотря на высокие налоги, которые платят рабочие и предприниматели.
  4. Чехия. Люди могут рассчитывать на государственные выплаты с 63 лет. Их размер также довольно большой, что позволяет старикам не бедствовать. Средний размер пенсии для людей преклонного возраста в Чехии составляет 460 долларов.
  5. Германия. Около четверти населения Германии — пенсионеры. В этой стране для них также довольно высокие выплаты. Среднестатистический работающий немец может рассчитывать на пенсию в размере 770 евро. Каждый старик в этой стране будет получать помощь от государства в оплате коммунальных услуг.
  6. Франция. Во Франции денежные пособия для людей преклонного возраста начисляются так же, как и во многих других европейских странах. То есть чем больше стаж и заработная плата рабочего человека, тем больше денег он будет получать в старости. Рассчитывать на данные выплаты могут люди, достигшие возраста 62 лет.

На высокие выплаты могут также претендовать пенсионеры таких европейских стран, как Италия, Португалия, Словения, Австрия, Финляндия, Люксембург, Испания и так далее.

Особенности социальных выплат старикам в других странах Европы

  • Польша. Это государство уже многие годы имеет социальные стандарты, соответствующие европейским. Человек, получающий среднюю пенсию, может рассчитывать на довольно высокий уровень жизни даже в столице Польши Варшаве. Однако не стоит думать, будто можно будет ни в чем себе не отказывать, просто жизнь неработающего старика в Польше будет безбедной.
  • Венгрия. В Венгрии старикам не выплачивают огромные пособия, однако они не находятся за чертой бедности. Жизнь венгерских пенсионеров скромная, но в то же время они совсем не голодают. Многие из них имеют возможность получать дополнительный доход, например, работая в музее или библиотеке.


Средний размер пенсии в разных странах мира, $/мес.

Таблица: пенсии в разных странах Европы

Страна Возраст выхода на пенсию Размер пенсионного пособия
Для мужчин Для женщин
Австрия 65 лет 60 лет 1400 евро
Албания 68 лет 65 лет 18000 лек
Белоруссия 61,5 год 56,5 лет 446 белорусских рублей
Бельгия 65 лет 65 лет 1488 евро
Болгария 64 года 1 месяц 61 год 2 месяца 720 левов
Босния и Герцеговина 65 лет 65 лет 196 долларов
Великобритания 65,5 лет 65,5 года 535 фунтов
Венгрия 63,5 лет 63,5 лет 135 000 форинтов
Германия 65,5 лет 65,5 лет 770 евро
Греция 67 лет 67 лет 697 евро
Дания 65 лет 65 лет 2 800 евро
Ирландия 66 лет 66 лет 1071 евро
Исландия 67 лет 67 лет 1400 евро
Испания 65,5 лет 65,5 лет 987 евро
Италия 67 лет 67 лет 1 200 евро
Кипр 65 лет 65 лет 740 евро
Латвия 63 года 9 месяцев 63 года 9 месяцев 304 евро
Литва 63 года 8 месяцев 62 года 4 месяца 374 евро
Лихтенштейн 64 года 64 года 3 000 евро
Люксембург 65 лет 65 лет 2 400 евро
Мальта 62 года 62 года 700 евро
Молдова 63 года 58 лет 3765 леев
Нидерланды 66 лет 4 месяца 66 лет 4 месяца 1300 евро
Норвегия 62 года 62 года 14667 норвежских крон
Польша 65 лет 60 лет 2100 злотых
Португалия 66 лет 5 месяцев 66 лет 5 месяцев 550 евро
Румыния 65 лет 61 год 1265 леев
Сербия 65 лет 62 года 240 евро
Словакия 62 года 5 месяцев 62 года 4 месяца 460 евро
Словения 60 лет 59 лет 8 месяцев 780 евро
Украина 60 лет 58,5 лет 3082 гривны
Финляндия 63 года 63 года 1632 евро
Франция 62 года 62 года 1000 евро
Хорватия 65 лет 62 года 2500 кун
Черногория 64 года 59 лет 285 евро
Чехия 63 года 4 месяца 62 года 8 месяцев 11820 крон
Швейцария 65 лет 64 года 2 000 франков
Швеция 61 год 61 год 1 697 евро
Эстония 63,5 года 63,5 года 582 евро

В каких странах Европы пенсионеры живут бедно?

  1. Россия. Средний размер выплат — $ 242.
  2. Болгария — $ 251.
  3. Румыния — $ 446.
  4. Литва — $ 408.
  5. Эстония — $ 656.
  6. Латвия — $ 327.

Недавние пенсионные реформы в России мало изменили жизнь людей преклонного возраста. У многих из них не хватает средств на то, чтобы покрыть минимальные расходы на питание и оплату жилищно-коммунальных услуг.

На сегодняшний день Россия занимает 18 место в мире среди стран, которые платят старикам социальные пособия.

У российских пенсионеров нет шанса путешествовать по миру, как, например, у немецких или чешских «коллег».

Пенсионеры во многих странах Европы на протяжении долгих лет откладывают определенные суммы, которые потом тратят на путешествия. Это распространенная практика в развитых и развивающихся странах.

Глядя на немецко-финско-шведских бабушек и дедушек, которые этим летом целыми батальонами перемещались по улицам Старой Риги, иногда хотелось плакать от досады. Наши старики, если им не помогают дети, часто не могут себе позволить лишнюю поездку на автобусе. Что ж, они — богатые, а мы — бедные. Но, во-первых, так было не всегда и, во-вторых, всегда так не будет. Европейская пенсионная сказка заканчивается печально.

Вплоть до самого конца XX века ни у кого не возникало вопросов, что такое пенсия по старости и для чего она нужна. Деньги на содержание людей преклонного возраста зарабатывали их более молодые сограждане по принципу солидарности поколений. Государство брало на себя обязанность лишь перераспределять нужным образом полученные средства. И все было прекрасно: производительность труда росла, рождаемость — тоже. В богатых странах было накоплено столько средств, что правительства могли не только обеспечивать достойную жизнь своим старикам, но и время от времени подкидывать им те или иные бонусы. В Голландии, например, любой гражданин страны до сих пор получает 1000 евро в месяц по достижении 60-летнего возраста. И это вовсе не пенсия — так, просто поощрение.

Увы, замечательная система была слишком замечательна, чтобы в один прекрасный день не рухнуть. Благодушные европейцы перестали размножаться с прежним рвением, стали очень долго жить, лениво работать (в Голландии 73% женщин и 6% мужчин трудятся неполную рабочую неделю), перераспределять стало нечего. Во многих других развитых странах мира наблюдаются подобные же процессы. Но там — и это отмечают многие социологи — население не столь инфантильно. Между тем в странах ЕС уже давно принято считать, что деньги должны бесплатно прилагаться к человеческой жизни — как прилагаются солнце, вода и ветер. Богатые европейские страны после Второй мировой войны сознательно начали строить такую социальную модель. Тогда это объяснялось необходимостью солидаризировать общество. Сейчас “золотой век” экономического роста закончился.

В общем, демографические изменения привели к тому, что в Евросоюзе четко осознали: без реформы системы обязательного пенсионного обеспечения не выжить. Два года назад был опубликован доклад, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Группа экономистов подсчитала, что для сохранения нынешних размеров государственных пенсий странам Европейского союза необходимо будет за ближайшие 35 лет выделить на эти цели дополнительно 456 миллиардов евро! Уже сейчас уровень пенсионной нагрузки составляет 10,4% от ВВП пятнадцати “старых” стран Евросоюза. К 2040 году он вырастет до 13,6%.
Социологи тоже бьют в набат. В 1960 году в 15 странах “старого” ЕС проживало 34 миллиона человек старше 65 лет. В 2010 году таких будет уже 69 миллионов. Каждые десять лет число пожилых людей увеличивается на 13%.

Любишь получать — люби платить

Что делать? Было решено перенести опыт существующих не одно десятилетие частных пенсионных фондов на государственную почву, других рецептов пока просто нет. Принцип такой накопительной пенсионной системы прост: трудящийся гражданин (а в некоторых случаях — еще и его работодатель) сам откладывает себе на пенсию. Роль государства в этом случае сводится к тому, чтобы сделать такое пенсионное страхование обязательным и проследить за тем, чтобы деньги не разворовали и чтобы их окончательно не “съела” инфляция.

Сегодня в накопительной системе пенсионного обеспечения видят спасение. И соответствующие реформы, одна за другой, начинаются в странах ЕС. Причем Латвия стоит, можно сказать, на передовых рубежах. Жители нашей страны начали подключаться к эксперименту еще в 1996 году, а в 2001-м в Латвии заработал второй — добровольно-обязательный — уровень накопительных пенсий.

Другая часть пенсионной реформы, которая сейчас проводится и у нас, и в других государствах ЕС, — увеличение возраста выхода на пенсию. В каждой стране он разный и привязан к средней продолжительности жизни. Для мужчин возраст выхода на пенсию в ЕС колеблется от 60 до 67 лет, для женщин — от 55 до 66. Постепенно отменяются также профессиональные льготы по досрочному выходу на пенсию. Кое-где, впрочем, досрочный выход на заслуженный отдых допускается, но за это пенсия снижается на 6-7% за каждый лишний год. Иными словами, чем меньше проживет человек после выхода на пенсию, тем государству лучше.

В ЕС до сих пор нет единой системы пенсионного обеспечения. Пока оно находится, в основном, в компетенции каждой из стран — членов ЕС. Тем не менее

в последнее время все чаще слышны призывы о создании некой общеевропейской структуры, которая хотя бы координировала законодательство по пенсиям второго (накопительного) уровня. Однако эта задача не из простых, слишком разные у стран будут интересы. Так, в Испании на пенсионные выплаты уходит 5% от ВВП, а в Италии — 15%.
Кроме того, по-прежнему в большинстве стран преобладает традиционное распределение, на которое приходится 84% всех выплачиваемых пенсий. Это относится к Франции, Германии, Люксембургу, Швеции, Испании и Австрии.

Накопительные системы постепенно вводятся в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Италии и Португалии.

Трехуровневая система заработала не так давно и в Швейцарии. Первый, обязательный, уровень предусматривает выплаты пенсий по старости, по потере кормильца и по инвалидности. Деньги на это собираются из текущих поступлений в госбюджет. Такая государственная пенсия ограничена суммой в 24 тысячи швейцарских франков в год (10 776 латов в год, или 898 латов в месяц) с небольшой ежегодной прибавкой, которая должна компенсировать инфляцию. Неплохие деньги для Латвии, но довольно скромные для швейцарских цен.

Недостающее для приличной жизни швейцарские пенсионеры должны получать от второго, накопительного уровня. Такая пенсия тоже является обязательной с установленным государством размером минимальных выплат на накопительный счет.
И, наконец, третий — добровольный уровень. Желающие платят каждый месяц любые страховые взносы (но не более 5 тысяч швейцарских франков — 2245 латов), которые им будут возвращаться обратно по достижении оговоренного возраста.

Такая проблема как старение населения не столь остро стоит в новых странах ЕС. Но по причине бедности этих государств и там проводятся пенсионные реформы.
Например в Польше, где самой большой трудностью стало убедить народ в необходимости отмены широкой системы льгот по досрочному выходу на пенсию. Фактически пенсионный возраст в Польше составлял 59 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Сейчас — 65 и 60 лет, соответственно. Но все равно до сих пор четверть всех работников имеют право на досрочный выход на пенсию, что весьма дорого обходится системе социального обеспечения. Кстати, в Латвии слово “обеспечение” уже давно изъято из лексикона госчиновников. Они
говорят о “социальном страховании”.

В Польше тоже отказываются от обеспечения, то есть от распределительной системы. Сейчас в распределительный фонд работающий перечисляет 12,2% от своей зарплаты, а в накопительный — 7,3%.

Не все государства решились, однако, на чреватые потрясениями эксперименты (в Германии и в Голландии затеянные правительствами реформы социального обеспечения вызвали жесткий протест населения, вплоть до столкновений с полицией). В Словакии, например, ограничились повышением пенсионного возраста до 60 лет для мужчин и 53-57 лет для женщин. Были отменены также некоторые льготы по досрочному выходу на пенсию. Впрочем, и в этой стране уже подсчитали, что к 2012 году нынешняя пенсионная система не выдержит нагрузки и реформа неизбежна.

Кому-то еще хуже

Впрочем, пенсионную систему можно реформировать хоть каждый год — обеспечения достойной старости своим гражданам государство достигает не только применением правильных формул. Все мы прекрасно понимаем, что при перекладывании денег из одного кармана в другой их (денег) больше не становится.

Поэтому, хотя Латвию и ставят в пример по части

успешного реформирования пенсионной системы, нам еще много-много лет придется ждать, когда в стране будет накоплено достаточно “подкожного жира”, которым можно будет поделиться и со стариками.

А пока подавляющее большинство латвийских пенсионеров (559 тысяч человек) получают государственные пенсии в размере от 35 до 105 латов — в среднем 61,95 лата. Тех, кто получает от 105 до 175 латов (в среднем 132 лата), насчитывается только 26 тысяч человек. Пенсии больше 175 латов в Латвии получают единицы.
Остается утешаться только тем, что многие наши бывшие соседи по коммунальной квартире СССР живут еще хуже. В Армении, например, пенсионной реформы почти никакой не было, а денег нет и подавно. В этой стране существует единая пенсия — ее размер практически одинаков для всех, небольшие надбавки положены за стаж работы.
За годы независимости в Армении смогли только повысить пенсионный возраст (63 года для женщин и 65 лет для мужчин), а также отменить некоторые из прежних льгот по досрочному выходу на пенсию. Сегодня 500 тысяч армянских пенсионеров получают в среднем 8200 драмов (7,6 лата) в месяц.

Пенсия (от латинского слова pensio — платеж) — это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам. Такое определение данному слову дают словари. Само же понятие старо как мир, уже невозможно с точностью установить, кто и когда придумал такой вид государственного поощрения, как пожизненная рента. Известно только, что этой привилегией в древности пользовались преимущественно военные, например, демобилизовавшиеся римские легионеры. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера — его вдове или детям. Однако всеобщая государственная пенсия по старости появилась не так давно — в XIX веке. Самая передовая тогда страна Европы — Германия, ввела этот социальный институт в 1889 г. Интересно, что СССР, всегда гордившийся особой социальной защищенностью своего населения, предоставил народу право на пенсию по старости только в 1956 г. — на 21 год позже, чем это сделали в США. Бесправным советским колхозникам старость стали оплачивать и вовсе лишь с 1964 г.

Цитаты
Два года назад был опубликован доклад, который произвел эффект разорвавшейся бомбы. Группа экономистов подсчитала, что для сохранения нынешних размеров государственных пенсий странам Европейского союза необходимо будет за ближайшие 35 лет выделить на эти цели дополнительно 456 миллиардов евро! Уже сейчас уровень пенсионной нагрузки
составляет 10,4% от ВВП пятнадцати “старых” стран Евросоюза. К 2040 году он вырастет до 13,6%.

Пока подавляющее большинство латвийских пенсионеров (559 тысяч человек) получают государственные пенсии в размере от 35 до 105 латов — в среднем 61,95 лата. Тех, кто получает от 105 до 175 латов (в среднем 132 лата), насчитывается только 26 тысяч человек.


Во всем мире наблюдается увеличение продолжительности жизни. По данным Eurostat, благодаря прогрессу в медицине и общему росту уровня благосостояния за последние 50 лет ожидаемая продолжительность жизни мужчин и женщин в Европе возросла на 10 лет. Особенно сильный скачок произошел в течение последних 20 лет. Если рожденные в 2002 году европейцы официально имели шанс дожить до 77,7 года, то для младенцев 2014 года рождения данный показатель рассчитывался уже как 80,9. Эксперты прогнозируют, что с нынешними темпами роста продолжительности жизни трудоспособный возраст будет увеличен до 70 лет.

При этом уровень рождаемости упал: в 1960-е годы в среднем за год на свет появлялось около 7 млн младенцев, тогда как в XXI веке естественный прирост населения держится на отметке 5–5,5 млн новорожденных в год. Это создает возрастной и экономический перекос — стариков становится все больше, экономика не выдерживает такую нагрузку. Поэтому во многих странах Европы грядут пенсионные реформы. "Вести" разбирались, какой пенсионный возраст грозит европейцам, в каких странах лучшие пенсионные системы и зачем Европе нужны мигранты.

Пенсионные системы: где лучшие

В мире существует несколько типов пенсионных систем, которые разнятся по принципу накопления и по доле участия в пенсии государства. В зависимости от участия государства есть три типа пенсий: государственная, частная и смешанного типа. Также они делятся по принципу накопления на распределительную (солидарную) и накопительную.

Распределительная использует пенсионные налоги, которые формируют будущие выплаты за счет отчислений ныне работающих граждан. А в накопительной системе каждому работнику открывают счет, с него в будущем будут выплачивать пенсию. Согласно исследованию Всемирного банка, в более чем 85 государствах работает распределительная пенсионная система, которая контролируется властями страны. Возраст выхода на пенсию может отличаться в зависимости от продолжительности жизни в конкретной стране, а также общей экономической ситуации.

А вот качество пенсионных систем в разных странах серьезно различается. С 2009 года ежегодно проводится исследование, на основании которого вычисляется Глобальный пенсионный индекс (Melbourne Mercer Global Pension Index, MMGPI), в котором сравнивают пенсионные системы и оценивают каждую на основе ее адекватности, устойчивости и целостности.

Нидерланды (пенсионный возраст — 65 лет) используют государственную пенсию с фиксированной ставкой и профессиональную пенсию, исчисляемую по трудовым договорам, которые имеют большинство работников. А пенсия датского пенсионера (пенсионный возраст — 66,8 года) состоит из двух частей, каждая из которых начисляется по своим правилам: государственная базовая пенсия, выплачиваемая всем живущим в стране, зависит от количества прожитых в Дании лет после 15-летнего возраста. Плюс идет трудовая пенсия, выплачиваемая Пенсионным фондом всем работающим, с привязкой к заработной плате и трудовому стажу.

Какие реформы предлагают европейцам

Еврокомиссия признает, что европейская система соцобеспечения уже сейчас с трудом справляется с нагрузкой и необходимо как можно быстрее внедрить компенсирующие механизмы. Среди обсуждаемых вариантов можно выделить два основных направления.

Европейцам предлагают копить. Будущим пенсионерам предлагается добровольно вносить за себя взносы, чтобы в старости получать из накопившихся средств прибавку к основному пособию. Для этого нужно запустить систему частного пенсионного страхования, которое пока есть даже не во всех странах ЕС.

По данным Еврокомиссии, сегодня только 27% европейцев в возрасте от 25 до 59 лет подписаны на какой-либо пенсионный страховой продукт, а общий объем рынка оценивается в €700 млрд. По их расчетам, появление так называемого панъевропейского пенсионного страхования (PEPP), планируемого к 2030 году, увеличит оборот рынка в два раза. Но никто не исключает вероятную проблему — банального отсутствия денег у людей. Согласно опросу, проведенному Nordea Bank, например, треть населения Латвии не имеет возможности делать накопления, а каждый четвертый житель страны не способен покрывать даже свои ежедневные расходы.

Повышение пенсионного возраста неизбежно приведет к росту предложений на рынке труда со стороны зрелых соискателей. Вопрос в том, будет ли на них спрос. Для этого необходимы меры, которые остановят дискриминацию по критерию возраста. Из бюджета ЕС уже финансируются различные программы интеграции пожилых людей на рынке труда: переквалификация, обучение компьютерной грамотности и т. д.

Но идея пожизненной занятости — это вовсе не панацея. Во-первых, далеко не каждый человек сможет работать до 75 лет и не для каждой профессии это возможно. Во-вторых, пожилые сотрудники лишают возможностей карьерного роста своих более молодых коллег, что искажает конкуренцию на рынке труда и сокращает производительность. По подсчетам МВФ, старение населения ежегодно снижает экономический рост, уровень инноваций и темпы распространения технологий в Европе на 0,2%.

Иммигранты заменят молодежь

А какие еще есть варианты изменить соотношение молодого населения к старому, чтобы укрепить экономический баланс? Один из вариантов, который уже давно пытаются применить в ряде европейских стран, — привлечение иммигрантов.

В одном из последних обзоров ООН по численности населения (World Population Prospects, 2017) говорится, что именно вынужденные переселенцы способны облегчить в Европе нагрузку на социальную и медицинскую систему. Парадокс в том, что самые молодые иммигранты прибывают в Европу из Африки, но большинство из них не в состоянии выполнять квалифицированную работу, а часть и вообще готовы всю жизнь сидеть на пособиях.

Чтобы привлечь квалифицированных работников, в 2009 году в ЕС вступила в силу Директива о "голубых картах". "Голубая карта" — это вид на жительство с правом на работу в определенной стране Евросоюза для высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей. Директива заработала, но пока дает сбои, а ряд стран (Дания, Ирландия, Великобритания) даже не участвуют в программе.

Чтобы привлечь из-за рубежа конкурентоспособных специалистов, Европе необходимо разработать более сложную систему мотиваторов. Так в свое время поступила Польша, создав Карту поляка, благодаря которой в страну стали съезжаться молодые украинцы и белорусы с польскими корнями, заменив тысячи поляков, эмигрировавших в Германию и Великобританию. Постепенно баланс квалифицированных специалистов в стране стал восстанавливаться. Сегодня в Польше трудятся украинские программисты и врачи, а тысячи украинских школьников поступают в польские вузы и остаются там жить и работать.

К сожалению, увеличение пенсионного возраста остается непопулярным, но одним из самых действенных подходов, позволяющих сохранить производительность труда на прежнем уровне, нанося населению минимальный ущерб в плане социальных гарантий. Но дискуссии о старении общества, повышении пенсионного возраста и реорганизации пенсионных систем заведомо непопулярны у политиков. Предлагаемые ими решения едва ли могут понравиться избирателям, но принципы выплат и начислений, с которыми справлялась экономика 20–30 лет назад, сегодня уже не актуальны. Либо придется постепенно подстраиваться под реалии, либо создавать личную пенсию, чтобы не зависеть от государственной.

Камень преткновения — пенсионный возраст

В 2017 году Еврокомиссия официально заявила, что Европа оказалась на пороге беспрецедентного демографического вызова, который требует незамедлительных пенсионных реформ. Если сейчас на каждого пенсионера в Евросоюзе приходится четыре человека работоспособного возраста, то к 2060 году пропорция изменится до одного к двум.

Немецкий институт экономических исследований в Берлине (DIW) уже активно ратует о повышении пенсионного возраста в стране до 70 лет. С 2030 года в Дании пенсионный возраст будет увеличиваться каждые пять лет на один год, в зависимости от средней продолжительности жизни, и к 2035 году может достичь 69 лет. В Норвегии, где мужчины уже выходят на пенсию в 67 лет, а женщины — в 64 года, предполагается к 2030 году уравнять всех в правах и сделать единый пенсионный возраст — 67 лет.

Десять лет назад во Франции пенсионный возраст подняли с 60 до 62 лет и установили трудовой стаж на уровне не менее 42 лет. При этом возраст, с которого трудовой стаж не влияет на размер пенсии, вырос с 65 до 67 лет. В 2019 году президент Эмманюэль Макрон попытался ввести единый пенсионный режим вместо 42 существующих, отменив с 2025 года льготы для нескольких профессий. Это вызвало протесты и забастовки по всей стране. При этом надо признать: официальный пенсионный возраст во Франции — один из самых низких среди богатых стран.

Материал опубликован в газете "Вести" от 12 марта №043. Полный выпуск газеты "Вести" вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Читайте также: