Федеральных закон по совершенствованию пенсионной системы

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.


Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании в четверг, 27 сентября, приняли в третьем, окончательном чтении правительственный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

В поддержку закона проголосовали 333 парламентария.

В первом чтении он был одобрен 19 июля, а во втором – 26 сентября.

Смотрите также


Вячеслав Володин: решение об изменениях в пенсионной системе откладывать опасно

Государственная Дума продолжит мониторить реализацию норм по совершенствованию пенсионного законодательства. Ранее Председатель ГД Вячеслав Володин


Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» отмечал, что после принятия пенсионного пакета законов, «рабочая группа [Государственной Думы] продолжит заниматься совершенствованием пенсионного законодательства и изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от наших граждан, с тем, чтобы принимаемые законы работали эффективно на результат».

Напомним, что в течение более чем двух месяцев – до 24 сентября – к законопроекту направлялись отзывы и поправки. 21 августа ГД провела широкие парламентско-общественные слушания по вопросам совершенствования пенсионного законодательства, в которых приняли участие более 600 человек. Была сформирована рабочая группа, куда, кроме депутатов, вошли представители Правительства, делового и предпринимательского сообщества, лидеры профсоюзных организаций, эксперты и представители общественности.

К законопроекту поступило 324 поправки, 9 из которых внес Президент РФ Владимир Путин. Как ранее подчеркивал Председатель ГД Вячеслав Володин, они позволили сделать закон «более социально ориентированным и справедливым». Депутаты поддержали их единогласно.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания напомнил, что на сегодняшний день в РФ проживает, вместе с военными пенсионерами, 46,5 млн пенсионеров. «Сегодня средняя пенсия [составляет] порядка 14 тыс. рублей. И если мы с вами не будем повышать пенсию темпами выше, чем инфляция, то 46,5 млн человек будут жить очень бедно», — сказал он.

«Наша с вами задача сделать все, чтобы пенсия у наших пенсионеров росла, росла быстро, эта задача решена через принятие закона, который получил поддержку 332 [позднее было уточнено, что количество проголосовавших „за“ составило 333 парламентария — прим.ред.] депутатов», — подчеркнул Вячеслав Володин, добавив, что количество поддержавших закон в третьем чтении стало больше по сравнению со вторым.

Председатель ГД напомнил, что пенсия россиян уже в этом году будет расти, и со следующего года ее рост продолжится. В ближайшее время, по словам Вячеслава Володина, пенсия составит уже 20 тыс. рублей.

«Мы с вами приняли Конвенцию № 102 – [пенсия] минимум уже будет 40% от той зарплаты, с которой человек уходит. Это крайне важное решение, которое люди ждали очень долго», — сказал он.

Вячеслав Володин добавил, что принятое сегодня ГД решение «действительно непростое, но в мире другого никто не выработал».

«Если бы в мире было другое решение, мы могли взять и предложить, как вариант для принятия. Но нет другого», — заключил Председатель Государственной Думы.

Как подчеркнул Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев


«Созданы страховые механизмы для переходного периода. Появилась возможность для людей, имеющих определенный стаж и уволенных по сокращению штата, выйти на пенсию досрочно. Внесены изменения в закон о занятости населения, которые для лиц предпенсионного возраста увеличивают пособие по безработице втрое. Предложен целый ряд решений, которые, с нашей точки зрения, могут смягчить переход к новым параметрам пенсионной системы», — отметил Андрей Исаев.

Среди изменений, предложенных Президентом:

Дополнительно


Какие изменения предложил внести в пенсионное законодательство Президент РФ

  • Снижение предлагаемого правительственным законопроектом возраста выхода на пенсию для женщин с 8 до 5 лет – с 63 до 60 лет соответственно.
  • Досрочный выход на пенсию для многодетных матерей — женщина с тремя детьми сможет выйти на пенсию на три года раньше срока, с четырьмя — на четыре года раньше, с пятью и более — в 50 лет.
  • Возможность оформить пенсию на полгода раньше — если человек должен по правительственному законопроекту выйти на пенсию в январе 2020 года, он сможет сделать это в июле 2019 года.
  • Увеличение максимального пособия по безработице для людей предпенсионного возраста — с 4 тысяч 900 рублей до 11 тысяч 280 рублей.
  • Сокращение стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию — до 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин.
  • Выплата 25%-ной надбавки к пенсиям для неработающих пенсионеров, живущих на селе.
  • Индексация пенсий по старости — начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсий будет осуществляться с 1 января, а не с 1 февраля, как это было ранее. Годовая индексация позволит в среднем увеличивать размер пенсий на 1000 рублей. После 2024 года индексация пенсий будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции.

Также ряд поправок внесли депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

Подробнее о сути пенсионных изменений читайте в материале на нашем сайте.

Президент Российской Федерации 3 октября 2018 года, подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Он был принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации.

Глава государства также подписал федеральные законы «О внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».

А также «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятые Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобренные Советом Федерации 3 октября 2018 года, и Федеральный закон «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации», принятый Государственной Думой 25 сентября 2018 года и одобренный Советом Федерации 3 октября 2018 года.

«По вопросам назначения и выплаты пенсий» предусматривает

- поэтапное (с 1 января 2019 г.) увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), а также возраста, по достижении которого члены семьи умершего кормильца могут быть признаны нетрудоспособными в целях приобретения права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца;

- предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), права на получение страховой пенсии по старости на два года раньше достижения установленного возраста выхода на пенсию;

- новый порядок индексации страховых пенсий (предполагается, что размеры пенсий будут индексироваться выше уровня инфляции);

- повышение на пять лет пенсионного возраста для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- поэтапное увеличение на пять лет возраста, при достижении которого у педагогических, медицинских и творческих работников наступает право на досрочную пенсию с учетом специального стажа;

- предоставление многодетным матерям права на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (женщинам, родившим и воспитавшим трех детей, пенсии будут назначаться в 57 лет, женщинам, родившим и воспитавшим четырех детей, - в 56 лет, женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, пенсии по-прежнему будут назначаться в 50 лет);

- предоставление лицам, которые в 2019 и 2020 годах достигнут пенсионного возраста, установленного ныне действующим законодательством, возможности выйти на пенсию на полгода раньше, чем это установливается настоящим Федеральным законом;

- увеличение с 1 января 2019 г. фиксированной выплаты к страховой пенсии (на 25 процентов) пенсионерам, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет;

- сохранение установленных в 2017 году условий назначения пенсии по старости лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы 65 лет и 63 года (для мужчин и женщин соответственно). При этом повышение возраста будет осуществляться на один год в год (в настоящее время на шесть месяцев в год);

- сохранение (по состоянию на 31 декабря 2018 г.) действующего порядка назначения накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и единовременной выплаты;

- установление процедуры обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации, органами власти, работодателями и гражданами в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста мер социальной поддержки и льгот;

- установление с 1 января 2019 г. нового порядка выплаты пособия по безработице гражданам, признанным безработными после указанной даты, а именно: сокращение продолжительности выплаты такого пособия до шести месяцев, увеличение Правительством Российской Федерации размеров пособия (предполагается, что минимальная величина пособия увеличится с 850 руб. до 1500 руб. в месяц, а максимальная -с 4900 руб. до 8000 руб. в месяц);

- установление с 1 января 2019 г. новых условий выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста (то есть в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), согласно которым пособия указанной категории граждан будет выплачиваться до 12 месяцев, а максимальный его размер составит 11 280 руб. в месяц. При наличии у граждан длительного страхового (трудового) стажа (не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) или необходимого стажа работы на соответствующих видах работ продолжительность выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности, но не более 24 месяцев;

- сохранение для граждан, признанных безработными, предусмотренного действующим законодательством права на досрочное назначение пенсии по старости (за два года до наступления возраста, дающего право на назначение такой пенсии, в том числе досрочно).


МОСКВА, 27 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в четверг на пленарном заседании в третьем, окончательном чтении правительственный законопроект об изменении пенсионного законодательства, которым устанавливается увеличение пенсионного возраста на пять лет: с 60 до 65 лет - для мужчин, с 55 до 60 лет - для женщин. За документ проголосовали 332 депутата, против - 83, воздержавшихся нет.

Правительственный законопроект внесли в Госдуму в июне. К второму чтению его скорректировали в соответствии с поправками, внесенными президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, он предложил установить возраст выхода на пенсию 60 лет для женщин, а не 63, как изначально предлагал кабмин. Также с изначально предложенного сокращается на три года стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для мужчин с планировавшихся 45 до 42 лет, для женщин - с 40 до 37 лет.

Помимо этого, предоставляется право досрочно выходить на пенсию для многодетных матерей в зависимости от количества рожденных женщиной детей, а также сохраняются действующие нормы для получения накопительной пенсии: она будет выплачиваться женщинам по достижению ими 55 лет, мужчинам - 60, причем предусмотрена возможность единовременной выплаты. Эта норма была предложена депутатами и сенаторами от "Единой России".

Ход рассмотрения законопроекта

Первоначальная редакция внесенного правительством законопроекта была принята Госдумой в первом чтении 19 июля. Тогда в поддержку инициативы проголосовали только представители конституционного большинства. Все оппозиционные фракции (КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия") выступили против.

29 августа в телеобращении к гражданам Путин озвучил ряд норм, призванных смягчить предложенный правительством законопроект. Соответствующий пакет поправок к пенсионному законопроекту правительства наряду с изменениями в Налоговый и Уголовный кодексы РФ президент внес в Госдуму 6 сентября. 25 сентября палата приняла по инициативе президента еще один важный закон в рамках пенсионного пакета, который вводит штрафы до 200 тыс. рублей за отказ в приеме на работу или увольнение лиц предпенсионного возраста. Под предпенсионным возрастом понимается "возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости".

В среду, 26 сентября, Госдума рассмотрела основной законопроект о пенсионных изменениях во втором чтении. Поправки президента поддержали все думские фракции, включая КПРФ, которая признала, что эти коррективы улучшают правительственный вариант текста. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, инициативы президента объединили депутатский корпус, так как "целью реформы должна стать реализация задачи по повышению уровня жизни пенсионеров". Тем не менее коммунисты выступили против принятия самого проекта закона. В поддержку документа в целом проголосовали 326 парламентариев из зарегистрировавшихся в начале пленарного заседания, 59 - против, один депутат воздержался.

Совершенствование пенсионного законодательства

Предложения по доработке правительственного законопроекта исходили не только от депутатов Госдумы, но и от их региональных коллег, представителей бизнеса, общественных организаций и профсоюзов. Всего в Думу поступило более 300 поправок. Их сведением занималась специально созданная в Госдуме рабочая группа по совершенствованию пенсионного законодательства. Как заявил Володин, группа продолжит работу после принятия пенсионного пакета законов и будет "изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от граждан, чтобы законы работали эффективно на результат".

"Сегодня средняя пенсия порядка 14 тыс. [рублей]… И если только мы с вами не будем повышать пенсию темпами выше, чем инфляция, то 46,5 млн человек будут жить очень бедно", - предупредил спикер сразу после голосования по законопроекту. "У них зарплата намного меньше, чем зарплата депутатов Государственной думы, у них пенсия меньше, чем наша с вами пенсия", - напомнил он. "И наша с вами задача - сделать все для того, чтобы пенсия у наших пенсионеров росла, росла быстро, и эта как раз задача решена через принятие закона, который получил поддержку 332 депутатов", - подчеркнул Володин, обратив внимание, что количество поддержавших законопроект стало больше по сравнению с предыдущими чтениями.

Председатель Госдумы указал, что рост пенсий будет уже в этом году, в следующем он продолжится, в ближайшее время средний размер пенсий составит уже 20 тыс. рублей. "Мы с вами приняли Конвенцию 102 (Международной организации труда - прим. ТАСС), минимум уже будет 40% от той зарплаты, с которой человек уходит", - отметил он.

"Это крайне важное решение, которое люди ждали очень долго. Не надо нам сейчас вводить в заблуждение огромное количество людей. Сегодня решение коснулось 46,5 млн человек, и об этом надо говорить", - призвал политик, реагируя на критику в адрес закона со стороны оппозиции.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о совершенствовании пенсионной системы, а также закон о предоставлении работникам времени для прохождения диспансеризации, о зачислении изъятых у коррупционеров средств в Пенсионный фонд, о ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения, об установлении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение людей предпенсионного возраста.

Изменение параметров пенсионной системы

Федеральный закон был принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года .

Федеральным законом предусматривается:

  • поэтапное (с 1 января 2019 года) увеличение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости, до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), а также возраста, по достижении которого члены семьи умершего кормильца могут быть признаны нетрудоспособными в целях приобретения права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), права на получение страховой пенсии по старости на два года раньше достижения установленного возраста выхода на пенсию;
  • новый порядок индексации страховых пенсий (предполагается, что размеры пенсий будут индексироваться выше уровня инфляции);
  • повышение на пять лет пенсионного возраста для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • поэтапное увеличение на пять лет возраста, при достижении которого у педагогических, медицинских и творческих работников наступает право на досрочную пенсию с учетом специального стажа;
  • предоставление многодетным матерям права на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (женщинам, родившим и воспитавшим трех детей, пенсии будут назначаться в 57 лет, женщинам, родившим и воспитавшим четырех детей, – в 56 лет, женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, пенсии по-прежнему будут назначаться в 50 лет);
  • предоставление лицам, которые в 2019 и 2020 годах достигнут пенсионного возраста, установленного ныне действующим законодательством, возможности выйти на пенсию на полгода раньше, чем это устанавливается настоящим федеральным законом;
  • увеличение с 1 января 2019 года фиксированной выплаты к страховой пенсии (25%) пенсионерам, имеющим стаж работы в сельском хозяйстве не менее 30 лет;
  • сохранение установленных в 2017 году условий назначения пенсии по старости лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы 65 лет и 63 года (для мужчин и женщин соответственно). При этом повышение возраста будет осуществляться на один год в год (в настоящее время на шесть месяцев в год);
  • сохранение (по состоянию на 31 декабря 2018 года) действующего порядка назначения накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и единовременной выплаты;
  • установление процедуры обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации, органами власти, работодателями и гражданами в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста мер социальной поддержки и льгот;
  • установление с 1 января 2019 года нового порядка выплаты пособия по безработице гражданам, признанным безработными после указанной даты, а именно: сокращение продолжительности выплаты такого пособия до шести месяцев, увеличение Правительством Российской Федерации размеров пособия (предполагается, что минимальная величина пособия увеличится с 850 рублей до 1500 рублей в месяц, а максимальная с 4900 рублей до 8000 рублей в месяц);
  • установление с 1 января 2019 года новых условий выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста (то есть в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), согласно которым пособие указанной категории граждан будет выплачиваться до 12 месяцев, а максимальный его размер составит 11 280 рублей в месяц. При наличии у граждан длительного страхового (трудового) стажа (не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно) или необходимого стажа работы на соответствующих видах работ продолжительность выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности, но не более 24 месяцев;
  • сохранение для граждан, признанных безработными, предусмотренного действующим законодательством права на досрочное назначение пенсии по старости (за два года до наступления возраста, дающего право на назначение такой пенсии, в том числе досрочно).

«Наша с вами задача сделать все, чтобы пенсия у наших пенсионеров росла, росла быстро, эта задача решена через принятие закона»,

подчеркивал ранее Председатель ГД Вячеслав Володин.

Перечисленные положения были предложены Президентом РФ в ходе обращения к гражданам 29 августа , после этого оформлены в виде поправок к законопроекту и были внесены в ГД. Как ранее подчеркивал Вячеслав Володин, они позволили сделать закон «более социально ориентированным и справедливым». Депутаты поддержали их единогласно.

В первом чтении он был одобрен 19 июля, а во втором – 26 сентября.

Напомним, что в течение более чем двух месяцев – до 24 сентября – к законопроекту направлялись отзывы и поправки. Всего к нему поступило 324 поправки, в том числе 9 из них Президента РФ. 21 августа ГД провела широкие парламентско-общественные слушания по вопросам совершенствования пенсионного законодательства, в которых приняли участие более 600 человек. Была сформирована рабочая группа, куда, кроме депутатов, вошли представители Правительства, делового и предпринимательского сообщества, лидеры профсоюзных организаций, эксперты и представители общественности. Как сообщил Председатель ГД в ходе третьего заседания рабочей группы по совершенствованию пенсионного законодательства, и после принятия пенсионного пакета законов «группа продолжит заниматься совершенствованием пенсионного законодательства и изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от наших граждан, с тем чтобы принимаемые законы работали эффективно на результат».

Введение ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение людей предпенсионного возраста

По новой статье, которая вводится в УК РФ, нарушителю будет грозить штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов. Автором закона выступил Президент РФ.

Этот же закон вводит понятие предпенсионный возраст, под которым предлагается понимать возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Изъятые у коррупционеров средства будут зачисляться в Пенсионный фонд

В соответствии с законом, предлагается денежные средства, конфискованные в рамках борьбы с коррупцией, а также «средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, полученного в результате совершения преступлений коррупционной направленности и обращенного в доход Российской Федерации, зачислять в бюджет Пенсионного фонда РФ и направлять на выплату страховых пенсий».

Возможность брать отгул для прохождения диспансеризации

Согласно документу, работникам предпенсионного возраста и работникам, которые уже получают пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, будет предоставлено право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением заработка и должности. В свою очередь, остальным работникам будет предоставлен один рабочий день раз в три года также с сохранением места работы и заработка.

Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения

Основополагающий документ международного права в области социального обеспечения, в частности, предполагает, что размер пенсий граждан должен быть не менее 40% от ранее получаемой ими зарплаты.

Председатель ГД подчеркивал, что повышение пенсий является одной из целей совершенствования пенсионного законодательства, а гарантией этого являются положения Конвенции Международной организации труда.

«Мы в Государственной Думе приняли решение о том, чтобы пенсия была не менее 40% заработной платы человека, который выходит на пенсию. Это ратификация Конвенции МОТ», — говорил Вячеслав Володин.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Читайте также: