Федеральный закон о трудовых пенсиях ветеранов труда

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 - 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Льготы ветеранам труда в 2020 году могут быть установлены как федеральным, так и региональным законодательством. Что положено ветеранам труда, в том числе федерального значения, существуют ли льготы по погашению квартплаты, рассмотрим в нашей статье. Кроме того, мы подробно расскажем о выплатах и льготах в Москве и Санкт-Петербурге.

Звание «Ветеран труда»

Ветеран труда — это гражданин, который проработал долгие годы и был отмечен соответствующими регалиями со стороны государства.

Впервые это звание было закреплено в Законе «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ. До этого, в СССР, звания «Ветерана труда» не было, а была лишь медаль «Ветеран труда», которой награждались граждане в качестве морального поощрения. Сама по себе эта медаль никаких льгот и привилегий не давала.

В РФ же после достижения пенсионного возраста (а в связи с началом реализации пенсионной реформы — по достижении предпенсионного возраста в 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно) ветеранам труда полагаются меры социальной поддержки, различные компенсации и выплаты.

Закон о ветеранах труда РФ

Когда подходит пенсионный возраст, многие граждане начинают искать основания, по которым им может быть назначено звание «Ветерана труда» (См. Как оформить и получить звание ветеран труда? Кому присваивается (стаж)? ). Причем лучше — на федеральном уровне. И вот заветные корочки получены. Что дальше?

Закон о ветеранах труда в статье 7 устанавливает, что к ветеранам труда относятся следующие категории граждан:

  • получившие звание «Ветеран труда»;
  • награжденные орденом или медалью, либо же удостоенные почетных званий СССР/РФ и имеющие рабочий стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • те, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в годы ВОВ, и кто имеет трудовой стаж от 40 лет для мужчин и от 35 лет для женщин.

В законе также есть статья относительно того, как проводится федеральная политика в отношении ветеранов.

Во-первых , предполагается создание соответствующих подразделений в органах власти, которые занимались бы делами ветеранов.

Во-вторых , федеральный законодатель предполагает, что все необходимые денежные средства для реализации социальной политики в отношении ветеранов будут в наличии как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Несмотря на то, что многие субъекты в связи с недостатком финансирования сворачивают свои социальные программы по поддержке ветеранов труда, федеральный законодатель все же остается на своей твердой позиции. Например, 50% компенсация оплаты коммунальных услуг, которая так широко обсуждается в массах, все еще действует.

Какие льготы имеет ветеран труда федерального значения

Основные льготы ветеранам труда устанавливаются не на федеральном уровне. Так, закон № 5-ФЗ «О ветеранах» в статье 22 четко говорит о том, что список льгот устанавливается субъектами самостоятельно.

Но если обобщить законодательство разных регионов, то можно выделить следующие льготы ветеранам труда:

  • Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта.
  • Оплата 50% коммунальных услуг.
  • Предоставление отпуска в удобное для ветерана время.
  • Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных учреждениях здравоохранения (имеется в виду только услуга).
  • Бесплатное обслуживание в системе здравоохранения и т.д.

Какими еще льготами пользуется ветеран труда

Помимо федеральных льгот существуют также региональные, на которые ветеран может претендовать. Они устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта РФ и подлежат исполнению исключительно в этом субъекте.

Льготы ветеранам труда во многих регионах связывают с назначением пенсии по старости (инвалидности), в свете пенсионной реформы данные положения возможно также будут пересмотрены (изменены на достижение предпенсионного возраста). Поэтому зачастую можно встретить социальные выплаты в субъектах, которые назначаются гражданам после достижения пенсионного возраста.

Давайте обратимся к примеру Санкт-Петербурга, где установлены следующие льготы ветеранам труда РФ:

  • Ежемесячная денежная выплата.
  • Оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальных норм.
  • 50% льгота на оплату коммунальных услуг и т.д.

Количество льгот ветеранам труда зависит от возможностей регионального финансирования.

Надбавка к пенсии ветеранам труда РФ

Если ветеран труда получает трудовую пенсию и ее размер ниже прожиточного минимума, предусмотренного в регионе его проживания, то ему положена региональная социальная доплата к пенсии.

Кроме того, если ветеран труда отказывается от набора социальных услуг (так называемая монетизация льгот по 122-ФЗ), то к пенсии ему полагается надбавка в виде денежного эквивалента данных услуг. Но чтобы отказаться от услуг, необходимо написать соответствующее заявление в органы пенсионного фонда до октября месяца текущего года.

Субъектами РФ могут быть установлены дополнительные надбавки к пенсии ветеранам труда. Пример этому — Москва и Санкт-Петербург.

Давайте рассмотрим вопрос индексации пенсий для пенсионеров (в том числе имеющих звание «Ветеран труда»). В январе 2020 году страховые пенсии были проиндексированы на 6,6 % .

Давайте рассмотрим это на денежном примере.

В среднем в январе 2020 года размер страховой пенсии увеличился на 1000 руб. Согласитесь, индексация пенсии — довольно неплохое подспорье для ветеранов труда.

Налоговые льготы у ветеранов труда

В налоговом законодательстве установлен перечень следующих льгот ветеранам труда:

  • Пенсионер, который имеет в собственности недвижимое имущество, в соответствии с законом «О налогах на имущество физических лиц», освобождается от имущественного налога.
  • От уплаты НДФЛ освобождает часть доходов ветеранов труда:
    • пенсии и социальные доплаты к ним;
    • сумма материальной помощи, которую выплачивает бывший работодатель (но не более 4 000 руб. в год);
    • суммы, которые ушли на оплату санаторно-курортного лечения из собственных средств.
  • Перенос остатков имущественных налоговых вычетов по НДФЛ на предыдущие налоговые периоды. Ветеран, который подтвердил право собственности на приобретенную недвижимость или земельный участок, может получить имущественный вычет по произведенным расходам и на уплату процентов по целевому кредиту или займу в размере 2 млн. руб. и 3 млн. руб. соответственно. Вычеты можно получить за 3 налоговых периода, предшествующих периоду, в котором был образован переносимый остаток имущественного вычета.
  • Что касается транспортного и земельного налогов, то они устанавливаются субъектом РФ самостоятельно. Соответственно, и льготы ветеранам труда могут быть установлены нормативными правовыми актами субъекта.

Льготы ветеранам труда в Москве

Льготы ветеранам в Москве положены следующие:

  • Бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте.
  • 50% денежная компенсация платы за телефон.
  • Скидка на оплату коммунальных услуг в размере 50% (в пределах социальных нормативов).
  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте (ранее была 50% сезонная скидка).
  • Ежемесячная городская денежная выплата (247 руб.) с учетом ежегодной индексации.
  • При наличии медицинских показаний — бесплатное санаторно-курортное лечение и возмещение расходов на проезд к месту лечения и обратно (только железнодорожным транспортом).

Условия получения льгот

Чтобы получить льготы, нужно иметь:

  • Стаж. Размер этого стажа зависит от конкретных условий и основания для получения статуса ветерана труда.
  • Наградные знаки. Если у вас есть высшие звания, ордена и знаки отличия, стаж не будет иметь значение, статус ветерана труда вы получите все равно.
  • Ведомственные награды.

Куда обращаться, чтобы получить льготы

Органы социальной защиты оформят вам удостоверение ветерана труда и присвоят звание. Обратите внимание, что в разных регионах органы социальной защиты называются по-разному. Например в Москве, это Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

Вы также можете войти в личный кабинет на сайте Госуслуг и узнать, какой именно орган соцзащиты оформит вам статус ветерана труда. Просто воспользуйтесь поиском и введите "ветеран труда" на сайте Госуслуг. В некоторых регионах через Госуслуги можно подать заявление в электронной форме.

Чтобы получить услугу, нужно:

  • Собрать документы.
  • Сфотографироваться.
  • Прийти в орган социальной защиты.
  • Заполнить заявление.
  • Дождаться готовности удостоверения.
  • Получить удостоверение.

Необходимые документы

Вам понадобится собрать следующие документы для получения статуса ветерана труда:

  • Трудовая книжка. Ее смотрят, чтобы определить ваш стаж.
  • Пенсионное удостоверение.
  • Документы, которые подтверждают, что вы были награждены.
  • Фотография 3 на 4 сантиметра, одна штука.
  • Паспорт. Не забудьте об отметке о регистрации по месту жительства.
  • Заявление. Его заполните в органе соцзащиты. Вам помогут сотрудники подразделения, не волнуйтесь.

Монетизация льгот ветеранам труда

Монетизация касается только федеральных льготников. В денежный эквивалент переводятся 3 вида льгот: транспортные, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение.

На уровне регионов законодатель действует по-разному: в некоторых регионах разрешена монетизация льгот в заявительном порядке, а где-то льготы выдаются как есть.

Монетизация льгот устроила не все слои населения.

С одной стороны, были довольны, к примеру, перевозчики в сфере транспорта: они наконец-то увидели «живую» прибыль, а не запоздалое перечисление средств из бюджета.

С другой — у тех граждан, которые имели право на получение бесплатных дефицитных лекарств, появились деньги на то, чтобы эти лекарства приобрести самостоятельно.

Но сумма денежных компенсаций была невелика, что и огорчило большую часть населения.

Тем не менее, если ветеран труда откажется от льгот в пользу их денежного эквивалента, это будет неплохой надбавкой к его пенсии.

Что делать, если вы потеряли удостоверение ветерана труда

Не расстраивайтесь, удостоверение лишь подтверждает, что вы являетесь ветераном труда. Статус ветерана при утере удостоверения никуда не делся. Вам нужно всего-лишь восстановить удостоверение, получив его дубликат, чтобы подтвердить право на получение льгот.

Вам нужно обратиться в орган, который изначально выдал вам удостоверение. В этот орган нужно подать заявление. Его бланк выдадут в этом органе, заранее ничего искать не нужно. Не забудьте сфотографироваться, на дубликат наклеят фото. Выдача дубликата производится в течение месяца, бесплатно.

Таким образом, если вы все-таки получили звание «Ветеран труда», то имеете право претендовать как на получение федеральных, так и региональных льгот, пособий и выплат. О том, какие льготы вам положены по месту проживания, вы можете узнать в органах социальной защиты. Федеральные же льготы разбросаны по различным законам — например 5-ФЗ, 122-ФЗ — и требуют более тщательного изучения.

Больше полезной информации — в рубрике " Ветераны ".

Требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда, вызывают множество споров и разногласий в практике оформления ветерана труда.

С 2006 года после того, как в статью 7 «Ветераны труда» Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О ветеранах" Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ был введен п. 4:

"Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации",

этот вопрос регулируется на региональном уровне.

Соответственно, региональные власти кто, во что горазд, вырабатывают свои требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда в их регионе.

С 2006 года не только требования к длительности трудового стажа, но и все вопросы, касающиеся порядка получения звания ветерана труда, а также предоставления связанных с этим званием льгот, были отнесены к компетенции исполнительных органов региональной власти. На федеральном уровне осталось только формирование общих законодательных требования к гражданам, желающим получить звание ветерана труда.

Так, согласно п. 2 ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ получить звание ветерана имеют право граждане, которые удовлетворяют одновременно двум требованиям:

имеют соответствующие награды (государственного или ведомственного образца);

имеют необходимый трудовой стаж.

Получить звание ветерана труда в соответствии с этим законом о ветеранах могут и граждане, не обладающие наградами. Это касается тех граждан, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в период Великой отечественной войны. При этом требования к продолжительности трудового стажа для этой категории граждан установлены более высокие:

минимум 40 лет — для мужчин;

35 лет — для женщин.

Для справки. При толковании ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ довольно часто ошибочно считают требования о 35-и 40-летнем трудовом стаже общими, то есть справедливыми для всех, а не только бывших детей войны.

Какой же трудовой стаж, необходим для присвоения звания ветерана труда мужчинам и женщинам по новому законодательству?

Общие требования к продолжительности трудового стажа содержатся в новой редакции п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016), введенной Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ:

«…при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении…».

Или более понятными словами:

стаж, по достижении которого возникает право на страховую (бывшую трудовую) пенсию по старости или

стаж, по достижении которого возникает право на государственную пенсию за выслугу лет.

То есть требование к продолжительности трудового стажа для получения ветерана труда теперь зависит от характера трудовой деятельности и, соответственно, от вида пенсии:

ветераны труда – получатели страховой пенсии и

ветераны труда – получатели государственной пенсии за выслугу лет.

Если с выслугой лет вопросов обычно не возникает (они более – менее урегулированы ведомственными нормативно-правовыми документами), то с трудовой пенсией не все так однозначно.

С 1 января 2015 года в связи с переходом на новую Пенсионную реформу 2015 понятие «трудовой стаж» практически прекратило свое существование, поскольку теперь для пенсии нужен страховой стаж, минимальный предел которого с каждым годом увеличивается. Так, в 2016 году он равен 7 годам, в 2017 поднимется до 8 лет, и так до 2024 года, когда он достигнет 15 лет.

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, одинаков как для мужчин, так и для женщин. Означает ли это, что для получения звания ветерана труда при наличии соответствующих наград в 2016 году достаточно 7 лет страхового стажа?

До внесения указанной выше поправки в п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, то есть до 1 июля 2016 года, решающее значение имело место проживания соискателя на получение звания ветерана труда, поскольку, как было сказано выше, основания для присвоения этого звания определяются регионами самостоятельно.

Так, согласно п. 3 положения «О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда”», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 № 443-ПП, москвич, удовлетворяющий прочим требованиям, мог получить удостоверение ветерана труда при наличии 25 лет стажа, москвичка — 20 лет.

Более лояльные условия были установлены для жителей Московской области. Положение о ветеранах туда, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 11.07.2006 № 655/26, никаких требований к минимальному стажу не содержит и ограничивается общей формулировкой, аналогичной приведенной в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.

В Челябинской области, так же как и в Москве, для получения звания ветерана труда женщинам необходим был страховой стаж как минимум 20 лет, мужчинам — 25 лет.

А в Свердловской области достаточно было общего трудового стажа, дающего основания для выхода на пенсию по старости или выслуге лет.

Требование о минимальном стаже в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин действовало и в других регионах: Рязанской и Самарской областях, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Пермском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан и т. д.

Таким образом, возникла некая коллизия между федеральными и региональными нормами, ведь в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ конкретные цифры необходимого стажа не были прописаны.

Для справки. Верховный суд РФ урегулировал этот вопрос в своем определении от 05.08.2015 № 46-АПГ 15-13, указав, что, поскольку определение условий для присвоения звания ветерана труда отнесено к прерогативе регионов, каждый субъект страны вправе самостоятельно определять их, в том числе в части минимальных требований к трудовому стажу.

Стаж для получения звания ветерана труда в новом законодательстве

Столь значительная разница в требованиях, соблюдение которых было необходимо, чтобы стать ветераном труда, неизменно приводило к трудностям в толковании нормативно-правовых актов.

Особенно это актуально в части трудового стажа, который в пенсионном законодательстве с 1 января 2015 года был заменен страховым стажем. Однако в законах и актах, устанавливающих порядок присвоения звания ветерана труда, все еще упоминалось и до сих пор кое-где упоминается именно трудовой стаж.

Разрешить эти противоречия и был призван ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» от 29.12.2015 № 388-ФЗ, который внес соответствующие поправки в Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ в части порядка и условий присвоения звания ветерана труда. Изменения вступили в силу с 1 июля 2016 года. Именно с этого времени подп. 2 п. 1 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ обрел более конкретную формулировку.

Согласно этому нововведению в закон о ветеранах труда теперь стать ветеранами труда смогут граждане, чей трудовой (страховой стаж) на момент обращения за присвоением им звания ветерана труда составит не менее:

20 лет — для женщин;

25 лет — для мужчин.

Добавилось в Закон о ветеранах труда и еще одно условие:

если в качестве одного из оснований для присвоения звания ветерана труда заявлена ведомственная награда, стаж работы соискателя в соответствующей сфере или экономической отрасли не может быть менее 15 лет.

Чтобы официально оформить звание ветерана труда по стажу, требуется соответствовать всем необходимым критериям и собрать все требующиеся документы для получения звания. Отвечаем на многочисленные вопросы наших читателей, как оформить и получить звание ветерана труда без наград, но со стажем в 2020 году, какой нужен трудовой стаж для получения звания Ветерана труда в России, какой порядок и условия присвоения звания по стажу, какие документы нужны для получения этого статуса необходимо собрать и др.

Как получить ветерана труда в 2020 году, если нет наград, но есть стаж?

В нашей стране почетное звание ветерана труда России присваивается гражданам РФ как вознаграждение за долгую трудовую деятельность на территории страны, и предоставляет им ряд льгот, бонусов и прибавок к пенсии в качестве вознаграждения. Чтобы в 2020 году получить звание ветерана труда необходимо иметь соответствующий трудовой стаж. Подробности рассмотрим ниже.

Какой нужен стаж для получения звания ветерана труда в 2020 году?

Требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда, вызывают множество споров и разногласий в практике оформления ветерана труда.

С 2006 года после того, как в статью 7 «Ветераны труда» Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах» Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ был введен п. 4:

«Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации», этот вопрос регулируется на региональном уровне.

Соответственно, региональные власти кто, во что горазд, вырабатывают свои требования к длительности трудового стажа, необходимого для получения звания ветерана труда в их регионе.

С 2006 года не только требования к длительности трудового стажа, но и все вопросы, касающиеся порядка получения звания ветерана труда, а также предоставления связанных с этим званием льгот, были отнесены к компетенции исполнительных органов региональной власти. На федеральном уровне осталось только формирование общих законодательных требования к гражданам, желающим получить звание ветерана труда.

Так, согласно п. 2 ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ получить звание ветерана имеют право граждане, которые удовлетворяют одновременно двум требованиям:

  • имеют соответствующие награды (государственного или ведомственного образца);
  • имеют необходимый трудовой стаж.

Получить звание ветерана труда в соответствии с этим законом о ветеранах могут и граждане, не обладающие наградами. Это касается тех граждан, чья трудовая деятельность началась в несовершеннолетнем возрасте в период Великой отечественной войны. При этом требования к продолжительности трудового стажа для этой категории граждан установлены более высокие:

  • минимум 40 лет — для мужчин;
  • 35 лет — для женщин.

Для справки. При толковании ст. 7 «Ветераны труда» Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ довольно часто ошибочно считают требования о 35- и 40-летнем трудовом стаже общими, то есть справедливыми для всех, а не только бывших детей войны.

Какой же трудовой стаж нужен для получения звания ветерана труда по новому законодательству?

Общие требования к продолжительности трудового стажа содержатся в новой редакции п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016), введенной Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ:

«…при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении…».

Или более понятными словами:

  • стаж, по достижении которого возникает право на страховую (бывшую трудовую) пенсию по старости или
  • стаж, по достижении которого возникает право на государственную пенсию за выслугу лет.

То есть требование к продолжительности трудового стажа для получения ветерана труда теперь зависит от характера трудовой деятельности и, соответственно, от вида пенсии:

  • ветераны труда – получатели страховой пенсии и
  • ветераны труда – получатели государственной пенсии за выслугу лет.

Если с выслугой лет вопросов обычно не возникает (они более – менее урегулированы ведомственными нормативно-правовыми документами), то с трудовой пенсией не все так однозначно.

С 1 января 2015 года в связи с переходом на новую Пенсионную реформу 2015 понятие «трудовой стаж» практически прекратило свое существование, поскольку теперь для пенсии нужен страховой стаж, минимальный предел которого с каждым годом увеличивается. Так, в 2016 году он равен 7 годам, в 2017 поднимется до 8 лет, и так до 2024 года, когда он достигнет 15 лет.

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, одинаков как для мужчин, так и для женщин. Означает ли это, что для получения звания ветерана труда при наличии соответствующих наград в 2016 году достаточно 7 лет страхового стажа?

До внесения указанной выше поправки в п. 1.2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, то есть до 1 июля 2016 года, решающее значение имело место проживания соискателя на получение звания ветерана труда, поскольку, как было сказано выше, основания для присвоения этого звания определяются регионами самостоятельно.

Так, согласно п. 3 положения «О порядке и условиях присвоения звания “Ветеран труда”», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 № 443-ПП, москвич, удовлетворяющий прочим требованиям, мог получить удостоверение ветерана труда при наличии 25 лет стажа, москвичка — 20 лет.

Более лояльные условия были установлены для жителей Московской области. Положение о ветеранах туда, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 11.07.2006 № 655/26, никаких требований к минимальному стажу не содержит и ограничивается общей формулировкой, аналогичной приведенной в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ.

В Челябинской области, так же как и в Москве, для получения звания ветерана труда женщинам необходим был страховой стаж как минимум 20 лет, мужчинам — 25 лет.

А в Свердловской области достаточно было общего трудового стажа, дающего основания для выхода на пенсию по старости или выслуге лет.

Требование о минимальном стаже в 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин действовало и в других регионах: Рязанской и Самарской областях, Алтайском, Красноярском, Краснодарском, Пермском крае, Республиках Башкортостан и Татарстан и т. д.

Таким образом, возникла некая коллизия между федеральными и региональными нормами, ведь в старой редакции Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ конкретные цифры необходимого стажа не были прописаны.

Для справки. Верховный суд РФ урегулировал этот вопрос в своем определении от 05.08.2015 № 46-АПГ15-13, указав, что, поскольку определение условий для присвоения звания ветерана труда отнесено к прерогативе регионов, каждый субъект страны вправе самостоятельно определять их, в том числе в части минимальных требований к трудовому стажу.

Стаж для получения звания ветерана труда в новом законодательстве

Столь значительная разница в требованиях, соблюдение которых было необходимо, чтобы стать ветераном труда, неизменно приводило к трудностям в толковании нормативно-правовых актов.

Особенно это актуально в части трудового стажа, который в пенсионном законодательстве с 1 января 2015 года был заменен страховым стажем. Однако в законах и актах, устанавливающих порядок присвоения звания ветерана труда, все еще упоминалось и до сих пор кое-где упоминается именно трудовой стаж.

Разрешить эти противоречия и был призван ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» от 29.12.2015 № 388-ФЗ, который внес соответствующие поправки в Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ в части порядка и условий присвоения звания ветерана труда. Изменения вступили в силу с 1 июля 2016 года. Именно с этого времени подп. 2 п. 1 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ обрел более конкретную формулировку.

Согласно этому нововведению в закон о ветеранах труда теперь стать ветеранами труда смогут граждане, чей трудовой (страховой стаж) на момент обращения за присвоением им звания ветерана труда составит не менее:

  • 20 лет — для женщин;
  • 25 лет — для мужчин.

Добавилось в Закон о ветеранах труда и еще одно условие:

  • если в качестве одного из оснований для присвоения звания ветерана труда заявлена ведомственная награда, стаж работы соискателя в соответствующей сфере или экономической отрасли не может быть менее 15 лет.

И теперь с учетом рассмотренных нововведений в федеральный закон о ветеранах в части требований к стажу для получения звания ветерана труда региональные власти должны скорректировать свое региональное законодательство.

Читайте также: