Федеральный закон от 7 мая 1998 года n 75 фз о негосударственных пенсионных фондах

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ
"О негосударственных пенсионных фондах"

С изменениями и дополнениями от:

12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 6 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г., 18 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля 2010 г., 11 июля, 21, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля, 12 ноября, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2, 23 июля, 4, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 26, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа 2018 г., 2 декабря 2019 г., 18 марта, 8 июня, 20 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года

ГАРАНТ:

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями статей 11 - 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ либо до истечения сроков, указанных в частях 2 и 3 статьи 11 названного Федерального закона, регулируется положениями настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных статьями 11 - 14 Федерального закона N 410-ФЗ

См. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

7 мая 1998 года

Настоящий Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд - особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение. Фонды производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. Согласно договору о негосударственном пенсионном обеспечении, вкладчик фонда (юридическое или физическое лицо) обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику (физическому лицу, в пользу которого заключен договор) негосударственную пенсию. Закон устанавливает нормы, призванные обеспечить платежеспособность фондов.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Статья 26 настоящего Федерального закона вводится в действие после утверждения Правительством РФ порядка и условий заключения договора фонда с депозитарием

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 13 мая 1998 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19 ст. 2071

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями статей 11 - 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ либо до истечения сроков, указанных в частях 2 и 3 статьи 11 названного Федерального закона, регулируется положениями настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных статьями 11 - 14 Федерального закона N 410-ФЗ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Пункты 1, 5, 8 - 19 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Действие положений статей 3, 20.1, 36.2-1, 36.6-1 и 36.6-2 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г. и 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Действие положений абзаца третьего пункта 6 статьи 13, статей 36.5, 36.28 настоящего Федерального закона от (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2008 г.

Пункты 1, 2 и 6 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 8 названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ

Принят
Государственной Думой
8 апреля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1998 года

(в ред. Федеральных законов
от 12.02.2001 N 18-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 14-ФЗ,
от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 2. Негосударственные пенсионные фонды

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 3.1. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию

(введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава II. СОЗДАНИЕ ФОНДА, ЕГО ГОСУДАРСТВЕННАЯ
РЕГИСТРАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 4. Создание фонда

Статья 5. Государственная регистрация фонда

Статья 6. Учредительные документы фонда

Статья 7. Лицензирование деятельности фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФОНДА

Статья 8. Функции фонда

Статья 9. Правила фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 10. Пенсионные основания

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 11. Требования к пенсионным схемам

Статья 12. Пенсионный договор

Статья 13. Права и обязанности вкладчиков, участников, застрахованных лиц и страхователей

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 14. Обязанности фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 15. Конфиденциальные сведения фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава IV. СОБСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО ФОНДА

Статья 16. Собственное имущество фонда

Статья 17. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда

Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава V. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 19. Совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 20. Формирование страхового резерва

Статья 21. Актуарное оценивание деятельности фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 22. Аудиторская проверка

Статья 23. Объединенные гарантийные фонды и страхование

Глава VI. РАЗМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ
И ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 24. Принципы размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 25. Управление пенсионными резервами и инвестирование средств пенсионных накоплений

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 26. Хранение пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, размещенных (инвестированных) в ценные бумаги. Контроль за размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 27. Распределение дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава VII. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДА И КОНТРОЛЯ
ЗА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 28. Органы управления фонда и органы контроля за деятельностью фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 29. Совет фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 30. Исполнительный орган фонда

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава VIII. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 32. Бухгалтерский учет и отчетность

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ФОНДА

Статья 33. Реорганизация и ликвидация фонда

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ.
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА УКАЗАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 34. Государственное регулирование деятельности в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования. Надзор и контроль за указанной деятельностью

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 35. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности фондов и управляющих компаний и их недобросовестной конкуренции

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 36. Налоговый режим

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Глава X.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
И ИНВЕСТИРОВАНИЮ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
(введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ)

Статья 36.1. Требования к фонду, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Статья 36.2. Обязанности фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Статья 36.3. Требования к договору об обязательном пенсионном страховании

Статья 36.4. Порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании

Статья 36.5. Изменение и прекращение договора об обязательном пенсионном страховании

Статья 36.6. Передача средств пенсионных накоплений из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации

Статья 36.7. Порядок подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд

Статья 36.8. Порядок подачи застрахованным лицом заявления о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации

Статья 36.9. Порядок рассмотрения Пенсионным фондом Российской Федерации заявления застрахованного лица о переходе в фонд из Пенсионного фонда Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)

Статья 36.10. Порядок рассмотрения заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)

Статья 36.11. Порядок перехода застрахованного лица из фонда в фонд

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 48-ФЗ)

Статья 36.12. Порядок исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации и фондом решений по заявлениям застрахованных лиц

Статья 36.13. Требования к договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений

Статья 36.14. Обязанности управляющей компании, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений

Статья 36.15. Требования к структуре инвестиционного портфеля фонда

Статья 36.16. Инвестирование средств пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов

Статья 36.17. Инвестиционная декларация управляющей компании

Статья 36.18. Обязанности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг с фондом, осуществляющим формирование накопительной части трудовой пенсии, и управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений

Статья 36.19. Особенности учета средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии в фонде

Статья 36.20. Требования к отчетности фонда

Статья 36.21. Порядок выплаты правопреемникам застрахованных лиц

Статья 36.22. Единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию

Статья 36.23. Вознаграждение специализированному депозитарию и управляющим компаниям

Статья 36.24. Конфликт интересов

Статья 36.25. Кодекс профессиональной этики

Статья 36.26. Саморегулируемые организации

Статья 36.27. Ограничение маркетинга в фондах, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию

Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Рассмотрение споров

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Москва, Кремль
7 мая 1998 года
N 75-ФЗ

НПФ или, по-другому, негосударственные пенсионные фонды обладают полномочиями акционерных фондов, но к тому же имеют право заниматься деятельностью по обязательным обеспечениям. После оформления государством указа о введении настоящей категории организаций, они стали популярны среди юридических лиц. Уже сразу после принятия закона в стране появилось более 350 НПФ. Правительством было принято решение о принятии закона для регулирования такого большого количества организаций и контроля за этой отраслью.

Что представляет собой закон?

75 закон РФ был принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года, а одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года. Последние изменения в него были внесены 31 декабря 2017 года. ФЗ о НПФ РФ содержит 11 глав и 38 статей. Этот закон контролирует и регулирует возникающие экономические и социальные правоотношения при ведении деятельности негосударственными пенсионными фондами, а также правоотношения между НПФ и гражданами России. Также закон регламентирует процессы и способы контроля за фондами, меры по реорганизации, способы создания НПФ.

Краткое содержание Федерального закона номер 75 о негосударственных пенсионных фондах:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели, задачи, отношения и сфера регулирования закона. Оформлена информация о деятельности фондов. Перечислены термины и понятия, используемые в законе и даны их определения. Даны списки субъектов, которые являются участниками правоотношений по настоящему закону;
  • В главе второй оформлены процессы и условия создания негос. пенс. фондов, порядок регистрации и получение лицензии на ведение деятельности. Перечислены требования для лиц, имеющих в распоряжении от общей доли только 10% акций. Подробно оформлен процесс регистрации и места, куда можно обратиться за регистрацией. Дан список необходимых документов для учредителей компании. Оформлены списки требований к уставу и к органам контроля. Описаны особенности и нюансы сделок, которые совершаются с участием акций компании. Оформлена информация о порядке выдачи и получения лицензии, а также даны причины аннулирования и отказа;
  • В главе номер три подробно оформлена и перечислена деятельность фондов. Дан список их функций, полномочий, прав и обязанностей. Описано, по каким правилам и условиям работают организации, пенсионные основания в договорах и требования к схемам. Оформлены способы заключения и пункты, которые должны быть в договоре. Перечислены права и обязанности страхователей, а также вкладчиков и участников правоотношений. Отдельно дан большой список с пояснениями обязанностей фондов. Описаны засекреченные данные и тайны, которые не могут быть разглашены, а также конфиденциальная информация клиентов;
  • В г. четыре оформлена информация об имуществе НПФ. Описано что подходит под категорию имущество, как необходимо с ним обращаться и кто ответственен за его сохранность. Перечислены накопления и резервы, даны сведения о распределении накопленных средств;
  • В пятой г. перечислены и описаны гарантии на исполнение обязательств сотрудниками фондов. Оформлен страховой резерв и нюансы работы с ним. Написано что такое дивиденды и ограничения по ним. Описано актуальное оценивание НПФ. Перечислены способы отчетности, сроки и особенности. Оформлены объединенные гарантии для различных организаций;
  • В шестой оформлены процессы и способы вклада средств в пенсионные фонды. Описаны особенности и нюансы размещения средств и их накопления. Оформлен порядок управления собственными размещенными средствами. Каким способом можно хранить накопления посредством ценных бумаг и контроль за резервами и накоплениями. Процесс распределения доходных сумм с учетом резервов и накоплений в НПФ;
  • В седьмой оформлена деятельность органов, которые ведут контроль и регулируют деятельность фондов. Описаны их полномочия, функции, права и обязанности. Отдельно даны полномочия и деятельность попечительских советов в описываемой области;
  • В восьмой главе описана информация о процессах отчетности. Каким образом в НПФ ведется бухгалтерский отчет;
  • В главе девятой оформлена информация о реорганизации фонда, также дан порядок, по которому фонд можно ликвидировать. Описана принудительная ликвидация по решению Банка России;
  • В главе номер десять оформлены способы и процессы, а также меры по улучшению контроля и надзора за негос. пенсионными фондами. Дан список мер, используемых Центральным Банком РФ по регулированию деятельности НПФ. Описаны способы предоставления фондам информации. Оформлено определение налогового режима, перечислены условия и требования, когда налоговый режим установлен;
  • В г. 10.1 перечислены особенности и нюансы работы пенсионных накоплений. Оформлены списки требований и условий для вкладов. Дана форма договора и описаны пункты, которые должны быть в договоре обязательно. Даны требования для разных видов и категорий сделок. Описаны меры по разрешению конфликтных ситуаций и споров;
  • В 10.2 г. оформлены особенности разных категорий и разных ситуаций, когда необходимо досрочное негос. пенсионное обеспечение. Даны списки общих требований для всех лиц и требования для отдельных исключительных категорий. Перечислены обязанности фондов, когда необходимо провести досрочное обеспечение. Даны списки гарантий прав для лиц и работников;
  • В 11 оформлены заключительные условия и дополнительные положения и требования настоящего Федерального закона.

НПФ имеют право осуществлять предписанную деятельность на следующий рабочий день после предоставления организации лицензии. Для того чтобы получить право на обязательное страхование, фонд должен быть внесен в реестр. Также, после внесения в реестр, на следующий рабочий день сотрудники фонда имеют право на обязательное страхование лиц.

Последние изменения, внесенные в 75 ФЗ

Последние изменения в закон 75 о негосударственных пенсионных фондах были внесены 31 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 482.

Согласно последней редакции, изменения были внесены в статью номер 25.1, был добавлен пункт 7. Ситуации, когда фонды не имеют право раскрывать сведения или ситуации, когда фонды могут раскрывать только ограниченное количество информации, определяются Правительством РФ. В общих случаях публичное предоставление информации определяется настоящим Федеральным законом. Также Правительство России определяет, когда фонд имеет право раскрывать или не раскрывать информацию о клиентах.

Также изменения произошли и в статье 36.14. В первом абзаце статьи к слову «Управляющая» была добавлена цифра 1. Также в статью добавили 2 пункт. Согласно закону, управляющие фондов обязаны в определенных ситуациях раскрывать или ограничивать, либо полностью скрывать информацию о собственных клиентах (акционерах). Однако после добавления 2 пункта, Правительство РФ имеет право рассматривать отдельные случаи и запрещать или предоставлять доступ к информации.

Текст закона о негосударственных пенсионных фондах РФ с изменениями

Федеральный закон 75 был принят для объяснения негосударственным пенсионным фондам и гражданам о системе деятельности НПФ. Гражданам рекомендуется изучить описываемый закон для лучшего понимания куда стоит обратиться за вкладами, страхованиями и накоплениями. Сотрудники же фондов обязаны изучить настоящий закон в связи с родом деятельности и для лучшего исполнения обязанностей.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это некоммерческая организация, которая служит альтернативой ПФР. Граждане могут перевести в нее свои пенсионные накопления, чтобы руководство фонда инвестировало их в различные проекты и получало прибыль. Чем больше прибыли получает НПФ от инвестиций, тем выше доход граждан, переведших свою пенсию в этот фонд.

Деятельность НПФ регламентируется ФЗ «О НПФ», который был принят Госдумой 08.04.1998. Совет Федерации одобрил данный законодательный акт 22.04.1998.

Бесплатно по России

О чем говорит 75 ФЗ о негосударственных пенсионных фондах

Данный закон служит для регулирования правовых, экономических, социальных отношений, которые возникают при формировании предприятия, ведении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), а также определяет порядок, по которому государство контролирует их работу.


Основные понятия

В федеральном законе применяются следующие понятия:

  1. Договор НПО – договор между фондом и вкладчиком, соответственно с которым последний обязуется делать взносы в НПФ, а организация обязуется предоставить ему НПО.
  2. Договор об обязательном пенсионном страховании (ОПС) – договор между НПФ и гражданином, соответственно с которым НПФ обязуется назначить и выплатить ему пенсионное обеспечение, когда наступит страховой случай.
  3. Вкладчик – физлицо либо юрлицо, которое является участником договора НПО и делает взносы в НПФ.
  4. Страхователь – физлицо либо юрлицо, которое обязано делать взносы на пенсионное обеспечение своего работника.
  5. Участник – физлицо, которому, соответственно с соглашением, выплачивается НПО. Участник также может быть вкладчиком.
  6. Застрахованный – физлицо, которое заключило соглашение об ОПС.
  7. Пенсионный взнос – деньги, которые уплачиваются вкладчиком в пользу участника соответственно с условиями соглашения.
  8. Пенсионная схема – комплекс правил, по которым уплачиваются взносы и выплачивается НПО.
  9. Выкупная сумма – деньги, которые выплачиваются НПФ участникам фонда или переводятся в другую организацию при аннулировании соглашения.
  10. Пенсионные резервы – деньги, которые находятся в распоряжении НПФ и предназначаются для выполнения организацией обязанностей перед участниками.
  11. Портфель инвестиций УК – активы, которые сформированы за счет пенсионных накоплений, предоставленных УК в доверительное управление от НПФ.
  12. Актуарий – лицо, которое соответствует нормам, определенным для лиц, занимающихся актуарным оцениванием работы предприятия.
  13. Единоразовая выплата – сумма, предоставляемая застрахованным гражданам за счет накоплений.

Основные положения

Основные положения закона, касающиеся деятельности фонда, заключаются в том, что он должен следовать таким принципам в своей работе:

  1. Знакомство участников с правилами организации.
  2. Ведение учета информации о каждом участнике.
  3. Бесплатное предоставление раз в 12 месяцев всем участникам сведений о состоянии их индивидуальных лицевых счетов (ИЛС).
  4. Выплата НПО соответственно с условиями соглашения.
  5. Соблюдение норм, устанавливаемых Центробанком.
  6. Организация системы управления рисками, которые связаны с работой по НПО и ОПС.
  7. Определение цены активов, которые составляют пенсионные резервы, по правилам, которые устанавливаются Центробанком.

75 ФЗ и создание НПФ

Процедура создания предприятия подчиняется следующим правилам:

  1. Фонд должен относиться к ОАО.
  2. Предприятия создается в порядке, предусмотренном законодательными актами об ОАО.
  3. Акционеры располагают правом управлять работой предприятия. НПФ может осуществлять выпуск только обычных акций.
  4. Предприятия отвечает по собственным обязательствам всем своим имуществом.
  5. Предприятие не отвечает по обязательствам акционеров.
  6. Фондовые акции, которые размещены при создании НПФ, должны целиком оплачиваться учредителями перед тем, как в Центробанк будет подано ходатайство на оформление лицензирующего документа.
  7. Фонд не имеет права проводить операции с векселями и предоставлять кредиты.
  8. Оплачивать фондовые акции посредством зачета финансовых требований к НПФ нельзя.
  9. Размещение организацией ценных бумаг выполняется соответственно с законодательными актами РФ, касающимися ОАО и рынка ценных бумаг.

Об учредителях

Учредительным документом фонда считается устав. Утверждение устава осуществляется учредителями. Дополнительно к информации, которая предусмотрена ФЗ от 26.12.1995 г. номер 208 «Об ОАО», фондовый устав должен включать в себя:

  • полное название организации, которое содержит слова «негосударственный пенсионный фонд», и укороченное, включающее в себя аббревиатуру «НПФ»;
  • указание на особый характер работы;
  • указание на максимально возможную долю от прибыли, которая получена организацией от размещения средств пенсионных резервов и вложения денег и переводится на ее счет;
  • указание на создание попечительского совета, в состав которого включены представители каждой категории участников фонда.

Функции НПФ

Основные функции фонда заключаются в следующем:

  1. Разработка правил фонда.
  2. Заключение пенсионных соглашений и соглашений об ОПС.
  3. Аккумулирование взносов и накоплений.
  4. Ведение ИЛС НПО.
  5. Информирование участников о состоянии ИЛС.
  6. Заключение соглашений с другими компаниями об оказании услуг.
  7. Определение стратегии инвестирования.
  8. Формирование пенсионных резервов, размещение этих резервов.
  9. Организация инвестиционной деятельности.
  10. Заключение соглашений с управляющими компаниями (УК), специальными депозитариями, иными субъектами и участниками отношений по НПО и ОПС.
  11. Рассмотрение отчетов УК и депозитариев.
  12. Расторжение соглашений с УК и депозитариями.
  13. Ведение бухучета и налогового учета.
  14. Осуществление актуарных расчетов.
  15. Оформление и предоставление выплат НПО участникам.

Статья о вкладчиках

Вкладчики вправе:

  • требовать от фонда исполнять обязательства по пенсионному соглашению в полном объеме;
  • представлять перед организацией собственные интересы, опротестовывать ее действия по правилам, которые установлены законами России;
  • требовать от организации предоставления выкупных сумм либо их отправки в другую организацию.

Участники вправе:

  • требовать от фонда выполнения обязательств по предоставлению НПО, соответственно с пенсионным соглашением;
  • получать НПО соответственно с заключенным соглашением;
  • требовать от фонда изменить условия НПО;
  • требовать от фонда выплатить выкупные суммы либо перевести их в другой НПФ/ПФР.

Застрахованные вправе:

  • требовать от организации выполнения обязательств по соглашению об ОПС;
  • получать накопительную пенсию;
  • получать минимум раз в 12 месяцев сведения о состоянии собственного ИЛС (бесплатно);
  • максимум раз в 12 месяцев оформлять новое соглашение об ОПС с другим НПФ либо оформлять ходатайство о переводе накоплений в ПФР;
  • требовать от организации перевести деньги либо часть денег маткапитала, которые направлены на образование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в ПФР;
  • получать единоразовую выплату в ситуациях, которые предусмотрены ФЗ «О правилах финансирования выплат за счет пенсионных накоплений»;
  • получать уведомление о том, что наступил страховой случай.

О досрочном пенсионном обеспечении

Досрочное НПО выполняется вкладчиком, который является нанимателем гражданина, работающего во вредных или опасных условиях.

В пенсионном соглашении досрочного НПО прописываются:

  • наименования участников;
  • информация о предмете соглашения;
  • тип пенсионной схемы;
  • права и обязательства участников;
  • основания для назначения пенсии;
  • ответственность участников за невыполнение собственных обязанностей;
  • правила и условия аннулирования соглашения;
  • правила, по которым регулируются спорные ситуации;
  • реквизиты участников.


Заключение

ФЗ номер 75 – главный законодательный акт, регламентирующий деятельность НПФ. Данный закон регулярно подвергается небольшим изменениям, что стоит учитывать при рассмотрении положений этого ФЗ. С его нормами и понятиями будет полезно ознакомиться людям, которые планируют начать делать взносы на свою пенсию в НПФ.

Негосударственные пенсионные фонды массово стали появляться более 20 лет назад и относятся к организациям, осуществляющим добровольное пенсионное страхование. Законом № 75, принятым в 1998, регулируется деятельность этих акционерных обществ, регламентируются юридические и экономические отношения, возникающие при создании и прекращении их существования.

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» решение о регистрации НПФ находится в компетенции Банка России. Это же учреждение выдает лицензию, которую аннулирует при нарушении закона и обязательств перед участниками. В предоставлении документа отказывают при несоответствии установленных нормативов.

НПФ принимают от вкладчиков пенсионные накопления, обеспечивают сохранность и своевременную выплату сбережений. Центробанк имеет право подавать в Арбитраж заявление, чтобы остановить деятельность негосударственного общества, если оно не выполняет своих обязательств.

Основные положения Федерального закона (ФЗ)

Законом регулируются отношения, что возникают в процессе деятельности негосударственных фондов, которые могут создаваться только в виде акционерных обществ, обеспечивающих пенсионное страхование. ФЗ № 75 регламентируется необходимость в осуществлении контроля над выполнением функций НПФ, их ликвидацией или реорганизацией.

Фондам выдается лицензия, на основании которой они проводят деятельность в сфере пенсионного страхования и обеспечения. В ст. 3 Основных положений указаны и описаны понятия, применяемые в законе.

Между участником и НПФ заключается договор, в соответствии с которым вкладчик перечисляет пенсионные взносы, а фонд выплачивает ему негосударственное денежное пособие.

Между организацией и застрахованным человеком подписывается соглашение об обязательном страховании. Далее происходит перевод пенсии в негосударственный фонд. При наступлении основания НПФ должен выплачивать гражданину накопительную пенсию или осуществить срочную или единовременную выплату участнику фонда или его правопреемнику.


Досрочное пенсионное обеспечение

Согласно ст.3 данного закона люди, работающие в условиях, что в официальном порядке признаны опасными и вредными, имеют право на заключение с НПФ договора досрочного пенсионного обеспечения. Исходя из подписанного документа, негосударственными фондами средства выплачиваются раньше достижения мужчинами 60, женщинами 50 лет.

Сторонами соглашения являются:

  • вкладчик;
  • участник;
  • НПФ.

К первой категории относится владелец предприятия, предоставляющий рабочие места, которые по заключению комиссии признаны опасными.


Договор должен содержать:

  • названия сторон;
  • их обязанности и права;
  • вид досрочного обеспечения;
  • основания для выплаты;
  • порядок назначения и доставки;
  • условия прекращения соглашения;
  • ответственность участников.

В соответствии с законом работодателем разрабатывается специальная программа по выплате сотрудникам пенсией раньше достижения возраста выхода на заслуженный отдых. Этим документом определяется порядок функционирования системы досрочного обеспечения выплат работникам, что трудятся на местах с условиями, признанными вредными для здоровья.


Если застрахованное лицо передумало и хочет, чтобы накопительная часть формировалась государством, то следует выяснить – как вернуть накопительную часть пенсии в ПФР.

Создание и функции негосударственных фондов

Негосударственный фонд должен иметь правовую форму акционерного общества. Учредителем определяется устав НПФ, полное и сокращенное название юридического лица, вид его деятельности. В ст. 4 закреплены обязательства организации и его акционеров.

НПФ не может выдавать ссуду, проводить операции с векселями, осуществлять взаимозачеты. Компания отвечает за имущество участников, но не несет ответственности за невыполнение обязательств акционерами.


Основные функции негосударственных фондов представлены в ст. 8 закона. К ним относят:

  • введение счетов;
  • заключение пенсионных договоров;
  • предоставление информации вкладчикам о сумме накопленных средств;
  • выплату и хранение взносов;
  • формирование резерва;
  • проведение расчетов.

Требования к специалистам НПФ, оговорены в ст.6. На такие должности не могут претендовать люди с судимостью, руководители предприятий, обанкротившихся до 3 лет назад. В обязанности сотрудников входит введение учета – бухгалтерского и налогового, предоставление данных в Центробанк.

Согласно закону негосударственные фонды вправе получать доступ к информации вкладчиков, но обязаны соблюдать конфиденциальность. Специалистам НПФ разрешается обрабатывать персональные данные клиентов. Для этого нет необходимости в согласии физических лиц.


О вкладчиках

В статье 13 представлены права и обязанности застрахованных граждан и участников НПФ. Они определяются не только этим законом, но и нормативами Банка России, договорами о пенсионном обеспечении и страховании.

Участники вправе требовать:

  • выполнения всех обязательств по заключенному соглашению;
  • выплату и перевод сумм в другие фонды;
  • изменение условий договора по пенсионному обеспечению.

В обязанности вкладчиков входит своевременное перечисление взносов в размере, которые установлены соглашением и порядком, действующим в НПФ.

Застрахованное лицо вправе получать накопительные и срочные выплаты, требовать информацию о состоянии счета, заключать новый договор, но не раньше, чем 12 месяцев.


Акционирование

Негосударственные фонды создавались для того чтобы аккумулировать пенсионные взносы, которые затем направлять на выплаты своим участникам. Эти компании гарантируют вкладчикам выполнение взятых обязательств даже в случае прекращения деятельности

В 2013 году был принят закон «Об акционировании НПФ». Исходя из него все негосударственные организации, заключающие договора о пенсионном страховании, подвергаются процедуре акционирования, начиная с 2016. В связи этим все накопления участников переводятся ПФР. Центральный банк осуществляет проверку управляющих компаний, после чего они должны вступить в государственную программу гарантирования сохранности накоплений вкладчиков. Создается страховой резерв, который будет составлять до 10% от пенсионных вложений.

Законом предусматривается уменьшение количества зарубежных организаций, исключение офшорных компаний в участии сбора взносов и инвестирования и пенсионных отчислений.


Заниматься контролем деятельности НПФ, выдавать им лицензии поручается Центробанку. Изменения коснулись уставного фонда этих организаций, его размер не может быть меньше 150 млн. р. Помимо увеличения количества собственного капитала, установлены другие поправки:

  1. Усилены требования к регистрации НПФ и к их руководителям.
  2. Составлен новый порядок ликвидации организаций.
  3. Приняты правила досрочного обеспечения пенсионеров.

Негосударственным фондам запрещается заниматься страхованием на профессиональном уровне. В обновленном варианте закона прописываются гарантии вкладчикам и создание резервного фонда. Сотрудники НПФ не имеют права заключать договора с людьми и дистанционно снимать деньги с их счета.


Перспективы

В стране проводится модернизация действующей пенсионной системы, пересматриваются положения, которые касаются деятельности негосударственных фондов. Эти организации перераспределяют свободные ресурсы на потребности экономики, а не только выплачивают дополнительные средства пенсионерам.

Перспективы развития НПФ связаны с разработкой мероприятий, направленных на привлечение физических лиц, а также руководителей предприятий к участию в системе негосударственного обеспечения пенсий.

Такой вариант устраивает граждан тем, что они могут откладывать деньги в небольшом количестве, а НПФ гарантирует сохранность накоплений и их увеличение. Государство обязуется стимулировать развитие фондов, привлекать граждан к участию в системе пенсионного страхования. Такие организации предлагают вкладчикам гибкие схемы, которые базируются на договорной основе и правовых механизмах.

Читайте также: