Федеральный закон от июня о пенсиях

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

10 августа 2011 14:18

Москва, 10 августа 2011. С 17 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ, при установлении трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) или трудовой пенсии по инвалидности гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, осуществляется преобразование приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал.

При этом, к гражданам, проходившим иную службу, деятельность, работу, могут быть отнесены: прокурорские работники, имеющие специальное звание, у которых согласно Федеральному закону от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (п.2 ст. 44) пенсионное обеспечение осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и членов их семей, т.е. Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1; федеральные судьи, которые уйдя в отставку, при соблюдении условий, установленных пунктом 1 ст.19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» , имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания.

Таким образом, определение размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) указанных лиц с учетом суммы средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с преобразованием их пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал производится при одновременном выполнении следующих условий:

- наличие службы (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, имевшей место с 1 января 2002 года;

- наличие факта увольнения со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года;

- отсутствие права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Документом, подтверждающим перечисленные выше условия, необходимым для установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) указанных лиц с учетом Федерального закона от 4 июня 20110 года № 126-ФЗ, является справка, выдаваемая уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение (уполномоченными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение судей). Форма справки в настоящее время согласовывается с заинтересованными федеральными органами власти.

До согласования с заинтересованными ведомствами формы справки, в случае обращения граждан за назначением (перерасчетом) страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности), территориальными органами ПФР принимаются к рассмотрению справки, выдаваемые уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей (уполномоченными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение судей), содержащие сведения о периодах военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы, деятельности (работы), имевших место с 1 января 2002 года, в течение которых на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, о дате увольнения со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Обращаем Ваше внимание, что нормы указанного Закона не распространяются на лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, но воспользовавшихся своим правом выбора более высокой пенсии (при наличии права на различные пенсии) и обратившихся за назначением трудовой пенсии.

При назначении (перерасчете размера) страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) порядок определения ее размера с учетом преобразования пенсионных прав указанных лиц в расчетный пенсионный капитал аналогичен порядку, применяемому при ее установлении с учетом норм Федерального закона от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».

Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал с учетом периодов службы (работы), определенных в статье 1 Федерального закона № 126-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с назначением данной категории граждан страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ.

При дополнительном представлении документов о периодах службы (работы) перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) с учетом норм Федерального закона № 126-ФЗ осуществляется с учетом статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ, т.е. с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее заявление пенсионера.

При этом согласно разъяснениям Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении получателей трудовой пенсии из числа лиц, указанных в статье 1 Федерального закона от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ, с заявлениями о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом преобразования пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, принятыми территориальным органом ПФР одновременно со справкой в период по 31 декабря 2011 года включительно, производить перерасчет следует со дня вступления в силу данного Федерального закона, т.е. с 17.06.2011, но не ранее дня возникновения права.

Материал подготовлен Отделом по взаимодействию со СМИ, на основании информации Управления организации назначения и перерасчета пенсий

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

С 1 июня пенсии неприкосновенны — такое правило предусмотрено поправками в закон об исполнительном производстве. Правда, не все пенсионеры смогут воспользоваться изменениями, у некоторых долги продолжат взыскивать.

Какие изменения в процедуре взыскания появились с 1 июня 2020 года

Полтора года назад подписан закон от 21.02.2019 №12-ФЗ, который меняет процедуру взыскания задолженности с доходов граждан, в том числе пенсионеров. Некоторые специалисты заявили, что это закон о неприкосновенности пенсии с июня 2020 года, и обрадовали пенсионеров: хоть теперь останутся деньги на жизнь. Но документ о другом. Он требует с 1 июня 2020 «маркировать» денежные средства, перечисляемые на счета физических лиц, специальными кодами, чтобы в банках понимали предназначение денег.

К примеру, в платежном поручении на выплату заработной платы бухгалтер обязан поставить код «1». По этому коду в банке поймут, что физическому лицу (пенсионеру) перечислены деньги, с которых разрешено взыскивать задолженность по исполнительным документам с учетом требований ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ об исполнительном производстве. Если в банк придет платежка с кодом «2», банкирам понятно, что с перечисленной суммы взыскивать долги нельзя, поскольку это неприкосновенные доходы, с которых на основании ст. 101 Федерального закона №229-ФЗ запрещено удерживать какие-либо суммы.

Но почему нельзя было просто ввести неприкосновенность пенсии с 1 июня 2020 года, обойдя все эти коды? Такие поправки не нужны: в законодательстве уже указано, какие виды доходов неприкосновенные. Но раньше банкиры не могли определить, что за деньги пришли на счет должника, поэтому блокировали все операции до тех пор, пока не взыщут всю сумму задолженности. Тем временем сам должник оставался без средств к существованию. Сейчас ситуация изменится.

Действительно ли пенсии стали неприкосновенными

Теперь попробуем разобраться, сделают ли пенсии неприкосновенными с 1 июня 2020 года и кого коснется это изменение. Чтобы не платить долги из пенсионных выплат, необходим законодательный запрет на взыскание долгов. Полный список видов неприкосновенных доходов, с которых не взыщут задолженности, перечислен в ст. 101 Федерального закона №229-ФЗ.


Если смотреть на пенсионные выплаты, то взыскание с пенсии с июня 2020 года не касается только одного вида — по случаю потери кормильца. Со всех остальных разрешается взыскивать долги, и новый закон никак на эту ситуацию не повлиял.

Что делать, если незаконно списали пенсию

Если вы являетесь получателем пенсии по потере кормильца или иного вида неприкосновенного для кредиторов дохода, определите, кто занимается исполнительным производством. Для этого зайдите на сайт Федеральной службы судебных приставов (ФССП), введите персональные данные и уточните, кто из приставов ведет ваше дело. Затем пишите заявление о незаконности списания денег и требуйте их возврата.

Юристы рекомендуют еще один способ быстрее решить вашу проблему, если закон о неприкосновенности пенсии с 1 июня на вас распространяется: напишите жалобу на действия пристава и банка в прокуратуру, руководству Службы приставов, Центральный банк. Когда вопрос поднимется выше, проблема решится оперативнее.

Что делать, если долг погашен, но его продолжают списывать

Алгоритм действий такой же. Находите пристава, который занимается этим делом, пишете заявление о незаконном взыскании, требуете возврата. Дополнительно напишите жалобу.

Если заставляют платить за однофамильца

Такая ситуация встречается нечасто, поскольку приставы проверяют не только фамилию, имя и отчество должника, но и дату его рождения, СНИЛС, ИНН. Если все-таки ошибка закралась, и отмена вычетов из пенсии с 1 июня почему-то не сработала, рекомендуем обратиться к приставам. И не бойтесь жаловаться на бездействие госслужащих.

Правильно ли я понимаю, что с 1 июня 2020 года можно будет создать в банке счёт на который будет поступать пенсия по старости. Так же что с этого счёта в рамках исполнительного производства,приставы не смогут снимать деньги, то есть вся пенсия без удержания будет поступать к пенсионеру, это его единственный источник дохода.

Ответы юристов ( 5 )


Никита, добрый день!

В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» удержания по исполнительному производству с доходов в виде пенсии производится. Размер удержаний составляет до 50 % размера пенсии.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве»

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию,за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

с 1 июня 2020 года должны быть изменения в законодательстве вот эта статья https://www.pnp.ru/social/pristavam-zapretyat-uderzhivat-dengi-s-pensiy-i-posobiy.html относиться ли это к пенсиям по старости?


исполнительного производства, приставы не смогут снимать деньги, то есть вся пенсия без удержания будет поступать к пенсионеру, это его единственный источник дохода.

Считаю, что данный вопрос касается именно тех доходов, с которых в настоящее время нельзя производить взыскания. Процедура взыскания сейчас такова, что пристав сначала взыскивает долг, а после должник доказывает неправомерность удержания, например, с алиментов. Но пенсия не относится к такому доходу, с пенсии сейчас возможно производить удержания, как и с иного дохода, не указанного в ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве». Пенсия, в свою, очередь входит в список доходов, с которых производить удержание возможно.

2. Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.


Здравствуйте, в соответствии с принятым законом банки будут должны самостоятельно определять можно ли на денежные средства хранящиеся на счете обращать взыскание или нет соответствие со ст 99 и 101 закона об исполнительном производстве.

При этом открывать специальный счет для этого не будет необходимости, банк самостоятельно определяет источник средств по всем счетам. Если на эти средства не может быть обращено взыскание то банк их не будет трогать.

4.1. Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание,банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России."
ст. 1, Федеральный закон от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“

при этом нужно учитывать что пенсии по старости не отнесены к доходам на которые не может быть обращено взыскание

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;
ст. 101, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) „Об исполнительном производстве“

Обращение взыскания на пенсию по старости производится в общем порядке с удержанием не более 50%. После вступления закона в силу банки не будут иметь право снимать все что есть на счетах, как это зачастую происходит сейчас, и пенсионерам приходится самостоятельно возвращать деньги от приставов.
Банки будут обязаны оставлять 50% пенсии по старости на счете.

2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
ст. 99, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) „Об исполнительном производстве“

С 1 июня 2020 года изменится порядок взыскания по исполнительным листам. В частности, будет изменен и расширен перечень денежных средств, на которые не допускается накладывать взыскание судебными приставами. По изменившимся правилам взыскание не допускается обратить на денежные выплаты социального характера. На какие именно выплаты распространяются новые положения законодательства? Правда ли, что Президент подписал закон о неприкосновенности пенсии, и как осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия теперь под защитой?

  • Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года
  • Какие выплаты будут освобождены от взыскания
  • Могут ли наложить взыскание на пенсию
    • А если пенсия ниже прожиточного минимума?
  • Как приставы узнают о том, что доход является социальным
  • Выводы

Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года

Изменения в законодательство об исполнительном производстве внес Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Согласно ему, выплаты в пользу граждан социального характера будут освобождены от вероятного взыскания со стороны судебных приставов. Закон подписан в феврале 2019 года, но предусматривает отложенную дату для вступления изменений: они вступят в силу не ранее 1 июня 2020 года.

Многие СМИ, описывая сущность нового закона, указывают на то, что он защищает пенсии и другие социальные выплаты от взыскания по исполнительному производству. На самом деле это неверно. Нынешний ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит обширный перечень выплат, на которые не допускается наложить взыскание, и новый закон изменяет этот перечень совсем незначительно. То есть социальные выплаты, на которые не накладывается взыскание, есть и сегодня. Также стоит понимать, что пенсия по-прежнему может быть взыскана в рамках исполнительного производства, хотя и с определенными нюансами.

Таким образом, новый закон о введении запрета представляет поправки к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», который содержит нормы принудительного взыскания ФССП. Изменения будут внесены в ст. 101 229-ФЗ, где перечислены выплаты, на которые не накладывается взыскание по исполнительному производству.

Какие выплаты будут освобождены от взыскания

В нынешней версии ч. 1 ст. 101 229-ФЗ приводится перечисление доходов, на которые недопустимо накладывать взыскание. Указанная статья приводит следующие выплаты:

  1. Деньги, которые выплачиваются в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
  2. Компенсация вреда из-за смерти кормильца.
  3. Денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья, ранения и травмы при исполнении служебных обязанностей.
  4. Компенсации из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по уходу за нетрудоспособными лицами.
  5. Денежные компенсации, которые перечисляются гражданам на определенные цели, в частности, компенсации стоимости проезда и покупки лекарств.
  6. Алименты.
  7. Компенсации, указанные в трудовом законодательстве: в связи со служебными командировками, переводом или направлением в другую местность; связанные с изнашиванием инструмента работника; компенсации на случай рождения ребенка, смерти родных и регистрации брака.
  8. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию.
  9. Пенсия по потере кормильца, которая выплачивается из средств федерального бюджета, и доплата к ней из регионального бюджета.
  10. Детские пособия.
  11. Материнский капитал.
  12. Средства материальной помощи, выплачиваемой в связи с терактом, смертью члена семьи, оказанием гуманитарной помощи, оказанием содействия при выявлении терактов и иных преступлений.
  13. Компенсация стоимости путевок, санаторно-курортного лечения и пр.
  14. Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно.
  15. Социальное пособие на погребение.

Новые выплаты социального характера, на которые не допускается наложить взыскание, по ФЗ-12 включают в свой состав:

  1. Средства, выделенные пострадавшим в результате ЧС. Это например, катастрофы или прочие форс-мажорные обстоятельства.
  2. Средства, выделенные в качестве единовременной материальной и финансовой помощи, если они были выплачены члену семьи гражданина, погибшего в результате ЧС, или гражданам, здоровью которых причинен вред разной степени тяжести.

Эти выплаты с 1 июня 2020 году войдут в состав п. 18 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ.

Таким образом, новый закон освободил от взыскания выплаты, которые соответствуют трем основным условиям:

  1. Субъектом выплат являются граждане, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, или члены их семей.
  2. Целью таких выплат является компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья за определенный период времени.
  3. Выплата относится к единовременным.

Могут ли наложить взыскание на пенсию

В п. 9 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ подчеркивается, что взыскание допускается наложить на пенсию по старости, пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной доплаты к страховой пенсии), накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату и пособие по временной нетрудоспособности.

На основании п. 10, 11 ч. 1 ст.101 229-ФЗ не допускается только взыскание на пенсию по утрате кормильца и доплаты (выплаты) к ней. Важно учесть, что новый закон не делает пенсионеров неприкосновенными и не вводит запрет на взыскание пенсии в счет погашения задолженности.

Приставы могут обратить взыскание и на имущество пенсионеров: эта категория граждан не наделена никакими особыми преимуществами. Взыскание обращается и на зарплату, если пенсионер относится к работающим.

А если пенсия ниже прожиточного минимума?

В 229-ФЗ ничего не говорится о подобной ситуации. То есть пенсия подлежит взысканию в стандартном порядке: не более 50% в общем случае и до 70% при долгах по алиментам. Но Конституционный и Верховный суды (например, в определении №45-КГ 16-27 от 2017 года) неоднократно высказывали мнение о необходимости учета интересов всех сторон, включая должника и иждивенцев.

Как приставы узнают о том, что доход является социальным

Лица, которые выплачивают гражданину зарплату или прочие доходы, должны будут специально отмечать, что данная выплата имеет социальный характер. В обязанности работодателя входит указание соответствующего специального кода в платежном поручении на перевод денег. Порядок указания такого кода в расчетной документации должен будет установить Банк России.

Кроме того, в обязанности работодателя входит указание в расчетном листке суммы, которая была взыскана в текущем месяце по исполнительному документу.

Порядок расчетов предстоит разработать Минюсту по согласованию с Банком России.

Выводы

Таким образом, с июня 2020 года будет дополнен перечень доходов социального характера, на которые не допускается наложить взыскание со стороны судебных приставов в рамках исполнительного производства. Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вносит важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они затрагивают порядок перечисления денег, которые были удержаны с заработка и прочих доходов. У работодателя возникает необходимость указания кода в платежных документах для идентификации платежей и для их защиты от неправомерного взыскания со стороны ФССП. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и ранее содержал перечень выплат социального характера, на которые не допускается наложить взыскание. Новый закон только расширил его и ввел под запрет компенсации по причине наступления чрезвычайных ситуаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Что означает для должника статья 46 ч. 1 п. 3 и 4 в ФЗ-229 — нужно ли платить, пустят ли за границу?

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.

В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;

цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;

выплата носит единовременный характер.

Запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу – что важно знать?

Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019 г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017 г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

«Черный» список должников судебных приставов – как проверить долг по фамилии?

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

со страховой части пенсии россиян;

со страховой пенсии по инвалидности;

с накопительной пенсии;

с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;

с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

20 мая 2011 года

25 мая 2011 года

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

1 - 3. Утратили силу. - Федеральный закон от 06.03.2019 N 25-ФЗ.

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

5. В случае реализации лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности.

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

4 июня 2011 года

Судебная практика и законодательство — 126-ФЗ О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";

1. При исчислении размера страховой пенсии с учетом суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, предусмотренных пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периодов, предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", имевших место как до 1 января 2015 года, так и после указанной даты, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой пенсии с учетом нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой пенсии стоимости пенсионного коэффициента на сумму коэффициентов, определяемых за каждый календарный год указанных периодов.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

В случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с 1 января 2002 года.

2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

"2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

"2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

Читайте также: