Финансовые аспекты пенсионной реформы в россии


Эффективность финансового обеспечения пенсионной системы является показателем уровня жизни лиц пенсионного и предпенсионного возраста, стимулом к продолжению активной жизнедеятельности, показателем конкурентоспособности национальных стратегий социально-экономического развития.

Наиболее результативными реформами, на наш взгляд, следует считать преобразования, которые позволяют запустить механизмы, четко учитывающие такие факторы, как средняя продолжительность жизни населения в абсолютном выражении, продолжительность жизни до и после выхода на пенсию, возраст выхода на пенсию, и соотносить эти показатели с размером активов и обязательств бюджетной системы по выплате пенсий.

На преобразования современной отечественной пенсионной системы, повышение ее устойчивости и эффективности определяющее воздействие оказывают демографические и социально-экономические факторы: несоответствие роста реальной зарплаты и уровня инфляции, пресс демографической нагрузки, низкая производительность труда при высокой его интенсивности.

Данные детерминанты влияют на определение затрат трудовых ресурсов в зависимости от численности трудоспособных и застрахованных лиц, объема страховых взносов, поступающих в доходы бюджета Пенсионного фонда РФ, и вызывают необходимость совершенствования финансовых ресурсов, институтов пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в условиях цифровизации, что определило актуальность проведенного исследования. Его цель заключается в том, чтобы сформулировать предложения, реализация которых позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ.

Цель исследования: рассмотреть основные показатели бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Проанализировать динамику его финансовых ресурсов.

Материалы и методы исследования

В качестве методологической основы исследования использовались общенаучные диалектические методы познания, финансовый анализ открытых данных Министерства финансов РФ и Пенсионного фонда РФ, размещенных на их официальных сайтах, а также теоретико-практический подход, которые позволили охарактеризовать состояние несбалансированности Пенсионного фонда РФ, обосновать практические рекомендации, направленные на снижение объема его дефицита в условиях функционирования современной пенсионной системе.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных авторов Л.И. Ниворожкиной [1], Е.А. Мамий, А.В. Новикова [2], Н.И. Куликова, Е.С. Вдовиной [3], Ю.М. Горлиной, В.Ю. Ляшок, Т.М. Мамаева [4], А.Н. Сухарева [5].

Результаты исследования и их обсуждение

Проводимые широкомасштабные пенсионные реформы как имеют положительный эффект, так и порождают социальную неудовлетворенность, характеризующуюся сокращением доходов неработающих пенсионеров, увеличением пенсионного возраста, отказом от льгот, повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обратная сторона медали пенсионной реформы превращается в существенный аргумент в пользу действовавшей ранее распределительной модели пенсионной системы. Следует напомнить, что, распределительная модель устойчива при значительном превышении числа работающих над численностью пенсионеров, при этом даже при ухудшении демографической ситуации она имеет ряд преимуществ перед накопительной моделью:

– более проста для прогнозирования сбалансированности доходов и обязательств бюджета Пенсионного фонда РФ;

– предполагает меньшее количество субъектов управления, а следовательно, меньший объем административно-управленческих расходов;

– слабее подвержена долгосрочным рискам и факторам, связанным с функционированием финансового рынка;

– обеспечивает большую прозрачность движения денежных потоков и ориентирована на солидарность поколений.

Национальная пенсионная система современной России, в основе которой распределительно-накопительная модель, базируется на страховом механизме. С вступлением с 1 января 2015 г. в действие двух Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» произошли принципиальные изменения в пенсионном обеспечении, связанные с введением понятий пенсионного капитала, индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионного накопления, института страхового стажа, накопительной пенсии, изменением структуры пенсии и правил ее расчета. Таким образом, в разрезе распределительной составляющей пенсионной системы предусмотрено применение условно-накопительных счетов, при наличии которых размер пенсии зависит от объема накопленных работником пенсионных прав. Можно согласиться с мнением Н.И. Куликова и Е.С. Вдовиной о наличии эффекта двойного бремени, означающего осуществление одновременно двух процессов у работающего поколения: уплата страховых взносов на выплату текущих пенсий (страховая часть) и формирование (создание) личных пенсионных накоплений. Нынешнее покаление пенсионеров также несет потери, так как 6 % страховых взносов не поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ, следовательно, не направляются на формирование текущих пенсий [3, с. 5].

Центральным финансово-институциональным звеном системы как пенсионного обеспечения, так и всего государственного социального страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации. Денежные средства обязательного пенсионного страхования аккумулируются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального Банка РФ. Источниками доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются страховые взносы, средства федерального бюджета, доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, иные источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Основная задача Пенсионного фонда Российской Федерации – назначение и обеспечение выплаты различных видов пенсий и пособий, которые имеют тенденцию роста, обусловленную повышением численности пенсионеров, индексацией пенсий и выплат. Так с 2014 г. по 2018 г. численность пенсионеров возросла на 106,1 %, с 41 млн чел. до 43,5 млн чел. (рис. 1).


Рис. 1. Численность пенсионеров, млн человек. Составлено авторами по [6]

«Проводимая Правительством РФ бюджетная политика, направленная на повышение прозрачности и стабильности макроэкономических условий, обеспечила устойчивые темпы роста экономики. Прежде всего, это связано с внедрением с 2017 г. новой конструкции «бюджетных правил». Результатом являются постепенное снижение зависимости федерального бюджета от динамики цен на энергоносители, увеличение потенциальных темпов роста ВВП, формирование устойчивой макроэкономической среды, уменьшение чувствительности курсовых колебаний к динамике мировых цен на нефть» [7]. Все это положительным образом отразилось на сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе Пенсионного фонда РФ (табл. 1).

Основные показатели бюджета Пенсионного фонда РФ в 2014–2018 гг., млрд руб.

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

По предмету: Финансы

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

1. Реализация пенсионной реформы

1.1 Пенсионная реформа

1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние

2. Финансовые аспекты пенсионной реформы

2.1 Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг.

2.2 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы

3. Финансовые аспекты поддержки пенсионной системы

3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения

3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения

3.3 Оценка динамики государственных пенсий в условиях действующих механизмов индексации в 2007 - 2008 гг.

Список использованной литературы

Введение

Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком. Главное отличие - она планировалась и делалась в хорошем смысле «по-русски». Ее разработчики «долго запрягали», но «едут быстро».

Сегодня в российском фонде действует учетная система, создававшаяся последние 4 года и отвечающая потребностям старой модели, когда требования к персонифицированному учету были проще. Однако теперь система становится многоуровневой, в ней возникают, минимум четыре составные части персонального счета. Так, индивидуальный счет должен отражать страховые взносы, на распределительную составляющую пенсии, объемы взносов и пенсионных накоплений по всеобщей обязательной накопительной пенсии. Для граждан, имеющих право на досрочную накопительную пенсию, должна появиться дополнительная составляющая пенсионного счета, которая регистрирует его права в этой профессиональной пенсионной системе. Кроме этого учету подлежат негосударственные составляющие пенсии.

Если, хотя бы в одном из сегментов этой информации произойдет сбой или Пенсионный фонд не сможет оперативно и достоверно отразить необходимую информацию, то система в целом не будет работать. Вместе с тем, полностью переложить часть груза ответственности по учету на негосударственные фонды невозможно. Без централизованной системы контроля, который должен осуществлять единственный регистратор, невозможен эффективный сбор обязательных взносов, как в государственные, так и частные структуры.

Первоначально у авторов реформы было намерение сделать пенсионные накопления граждан их собственностью, но, практически, это оказалось невозможным, поскольку породило бы большое количество коллизий с действующим законодательством. Поэтому, в соответствии с уже принятыми законами, пенсионные накопления являются собственностью Российской Федерации. Любые инвестиции за счет таких средств, по сути дела, будут означать существенное увеличение доли государственной собственности в российской экономике. Причем к середине жизни нынешнего поколения работников, т.е. к 2029-2030 году эта группа активов достигнет 40-50% ВВП, а к середине столетия превысит 100%-ый объем ВВП страны. И здесь кроется немалая опасность. В связи с этим сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы наложить запрет на осуществление управляющими компаниями, работающими с Пенсионным фондом, функции голосования по пакетам акций, приобретенных на средства пенсионных накоплений.

Далее перед разработчиками реформы стоит, может быть, не столь срочная, но не менее важная задача. Это необходимость обеспечить эффективную, прозрачную, подконтрольную обществу систему надзора и регулирования новой накопительной составляющей пенсионной системы.

Однако проблема регулятора все же существует. В стране есть множество организаций, которые исторически играют немаловажную роль в регулировании деятельности субъектов инвестирования пенсионных накоплений. Это, прежде всего, Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития, Банк России, который занимается регулированием банковского сектора и Министерство финансов, которое осуществляет регулирование страхового бизнеса. Последнему в новой пенсионной модели тоже отводится весьма существенная роль, особенно в долгосрочной перспективе.

Кроме среднесрочных проблем есть еще и проблемы долгосрочного характера. Самая главная из них связана с тем, каким образом будет осуществляться управление пенсионными активами в период достижения накопительной пенсионной системы зрелости, когда встанет в полный рост проблема начала выплаты из накопительной составляющей пенсионной системы.

В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имеется формула, которая позволяет исчислить размер накопительной части трудовой пенсии. Эта формула предусматривает выплату накопительной пенсии в виде аннуитета, т.е. пожизненного ежемесячного содержания. При этом возникает целый комплекс проблем, требующих решения. Например, каким образом будут управляться пенсионные активы в период выплаты аннуитета, когда они утрачивают характер персональных накоплений. Фактически они списываются со счетов всех застрахованных, когда те выходят на пенсию и объединяются в единый страховой резерв в рамках Пенсионного фонда в связи с необходимостью страхования риска неопределенности продолжительности жизни каждого конкретного пенсионера.

Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;

провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;

определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

проанализировать существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.

Объектом исследования в данной работе является пенсионная система РФ, а предметом – финансовые аспекты ее организации.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Реализация пенсионной реформы

1.1 Пенсионная реформа

На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:

До 1995 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение пенсионного фонда (далее - ПФ) в отдельную структуру. Ранее - пенсии выплачивались из государственного бюджета.

С 1995 г. по 1998 г.:

совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения;

было отмечено что, каждое новое поколение работников за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему больше денег, чем каждый из них впоследствии получает из пенсионной системы;

пенсионная система в результате реформы должна учитывать не только отработанный стаж, но и размер заработной платы человека;

обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума;

увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.

С 1998 г. по 2001 г.:

обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации («старение населения»). «Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения»;

также в концепции этого периода затронута проблема легализации заработка населения. По заявлениям А. Починка, в соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы будет приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.

Председатель Правительства М. Касьянов заявил о том, что одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы «побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение».

Пенсионная реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов 1 .

А) Финансовая реформа:

модернизация системы обязательного пенсионного страхования

установление нового размера пенсионной части единого социального налога

введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию

определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии

установление порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии

введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному страхованию;

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ финансовых аспектов пенсионной реформы в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Рассмотреть основы пенсионной реформы в РФ.
Проанализировать инфраструктуру пенсионной системы РФ.

Работа содержит 1 файл

Финансовые аспекты пенсионной реформы РФ.doc

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Институт мировой экономики и финансов

Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

Выполнил: Студент 4 курса,

Группы НОЗ - 071

Десятникова Е. А.

Допустил к защите:

ст. преподаватель Салосина Л.Г.

Экономические изменения, происходящие в Российской Федерации, характеризующие переход к рыночным методам управления экономикой, затронули все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. В связи с этим возникла объективная необходимость пересмотра укоренившихся представлений о деятельности существующих социальных институтов, обеспечения их финансовыми источниками и рационального использованияимеющихсясредств.
Законодательная база современной пенсионной системы в Российской Федерации формировалась почти 10 лет. Законодатели и организаторы пенсионного обеспечения по многим вопросам так и не пришли к единому мнению. Концепция реформы менялась четыре раза. Главным объектом борьбы стала доля частной инициативы, которая может быть допущена в существующую у нас сугубо государственную систему пенсионного обеспечения населения.
За время, прошедшее с начала реформы пенсионной системы, нормативная правовая база, касающаяся деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, претерпела значительные изменения.
При этом помимо принятия новых нормативно-правовых актов, вносились изменения и в действующее законодательство, регулирующее вопросы, касающиеся пенсионной системы Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, высокой социальной значимостью результатов финансовых решений в сфере пенсионного обеспечения. Полноценная система пенсионного страхования и обеспечения должна включать в себя различные институты соответствующего профиля.
Совершенствование государственного регулирования в этой области характеризуется принципиально важными изменениями.
Для России особенно актуальными остаются также проблемы результативности осуществляемой в стране пенсионной реформы и определяемые ею перспективы рынка негосударственных пенсионных услуг.
Однако многие важные проблемы деятельности пенсионных фондов, обусловленные особенностями современной российской пенсионной системы и институциональной структурой российского финансового рынка, остаются пока за пределами рассмотрения. Это делает тему исследования исключительно актуальной.

При исследовании финансовых аспектов пенсионной реформы в России были использованы труды таких ученых как: Орлов-Карба П.А.,Бажанова А.,Середа К.Н.,Вахрин, П.М.,Седова, М.Л., Живалов, В., Подобед М. А., Нешитой А.С., Коновалева Т.М., Баскаков В.Н. и др.

Цель исследования – провести анализ финансовых аспектов пенсионной реформы в Российской Федерации.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основы пенсионной реформы в РФ.
  2. Проанализировать инфраструктуру пенсионной системы РФ.
  3. Обосновать источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы.
  4. Провести анализ существующего механизма поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения.

Объект исследования – основополагающие характеристики пенсионной реформы. Предмет исследования - определение особенностей финансовых аспектов пенсионной реформы в РФ.

Информационной базой работы явились Федеральные Законы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, Указы Президента Российской Федерации, а также Конституция РФ и бюджетный кодекс.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего источников и приложения.

1.1 Основы пенсионной реформы

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы. Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов. Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» 1 .

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

  • государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;
  • обязательное пенсионное страхование , включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
  • негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения 2 .

Введение новой формулы расчета трудовой пенсии , которая финансируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, предусматривает три составляющие:

  • базовую – фиксированную часть, устанавливаемую Правительством РФ и единую для всех пенсионеров;
  • страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности;
  • накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ 3 .

Более наглядно структуру пенсионного обеспечения можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1 - Структура пенсионного обеспечения

С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследует следующие цели:

  • совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
  • обеспечить достойную старость пенсионерам;
  • стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;
  • искоренить «черные» заработные платы;
  • привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны. 4

Проведение пенсионной реформы имеет ряд задач:

  • введение новой системы трудовой пенсии, состоящей из базовой, трудовой и накопительной частей;
  • предоставление индивидуального выбора управляющей компании, прошедших конкурсный отбор;
  • сохранение прав граждан на пенсионное обеспечение всех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца);
  • нормативное обеспечение проведение реформы пенсионных накоплений;
  • привлечение к реформе негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний;
  • контроль инвестиций пенсионных накоплений.

В результате введения пенсионной реформы гражданам представляется возможность регулирования материального обеспечения пенсионных накоплений, успешная реализация всех задач пенсионной реформы позволит обеспечить достойную пенсию гражданам РФ.

Схема формирования пенсии представлена на рисунке 1.

Рисунок – 1 - Схема формирования пенсии

1 - формирование трудовой пенсии за счет налогов работодателя

2 - увеличение трудовой пенсии за счет средств гражданина в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (софинансирование)

2* - увеличение трудовой пенсии за счет средств государства в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (софинансирование)

3 - увеличение трудовой пенсии за счет средств работодателя в системе государственной поддержки формирования пенсионных накоплений (софинансирование)

4 - формирование дополнительной пенсии за счет средств работодателя

5 - формирование дополнительной пенсии за счет средств гражданина 5

Основная идея пенсионной реформы - это создание накопительной части пенсии. Так что же такое накопительная часть пенсии?

Это составляющая часть пенсии, которая появилась 1 января 2002 года с началом реформирования пенсионной системы РФ. Если раньше пенсия состояла из двух частей: базовой и страховой, то теперь пенсия включает в себя три части: базовую, страховую и накопительную части. Пенсия формируется путем суммирования всех трех частей. Появление накопительной части обусловлено стремлением увеличить пенсионные накопления граждан РФ.

В соответствии с законодательством накопительная часть пенсии передается в доверительное управление частным управляющим компаниям, негосударственным пенсионный фонда (НПФ), либо остается в ПФР, который направлять накопительную часть в управление государственной управляющей компании (ВнешЭкономБанк).

Законодательством предусмотрено принятие индивидуального решения гражданина о выборе способа управления накопительной частью пенсии. Если будущий пенсионер не высказал предпочтение о способе управлении накопительной частью, то она автоматически поступает в управление государственной управляющей компании.

Размер накопительной части зависит от дохода гражданина. Соответственно, накопительная часть формируется исходя из величины зарплаты и дохода, полученного от инвестирования накопительной части.

Как рассчитывается размер накопительной части?

Прежде всего, необходимо разобраться, откуда и как поступают пенсионные отчисления в ПФР. Каждый работодатель уплачивает Единый социальный налог (ЕСН). ЕСН включает в себя суммы отчислений в ПФР. Если раньше все средства поступали в общий фонд ПФР, то теперь часть средств (базовая и страховая часть) поступает в ПФР, а оставшаяся часть (накопительная) зачисляется на специальный личный накопительный пенсионный счет 6 .

Наглядно пенсионные отчисления можно представить следующим образом:

размер пенсионных отчислений – 28% от официальной зарплаты (данные отчисления уплачивает работодатель за каждого работника).

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесник А. П.

Текст научной работы на тему «Пенсионная реформа: социальный, финансовый и информационный аспекты»

профессор кафедры ММЭП, зам. председателя правления Пенсионного фонда России

Пенсионная реформа: социальный,

ФИНАНСОВЫЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

Когда не ведают далеких дум, то не избегнут близких огорчений

Конфуций, 551-479 гг. до н.э.

I 1р авительством Российской Федерации в IV кв. 1997 г. дважды рассматривались варианты Программы пенсионной реформы в Российской Федерации и на заседании в декабре того же года принят умеренный вариант (далее Программа), предусматривающий эволюционные изменения с учетом развития демографической ситуации в стране [1]. Постановление по этому вопросу было подписано тогдашним председателем Правительства РФ С.В. Кириенко 20 мая 1998 г. [2].

Программа пенсионной реформы

Исходя из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством РФ Программу можно рассматривать с разных точек зрения, наиболее важные из которых — социальная и финансовая.

С социальной точки зрения существенные решения, содержащиеся в принятом варианте Программы, заключаются в следующем:

■ сохранение пенсионных прав, заработанных гражданами за предыдущие периоды (до реализации Программы);

■ поддержание приемлемого для общества уровня пенсий и тарифов страховых взносов;

■ установление более справедливых правил определения размера пенсий при их назначении;

■ усиление заинтересованности граждан в контроле за финансированием пенсий, в том числе и за уплатой страховых взносов;

■ более активное привлечение объединений работающих для решения принципиальных вопросов профессионального пенсионного обеспечения.

С финансовой точки зрения основными задачами, предусмотренными в Программе, являются:

■ привлечение дополнительных финансовых источников для финансирования пенсионной системы;

■ изменение отношений участников пенсионной системы (работающие, работодатели, пенсионеры, государство) таким образом, чтобы новые отношения поддерживали ее эффективную работу, в частности не допускали образования просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (на начало 1999 г. просроченная задолженность всех плательщиков, накопленная ими с начала 90-х годов, превысила 10о млрд руб.).

Привлечение дополнительных финансовых источников для финансирования пенсионной системы предполагается осуществлять путем более активного участия отраслей в финансировании пенсий для лиц, работавших в отрасли (создание профессиональных пенсионных систем), а также путем использования инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке по размещению пенсионных резервов.

Часто встречающийся при обсуждении Программы вопрос заключается в следующем: не будет ли более целесообразным подождать с реформированием в пенсионной сфере до стабилизации в экономике или до ощутимого экономического роста?

Рассмотрим этот вопрос, исходя из устойчивой самоподдерживаю-щейся тенденции [3], имеющей место в настоящее время в системе пенсионного обеспечения. Эта тенденция ведет к выравниванию размеров пенсий (снижению дифференциации). Она образовалась в России (как и в других государствах на территории бывшего СССР) с начала 90-х годов в результате скачкообразного повышения стоимости жизни. Смысл ее иллюстрируется следующей схемой, характеризующей самоподдерживающийся процесс.

Суть данного процесса заключается в следующем.

Законодательная и исполнительная власти вполне обоснованно стремятся не допустить снижения минимального размера пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. При имеющей место нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит в конечном итоге к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности трудового стажа и среднего заработка человека, выходящего на пенсию (от суммы уплаченных пенсионных страховых взносов размер пенсии для наемных работников вообще не зависит). Это еще больше снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. Работающие считают несправедливым назначение практически равных пенсий при неравном трудовом вкладе каждого. В результате усугубляется положение дел с уплатой страховых взносов в бюджет пенсионной системы, ее финансовое состояние ухудшается и цикл повторяется [4].

Замкнутый круг (самоподдерживающуюся тенденцию) можно разорвать двумя способами:

© существенно улучшить наполнение пенсионного бюджета за счет других источников;

© сформировать противоположную тенденцию путем создания у работающих заинтересованности в участии в государственной пенсионной системе.

Понятно, что более реалистичен второй способ. Для этого в Программе пенсионной реформы предусмотрен ряд мер, в частности использование условно-накопительного метода исчисления пенсий, индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав, включая уплаченные страховые взносы.

В анализе рассмотренной тенденции уже содержится ответ на вопрос, надо ли начинать реформу, не дожидаясь экономического

роста: сама эта реформа станет одним из факторов роста за счет мотиваций к труду в официальном секторе экономики.

^ Информационная основа реформ —

индивидуальный (персонифицированный) учет Прежде всего можно констатировать, что индивидуальный учет (принятие соответствующего федерального закона, пилотный проект и внедрение учета на территории страны) был начат своевременно [5], поскольку он (учет) будет необходим при реализации каждого раздела программы: назначение пенсий по принципу условнонакопительных счетов уже может использовать сведения индивидуального учета; учет на индивидуальных лицевых счетах взносов в профессиональные пенсионные системы и инвестиционного дохода предстоит реализовать, но это касается в основном изменений программного обеспечения в условиях уже работающей технологии.

О необходимости ускорения внедрения системы персонифицированного учета как базового элемента реформирования государственной пенсионной системы было указано в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. "Порядок во власти — порядок в стране / О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)”, в котором определено, что персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования к 2000 г. должен охватить все население и обеспечить возможность определения размера пенсии в зависимости от трудового вклада каждого конкретного человека.

В соответствии с посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. "Общими силами - к подъему России / О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации" в 1998 г. предусматривалось охватить всю страну сетью персонифицированного учета, определить роль накопительного элемента в пенсионной системе.

С 1 января 1997 г. органы Пенсионного фонда РФ работают над реализацией федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в 1996 г. в пяти регионах России осуществлялся пилотный проект). Необходимые работы проводятся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования"; этим постановлением определены организационные меры, обеспечивающие как со стороны Пенсионного фонда, так и федеральных органов исполнительной власти и соответствующих ор-

ганов субъектов Российской Федерации выполнение в полном объеме федерального закона о персонифицированном учете, а также утверждена Инструкция о порядке ведения персонифицированного учета сведений о заработке (вознаграждении, доходе), на который начисляются страховые взносы, и трудовом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

Сроки введения персонифицированного учета предусмотрены утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360 среднесрочной программой "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", согласно которой ежегодно, начиная с 1997 г., персонифицированным учетом в системе государственного пенсионного страхования должно быть охвачено не менее 20 млн работающих граждан.

На начало мая 1999 г. в процесс регистрации в системе государственного пенсионного страхования было включено более 47 млн граждан, работающих по найму, и самозанятого населения в 64 субъектах России (по состоянию на июнь 1998 г. эта цифра составляла 26 млн человек).

В целях организации обработки информации по индивидуальному (персонифицированному) учету распоряжением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. №796-р при Пенсионном фонде создан Информационный центр персонифицированного учета.

Работы по внедрению системы персонифицированного учета территориальными органами ПФР осуществляются в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти всех уровней.

По вопросам реализации федерального закона о персонифицированном учете Пенсионным фондом подписаны соглашения о сотрудничестве с Федерацией независимых профсоюзов России, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Координационным советом объединения работодателей. На местах аналогичные соглашения подписаны региональными отделениями ПФР с членскими организациями ФНПР, региональными союзами и ассоциациями промышленников и предпринимателей, крестьянских и фермерских хозяйств.

Ход внедрения персонифицированного учета показал, что уже на начальном этапе подтверждается его положительное влияние на контроль за уплатой страховых взносов работодателями. В регионах, в которых в 1997 г. проводилась начальная регистрация застрахованных лиц, часть плательщиков страховых взносов, у которых ранее не было движения средств по счетам, начали отражать в бухгалтерской отчетности реальную хозяйственную деятельность и

официально выплачивать заработную плату работникам, так как осознали, что ее отсутствие может отрицательно сказаться на будущей пенсии. Более активной стала регистрация самозанятого населения. Система персонифицированного учета позволяет более достоверно определять фонд оплаты труда плательщиков.

Внедрение персонифицированного учета в регионах показало следующие положительные результаты.

Четко прослеживается тенденция увеличения плательщиков страховых взносов, повышение их исполнительской дисциплины по расчетам с ПФР. Так, в Псковской области поступление страховых взносов в 1997 г. по сравнению с 1996 г. возросло на 18 %, при этом поступления от предпринимателей за этот же период возросли в 3,6 раза. Только по г. Пскову в результате анализа представленных индивидуальных сведений о заработке застрахованных лиц за 1997 г. было доначислено 320 млн руб. в старом исчислении (это составило 38% суммы ежемесячной выплаты пенсий по одному из районов области).

В Самарской области число плательщиков страховых взносов в течение 1997 г. возросло с 114 260 до 138 878 (увеличение на 17,7%), в том числе граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью - с 64 240 до 80 695 (увеличение на 20,4%). Это способствовало увеличению на девять пунктов процента сбора страховых взносов в области в 1997 г.

Выступая 12 мая 1998 г. в Государственной Думе на парламентских слушаниях по теме: "Реформа системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации", заместитель главы администрации Тверской области А.Н. Головкин сообщил, что в связи с внедрением системы персонифицированного учета сбор страховых взносов на пенсионное обеспечение увеличивался в области ежемесячно на 2530 млрд руб. в старом исчислении.

Работающим населением положительно воспринято введение персонифицированного учета, поскольку он позволяет создать систему защиты пенсионных прав работающих и гарантирует сохранение соответствующих сведений до выхода каждого на пенсию, то есть у населения сформировались определенные позитивные ожидания, связанные с новым пенсионным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ в статьи 96 и 102 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" внесены изменения и дополнения, предусматривающие установление трудового стажа и среднемесячного заработка для назначения пенсии после регистрации в качестве застрахо-

ванного лица в системе государственного пенсионного страхования только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С введением в действие этого закона будут исключены имеющие место в настоящее время случаи использования фиктивных документов (в течение последних лет количество справок о заработке, в которых при проверках ПФР обнаружены неверные данные, в среднем по России ежеквартально составляет 9-12% от числа проверенных).

^ Профессиональные пенсионные системы (ППС) —

ВАЖНЫЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕНСИОННОЙ

Если хотеть реального создания ППС и принятия соответствующих законов, нельзя определять эти системы как механизм перекладывания на работодателей проблемы финансирования льготных пенсий, назначаемых при пониженном возрасте - особые условия труда, выслуга лет (в дополнение к уплате нынешних страховых взносов в размере 28% от суммы практически всех видов заработка работников организации). ППС должны обеспечивать не только это. Общая их задача - поддержка работников после наступления пенсионного возраста. Поскольку пенсионный процесс в ППС должен быть замкнут на определенной группе работников - застрахованных лиц, то он может строиться только по накопительному принципу. Соответственно, появляется инвестиционный ресурс, который может быть использован отраслью и будет (при разумном использовании!) способствовать экономическому росту. Таким образом, можно добиться сочетания интересов работающих и их профсоюзов, работодателей и государства.

В порядке подготовки к формированию института профессионального пенсионного страхования Пенсионным фондом проведено согласование с Минтрудом России, Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) принципов создания профессиональных пенсионных систем, предусматривающих следующее.

* Правила работы ППС, включая законодательство, должны быть такими, чтобы в этих системах были заинтересованы все участники — работники отрасли (предприятия) и их объединения (профсоюзы), работодатели, государство.

* Нужна "прозрачность" в работе ППС (это должно быть учтено в их административных структурах, учете и отчетности), в частности отражение пенсионных прав, полученных в ППС, в персонифицированном учете государственного пенсионного страхования; сис-

тематическое информирование работников о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

* Аккумулируемые в ППС средства могут инвестироваться в отрасль (естественно, в форме, обеспечивающей требуемую ликвидность) с учетом требований минимизации риска.

* Для ППС предоставляются налоговые льготы.

* Источником финансовых ресурсов ППС являются страховые взносы соответствующих работодателей (дополнительные к взносам в ПФР).

* Тариф страховых взносов в ППС определяется соответствующими работодателями и работниками (их представительными органами). Установление такого тарифа не должно одномоментно приводить к росту стоимости товаров или услуг отрасли. Тариф должен обеспечивать уровень пенсии не ниже, чем это определено законодательством РФ.

* ППС строятся по накопительной схеме финансирования.

* ППС самостоятельно распоряжаются своими финансовыми ресурсами.

* Целесообразно ведение списков профессий, предполагающих выход на пенсию при пониженном возрасте, внутри отраслей. При этом имеется в виду, что исходными будут списки № 1 и № 2, а также другие списки, утвержденные постановлениями Правительства РФ, а внесение изменений в них будет производиться совместным решением работодателей и профсоюзов (работников). Естественно, что такие полномочия должны быть определены законодательно. Одновременно целесообразно силами государственного органа производить аттестацию соответствующих рабочих мест по критериям профессиональных рисков.

* Принятию законодательства по ППС должен предшествовать пилотный проект, осуществляемый по решению Правительства РФ в двух-трех отраслях.

* Реализацию изложенных принципов целесообразно осуществлять поэтапно.

^ Место накопительного элемента в пенсионной системе государства Вряд ли можно надеяться, что ограниченный накопительный элемент, предусмотренный Программой, окажет значительное влияние на финансовые возможности пенсионной системы. Конечно, он увеличивает объем ресурсов на финансовом рынке, но доля самого этого элемента весьма скромна (начиная с 1-го пункта тарифа, то

есть 1/29 всех поступлений страховых взносов), и это разумно для снижения риска, особенно на первом этапе.

Представляется, что основное значение здесь будет заключаться в усилении мотиваций работающих в уплате страховых взносов.

Уже сейчас ФНПР очень заинтересованно относится к персонифицированному учету и подписала соглашение с ПФР о содействии его внедрению на всех уровнях - от федерального до предприятий включительно. Накопительный элемент потребует учета фактически уплачиваемых за каждое застрахованное лицо страховых взносов и доли от этих сумм, направляемой на накопление. Это должно вызвать еще большую заинтересованность работающих в уплате страховых взносов и контроль за такими платежами с их стороны. В условиях постоянного роста просроченной задолженности плательщиков заинтересованность работников вместе с твердой позицией государства может стать серьезным противовесом недостаточной платежной дисциплине работодателей.

Конечно, введение накопительного элемента требует от государства серьезных мер по обеспечению гарантий сохранности средств, направляемых на накопление. Отработка этих гарантий может быть произведена на пилотном проекте локального характера.

Литература и примечания

1. Пенсия. 1998. № 1.

2. Российская газета. 1998. 26 мая.

3. Самоподдерживающиеся тенденции в общественных системах управления обусловлены наличием в них обратных связей (см. обстоятельное исследование таких систем в книге: Senge Peter M. The fifth discipline: the art and practice of the learning organization. USA, 1990). Их теория (т.н. "теория рефлексивности") разрабатывалась применительно к финансовому рынку Дж. Соросом (см. его переведенную на русский язык книгу "Алхимия финансов" (М., Ин-фра-М. 1996).

4. Более подробно управление тенденциями в пенсионной системе рассмотрено в публикации автора данной статьи: Колесник А. Пенсионная система России и вызовы нашего времени // Пенсия. 1998. № 10 (25).

5. Пилотный проект персонифицированного учета был начат в 1995 г., федеральный закон принят в апреле 1996 г., а с 1997 г. началось поэтапное внедрение учета в регионах России. За-

вершение этого процесса предусмотрено в 2000 г. К маю 1999 г. учетом охвачено более 47 млн работающих.

Читайте также: