Фз о валоризации пенсий 213

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ глава VI настоящего Федерального закона дополнена статьей 30.3, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации

1. Размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету:

1) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии;

2) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии;

3) при изменении суммы валоризации (без изменения величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона) в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж, приобретенный до 1 января 1991 года, который не был учтен при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;

4) при изменении суммы валоризации (без изменения величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона) в случае включения в общий трудовой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые не были учтены при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле;

5) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора застрахованным лицом иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного статьей 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, при предоставлении дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав указанного застрахованного лица при установлении ему трудовой пенсии;

6) при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного статьей 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.

2. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с применением порядка и сроков, которые установлены статьей 20 настоящего Федерального закона. При этом количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определяется по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет.

3. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера со дня первоначального установления трудовой пенсии с учетом суммы валоризации. При этом применяется то же количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, которое было применено при первоначальном установлении трудовой пенсии с учетом суммы валоризации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30.3 настоящего Федерального закона

1. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

3. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.

4. Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Комментарий к Ст. 30.1 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Введенные с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ комментируемая и две следующие за ней статьи регламентируют механизм валоризации (повышения) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, его целью является улучшение материального положения пенсионеров путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР, а также других категорий пенсионеров с помощью более справедливой оценки их прав, приобретенных до вступления в силу нового пенсионного законодательства (до 1 января 2002 г.); начиная с 1 января 2010 г. трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисленные с учетом денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц, будут подлежать валоризации путем увеличения доли расчетного пенсионного капитала, исчисленного с помощью указанной оценки пенсионных прав, на 10% и сверх того на 1% (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.

На официальном сайте ПФР (http://www.pfrf.ru) приведены следующие разъяснения причин необходимости проведения валоризации:

до 2002 г. пенсия в России рассчитывалась исходя из двух факторов - продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию, который складывался в определенный период времени перед выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, пенсионные права в старой, дореформенной системе измерялись через стаж и через заработок. Эти две основные характеристики задавали объем пенсии;

в 2002 г. состоялся переход на принципиально новую систему. Это модель, основанная на том, что величину размера пенсии задают не стаж и заработок, а объем страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет. Соответственно, чем больше у вас зарплата и страховые взносы с нее, тем большая величина у так называемого расчетного пенсионного капитала. В свою очередь, расчетный пенсионный капитал для получения размера пенсии делится на ожидаемый период выплаты;

при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев);

очевидно, что граждане, чьи пенсионные права формируются полностью на страховых принципах, т.е. те, кто начал трудовую деятельность после 2002 г., еще не достигли пенсионного возраста. Между тем после пенсионной реформы 2002 г. пенсию по новым правилам назначают тем гражданам, чьи пенсионные права уже были сформированы в старой системе, т.е. измерялись стажем и заработком. Естественно, что эти права должны были быть учтены, они должны были быть соединены с теми страховыми взносами, которые стали индивидуально учитываться у людей и влиять на пенсионные права с 2002 г. Для того чтобы соединить старые и новые права, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал, в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г., и тех, кто начал работать до 2002 г., была осуществлена конвертация пенсионных прав;

оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится исходя из расчетного размера пенсии по старости, определяемого в порядке, аналогичном порядку исчисления размера трудовой пенсии по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, исходя из заработка и стажа застрахованного лица, выработанного им до начала реформы (до 1 января 2002 г.);

для того чтобы обеспечить увеличение пенсий граждан старшего поколения, государство приняло решение провести переоценку денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы.

Соответственно изложенной концепции в п. 1 комментируемой статьи закреплена необходимость валоризации (повышения) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В пункте 1 комментируемой статьи также определены правила исчисления суммы валоризации:

сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 комментируемого Закона;

сверх того расчетный пенсионный капитал подлежит увеличению на 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г., определенного в соответствии с п. п. 2 и 3 комментируемой статьи.

2 - 3. В пунктах 2 и 3 комментируемой статьи предусмотрены правила определения общего трудового стажа для целей валоризации. Согласно общим правилам, содержащимся в п. 2 данной статьи:

в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 комментируемого Закона;

включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Как видно, для целей валоризации общий трудовой стаж определяется в том же порядке, что и при определении расчетного размера трудовой пенсии (см. комментарий к ст. 30 Закона).

Наряду с этим в п. 2 комментируемой статьи непосредственно установлено, что продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит. На официальном сайте ПФР (см. выше) данный момент специально подчеркнут: здесь нет никаких максимальных ограничений; если Ваш трудовой стаж до 1991 г. был 25 лет, то в целом Ваш расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 г. увеличится на 10% + 25% = 35%.

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрены случаи, в которых в общий трудовой стаж в целях валоризации не включаются отдельные периоды:

в отношении граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, указано, что не включаются периоды службы, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с названным Законом;

в отношении граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, указано, что не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с названным Законом.

Эти правила в точности аналогичны правилам п. 1 ст. 12 комментируемого Закона, в соответствии с которыми осуществляется исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию (см. комментарий к указанной статье).

4. В пункте 4 комментируемой статьи в отношении застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), предусмотрено, что сумма валоризации величины их расчетного пенсионного капитала определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Речь идет о застрахованных лицах, которые были заняты на работах с особыми условиями труда и которым нормой п. 9 ст. 30 комментируемого Закона предоставлено право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии (см. комментарий к указанной статье).

Соответственно, если размер трудовой пенсии по старости на 31 декабря 2009 г. установлен из расчетного пенсионного капитала, рассчитанного из стажа на соответствующих видах работ, т.е. из льготного стажа, то и расчет суммы валоризации производится в зависимости от продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 1991 г., а не от общего трудового стажа до 1 января 1991 г.

Очень много ныне живущих пенсионеров начинали свой стаж работы при Советском Союзе.И сейчас им очень интересно сделан ли в 2020 году перерасчёт пенсии за советский стаж работы.

Валоризация (увеличение) пенсионного капитала

До 2002 года в России размер пенсионных выплат рассчитывался из расчета общего трудового стажа пенсионера и его среднемесячного оклада. Но в 2002 году произошла пенсионная реформа, и в результате страна с распределительной пенсионной системы перешла на расчётно-накопительную. А именно , теперь при установлении величины пенсий будет учитываться сумма взносов в пенсионный фонд, которые от лица пенсионера совершал его работодатель, а также страховая часть.

Страховая сумма пенсионных выплат рассчитывается Пенсионным фондом по особой формуле, главный коэффициент которой – предположительная длительность нахождения пенсионера на пенсии в будущем.

Начиная с 2002 года всем пенсионерам, имевшим советский стаж работы до наступления 2002 года, должна быть произведена валоризация, то есть надбавка пенсионного капитала (ст. 30.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.)

Обычно увеличение пенсии производится для улучшения качества жизни пенсионеров. При валоризации будет учитываться среднемесячная зарплата за весь трудовой стаж. Именно эта сумма, согласно закону, подлежит увеличению на 10 %.Так,что пенсия у всех будет разная.

По новому закону претендовать на получение страховых выплат пенсии можно лишь при соблюдении нескольких условий:

  1. пенсионное удостоверение необходимо иметь трудовую книжку;
  2. наличие страхового стажа свыше 15 лет;
  3. наличие минимум 30 пенсионных баллов на счету.

Баллы начисляются в зависимости от стажа , а также от сумм внесённых в систему пенсионного страхования .


Прибавка пенсии за время работы в советский период

В 2020 году обновлена оценка «советского» стажа к пенсии:

  • коэффициент индексации – 1, 066;
  • стоимость пенсионного балла увеличилась, теперь составляет 93 рубля.

Закон о валоризации в 2019 году также включал перерасчёт за стаж в советское время. Каждый пенсионер имеет право претендовать на увеличение своей пенсии на 1 % за каждый год советского стажа. Причём важным моментом в законе является то, что при определении величины пенсионных выплат нет ограничений в размере стажа. То есть, если ваш стаж трудовой деятельности до 1991 года составил 30 лет, то пенсия будет увеличена на: 10 % (общие условия) + надбавка 30 % (стаж за советскую работу).

Доплата за работу в Советский период не зависит от того работает пенсионер или нет.

Помимо этого в стаж зачисляются: годы службы в армии, работа на территориях Крайнего Севера или братских республик Советского союза.

Важно знать! Ежегодные индексации будут затрагивать увеличенную страховую пенсионную часть.

Компенсации Советского периода

При подсчете величины пенсии не берутся во внимание выплаты, которые получал пенсионер до 1991 года. Однако нынешняя пенсионная система предполагает доплаты за время, проведённое женщиной в уходе за ребёнком до 1,5 лет.

За одного ребёнка ей полагается дополнительно 1,8 баллов (то есть за двух – 3,6 балла), а если сразу за тремя – 5,4 балла. Чтобы доказать право для перерасчета и получения дополнительных баллов, достаточно предоставить в пенсионный фонд (ПФР) свидетельства о рождении детей.

Что нужно сделать для валоризации пенсионных выплат в 2020 году?

Обычно, для валоризации от пенсионера ничего не требуется. Пенсионный Фонд самостоятельно рассчитает новую сумму выплат пенсии. Но, для определения стажа будут учитываться исключительно те года работы, на которые в своё время работник предоставил документы.

То есть, если общий трудовой советский стаж пенсионера составил 27 лет, но по документам имеется доказательство только о 23 годах, то именно 23 года и будут использоваться для определения величины валоризации.

Что делать, если пенсию не пересчитали?

Если пенсию не пересчитали, или пересчитали неверно,необходимо написать заявление в Пенсионный Фонд с требованием предоставить перерасчёт пенсионных выплат за советский период или с требованием объяснить уже установленную величину пенсии. На все обращения физических лиц Пенсионный Фонд обязан в короткие сроки предоставить письменный мотивированный ответ.

Валоризация отдельным категориям граждан

Для граждан, которые помимо страховой пенсии получают также пенсию по инвалидности, в советский трудовой стаж не будут засчитываться:

  • для военных – годы службы, предшествовавшие получению пособий по инвалидности, а также годы службы, уже учтённые в пенсионных выплатах за выслугу лет;
  • для космонавтов – годы службы, предшествовавшие получению пособий по инвалидности, а также годы службы, уже учтённые в пенсионных выплатах за выслугу лет.

Для тех, у кого трудовой стаж начинает исчисляться с 2002 года, система валоризации не работает – в 2020 году они получат пенсию по новым правилам.

Пенсионное законодательство остается для многих граждан достаточно запутанным и непонятным: в порядке расчета пенсионных накоплений регулярно появляются изменения, что вносит дополнительную путаницу. Одно из нововведений, суть которого осталась неясной для многих граждан – валоризация. Что это за прибавка , кому она положена, и каков порядок расчета?

  • Что такое валоризация, и на кого она распространяется
  • Порядок расчета
  • Как оформить
  • Вывод

Что такое валоризация, и на кого она распространяется

Валоризация регулируется ст. 30 – 30.3 ФЗ «О трудовых пенсиях». Соответствующие правовые нормы были внесены в закон в 2009 году, а приобрели юридическую силу в 2010 году.

Термин валоризация позаимствован Пенсионным фондом из других сфер деятельности. Так, в экономической сфере он применяется для понимания переоценки стоимости ценных бумаг. В вопросах, которые связаны с пенсионным обеспечением, под валоризацией понимают механизм роста пенсионных накоплений.

Валоризацию следует отличать от индексации. Они имеют разное целевое предназначение. Индексация преследует цели недопущения обесценивания пенсионных накоплений, валоризация – изменение размера выплат для граждан, права которых оказались ущемленными при пенсионной реформе.

Так, до 2002 года при определении размера будущей пенсии использовалось только понятие трудового стажа и его продолжительности. Реформа 2002 года предполагала отказ от выплат по трудовому стажу в пользу страховой модели пенсионной системы. Размер пенсии с этого момента стал зависеть не только от стажа, но и от размера отчислений в ПФР и величины страховых взносов.

Работодатели с 2002 года обязаны перечислять за работников пенсионные взносы на их личный счет в размере 22% от размера зарплаты. Это означает, что чем выше размер отчислений, тем большая пенсия положена гражданину. В указанном случае для расчета суммы взносов можно учесть только налогооблагаемый доход. С 2002 по 2014 год взносы считали в фактическом размере, а затем они были конвертированы в баллы.

Так как до 2002 года страховые взносы за работников не вносились, то потребовалось произвести конвертацию (учитывались средний заработок или стаж), но все это существенно понизило размер пенсии, который бы полагался гражданам до изменений 2002 года. Именно это обусловило потребность в проведении валоризации пенсионных накоплений.

По данным Пенсионного фонда, валоризация коснется до 36,5 млн россиян, которые будут оформлять пенсию.

Порядок расчета

Сумма валоризации будет определена сотрудниками Пенсионного фонда в индивидуальном порядке. Для расчетов учитывается, что расчетный пенсионный капитал для каждого лица по состоянию на 2002 год увеличивается на 10%, а также дополнительно на 1% за каждый полный год стажа, отработанного до 1991 года. 10% – это фиксированная сумма валоризации, а дополнительные проценты начисляются только за советский стаж.

Пересчет пенсии с учетом валоризации с января 2010 года затронет всех получателей трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по потере кормильца, если они работали до 2002 года.

Например, гражданин обратился за начислением пенсии, имея 45 лет трудового стажа. 10 лет из них пришлись на период до 2002 года, еще 19 – на советское время. Общий процент увеличения пенсионного стажа составит 29% (10% за стаж до 2002 года и 19% – за советский стаж).

С учетом указанных выше значений каждый получатель пенсии может рассчитать сумму валоризации в процентах.

Для расчета суммы валоризации применяется следующая формула:

  • сумма после валоризации = (Расчетный капитал * процент валоризации * объем индексации после 2002 года) / период получения выплат / 100.

Расчетный капитал – это сумма пенсионных отчислений по состоянию на 2002 год.

Коэффициент стажа – общий стаж в дореформенный период, который составляет 0,55 для стажа в 25 лет.

Например, мужчина оформляет пенсию в 2020 году. Он начал работать в 1976 году, его процент валоризации составит 25%. Расчетный капитал начислен, как 200 тыс. р. Коэффициент индексации составил 10,9, период выплат – 228 мес.

Расчет будет выглядеть так:

  • (200000 * 25 * 10,9) / 228 / 100 = 2390,35 р.

Именно такой будет прибавка к пенсии в рамках валоризации.


Как оформить

По действующему регламенту валоризация имеет беззаявительный характер и происходит автоматически на основании имеющихся в Пенсионном фонде сведений.

Если работник имеет периоды неофициального стажа, но обладает необходимыми доказательствами, то он может обратиться в ПФР для уточнения объема пенсионных прав и для корректировки суммы выплат. Такими доказательствами могут выступать справки с места работы, копии приказов, трудовые договоры, расчетные листы и архивные документы.

Валоризация производится исключительно из средств федерального бюджета. Работодатели не должны ее компенсировать.

Вывод

Таким образом, валоризация – это механизм повышения пенсионных накоплений у отдельных категорий граждан. Она распространяется на граждан, которые имеют трудовой стаж до начала 2002 года. Эта мера позволяет гражданам компенсировать их потери в размере пенсионных начислений, которые связаны с реформой 2002 года, когда был переход на страховую модель пенсии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 4

О валоризации пенсии

С января 2010 г. вступил в силу Закон N 213-ФЗ , которым внесены значительные изменения в порядок уплаты взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование, назначения различных пособий и пр. Очень интересны изменения, внесенные в законы, касающиеся назначения пенсий. Появилось новое понятие "валоризация". Что это такое, каков порядок повышения размера пенсий и от чего оно зависит, расскажем в данной статье.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Изменение в структуре трудовых пенсий

Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) дано определение трудовой пенсии - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

В соответствии со ст. 5 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости или инвалидности состояла из базовой, страховой и накопительной частей, а пенсия по случаю потери кормильца - из двух частей - базовой и страховой.

С 1 января 2010 г. на основании Закона N 213-ФЗ изменилась структура трудовых пенсий. В частности, базовая часть пенсии как самостоятельная составляющая трудовой пенсии ликвидирована. Вместо нее введен фиксированный базовый размер пенсии, а накопительная часть будет входить только в трудовые пенсии по старости.

Поэтому с января 2010 г. трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной, а трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца вообще не делятся на части.

Комментарий специалиста. Л. А. Скаридова, начальник управления организации назначения и выплаты пенсий ГУ ОПФР по Нижегородской области:

Законом N 213-ФЗ внесены изменения в части пенсионного обеспечения инвалидов. Пенсия по инвалидности назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости либо до дня достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин), а при отсутствии пяти лет страхового стажа - до дня достижения 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин), то есть возраста, установленного для назначения социальной пенсии по старости.

Назначение пенсии по старости указанным лицам производится без истребования от них заявления, причем размер вновь назначенной пенсии не может быть менее размера пенсии по инвалидности. Кроме этого, за инвалидами сохраняются все льготы и социальные гарантии, установленные законодательством.

Другое важное изменение, которое затронуло инвалидов: пенсии по инвалидности вновь определяются исходя из группы инвалидности, а не степени утраты трудоспособности.

Изменился и порядок определения расчетного размера пенсии по инвалидности гражданам - инвалидам III группы. Им при определении размера пенсии применяется стажевый коэффициент от 0,55 до 0,75 в зависимости от стажа работы по состоянию на 01.01.2002 вместо 0,3, как было ранее.

Коснулись изменения и пенсий по случаю потери кормильца. В частности, размер пенсии детям умершей одинокой матери определяется исходя из увеличенного в два раза пенсионного капитала умершей матери.

Если пенсия с учетом мер социальной поддержки не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ (но не более чем в целом в РФ), то неработающим пенсионерам устанавливается к пенсии федеральная или региональная доплата.

Вместе с тем размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будет определяться путем суммирования двух составляющих. Первая из них - фиксированный базовый размер, который определен в твердой сумме и зависит от категории пенсионера и наличия у него иждивенцев. Например, в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2562 руб. в месяц. Вторая составляющая страховой части трудовой пенсии по старости определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала, который формируется у гражданина (умершего кормильца применительно к пенсии по случаю потери кормильца) в течение всей его трудовой деятельности.

Размер данной составляющей исчисляется по формуле:

Где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Оценка пенсионных прав и расчетный пенсионный капитал

При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

ПК = (РП - 450 руб.) x Т,

Где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии.

До вступления в силу Закона N 213-ФЗ сумма пенсионного капитала состояла из двух частей:

- за период начиная с 01.01.2002 часть пенсионного капитала формировалась на основании страховых пенсионных взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо;

- за период до 01.01.2002 часть пенсионного капитала исчислялась через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 01.01.2002, установленный ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Но теперь в расчетный пенсионный капитал добавилась еще одна составляющая - сумма валоризации, на которую производится увеличение части пенсионного капитала, рассчитанной через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Сумма валоризации у каждого гражданина составляет определенный процент от части его расчетного пенсионного капитала, исчисленной в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле (ст. 29.1 Закона N 173-ФЗ):

где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,

Исчисленного через механизм оценки пенсионных прав, приобретенных на

СВ - сумма валоризации (выражается в процентах от суммы ПК, но не

ПК - сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за

Застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Комментарий специалиста. Л. А. Скаридова:

Валоризация предусматривает увеличение расчетного пенсионного капитала, сформированного до 2002 г., на 10% плюс по 1% за каждый полный год трудового стажа до 01.01.1991. Размер валоризации у всех получается разный, так как он зависит от имеющегося стажа работы и заработной платы. Валоризации подлежат все виды трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) независимо от даты их назначения. Самое главное - наличие трудового стажа до 01.01.2002. Следует обратить внимание, что трудовой стаж по состоянию на 01.01.1991 при валоризации ограничению не подлежит.

Чтобы лучше понять механизм оценки пенсионных прав и определения расчетного пенсионного капитала, рассмотрим пример.

Мужчине назначена пенсия по старости в сентябре 2003 г. при наличии стажа работы до 01.01.2002 - 36 лет, из которых до 1991 г. - 24 года с использованием коэффициента отношения его средней заработной платы к заработной плате по стране 1,2.

При назначении трудовой пенсии была проведена оценка его пенсионных прав по следующей формуле:

0,66 (стажевый коэффициент 0,55 при стаже у мужчин 25 лет + по 0,01 за каждый полный год стажа, но не более 0,2) x 1,2 (коэффициент по заработной плате) x 1971 руб. (среднемесячная заработная плата в РФ в период с 01.07.2001 по 30.09.2001) = 1323 руб. 43 коп. Из данной суммы вычитается 450 руб. (размер базовой части пенсии на 01.01.2002). Полученная сумма умножается на Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (в 2003 г. он составлял 150 мес.) = 131 014 руб. 80 коп.

Это и есть расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 данного лица.

Теперь посчитаем сумму валоризации: 34% (10% + 24%) x 131 014,8 руб. / 150 мес. = 296 руб. 96 коп.

Указанную сумму дополнительно нужно умножить на коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на день назначения пенсии - 1,411, а затем на коэффициент индексации страховой части пенсии по состоянию на 01.01.2010 - 2,605. Итого получается 1091 руб. 52 коп. - это прибавка к пенсии с 01.01.2010.

Данный механизм расчета пенсионного капитала уже применяется с 01.01.2010 при новом назначении пенсий гражданам, которым при подсчете размера трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав. В таком же порядке можно рассчитать пенсионный капитал и тем гражданам, которым пенсия была установлена до 01.01.2010, но которым с указанной даты выгоднее перейти на иной порядок оценки пенсионных прав.

Помните, что при подсчете суммы валоризации берется величина расчетного пенсионного капитала, исчисленная через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц, а не величина страховой части трудовой пенсии. То есть страховые взносы, поступившие в ПФР с 01.01.2002, не будут приниматься в расчет при подсчете суммы валоризации. При этом наибольшую прибавку получат граждане, имеющие продолжительный трудовой стаж до 1991 г. Граждане, у которых нет трудового стажа до 1991 г., но при назначении пенсии им производилась оценка пенсионных прав, тоже получат прибавку к пенсии, но она составит 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при такой оценке независимо от продолжительности стажа после 01.01.1991.

Расчетный размер трудовой пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии в силу ст. 30 Закона N 173-ФЗ может определяться различными способами, причем право выбора какого-либо из них остается за застрахованным лицом. Основной способ указан в п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ и определяется формулой:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

Где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

- из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, - составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,2;

- из числа лиц, имеющих страховой стаж или стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. ст. 27, 28 Закона N 173-ФЗ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,2;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР / ЗП) учитывается в размере не выше 1,4, 1,7 и 1,9 - в зависимости от величины указанных районных коэффициентов.

При определении стажевого коэффициента в трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, подсчитанные в календарном порядке, а также иные периоды, например служба в армии.

Пунктом 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ предусмотрен еще один вариант определения расчетного размера трудовой пенсии. В этом случае пенсия будет считаться по формуле:

Где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

СК - стажевый коэффициент.

При таком расчете пенсии стажевый коэффициент определяется в зависимости от общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ. В любом случае данный коэффициент не может быть более 0,75. Каждой категории застрахованных лиц СК может быть увеличен на 0,01 за каждый полный год стажа сверх установленной продолжительности, но не более чем на 0,2.

При этом расчетный размер трудовой пенсии при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп., а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1, 11 и 13 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, - 648 руб. 62 коп.

За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1%, но в целом не более чем на 20%.

Кроме указанных вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии можно воспользоваться еще одним способом его расчета. Он указан в п. 6 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

Для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 установлена трудовая пенсия по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца или за выслугу лет, по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с п. 3 или п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

Итак, как видим, произошли существенные изменения в порядке назначения пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Повышение пенсий коснется всех граждан, получающих трудовые пенсии по состоянию на 31.12.2009, у которых при назначении пенсии был учтен общий трудовой стаж до 01.01.2002 независимо от его продолжительности. Социальные пенсии, пенсии по инвалидности инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, пенсии за выслугу лет и прочие подобные пенсии не подлежат валоризации с 01.01.2010.

Читайте также: