Применение постановления 1 пенсии

С.А. ЧИРКОВ

Чирков С.А., кандидат юридических наук, начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР.

Известно, что ретроспективность применения пенсионного законодательства является характерной чертой современного отечественного пенсионного права .

Подробнее см.: Чирков С.А. О ретроспективном характере современного пенсионного права // СПС КонсультантПлюс, 2016.

С 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию закреплена законодательная возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до указанной даты и засчитывались в трудовой стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных названным законодательством (часть 8 статьи 13 Закона N 400-ФЗ). Ровно такая же возможность теперь существует и для стажа на соответствующих видах работ, необходимого для определения права на досрочное назначение страховой пенсии (части 3 и 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).

Далее - Закон N 400-ФЗ.

Данный порядок подсчета страхового стажа подразумевает возможность учета приобретенных гражданином периодов работы и (или) иной деятельности по нормам того "старого" правового регулирования, которое действовало именно во время приобретения соответствующих пенсионных прав. Такой механизм можно назвать ретроспективно-последовательным (линейным) порядком исчисления стажа, при котором периоды стажа рассматриваются и соотносятся с правовым регулированием, применявшимся исключительно в период выполнения той или иной работы или деятельности. Иными словами, соответствующие периоды могут учитываться при подсчете страхового стажа гражданам, которые их приобрели в период применения впоследствии утратившего силу законодательства, но положения этого законодательства не могут распространяться на периоды стажа, которые также имели место ранее, но до вступления его в силу. Это очень важно в условиях неоднократного изменения правил исчисления стажа, что, как раз, характерно для пенсионной системы нашей страны.

Ретроспективно-последовательный порядок исчисления стажа, как законодательно закрепленный, может действовать в отношении любого правомочного застрахованного лица, который обратился за назначением страховой пенсии, если это ему выгодно.

Вместе с тем выражением ретроспективного характера пенсионного права является также возможность применения при осуществлении пенсионного обеспечения правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации , в первую очередь, закрепленной в Постановлении КС РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" . Правоприменитель должен знать решения КС РФ, в которых рассматривается пенсионное законодательство, поскольку исходя из правовой природы этих решений они реально участвуют в процессе правового регулирования, влияют на права граждан, формируют правоприменительную практику и часто направлены на изменение законодательства. Для практики важно, что при решении конкретного пенсионного юридического дела можно сослаться непосредственно на соответствующее решение КС РФ .

Далее - КС РФ или Суд.
Далее - Постановление 2-П, правовая позиция 2-П.
Подробнее см.: Чирков С.А. Влияние федерального конституционного правосудия на пенсионные права граждан // СПС "КонсультантПлюс", 2015.

Напомним, что КС РФ в названном Постановлении исследовал вопросы соответствия Конституции Российской Федерации норм вступившего в силу с 1 января 2002 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , которые напрямую не предусматривали возможности льготного исчисления некоторых периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж (к примеру, периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также не позволяли учитывать в стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, которые ранее, до введения в действие Закона N 173-ФЗ, в него включались (в частности, речь идет о периодах подготовки к профессиональной деятельности: обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре).

Далее - Закон N 173-ФЗ.

В результате КС РФ признал нормы Закона N 173-ФЗ в той части, в какой они при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключали льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяли учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Основанием для такого решения явилась выработанная Судом правовая позиция, исключительно важная для пенсионного правоприменения, о том, что соответствующие нормы Закона N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Тем самым эти нормы не препятствует гражданину исчислить стаж по нормам ранее действовавшего законодательства.

При этом КС РФ установил, что конституционно-правовой смысл рассмотренных норм Закона N 173-ФЗ, выявленный в Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

В этой связи, фактически во исполнение рассмотренной выше правовой позиции Суда, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения в письме от 4 июня 2004 г. N МЗ-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П" сообщило в адрес органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о том, что при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона N 173-ФЗ, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

См.: Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321.

Данная позиция по-прежнему актуальна и применяется при установлении пенсий в настоящее время, в условиях действия Закона N 400-ФЗ. В итоге гражданин имеет право на исчисление периодов стажа, приобретенных до 1 января 2002 г. - даты вступления в силу Закона N 173-ФЗ, по нормам законодательства, которое действовало по состоянию на 31 декабря 2001 г. (Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в его развитие нормативные правовые акты), даже тех из периодов работы или иной деятельности, которые приходятся на время до введения в действие этого законодательства. Такой механизм подсчета стажа можно назвать ретроспективно-статичным (фиксированным), поскольку в этой ситуации при исчислении стажа применяется законодательство, действовавшее до конкретной даты, с которой сменилось правовое регулирование, а не все пенсионные законы, которые применялись в период трудовой жизни человека.

По своей сути правовые позиции КС РФ не могут утратить силу.
Далее - Закон N 340-1.

На практике совокупность двух названных порядков (ретроспективно-последовательного и ретроспективно-статичного) позволяет в полной мере обеспечить выполнение одного из основных принципов пенсионного права, сформулированного в том числе и в решениях КС РФ, - сохранения приобретенных пенсионных прав, предоставить гражданину наиболее выгодный вариант пенсионного обеспечения. Вместе с тем в правоприменительной практике действуют эти механизмы независимо друг от друга, для их одновременного применения при рассмотрении одного пенсионного юридического дела (к примеру, применение при исчислении страхового стажа гражданина ретроспективно-последовательного порядка, а при подсчете его же стажа на соответствующих видах работ - позиции 2-П) оснований не имеется.

Следует иметь в виду, что названные механизмы различаются с точки зрения возможности их применения к конкретному пенсионному юридическому делу заинтересованного лица. Первый из них - ретроспективно-последовательный закреплен в Законе N 400-ФЗ, что, как отмечалось выше, позволяет его использовать при наличии правовых оснований в целях установления пенсии при соблюдении одного единственного условия - наличия выгоды для правомочного гражданина.

Второй же из них - ретроспективно-статичный более сложен в применении, это объясняется тем, что он вытекает из решения КС РФ и обусловливается его правовой позицией.

Поэтому целесообразно сформулировать базовые принципы применения Постановления 2-П при осуществлении пенсионного обеспечения.

Еще раз внимательно посмотрим на правовую позицию 2-П: соответствующие нормы Закона N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Тем самым эти нормы не препятствуют гражданину исчислить стаж по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, мы видим, что, во-первых, эта позиция распространяется на условия пенсионного обеспечения, которые существовали до изменения положений пенсионного законодательства, новые нормы не могут ухудшать то, что было до их введения в действие, во-вторых, принципиально важно, что на данные условия гражданин должен был рассчитывать (то есть не только знать или догадываться об оных, но и осознавать, надеяться, что они будут к нему применяться, поскольку он во время приобретения стажа подпадал под действие российского режима обязательного пенсионного страхования (пенсионного обеспечения)). И, наконец, в-третьих, не имеет правового значения, был ли на дату изменения правового регулирования выработан по нормам прежнего пенсионного законодательства заинтересованным лицом стаж, требуемый для определения права на пенсию, полностью или частично.

Итак, принимая во внимание изложенное выше, к названным принципам следует отнести следующие основные положения.

  1. Учет правовой позиции 2-П только в отношении условий пенсионного обеспечения, которые существовали по состоянию на 31 декабря 2001 года. Иными словами, если в отечественное пенсионное законодательство начиная с указанной даты были введены нормы, устанавливающие новые условия установления пенсий, то Постановление 2-П их не затрагивает. Здесь одним из самых явных примеров является отсутствие правовых оснований для подсчета "северного" и страхового стажа с применением позиции 2-П при определении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (норма об установлении, в тот период согласно используемой терминологии, повышенного фиксированного базового размера страховой части и трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим требуемый "северный" и страховой стаж, вступила в силу в рамках действия Закона N 173-ФЗ с 1 января 2008 года). Такой же подход будет действовать и при подсчете "сельского" стажа, необходимого для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона N 400-ФЗ .
После вступления этой нормы в силу.

Также в данном случае показательной является ситуация с исчислением страхового стажа военным пенсионерам, претендующим на назначение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты). Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты (ранее - страховой части трудовой пенсии по старости) было предоставлено военным пенсионерам на основании Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", действия которого в этой части распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. В этой связи позиция 2-П при исчислении страхового стажа военным пенсионерам в целях назначения им страховой пенсии (без фиксированной выплаты) не применяется. Это же справедливо и по отношению к иным ситуациям, когда право на российскую страховую пенсию было предоставлено отдельным категориям лиц после 31 декабря 2001 года.

  1. Применение правовой позиции 2-П в отношении лиц, которые рассчитывали на условия пенсионного обеспечения, закрепленные в законодательстве, действовавшем по состоянию на 31 декабря 2001 года. Этот принцип касается круга лиц, при осуществлении пенсионного обеспечения которых возможен учет Постановления 2-П. Здесь главное помнить, что рассматриваемая правовая позиция может действовать исключительно в отношении тех граждан, на которых распространялось пенсионное законодательство Российской Федерации до 1 января 2002 года. Если же гражданин не подпадал под действие российского правового регулирования в области обязательного пенсионного страхования (пенсионного обеспечения), то, следовательно, он не мог надеяться и рассчитывать на применение к себе условий и норм пенсионного обеспечения, предусмотренных в Законе N 340-1, поэтому правовая позиция 2-П к такому гражданину применяться не может.

Иначе говоря, в данном случае речь идет о категориях застрахованных лиц, рассчитывавших на пенсионное обеспечение по нормам Закона N 340-1 в силу своего постоянного проживания в России, осуществления на ее территории трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, и которые в этой связи подпадали во время соответствующей деятельности под действие правил обязательного пенсионного страхования (пенсионного обеспечения) в нашей стране, тем самым приобретали пенсионные права и имели возможность их реализации в условиях действия Закона 340-1 (могли иметь право на пенсию).

Например, в соответствии с положениями статьи 4 Закона N 340-1 основным условием предоставления права на пенсию иностранным гражданам и лицам без гражданства являлось постоянное проживание в России. Поэтому иностранцы и апатриды, которые переехали на постоянное место жительства в Россию после 31 декабря 2001 г., априори не могли рассчитывать на условия и нормы пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом N 340-1.

  1. Возможность исчисления страхового стажа согласно действовавшему на 31 декабря 2001 г. правовому регулированию независимо от продолжительности у гражданина трудового стажа на указанную дату. Для применения позиции 2-П совершенно неважно - 2 года стажа приобрел до 1 января 2002 г. правомочный гражданин или 35 лет.

Исходя из изложенных принципов и рассматриваются конкретные вопросы, возникающие в правоприменительной практике. Правоприменитель всегда должен выбрать ту норму, которая подходит и тем самым должна регулировать соответствующую жизненную ситуацию. Для этого устанавливается тождество между жизненными обстоятельствами и юридическими фактами, которые необходимы для возникновения соответствующих пенсионных правоотношений.

По просьбам подписчиков публикую Подробный расчет моей пенсии, безусловно с удалением личных данных:

Уважаемый К______ А________

На Ваше обращение, поступившее в Управление 23.07.2019г., сообщаем. Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О. страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяется на день достижения общеустановленного возраста. В 2018г. необходимая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина ИПК 13,8.

При определении права на страховую пенсию по старости в стаж Вам учтены все периоды, указанные в трудовой книжке, в том числе и служба в армии по призыву ( в двойном размере) с учетом решения суда. Стаж с учетом 340-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 2б дней.

При установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01.01.2002г. осуществляется путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке,

  • установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января . 2002 года.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, при этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно решения о назначении пенсии, Вам назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) с 20.04.2018г.

При принятии решения о назначении пенсии учтена следующая информация:

- Ваш страховой стаж в календарном исчислении:

  • на 01.01.1991 г. - 13 лет 8 мес. 1 дн.;
  • на 01.01.2002г. -21 год 4 мес. 25 дн.;
  • на 03.08.2018г. -21 год 4 мес. 25 дн.;

- Ваш средний заработок за период с 1983 по 1988 - 324,30 руб.

- Отношение Вашего среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период - 1,587=(324,30 руб./204,30 руб.). Максимальное отношение -1.2.

Стажевый коэффициент - 0,55 (ст. 30 Закона № 173-ФЗ).

- Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала рассчитанного по начисленным взносам (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с 1 января 2002 г. по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица) - 0 руб.

- Процент валоризации -23%.

Для расчета применены следующие показатели, действовавшие на дату принятия решения о назначении пенсии:

- Ожидаемый период выплаты 228 месяцев (ст. 32 Закона .№ 173-ФЗ);

Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лица применяемый на 1 января 2002 года - 5,61481656.

Расчет размера пенсии произведен по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как более выгодный вариант, на основании следующих формул:

  • 1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

  • 2. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК):

ПК 1 - расчетный пенсионный капитал застрахованного лица;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Закона № 173-ФЗ);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

  • 3. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

  • 4. Расчетный размер трудовой пенсии:

СК - стажевый коэффициент

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчислении и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица х среднемесячной за-работной плахе в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

  • 5. Сумма валоризации (увеличение пенсионного капитала на 10 °/о и, сверх того, на 1 °/о за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г) в соответствии со статьей 30.1 Закона №173 -ФЗ исчисляется по формуле:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

  • Расчетный размер трудовой пенсии:

РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП

11O2,86=0,55*(786,89ру6./245,б4руб.)* 1671=0,55* 1,2* 1671.

В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой станс, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

  • Величина расчетного пенсионного капитала при неполном стаже: (пропорция неполного стажа (факт./треб.):

21/4/25 / 25/0/0 = 0,85611111

  • Индексация расчетного пенсионного капитала

  • Сумма валоризации:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

164569,16=715518,08* (0,1+(13*0,01)= 715518,08*0,23

  • Сумма расчетного пенсионного капитала:

ПК = ПК 1 + СВ + ПК2

  • Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

Законом М 400-ФЗ предусмотрено исчисление размера пенсии из баллов с 1 января 2015 года.

При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 1 января 2015г. При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015г подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом не учитывается фиксированный базовый размер и накопительная часть.

Страховая пенсия делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, который по состоянию на 01.01.2015г. составляет 64,10 :

ИПК до 01.01.2015г. = 3860,03/64,10 = 60,219;

ИПК с 01.01.2015г. по з 1.12.2017г. - отсутствует

Далее ИПК на 03.08.2018г. - 60,219 умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента 81,49 = 4907,25 руб.

Таким образом, размер страховой пенсии с 03.08.2018 г. составил 9890,15 руб., в том числе фиксированная выплата 4982,90 руб., страховая часть 4907,25 руб.

С 01.01.2019г. Ваш размер пенсии с учетом индексации составил 10587,70 руб., в том числе фиксированная выплата 5334,19 руб., страховая часть 5253,51 руб.

НАДЕЮСЬ ЧТО ТЕ КОМУ ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НУЖНА, СМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ. Или задавайте вопросы.

Ведущее положение в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основания для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию. Именно поэтому, правильное применение законодательных норм, устанавливающих право для получения пенсии, порядок ее финансирования и выплаты, влечет за собой реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Согласно статье 29 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, назначенные до 1 января 2002 г. по нормам утратившего силу Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются по нормам Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Перерасчет производится по имеющимся документам пенсионного дела.

Следует иметь в виду, что все работающие согласно Закону от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» подлежат обязательному пенсионному страхованию. Право на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство, которое хранится на руках.

Отметим некоторые моменты, учитываемые при перерасчете трудовых пенсий нынешних пенсионеров:

  • * уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • * если размер пенсии при перерасчете не достигает получаемого на 1 января 2002 г., то пенсия выплачивается в прежнем более высоком размере;
  • * индексация установленных базовой и страховой частей трудовой пенсии в дальнейшем производится согласно статье 17 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Подчеркнем, что нового предоставляет Закон с 1 января 2002 г. работающим пенсионерам:
  • * выплату трудовой пенсии в установленном размере без каких, либо ограничений (п. 4 ст. 18 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);
  • * перерасчет размера трудовой пенсии (ст. 29 и 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), который аналогичен расчету (по индивидуальному коэффициенту) согласно утратившему силу Закону от 21.07.97 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

Рассмотрим подробнее перерасчет пенсий, назначенных до 1 января 2002г.

Трудовая пенсия по старости согласно Закону от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

Согласно законодательству РФ установление накопительной части трудовой пенсии будет осуществляться при наличии накопленных средств, учитываемых в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Следовательно, накопительная часть - это сумма пенсионных накоплений, учтенных на день, с которого назначается эта часть пенсии. Поскольку это дело будущего, то в настоящее время трудовая пенсия состоит из двух частей - базовой и страховой.

С 1 января 2002 г. для среднестатистического пенсионера базовая часть трудовой пенсии по старости установлена в размере 450 рублей, ( 1 марта 2005 г. в сумме 900 рублей в месяц) Овнесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"в связи с установление размеров базовых частей трудовых пенсий и порядка индексации базовой и страховой частей пенсии в 2005 году: федеральный закон от 14 февраля 2005 года № 3-ФЗ//Российская газета. N 32.- 17.02.2005.

Для некоторых категорий граждан (инвалиды I группы, лица, достигшие 80 лет, лица, имеющие иждивенцев, и т.д.) базовая часть пенсии увеличена.

Размер базовой и страховой частей трудовой пенсии с учетом темпов инфляции будет индексироваться согласно пунктам 6 и 7 статьи 17 от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 февраля 2002 г. эти части проиндексированы согласно Постановлению Правительства РФ от 24.01.02 № 42 «Об утверждении коэффициентов индексации с 01 февраля 2002 г. базовой и страховой частей пенсии»- (коэффициент индексации - 1,065), с 1 августа 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии в размере 1,09 Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 535, с 1 февраля 2003 г. базовой части трудовой пенсии в размере 1,06 Постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. N 47, с 1 апреля 2003 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,126 Постановление Правительства РФ от 13 марта 2003 г. N 152, с 1 августа 2003 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии в размере 1,08 Постановление Правительства РФ от 16 июля 2003 г. N 428, с 1 августа 2004 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,0628 Постановление Правительства РФ от 21 июля 2004 г. № 363, с 1 августа 2005 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии в размере 1,06,с 1 августа 2005 г. размера страховой части трудовой пенсии в размере 1,048 Постановление правительства РФ от 11 июля 2005 года № 419,с 1 апреля 2006 г. базовой части трудовой пенсии в размере 1,085,с 1 апреля 2006 г. размера страховой части трудовой пенсии в размере 1,063 Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 года № 165,с 1 августа 2006 г. страховой части трудовой пенсии в размере 1,062 Постановление Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 466, с 1 апреля 2007 г. базовой части трудовой пенсии в размере 1,075,с 1 апреля 2007 г. размера страховой части трудовой пенсии в размере 1,092 Постановление Правительства РФ от 27 марта 2007 года № 181.

В дальнейшем предусмотрено поэтапное приближение размера базовой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца к величине прожиточного минимума.

Страховая часть пенсии является расчетной величиной. Согласно пункту 5 статьи 14 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части пенсии по старости рассчитывается по формуле:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости - это условный показатель. Он рассчитывается на основе данных Госкомстата РФ и используется для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии

Согласно статье 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для определения страховой части трудовой пенсии при перерасчете устанавливается новый показатель расчетный пенсионный капитал. По определению Закона расчетный пенсионный капитал - это общая сумма:

  • * страховых взносов и других поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо;
  • * пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до вступления в силу с 1 января 2002 г. Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии .

Для того чтобы определить величину расчетного пенсионного капитала, производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г.

Оценка пенсионных прав осуществляется путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал. Величина расчетного пенсионного капитала определяется пенсионерам исходя из суммы установленной пенсии по старости и за выслугу лет по формуле:

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002 г., равный 450 руб.;

Т - ожидаемый период выплаты пенсии, составляющий 12 лет (144 месяца) для целей конвертации и исчисления страховой части трудовой пенсии в 2002 г.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП = СК ЗР/ЗП СЗП

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в размере 1671 рубля (1896 рублей за июль, 1550 рублей за август, 1567 рублей за сентябрь). Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за 3 квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 01 ноября 2001 года: постановление правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года № 720// Российская газета. -N 203.- 18.10.2001.

Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).

Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей.

С 1 января 2002 г. производится перерасчет пенсий, установленных до этой даты (оценка ранее приобретенных пенсионных прав), поэтому в соответствии с новым пенсионным законодательством следует внимательно проанализировать свои права:

  • * общий трудовой стаж;
  • * данные о среднемесячной зарплате;
  • * стаж на соответствующих видах работ с особыми условиями и т.д.

Трудовая пенсия по инвалидности согласно Закону от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Согласно законодательству накопительная часть пенсии назначается из пенсионных накоплений. В настоящее время пенсия по инвалидности состоит из базовой и страховой частей. Перерасчет трудовой пенсии по инвалидности аналогичен перерасчету пенсии по старости, изложенному выше.

Исходя из суммы пенсии по инвалидности расчетный пенсионный капитал инвалидам определяется по формуле:

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на момент назначения пенсии по инвалидности к 180 месяцам.

При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида до достижения 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Таким образом,

К = (12 + [В - 18] 4) /180,

В - возраст инвалида на момент установления пенсии по инвалидности;

[В - 18] - полное число лет возраста, превышающего 18 лет.

Величины Т и БЧ при определении расчетного пенсионного капитала из суммы установленной пенсии по инвалидности - те же, что и для пенсий по старости (144 месяца в 2002 г. и 450 руб. соответственно).

Определение К представляет собой самостоятельное процессуально законченное расчетное действие. К нему должно применяться округление, которое следует производить до восьмой значащей цифры с тем, чтобы определить расчетный пенсионный капитал (возможная величина которого около 300 тыс. руб.) с точностью не ниже 0,5 коп.

Следует подчеркнуть, что момент определения пенсии по инвалидности по нормам Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - это 01.01.2002 г. Именно по состоянию на эту дату (а не на дату фактического установления инвалидности) учитывается возраст инвалида в целях определения нормативной продолжительности страхового стажа и расчетного пенсионного капитала. Это прямо предусмотрено в абзаце седьмом пункта 1 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с введением в действие нового Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал.

Согласно пункту 9 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. будет производиться одновременно с назначением им трудовой пенсии по нормам этого Закона, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Новым Законом от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено сохранение ранее приобретенных пенсионных прав застрахованными гражданами, которые, начиная с 2002 г., будут выходить на пенсию.

К некоторым ранее приобретенным пенсионным правам, предусмотренным новым Законом, относятся:

  • * досрочное назначение пенсий для некоторых категорий граждан, в том числе медикам, педагогам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (бывшее назначение пенсий по старости на льготных основаниях);
  • * досрочное назначение пенсий по условиям труда (бывшее назначение пенсий по старости в связи с особыми условиями труда);
  • * другие права.

Необходимо отметить, что в настоящее время все работающие подлежат обязательному пенсионному страхованию согласно Закону от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Итак, право на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство, которое хранится у него на руках.

Для тех, кто в ближайшее время выйдет на пенсию, расчетное время выплаты пенсии уменьшено, чтобы компенсировать низкий уровень накопительной части пенсии. Тем, кто выходит на пенсию в 2002 г., этот срок установлен в 12 лет. В последующие годы он будет ежегодно увеличиваться до достижения 19 лет. Для определения страховой части трудовых пенсий устанавливается новый показатель - расчетный пенсионный капитал.

Расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Он представляет собой общую сумму:

  • * страховых взносов и других поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо;
  • * пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до вступления в силу с 1 января 2002 г. Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,.

В будущем пенсия будет поступать с индивидуального счета пенсионера, средства на который он вносил в течение всей своей трудовой жизни.

При использовании накопительной схемы в финансировании обязательного государственного пенсионного страхования произошли коренные изменения в источниках, расчете и факторах, от которых зависит размер будущей пенсии и ее перерасчет. В этих условиях размер пенсии зависит не от размера оплаты труда, а от суммарной величины уплаченных в составе единого социального налога взносов и накопленных к моменту выхода на пенсию застрахованного в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Потребность в пенсионном страховании связана с возможностью утраты по различным причинам трудоспособности и вызванной этим потерей источника средств существования. Именно по этой причине возникает необходимость организации особой формы социальной защиты населения, которую берет на себя государство Российской Федерации, осуществляя ее в обязательной форме.

Важной особенностью управления пенсионным страхованием является функция государства, по которой оно несет субсидиарную ответственность: в соответствие с действующим законодательством, государство должно отвечать по долгам и обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации

Читайте также: