Имеет ли право пенсионный фонд запрашивать штатное расписание

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 мая 2020 09:48


С 2020 года сведения о трудовой деятельности граждан ведутся в электронном виде.

На телефон регионального контакт – центра поступают вопросы страхователей по представлению сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД. Отвечаем на самые актуальные из них.

- Как страхователю заполнить форму «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)» для представления ее в ПФР?

Форма, формат и порядок заполнения формы СЗВ-ТД утверждены Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений».

- На кого представляются сведения о трудовой деятельности в ПФР?

Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями в орган ПФР на всех зарегистрированных лиц, включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в отношении которых произведены кадровые изменения, а также в случае подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ либо о представлении ему страхователем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1ТК РФ.

- Какие кадровые мероприятия необходимо отражать в форме СЗВ-ТД?

В форме СЗВ-ТД указываются: прием на работу (службу), перевод на другую работу, изменение наименования страхователя, установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации, увольнение с работы, лишение права в соответствии с приговором суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

- Надо ли представлять сведения о трудовой деятельности работника за периоды до 1 января 2020 года?

При представлении работодателем формы СЗВ-ТД в отношении работника впервые в неё следует включить сведения о последнем кадровом мероприятии у этого работодателя, содержащем информацию о приеме работника на работу, переводе на другую должность или установлении работнику второй и последующей профессии, специальности, квалификации, по состоянию на 1 января 2020 года.

В случае приема на работу нового работника в форме СЗВ-ТД указывается информация только об этом кадровом мероприятии.

- В какой срок необходимо представлять сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД?

- В случаях приема на работу и увольнения работника - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В случаях перевода на другую постоянную работу, подачи работником заявления о способе ведения сведений о трудовой деятельности - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления. В эти же сроки представляются сведения и в случае переименования организации.

Если в течение 2020 года в отношении работника будут отсутствовать кадровые мероприятия и им не будет подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном или электронном виде, то по этому работнику работодателю надо будет представить в ПФР сведения о его последнем кадровом мероприятии по состоянию на 1 января 2020 года у этого работодателя в срок не позднее 15 февраля 2021 года.

- В каком случае в графе «Сведения о приеме, переводе, увольнении» формы СЗВ-ТД указывается значение «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)»?

Мероприятие «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)» работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации заполняется только в случае, установления работнику разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и т.д.) непосредственно работодателем.

- Может ли работодатель за один и тот же период представить несколько файлов, содержащих сведения о трудовой деятельности, в целях дополнения поданных сведений?

Может, но не позднее установленного законодательством срока представления сведений СЗВ-ТД (в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

- Следует ли индивидуальным предпринимателям, не имеющим наемных работников, представлять сведения по форме СЗВ-ТД?

Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, сведения по форме СЗВ-ТД не представляют.

- Представляется ли форма СЗВ-ТД на работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера?

- Нет, не представляется.

- На кого следует подавать форму СЗВ-ТД в случае переименования организации в 2020 году?

- При изменении наименования страхователя форма СЗВ-ТД подается в отношении всех работников у этого страхователя (кроме тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера).

- Следует ли оформлять трудовую книжку работнику, который принят на работу в 2020 году и до этого момента нигде не работал?

Такому работнику следует оформить трудовую книжку. Если работником будет подано заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде, то в трудовую книжку вносится соответствующая запись и книжка выдается работнику на руки.

Свинцова Татьяна, юрисконсульт ГУ-УПФР Усть-Калманского района Алтайского края

Журнал «Кадровое дело» № 7 июль 2010

Работодатели тесно взаимодействуют с Пенсионным фондом: уплачивают страховые взносы, сдают по ним отчетность, представляют персонифицированные сведения о работниках. Раньше специалисты ПФР, приходя в организацию с проверкой, основное внимание уделяли изучению сведений о трудовом стаже и заработке сотрудников. Но с 2010 года ситуация изменилась. В связи с отменой ЕСН проверяющие из Пенсионного фонда контролируют также и правильность уплаты страховых взносов. И это стало приоритетным направлением проверок ПФР.

Проверки по новым правилам

До 1 января 2010 года сумма, которую работодатель уплачивал на финансирование базовой части трудовой пенсии работника, была одной из составляющих ЕСН и контролировалась налоговиками. Взносы на страховую и накопительную части пенсии были также предметом администрирования ФНС России, а территориальные органы ПФР взыскивали лишь недоимки по этим взносам, а также пени и штрафы.

Вместе с отменой ЕСН вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ*, в соответствии с которым изменились функции проверяющих из Пенсионного фонда. Сейчас они имеют право проверять страхователей (организации, индивидуальных предпринимателей) не только в части индивидуального (персонифицированного) учета, но и по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, а также отчетности по ним. Под прицел сотрудников ПФР попадают не только пенсионные отчисления, но и взносы в фонды медицинского страхования (п. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Если по результатам проверки выявятся нарушения, проверяющие могут взыскать с работодателя неуплаченные средства, пени и штрафы.

Если говорить о функции по проверке данных, связанных с персонифицированным учетом застрахованных лиц (документов о стаже и заработке сотрудников), то проверяя такие сведения, специалисты Пенсионного фонда пока руководствуются методическими рекомендациями ПФР, выпущенными в 2002 году**. Таким образом, при проверке Пенсионного фонда работодатель должен быть готов к ревизии, охватывающей и уплату взносов, и правильность оформления необходимых документов.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут проводить совместные проверки работодателей и должны ежегодно составлять совместные планы их проведения (п. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Камеральные и выездные проверки

Камеральные проверки посвящены ревизии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, но в ходе такой проверки могут исследоваться и документы персонифицированного учета работодателя. Камеральные проверки проводятся без специального разрешения руководителя территориального органа ПФР и без выезда проверяющих в компанию – только на основании расчетов и документов страхователя, которые имеются у Пенсионного фонда. О такой проверке организация может даже не знать – акт*** о ней составляется, только если в документах компании будут обнаружены ошибки или противоречия, свидетельствующие о нарушении законодательства (ст. 34 Закона № 212-ФЗ). До составления акта проверяющие в письменной форме сообщат работодателю о недочетах, а он должен будет в течение пяти дней исправить ошибки или дать по ним пояснение. Камеральная проверка расчета по страховым взносам может проводиться в течение трех месяцев с момента представления этого расчета (п. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Выездная проверка проводится на территории организации.

Организация включается в план выездных проверок, если с момента последней такой же проверки прошло не менее трех лет (п. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Если камеральная проверка в большей степени касается данных бухгалтерского учета, при выездной проверке исследованию подвергаются также многие документы кадровой службы организации (перечислены в таблице на стр. 43). Специалисты территориального органа ПФР рассматривают их в рамках общей ревизии, чтобы оценить достоверность сведений о трудовом стаже и зарплате персонала, которые представляет работодатель (п. 7 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Примерный перечень документов, которые может потребовать Пенсионный фонд при проверке*

Для выявления работников, имеющих и не имеющих страховые пенсионные свидетельства

Для проверки сведений о стаже работников

Для проверки индивидуальных сведений о выплатах, начисленных работникам

– список внештатных работников;

– список сотрудников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

– информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников;

– договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);

– приказы (о приеме на работу, прекращении трудового договора)

– Приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора;

– табели учета рабочего времени;

– акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы;

– документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;

– списки сотрудников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

– трудовые книжки работников

– Расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

– лицевые счета работников;

– личные карточки налогоплательщика

По продолжительности выездная проверка не должна превышать двух месяцев (если проверяют филиал или представительство компании – одного месяца). Основанием для такой проверки является решение руководителя отделения ПФР по месту нахождения организации, которую будут инспектировать. Рассмотрим правила выездной проверки подробнее.


Как проходит выездная проверка

Закон не обязывает проверяющих Пенсионного фонда сообщать работодателям о планируемой ревизии, поэтому выездная проверка вполне может стать для компании неожиданностью. Чтобы вы могли удостовериться в полномочиях контролеров, сначала они должны предъявить вам решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения (ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Затем проверяющие, как правило, вручают уполномоченному лицу работодателя – обычно генеральному директору или главному бухгалтеру – письменное требование о представлении документов, где перечислены все бумаги, нужные для проверки. Их надо передать проверяющим в виде копий, которые заверил генеральный директор, его заместитель или другой уполномоченный сотрудник. Если это необходимо, у вас могут попросить и подлинники. На подготовку всех бумаг работодателю отводится 10 дней со дня вручения требования (п. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Как правило, всегда просят предъявить учредительные документы компании (устав). Другие бумаги, которые могут понадобиться специалистам ПФР, представлены в таблице на стр. 43.

Если по каким-то причинам вы не можете представить документы в 10-дневный срок, следует сообщить об этом проверяющим письменно и с указа¬нием обстоятельств – тогда срок может быть продлен (п. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

В течение двух месяцев проверяющие будут тщательно исследовать ваши документы и расчеты, сверяя их со своими данными. Заметим, что специалисты фонда имеют право проверять работу организации только за три календарных года, предшествующих году проверки (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). При необходимости выездная проверка приостанавливается на срок до шести, а в отдельных случаях до девяти месяцев. Такое решение принимает руководитель отделения ПФР, назначивший ревизию. Например, это может понадобиться, если работодатель не успевает в краткие сроки собрать все нужные документы.

Если при оценке пенсионных прав сотрудников в крупной компании их индивидуальные сведения вызовут сомнения, то проверка может проводиться сплошным порядком (п. 7 Методических рекомендаций ПФР).

Что проверяют в отделе кадров

Большой блок выездной проверки ПФР – ревизия данных о стаже и заработке сотрудников – проходит в кадровой службе организации. Если персонал вашей компании составляет не более 30 человек, то индивидуальные сведения будут проверять по всем работникам. В организациях с большей численностью персонала ревизия может быть выборочной – проверяются не менее 7 процентов от общего числа работающих. Причем выборка должна включать все категории работников организации (руководители, специалисты, рабочие) со всеми видами заработной платы (повременная, в процентах от выручки, долях от прибыли, на основе тарифных ставок и т. д).

Сначала проверяют индивидуальные сведения работников, выходящих на пенсию или достигающих пенсионного возраста в течение ближайших двух лет, причем особое внимание уделяют тем, кто имеет право на льготную пенсию. Затем проверяющие изучают сведения об остальных сотрудниках. После того как по спискам работников будет установлена их фактическая численность на момент проверки, специалисты ПФР приступят к выяснению, у кого из сотрудников есть пенсионные свидетельства, а кто не имеет этого документа. Для этого они изучат штатное расписание, приказы о приеме и увольнении, трудовые и гражданско-правовые договоры, а в итоге составят списки работников, имеющих и не имеющих страховые свидетельства.

Чтобы проверить сведения о трудовом стаже персонала, сотрудники пенсионного фонда рассмотрят первичные документы по учету кадров – приказы о приеме, переводе и увольнении, штатное расписание, график отпусков, личные карточки, табели учета рабочего времени, а также трудовые книжки. Если в организации есть работники, у которых идет специальный стаж (например, педагогический, медицинский, за вредные условия труда), проверяющие обратят внимание на правильный подсчет и оформление именно этого стажа. Результаты проверки сведений о стаже и заработке персонала будут отражены в общем акте проверки ПФР.

Комментарий бухгалтера

Ирина ВОЛЧУГОВА, бухгалтер ООО «Ново-Строй» (г. Иркутск):

– Расчет в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным страховым взносам с 1 января 2010 года организации готовят по новой форме – РСВ-1 ПФР*. В этом расчете отражаются взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Поскольку расчет основывается на данных бухгалтерского учета, его готовит бухгалтерия. О том, как заполнять форму расчета, подскажет рекомендуемый порядок, который размещен на сайте Пенсионного фонда (www.pfrf.ru) в разделе «Работодателям». Представлять расчет в ПФР нужно ежеквартально, до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Первый раз мы сдавали такой отчет до 1 мая 2010 года (за I квартал 2010 г.). Следующий предстоит подготовить и представить в ПФР до 2 августа (1-е число – выходной). В эти же сроки кадровики должны сдать и отчетность по персонифицированному учету за первое полугодие 2010 года**. По новым правилам в этом году два отчетных периода для представления сведений персонифицированного учета: полугодие и календарный год. Сведения по итогам 2010 года нужно представить в ПФР до 1 февраля 2011 года.

* Утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н.

** Часть 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ.

Последствия проверки

Сразу после того как выездная проверка будет завершена, контролеры напишут справку о проведенной проверке. Затем им дается два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Его должны подписать как проверяющие, так и уполномоченный сотрудник организации, которую инспектировали. Если он откажется подписать акт, на документе сделают соответствующую отметку. В течение пяти дней после подписания акта его должны вручить под роспись уполномоченному сотруднику проверяемой организации.

Решение о привлечении к ответственности по результатам проверки ПФР вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его работодателю (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

Работодатель может и не согласиться с выводами проверяющих, которые зафиксированы в акте. Тогда он вправе написать возражения и в течение 15 дней со дня получения акта представить их в отделение Пенсионного фонда, которое проводило проверку. Лучше будет, если к возражениям приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность выводов и претензий плательщика страховых взносов (ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Когда истечет срок на обжалование акта, руководитель отделения ПФР в течение 10 дней вынесет решение по результатам проверки и установит, есть ли в действиях работодателя признаки правонарушений. Если они имеются, фонд может привлечь организацию к ответственности. В решении руководителя ПФР указывается размер выявленной недоимки и пеней, а также штраф, который организация должна будет уплатить в Пенсионный фонд (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

* Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

* Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (утверждены постановлением Правления ПФР от 30 января 2002 г. № 11п).

** Формы документов, которые составляются при проверке ПФР, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов».


Штатное расписание – это основной документ, в котором закреплена структура организации, её численный и штатный состав, с указанием оплаты по должностям и профессиям. Существует форма расписания, рекомендованная к применению. Рекомендованная – это значит не обязательная. Но нужно иметь ввиду, что некоторые надзорные органы, например ГИТ (инспекция по труду) или суд иногда требуют предоставления штатного расписания для проверки. Грамотно составленное ШР – залог выигрыша в суде спора о зарплате!

Зачем нужно штатное расписание


Для руководителя ШР выполняет ряд важных функций и максимально оптимизирует и упорядочивает работу компании:

  • из документа чётко видна вся структура компании;
  • можно контролировать численный и количественный состав работников;
  • можно отслеживать размеры окладов, надбавок и премий;
  • при появлении вакансий упрощается подбор персонала.

При проверках или судебных разбирательствах штатное расписание – доказательство правильности начисления зарплаты (если, конечно, суммы в ШР и в трудовом договоре одинаковые, или в трудовом договоре не указан размер зарплаты).

Кто может требовать штатное расписание

Госкомстат ещё в 2004 году утвердил форму Т-3 штатного расписания, чтобы упорядочить учёт труда и его оплату. При возможных проверках инспекторы фондов страхования имеют право запрашивать штатку у организаций на основании п.91 Методических указаний о порядке проверок (Постановление ФСС №81 от 07.04.2008).

Пенсионный фонд при проверках также запрашивает форму Т-3 для уточнения стажа работника и отчисления взносов (Постановление правления ПФР №11п от 30.01.2002).

Налоговая инспекция обязательно включает штатное расписание в список проверяемых документов, чтобы подтвердить правильность применения налоговых льгот.

Кто составляет штатное расписание

Работа со штатным расписанием (ШР) может быть возложена:

  • на отдел кадров;
  • на бухгалтерию;
  • на планово-экономический отдел.

Наём работников (основных или совместителей) происходит чётко в соответствии со штатным расписанием, поэтому чаще всего работа с этим документом поручается кадровику.

Разрабатывается и ведётся штатное расписание на основании приказа директора. Приказов в отношении штатного расписания несколько:

  • о разработке ШР;
  • об утверждении;
  • о внесении изменений.

Первичным всегда будет приказ о разработке ШР. В приказе должно быть указано:

  • кому и в какие сроки поручено разработать и согласовать ШР;
  • где будет храниться ШР;
  • кто несёт ответственность за его актуальность.

Составляем ШР


Штатное расписание (образец 2015 года) составляется на основании структуры компании по следующему алгоритму:

  • разбиваем всех работников по подразделениям;
  • в каждом подразделении определяем необходимые должности и профессии;
  • определяем, сколько человек определённой профессии должно быть в отделе (штатные единицы);
  • устанавливаем оклады, надбавки и премии для каждой должности;
  • вносим все данные в форму Т-3 (подробная инструкция заполнения формы будет представлена в следующей статье).

Штатное расписание (образец 2015) для ИП (скачать образец здесь) выглядит так же, как и штатное расписание (образец 2015) для ООО (скачать образец здесь). Единственное отличие может быть в форме утверждения: иногда в Уставах юридических лиц прописывается условие о том, что штатка утверждается советом директоров или протоколом собрания учредителей.

Утверждение штатного расписания


Разработанное ШР нужно утвердить приказом директора. Перед утверждением проверить, со всеми ли должностными лицами согласовано расписание. Согласование подтверждается подписями. Если ШР состоит из нескольких листов, нужно предусмотреть, чтобы подписи проставлялись на каждом листе. При этом листы нужно пронумеровать и прошить, скрепив печатью. Печать на самом расписании не ставится.

Действует расписание до того момента, пока не потребуется изменить в нём какие-то показатели. В этом случае делается приказ о внесении изменений в ШР.

Вносим изменения

Расписание нужно менять в следующих случаях:

  • меняется состав сотрудников;
  • ликвидируются подразделения или формируются новые;
  • исключаются должности или вводятся новые;
  • изменяются оклады, премии или надбавки;
  • сокращается численность.

Вместе с изменением ШР нужно корректировать и документы сотрудников:

  • трудовую книжку;
  • личную карточку;
  • трудовой договор.

Обратите внимание, если изменяется размер зарплаты (оклада или премии), об этом нужно известить работника за два месяца!


  • ТЕКСТ|
  • КОММЕНТАРИИ

Часто вопросы штатного расписания ставят в тупик даже самых опытных бухгалтеров. На первый взгляд все просто. Этот документ включает в себя перечень структурных подразделений, должностей, количество штатных единиц, оклады и месячный фонд заработной платы. Мы выяснили откуда же берутся эти вопросы и зачем вообще нужен этот документ.

Бывает, что в компании происходит реструктуризация, и работодатель вынужден сокращать численность штата. Из-за этого порой возникают конфликты, которые могут дойти до суда. И арбитры в первую очередь затребуют именно штатное расписание. В этой ситуации основное назначение документа будет заключаться в том, чтобы организация могла доказать, что у нее не было возможности предоставить сокращенному работнику иную должность, а следовательно, увольнение этого сотрудника было законным. Без штатного расписания доказать законность увольнения практически невозможно.

Если организация достаточно крупная, то штатное расписание необходимо ей и для того, чтобы у руководителя была возможность быть в курсе организационной структуры компании, знать количество штатных единиц и вакансий по каждой должности.

Без него никак?

Прямого требования о том, что в каждой организации должно быть штатное расписание, в Трудовом кодексе РФ нет. Но в Постановлении Роскомстата указано, что унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе форма штатного расписания, распространяются на организации всех форм собственности.

На данный момент мнения относительно обязанности работодателя по утверждению штатного расписания разнятся. Согласно одной точки зрения, наличие документа является обязательным, так как затрагивает трудовую функцию работника и оплату его труда. Согласно другой версии – работодатель самостоятельно решает вопрос о необходимости ведения штатного расписания. Можно порекомендовать не пренебрегать этим кадровым документом, поскольку, во-первых, проверяющие органы придерживаются именно первой точки зрения, а, во-вторых, штатное расписание действтиельно может понадобиться в любой момент.

Под пристальным взглядом

Несмотря на то, что наличие штатного расписания – дело добровольное, его отсутствие может стать причиной наложения штрафа инспектором труда. Наряду с другими кадровыми документами они запрашивают и эту бумагу.

Обратите внимание, как показывает статистика, наибольшее количество вопросов у инспекторов вызывает графа «оклад», если в ней указан диапазон зарплаты для сотрудников одной квалификации. Специалисты советуют регулировать заработную плату работников, которые трудятся в одном структурном подразделении на одинаковых должностях, но при этом с разным уровнем профессионализма и интенсивности, с помощью надбавок. Второй способ – назвать должности, используя критерии «ведущий», «старший», «младший».

Вызывает нарекания и то, что совместителей неправильно отражают в графе «Количество штатных единиц». Неполные штатные единицы нужно отразить в соответствующих долях, например, 0,25; 0,5; 0,75.

Мнение инспекторов

Очень часто налоговые органы при проведении выездных проверок тоже запрашивают штатное расписание, трудовые договоры и личные карточки. Несмотря на то, что эти бумаги не являются документами налогового учета, представлять их по требованию проверяющих – обязанность налогоплательщика, поскольку данные бумаги могут иметь существенное значение для компании и ее налогообложения.

Инспекторы могут не признать счета-фактуры, на которых отсутствует подпись главного бухгалтера. В таком случае, чтобы получить вычет по НДС, необходимо взять у поставщика заверенную копию штатного расписания или письмо о том, что в штате фирмы не предусмотрена должность главного бухгалтера.

Во время проверки налоговики также смотрят, есть ли в фирме, например, юрист, если при этом организация обратилась за помощью удаленного специалиста. Некоторые проверяющие считают, что учесть данные расходы при расчете налога на прибыль нельзя. Но арбитражная практика подтверждает, что если услуги были оказаны в рамках производственной или коммерческой деятельности, направлены на получение дохода и подтверждены документально, то такие расходы учесть можно. Не забывайте об этом.

Инспекторы достаточно часто требуют документы, касающиеся контрагентов, в том числе и штатное расписание. По поводу этого спорного вопроса существует различная арбитражная практика. С одной стороны, налоговый орган вправе затребовать только бумаги, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. С другой стороны, в случае необходимости у ФНС есть право получить информацию относительно конкретной сделки у участников самого контракта или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Налоговым кодексом не установлены критерии, согласно которым можно определить, какие именно документы могут относиться к деятельности проверяемой компании. Поэтому одни суды считают, что если штатное расписание контрагента не связано с деятельностью проверяемой организации, то представлять его не нужно. Другие арбитры полагают, что налоговый орган самостоятельно определяет перечень запрашиваемых документов для проверки обоснованности расходов и вычетов по НДС. У инспектора могут возникнуть сомнения в реальности тех или иных работ или услуг. Несмотря на то, что штатное расписание контрагента не имеет отношения к деятельности проверяемой организации, за отказ представить сведения возможно наложение штрафа. И тогда свою точку зрения придется отстаивать в суде.

А другие ведомства.

Нужно ли штатное расписание другим чиновникам? Несомненно. ФСС считает необходимым составление этого документа, так как он служит подтверждением правильности исчисления и уплаты страховых взносов.

Пенсионный фонд также обращает внимание на наличие штатного расписания, которое необходимо при осуществлении сбора сведений о трудовом стаже застрахованных работников.

В моей практике был случай, когда в суд вместе с другими документами мы также сдавали штатное расписание для того, чтобы доказать, что в нашей организации в проверяемый период не было трудовых ресурсов для выполнения определенной работы, поэтому мы обратились в компанию, которая занималась нужным нам на тот момент видом деятельности.

При лицензируемых видах деятельности, например, в медицинских организациях, контролирующие органы могут запросить штатное расписание, чтобы проверить наличие разрешения по должности, которая должна быть лицензирована.

Подведем итоги

Целесообразно составлять штатное расписание на один год, но оно может быть утверждено один раз и действовать на протяжении нескольких лет. Если должность предусматривает предоставление компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то наименования этих должностей должны соответствовать названиями, указанным в квалификационных справочниках. Должность принимаемого на работу сотрудника должна соответствовать с той, что указана в штатном расписании. Принимать новых работников можно лишь на свободные позиции в штатном расписании, где можно указать не только существующие штатные единицы, но и вакантные. Чтобы не было претензий от проверяющих, не устанавливайте в штатном расписании разную зарплату по одинаковым должностям. И последнее – отсутствие штатного расписания не влияет на условия заключенного работодателем и работником трудового договора.

Работа кадровой службы, как и любой другой, подлежит контролю, а значит, без сдачи отчетности не обойтись. Кадровые отчеты и их виды – тема нашей статьи.

Виды отчетности

Все кадровые отчеты можно разделить на две большие группы: внутренняя отчетность и отчетность внешняя.

Внутренние отчеты предназначены, как правило, для руководства фирмы, управленческого анализа и учета. Это оперативные сведения за период о принятых сотрудниках, уволенных, расчеты текучки кадров, о заболеваемости, о возрасте и квалификации; в целом, по подразделениям. В большинстве случаев для таких отчетов используются не унифицированные формы, а принятые в организации и закрепленные в ЛНА.

Внешние отчеты более разнообразны по составу и, как правило, унифицированы. Потребители информации – различные государственные органы, специфика работы которых диктует требуемые от организаций отчетные формы. Влияют на состав отчетности и особенности работы самой фирмы.

Отчеты в течение года

Основные потребители внешней кадровой отчетности – это Росстат, Пенсионный фонд, служба занятости, военкомат. Разберемся, какие формы необходимо им сдавать.

Росстат

Важная форма, содержащая сведения о численности и зарплате сотрудников — № П-4 (приказ Росстата № 404 15/07/19). Порядок предоставления у нее разный:

  1. Если средняя численность работников (всех, включая ГПД) свыше 15 человек за прошлый и предшествующий ему год, оборот более 800 млн руб. – каждый месяц.
  2. Организация, имеющая лицензию на добычу полезных ископаемых, – каждый месяц.
  3. Все новые организации, начавшие свою деятельность в этом или минувшем году, – каждый месяц.
  4. Если средняя численность работников (всех, включая ГПД) не более 15 человек за прошлый год, оборот не более 800 млн руб. – раз в квартал.

Если соблюдаются условия, указанные в предыдущем пункте и организация является потребкооперативом; объединением КФХ; СРО; благотворительной организацией; относится к другой организационно-правовой форме, указанной в прил. 15 к приказу Росстата № 404 от 15/07/19 г. (Указания по заполнению формы П-4), то вместо П-4 каждый квартал они сдают один раз в год форму № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников». За 2020 год используется форма, утвержденная приказом Росстата № 412 от 24/07/20. Помимо этого, если организация не входит в сферу малого бизнеса, средняя численность работников (всех, включая ГПД) свыше 15 человек за прошлый год, оборот более 800 млн руб., сдается форма № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» – раз в квартал.

Форма № 1-Т (условия труда) ежегодная. В ней отражаются сведения об условиях труда и компенсациях при работе с вредными, опасными факторами. Как и многие статистические формы, она содержит сведения не только о кадрах, но и о расходах: финансировании средств индивидуальной защиты, гарантиях, компенсациях. Представители малого бизнеса эту форму не сдают. Обязанность предоставления возникает, если речь идет об определенной деятельности, например, сельскохозяйственной, добыче ископаемых, в сфере информации и связи. Список видов деятельности помещен в шапку формы.

Годовая форма № 7 по травматизму, утвержденная пр. № 417 от 21/06/17, сдается всеми юрлицами, кроме микрофирм. Освобождение касается и некоторых видов деятельности, например, страхования, финансов, образовательной сферы. Полный список также содержит шапка документа.

Обратите внимание! Приказ № 404 от 15/07/19 внес значительные изменения в состав и структуру форм статистической отчетности. Введены новые отчетные формы, касающиеся отдельных сфер деятельности: науки, культуры, здравоохранения, образования, соцобслуживания.

Ежемесячно до 15 числа следующего месяца сдается форма СЗВ-М, содержащая сведения о застрахованных лицах. Включаются все сотрудники, в том числе и работающие по ГПД. СЗВ-СТАЖ предоставляется 1 раз в год. Она содержит информацию о стаже всех работников за прошедший год.

Относительно новый отчет — СЗВ-ТД. Его введение в этом году связано с введением электронных трудовых книжек (пост. Правления ПФ РФ № 730п от 25/12/19). По сути, ведение этого документа сведено к заполнению кадровиками указанной формы и передаче ее в ПФР.

Служба занятости

Согласно ФЗ № 181 от 24/11/95 (ст. 21) фирмы, имеющие списочный состав более 35 человек (кроме работающих во вредных условиях), обязаны соблюдать квоты на обеспечение работой инвалидов. Сдается ежемесячный отчет в службу занятости о наличии свободных мест. Форму отчета разрабатывают чиновники службы занятости.

Военкомат

В организациях обязаны вести воинский учет граждан. Если фирма небольшая, менее 500 человек, отдельный сотрудник для выполнения этих функций может не назначаться. Обязанности по ведению воинского учета могут быть поручены кадровой службе.

Каждый год в сентябре (дата законом не установлена) передаются в военкомат списки работников предпризывного возраста: 15, 16 лет, а до 1 ноября – всех работников-мужчин, подлежащих воинскому учету в следующем году.

До конца года сдаются форма № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе», форма №18 «Карточка учета организации», содержащая общие сведения об организации и количестве военнообязанных, форма № 19 «Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время». Во избежание недоразумений актуальные формы лучше попросить в военкомате.

Кроме того, необходимо отчитываться в течение двух недель после изменений или получения сведений о нарушении:

  • о приеме, увольнении военнообязанного;
  • об изменениях в семейном положении, ФИО, адресе, состоянии здоровья военнообязанного;
  • об уклоняющихся от воинского учета.

Такая обязанность установлена рядом нормативных актов: ФЗ-61 от 31/05/96 «Об обороне», Методическими рекомендациями Генштаба от 11/07/17, правительственным Постановлением № 719 от 27/11/06 («Положение о воинском учете»).

«Особые» отчеты

Некоторые кадровые отчеты сдаются нерегулярно, либо порядок их предоставления имеет особенности. ФЗ-1032-1 от 19/04/91 «О занятости» (ст. 7.1) дает полномочия региональным властям принимать программы трудоустройства молодежи, устанавливать соответствующие квоты, значит, может возникнуть необходимость отчитываться в администрацию.

Раз в несколько лет Росстат предлагает сдать некоторые отчеты (например, форма № 1-кадры, сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке, сдается раз в 3-4 года и др.). Субъекты малого предпринимательства сдают некоторые формы либо раз в 5 лет, либо по выборке Росстата. Орган статистики обычно уведомляет фирму о необходимости предоставления отчета (ФЗ-209 от 24/07/07 ст. 5).

В МВД отчитываются в течение 3-х дней, если на работу принят иностранец либо уволен. Форма договора — ГПХ или трудовой — не играет роли (приказ № 363 от 04/06/19).

Служба занятости должна быть уведомлена за 2 месяца, если фирма ликвидируется или предстоит сокращение штата. Если ИП прекращает работу, срок 2 недели. О введении режима неполного рабочего времени, приостановке производства также сообщают в службу занятости (ФЗ «О занятости», ст. 25) не позднее 3-х дней после введения режима.

В случае забастовки в организации Росстат потребует заполнить и сдать форму № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы». Форма месячная, действует с начала текущего года.

Административная ответственность

За не вовремя сданные отчеты или за их непредоставление кадровиков могут оштрафовать согласно ст. 13.19 КоАП. От 10 до 20 тыс. рублей – размер первичного штрафа на должностное лицо. Последующее аналогичное нарушение увеличивает его до 30-50 тыс. рублей. На организацию размеры штрафных санкций выше: соответственно, 20-70 тыс. рублей, далее — 100-150 тыс. рублей. Сдача отчетов, содержащих недостоверную информацию, ведет к таким же санкциям.

Читайте также: