Изменения в закон о пенсионном обеспечении в мае году


Последнее самое важное изменение в пенсионном законодательстве произошло в 2019 году, когда россияне стали выходить на пенсию позже. Но кое-какие изменения в этом происходят постоянно – не станет исключением и следующий год. В 2021-м пожилых россиян ждет 4 важных изменения. Обо всем подробнее в данной статье.

Индексация пенсии

В России ежегодно производится индексация страховой пенсии (пусть и за исключением нескольких кризисных лет). В 2021 году процент индексации будет почти в 1,5 раза выше инфляции (но меньше, чем в 2020-м) и составит 6,3%. Все подсчитано так, чтобы среднестатистический размер пенсии увеличился на 1 тысячу рублей и составил порядка 17 350 рублей.

Обратите внимание, что ежегодная индексация пенсии предусмотрена только для неработающих пенсионеров.

Для того чтобы уже сейчас узнать, какая будет пенсия, получателю достаточно умножить размер пенсии в 2020 году на 1,063. Например, если размер выплаты в 2020 году составляет 17 000 рублей, то с 2021 года человек будет получать 18 071 рубль. То есть пенсия увеличится на 1 071 рубль.

Если пенсионер получает социальную пенсию (такое бывает у тех, кому не хватило стажа или пенсионных баллов до страховой пенсии), то размер индексации пенсии составит 2,6%, а проиндексируют социальные пенсии только с 1 апреля 2021 года.

Работающие пенсионеры тоже получат дополнительную выплату. Она рассчитывается с учетом уплаченных за 2020 год работодателем страховых взносов и пенсионных баллов. Однако данная выплата не может превышать 296,58 рублей (размер трех пенсионных баллов). Такая доплата к пенсии будет производиться, начиная с августа 2021 года.

Для того чтобы пенсия работающего пожилого человека начала индексироваться в полном размере, ему необходимо уволиться с работы. После повышения пенсии он сможет снова трудоустроиться, а пенсия снижаться уже не будет.

Также в 2021 году предусмотрено увеличение размера пенсии для военных пенсионеров, бывших сотрудников МВД и прочих силовых органов. Надбавка к пенсии таким категориям граждан предусмотрена с октября 2021 года. Повышение будет учитывать рост цен в 2020 году – ориентировочно оклады военных (а с ними и пенсии) вырастут на 3,7%.

Кроме этого, со следующего года увеличивается размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – на те же 6,3%. В 2021 году он составит 6 044,48 рублей (в 2020 году – 5 686,25). В сущности, фиксированная выплата – это неотъемлемая часть пенсии, поэтому индексируется она вместе со стоимостью пенсионных баллов.

Электронные трудовые книжки

В 2021 году продолжат внедрять электронные трудовые книжки. Для работающих россиян весь трудовой стаж, начиная со следующего года, будет фиксироваться Пенсионным фондом автоматически.

Однако данное изменение не касается трудового стажа в период до 2020 года включительно. Поэтому основным документом, подтверждающим стаж для начисления пенсии, является трудовая книжка. Следовательно, всем работающим лучше будет тщательно следить за правильностью ее заполнения.

Если пенсионер или же будущий пенсионер хочет, чтобы его трудовой стаж был полностью переведен в электронный вид, то ему необходимо обратиться в местный отдел Пенсионного фонда с соответствующим заявлением.

Повышение возраста выхода на пенсию

Еще одно нововведение коснется предпенсионеров и относится оно к возрасту выхода на пенсию.

В соответствии с российским законодательством, с прошлого года в России подняли возраст выхода на пенсию, но в первые 5 лет был установлен переходный период. Таким образом, в 2021 году смогут выйти на пенсию женщины, рожденные в 1965 году и мужчины, рожденные в 1960 году, то есть в 56,5 и 61,5 год соответственно.

Накопительная пенсия и не только

Есть еще одно изменение, но оно еще пока находится в разработке и даже не дошло до рассмотрения в Государственной думе РФ. Речь идет о введении гарантированного пенсионного плана (ГПП). Новую накопительную систему планировалось применять с начала 2021 года и сделать ее добровольной. Но до сих пор Минфин даже не подготовил законопроект и новая накопительная система откладывается на неопределенный срок.

В будущем трудоспособные россияне могут самостоятельно или через работодателя отчислять в Пенсионный фонд определенный процент от заработной платы или фиксированную сумму, которая будет зачисляться в будущую пенсию.

Для того чтобы стать участником программы ГПП человек должен будет зарегистрироваться в реестре или через работодателя, или через ПФР. Перечисление накопительных средств будет производиться ежемесячно, но человек сможет приостановить начисления на период до 6 месяцев по заявлению. Причем планируется сделать неограниченное количество таких «заморозок».

Сумма, перечисленная в ГПП, не будет облагаться НДФЛ в пределах не более 6% от суммы доходов.

С другой стороны, в действующей системе накопительной пенсии увеличится ожидаемый период выплаты с 258 до 264 месяцев. Это означает, что сумма пенсионных накоплений будет делиться на большее число месяцев, поэтому для новых пенсионеров сумма такой пенсии будет меньше, чем была бы в прошлом году.

Кроме этого, члены нескольких фракций, в том числе «Справедливая Россия» и КПРФ, планируют в ближайшее время обратиться к Владимиру Путину с предложением возобновить индексацию пенсии для работающих пенсионеров. По их мнению, это необходимо сделать, чтобы поддержать пожилых россиян.

Они уточняют, что пенсия – это выплата за ранее наработанный стаж и произведенные отчисления в Пенсионный фонд. И если россиянин хочет продолжать работать, это совсем не означает, что он должен быть ущемлен в праве на индексацию пенсионных выплат.

Стоит отметить, что даже если правительство одобрит индексацию пенсии работающих пенсионеров, то ее не стоит ждать ранее 2022 года, так как бюджет на 2021 год уже сформирован и вносить поправки в него уже, скорее всего, не будут.

Эксперт сообщает о возможной отмене пенсионной реформы в будущем; изменения в мае, касающиеся работающих пенсионеров; соцзащита напоминает пенсионерам о двух положенных выплатах; обновленный график выплаты пенсий на почте и другие новости на 4 мая.

На весенней сессии депутаты Госдумы намерены рассмотреть законопроект, касающийся изменений в пенсионном законодательстве РФ. Закон касается назначения повышенных пенсий по потере кормильца для нетрудоспособных членов семей полицейских, сотрудников ФСИН, военнослужащих, Росгвардии и ряда других категорий, погибших при исполнении служебных обязанностей.

На данный момент повышенная пенсия по потере кормильца назначается только родственникам героев России и СССР, ветеранам и инвалидам, ряду других категорий граждан – всего 13 категорий помимо озвученных.

Готовящийся к обсуждению закон поможет расширить список получателей повышенной пенсии. Повышенные выплаты будут выплачиваться из федерального бюджета – выплаты будут государственного уровня и не зависит от региональных законодательств.

Кроме того, в связи с одним из последних дел, рассматривавшемся в Конституционном суде РФ, вынесено решение относительно пенсий по инвалидности для ряда категорий граждан. Правительству поручено в течение 6 месяцев подготовить изменения в пенсионное законодательство.

График выплаты пенсий в отделениях Почты России в мае

В связи с большим количеством выходных и праздничных дней Почта России анонсировала следующий график выдачи пенсий:

4 мая – за 4 и 5 мая,

6 мая – за 6 и 7 мая;

7 мая – за 8 и 9 мая;

8 мая – за 10 и 11 мая.

В остальные дни после 8 мая доставка пенсии будет проходить по обычному графику.

Изменения в мае, касающиеся работающих пенсионеров

В связи с продлением нерабочих дней в мае для работающих пенсионеров произошел ряд изменений. В связи с указом №294 от 28.04.2020 президентом продлен список нерабочих в мае дней.

Если работающий пенсионер трудится в организации, на которые не распространяется законопроект о дополнительных выходных днях, он обязан работать в эти дни. Однако, если организация, в которой трудится пенсионер, не подпадает под исключения, работающий пенсионер имеет право оставаться дома и получать сохраненную зарплату в полном обьеме.

Перевод на удаленную работу возможен только с письменного разрешения работника. Он имеет право взять на 14 дней при желании неоплачиваемый отпуск. Если пенсионеру необходимо в выходные и праздничные дни выходить на работу (в случае непосредственного вызова) следует помнить, что такие дни оплачиваются в двойном размере.

Если пенсионер желает уволиться, он имеет право сделать это сейчас в любое время. Однако работодатель имеет право уволить работающего пенсионера только при условии дисциплинарного преступления со стороны работника.

Выплаты от соцзащиты пенсионерам

Пенсионеры имеют право на получение двух выплат от социальной защиты населения. Об этом сообщает сотрудница ПФР Анастасия Киреева.

Помимо предоставляемых дополнительных услуг и средств, гражданам пенсионного возраста полагаются и такие выплаты, как за детей, т.е. многодетным, а также за брачный союз. На данные цели уже выделены средства,-Киреева.

По словам сотрудницы ПФР, размер выплат зависит от региона, но в среднем колеблется на уровне 30-50 тысяч единовременно за долгий супружеский брак более 50 лет. Однако в ряде регионов на прошлой неделе было принято о снижении данной выплаты всего до 10 тысяч рублей.

Вторая выплата – пенсионерам, воспитавшим и вырастившим 5 и более детей. В ряде регионов деньги выделяются уже за трех и более детей.

В России заговорили об отмене пенсионной реформы

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин сообщает о возможной отмене пенсионной реформы в скором будущем.

Гипотетически снижение пенсионного возраста и отмена пенсионной реформы – это один из шагов, на которые власть может пойти с целью нивелирования рисков и выстраивания комфортной для себя повестки.

Тема пенсионной реформы, действительно, может быть использована властью, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. По сути, из тяжелой артиллерии у Кремля есть только два инструмента социально-экономической повестки – пенсионная реформа и распечатка кубышки по полной, вот и все, - Павел Салин в интервью изданию «Свободная пресса».

По словам эксперта, причиной отмене может послужить экономический кризис и о возможной отмене реформы Кремль может задуматься уже осенью этого года.

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 11 мая 2016 года

Одобрен Советом Федерации 18 мая 2016 года

Внести в статью 29 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466; 2001, N 32, ст. 3317; 2005, N 19, ст. 1749; 2013, N 30, ст. 4042; 2014, N 30, ст. 4217) следующие изменения:

1) в части второй слова "не менее одного года" заменить словами "не менее пяти лет";

2) в части третьей слова "при исполнении полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы" заменить словами "при исполнении полномочий члена Совета Федерации и (или) депутата Государственной Думы от пяти до десяти лет - 55 процентов, десять лет и более - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы".

Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 19, ст. 1835; N 35, ст. 3607; 2006, N 48, ст. 4946; N 52, ст. 5505; 2007, N 16, ст. 1823; 2008, N 30, ст. 3612; 2009, N 29, ст. 3624; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417; 2010, N 26, ст. 3247; N 31, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 16; N 14, ст. 1806; N 19, ст. 2711; N 27, ст. 3880; 2013, N 14, ст. 1659, 1665; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4217; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

1) абзац третий статьи 2 после слов "государственной службы и иной деятельности" дополнить словами "на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы";

в абзаце первом слова "не менее 15 лет и" заменить словами ", продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону, и при";

абзац второй после слов "на страховую пенсию по старости (инвалидности)" дополнить словами "в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях";

б) пункт 4 дополнить предложением следующего содержания: "При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.";

3) в пункте 1 статьи 14 слова "не менее 15 лет" заменить словами "не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону,", слова "сверх 15 лет" заменить словами "сверх указанного стажа";

4) в пункте 1 статьи 21 слова "на страховую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О страховых пенсиях" заменить словами "на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона "О страховых пенсиях";

В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063; 2013, N 19, ст. 2326) слова "выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы" заменить словами "муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и должностей муниципальной службы".

Часть 1 статьи 25 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2010, N 49, ст. 6413; 2012, N 53, ст. 7652) изложить в следующей редакции:

"1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.".

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5) следующие изменения:

1) статью 8 дополнить частью 1 1 следующего содержания:

"1 1 . Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.";

а) пункт 1 части 15 дополнить словами ", в том числе позднее возраста, предусмотренного частью 1 1 статьи 8 настоящего Федерального закона";

б) в части 24 слова "предусмотренного частью 1 статьи 8" заменить словами "предусмотренного частью 1 или 1 1 статьи 8";

а) в части 6 слова ", предусмотренного частью 1 статьи 8" заменить словами "в соответствии с частью 1 или 1 1 статьи 8";

б) в пункте 2 части 10 слова "предусмотренного частью 1 статьи 8" заменить словами "предусмотренного частью 1 или 1 1 статьи 8";

а) пункт 4 части 1 после слов "числа месяца," дополнить словами "следующего за месяцем,";

б) в пункте 1 части 2 слова ", предусмотренного частью 1 статьи 8" заменить словами "в соответствии с частью 1 или 1 1 статьи 8";


Внести в статью 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989) следующие изменения:

1) в части 2 слова "установленного статьей 8" заменить словами "установленного частью 1 статьи 8";

2) дополнить частью 3 следующего содержания:

"3. Застрахованным лицам, указанным в части 1 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", накопительная пенсия определяется исходя из установленного в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который уменьшается на количество полных месяцев, имевших место в период со дня достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", до дня достижения возраста, установленного в соответствии с частью 1 1 статьи 8 указанного Федерального закона. При этом в случае назначения накопительной пенсии позднее возраста, установленного в соответствии с частью 1 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", ожидаемый период выплаты накопительной пенсии определяется с применением части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять менее 168 месяцев.".

1. За членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, прекратившими исполнение своих полномочий до 1 января 2017 года, лицами, указанными в статье 44 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеющими на 1 января 2017 года продолжительность исполнения полномочий члена (депутата) Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее одного года и продолжающими исполнять указанные полномочия на 1 января 2017 года, сохраняется право на установление ежемесячной доплаты к пенсии и определение ее размера в соответствии с частями второй и третьей статьи 29 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

2. За лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и уволенными (освобожденными от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года, лицами, замещающими на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющими на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, а также лицами, замещающими на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в статьи 7, 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

3. За лицами, проходившими государственную службу субъектов Российской Федерации, государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления в связи с прохождением указанной службы, и уволенными со службы до 1 января 2017 года, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы и имеющими на 1 января 2017 года стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии, иных выплат) не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 года должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

4. Срочные служебные контракты, которые заключены на 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 6 1 части 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с государственными гражданскими служащими, не достигшими возраста 65 лет, считаются заключенными на неопределенный срок.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.

3 октября 2018 года был подписан Федеральный закон N 350-ФЗ, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий. Закон направлен на обеспечение устойчивого роста страховых пенсий и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

В этой связи ПФР сообщает, в частности, следующее.

Законом закреплен общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас - 60 и 55 лет соответственно).

Все, кому уже назначена страховая пенсия по старости, будут ее получать.

Все назначенные пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными правами и льготами будут выплачиваться.

Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Однако для этих граждан предусмотрен выход на пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.

В 2028 году в возрасте 65 лет выйдут на пенсию мужчины 1963 г.р и женщины 1968 г.р в возрасте 60 лет.

Не предусматривается повышение пенсионного возраста для следующих категорий граждан:

для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда;

для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья;

для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не меняется для граждан, работающих на Крайнем Севере и в приравненных районах. Общеустановленный пенсионный возраст будет поэтапно повышен на 5 лет для мужчин и женщин (до 60 и 55 лет соответственно).

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию (составляет от 15 до 30 лет), не меняется для педагогических, медицинских и творческих работников. При этом будет постепенно переноситься срок обращения за пенсией.

Предусматривается новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Многодетные матери с тремя и четырьмя детьми получат право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей - на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше с учетом переходного периода.

Помимо этого, для граждан предпенсионного возраста с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей - период такой выплаты устанавливается в один год.

В переходный период по повышению пенсионного возраст сохраняются все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет.

Для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве вводится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии.

С 1 января 2020 года увеличится шаг повышения пенсионного возраста государственным служащим - по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста. Помимо этого, за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Также приводится перечень категорий лиц, которых не затронет повышение возраста выхода на пенсию.

Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Читайте также: