Право пенсионеров на социальное обслуживание


25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года"). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Краткое содержание:

  • Что входит в социальную помощь
  • Какие услуги полагаются пенсионерам
  • Кто заботится о пенсионерах
  • Порядок предоставления
  • Кому услуги предоставляются
  • Кому откажут
  • Особые случаи
  • Правила оформления социального контракта
  • Условия
  • Нужно ли платить за услуги
  • Перечень документов
  • Обсуждение


Одна из важнейших функций государственной системы — это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения — территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

-стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;

-срочные меры поддержки разового характера;

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

-бытовые (при необходимости);

-по взаимодействию с госорганами;

-по медицинскому обслуживанию;

-по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

-создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);

-наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.

На местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей. Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое.

Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

-поддержка в бытовых вопросах:

-закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);

-уборка жилого помещения;

-проведение косметического ремонта;

-топка печи (если нет центрального отопления);

-подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;

-оплата коммунальных услуг и иных счетов;

-сопровождение к местам отдыха;

Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.
Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

-сопровождение подопечного в медучреждение;

-проведение гигиенических и иных процедур;

-поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:
- соцзащите;
- многофункциональном центре.

Порядок предоставления

Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

-время действия (от трех месяцев до года);

-перечень услуг и их объем;

-права и обязанности сторон;

-основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Ответ на заявку придет:

-в общем случае через 10 дней;

-в некоторых ситуациях — через месяц.

Кому услуги предоставляются

Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов. Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

-женщины, отметившие 55-летний юбилей;

-мужчины после 60-летия;

-инвалиды любого возраста.

Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

-психические больные, склонные к агрессивному поведению;

-люди, страдающие: заразными заболеваниями, в том числе венерическими; туберкулезом открытой формы; имеющие зависимость: алкогольную и наркотическую.

В случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

-если человек одинок, то требуется:

-его письменное согласие;

-либо решение суда;

-если имеет родственников, то с последних берется согласие.

В стационар помещают лиц, не способных самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой.

Правила оформления социального контракта

В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг.

Алгоритм выработки условий документа таков:

1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.

2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):

-территориальный или районный комплексный центр.

3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:

-затребовать дополнительную информацию у гражданина;

-провести обследование условий проживания;

-принять решение о заключении контракта или отказе.

4. Комиссия обязана:

-разработать программу решения заявленной проблемы;

-определить объем необходимой помощи;

-подготовить проект договора.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

-предприятием, предоставляющим подобные услуги;

-получателем: непосредственно пожилым человеком или его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями.

Как правило, в него включают:

-участников Великой Отечественной войны;

-лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов

Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

-паспорт и его копию;

-справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);

-справку о доходах (кроме пенсии);

-документ, подтверждающий льготы:

-удостоверение участника или инвалида ВОВ;

-справку об инвалидности;

-сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

-доход от аренды собственности;

-авторские гонорары и другое.

Государство стремится поддерживать социально незащищенные слои населения. В эту категорию входят и пенсионеры. Выходя на заслуженный отдых в связи с достигнутым возрастом, человек сможет получить целый набор социальных услуг, которые установлены на федеральном и региональном уровнях. Подробности далее.

Какие льготы положены пенсионерам по старости

Пенсионеры имеют право на материальную помощь, а также трудовые, социальные, налоговые и медицинские льготы. Вопросы предоставления преференций регламентируют различные нормативно-правовые акты, в частности:

  • ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400 — регламентирует правила предоставления пенсии по старости, определяет необходимый трудовой стаж, фиксирует размер, сроки назначения выплат, особенности проведения перерасчета.
  • Трудовой кодекс РФ — фиксирует перечень льгот, которые положены работающим пенсионерам в трудовой сфере.
  • Налоговый кодекс — определяет перечень налоговых льгот, положенных пенсионеру.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, какие льготы имеют пенсионеры . Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+ .

Льготы по оплате ЖКХ

Льготы на коммунальные услуги предоставляются на федеральном и региональном уровнях. Выбирая получателей преференции, государство оценивает их уровень дохода. Если затраты на коммунальные платежи превышают определенную долю от совокупного дохода семьи, может быть предоставлена субсидия (ст. 159 ЖК РФ ). Ее размер определяется исходя из расходов на оплату помещения и действующих коммунальных стандартов. Они, в свою очередь, зависят от местности, в которой проживает пенсионер. Одно из самых низких значений установлено в Москве. Субсидию можно получить, если семья тратит на услуги ЖКХ больше 10% от совокупного дохода.

Для назначения субсидии не должно быть долгов по квартплате. Если они есть, субсидию не выплатят. Обратите внимание, что субсидию нельзя отобрать, если задолженность возникла по уважительной причине. Существуют случаи, когда пенсионерам не только возвращали субсидию, но и предоставляли компенсацию за моральный ущерб (через суд).

Льготы по капремонту

Вопрос предоставления льгот по капремонту регламентирует ста. 169 ЖК РФ . В нормативно-правовом акте говорится, что предоставление преференций находится в ведении местных властей. Они имеют право предоставить льготы пенсионерам от 70 лет. Лица, вошедшие в эту категорию, имеют право платить только половину от суммы взносов на капитальный ремонт. Если человек старше 80 лет, его могут полностью освободить от платежей.

Льготы по приобретению жилья

При покупке квартиры пенсионер может рассчитывать на налоговый вычет. Получение денежных средств зависит от статуса гражданина. Если пенсионер работает, то работодатель перечисляет за него подоходный налог в размере 13%. Можно получить вычет и вернуть до 260 000 руб. Возможность есть лишь в том случае, если человек официально трудоустроен, так как возвращается уплаченный налог. А с черной зарплаты налог не платят, поэтому и возвращать нечего.

Льготы по налогообложению

Пенсионеры считаются социально незащищенной категорией граждан. Поэтому государство стремится поддержать их и предоставляет целый перечень льгот:

  • Право не платить налог на имущество. Соответствующую возможность закрепляет ст. 407 НК РФ . Пенсионер может не платить налог на дом, квартиру, комнату, недвижимый комплекс, гараж, машиноместо, помещение, используемое для мастерской, галереи или библиотеки.
    Льготы предоставляют только на один объект каждого вида. Льготу оформляется один раз, а в последующем предоставляется автоматически. Следует известить налоговую о том, на какой объект человек хочет получить льготу. Обычно отдают предпочтение самому дорогому недвижимому имуществу. Для этого нужно направить уведомление через МФЦ.
    С 1 января 2019 года в РФ повысился пенсионный возраст. Однако для получения преференций остались прежние требования. Воспользоваться льготой могут женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет.
  • Освобождение от уплаты налогов с доходов. Вопрос регламентирует ст. 217 НК РФ . Например, отчисления в бюджет не производят с пенсии и социальных доплат к ним, а также с подарков, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей.
  • Уменьшение налога на земельный участок, находящийся в собственности. Согласно ст. 391 НК РФ с 6 соток земли налог не взимается. Если площадь участка меньше, денежные средства в бюджет перечислять не нужно. Когда участок больше, из его стоимости вычтут цену за 6 соток и с получившейся суммы рассчитают налог. Однако правила могут меняться в зависимости от местного законодательства. Муниципалитет имеет право установить свой размер вычета.

Льготный проезд в общественном транспорте

Пенсионеры имеют право получать льготы на проезд. Преференции устанавливаются региональными, федеральными и местными законами. Льгот много. Среди них:

  • Преференции на авиабилеты. Государство предоставляет субсидии, направленные на компенсацию недополученной прибыли. Компании, в свою очередь, готовы предоставить авиабилеты, в том числе и для пенсионеров. Субсидии выделяются не всем организациям. Ежегодно перечень меняется. Обычно субсидии получает Аэрофлот, Уральские авиалинии, S7. Льгота доступна жителям Дальнего Востока, Крыма и Калининграда. Причем преференция распространяется только на определенные маршруты. Так, получить скидку на полет в Таиланд не получится. А вот посетить Москву вполне возможно. Списки субсидируемых маршрутов обозначены на сайтах авиакомпаний. Здесь же можно купить билет. Дополнительно возможно приобретение в кассе. Однако потребуется предоставить не только паспорт, но и подтверждение права на льготу. Билеты только в эконом-класс. Сами компании также часто делают скидки пенсионерам.
  • Преференции на проезд железнодорожным транспортом. Пенсионер имеет право бесплатно ездить дважды в год по личным надобностям и один раз в год к месту лечения и обратно. Обычного статуса пенсионера недостаточно. Необходимо иметь звание Героя РФ или СССР либо быть полным кавалером ордена Славы. Герои социалистического труда или лица, награжденные орденом Трудовой Славы или за службу Родине в вооруженных силах СССР, могут ездить на поездах бесплатно один раз в год. В честь Дня Победы аналогичную преференцию предоставляют ветеранам ВОВ. Отдельные льготы на проезд на электричках устанавливаются муниципальными властями. Так, жители Москвы и Подмосковья могут перемещаться на пригородных поездах бесплатно. Летом аналогичная преференция доступна пенсионерам Санкт-Петербурга. Так городские власти облегчают жизнь дачникам.
  • Преференции на проезд на городском транспорте. Льготы предоставляют и местные власти. Существует несколько вариантов. Так, пенсионеры Московской области могут бесплатно пользоваться городским и пригородным общественным транспортом. Альтернативой выступает предоставление денежных компенсаций. Они доступны ветеранам труда. Такая льгота присутствует в Нижнем Новгороде. Власти города предоставляют 300 рублей за каждый проездной билет и общую стоимость 4 поездок в месяц в автомобильном транспорте. Одним из вариантов выступает предоставление талонов на поездки или льготных проездных билетов. Такая мера реализована, например, в Волгограде.

Медицинская помощь

Перечень льгот зависит от конкретного субъекта. Так, пенсионеры имеют право на ежегодную бесплатную диспансеризацию. Нужно обратиться в клинику, к которой гражданин прикреплен.

На уровне регионов часто закреплены льготы на протезирование зубов. Услугу могут предоставить бесплатно или с большой скидкой. При этом компенсируют только стоимость зубных протезов, изготовленных государственными медицинскими учреждениями. Непосредственно сам процесс установки зубов пенсионер оплачивает самостоятельно. Потребуется предоставить чек.

Бесплатные и льготные лекарства

Льготу устанавливают на региональном и федеральном уровнях. Однако она положена не всем пенсионерам. На федеральном уровне преференция доступна инвалидам, ветеранам боевых действий, жителям блокадного Ленинграда, героям РФ и СССР. В каждом субъекте перечень льготников свой. Обычно в эту категорию включаются пенсионеры без детей; лица пенсионного возраста, имеющие на содержании несовершеннолетних иждивенцев; граждане, пострадавшие от репрессий и в последующем реабилитированные.

В Москве лица, получившие право на преференцию, могут получить скидку в размере 50% на приобретаемые медикаменты. Некоторые виды лекарств предоставляют бесплатно. Для этого необходимо обратиться в поликлинику.

Льготы для прохождения санаторно-курортного лечения

В приказе Минздрава РФ от 07.06.2018 № 321н отражен полный перечень заболеваний, выступающих основанием для прохождения санаторно-курортного лечения. Это заболевания крови, эндокринной, нервной систем. Если у пенсионера есть болезнь из списка, можно оформить путевку на санаторно-курортное лечение. Она будет предоставлена бесплатно. Дополнительно государство готово оплатить проезд в пригородном, железнодорожном и междугороднем транспорте.

Продолжение лечения напрямую зависит от разновидности заболевания. В среднем срок нахождения в санатории составляет 18 дней. Если пенсионер страдает от последствий травм спинного и головного мозга, период может быть продлен до 24-42 дней.

Все вышеуказанные услуги можно заменить денежными выплатами. Для этого нужно до 1 октября текущего года обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда с заявлением. Процедура работает и в обратную сторону. Если человек решит, что ему необходима льгота в натуральном выражении, он может обратиться в ПФР повторно.

Социальная помощь

Вопрос предоставления социальных льгот регламентирует ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178 . В эту категорию включают следующие виды помощи:

  • доплата к пенсии для доведения выплаты до размера прожиточного минимума;
  • предоставление бесплатных лекарств;
  • возможность прохождения бесплатного лечения в санатории;
  • бесплатный проезд к месту лечения.

Льготы доступны одиноким малоимущим пенсионерам, если их доход ниже величины прожиточного минимума по региону. При расчете во внимание принимают все доходы пенсионера. Обычно преференцию предоставляют только неработающим гражданам. Если человек прекратил трудовую деятельность, но затем решил выйти на работу, он обязан уведомить об этом Пенсионный фонд и Управление соцзащиты. Иначе излишне предоставленную сумму удержат из пенсии. Представить уведомление можно во время личного визита в вышеуказанные инстанции, отправив сведения по почте или через личный кабинет на сайте ПФР.

Дополнительно пенсионеру могут быть предоставлены денежные выплаты и натуральная помощь в виде продуктов питания, обуви, медикаментов, топлива и одежды. Обратиться с просьбой о предоставлении помощи можно, направив заявление в орган соцзащиты или территориальное подразделение ПФР.

Юридическая помощь

Бесплатная помощь предоставляется с учетом положений ФЗ «О бесплатной юридической помощи» от 21.11.2011 № 324 . В ст. 20 этого закона отражено, что граждане пожилого возраста, проживающие в учреждениях соцобслуживания, могут рассчитывать на получение бесплатной юридической помощи. Также право на бесплатную помощь имеют инвалиды первой и второй групп, ветераны ВОВ.

Льготы работающим пенсионерам

Если гражданин продолжает трудовую деятельность, большинство льгот ему недоступны. Так, часто этой категории граждан не начисляют социальную доплату до прожиточного минимума. Однако право на часть преференций всё же сохраняется. В частности, можно получить вычет при покупке недвижимости, воспользоваться скидкой при проезде в городском общественном транспорте, если она предусмотрена, получить льготы по оплате ЖКХ.

Дополнительный отпуск

Согласно ст. 128 ТК РФ работающие пенсионеры могут получить дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Его продолжительность варьируется от 14 до 60 календарных дней и зависит от категории, в которую попадает гражданин.

В соответствии с положениями ст. 185.1 ТК РФ работающие пенсионеры могут получить два дополнительных дня отдыха для диспансеризации. Этот период оплачивается. Аналогичное право присутствует у предпенсионеров.

Кроме того, эта категория лиц имеет право уволиться по собственному желанию и не отрабатывать две недели (ст. 80 ТК РФ ). Однако подобная мера добровольная. Если человек не хочет пользоваться преференцией, он не обязан прибегать к ней.

Малоимущие пенсионеры

В категорию малоимущих пенсионеров включают лиц, чей доход меньше размера регионального прожиточного минимума. Основная помощь от государства — предоставление доплаты. Размер пенсии гражданина доведут до действующего в регионе прожиточного минимума. Дополнительно может быть предоставлена помощь в натуральной форме. Пенсионер получит продовольственные товары, лекарства, одежду и обувь. Также действуют субсидии на оплату ЖКХ, компенсации расходов на телефон, налоговые и медицинские льготы.

Куда обращаться для оформления

Предоставлением льгот пенсионерам занимаются органы соцзащиты населения и Пенсионный фонд. Всё зависит от их разновидности и преференций. Для получения налогового вычета может потребоваться посещение ФНС.

Льготы на карантине

Льготы на карантине установлены на региональном уровне. Пенсионеры смогли получить денежную поддержку. В частности, единоразовые выплаты начислили жителям Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Тюменской области. Размер денежной помощи составил от 2000 до 4000 рублей.

Таким образом, государство стремится поддерживать пенсионеров. Льготы доступны в социальной, налоговой и трудовой сферах. Если человек продолжает работать, преференций меньше. В частности, не всегда предоставляют доплату для доведения пенсии до прожиточного минимума и не проводят индексацию пенсии.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Льготы пенсионерам» .

Читайте также: