Какие законы приняли сегодня в верховной раде по пенсии



Парламент и правительство Украины не собираются отдавать долги пожилым людям из ДНР и ЛНР

Верховная рада даже в первом чтении не смогла принять законопроект № 2083-д, который упрощает получение жителями ДНР и ЛНР украинских пенсий и воз вр ат долгов. Документ рассматривали в среду, 5 февраля. «За» проголосовали 184 нардепов из 226 необходимых. После этого законопроект отправили в комитет ВР на доработку и поиска источников финансирования. По существу - засунули в «дальний ящик» выплату долгов пожилым людям.

ЦЕНА ВОПРОСА - 115 МИЛЛИАРДОВ ГРИВЕН

«Комсомолка» уже рассказывала о перипетиях с этим документом. Против инициативы части депутатов выступило правительство Украины . В кулуарах открыто говорили, что у казны нет 115 миллиардов гривен (почти 294 миллиарда рублей) для ежегодного финансирования проекта.

Эти же цифры подтвердил и на заседании Рады замминистра финансов Юрий Джигирь.

- Это нетривиальные (незаурядные. - Авт.) дополнительные обязательства, которые ложатся на государственный бюджет, - сказал Джигирь.

Он попросил нардепов снять с рассмотрения закон и отправить его на доработку. С целью поиска «компенсаторов» – источников финансирования.

Но глава комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова настояла на голосовании и принятии законопроекта в первом чтении.

- Мне кажется, что сумма, которую рассчитал Пенсионный фонд, завышена в два раза. Мы не знаем, какое количество пенсионеров находится на территории ДНР и ЛНР. Позиция комитета – решить вопрос финансирования между первым и вторым чтениями, и принять законопроект за основу, - заявила Третьякова .

В сессионном зале сразу зашумели. Не по поводу цифр. Оказывается, депутат от «Слуги народа» упомянула республики Донбасса без поправки «так называемые». Галина Третьякова была вынуждена извиняться.


Галина Третьякова вынуждена была извиняться перед депутатами за то, что по их мнению неправильно назвала ДНР и ЛНР. Фото: facebook.com/Tretyakova-Galina

«САБОТАЖ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА!»

Галина Третьякова намерена бороться дальше. Она уже пообщалась с министром социальной политики по поводу проверки расчетов. Ведь согласно подсчетам ООН и правозащитных организаций эта сумма составляет 64 миллиарда гривен (161 миллиард рублей).

В дискуссию включился и бывший донецкий шоумен, а ныне советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) по реинтеграции Донбасса Сергей Сивохо.

- Верх цинизма. Саботаж политики президента. Политика президента Зеленского – это политика примирения. Как можно добиться мира, если 314 депутатов решили просто наплевать на пенсионеров Донбасса ? Людей, которые всю свою трудовую жизнь платили налоги в казну государства Украина. Опомнитесь, «слуги», – распинался Сивохо.

Сивохе есть, отчего переживать. Вся его пиар-кампания по интеграции Донбасса летит вверх тормашками. Кто поверит человеку, который свои слова не может подтвердить делами и финансами. Если так пойдет и дальше, то Сивоха может остаться без нынешней должности. Сократят за ненадобностью.

Известно, что категорически против законопроекта выступила значительная часть представителей партии «Слуги народа» Владимира Зеленского, депутаты из «Голоса» Святослава Вакарчука и «Европейской солидарности» Петра Порошенко .

А спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков во время обсуждения и голосования за документ «умыл руки». Он вышел из сессионного зала и вернулся, когда депутаты уже стали голосовать за отправку законопроекта на доработку.


Сергею Сивохе есть, отчего переживать – вся его пиар-кампания по интеграции Донбасса летит вверх тормашками. Фото: facebook.com/sivokho

ЗЕЛЕНСКИЙ ТЕРЯЕТ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС НА САММИТ «НОРМАНДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ»

- «Слуги народа» в очередной раз продемонстрировали, что у них нет единства в поддержке курса президента Зеленского, - отмечает донецкий политолог Дмитрий Кузьменко. – Элита Украины сейчас расколота в отношении путей решения конфликта в Донбассе. Мощные силы выступают за то, чтобы вообще ничего не платить жителям ДНР и ЛНР. Ни пенсий, ни пособий. Мол, пусть этим занимается Россия , которую в незалежной объявили «оккупантом».

Кузьменко считает, что для Зеленского история с провалом закона о пенсиях жителей Донбасса – очередной большой минус перед будущей встречей лидеров стран «нормандской четверки» в Берлине .

- Президент Украины не смог остановить обстрелы на линии фронта. Они даже усилились. Не вносятся изменения в Конституцию по особому статусу Донбасса. Нет амнистии. Теперь Зеленский оказался не в состоянии даже сделать первый шаг в решении накопившихся социальных проблем. Он, конечно, может сказать Меркель , Макрону и Путину : «Я очень хотел, но депутаты и военные меня не послушались». Подобный фокус проделывал раньше Порошенко. Чем это закончилось, общеизвестно, - говорит политолог.

Он считает, что накануне встречи в Берлине президент Украины все же протолкнет законопроект о пенсиях в первом чтении. Но уже без расходной части на погашение долгов. Вопрос о них просто «отложат на потом».

- Ведь иначе пропадет всякий смысл проведения саммита «нормандской четверки».

ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ДОКУМЕНТ

Напомним, в случае принятия документа жители ДНР и ЛНР смогут получить свою пенсию без справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Отменят обязанность предоставлять бумажные документы, свидетельствующие о праве получать пенсию. Механизм идентификации пенсионеров сохраняется, но проходить ее нужно будет раз в полгода, а не в два месяца, как сейчас.

В документе прописаны нормы, которые позволяют докупить страховой стаж без применения штрафных санкций. Обещают вернуть невыплаченные пенсии в полном объеме. Причем за весь период конфликта. Пенсию и долги будут выплачивать только на подконтрольных Киеву территориях. Но при этом подать заявление о перерасчете пенсии, возврате долга и даже получить выплату смогут представители пенсионеров при наличии доверенности, заверенной украинским нотариусом.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.


В Украине собираются внедрить, помимо солидарной, еще и накопительную пенсионную систему

Соответствующий законопроект уже одобрил Кабмин. Далее – слово за Радой

Финансировать такие пенсии предлагают за счет дополнительных налогов для работодателей. Помимо 20% ЕСВ их обяжут платить от 15% до 3% ежемесячно


В Украине введут накопительную пенсионную систему для лиц моложе 35 лет, работающих в особо тяжелых и опасных условиях. Это станет дополнением к их солидарной пенсии.

Соответствующий законопроект одобрил на своем заседании Кабинет министров в среду, 18 ноября (чтобы посмотреть проект закона и сравнительную таблицу, доскролльте до конца страницы).

"Правительство будет предлагать Верховной Раде внедрение профессиональной накопительной системы. Сегодня на заседании одобрили соответствующий проект закона. Профессиональную накопительную систему предлагается ввести для лиц моложе 35 лет, работающих в особо тяжелых и опасных условиях. Так люди получат собственные пенсионные счета, которыми они смогут воспользоваться, когда выйдут на пенсию. Речь идет о тысячах гривен, которые человек сможет получить в качестве доплаты к своей пенсии", – написал в своем телеграмм-канале глава правительства Денис Шмыгаль.

По его словам, объем средств для такой накопительной системы составит 2-3 млрд грн в год.

"Расчеты проведенные до 2050 года показывают, что от введения такой системы выигрывают и работники, и работодатели, и вообще экономика страны. Поэтому готовы к дискуссиям и надеемся на поддержку этого законопроекту в зале парламента", – сказано в сообщении.


Источником финансирования станут страховые взносы работодателей, которые будут уплачиваться за счет повышения ставки ЕСВ на общеобязательное пенсионное страхование на замену механизма возмещения расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

Так, по программе №1 работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%, в программе №2 – 7%, в программе №3 – от 3% по согласованию с работниками.

Что предполагается этим законопроектом:

– до полного перехода на выплаты по накопительной системе, источником финансирования пенсий будут страховые взносы, которые будут уплачиваться работодателями за счет повышенной ставки ЕСВ вместо механизма возмещения;

– "пенсионные средства ходят за участником": участники самостоятельно смогут выбирать негосударственный пенсионный фонд, в который будут направляться страховые взносы через Пенсионный фонд;

– вводятся три профессиональные программы:

программа №1 – дает право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет, из него на работе на вредных профессиях (так называемый список №1) от 10 лет у мужчин и наличия страхового стажа от 20 лет, из него на работе на вредных профессиях от 7,5 лет у женщин.

программа №2 – дает право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет, из него на работе по списку №2 от 12,5 лет у мужчин и наличия страхового стажа от 25 лет, из него на работе по спискам №1 и №2 от 10 лет у женщин.

программа №3 – дает возможность добровольно вступить в накопительную профессиональную пенсионную систему на условиях, определенных в коллективных договорах и на получение пенсионных выплат по достижении 55 лет.

– для лиц до 35 лет, до даты введения уплаты страховых взносов до накопительной пенсии получили не менее трети необходимого стажа на работах, дающих право на льготную пенсию, предусматривается право на перечисление средств в солидарную систему;

– негосударственные пенсионные фонды будут проходить авторизацию

Со списками профессий можно ознакомиться в постановлении Кабмина от 24.06.2016 №461 по ссылке.

Как будет работать накопительная система

Чтобы залатать дыру в Пенсионном фонде, Украине нужны немалые средства, а запрос работодателей и работников направлен на снижение налогового давления, пояснил политолог Александр Радчук.

Так, по планам правительства, 2% от нынешнего ЕСВ будут выделять в накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, и еще 2% – по НДФЛ. Эти 4%, объясняет политолог, позволяют в сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 миллион гривен.

Отмечается, что воспользоваться этими средствами пенсионер сможет по своему усмотрению: либо получить всю сумму сразу, или равными частями в течение следующих 5-10 лет, или как пожизненное содержание с выплатой определенной фиксированной суммы.

Проект закона

Сравнительная таблица

Ранее OBOZREVATEL писал о том, что минимальной пенсии в Украине едва будет хватать на покупку необходимых продуктов питания. Фактический размер прожиточного минимума на пенсионера практически на 1458 грн больше минимальной пенсии.

В конце сентября Минсоцполитики предложило сбалансировать солидарную пенсионную систему в Украине накопительным уровнем, чтобы не только работодатели, но и граждане ежемесячно делали взносы для своей пенсии.

До конца 2020 года те 60-летние, которые не заработали необходимый стаж, могут получить специальную социальную выплату. Уже со следующего года соцпенсии назначать перестанут.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


В Украине собираются внедрить, помимо солидарной, еще и накопительную пенсионную систему

Соответствующий законопроект уже одобрил Кабмин. Далее – слово за Радой

Финансировать такие пенсии предлагают за счет дополнительных налогов для работодателей. Помимо 20% ЕСВ их обяжут платить от 15% до 3% ежемесячно


В Украине введут накопительную пенсионную систему для лиц моложе 35 лет, работающих в особо тяжелых и опасных условиях. Это станет дополнением к их солидарной пенсии.

Соответствующий законопроект одобрил на своем заседании Кабинет министров в среду, 18 ноября (чтобы посмотреть проект закона и сравнительную таблицу, доскролльте до конца страницы).

"Правительство будет предлагать Верховной Раде внедрение профессиональной накопительной системы. Сегодня на заседании одобрили соответствующий проект закона. Профессиональную накопительную систему предлагается ввести для лиц моложе 35 лет, работающих в особо тяжелых и опасных условиях. Так люди получат собственные пенсионные счета, которыми они смогут воспользоваться, когда выйдут на пенсию. Речь идет о тысячах гривен, которые человек сможет получить в качестве доплаты к своей пенсии", – написал в своем телеграмм-канале глава правительства Денис Шмыгаль.

По его словам, объем средств для такой накопительной системы составит 2-3 млрд грн в год.

"Расчеты проведенные до 2050 года показывают, что от введения такой системы выигрывают и работники, и работодатели, и вообще экономика страны. Поэтому готовы к дискуссиям и надеемся на поддержку этого законопроекту в зале парламента", – сказано в сообщении.


Источником финансирования станут страховые взносы работодателей, которые будут уплачиваться за счет повышения ставки ЕСВ на общеобязательное пенсионное страхование на замену механизма возмещения расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

Так, по программе №1 работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%, в программе №2 – 7%, в программе №3 – от 3% по согласованию с работниками.

Что предполагается этим законопроектом:

– до полного перехода на выплаты по накопительной системе, источником финансирования пенсий будут страховые взносы, которые будут уплачиваться работодателями за счет повышенной ставки ЕСВ вместо механизма возмещения;

– "пенсионные средства ходят за участником": участники самостоятельно смогут выбирать негосударственный пенсионный фонд, в который будут направляться страховые взносы через Пенсионный фонд;

– вводятся три профессиональные программы:

программа №1 – дает право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет, из него на работе на вредных профессиях (так называемый список №1) от 10 лет у мужчин и наличия страхового стажа от 20 лет, из него на работе на вредных профессиях от 7,5 лет у женщин.

программа №2 – дает право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет, из него на работе по списку №2 от 12,5 лет у мужчин и наличия страхового стажа от 25 лет, из него на работе по спискам №1 и №2 от 10 лет у женщин.

программа №3 – дает возможность добровольно вступить в накопительную профессиональную пенсионную систему на условиях, определенных в коллективных договорах и на получение пенсионных выплат по достижении 55 лет.

– для лиц до 35 лет, до даты введения уплаты страховых взносов до накопительной пенсии получили не менее трети необходимого стажа на работах, дающих право на льготную пенсию, предусматривается право на перечисление средств в солидарную систему;

– негосударственные пенсионные фонды будут проходить авторизацию

Со списками профессий можно ознакомиться в постановлении Кабмина от 24.06.2016 №461 по ссылке.

Как будет работать накопительная система

Чтобы залатать дыру в Пенсионном фонде, Украине нужны немалые средства, а запрос работодателей и работников направлен на снижение налогового давления, пояснил политолог Александр Радчук.

Так, по планам правительства, 2% от нынешнего ЕСВ будут выделять в накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, и еще 2% – по НДФЛ. Эти 4%, объясняет политолог, позволяют в сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 миллион гривен.

Отмечается, что воспользоваться этими средствами пенсионер сможет по своему усмотрению: либо получить всю сумму сразу, или равными частями в течение следующих 5-10 лет, или как пожизненное содержание с выплатой определенной фиксированной суммы.

Проект закона

Сравнительная таблица

Ранее OBOZREVATEL писал о том, что минимальной пенсии в Украине едва будет хватать на покупку необходимых продуктов питания. Фактический размер прожиточного минимума на пенсионера практически на 1458 грн больше минимальной пенсии.

В конце сентября Минсоцполитики предложило сбалансировать солидарную пенсионную систему в Украине накопительным уровнем, чтобы не только работодатели, но и граждане ежемесячно делали взносы для своей пенсии.

До конца 2020 года те 60-летние, которые не заработали необходимый стаж, могут получить специальную социальную выплату. Уже со следующего года соцпенсии назначать перестанут.

Проблема с выплатами пенсий жителям ЛДНР сохранится до тех пор, пока в законодательстве не урегулируют все механизмы, которые на данный момент являются обманом и нарушением Конституции. О проблемах и путях решения рассказала правовой аналитик БФ «Право на защиту» Анастасия Одинцова.

Гражданам Украины, в том числе из ЛДНР, должна выплачиваться надлежащая им пенсия. Это право регулируется статьей 46 Конституции Украины. Однако, уже в течение многих лет вопрос выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам и жителям неподконтрольного Донбасса остается самым проблемным.

«Сейчас этот вопрос находится в подвешенном состоянии, поскольку все пенсионные выплаты для переселенцев регулируются подзаконными актами. Это по сути является нарушением Конституции Украины, согласно которой пенсии должны регулироваться исключительно на законодательном уровне. Другой вопрос – выплата пенсий лицам, проживающим на временно оккупированных территориях. Он вообще остается не урегулированным. Всех пенсионеров с оккупированных территорий заставляют брать справки ВПЛ, что по сути является своеобразным обманом. Все понимают, что эти граждане не являются внутренне перемещенными лицами, так как фактически проживают на временно оккупированной территории. Но в конце концов они имеют полное право получать свою пенсию», – говорит Одинцова.

Этой проблеме уже больше 6 лет, так как с момента военных действий ничего по факту не изменилось, а законопроект подготовленный правозащитниками вРаде оставили без внимания.

«По сути мы понимаем, что в начале конфликта возможно и нужно было урегулировать вопрос пенсий подзаконными нормативными актами для быстрого реагирования и защиты граждан, которые переместились. Но сегодня мы видим, что это явление не временное и регулировать его и дальше подзаконными актами нет смысла. Все должно быть урегулировано на законодательном уровне. Правозащитники уже давно подготовили законопроект № 6692 (в частности, законопроект предусматривает открепить выплату пенсий от справки ВПЛ). Но два года он просто пролежал в Верховной Раде и так и не рассматривался депутатами. А после того, как Верховная Рада была распущена и состоялись выборы (в 2019 году, – ред.), этот законопроект был перерегистрирован под номером 2083-Д и доработан Комитетом по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов. Новый законопроект был рассмотрен Верховной Радой в первом чтении, но в связи с появлением замечаний Министерства финансов Украины он был возвращен на доработку для дальнейшего повторного рассмотрения», – рассказала аналитик.

Если вопрос выплаты пенсий будет урегулирован на законодательном уровне, это поможет ситуации сдвинуть с места.

«Только на основании внесения изменений в законы мы можем менять профильные подзаконные нормативные акты, регулирующие выплату пенсий по состоянию на сегодня. Эти акты по сути должны изменяться на основании и во исполнение законов Украины. Подмена понятий и передача исключительно в руки Кабинета Министров вопрос урегулирования выплаты пенсий – это неправильно. Государственный бюджет утверждает Верховная Рада и, соответственно, она и должна решать, как и по каким правилам должна выплачиваться пенсия. Поскольку под эти пенсии и под это законодательство должно закладываться соответствующий бюджет», – уверена Одинцова.

Что предлагают изменить?

В законопроекте № 2083-Д разделяются вопросы выплаты пенсии переселенцам, которым предлагают отменить идентификацию и жителям неподконтрольного Донбасса. Законопроект рассмотрен профильных комитетом Верховной Рады, идет согласование его рекомендаций.

«Во-первых, пенсии для внутренне перемещенных лиц, которые уже интегрировались в местных громадах. Эти граждане имеют полное право получать пенсии в общем порядке, как другие жители громады. Однако, им до сих пор все равно нужно проходить постоянную физическую идентификацию в "Ощадбанке" и оформлять пенсии исключительно в этом банке. Это по сути является дискриминационной условием для получения пенсионных выплат. Во-вторых, это пенсии для граждан, проживающих на временно оккупированных территориях. Здесь вопрос широкий и дискуссионный. Для этих граждан действительно нужна идентификация, поскольку у нас нет точной статистической информации сколько людей, например, умерло там. Однако, надо уже просто сказать: да, у нас есть граждане, которые проживают на оккупированной территории, и мы обязаны выплачивать заработанную ими пенсию без получения справки ВПЛ. Ведь это вообще искажает данные о количестве внутренне перемещенных лиц и понимание потребностей, которые необходимо удовлетворить. Сегодня государство, когда закрывает глаза на эти моменты, то создает долг перед своими гражданами и этот долг с каждым годом растет», – продолжила Одинцова.

Читайте также: