Когда была пенсионная реформа в германии

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байдин В. Е.

Текст научной работы на тему «Немецкий опыт пенсионной реформы Ристера»

Немецкий опыт пенсионной реформы Ристера

(Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова)

В 1957 году, когда был заключен действующий и по сей день «договор поколений», на одного пенсионера приходилось почти восемь работающих плательщиков взносов. Однако это соотношение резко изменилось в связи с кризисом рождаемости, наступившим в последующее время. Как показывает прогноз на следующие четыре десятилетия, в странах Западной Европы будет продолжаться процесс старения населения. В западноевропейских странах число лиц в возрасте 65 лет и старше к концу 2030 г. увеличится с 50 млн до 70 млн, при этом существенно снизится численность людей трудоспособного возраста.

Так, в 1999 г. в Германии доля жителей в возрасте старше 60 лет составляла 22,4% от общей численности населения. По прогнозу федерального статистического ведомства, доля этой группы людей возрастет к 2050 г. до 38,7%. С другой стороны, доля немцев в возрасте от 20 до 59 лет за этот же период должна сократиться с 56,2% до 45,8%1.

Основными причинами этих демографических изменений в Западной Европе стали улучшение медицинского обслуживания, рост уровня жизни и снижение рождаемости. Развитие медицины заметно повлияло на увеличение продолжительности жизни. В настоящее время средняя продолжительность жизни в Гер-

мании составляет около 74 лет у мужчин и 80 у женщин. Более того, эксперты подсчитали, что средняя продолжительность жизни в Германии может увеличиться к 2030 году еще на два года.

Снижение рождаемости (в Германии она неуклонно сокращалась в течение последних 30 лет) частично является следствием развития страхования. После «бэби-бума» 60-х годов, когда только в Западной Германии порой рождалось ежегодно более миллиона детей, к середине 70-х годов показатели рождаемости сильно снизились. Правда, в последующие годы они вновь немного возросли, однако они, как и прежде, весьма далеки от «уровня воспроизводства». Вместо необходимых по статистике 2,4 ребенка каждая женщина рожает в среднем 1,4 ребенка2. А это означает, что количество рожденных в один год детей сегодня меньше, чем во времена их родителей. Вследствие этого происходит долгосрочное старение населения, численность которого снижается.

Если раньше родители хотели иметь по возможности больше детей, чтобы обеспечить свою старость, то в настоящее время их обеспечивает государство, работодатель или они сами себя обеспечивают. В 1997 г. количество пенсионеров составило около 17,9 миллиона человек, в 1998 г. - 18,2 миллиона, в 1999 г. - 18,5

миллиона. Это означает, что в будущем трудоспособному населению будет противостоять все большее количество пенсионеров. Если сегодня на одного пенсионера приходится два плательщика взносов в государственный пенсионный фонд, то, по расчетам экспертов, примерно через 30 лет демографическая ситуация будет такова, что содержать одного пенсионера придется всего лишь одному плательщику.

Сегодня 2,4 работающих по найму должны обеспечивать пенсию для одного пенсионера. Согласно прогнозам, в 2030 году число пенсионеров практически сравняется с числом людей трудоспособного возраста, так что каждый плательщик должен будет финансировать «своего» пенсионера.

Таким образом, несмотря на повышение ставок пенсионных взносов и увеличение государственных дотаций, система пенсионного страхования испытывает все большие проблемы, тем более что с объединением Германии на нее легла дополнительная нагрузка. В конце концов, законодатели начали принимать «меры противодействия». В 1992 году размер пенсий стали последовательно привязывать не к брутто, а к нетто-зарплатам. Таким образом, стандартная нетто-пенсия после 45 лет страховых выплат была установлена на уровне без малого 70 процентов от прежнего заработка, а возрастной ценз выхода на пенсию был одновременно повышен до 65 лет. С этого момента тот, кто хочет уйти на покой досрочно, должен иметь в виду, что до наступления нормативного пенсионного возраста он будет получать ежегодно пенсию на 3,6 процента меньше обычной.

Но всё это, как вскоре выяснилось, оказалось лишь той самой пресловутой «каплей в море». В 2001 году государство вынуждено было предоставить пенсионным кассам дотации в размере 53,4 миллиарда евро3. Прежние рецепты решения проблемы финансирования такие, как повышение взносов или сокращение пенсий, уже отжили своё. После того, как в 1997 году взносы в пенсионные кассы

впервые превысили отметку 20% от брут-то-зарплаты, стало ясно, что эту «гайку» вряд ли удастся закрутить сильнее. Подобная попытка привела бы к чрезмерной нагрузке на каждого отдельно взятого плательщика взносов и резкому увеличению накладных расходов по заработной плате, что оказало бы негативное влияние на экономическую ситуацию в Германии. Однако резкое сокращение размера пенсий также было невозможным, ибо это породило бы нежелательный риск возрастания нищеты в старости. Все эксперты сходились на том, что без дальнейших решительных изменений систему предписанного законом пенсионного страхования рано или поздно ожидает финансовый крах.

Содержание пенсионной реформы Ристера

Федеральное правительство Германии проложило путь к новой системе пенсионного обеспечения. «Закон о содействии обязательному пенсионному страхованию и о поощрении солидарных капиталообразующих накоплений на старость», который был одобрен 11 мая 2001 года Бундесратом и вступил в силу 1 января 2002 года, ознаменовал принципиально новый подход к германской системе пенсионного обеспечения. «Наряду с пенсионным страхованием, - заявил 26 января 2001 года Федеральный министр труда и социальных дел Вальтер Ристер, -мы вводим также накопительные пенсии и тем самым дополняем одну систему другой. Мы укрепляем сильные стороны и устраняем недостатки». По его словам, пенсионная реформа, не является перекройкой системы социального страхования в Германии, а лишь ее дополнением. Таким образом, в значительной степени сохраняется перераспределительная система, дополняемая накопительной системой.

Ядром пенсионной реформы является закон о структуризации пенсий, принятый бундестагом 1 1 мая 2001 года. Реформа системы пенсионного обеспечения вступила в силу 1 января 2002 года. Эта

реформа будет носить продолжительный характер и, по расчетам, продлится до 2030 г. Согласно реформе, максимальная ставка взноса в фонд пенсионного страхования до 2020 г. останется ниже 20%. До 2030 г. она не должна превысить 22%4.

Чтобы не допустить превышения этого значения, по расчетам Федерального министерства труда и социальных дел, к 2030 г. максимальный уровень пенсий должен составить от 67 до 68 процентов от уровня заработной платы в стране. Эффект от снижения пенсий начнет ощущаться лишь с 201 1 г.

Снижение размера пенсии должно компенсироваться самими трудящимися путем частного страхования — «новой пенсией Ристера».

В основе Закона о структуризации пенсий лежат следующие положения:

1 . К прежней системе обязательного пенсионного страхования добавляется элемент частного накопления пенсионного капитала для того, чтобы гражданин в пенсионном возрасте мог поддерживать свой прежний уровень жизни.

2. Работники наемного труда получают право на индивидуальное пенсионное обеспечение со стороны своего предприятия, финансируемое в равных долях самим работником и его предприятием.

3. Вводится базовая ставка пенсии. Предполагается, что тем самым гражданин в старости будет защищен от нищеты.

4. Все застрахованные будут каждый год получать от соответствующего органа пенсионного страхования информацию об уровне накопленного ими пенсионного капитала.

Благодаря гибкой налоговой политике государство создает стимулы для частного накопления пенсионного капитала. От них выигрывают, в частности, люди с невысоким доходом и семьи с детьми. В 2008 г., когда система накопительных пенсий будет полностью создана, государство будет выделять на эти цели 10 млрд евро в год.

Государственная поддержка пойдет на пользу всем застрахованным в системе органов пенсионного страхования, т. е., в первую очередь, работникам наемного труда. Из системы государственных субсидий исключаются лица, обеспеченные пенсией иным способом, например, государственные чиновники, служащие государственных учреждений, самостоятельные предприниматели или лица, участвующие в системе частного пенсионного обеспечения.

В директивах правительства определено, какие договоры обеспечения по старости считаются дополнительным частным пенсионным обеспечением и, таким образом, могут пользоваться поддержкой государства. Они перечислены в специальном Законе о сертификации договоров пенсионного страхования. Исходя из положений данного закона, Федеральное ведомство по надзору за страховой деятельностью, выдающее сертификаты, проверяет, соответствуют ли страховые продукты критериям, позволяющим получать государственные дотации. Страховые договоры должны соответствовать следующим трем критериям:

1 . Они должны быть привязаны к достижению страхователем 60-летнего возраста или к моменту, когда он выходит на пенсию. Тем самым должно быть гарантировано, чтобы государство поддерживало только те финансовые услуги, которые предназначены для пенсионного обеспечения.

2. Они должны гарантировать выплату пожизненной ежемесячной ренты.

3. Страховщик должны обязаться накапливать страховые взносы, а затем текущие ежемесячные платежи.

Государство поддерживает частное накопление пенсионного капитала в компаниях по страхованию жизни, негосударственных пенсионных фондах, инвестиционных фондах, банках и некоторые другие виды обеспечения по старости. Условием поддержки является наличие в накопительных программах фондов и банков плана выплат и обязательства пожизненно выплачивать пенсию застрахованному лицу.

Государственное субсидирование частного пенсионного страхования производится в качестве дополнения к собственным взносам страхователя. На практике это выглядит так: страхователь делает взносы в фонд пенсионного страхования, а государственная субсидия по заявлению страхователя вносится на специальный льготный счет. Субсидия складывается из базовой надбавки, одинаковой для всех, и переменной составляющей, размер которой зависит от семейного положения и числа детей у страхователя. Базовая субсидия должна быть установлена с 2002 г. по 2008 г. в четыре этапа. Тот, кто будет вносить с 2002 г. один процент, с 2004 г. два, с 2006 г. три и, наконец, с 2008 г. четыре процента своего облагаемого социальными взносами дохода за предыдущий год в фонд дополнительного частного пенсионного страхования, получит государственную субсидию по максимальной ставке. Эта ставка составила в 2002/2003 гг. примерно 37 евро, вырастет к 2008 г. до примерно 1 50 евро для одиноких граждан и будет выплачиваться в последующие годы. Для супружеских пар максимальная субсидия составит в 2002 г. 75 евро и вырастет к 2008 г. до 300 евро. За каждого ребенка государство будет выплачивать субсидию, которая вырастет с 45 евро в 2002/2003 гг. до 180 евро в 2008 г. Эта ставка также останется неизменной в последующие годы.

Поскольку накопление частного пенсионного капитала является добровольным, граждане могут вносить в этот фонд меньшую долю своего дохода, чем указанные выше ставки. При этом, однако, будет меньше и ставка государственной субсидии. Граждане с высоким доходом, начиная с 2002 г., могут уменьшать свой налогооблагаемый доход на сумму расходов на свое дополнительное пенсионное страхование.

Последствия реформы для страховых компаний.

Пенсионная реформа, безусловно, придаст новый импульс развитию страхо-

вого рынка. В 2002—2008 гг. приток средств на рынок пенсионного обеспечения оценивается в 150 млрд евро. Начиная с 2008 г., когда вступит в силу последний этап пенсионной реформы, ожидается, что около 30 млрд евро5 будет ежегодно тратиться на пенсионное обеспечение.

Возникнет новый огромный рынок, за который будут бороться банки, инвестиционные фонды и страховщики. Причем конкуренция будет чрезвычайно острой. Преимущество страховщиков заключается в том, что их услуги наилучшим образом подходят к осуществлению правительственных планов - развития частной системы обеспечения по старости. Для этого необходима технология накопления уплачиваемых взносов и выплаты пожизненной пенсии, что является обычной практикой для страховщиков. Поэтому страховщики смогут быстрее своих конкурентов предлагать адаптированные к требованиям пенсионной реформы услуги.

Пенсионная реформа еще не была окончательно принята, как страховщики и другие кредитно-финансовые учреждения развернули обширную рекламную кампанию с предложениями «новой пенсии Ри-стера». На протяжении последних месяцев 2001 г. было заключено около 1 млн6 предварительных договоров, при условии получения разрешения от федерального ведомства по надзору за страховой деятельностью.

Еще одним свидетельством растущего интереса страховых компаний к «пенсии Ристера» служит поступательное увеличение числа компаний, предлагающих данный продукт. С принятия закона в Германии в мае 2001 г. до конца этого года более 50 страховых компаний стали предлагать предварительные договора по «пенсии Ристера», причем следует отметить, что наиболее крупные страховые компании заявили о своих намерениях предлагать клиентам продукты новой пенсии одними из первых. Уже к сентябрю 2001 г. такие компании как Allianz, Axa, Victoria и Hamburg-Mannheimer, входящие в страховой концерн Ergo, Generalli Lloyd, чья совокупная доля рынка оцени-

вается в 25%-30%, предложила клиентам предварительные договора7.

Пенсия Ристера стала едва ли не спасением для немецкого рынка страхования жизни. Согласно исследованию СйУ, несмотря на значительные потери на фондовом рынке и, остающуюся актуальной, проблему платежеспособности, в 2002 г. рост премий составил 4%, причем основой этого роста явился возросший спрос на аннуитеты и пенсионное страхование. Так, среди общего числа контрактов, заключенных в 2002 г. (11,8 млн по отношению к 2001 г. рост составил 39%), 2,5 млн контрактов были заключены по пенсионному страхованию и аннуитетам (рост составил 164% по отношению к 2001 г.)

Таким образом, можно спрогнозировать дальнейшее увеличение спроса на «пенсию Ристера» и рост доходов страховщиков на этом сегменте рынка. Тем не менее, представляется, что конкуренция на этом рынке возрастет за счет более активного участия других финансовых посредников, таких как банки и пенсионные фонды. Но за счет своих преимуществ (услуги страховщиков наиболее полно отвечают планам правительства), а также более мощного финансового состояния по сравнению, например, с пенсионными фондами, чьи активы не идут ни в какое сравнение с активами страховых компаний, наконец, за счет исторических тради-

ций (страхование жизни в Германии исторически носило защитный, во многом социальный, характер), именно страховые компании будут доминировать на этом рынке.

Активное участие немецких страховых компаний в проводимой реформе является принципиальным отличием от проводимой пенсионной реформы в России. Несомненно, нельзя сравнивать объемы и возможности немецких страховщиков и российских. Тем не менее, представляется, что участие российских страховых организаций в проводимой реформе, придало бы ей дополнительный импульс. По крайней мере, немецкий опыт свидетельствует об этом.

1 По данным консалтингового агентства МоКІПБеу

2 По данным Немецкого Союза Страховщиков

3 По данным консалтингового агентства

5 По оценке Немецкого Союза Страховщиков

Инкотермс 2000. Правила толкования торговых терминов. Учебное пособие.

- М.:ВАВТ, 2004. - 72 с.

В учебном пособии, подготовленном профессором ВАВТ Н.Г. Вилковой, изложены и прокомментированы базисные условия поставок в международной торговле, действующие в настоящее время. Автор включил в текст пособия некоторые решения МКАС при ТПП РФ в качестве иллюстрации выхода из запутанных ситуаций.

Учебное пособие может быть использовано при чтении ряда курсов частного права. Ознакомиться с книгой можно в библиотеке ВАВТ.

По уровню обеспеченности граждане Германии пенсионного возраста находятся на третьем месте в мире. Выше лишь благосостояние пенсионеров в странах Скандинавии — Швеции и Норвегии. Как формируется пенсионный фонд и на какие дополнительные источники доходов может рассчитывать пожилой человек в ФРГ?

Пенсионное обеспечение на официальном уровне

Пенсионная система в Германии сформировалась раньше, чем в остальных странах. Соответствующий «Пакт поколений» в 19 веке был принят по инициативе канцлера Бисмарка. Все трудоустроенные граждане обязывались выплачивать часть собственных доходов в казну, из которой полученные средства затем распределялись между немцами, утратившими работоспособность в силу различных обстоятельств.

На момент принятия закона (в 1891 году) в страховой фонд переводили лишь 1,7% от суммы заработка. В сумме с дополнительными факторами (невысокой продолжительностью жизни в Германии и низким уровнем безработицы) минимальная налоговая ставка для трудящихся позволяла обеспечить гражданам пенсионного возраста достаточный уровень пенсионных выплат. К 2016 году обязательные выплаты в бюджет выросли до 18,7%.

Государственный страховой фонд выплачивает три типа пенсионных дотаций:

  • по возрасту;
  • по нетрудоспособности (получению инвалидности);
  • по потере кормильца (пенсия иждивенцам).

На получение пенсионных выплат в связи с достижением преклонного возраста могут рассчитывать немцы, чей ежемесячный доход составляет до 3900 евро (таких граждан большинство). Пенсионеры, чей заработок превышает сумму лимита, прибегают к помощи частных финансовых учреждений.

Многие предпочитают комбинированный вариант и в дополнение к обязательным пенсионным выплатам в государственный страховой фонд переводят часть заработной платы на личный счет, оформленный в частном банке. Такие вклады являются добровольными, сумма отчислений устанавливается самим трудоспособным гражданином и правительством не регулируется.

Наполнение государственного пенсионного фонда

Пенсионный сбор обязаны выплачивать все официально трудоустроенные лица. Облагается налогом лишь сумма до установленного законодательно лимита. На исторических территориях ФРГ (в Западной Германии) максимальная сумма к налогообложению составляет 5600 евро. В Восточной Германии (на бывшей территории ГДР, или «новых землях») часть заработной платы, из которой высчитывается сумма сбора в пенсионный фонд, ниже — 4900 евро.

Заработок свыше лимита налогом не облагается, однако периодически правительство предпринимает попытки увеличить ставку налогобложения или поднять лимит. Связаны такие инициативы как с ростом уровня безработицы, так и с повышением средней продолжительности жизни немцев. В сочетании эти факторы приводят к уменьшению общего фонда и увеличению числа пенсионеров, рассчитывающих на получение ежемесячного пособия.

Из установленного лимита в 18,7% половину выплачивает сотрудник, половину — нанимающая компания. Сумма сбора вычисляется на основе базовой ставки (заработной платы до вычета других налогов). Если гражданин Германии работает на минимальную зарплату (так называемый «базис» или «minijob») и сумма его доходов ниже 450 евро в месяц, распределение финансовой нагрузки происходит иначе: большую часть вносит работодатель (его доля — 15% от ставки сотрудника), а трудоустроенный оплачивает остаток (3,7% от дохода).

Налог с трудоустроенных граждан — не единственный источник пополнения страхового фонда. Часть поступающих в фонд сумм — нефиксированные выплаты и дотации из основного государственного бюджета. Так, в пенсионный страховой фонд перечисляется часть «экологического сбора» на топливо. По состоянию на 2015 год пенсионный бюджет примерно в равных долях формировали выплаты трудоустроенных граждан и государственные дотации.

Право на пенсию по возрасту

В зависимости от года рождения пенсионный возраст для гражданина ФРГ наступает в 65-67 лет. Рожденные до 1947 года имеют право уйти на покой в 65 лет с сохранением полной пенсионной ставки. С 1958 года пенсионный возраст в Германии повышается до 66 лет, с 1964 — фиксируется на уровне 67 лет. Для рожденных в промежутках между фиксированными законодательно периодами пенсионный возраст рассчитывается по схеме «1 год — плюс 1 месяц к возрасту выхода на пенсию».

Повышение пенсионного порога (с 65 лет для мужчин и 60 до женщин) до текущего уровня было введено в 2012 году. С некоторой периодичностью рассматриваются проекты о пересмотре законодательства и поднятия пенсионного возраста до 70 лет.

В Германии предусмотрено право на более ранний выход на пенсию. При наличии 45-летнего трудового стажа (с выплатой налогов в страховой фонд) гражданин получает право уйти на покой на 2 года раньше (в 63-65 лет). Для женщин, рожденных ранее 1952 года и соответствующих ряду других требований, позволителен выход на пенсию по достижению возраста 60 лет. Возможностью отказаться от трудовой деятельности раньше установленного срока могут воспользоваться инвалиды и представители некоторых других категорий.

У подсчета трудового стажа в Германии есть некоторые особенности. Формально более ранний выход на пенсию возможен при длительном или особенно длительном участии в формировании пенсионного фонда (35 и 45 лет соответственно). То есть учитывается не продолжительность пребывания гражданина на фиксированной должности, а период, в рамках которого он вносил некоторые суммы в общий пенсионный бюджет.

В общий «стаж» включают и время получения государственных дотаций по безработице, и периоды ухода за недееспособными членами семьи или детьми до 3 лет. Фактически при оформлении ухода за ребенком (или тяжелобольным) дополнительных сборов с граждан не взымают, размер взносов за этот период рассчитывается на основе средней зарплаты в Германии.

Право на получение регулярных выплат из бюджета получают лишь те, кто минимум 5 лет участвовал в общегосударственной системе страхования. Для лиц с меньшим стажем пенсия в Германии не оформляется.

Сумма пенсионных выплат

Минимальная пенсия по возрасту составляет 300 евро. Лица, чьи пенсионные выплаты ниже прожиточного минимума, могут обратиться с просьбой о дополнительной финансовой поддержке в социальные фонды.

Схема подсчета пенсионных выплат в Германии достаточно сложна. Кроме заработной платы (размера выплат в общий страховой фонд) и стажа, учитывается ряд дополнительных факторов, в совокупности формирующих определенных «пенсионный балл». При подсчете такого балла во внимание принимаются в том числе возраст гражданина, совокупный период его обучения в вузах (снизивший продолжительность стажа), период службы в вооруженных силах, количество и детей и ряд других критериев.

За стандарт принимается размер пенсионных выплат условному гражданину, в течение 45 лет делавшему отчисления со средней заработной платы в страховой фонд и ушедшему на покой по достижению возраста 67 лет. Пенсия, определенная на основе такого «стандарта», составляет 1250 евро. Фактический средний размер пенсии в Германии ниже и различается по регионам. В Западной Германии мужчины получают в среднем 1052 евро, женщины — 521 евро. В восточной части ФРГ пенсии ниже (1006 евро и 705 евро для мужчин и женщин соответственно). Разница в уровне обеспеченности пенсионерок в разных частях государства объясняется тем, что на территориях, принадлежавших ГДР, женщины на равных с мужчинами участвовали в трудовой деятельности — их общий стаж выше, чем у ровесниц с западных земель.

При разводе супругов, не достигших пенсионного возраста, проводится автоматических перерасчет пенсионных взносов. Сумма вкладов в государственных страховой фонд рассматривается как общий актив, отчисления обоих супругов за время пребывания в браке складываются и распределяются в равных долях. Для вдовцов и вдов предусмотрена выплата двойной пенсии.

Дополнительные льготы

Кроме определенной финансовой поддержки, граждане пенсионного возраста могут рассчитывать на дополнительные льготы и бонусы. При наличии медицинских показаний (документально подтвержденных соответствующим учреждением) пенсионеры имеют право на ежегодную бесплатную поездку в профильный санаторий. Немцы часто в качестве места лечения выбирают Карловы Вары.

Медицинские услуги, в том числе проведение операций, для граждан Германии при достижении пенсионного возраста бесплатны. Социальные службы бесплатно предоставляют услуги горничных, парикмахеров и медсестер. Оплата жилья и коммунальных услуг пересчитывается по сниженному тарифу. Льготы для пенсионеров в Германии включают скидки при посещении бассейнов, оздоровительных и культурных учреждений (музеев, театров и т. д.), а также возможность льготного проезда в общественном транспорте.

На данной странице содержится подробная информация о пенсии в Германии. Здесь вы узнаете о пенсионном возрасте, минимальном стаже работы и оформлении пенсии, а также каков размер социальной, минимальной пенсии в Германии, сколько получают пенсионеры в стране, как рассчитывается, какие виды пенсии существуют. Здесь также можно узнать интересные подробности, например, с какого возраста идут на пенсию мужчины и женщины в Германии, сколько в стране пенсионеров, а также какие пенсии в ФРГ получают госслужащие, полицейские и представители других профессий. Информация на странице в основном основана на данных Федерального министерства труда и социальных вопросов. Внизу страницы можно поделиться своим опытом о пенсиях. Выберите далее интересующие вас темы в содержании:

  • Информация на странице:
  • Система государственного социального страхования в Германии
  • Пенсионный возраст мужчин и женщин в Германии
  • Взносы в пенсионное страхование с зарплаты работника
  • Стаж работы и пенсия
  • Виды пенсий в Германии
  • Как получить пенсию в Германии, оформление пенсии
  • Пенсии по нетрудоспособности, болезни
  • Сколько в Германии пенсионеров
  • Распределение пенсии при разводе в Германии
  • Ссылки на законы по теме: пенсия в Германии
  • Комментарии и вопросы

Кроме этого, информация на отдельной странице нашего сайта посвящена расчету и размеру пенсии в Германии:

§ Система государственного социального страхования

Прежде всего нужно отметить, что в Германии существует хорошо развитая система государственного социального страхования. Она гарантирует защиту граждан в случае заболевания, безработицы, также в пожилом возрасте. Государственное пенсионное страхование является частью системы социального страхования Германии. Ответственным за пенсионное страхования по всей Германии является учреждение, которое называется "Deutsche Rentenversicherung". Оно занимается начислением и выплатой пенсии (пенсия по-немецки: Rente). С началом трудовой деятельности в Германии, человек становится автоматически застрахованным в системе государственного пенсионного страхования.

Все застрахованные в системе пенсионного страхования получают личный страховой номер "Versicherungsnummer" и счет в данной системе. При обращении в Deutsche Rentenversicherung, всегда нужно иметь свой страховой номер. Данный номер также необходимо сообщить своему работодателю вместе с документами, необходимыми при устройстве на работу в Германии. Регистрацией в системе государственного пенсионного страхования и получением данного страхового номера для человека, который его еще не имеет, занимается либо работодатель, либо биржа труда или касса медицинского страхования.

Deutsche Rentenversicherung ежегодно отправляет информационное письмо каждому застрахованному, старше 27 лет, с информацией о том, на какой размер пенсии он может рассчитывать при выходе на пенсию.

§ Пенсионный возраст мужчин и женщин в Германии на 2020, 2019 годы

С какого возраста человек в Германии может пойти на пенсию по старости, зависит от его года рождения. Люди, рожденные до 1947 года, достигают пенсионного возраста в 65 лет, далее год выхода на пенсию постепенно повышается и все рожденные с 1964 года достигают пенсионного возраста только в 67 лет. Таким образом и мужчины и женщины нормального пенсионного возраста в Германии достигают в 65-67 лет в зависимости от года рождения. Более подробно смотрите в следующей ниже таблице.

Таблица 1: Пенсионный возраст в Германии

Год рождения Наступление пенсионного возраста
до 1947 65 лет
1947-1958 К 65 годам прибавляется еще 1 месяц за 1 прошедший год*
1958 66 лет
1959-1963 К 66 годам прибавляются еще 2 месяца за 1 прошедший год**
с 1964 67 лет

* Для примера, если вы родились в 1950 году, ваш нормальный пенсионный возраст - 65 лет и 4 месяца (т.к. с 1947 года до 1950 прошло 4 года, за каждый год прибавляется 1 месяц)
** Для примера, если вы родились в 1960 году, ваш нормальный пенсионный возраст - 66 лет и 4 месяца (т.к. с 1959 года до 1960 прошло 2 года, за каждый год прибавляется 2 месяца)

Пенсионный возраст может наступить и раньше, в связи с особыми, предусмотренными законодательством обстоятельствами:

  • Для лиц, которые минимум 45 лет делали выплаты в пенсионное страхование, достижение пенсионного возраста наступает на 2 года раньше, в 63-65 лет, в зависимости от года рождения.
  • Женщины, рожденные до 1952 года и выполняющие ряд других, предусмотренных законом условий, могут выйти на пенсию по достижении 60 лет.
  • Кроме того, для инвалидов и некоторых других групп людей также предусмотрена возможность выхода на пенсию в более раннем возрасте.

§ Взносы в пенсионное страхование в Германии

Взносы в систему пенсионного страхования зависят от размера заработной платы, чем больше человек зарабатывает, тем больше он платит. Перечислением данных страховых взносов занимается работодатель. Взнос в пенсионное страхование берется из заработной платы работника и из средств работодателя, т.е. 50% взноса платит работник, а 50% работодатель. Общая сумма пенсионного взноса рассчитывается так: 18.60% от брутто-зарплаты работника(т.е. от зарплаты, из которой еще не удержаны налоги и сборы). Однако существует граница, после которой человек уже не платит страховые взнозы: получая зарплату более 6900 евро, человеку начисляются сборы в пенсионное страхование только на 6900 евро, оставшаяся сумма свободна от уплаты сбора.

В августе 2018 года в Германии было принято решение о том, что до 2025 года пенсионные отчисления не превысят 20% с заработной платы работающих по найму.

Если человек работает на базис (minijob), зарабатывая менее 450 евро в месяц, тогда взнос в пенсионное страхование составляет также 18.60% с зарплаты, но при этом 15% оплачивает работодатель и только 3.6% работник.

Таблица 2: выплаты из заработной платы в систему социального страхования Германии на 2020 год

Вид страхования всего % из брутто-зарплаты Доля работника Доля работодателя
Пенсионное страхование 18.60 % 9.30 % 9.30 %
Медицинское страхование 14.60 % 7.30 % 7.30 %
Страхование по безработице 2.40 % 1.20 % 1.20 %
Страхование по уходу 3.05 % 1.525 % 1.525 %
ВСЕГО: 38.650 % 19.325 % 19.325 %

В представленной далее диаграмме 1 показано изменение ставки пенсионного страхования из заработной платы работника в Германии.

Диаграмма 1. Изменение % ставки пенсионного страхования с брутто-зарплаты в Германии по годам

Как видно из данного графика, ставка сбора в фонд пенсионного страхования в Германии с заработной платы постоянно повышается в последние десятилетия, хотя в 2015 году уровень пенсионного сбора стал ниже и находится на уровне 1990 года. Ставки сборов по другим видам социального страхования в Германии также ежегодно постепенно увеличиваются.

§ Стаж работы и получение пенсии

Право на получение пенсии по пенсионному страхованию наступает только в случае, если застрахованный участвовал в пенсионном страховании минимальное число лет. Данный минимальный период участия в пенсионном страховании в Германии составляет 5 лет (Mindestversicherungszeit, Wartezeit). Только после этого он может иметь право на получение пенсии.

В случае, если застрахованный рассчитывает на получение пенсии в связи с длительным или особенно длительным периодом участия в пенсионном страховании, что дает ему возможность выхода на пенсию в более раннем возрасте, данные периоды участия в пенсионном страховании должны достигать 35 и 45 лет соответственно.

Участие в пенсионном страховании предусматривает не только время, когда человек платит положенные законом страховые взносы, работая на предприятии, но также и время, в течение которого человек получал пособие по безработице (ALG-I), занимался уходом за ребенком в течение первых трех лет его жизни (Kindererziehungszeiten) или больным членом семьи. В течение ухода за ребенком, несмотря на то, что человек не оплачивает страховых сборов, ему будет рассчитана пенсия в размере, который в среднем начисляется каждому застрахованному.

В общем, нужно сказать, что размер пенсии в Германии зависит от размера взносов и продолжительности оплаты взносов в систему государственного пенсионного страхования.

§ Как получить пенсию в Германии: оформление пенсии

Получении любого вида пенсии в Германии возможно только после подачи заявления на получение пенсии (Rentenantrag). Данное заявление можно написать без определенного бланка, а также, чтобы ускорить его рассмотрение, с применением специальных предусмотренных бланков. Данные бланки доступны на странице Deutsche Rentenversicherung Antrag auf Versichertenrente

К заявлению на получение пенсии нужно приложить документы, которые не были учтены Пенсионным страхованием, например: подтверждение прохождения образования, время получения пособия по безработице, свидетельства о рождении детей и другие.

Кроме того, при подаче заявления от вас потребуется сообщить следующую информацию:

  • Налоговый идентификационный номер (Steueridentifikationsnummer)
  • Номер счета в банке и код банка (IBAN и BIC)
  • Паспорт или Заграничный паспорт (Personalausweis или Reisepass)
  • Карточка медицинского страхования

Заявление на получение пенсии советуется подать за три месяца до наступления пенсионного возраста. Опоздание с заявлением на получении пенсии может привести к более позднему началу получения пенсии.

§ Виды пенсий в Германии

В зависимости от жизненной ситуации, возраста, пола и других условий, человеку могут выплачиваться разные виды пенсии и начиная с разного возраста. Далее в списке приведены все основные виды пенсий в Германии:

  • Обычная пенсия по возрасту(Regelaltersrente);
  • Пенсия с 63/65 лет в зависимости от года рождения для лиц, работающих длительное время (45 лет участия в пенсионном страховании);
  • Повышенная пенсия для лиц, которые в связи с заболеванием или несчастным случаем больше не могут работать или могут работать только ограниченно(Erwerbsminderungsrente);
  • Пенсия для женщин с 60 лет, рожденных до 1952 года и соответствующих некоторым другим требованиям (Altersrente für Frauen);
  • Пенсия для шахтеров, работающих постоянно под землей, с 60 лет;
  • Пенсия вдове или вдовцу, сироте умершего (Hinterbliebenenrente);
  • Grundsicherung - пособие в связи в с низкой суммой заработанной пенсии.

§ Пенсии по нетрудоспособности, болезни

Как уже было отмечено ранее на странице, при наступлении нетрудоспособности(полной или частичной) в связи с болезнью или несчастным случаем, человек может рассчитывать на получение пенсии до достижения пенсионного возраста (Erwerbsminderungsrenten). Данную пенсию человек может начать получать, даже если он не платил в пенсионное страхование минимальный срок, установленный в данный момент 5 лет. Если несчастный случай произошел на работе, уже при самом начале трудовой деятельности(при оплате только одного взноса в пенсионное страхование), человек может рассчитывать на получение пенсии по нетрудоспособности. Так же учитывается и профессиональное заболевание, ограничивающее трудоспособность. Если же нетрудоспособность наступила по причине бытовой травмы или болезни, пенсию могут получать только те, кто уже минимум 1 год платил взносы в пенсионное страхование(12 взносов).

Прежде чем будет принято решение о выплате пенсии по нетрудоспособности, как правило, должно быть установлено, возможно ли восстановление трудовой деятельности, благодаря медицинской или профессиональной реабилитации. Пенсия по частичной нетрудоспособности выплачивается в случае, если человек может работать менее 6 часов в день, притом не только по своей специальности, но на любой работе. Это устанавливается на основании медицинских обследований и заключения экспертов.

Для инвалидов, со степенью (Grad der Behinderung, GdB) 50% и более в Германии предусмотрена возможность пойти на пенсию в более раннем возрасте. Для этого также необходимо соответствовать определенным условиям и предпосылкам. Подробнее можно узнать из брошюры, ссылка внизу страницы.

§ Сколько в Германии пенсионеров?

Число пенсионеров в Германии составляет не многим более 25 миллионов человек. Подробная информация с распределением по полу и землям представлена в следующей далее таблице.

Таблица 3: число пенсионеров в Германии на 1 июля 2019 года

Земли Германии Число мужчин на пенсии Число женщин на пенсии Общее число пенсионеров
Западная часть Германии (ФРГ) 7'633'245 12'269'439 15'266'490
Восточная часть Германии (ГДР) 1'943'889 3'225'790 3'887'778
ВСЕГО 9'577'134 15'495'229 25'072'363

§ Пенсия и развод

При расторжении брака в Германии действует принцип выравнивания пенсионных накоплений (Versorgungsausgleich), в согласии с которым, обе пенсии супругов будут разделены поровну мужу и жене. Таким образом, если один из супругов заработал большую пенсию, чем другой, например, если женщина занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, то при расторжении брака, ежемесячно выплачиваемые пенсии будут поделены поровну. Распределение пенсий таким образом производится судом при разводе без каких-либо заявлений.

§ Ссылки на законы и официальные сайты по теме: пенсия в Германии

Основная информация о пенсиях в Германии представлена на официальном сайте Пенсионного страхования Deutsche Rentenversicherung и сайте Министерства по труду, а также в законодательных документах, регулирующих вопросы предоставления пенсии.

Подробная информация о размере и расчете пенсии в Германии находится на отдельной странице нашего сайте.

Сноски:

* Курс евро в таблицах взят на 04 декабря 2020 года и составляет 90.07 рублей по курсу Европейского Центрального банка. Курсы валют в Германии

  • Страницы:
  • 1
  • 2

  • Пенсия в Германии: стаж работы, возраст, виды пенсии, оформление
  • Средняя и минимальная пенсия в Германии, расчет пенсии
  • Похожие темы:
  • Пособия по безработице в Германии
  • Минимальная зарплата в Германии
  • Как и где искать работу в Германии
  • Агентства и посредники по трудоустройству в Германии
  • Мошенничество и обман в объявлениях о работе
  • Документы для устройства на работу в Германии
  • Консультации и справочные центры в Германии для мигрантов
  • Бесплатные курсы немецкого языка в Германии

§ Комментарии и вопросы посетителей Сайта:

Комментарии посетителей:

Вопросы посетителей сайта ( предложите Ваш ответ ):

Как можно получить пенсионные накопления?

Как получить пенсионные накопления после окончания двухгодичного контракта в Германии?

Читайте также: