Корякин комментарий к закону о пенсионном обеспечении

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 9)

ГРАЖДАНЕ, УВОЛЕННЫЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НЕ ПРИОБРЕТШИЕ ПРАВА НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ, ПОЛУЧАТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ (КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 4 ИЮНЯ 2011 ГОДА N 126-ФЗ)

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Дан комментарий Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», гарантирующего социальные выплаты гражданам, уволенным с военной службы после 1 января 2002 г. и не имеющим выслугу для назначения пенсии за выслугу лет.

Ключевые слова: увольнение с военной службы, социальные выплаты.

Citizens dismissed from military service, have not acquired the right to pension for length of service, receive state support V. M. Koryakin

Commentary of the Federal Law «On guarantees of pensions for certain categories of citizens» from June 4, 2011 N 126-FZ, guaranteeing social benefits to citizens discharged from military service after January 1, 2002 and have no seniority for a pension for long service.

Key words: discharge from military service, social payments.

С 17 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Данный Закон восстанавливает справедливость в отношении значительного числа граждан, которые по различным причинам были уволены с военной службы после 1 января 2002 г. и на момент увольнения не имели необходимой выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» . ——————————— Статья 13 указанного Закона устанавливает два условия приобретения права на пенсию за выслугу лет: а) либо наличие на день увольнения выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (в льготном исчислении); б) либо наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба (при условии увольнения со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижением на день увольнения 45-летнего возраста).

Необходимость принятия данного Федерального закона обусловлена тем, что с введением с 1 января 2002 г. обязательного пенсионного страхования на всех граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в Пенсионном фонде Российской Федерации открыты индивидуальные лицевые счета, на которые работодатели ежемесячно перечисляют страховые взносы, размер которых зависит от заработной платы работника. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов не включены в систему обязательного пенсионного страхования, поскольку их пенсионное обеспечение после увольнения со службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не Пенсионного фонда Российской Федерации, как иных граждан. В связи с этим в период прохождения военной службы каких-либо отчислений за военнослужащих в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится. Вследствие такого порядка военнослужащие, которые по каким-либо причинам увольнялись с военной службы и при этом не имели выслуги, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, оказывались в заведомо ущемленном положении в сравнении с другими категориями граждан. Накопления на лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации указанных лиц, начинающих трудовую деятельность в зрелом возрасте после увольнения с военной службы, начинаются, что называется, с нуля, в то время как у их сверстников, чья трудовая деятельность не связана с военной и правоохранительной службой, к этому времени на лицевых счетах уже имеются определенные накопления. В итоге при достижении общего пенсионного возраста (55 лет — женщины, 60 лет — мужчины) при прочих равных условиях размеры трудовых пенсий по старости, назначаемых указанным гражданам, различались весьма существенно. Получалось, что годы, отданные военной службе, оказывались вычеркнутыми из жизни в прямом и переносном смысле и негативно сказывались на размере трудовых пенсий. Таких граждан немало: по данным «Российской газеты», в начале 2010 г. в стране насчитывалось около 60 тыс. граждан, уволенных с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет . ——————————— Гаврилов Ю. Заслужили: трудовую пенсию отставников повысят // Рос. газ. 2011. 31 мая.

С принятием и вступлением в силу комментируемого Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ данная явная социальная несправедливость устранена. Установленный указанным Федеральным законом механизм, обеспечивающий право на трудовую пенсию граждан, проходивших военную службу и не имеющих права на пенсию за выслугу лет, выглядит следующим образом. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) устанавливается с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, одна из частей которого за период с 1 января 2002 г. формируется из суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Как указывалось выше, граждане, проходившие военную и иную, приравненную к ней, службу, не подлежат в период этой службы обязательному пенсионному страхованию. Поэтому комментируемым Федеральным законом предусматривается преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за периоды службы, в расчетный пенсионный капитал. ——————————— Расчетный пенсионный капитал — это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости указанным лицам будет производиться с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы, имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 г., подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета. Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости стоимости страхового года на продолжительность периодов службы. При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца. ——————————— Стоимость страхового года — сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз (ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Стоимость страхового года на 2011 г. составляет 13509,6 руб. (4330 руб. x 26% x 12 мес.) . ——————————— 4330 руб. — минимальный размер оплаты труда, действовавший на 1 января 2011 г.; 26% — тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.

Поясним это на следующем примере. Прапорщик А. А. Лихачева уволена с военной службы с 23 июня 2003 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на момент увольнения 10 лет. После увольнения работала телефонисткой на районном узле связи. 1 сентября 2011 г. ей исполнилось 55 лет, и она обратилась в отделение Пенсионного фонда по месту жительства о назначении ей трудовой пенсии по старости. Для определения размера средств федерального бюджета, которые должны быть перечислены в Пенсионный фонд и включены в расчетный пенсионный капитал А. А. Лихачевой, необходимо стоимость страхового года (13509,6 руб.) умножить на продолжительность ее военной службы. В итоге получаем:

13509,6 руб. x 10 лет = 135096 руб.

Таким образом, на индивидуальном лицевом счете А. А. Лихачевой в дополнение к имеющимся накоплениям будет отражено 135096 руб., которые будут учтены при определении размера ее трудовой пенсии по старости. Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в 2011 г. для расчета трудовой пенсии, составляет 204 месяца. Для нашего случая размер ежемесячной прибавки к пенсии А. А. Лихачевой составит:

135096 руб. / 204 мес. = 662,2 руб.

Согласно расчетам, проведенным разработчиками законопроекта при подготовке его финансово-экономического обоснования, в среднем прибавка к трудовой пенсии по инвалидности, исчисленная в соответствии с комментируемым Федеральным законом с момента его введения в действие в 2011 г., будет составлять 596 руб. в месяц, а прибавка к страховой части трудовой пенсии по старости — в среднем 199 руб. в месяц. По оценкам разработчиков на момент исполнения обязательств по основной массе пенсионеров в 2030 г. с учетом стоимости страхового года за соответствующий период (65181 руб.) размер прибавки к трудовой пенсии по инвалидности будет составлять в среднем 2573 руб. в месяц, размер прибавки к страховой части трудовой пенсии по старости — 858 руб. в месяц. Безусловно, указанные размеры прибавок к трудовым пенсиям бывших военнослужащих, не имеющих права на получение пенсии за выслугу лет, выглядят более чем скромными. Однако следует иметь в виду, что при производстве расчетов за основу бралась средняя выслуга на военной службе в три года. Если же продолжительность службы составляет 10 и более лет, то указанные средние значения следует увеличивать в 3 — 5 раз. В любом случае Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» имеет позитивную направленность и призван хотя бы в небольшой степени морально и материально на склоне лет поддержать тех, кто определенное число лет своей жизни отдал делу защиты Отечества.

Роясь в принятых документах Конституционного суда наткнулся на Определение Конституционного суда, которое смешало все определения и подготовило почву для отказа нашим искам по понижающему коэффициенту. Полностью нарушив и извратив обе статьи , как 43 часть 2 , так и 49 пунк Б. ФЗ 4486-1.

Сколько ухищрений и обходов они понапридумывали. Противоречий с ранее изданными Определениями.

У них теперь ответ один: военная пенсия нам предоставляется государством на его усмотрение, это типа его право - хочет увеличивает, хочет снижает, хочет обрезает, а может вообще лишить, сказав, что нам ранее наперед оплатили ОПЕРЕЖАЮЩИМИ ТЕМПАМИ. Это теперь прерогатива Государства, а Конституционный суд теперь умывает руки.

Выкладываю это определение https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-08122015-n-2739-o-po/#100019:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 8 декабря 2015 г. N 2739-О

ПО ЗАПРОСУ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 43 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ" В СВЯЗИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ" И ЧАСТИ 9 СТАТЬИ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга,

1. В Конституционный Суд Российской Федерации 19 октября 2015 года поступил запрос Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности положений:

Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 173-ФЗ), в соответствии с которым с 1 января 2015 года приостанавливается до 1 января 2016 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статья 1) ;

части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ), согласно которой размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с 1 января 2015 года составляет 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия.

Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, в производстве Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга находится гражданское дело по иску гражданина Н.В. Караблинова (пенсионера Министерства обороны Российской Федерации) к Военному комиссариату Ленинградской области о перерасчете размера получаемой им пенсии за выслугу лет исходя из увеличенного на 2 процента размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 января 2015 года.

В связи с удовлетворением заявленного в судебном заседании представителем истца ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности подлежащих применению законоположений судья Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга Е.Б. Самсонова приостановила производство по делу определением от 14 апреля 2015 года, в котором предметом проверки (уточненным в запросе) была ошибочно указана часть вторая статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель, полагая, что предусмотренные оспариваемыми нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ и Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ изменения пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (приостановление действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 1 января 2015 года), свидетельствуют об одностороннем отказе государства от своих публично-правовых обязательств без какого-либо компенсационного механизма, просит проверить их на соответствие статьям 1 , 2 , 6 (часть 6), 7 , 15 (часть 1) , 17 (часть 1) , 18 , 19 , 39 ( части 1 и 2 ) и 55 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, заявитель усматривает противоречие оспариваемых законоположений Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (статья 1), в связи с чем их применение при разрешении данного спора считает не соответствующим статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) , относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2) .

Федеральный законодатель обладает достаточно широкой компетенцией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания начисления пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, а также, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

2.1. Учитывая особую значимость военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасностью государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрел для военнослужащих дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет, а именно: определил состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие данного Закона (часть первая статьи 43) , и основания перерасчета размера пенсий, в том числе обусловленные увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт "а" части первой статьи 49) .

Таким образом, пенсионное законодательство предусматривает механизм, гарантирующий пенсионерам из числа лиц, проходивших военную службу, повышение уровня их пенсионного обеспечения при увеличении денежного довольствия военнослужащих (оклада по должности, воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет).

2.2. В связи с реформированием в 2011 году системы денежного довольствия военнослужащих, в результате которого с 1 января 2012 года значительно увеличились оклады их денежного содержания, в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, был внесен ряд изменений, касающихся правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий, а также их перерасчета.

Так, с 1 января 2012 года было предусмотрено исчисление размера пенсий исходя из нового - более высокого - денежного довольствия военнослужащих, но со снижением величины денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, проходившим военную службу, со 100 процентов до 54 процентов. Одновременно было установлено правило о ежегодном увеличении с 1 января 2013 года указанного денежного довольствия на 2 процента либо в большем объеме (в зависимости от уровня инфляции) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в целях достижения 100 процентов его размера, а также закреплено основание пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия ( часть вторая статьи 43 и пункт "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ). Дополнительное ежегодное увеличение пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента было закреплено и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".

В целях реализации данных предписаний Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" было предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с 1 января 2013 года в объеме 56,0 процента, а с 1 октября 2013 года - 58,05 процента от размера указанного денежного довольствия (часть 9 статьи 10).

Аналогичное регулирование было установлено Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", согласно части 9 статьи 9 которого указанное денежное довольствие, подлежащее учету при исчислении пенсии, с 1 января 2014 года составляло 60,05 процента, с 1 октября 2014 года - 62,12 процента. Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.

Учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принял облеченное в форму специального федерального закона решение о приостановлении до 1 января 2016 года действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 ( статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ).

Одновременно с этим законодатель, принимая во внимание осуществление в период 2013 - 2014 годов правового регулирования по установлению величины денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, и стремясь обеспечить его преемственность в условиях приостановления действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, воспроизвел в части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ) значение величины такого денежного довольствия, достигнутое в порядке ее опережающего доведения до максимального уровня, и в последующем предусмотрел, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 названного Закона Российской Федерации, с 1 января 2015 года составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 года - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия (Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 173-ФЗ и Федеральный закон от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 329-ФЗ).

Тем самым законодатель, по существу, заявил о своем намерении в целях компенсации возможных негативных последствий решения о приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 обеспечить в течение 2015 года дополнительное увеличение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Следовательно, оспариваемое правовое регулирование в системе действующего законодательства установлено законодателем в пределах дискреционных полномочий, прямо предусмотренных пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов, в том числе за счет последовательного увеличения размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий.

3. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П и в определениях от 5 июля 2005 года N 246-О и от 21 февраля 2008 года N 106-О-О выразил правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостанавливать действие финансово емких норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Оспариваемые законоположения, не исключающие обязательств по сохранению и повышению размера пенсий военнослужащим за выслугу лет, в силу приведенной правовой позиции не могут расцениваться как допускающие отказ государства от установленного порядка пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и нарушающие конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

При приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 федеральным законодателем была обеспечена не только разумная стабильность правового регулирования, не допускающая снижение с 1 января 2015 года достигнутой ранее величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, но и закреплен надлежащий механизм, обеспечивающий реализацию пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, в объеме не ниже ранее принятых публично-правовых обязательств ( часть 2 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ), что свидетельствует об отсутствии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ и части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ в указанном заявителем аспекте.

Кроме того, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования направлены на увеличение в 2015 году абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении, что согласуется с предусмотренным статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года правилом о том, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Как видите, судья, которая подала этот запрос в КС РФ, видимо хотела встать на нашу сторону, но Зорькин её осадил. Я не удивлюсь, что её уже уволили.

Точку в споре о том, «соответствует ли федеральный закон о страховых пенсиях поправленной летом Конституции» действительно могут поставить только судьи.

Фракция «СР» в Госдуме пытается собрать подписи под обращением в Конституционный суд о соответствии Основному закону принятого несколько лет назад решения об отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам. Удастся ли эта затея – зависит от ЛДПР.

О том, что обращение в КС готовится, стало известно на прошлой неделе – лидер «СР» Сергей Миронов кратко сообщил об этом с трибуны Госдумы, выступая в связи с принятием бюджета на 2021-23 годы в третьем, окончательном чтении. «Собираются подписи», – сказал он.

Обращаться к судьям с просьбой проверить на предмет конституционности действующие законы разрешено как Госдуме в целом, так и пятой части её депутатов. В нижней палате парламента – 450 человек. Значит, чтобы КС занялся этим спорным вопросом, требуется собрать подписи 90 народных избранников. У самой «СР» всего 23 голоса. Рассчитывать, что в полном составе под таким запросом подпишется проправительственная «ЕР», едва ли приходится. Если же запрос поддержат ещё коммунисты (43 человека) и члены фракции ЛДПР (40 человек), этого хватит с лихвой.

Что мы имеем на данный момент? Отвечающий в «СР» за сбор подписей Валерий Гартунг рассказал «МК», что к концу заседания 26 ноября, когда сбор подписей был начат, «под обращением в КС подписалось 35 человек», справороссы и коммунисты. «Сейчас региональная неделя, собирать подписи затруднительно, надеемся, ясность появится после 7 декабря, когда депутаты вновь соберутся в Москве», уточнил он. Другой источник во фракции «СР» сообщил «МК», что в поддержке КПРФ сомнений нет, а готовность подписаться под обращением выразили даже несколько членов фракции «ЕР».

Что же фракция Владимира Жириновского, от которой в значительной степени зависит успех мероприятия? Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил «МК», что сейчас почти все депутаты – в регионах, сам он в Татарстане, «ближайшее заседание фракции состоится в понедельник на следующей неделе, и все подобные вопросы решаются именно на заседаниях фракции».

«Мы просим проверить на предмет конституционности ту статью закона о страховых пенсиях, которая отказывает в индексации работающим пенсионерам»,- объясняет г-н Гартунг суть документа, под которым подписываются депутаты: по его словам, после внесения поправок в Конституцию там говорится, что пенсии не реже раза в год индексируются, деления на разные категории пенсионеров нет, и «вообще – все граждане РФ равны».

Но поправки в Конституцию писали люди, которые очень аккуратно выбирали слова – так, чтобы государство не оказалось перед необходимостью тратить больше денег на социальные нужды, если того не захочет. И в Основном законе, уточним, написано буквально следующее: в России «формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется (выделено автором – «МК».) индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Если же почитать статью 26.1 того самого федерального закона – «О страховых пенсиях…», где с 2016 года говорится о разном подходе к работающим и неработающим пенсионерам, то из нее следует: пенсия и сейчас индексируется всем пенсионерам (то есть индексация «осуществляется»), но работающим она индексируется только на бумаге, и любой из них может посмотреть в своем личном кабинете на сайте ПФ, сколько он получал бы с учетом ежегодных индексаций, если бы с работы ушел. Но вот выплачивается пенсия с учетом индексаций только неработающим, а работающим её начинают выплачивать в полном объеме лишь после увольнения.

Этот аргумент обычно приводит и правительство, присылая в Госдуму отрицательные отзывы на многочисленные законопроекты депутатов из разных фракций с предложением о возврате индексации пенсий работающим.

Так что даже если запрос в КС всё же уйдет, гарантировать, что решение будет в пользу пенсионеров, никто не может. Но точку в споре о том, «соответствует ли федеральный закон о страховых пенсиях поправленной летом Конституции» действительно могут поставить только судьи.

Пришёл вчера на почту получать пенсию, выплатили лишь половину пенсии, заранее не предупредили приставы, что будут вычитать с неё за долги по кредитам, как быть, пандемия а они всё равно дерут.


Если пристав не направлял Вам постановление о возбуждении исполнительного производства, то обжалуйте действия пристава в суд.


Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Увы, но имеют полное право. И предупреждать не входит в их обязанности.


Я работаю с 2005 и сегодня в одной организации, за 2018 и 2019 не было отчислений в пфр (кризис) и в пфр говорят что стажа нет за эти года?


Все верно указывает ПФР

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях"

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.



Социальная в 70 лет.


Я пенсионер со стажем 5 лет. Получала пенсию 7781.01 руб и так как она была ниже прожиточного по Саратовской обл. была назначена доплата в сумме 1009.55.Итого в месяц получала 8790.56 руб., но т.к прожить на сумму с вычетом за ком. услуги остается 89.66 руб в день не возможно устроилась на работу в сентябре 2019 года, платила налоги. Пенсию получала без доплаты, т.е 7781.01 В апреле месяце уволилась. После перерасчета в ПФ назначена пенсия в сумме 8337.22 руб и т.к пенсия превысила минимально прожиточный минимум пенсионера на 59 рублей доплата не положена, теперь в день у меня 74.56 руб. и на сегодня на руки получаю меньше чем год назад. Хотя те пенсионеры которые не работали и не платили налоги получают доплату к пенсии и на руки в регионе получают 8900 руб. Правомерны ли не доплачивать? Куда обратиться за доплатой чтоб составляла хотя бы такую же сумму у тех кто не работал 8900 руб. или так же как и год назад получала я?


Где-то ошибка с размером пенсии

пенсия в сумме 8337.22 руб и т.к пенсия превысила минимально прожиточный минимум пенсионера


Доплата в регионе производится только тем пенсионерам которые после выхода на пенсию больше не работали и на руки с доплатой по региону в месяц получают 8846 рублей (прожиточный минимум по РФ)

Я имела неосторожность проработать 7 месяцев и теперь в доплате мне отказано сумма получения пенсии стала меньше т.к. нет доплаты и на руки получаю пенсию 8337.22 руб, в Саратовской области прожиточный минимум составляет 8278 рублей. Почему тем пенсионерам которые больше не стали работать производят доплату до минимально прожиточного по РФ а тем кто работал доплату не начисляют.?


По этой норме. Доплата - производится лишь неработающим пенсионерам.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О государственной социальной помощи"

Статья 12.1. Социальные доплаты к пенсии

1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.


Можно ли как-то увеличить размер пенсии, выбрав другой, более выгодный период? Стаж начался в 1991 году, пенсию назначили в 2019, так выработала педагогический стаж 25 лет. В итоге 10.517 руб, спустя год 10 717 руб. Мои лучшие годы по зарплате с 2010, когда я начала работать в частном доу (в стаж вошли все годы), К какому специалисту обратиться за пересмотром размера пенсии? И каков шанс ее увеличения?


Для ответа на Ваш вопрос необходимо произвести проверку пенсионных начислений. При выявлении ошибок или не выгодного варианта пенсионного обеспечения следует обращаться в ПФР за перерасчетом пенсии.

Если вам необходима помощь в проверке пенсионных начислений, я готова вам помочь в этом.


Мне 60 лет, пенсию должны дать в следующем году. Стаж в СССР 6 лет, что было достаточно. В РФ стаж ИПшника, достаточный для пенсии, но мало пенсионных баллов, а стаж СССР вроде баллов не даёт. Мне вообще пенсию то дадут?



Дмитрий Игоревич! Согласно Приложению 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившей в силу с 1 января 2019 года редакции закона, к сроку выхода на пенсию по старому прибавляется 24 мес., но пенсия по старости может назначаться раньше, но не более чем за шесть месяцев согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".

Т.е. если 60 лет для мужчины исполняется в 2020, то прибавляем + 24 месяц, вычитаем-6 месяцев. Именно таков срок выхода на пенсию в связи с переходными положениями. Если пенсионных баллов будут недостаточно, то пенсию не назначат (ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а баллы можно будет докупить.


Пенсионные баллы рассчитываются как до 2015 года, так и после этой даты. (ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях")

В расчете пенсионных баллов до 2015 года участвует и советский стаж, и общий стаж, а так же ваша заработная плата и взносы в ПФР.

Если не хватает баллов, может необходимо предоставить другой период заработка в ПФР?

Для более подробного ответа на ваш вопрос необходимо произвести оценку ваших пенсионных прав и выявить причину, по которой у вас сформировано мало пенсионных баллов.


Пенсию Вам назначат в любом случае.

В соответствии с ст.11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

1. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:5) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста

Если не хватает коэффициентов или стажа для назначения трудовой пенсии по старости, государство будет выплачивать социальную. Право на нее появляется на пять лет позже назначения пенсии по старости.

В 2020 году женщины смогут получать социальную пенсию по старости с 61,5 лет, а мужчины — с 66,5 лет. В 2028 году возраст назначения социальной пенсии составит 65 и 70 лет соответственно.

Чтобы получить право на трудовую пенсию в 2019 году, нужно иметь хотя бы 10 лет страхового стажа. Если стаж меньше, социальную пенсию по старости назначат на пять лет позже того возраста, в котором при наличии необходимого стажа и коэффициентов появляется право на страховую пенсию.

Социальную пенсию условно называют минимальной. В 2020 году в Москве она составляет 12578 рубля. Государство индексирует ее каждый год. В Окончательный размер этой пенсии зависит от прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе: если начисленная пенсия меньше, можно получить доплату.

Купить недостающие пенсионные коэффициенты могут самозанятые граждане, к которым относятся индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, воспитатели, всевозможные помощники по хозяйству, фрилансеры, переводчики и репетиторы и другие. Могут докупить коэффициенты люди, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование. А также любой человек может купить коэффициенты для своего родственника или друга, если за того не платит работодатель. Кроме того, купить коэффициенты могут граждане России, которые работают за пределами нашей страны.

Расчет сумм добровольных страховых взносов идет в календарном исчислении и зависит от размера МРОТ, установленного на начало финансового года. До недавнего времени минимальный годовой взнос рассчитывался исходя из двукратной величины МРОТ. Согласно недавно принятому федеральному закону «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» минимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2019 рассчитывается исходя из однократной величины МРОТ:

1 МРОТ x 26% х 12= 29 779 рублей.

Заплатив в ПФР такую сумму, человек сможет заработать 1,177 коэффициентов и один год страхового стажа.

Читайте также: