Крах пенсионной реформы в россии

Краткое содержание:


Как заявил лидер думской фракции «Справедливой России» Сергей Миронов, все попытки властей реформировать пенсионную сферу, в том числе скандальная затея с повышением пенсионного возраста и ставка на негосударственные фонды, потерпели крах.

Провал пенсионной реформы

Состояние пенсионеров, как настоящих, так и будущих, продолжает ухудшаться, по словам депутата Миронова:

  • страховая пенсия в среднем по стране едва больше прожиточного минимума, а средний размер накопительной не превысит 1300 рублей к 2022 году;
  • в России выстроена «людоедская» система, при которой у основной массы граждан отнимают 22% доходов, а достойной старости люди так и не имеют.

Парламентарий предлагает вернуться к выплатам пенсии из бюджета, а пенсионные выплаты из доходов граждан направлять туда же.

«Во-первых, это снизит риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений, во-вторых, срежет все нецелевые расходы, включая оплату дворцов и раздутого штата ПФР. Наконец, это даст пенсионерам хоть какие-то твердые гарантии».

В своих рассуждениях депутат ссылался на доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Дальше будет хуже? Прогнозы РАНХиГС

Эксперты посчитали, что с 2030 года в течение ближайших 20 лет в России прогнозируется снижение пенсий. К 2050 году пенсия будет составлять 27% от зарплаты, тогда как в 2018-м было 34%.

Исследователи объясняют данную ситуацию:

  • старением населения и низкими зарплатами;
  • недостаточными требованиями к рабочему стажу для получения страховой пенсии и предоставлением льгот по тарифам страховых взносов.

По мнению специалистов РАНХиГС, государству необходимо повысить требования к стажу и тарифы страховых взносов, легализовать неформально занятых.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Далеко не все поддерживают идею Миронова. Так, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец считает идеи Миронова, в том числе относительно бесперспективности негосударственных пенсионных фондов, возвратом в прошлое и тупиком для пенсионной системы.

По его мнению, доходы и зарплаты граждан, из которых формируются будущие пенсии, должны повышаться, но это не является обязанностью государства, государство должно лишь создавать соответствующие условия, способствуя развитию экономики.

Заниматься же формированием пенсии и медицинской страховки россияне должны самостоятельно:

«Иного выхода нет, это личная ответственность каждого. По таким стандартам живут во всем мире, давно отказавшись от патерналистского подхода к государству, как к единственному и незаменимому благодетелю».

Думайте сами, решайте сами.

Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев также признал, что пенсионная реформа 2018 года оказалось плохой идеей: пенсии в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, выросли чисто символически.

На его взгляд, повышение пенсионного возраста можно и нужно остановить, причем деньги у государства есть – объем Фонда национального благосостояния на 1 ноября составил 13,3 трлн руб., или 11,7% прогнозного ВВП на 2020 год, что эквивалентно $167,63 млрд.

При этом очень многие работающие россияне понимают, что надеяться на пенсию сегодня не стоит,

каждый должен копить сам, откладывая 5–10% от ежемесячного дохода, в том числе в дивидендные бумаги госбанков и крупнейших госкомпаний.

Эксперт рассказал, кому в 2021 г. назначат пенсию досрочно

Россияне нашли способ снизить пенсионный возраст на 10 лет

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать её, нажав "Да" и поделиться ею со своими подписчиками.

Благодарю за внимание!


Необходимо вернуться к старой практике выплаты пенсий из госбюджета, а пенсионные отчисления граждан направлять в казну напрямую. Об этом заявил лидер думской фракции «Справедливой России» Сергей Миронов. На его взгляд, все попытки властей реформировать пенсионную сферу, включая скандальную затею 2018 года с повышением пенсионного возраста и ставку на специальные негосударственные фонды, потерпели крах.
Состояние «нынешних и будущих» пенсионеров продолжает ухудшаться: уже сейчас страховая пенсия в среднем по стране едва больше прожиточного минимума, а средний размер накопительной не превысит 1300 рублей к 2022 году. В России выстроена «людоедская» система, при которой у основной массы граждан отнимают 22% доходов, а достойной старости люди так и не имеют. Все это цитаты из Миронова. В своих рассуждениях депутат ссылается на доклад РАНХиГС, где прогнозируется снижение пенсий с 2030 года в течение 20 лет. Эксперты подсчитали, что к 2050 году пенсия будет составлять 27% от зарплаты, тогда как в 2018-м было 34%. Исследователи объясняют это, в первую очередь, старением населения и низкими зарплатами, а во вторую – недостаточными требованиями к рабочему стажу для получения страховой пенсии и предоставлением льгот по тарифам страховых взносов. Ученые РАНХиГС полагают, что государство должно, в первую очередь, повысить требования к стажу и тарифы страховых взносов, легализовать неформально занятых.
Идеи господина Миронова, в частности, относительно бесперспективности негосударственных пенсионных фондов – это возврат в прошлое и это тупик для пенсионной системы, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Понятно, что доходы и зарплаты граждан (из которых формируются их будущие пенсии) должны повышаться, но государство не обязано этого делать для каждого отдельного индивида. В идеале оно должно лишь создавать соответствующие условия, способствуя развитию экономики. Чтобы сами россияне больше тратили на самостоятельное формирование пенсии и на медицинскую страховку. «Иного выхода нет, это личная ответственность каждого, по таким стандартам живут во всем мире, давно отказавшись от патерналистского подхода к государству, как к единственному и незаменимому благодетелю», — утверждает Зубец. Он видит в предложениях Миронова сплошной популизм, связанный, в частности, со стартовавшей кампанией по намеченным на 2021 год выборам в Госдуму.
«Пенсионная реформа 2018 года оказалось плохой идеей: пенсии в реальном выражении, то есть, с учетом инфляции, выросли чисто символически», — отмечает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. На его взгляд, повышение пенсионного возраста можно и нужно остановить. Деньги у государства есть — объем Фонда национального благосостояния на 1 ноября составил 13,3 трлн руб., или 11,7% прогнозного ВВП на 2020 год, что эквивалентно $167,63 млрд. При этом очень многие в России понимают, что на пенсию каждый должен копить сам. «Правильно было бы откладывать 5-10% от ежемесячного дохода в акции «голубых фишек», прежде всего, в дивидендные бумаги госбанков и крупнейших госкомпаний», — полагает эксперт. По его словам, задача правительства – наращивать число первоклассных финансовых инструментов на рынке. Можно вспомнить идею народных IPO для продажи населению. IPO (Initial Public Offering) буквально означает «первичное публичное размещение ценных бумаг». То есть, компания, которая раньше была частной, продает свои акции всем желающим и становится публичной.

  • Ключевые слова:
  • пенсия- ПФР и НПФ воры и обманщики
  • спасибо ₽
  • хорошо
  • +24
  • 55K


  • 19 ноября 2020, 23:29
  • Ответить



  • 19 ноября 2020, 23:54
  • Ответить



  • 20 ноября 2020, 00:04
  • Ответить



  • 20 ноября 2020, 03:24
  • Ответить



  • 20 ноября 2020, 12:40
  • Ответить



  • 20 ноября 2020, 03:24
  • Ответить



  • 20 ноября 2020, 06:10
  • Ответить



  • 20 ноября 2020, 12:43
  • Ответить



  • 19 ноября 2020, 23:30
  • Ответить


В России выстроена «людоедская» система, при которой у основной массы граждан отнимают 22% доходов

22% !? Оптимистично, в реальности с учетом НДС, ЖКХ и косвенных налогов какие заложены в том же бензине, налогов на землю, недвижку, оплату стоянок, платников тяп-ляп ремонтов,% с каждого платежа безналом и прочих поборах там все 60%. Чиновников все больше, рабочих и бизнеса все меньше, если бы не нефть и газ потоком валющих зарубеж тут была бы такая жопа жопная что ни в сказке сказать ни пером описать.

Реформа пенсионная бесконечна, единственная ее версия которая была более менее справедлива это когда ввели инв. накоп. счета и перечисляли накоп. часть на них. Потом все решили изъять заморозить, т.е. попросту грабанули, потом грабанули еще раз введя чисто мошеннические НПФ созданые чисто под себя откуда потом через офшорные схемы вывели охренелиарды, ну и торт на вишенке подтверждающие «эфективность» всех этих «реформ» — ограбление пенсионного возраста.
После этого всего говорить о каком либо доверии к пенсионной системе к системе власти это нужно мозгосральник каждый день смотреть безотрывно.

Ну и по курсу, роняют его и роняют, причем делает это конкретно власть кто бы что ни говорил по отуплятору. И вместо того чтобы решить этот вопрос что сделано чинушками — заставили убрать табло обменников… 3 раза хыхыхы.

Миронов правильно подметил власть людоедская, наверно это наиболее точное определение отражающее суть происходящего.
Власть чинушонок она такая, зарубежом в той же Америке нелучше, там чинушонок тоже хватает как и поборов и всего прочего.
Но Америка это Америка -грабят весь мир, Россия же грабит своих сограждан.


  • 19 ноября 2020, 23:44
  • Ответить

Ни одно из обещаний властей улучшить жизнь стариков не выполнено, сотни тысяч вообще остались без пенсий




Начавшееся с первого июля повышение пенсионного возраста вряд ли позволит спасти Пенсионный фонд от краха. Иначе почему чиновники массово отказываются от собственных обещаний улучшить положение ветеранов, инвалидов, военных пенсионеров, тружеников села… Пенсионная реформа потерпела крах.

Силуанов деньги обещал. Денег нет…

В России фактически, а не на бумаге, стартовала пенсионная реформа: начиная с июля выходят на пенсию те, кто по старому законодательству вышли бы на пенсию в 2019 году (женщины — в день своего 55-летия, а мужчины — в день своего 60-летия). Это первые «жертвы» самой ненавистной россиянам реформы.

Кроме того, в июле завершилась выплата федеральной социальной доплаты, причитающейся пенсионерам с первого января (с легкой руки государственных СМИ ее еще называют «президентской»). Правда, напомним, предусмотрена она была, во-первых, только для неработающих пенсионеров, а во-вторых, для получающих меньше прожиточного минимума. Таких на всю страну набралось около 4 миллионов — или лишь 10% от общего числа пенсионеров. Между тем, сам Владимир Путин обещал ежегодно прибавлять российским пенсионерам по тысяче рублей — вне зависимости от территории и категорий.

И это лишь одно из многочисленных надувательств граждан. Повышение пенсионного возраста, как объясняли идеологи реформы, позволит «высвободить» средства, которые пойдут на пополнение Пенсионного фонда. Кроме того, первый вице-премьер Антон Силуанов обещал направить на повышение пенсий средства, которые правительство выручит от повышения НДС.

Все это, дескать, позволит ежегодно производить «ускоренную» индексацию пенсий: хотя она составлять будет от 7,05% в нынешнем году до 5,5% в 2024 году. Скромно, учитывая, что только от повышения НДС в федеральный бюджет в этом году дополнительно должно быть зачислено не менее 620 млрд. рублей. Но, как часто бывает у наших чиновников, реальность не сходится с оптимистичными прогнозами.

По крайней мере, именно так получилось с пенсионными прибавками: власти принялись «экономить» на гражданах, фактически не выполняя собственные обещания.

Где людям доживать свой век, решают чиновники

Начать с того, что обманули военных пенсионеров: поначалу планировали произвести индексацию в феврале, но затем «сдвинули» до октября — причем повышение составит скромные 4,3%, что ниже прогнозируемой инфляции. Значительно ниже инфляционного уровня и 2%-ное повышение государственных и социальных пенсий (вне зависимости от стажа работы их получают такие категории граждан, как, например, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны).

Намеревалось правительство внести изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях», чтобы изменить правила получения 25%-ной фиксированной выплаты, которая частично формирует пенсию. Речь шла о тружениках села: по действующему законодательству, для повышенной выплаты они должны отработать на селе не менее 30 лет, но оставаться жить в сельской местности. Теперь же «чудо-реформаторы» из правительства решили повысить минимальный стаж до 35 лет — правда, убрать обязательное условие «доживания» на селе (можно перебраться доживать свой век и в город). Невиданная же «щедрость»!

Обдуривают пенсионеров и с расчетами рабочего стажа: по данным Пенсионного фонда России, только в прошлом году число граждан, которым отказались засчитать стаж, выросло на треть, до 170 тысяч человек. Причины самые разные: например, сам гражданин неправильно оформил документы или, наоборот, работодатель якобы не делал отчислений в Пенсионный фонд. Но помогать этим людям никто не собирается, власти проще их банально кинуть.

Что теперь делать с пенсионной системой (которая даже на фоне повышения пенсионного возраста трещит по швам), в правительстве не знают. До сих пор непонятно, что же будет с законопроектом об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК), идею которого Минфин РФ вынашивает еще с сентября 2016 года.

Пенсионная реформа — пуля со смещенным центром тяжести

— Преимущества пенсионной реформы на деле пока неочевидны, даже с учетом тех поправок и послаблений, которые внес президент РФ. Прибавка к пенсии, безусловно, не очень существенная, если принимать во внимание на глазах дорожающую жизнь, — говорит «Свободной прессе» член Общественной палаты России, директор Научно-исследовательского центра «Особое мнение» Екатерина Курбангалеева. — С одной стороны, повышать пенсионный возраст все равно было необходимо: все-таки продолжительность жизни, действительно, увеличилась.

С другой, выбран был неудачный момент: с учетом очевидного экономического спада, обуславливающего проблемы занятости, слабой доступности и невысокого качества медицинского обслуживания, помноженного на наплевательский к собственному здоровью образ жизни, пенсионная реформа спровоцировала появление ряда проблем — которые власти не ожидали, а если и ожидали, то не просчитывали.

«СП»: — То есть, вы считаете, реформирование пенсионной системы проводить не нужно было?

— Нет, пенсионную систему надо было реформировать — но не так быстро и упрощенно. Возможно, стоило людям самим предоставить выбор: продолжать работать или уходить на пенсию, хотя бы на какой-то обозримый переходный срок.

Но все-таки говорить что-либо определенное рано. Еще не понятны в полной мере ни последствия, ни результаты реформы. Пока очевидно, что страна имеет дело с коренным сломом социальной привычки. И мы на выходе имеем длящееся эмоциональное состояние недоверия и чувства несправедливости. Это как пуля со смещенным центром тяжести, которая вошла в социальный организм, а где и когда она «аукнется», до конца непонятно.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Действующая российская пенсионная система провалилась, необходимо вернуться к практике выплат напрямую из бюджета, заявил глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

По его словам, эффект от повышения пенсионного возраста оказался минимальным, в то время как страховая пенсия едва превышает прожиточный минимум, а накопительная вообще оказалась мизерной. Миронов подчеркнул, что «косметические» попытки спасти действующую систему с помощью ужесточения правил досрочного выхода на пенсию, вывода «серой» занятости и отказом от индексации выплат работающим пенсионерам потерпят неудачу. «Действующая пенсионная система не обеспечит достойных пенсий, она банкрот», — цитирует Миронова пресс-служба партии.

Парламентарий утверждает, что пенсионная система «несправедлива» и «нуждается в масштабной ревизии», так как ее «чудовищная неэффективность несет колоссальные политические риски». «Поэтому необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, а пенсионные выплаты из доходов граждан направлять туда же», — считает Миронов.

По его словам, это снизит все нецелевые расходы, включая содержание «раздутого» штата Пенсионного фонда России (ПФР), а также риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений. «Наконец, это даст пенсионерам хоть какие-то твердые гарантии», — заявил Миронов.

В конце октября глава Минфина Антон Силуанов в очередной раз высказался против индексации пенсий работающим пенсионерам. По его мнению, «справедливо» помогать исключительно неработающим пенсионерам. Он пояснил, что пенсия является компенсацией за утраченный заработок. Индексация пенсий неработающим пенсионерам прекращена с 2016 г. Ежегодно 1 августа производится перерасчет пенсий работающих пенсионеров максимум на три индивидуальных пенсионных коэффициента — в 2020 г. максимальная прибавка составила 279 руб.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

О дной из целей пенсионной реформы было снизить нагрузку на госбюджет, а именно сократить объем постоянных (можно даже назвать их хроническими) трансфертов из бюджета в ПФР. Однако сильно сэкономить не удалось. За два года, по подсчетам СП, трансферты на выплату страховых пенсий из бюджета сократились лишь на 136 млрд рублей. Печальная ситуация с пандемией заставит государство, напротив, даже увеличить вливания в пенсионную систему до 941,42 млрд рублей из Резервного фонда. Тогда как сам ПФР недополучит в этом году страховых взносов на примерно 420 млрд руб. Пока, правда, ПФР не отказался от индексации пенсий неработающим пенсионерам — на процент, больший, чем ожидаемая инфляция в стране. Однако об индексации пенсий работающим пенсионерам пока речи не идет. Самих получателей пенсии в нашей стране стало меньше всего на полмиллиона. А шуму, если вспомнить то, как эта реформа проводилась, и политических издержек для власти было столько, как будто пенсий лишили сразу полстраны.

По некоторым оценкам, сделанным, впрочем, до пандемии, очевидных положительных результатов реформы стоит ждать не ранее 2024 года, когда пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а численность россиян, которые не вышли на заслуженный отдых из-за реформы, достигнет 3 млн.

Однако при этом уже в 2023 году, согласно проекту бюджета, трансферты на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 триллиона рублей. То есть никакой экономии не видно даже близко. По самым оптимистичным расчетам (например, вице-премьера Татьяны Голиковой), трансферт федерального бюджета в пенсионную систему может быть сведен к нулю лишь к 2030–2031 гг. Но только если будет обеспечен существенный экономический рост. Такое «если» надо писать с большой буквы.

При этом, по всем демографическим выкладкам получается, что численность работающего населения будет в ближайшие годы сокращаться. Меньшее число работников будет платить меньше страховых взносов в ПФР — это простая арифметика. Повышение пенсионного возраста, старение населения и убыль рабочей силы не перекрывают, получается, никак.

Хуже того, недавно та же СП еще более сгустила краски в демографической картине России, констатировав только за первую половину текущего года увеличение естественной убыли населения на 30% в годовом исчислении. Прогнозы правительства тоже неутешительны: в 2021 году ожидается, что численность населения России снизится еще на 290 тысяч человек, в 2022 году — на 238,1 тысячи, в 2023 году — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. В целом за четыре года возможно уменьшение более чем на 1,2 миллиона человек. Суммарный коэффициент рождаемости (число рождений у одной женщины) в текущем году упадет до 1,4 или в лучшем случае удержится на уровне 2019 года (1,504). Тогда как для простого воспроизводства населения такой коэффициент должен составлять 2.

Все это происходит на фоне уменьшения миграционного притока в Россию. Наша страна становится все менее привлекательной для иммиграции. Тогда как многие расчеты по рабочей силе и той же пенсионной реформе строились во многом на том, что ухудшение общей демографической ситуации будет компенсироваться в значительной мере как раз миграционным притоком. Похоже, что нет, не будет. Кроме того, уместен и такой вопрос: а кто-нибудь всерьез изучал/сопоставлял выгоды от притока иностранной рабочей силы (в том числе в плане отчисления взносов в ПФР), часть которой имеет перспективы остаться жить в нашей стране, с издержками, которые несет приток людей иной культуры, менталитета, жизненных практик и обычаев? Это ведь тоже можно все посчитать. И не факт, что «кредит» массовой миграции сойдется с «дебитом», затратами на ее переваривание.


Василий Максимов. Фрагмент картины «Всё в прошлом». 1889 Иллюстрация: Wikimedia Commons

То, что пенсионная реформа пока не решает (и непонятно, когда и как решит) вопрос все более увеличивающихся трансфертов из госбюджета для ее содержания, — еще не все. Другой хронической проблемой пенсионной системы в нашей стране остается то, что она несправедлива. В том смысле, что она не решает проблемы бедности и даже нищеты типичного российского пенсионера. На свою даже не самую маленькую пенсию он с трудом сводит концы с концами. По стандартам Международной организации труда, достойной считается пенсия в размере не менее 40% от средней зарплаты (так называемый коэффициент возмещения утраченного дохода). Некогда в России тоже ставили такую цель как вполне достижимый идеал. Однако сейчас об этом, похоже, забыли. По расчетам РАНХиГС, к 2025 году коэффициент возмещения для получателей средних зарплат останется на нынешнем уровне — 35%, тогда как для получателей медианных зарплат он сократится с 42 до 39%. Но это «средняя температура по больнице», а в реальности все большее число людей пенсионного возраста будут ощущать, что их пенсии «убегают» в сторону уменьшения от реальных заработков (а все большее число людей вынуждены работать на двух и более работах, «средняя зарплата» все менее релевантна по отношения к средним заработкам) большинства населения.

Во многих странах существенную роль в пенсионном обеспечении возрастных людей играет накопительная пенсионная система. Это точно не наш случай и долго еще таковым не станет. Во-первых, в силу разных причин (например, завышенных затрат на себя любимых) наши негосударственные пенсионные фонды часто проигрывают по доходности даже инфляции. Во-вторых, то «кидалово», которое устроили российские власти с накопительной частью пенсии в 2015 году, продлевая «заморозку» раз за разом и, видимо, заморозят-замылят уже навсегда, отбило охоту играть в азартные пенсионные игры с нашим государством на поколение вперед.

И наконец, последнее. Назовем это расхожим словом «неэффективность». И речь не только о том, что ПФР понастроил себе по стране роскошных зданий, однако до сих пор не блистал по части зарабатывания денег, как это делают, скажем, какие-нибудь норвежские и другие западные коллеги, вкладываясь в надежные ценные бумаги. Справедливости ради заметим, что государство резко ограничило возможности ПФР по этой части, запретив, например, вкладываться в иностранные бумаги, тогда как на российском рынке возможности заработать не в пример меньше, а вот рисков хоть отбавляй. Но помимо этого наша пенсионная система неэффективна еще и потому, что почти 30% граждан (14–15 млн человек в год) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. В первую очередь, это военнослужащие, полицейские, ряд гражданских госслужащих. Они подходят к своей пенсии часто в расцвете сил и здоровья и могут вполне работать в другом качестве. Наше государство заботится о своих защитниках, это понятно. Но в том числе оно это делает за счет всех остальных. Такой распространенной практики нет ни в одной другой стране мира.

Все эти проблемы в совокупности подводят к мысли о том, что нынешняя пенсионная реформа долго не проживет, ее неисполнимость и неэффективность в ряде существенных моментов может стать очевидной уже в обозримом будущем. Особенно если наша экономика вдруг не совершит какой-то мощнейший рывок вперед. Чего по ней пока не скажешь. И тогда провал столь поспешно разработанной и принятой в 2018 году (и то не до конца, по накопительной части никакой ясности как не было, так и нет) реформы станет очевидным, толкая на новые, заведомо куда более радикальные преобразования. За что снова придется заплатить свою политическую цену.



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.


В связи с так называемой пенсионной реформой, проведенной в России, в 2020 году отложится выход на пенсию у 800 тыс. человек — с учетом тех, у кого пенсия сдвинулась уже в 2019 году. Такие данные дает руководство Пенсионного фонда России. Таким образом, значительное число наших граждан уже самым непосредственным образом столкнулись с первыми итогами изменений, внесенных в российскую пенсионную систему.

Очевидно, что перемены очень остро влияют на жизнь людей старших поколений.

Во-первых, теперь они вынуждены менять свои жизненные планы и продолжать работать в среднем еще пять лет, лишаясь выбора — продолжать ли трудовую деятельность или заниматься чем-то другим, например нянчить внуков. Соответственно под ударом оказались не только те, кого непосредственно затронуло повышение пенсионного возраста, но и члены их семей. Вполне возможно, что новые условия повлияют и на рождаемость — когда молодые семьи не смогут рассчитывать на помощь своих родителей, многие примут решение отложить рождение детей.

Во-вторых, увеличение пенсионного возраста лишило граждан старшего возраста вполне конкретной суммы пенсионных выплат за пять лет, которая ранее им причиталась и на которую они могли рассчитывать. Если считать по уровню средней пенсии в 2019 году, то общая цифра весьма существенна — более 846 тыс. руб.

В итоге мы имеем дело с серьезной несправедливостью по отношению к старшему поколению, а в конечном итоге эта несправедливость коснулась большинства жителей страны.

Правильным решением было бы провести такую реформу, где бы в корне изменился заложенный еще в 1930-е годы и действующий до сегодняшнего дня принцип расчета пенсии, которая считается от заработной платы. Использовать подход почти столетней давности — привязывать пенсию к зарплате работающих людей — абсолютно несправедливо и неправильно. Слишком сильно изменился мир и условия труда людей: с точки зрения фондо- и энерговооруженности нельзя поставить знак равенства между XXI веком и началом прошлого столетия. В 1930-е годы не было роботов, цифровизации и пр., что стало неотъемлемыми реалиями нашей жизни. Землю копали вручную лопатами — громоздкие паровые экскаваторы были тогда единичными. Уголь добывали кувалдой и поднимали вручную вагонетками — а сегодня машины, которыми добывается уголь, максимально производительны и мощны. И так в любой отрасли экономики.

В связи с этим о настоящей реформе можно было бы говорить в том случае, если бы реформаторы изменили сам принцип формирования пенсионного фонда — не через отчисления с заработных плат людей трудоспособного возраста, а исходя из результатов развития всей экономики — динамики валового регионального продукта в регионах, валового внутреннего продукта всей страны.

То есть пенсии должны зависеть от того, сколько зарабатывает вся страна. И пенсионный фонд должен формироваться, исходя из этого, от растущего объема ВВП. В таком случае хватало бы средств на пенсии и их регулярную индексацию.

Что характерно, предлагаемая система — отталкиваться от ВВП, для того чтобы формировать пенсионный фонд и платить пенсию, — не вызывает возражений по существу у экспертов, а также у представителей Пенсионного фонда России и органов власти разного уровня. Однако оказалось, что при действующем режиме на уровне правительства такую справедливую по отношению к людям и эффективную по потенциальным результатам пенсионную реформу провести нельзя. Вместо этого произошло то, что произошло: несмотря на многочисленные протесты населения власти подняли пенсионный возраст.

В Иркутской области было сделано все возможное, чтобы сгладить последствия для тех, кто оказался под ударом, по крайней мере на уровне региона. В частности, как раз в то время, когда на федеральном уровне продвигалась «пенсионная реформа», был принят закон о ветеранах труда Иркутской области, на чем много лет подряд настаивал и областной совет ветеранов. В результате благодаря этому законодательному акту ветераны труда региона были приравнены к федеральным ветеранам труда.

Были приняты меры и по защите других категорий населения Иркутской области — прежде всего представителей старших поколений. С 2018 года было принято решение выплачивать гражданам, имеющим статус детей войны, по 2 тыс. руб. ко Дню Победы. Кроме того, в регионе предусмотрены ежемесячные доплаты труженикам тыла, а также пожилым ветеранам, которым уже исполнилось 90, 95 и 100 лет. Был введен и достаточно широкий спектр местных льгот для инвалидов 1-й и 2-й групп, связанный с лекарственным обеспечением.

Все это примеры тех мер, которые были предприняты на уровне одного региона — в рамках его возможностей и полномочий — для того, чтобы хотя бы частично сгладить последствия несправедливой «пенсионной реформы». При этом для того, чтобы менять ситуацию не точечно, а комплексно, нужно принимать решение не о повышении пенсионного возраста, что ущемляет права граждан, а о переустройстве самой пенсионной системы — так, чтобы сделать ее современной, эффективной и соответствующей реалиям XXI века. Однако такие серьезные реформы возможны либо только под большим социальным давлением населения на действующую власть, на правящий режим, либо вовсе после смены руководства страны.

Читайте также: