Порядок перерасчета пенсии по фз 173

1. Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

2. В случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

3. Лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:

СЧ = СЧп + ПКп / (Т x К), где

СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПКп - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления трудовой пенсии по инвалидности - отношению, указанному в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в зависимости от категории получателя указанной пенсии. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет.

При определении суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет, не учитываются страховые взносы, учтенные при корректировке размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

4. В случае отказа пенсионера от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части, за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, по его заявлению в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Федерального закона, производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости. При этом не полученные пенсионером за указанный период суммы страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости) подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет.

Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости производится по формуле, указанной в пункте 3 настоящей статьи.

5. Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

Корректировка размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности осуществляется по формуле:

СЧ = СЧп + ПКр / (Т x К), где

СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или размер трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПКр - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления трудовой пенсии по инвалидности - отношению, указанному в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в зависимости от категории получателя указанной пенсии. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на 1 августа года, с которого производится соответствующая корректировка.

Пенсионер может отказаться от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, производимой в соответствии с настоящим пунктом, путем подачи соответствующего заявления.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца при ее назначении.

Корректировка размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца осуществляется по формуле:

СЧ = СЧп + ПКр / (Т x К) / КН, где

СЧ - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧп - установленный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПКр - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, не учтенного по состоянию на день его смерти;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 1 августа года, в котором производится соответствующая корректировка.

Детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, исходя из суммы расчетного пенсионного капитала каждого из умерших родителей, не учтенного по состоянию на день их смерти.

6. Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период;

5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за этот же год (подпункты 1 - 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

7. Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера (подпункт 5 пункта 6 настоящей статьи) определяются Правительством Российской Федерации.

8. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

Корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется по формуле:

НЧ = НЧк + ПНк / Т,

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

НЧк - установленный размер накопительной части трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПНк - сумма пенсионных накоплений, учтенных по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка. В случае проведения корректировки установленной застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", средства пенсионных накоплений, исходя из которых произведена корректировка размера этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых производится корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости этого застрахованного лица;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости (пункты 23 и 23.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка.

9. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва в соответствии с Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

22. При перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). При перерасчете или корректировке доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 17.1 . Открыть статью

12. В случае установления трудовой пенсии по инвалидности средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете и корректировке трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона и при индексации расчетного пенсионного капитала, предусмотренной пунктом 11 статьи 30 настоящего Федерального закона. Открыть статью

1. Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее пяти лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в пункте 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета или корректировки страховой части трудовой пенсии по старости, которые предусмотрены пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную, имеют право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из расчетного пенсионного капитала, . Открыть статью

1. Граждане из числа работников летно-испытательного состава, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее пяти лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в пункте 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета или корректировки страховой части трудовой пенсии по старости, которые предусмотрены пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона) имеют право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в . Открыть статью

2. При устранении обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) возобновляется в том же размере, в каком она выплачивалась на день приостановления выплаты. После возобновления выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) ее размер подлежит перерасчету по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьями 17 и 20 настоящего Федерального закона. Открыть статью

4. Прекращение или восстановление выплаты страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения на основании пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены соответствующее заявление пенсионера и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Открыть статью

5. Индексация размеров трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, производится в порядке, определяемом статьей 17 настоящего Федерального закона. Открыть статью

Одной из основных отмазок ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ и по правде сказать я сам еще не до конца могу разложить по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ .

Но я печенкой чую что в этих пунктах скрыт какой то подвох, попробуем разобраться.

С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.

ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.

  • Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова неговорится о службе в армии по призыву , в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

"службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, . " .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но также и абзац 26 пункт 4 ст. 30 №173-ФЗ гласит:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

  • Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке .

  • Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится вкалендарном порядке.
  • "Календарный порядок"исчисления это самостоятельнаяправовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового - страхового стажа .
  • А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет - исчисление размера пенсии , в денежном выражении:

"оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал "

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажа является иной правовой нормой.

  • Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

"4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.
Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового - страхового стажа это иная числовая производная. Так как "размер пенсии" и "размер страхового стажа" это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы .

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа . Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере .

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа .

К тому же данный абзац введен в действие Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ (на данный момент действующим законом )

  • Вместе с этим в Законе №400-ФЗ нет ни одного слова запрещающего, при оценка пенсионных прав застрахованных лиц, применять положения нескольких, различных законодательных актов одновременно (так, на пример, №173-ФЗ и Закона №340-1 а так же Закона №400-ФЗ).
  • Важно лишь что бы правовые нормы которые применяются в целях установление страховой пенсии не противоречили правовым нормам №400-ФЗ.

Мне кажется все выше изложенные доводы вполне могут сослужить добрую службу при защите в вопросе о включении в стаж армии в двойном размере.

2. При применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
3. Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
4. Если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.
5. Индексация размеров трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, производится в порядке, определяемом статьей 17 настоящего Федерального закона.
Комментарий к статье 29
Из названия статьи усматривается, что перерасчет размеров трудовых пенсий, назначенных до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, произведен по документам пенсионного дела (п. 1). Статья регулирует вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, имевших место до 01.01.2002 (п. 2).
Также статьей определено, что расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовой пенсии устанавливается при перерасчете размеров трудовых пенсий в соответствии с нормами ст. 30 названного Закона (п. 3).
В том случае, если при проведении перерасчета по материалам пенсионного дела размер пенсии, рассчитанный в соответствии с названной статьей, ниже размера пенсии, получаемого пенсионером до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, такому пенсионеру сохраняется прежний, более высокий размер пенсии, выплачиваемый ему на 31.12.2001 включительно (п. 4).
Статьей предусмотрено, что перерассчитанные размеры трудовых пенсий или пенсий, сохраненных в прежнем более высоком размере, подлежат индексации в порядке, предусмотренном для индексации страховой части трудовой пенсии, определенном п. п. 7, 8 ст. 17 комментируемого Закона.
В том случае, если при проведении перерасчета по материалам пенсионного дела размер пенсии, рассчитанный в соответствии с названной статьей, ниже размера пенсии, получаемого пенсионером до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, такому пенсионеру сохраняется прежний, более высокий размер пенсии, выплачиваемый ему по 31.12.2001 включительно (п. 4).
1. Применение данной нормы в практическом плане означает, что размеры "старых" пенсий (пенсии, назначенные гражданам до 01.01.2002) должны быть приведены в соответствие с размерами пенсий, устанавливаемыми "новым" пенсионным законодательством. Для выполнения такой работы территориальным органам ПФР в короткое время было необходимо произвести перерасчет размеров "старых" пенсий, исчисленных по правилам, установленным "старым" пенсионным законодательством, принимая за основу для такого перерасчета материалы пенсионного дела и не истребуя дополнительно от пенсионеров каких-либо заявлений. Для этого территориальным органам ПФР рекомендовалось отобрать пенсионные дела пенсионеров, работающих по состоянию на 31.12.2001, и перерассчитать им с 01.01.2002 размеры пенсий с учетом применения индивидуального коэффициента пенсионера (далее - ИКП) в том случае, если это приведет к увеличению размеров "новой" трудовой пенсии, тем самым устанавливая более высокий размер трудовой пенсии.
Заметим, что при перерасчете с 01.01.2002 не принимался во внимание факт работы пенсионера, поскольку "новое" пенсионное законодательство при определении размера трудовой пенсии именно с указанной даты не содержит "привязки" к факту работы пенсионера в отличие от "старого" законодательства, предусматривающего расчет пенсии с применением ИКП только неработающим пенсионерам.
При таком "массовом" перерасчете принимались во внимание и такие обстоятельства, как достижение пенсионером 80-летнего возраста по состоянию на 31.12.2001, наличие в пенсионном деле документов о нетрудоспособных членах семьи или об установлении инвалидности I группы. В таких случаях базовый размер "новой" трудовой пенсии с 01.01.2002 устанавливался в повышенных размерах, определяемых в соответствии с подп. 2, 3 п. 3 ст. 14 и подп. 1, 2, 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Отдельно следует отметить, что при таком перерасчете пенсий пенсионерам, получающим на 31.12.2001 одновременно две государственные пенсии (например, пенсия по старости (за выслугу лет) и пенсия по инвалидности вследствие военной травмы (участнику Великой Отечественной войны)), каждая пенсия пересчитывалась отдельно. Размер пенсии по старости (за выслугу лет) подлежал перерасчету в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а вторая пенсия по инвалидности вследствие военной травмы (участнику Великой Отечественной войны) устанавливалась в размерах, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (см. комментарий к п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
В правоприменительной практике встречаются ситуации, когда пенсионеру - участнику Великой Отечественной войны (по состоянию на 31.12.2001) вместо второй пенсии по инвалидности выплачивалась надбавка, предусмотренная п. "в" ст. 21, и (или) ст. 38, и (или) ст. 86.1 Закона от 20.11.1990 N 340-1. Пенсионерам взамен ранее выплачиваемой надбавки, установленной по п. "в" ст. 21 названного Закона, с 01.01.2002 устанавливается вторая государственная пенсия в размерах, определенных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Что касается пенсионеров, которым были установлены пенсии как родителям военнослужащих, вдовам погибших военнослужащих, то размеры таких пенсий подлежат перерасчету с 01.01.2002 в соответствии с названым Законом.
При проведении перерасчета по материалам пенсионного дела во внимание принимались документально подтвержденные данные о продолжительности трудового стажа пенсионера, его среднемесячный заработок, из которого исчислялась "старая" пенсия, выплачиваемая пенсионеру на 31.12.2001.
2. Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ определено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.2002, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности до указанной даты приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.
Смысл данной нормы заключается в том, что перечисленные выше платежи приравниваются к уплате страховых взносов в ПФР, и это позволяет исчислять среднемесячный заработок пенсионера (застрахованного лица) без истребования дополнительных документов, подтверждающих уплату страховых взносов в ПФР. Исключение составляют те граждане (застрахованные лица), которым необходимо подтверждать уплату страховых взносов в ПФР (например, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - индивидуальные предприниматели, адвокаты, занимающиеся частной практикой нотариусы, члены творческих союзов, лица, работающие на условиях гражданско-правового договора, и т.п.).
В частности, для граждан, работавших по трудовым договорам в организациях, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", их среднемесячный заработок до 01.01.2002, рассчитываемый в целях оценки пенсионных прав согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, при определении расчетного размера трудовой пенсии может быть определен из суммы выплат, на которые начислялись страховые взносы в ПФР, а после указанной даты - из суммы начисленных в их пользу выплат, отраженных в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета и содержащихся в пенсионном деле. При этом среднемесячный заработок пенсионера (застрахованного лица) за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями (страхователями) либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов, а период после указанной регистрации подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (п. 26 Перечня от 27.02.2002 N 16/19па).
В отношении граждан, являвшихся индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, а также лиц, работавших у них по трудовым договорам (контрактам), вопросы учета заработка для определения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 разрешены разъяснением Минтруда России от 18.04.2002 N 3 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", утвержденным Постановлением Минтруда России от 18.04.2002 N 27.
3. Пунктом 3 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ определено, что величина расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 для определения страховой части трудовой пенсии устанавливается в соответствии со ст. 30 названного Закона.
Применение данной нормы в практической деятельности территориальных органов ПФР сводится к тому, что при перерасчете "старых" государственных пенсий страховая часть трудовой пенсии определяется из величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002, для исчисления которого используется расчетный размер трудовой пенсии. При этом названная величина может быть рассчитана исходя из размера одной государственной пенсии, установленной и выплачиваемой на 31.12.2001, исчисленной с применением ИКП с учетом полагающихся повышений. Также расчетный размер трудовой пенсии (РП) может быть исчислен из пенсии, рассчитанной без применения ИКП с сохранением компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, с применением соответствующего районного коэффициента, без учета надбавок на уход и нетрудоспособных иждивенцев.
Кроме того, величина (РП) может быть определена по нормам п. п. 2 - 5 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (подробнее см. комментарий к ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
При перерасчете пенсий по материалам пенсионного дела ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) устанавливается с учетом п. 1 ст. 32 указанного Закона. В правоприменительной практике это означает, что при определении размера страховой части трудовой пенсии при ее перерасчете по материалам пенсионных дел с 01.01.2002 ожидаемый период выплаты пенсии по старости пенсионеров по старости (застрахованных лиц) принимался в размере 12 лет (Т (01.01.2002) = 144 месяцев).
4. Пунктом 4 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ гарантировано, что размер пенсии, пересчитанный в соответствии с нормами "нового" пенсионного законодательства, не может быть меньше размера "старой" пенсии, выплачиваемого пенсионеру по состоянию на 31.12.2001. Это означает, что если в результате перерасчета размера пенсии, исчисленного без применения ИКП с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента за исключением надбавок на уход и нетрудоспособных иждивенцев размер трудовой пенсии ("новой" пенсии) ниже ранее установленного размера пенсии ("старой" пенсии), то "новая" - трудовая пенсия выплачивается в прежнем, то есть в "старом", более высоком размере, с учетом всех надбавок, установленных пенсионеру на 31.12.2001.
5. Нормой п. 5 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ определено, что индексация размеров трудовых пенсий распространяется на все пенсии, как перерассчитанные из сохраненного "старого" размера пенсии, установленного до 01.01.2002, так и исчисленные в соответствии с "новым" пенсионным законодательством. Это означает, что страховая и базовая части трудовой пенсии, определенные с 01.01.2002, в том числе и из сохраненного размера пенсии, получаемой пенсионером на 31.12.2001, индексируются на равных основаниях (см. комментарий к ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).


С 15 года настоящего столетия по решению заседания депутатов Государственной думы были внесены изменения в порядок пенсионных начислений, но в основе своей не трансформировалось ничего.

С принципами начислений можно ознакомиться из этого материала.

О пенсии

Трудовая пенсия — это выплаты лицу от государства, начисляемые каждый месяц до конца жизни. Они компенсируют выплату зарплаты. С 15 года, расчет пенсионных выплат производится по данному критерию.

Страховка равна сумме денежных средств (коэффициента для поощрения при выходе на отдых перемноженному на фиксированные платежи) (коэффициенту для поощрения отсрочки по выходу на пенсию перемноженному коэффициент, носящий индивидуальный характер). Полученный результат перемножается на сумму, положенную от государства.

Закон о пенсионных выплатах

На законодательном уровне установлены требования по выплатам пенсий гражданам, проживающим в России. Вносимые в нормативный акт изменения и дополнения направлены на улучшение уровня жизни россиян.

  • право выбора пенсионных начислений;
  • на какие виды подразделяется пенсионная выплата;
  • осуществление финансирования;
  • какие существуют условия для установления пенсий;
  • понятия о страховом стаже, и каким образом производится исчисления;
  • как рассчитываются пенсии;
  • как определяются базовые размеры пенсионных выплат по получению инвалидности, а также в случае утери кормильца;
  • произведение индексации и перерасчетов пенсионных выплат;
  • порядок выплаты и доставки пенсий.

Ключевые слова из ФЗ

Перечень основных определений:

  1. Установление пенсионных выплат. Общий капитал определяется суммированием страховых взносов и иных финансовых поступлений в ПФР. Это база для основных выплат.
  2. Индивидуальный расчетный счет. Сведения о страховых взносах и иных данных от определенного лица.
  3. Период выдачи пенсий. Устанавливается на основании подсчетов, согласно статистическим данным.
  4. Накопления. Это доходы от инвестиций и страховых взносов.
  5. Расчетный капитал. Это общая сумма страховых взносов и иных денежных средств в ПФР, которые существовали еще до вступления в силу ФЗ.

Об изменениях в законодательстве

С последними изменениями в законе появились следующие виды компенсаций:

  1. По достижению возраста и инвалидности. Состоят выплаты из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При отсутствии возможности получать пенсии, эти граждане имеют возможность получать компенсационные выплаты.
  2. По потере кормильца. Суммируются базовая и накопительная части.

Регулирование данных процессов осуществляется нормативными актами.

Каким категориям граждан положены выплаты

Пенсионные начисления полагаются:

  1. Лицам, ушедшим на пенсию по возрасту, в связи с выработкой стажа.
  2. При присвоении инвалидности любой из групп.
  3. При утере кормильца, если гражданин состоял на попечении ушедшего из жизни.

Досрочные пенсионные начисления оформляются для:

  • учителей;
  • врачей;
  • работников, задействованных в горных работах;
  • для лиц, работающих в Северных районах более чем 15 лет;
  • женщинам, родившим 5 и больше детей.

Для начисления профессиональных пенсий учитывается наличие соответствующего стажа.

Из чего состоит трудовая пенсия

Состав пенсионных начислений определяется из страховой и накопительной части. Новая реформа предполагает существование каждой из них по отдельности. При этом:

  1. Страховые начисления устанавливаются из показателя взносов, внесенных в пенсионный фонд, начиная с 2002 года. Сюда же относится базовая часть.
  2. Накопительная. Формирование этого вида пенсии происходит индивидуально для граждан, имеющих постоянное место работы. Работодателем ежемесячно производятся отчисления в ПФР. С 2014 года эти средства расходуются на выплаты пенсий, а правом содержать на счетах сумм взносом обладают правом лишь коммерческие структуры. У граждан имелась возможность по окончании 2015 года вернуть отчисления в размере 6%, расходуемых на накопительную часть. Для этого нужно обратиться с заявлением в ПФР, и заключить соглашение с негосударственным фондом.

Как оформить


Оформление пенсионных выплат по инвалидности

Оформить пенсию можно всем лицам в порядке, установленном законодательством. Пенсию по возрасту назначают женщинам в 55 лет, а мужчинам в 60, при этом общий стаж работы должен быть как минимум 5 лет.

Оформление пенсионных выплат по инвалидности:

  • лицам, признанным по медицинским показаниям инвалидами;
  • причины отнесения к недееспособным гражданам не имеют значения;
  • пенсия назначается даже при отсутствии трудового стажа.

Пенсионные выплаты по случаю потери кормильца назначаются:

  • если гражданин имеет статус иждивенца;*
  • пенсионные выплаты производятся только лишь трудоустроенным родственникам.

* Исключение составляют граждане, совершившие преступление, которое привело к уходу кормильца в мир иной. Иждивенцами могут быть супруги или близкие родственники, проживавшие за счет усопшего.

  • дети или внуки, которые не достигли 18 лет либо обучаются в учебных заведениях (по последнему случаю пенсию устанавливается до наступления 23 лет);
  • гражданин, принимающий непосредственное участие в воспитании ребенка, находившегося на иждивении умершего;
  • родители покинувшего мир кормильца, если их возраст превысил 55 лет- для женщин и 60 0- для мужчин;
  • любые члены семьи, которые находились на попечении;
  • родители, утратившие возможность самостоятельно работать.

Какие документы необходимо подать

Назначение трудовой пенсии производится в соответствии с законодательством. Если выплаты устанавливаются по достижению возраста, то необходимо подготовить следующие документы:

  1. Заявление установленного образца от гражданина.
  2. Паспорт гражданина РФ.
  3. Справка о размере заработной платы с начала 2000 года до начала 2002 года или за последние полгода.

Если трудовая пенсия назначается по инвалидности, то необходимо представление следующего:

  1. Заявления от гражданина.
  2. Документ, подтверждающий удостоверение личности.
  3. Справка из поликлиники.
  4. Справка о размере заработка за тот же период, как и при оформлении пенсии по старости.

Не исключено, что наряду с основными документами могут понадобиться и дополнительные:

  1. Сведения о нетрудоспособных родственниках, являющихся членами семьи.
  2. Информация, подтверждающая пребывание гражданина в России или проживание на территории РФ.
  3. Документ об изменении фамилии и (или) иных инициалов.

В случае потери кормильца, необходимо предъявить следующие документы:

  1. Заявление о назначении пенсии.
  2. Паспорт или иной документ, устанавливающий личность.
  3. Свидетельство о смерти кормильца.
  4. Данные о среднемесячном заработке.
  5. Сведения о родственных связях с ушедшим.

  • информация об иждивении;
  • справка о проживании на территории РФ;
  • документ об отсутствии попечителя;
  • документ об отсутствии средств на проживание.

Если пенсионные выплаты назначаются досрочно, то данный факт подтверждается:

  1. Наличие справки о вредном стаже.
  2. Сведениями о наличии пятерых и более детей.
  3. Информация об инвалидности несовершеннолетнего.
  4. Справка о травмировании, полученном при военном конфликте.

Поданные документы рассматриваются специалистами, и ими же принимается решение о назначении пенсии.

Видео о легитимных документах и раскредитации пенсионеров СССР:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: