Кто еще пострадает от пенсионной реформы

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

Краткое содержание:


Осенью 2018 года в России было принято решение о повышении пенсионного возраста, которое поставило на дыбы всю страну. Власти оправдывали столь непопулярное решение тем, что благодаря пенсионной реформе им удастся снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий.

Сейчас, по прошествии 2 лет становится совершено очевидно, что пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, полностью провалилась. Ничего из того, что было обещано властями, не выполнено. ПФР как был дефицитным, так и остался таковым. Обещанная тысяча доходит далеко не до всех пенсионеров. А страну постоянно сотрясают скандалы, когда прибавка к пенсии составляет всего 1 рубль.

По сей день эксперты и политики говорят о том, что в пенсионной реформе вообще не было никакой необходимости. А инициаторы и реализаторы реформы тем временем предпочитают молчать о своем провале.

Экономии не получилось

Если сделать анализ на основе данных Счетной палаты, которые на днях опубликовала "Независимая газета" ( Подробнее >>> ), то можно увидеть, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект экономии для федерального бюджета оказался незначительным. Государство, как и раньше, продолжает делать то, что эта реформа должна была остановить или в существенной степени придержать – компенсировать выпадающие доходы из Пенсионного фонда за счет вливания из федерального бюджета.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – пишет «Независимая газета», ссылаясь на данные Счетной палаты.

А на фоне пандемии эта «экономия» и вовсе сошла на нет.

«В результате сложившейся в 2020 году ситуации до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб. Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб.», – пояснили в Счетной палате.

При этом получателей пенсий в стране стало меньше более чем на 500 000 человек.

«Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек», – отметили аудиторы Счетной палаты.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

А что с пенсиями?

Пенсии будут увеличиваться на тысячу рублей ежегодно, уверял нас господин Силуанов. И действительно, с первого взгляда может показаться, что реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий.

«Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб. Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2000 руб.», – сообщает нам Счетная палата.

Однако напомню, что по действующему законодательству пенсии российским пенсионерам и так положено было индексировать на уровень инфляции. И без всякого повышения пенсионного возраста с учётом прошедшей инфляции государство обязано было добавлять пенсионерам в среднем примерно по 1000 рублей.

А сколько стариков у нас вместо обещанной тысячи получили прибавку гораздо меньше? А у скольких пенсионеров увеличение пенсий по факту не превысило 10 рублей или вовсе оказалось нулевым ( Подробнее >>> )?

Кроме того, данное повышение совершенно не коснулось работающих пенсионеров, и судьба полноценной индексации для этой категории граждан до сих пор под большим вопросом. А министр финансов уже договорился до того, что отмена индексации работающим старикам – это и вовсе "социальная справедливость" ( Подробнее >>> ).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч работающих пенсионеров.

«Число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 000 человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек», – сообщает нам Счетная палата.

Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в тень, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны официальной статистике и Счетной палате. От этого опять же проиграл наш ПФР, так как благодаря этому не досчитается отчислений от официальной зарплаты, которые уплатили бы работодатели за этих людей.

Те, кто пока не является пенсионерами, и вовсе получили от пенсионной реформы одни только минусы в виде повышения пенсионного возраста и совершенно неопределенной судьбы их дальнейшей пенсии.

«Действующим пенсионерам пообещали доплату к пенсии 1000 руб. сразу и еще столько же на протяжении неизвестного количества лет. Обратите внимание, что речь шла не о тех, кто должен был выходить на пенсию, то есть не о тех, кто получает основной удар от этой реформы. Таким образом, государство дало денег тем, кого эта реформа не касается, а тем, кто принял удар, оно дало невнятные баллы в рамках предыдущих фаз реформирования пенсионной системы и обещания, что им потом пенсию будут удерживать на уровне не ниже инфляции, а все остальное забрала себе», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры, ученый и экономист Владимир Косой.

За последние годы наше родное государство постоянно "кидало нас на деньги" – обесценивало сбережения, девальвировало рубль, меняло законы и конфисковало триллионы рублей пенсионных накоплений. Хотя у российских граждан уже давно выработался иммунитет на подобные решения и действия наших чиновников, но, на мой взгляд, пенсионная реформа для миллионов наших граждан и лично для меня стало настоящим ударом и болью, которая не утихла до сих пор.

Социологи констатируют факт, что за 2 прошедших года в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, а в списке негативных факторов граждане очень часто ставят на первое место повышение пенсионного возраста.

Я считаю пенсионную реформу позором и провалом нашей власти. Но как мы видим, о своем позоре наши чиновники стараются умалчивать. Ведь ни одно государственное СМИ не сообщило нам об этом провале. И это убеждает нас в том, что власти все-таки осознают, что пенсионная реформа была совершенно не нужна и не принесла никаких положительных результатов стране. И поэтому сейчас об этом предпочитает умалчивать. Здесь как о покойнике – либо хорошо, либо ничего.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!


Если отказаться от обязательных пенсионных накоплений сейчас, через 10–15 лет придется проводить новую реформу. Причем в гораздо более неблагоприятных условиях.

Шум вокруг изъятия пенсионных накоплений выгоден «тем, кто в следующем году не получит серьезных денежных ресурсов из-за перераспределения накопительной части пенсионного тарифа», заявил недавно министр труда Максим Топилин. То есть получается, что ликвидация обязательных накоплений, которая сейчас обсуждается в правительстве, не такой уж серьезный вопрос, и пострадают от нее только частные структуры — пенсионные фонды и управляющие компании. Так ли это на самом деле?

До середины 2013 года негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получали часть страховых взносов (6% от фонда оплаты труда) тех граждан, которые предпочли разместить в этих фондах свои пенсионные накопления. НПФ, в свою очередь, передают пенсионные средства управляющим компаниям для инвестирования. Сейчас эта система оказалась в замороженном состоянии: новые средства в НПФ и управляющие компании не поступают, недавно принято решение о продлении моратория на передачу пенсионных накоплений и на 2015 год. Правительство обсуждает возможность вообще ликвидировать накопительную часть пенсии в будущем, оставив лишь уже имеющиеся накопления.

Давайте посмотрим, чем грозит нашей экономике отмена обязательных пенсионных накоплений. Сейчас в пенсионных фондах и УК сосредоточено более триллиона рублей, и эти деньги распределены по разным инвестиционным инструментам. На конец первого квартала 2014 года (то есть до начала периода высокой волатильности на финансовых рынках), по данным Национальной лиги управляющих, существенная часть средств пенсионных портфелей (без учета вложений государственной УК) — 60,3% — была вложена в облигации российских компаний, еще 13,7% — в государственные ценные бумаги субъектов, 6,6% — в государственные ценные бумаги, 5,2% — в акции российских АО, и еще 14,2% распределены по различным финансовым инструментам.

В основном управляющие покупают облигации системообразующих компаний, в частности бумаги ВТБ, РЖД, Газпромбанка, Россельхозбанка, «Роснефти», а также компаний второго эшелона («ВымпелКом», «Металлоинвест», «МКХ Еврохим», «Теле 2» и пр.). Благодаря пенсионным отчислениям эти организации получают заемные ресурсы, что сейчас, когда сокращается финансирование со стороны западных инвесторов, для них особенно важно. Пенсионные деньги, кстати, могли бы использоваться более эффективно, если бы было снято ограничение на сохранность средств — фактически инвестировать можно на период не больше года. Из-за этого требования управляющие ориентируются на покупку ценных бумаг с коротким сроком погашения и с осторожностью смотрят на вложения в акции.

Однако правительство, судя по всему, предпочитает другой путь: вместо серьезного инвестиционного драйвера сформировать краткосрочную финансовую подушку для решения текущих проблем. Пенсионные деньги становятся ресурсом для исполнения повышенных социальных обязательств. И гражданам, которые доверили свои средства НПФ и управляющим компаниям (а таких более 20 млн человек), говорят, чтобы они не переживали: государство якобы индексирует пенсию быстрее, чем это делают управляющие компании. Но чиновники не говорят, что страховая часть пенсии нынешних работников будет выражена в баллах. А стоимость каждого балла будет зависеть от состояния бюджета Пенсионного фонда. И если сегодня, например, один балл равняется одному рублю, то при выходе человека на пенсию он может составлять и 1,3, и 0,7 руб. Представители социального блока лукавят: они могут с гордостью индексировать страховые взносы хоть на 50% в год, но это не значит, что вырастут и реальные суммы выплат будущим пенсионерам.

В распределительной системе пенсионного обеспечения, к которой идет Россия, возможные выплаты определяются баллами и стажем. И поэтому уже не столь важно, какая сумма накоплена на вашем страховом счете. Она все равно будет погребена под реальной стоимостью балла, то есть состоянием бюджета в момент выхода на пенсию. В этом главная логика балловой инициативы — распределительная система выплаты может быть сбалансирована в любой момент. Как отметила Ольга Голодец, «пенсии будут стабильными». В этом случае у чиновников не будет болеть голова за пенсии, вот только от размера этих пенсий может разболеться голова у их получателей. Взимаемые сейчас страховые взносы компенсируются все более неопределенной суммой в будущем.

Накопительная пенсионная система честнее: в любой момент можно получить ответ, сколько средств лежит на вашем индивидуальном счете и как год за годом они растут. Можно выбирать, кому передать в управление пенсионные накопления. И, наконец, самый важный для государства момент: пенсионные средства, которые пока в силу законодательных ограничений остаются источником коротких денег, все же могут стать долгосрочным инвестиционным капиталом. Над этим активно работают Центробанк и финансово-экономический блок правительства. Отказаться от совершенствования накопительного элемента и перевести его в распределительную часть — значит признать, что экономика страны переходит на мобилизационное положение.

В условиях «мобилизационной» экономики всегда находятся средства для системообразующих предприятий и банков. Однако на долгое время остается выжженная экономическая среда для компаний второго эшелона. Именно для них пенсионные деньги могут быть инвестиционным ресурсом. Эти предприятия, в свою очередь, становятся основой для роста ВВП в будущем. А без экономического роста отчисления в бюджет будут сокращаться. Следовательно, от «мобилизационной» экономики мы по замкнутому кругу придем и к «мобилизационным» пенсиям, которые, скорее всего, будут меньше сегодняшних выплат.

По данным исследования, проведенного компанией HeadHunter в середине августа, только 15% россиян уверены в том, что государственная пенсия обеспечит их основные потребности в старости. Подавляющее большинство (85%) уверено в обратном. Красноречивые цифры. И в случае очередной реформы пенсионной системы доверие к ней еще больше снизится.

Сейчас в России еще действует уникальный распределительно-накопительный механизм финансирования пенсионных выплат. Отказавшись от него, через 10–15 лет мы снова будем вынуждены проводить новую пенсионную реформу. Потому что демографические проблемы не исчезнут: население страны будет стареть. А если не повышать отчисления в Пенсионный фонд, то баллы будут усыхать на глазах с каждым годом. Следовательно, пенсии в реальном выражении так или иначе будут уменьшаться.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Автор фото, TASS/Alexander Ryumin

Обсуждение пенсионной реформы в России подошло к логическому завершению после того, как свои изменения в реформу предложил внести Владимир Путин.

Телеобращение президента длилось около 30 минут, его транслировали все федеральные каналы. Путин предложил снизить предлагаемое повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет, а также добавить льгот некоторым категориям россиян.

Русская служба Би-би-си рассказывает, как предложения президента повлияют на россиян, федеральный бюджет и самого Путина.

  • "Смелый поступок" или "лапша на уши": реакция на пенсионное обращение Путина
  • Путин объявил о смягчении проекта пенсионной реформы
  • Все в укрытие: Медведев и его заместители проигнорируют обсуждение пенсионной реформы

Что нового предложил Путин?

  • Повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, то есть на пять, а не на восемь лет, как предлагалось в законопроекте правительства. Это единственное существенное изменение к уже принятому Госдумой в первом чтении законопроекту. Для мужчин повышение пенсионного возраста останется прежним - с 60 до 65 лет.
  • Право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию раньше на три года, если четверо - на четыре года. Матери с пятью и более детьми смогут выйти на пенсию в 50 лет. По сути речь идет о сохранении действующего порядка для матерей с пятью детьми. Сейчас в законодательстве прописана досрочная пенсия только для матерей с пятью детьми, а также для матерей с двумя детьми и более, если эти женщины проработали определенное количество лет на Крайнем Севере. Сейчас "при наличии трех детей снижения пенсионного возраста не предусмотрено", - сообщается на сайте Пенсионного фонда России.
  • Льгота для россиян, которые первыми будут выходить на пенсию по новым нормам. Гражданам, которые должны были выйти на пенсию в ближайшие два года, но не смогут этого сделать из-за повышения возраста, разрешат оформить пенсию на полгода раньше. "Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года", - пояснил Путин.
  • Россиянам предпенсионного возраста (тем, кому осталось пять лет до пенсии) нужно дать возможность пройти переобучение и утвердить для них специальную программу по повышению квалификации, сказал Путин. Также для таких граждан будет повышено пособие по безработице с 4,9 тыс. до 11,3 тыс. рублей (с 73 до 168 долларов по текущему курсу). Для бизнеса будет установлена административная и уголовная ответственность за возрастную дискриминацию. Предпринимателям также предложат стимулы, которые сделают выгодным прием на работу сотрудников предпенсионного возраста. Все эти предложения ранее уже обсуждались в правительстве.
  • Сохранение действующих условий для коренных народов Севера. Они выходят на пенсию раньше - 50 лет для женщин и 55 лет - для мужчин. Для коренных народов Крайнего Севера ранее тоже обсуждалось повышение пенсионного возраста - на восемь лет для женщин и на пять - для мужчин.
  • Доплата неработающим пенсионерам на селе. Гражданам со стажем более 30 лет в сельском хозяйстве будут платить надбавку в 25%.
  • Уменьшение трудового стажа для тех, кто начал рано работать. В законопроекте правительства указывается, что мужчины с трудовым стажем в 45 лет и женщины со стажем в 40 лет могут выйти на пенсию досрочно. Путин предложил уменьшить этот стаж на три года в обоих случаях.
  • Сохранение льгот по налогам на недвижимость и землю на переходный период и сохранение региональных льгот: бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, льготы при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств. То есть россияне, которые должны были выйти на пенсию во время переходного периода, но не смогут этого сделать из-за повышения пенсионного возраста, смогут воспользоваться этими льготами, начиная с 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

Премьер Дмитрий Медведев уже поручил правительству "в максимально короткие сроки" проработать предложения президента Владимира Путина по пенсионной реформе.

Как изменения скажутся на бюджете?

Повышение пенсионного возраста должно помочь сэкономить государству деньги - благодаря снижению трансфертов из федерального бюджета в Пенсионный фонд России. Благодаря пенсионной реформе к 2024 году экономия составит 1 трлн рублей, "но значительная часть этих средств пойдет на повышение пенсий", - оценивал глава Счетной палаты Алексей Кудрин вариант, предложенный в середине июня правительством.

По оценке Райффайзенбанка, за шесть лет повышение пенсионного возраста и НДС должно привлечь в бюджет дополнительно 7 трлн рублей.

Теперь экономисты полагают, что экономия будет меньше, а пенсионеров больше.

По словам аналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова, основные последствия связаны с тем, что Путин предложил повысить пенсионный возраст для женщин на пять лет, а не на восемь.

К 2029 году в России будет, по его расчетам, на 1 млн пенсионеров больше, чем предполагалось по правительственному законопроекту, а к 2035 году - на 3 миллиона. Если предположить, что темпы повышения возраста не будут изменены, а пенсионная реформа закончится в 2028 году, то экономия снизится. В первоначальном варианте, посчитал Мурашов, с 2019-го по 2033 год можно было сэкономить на повышении пенсионного возраста 18 трлн рублей. Учитывая предложение Путина, - на 1,5 трлн рублей меньше.

У главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой свои расчеты. В результате принятия плана Путина годовая экономия бюджета к 2034 году составит не 2,5 трлн рублей, как по правительственному законопроекту, а 1,3 трлн рублей. В ближайшие годы, по оценке Орловой, пенсионная реформа в первоначальном варианте могла бы давать небольшой профицит бюджета. Теперь, по ее мнению, он разойдется на различные льготы, о которых объявил Путин.

  • Путинские послабления пенсионной реформы оценили в полтриллиона рублей
  • Назрело или перезрело: как в Думе искали альтернативу пенсионной реформе
  • Правительство России решило не повышать пенсионный возраст для силовиков

Изменения, объявленные президентом, начнут влиять на экономику лишь к 2030 году, предсказывает Орлова. Сама реформа будет влиять уже со следующего года: она замедлит рост экономики и потребления, так как часть людей недополучат пенсии.

Министр финансов Антон Силуанов в среду заявил журналистам, что затраты на предложения президента по смягчению пенсионной реформы составят в ближайшие шесть лет порядка 500 млрд рублей. По словам Силуанова, необходимые ресурсы для этих мер будут изысканы в бюджете Пенсионного фонда, а соответственно будет уточнен объем трансферта из федерального бюджет в Пенсионный фонд.

Кто выиграет и пострадает от пенсионной реформы?

В выигрыше окажутся женщины старше 60 лет, в проигрыше - люди предпенсионного возраста и бизнес, говорят опрошенные Би-би-си экономисты.

"Как правило, лет в 60 женщины несут социальную нагрузку, они работают, грубо говоря, бабушками, - говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. - Они помогают поднимать внуков и обеспечивают тем самым занятость лицам более молодого поколения. И они заботятся о нетрудоспособных членах семьи, о мужьях, которые постарше по возрасту - как правило, они в это время уже начинают болеть".

Бизнес может оказаться в проигрыше, потому что Путин поддержал уже внесенные ранее предложения ввести уголовную и административную ответственность для компаний, которые отказываются нанимать или увольняют людей предпенсионного возраста. Вице-премьер Татьяна Голикова сказала, что наказанием для работодателей за увольнение сотрудников предпенсионного возраста могут стать штрафы до 200 тысяч рублей или в размере зарплаты за 18 месяцев.

По мнению аналитика компании "Открытие Брокер" Тимура Нигматуллина, это мера может дестабилизировать рынок труда. "Предприятия для снижения рисков будут вынуждены увольнять людей в преддверии наступления пенсионного возраста или радикально снижать им зарплату для того, чтобы стоимость рабочей силы была им пропорциональна", - объясняет он.

По словам Нигматуллина, пожилое население попало в "ножницы".

"С одной стороны, оно лишается пенсий за пять лет, с другой - уже за 5-10 лет до выхода на пенсию резко упадут доходы или возможность найти работу в принципе", - объясняет он.

Алексей Репик, глава "Деловой России" - организации, представляющей интересы среднего бизнеса, - уже предложил государству стимулировать бизнес не увольнять пожилых. К примеру, снизить страховые взносы в Пенсионный фонд.

По словам политолога Алексея Макаркина, обращение президента повлияет на разные группы россиян по-разному: "кто успокоится, кто нет". Оппозиционно настроенные люди не изменят своего отношения ни к реформе, ни к Владимиру Путину, полагает эксперт.

Главная аудитория телеобращения президента - это те россияне, которые недовольны реформой, но при этом продолжают поддерживать Владимира Путина, уверен политолог: "Они, вроде как, недовольны, но по разным причинам от власти не уходят. Например, верят в безальтернативность, верят, что при смене власти будет только хуже. Главным было удержать их. Они готовы слушать рациональные аргументы. Те, кто хлопнул дверью, к этим аргументам не прислушаются", - сказал Макаркин Би-би-си.

Обращение президента сняло несколько вопросов, которые беспокоили россиян, считает политолог Андрей Колядин, бывший сотрудник администрации президента. "Это опасения людей по поводу того, что люди за пять лет до пенсии окажутся без средств, что они будут брошены, что их будут увольнять", - объяснил эксперт.

Пенсионную реформу придется проводить в любом случае, вне зависимости от того, как к ней относится общество, отметил Колядин. Но, по его словам, общий накал дискуссии о пенсионном возрасте после телеобращения Путина снизится.

Главным итогом выступления "станет нарастающее чувство тревожности", уверен политолог Аббас Галлямов. "Ведь по сути, президент сказал, что все далеко не так хорошо, как представлялось раньше", - написал он на своей странице в "Фейсбуке".

По его мнению, сам факт выступления открывает широкий простор для выгодных Кремлю интерпретаций: можно говорить, что президент "не дистанцировался", "не пытается избежать ответственности, а берет ее на себя". ""Если Кремль сумеет сейчас навязать подобную интерпретацию, то с имиджевой точки зрения это станет большим успехом Путина", - полагает Галлямов.

Но, по его мнению, "ошибкой был отказ от демонстрации того, что государство не только предлагает затянуть пояса гражданам, но и затягивает их само".

Читайте также: