Момент приобретения пенсионных прав

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.



В наступившем 2017 году процедура оформления пенсий в РФ претерпела некоторые изменения и стала проще. Бланк заявления, которое необходимо подать гражданам для назначения пенсии, можно получить в любом отделении российского Пенсионного фонда или скачать в сети Интернет. В текущем году срок минимального стажа для начисления пенсии несколько увеличен и теперь составляет восемь лет, а к 2025 году, как предполагают в правительстве, он будет повышен до пятнадцати лет.

Когда можно обратиться за пенсией: общий порядок


Положениями действующего законодательства не установлена конкретная дата обращения за пенсией или период, в пределах которого гражданин может подать документы на оформлении выплат. Будущий пенсионер может обратиться за выплатой в момент возникновения права на получение пенсии. Отметим, что данное право приобретается гражданами в разное время, которое устанавливается в зависимости от вида оформляемой пенсии (страховая пенсия по возрасту, досрочная пенсия, военная пенсия, социальная пенсия, т.п.). Таким образом, лицо, выполнившее все требования, необходимые для назначения определенного вида пенсионных выплат, вправе обратиться за получением пенсии.

В общем порядке обращение за пенсией осуществляется через территориальный орган ПФР по месту регистрации будущего пенсионера.





Сроки начисления и выплаты пенсии

При оформлении ежемесячного денежного пособия, в территориальном отделении Пенсионного фонда определяется ежемесячная дата его поступления. Пенсионер не может выбрать число на собственное усмотрение. День выдачи денег не устанавливается законом, а зависит от решения местных исполнительных органов.

После истечения установленного законом 10-дневного срока рассмотрения заявления или при наличии объективных причин, увеличенного срока рассмотрения, пенсионер получает уведомление о необходимости явиться в отдел назначения материального обеспечения. Во время личного приема гражданину сообщается о начислении выплат, устанавливается дата их получения, и выдается на руки пенсионное удостоверение.

Когда можно обратиться за пенсией по возрасту

Подавляющее большинство пенсионеров РФ являются получателями пенсионных выплат по старости, одно из основных требований для назначения которых – достижение гражданином пенсионного возраста. При этом пенсия по возрасту может выплачиваться как лицам со стажем, так и гражданам не имеющего достаточного количества лет трудового стажа. Также пенсия по старости может быть назначена досрочно, до момента достижения лицом общеустановленного пенсионного возраста. В каждом из вышеперечисленных случаев срок обращения за пенсией будет разным. Ниже представлена подробная информация о том, когда можно обратиться за пенсией по возрасту в разных случаях.

Обращение за страховой пенсией

Гражданин может обратиться в ПФР за назначением страховой (трудовой) пенсии в момент, когда его возраст и трудовой стаж одновременно выполняют нижеуказанные требования:

  1. Возраст заявителя составляет 60/65 лет (Ж/М) и выше.
  2. Трудовой стаж гражданина составляет не менее 11 лет.
  3. Показатель ИПК, накопленного лицом в течение трудовой деятельности, равен или выше 18,6.

Почему не назначают пенсию если все документы сданы

Кто знает, какая именно связь между зарплатой и начисляемой пенсией? Говорят, что пенсия начисляется исходя из предоставленных справок об офиц.зарплате за два года подряд. Любые два года, какие выберешь, т.е. те, когда зарплата была самая высокая.А дальше что? Какая конкретно связь между зарплатой и начисленной пенсией? Вопрос возник, т.к. могу выбрать:- зарплата, в которой незначительная часть фиксированная, официальная, а остальная часть бонусами- зарплата ниже той, что в первом случае, но ее официальная часть выше, бонусов нет.Суммарно в первом случае зарплата получается значительно выше второй. Ответить с цитированием Вверх ▲

  • Интересное на cofe.ru Сапоги на все случаи жизни Как понять, что муж хочет развода Её величество паста
  • 24.03.2011, 13:31 #2 Арабеска, сходи в соцзащиту с копией трудовой книжки.

Обращение за пенсией по инвалидности



В отличие от стандартных видов пенсии (страховой и социальной), назначения пенсии по инвалидности осуществляется вне зависимости от достижения гражданином пенсионного возраста. Инвалид может обратиться за пенсией сразу по факту присвоения группы инвалидности. Механизм оформления пенсии по инвалидности следующий:

  1. Гражданин проходит освидетельствование МСЭ, после чего ему присваивается группа инвалидности.
  2. На основании выписки из акта МСЭ инвалид получает право на оформление пенсии.
  3. Инвалид может обратиться в ПФР за пенсией в день, следующий за датой присвоения инвалидности по акту МСЭ.

Если инвалид имеет трудовой стаж от 1 дня, то ему, независимо от возраста и показателя ИПК, назначается страховая пенсия по инвалидности. Инвалиды без стажа получают социальную пенсию по инвалидности. Срок назначения выплат – с момента получения статуса инвалида пожизненно, либо до снятия инвалидности при переосвидетельствовании.

Рассмотрим пример. Волошин Г.Д. (22 года) – крановщик . В июне 2020 Волошину присвоена инвалидность ІІ группы (дата акта МСЭК – 04.06.17). По состоянию на 01.06.17 общий трудовой стаж Волошина – 2 года.

05.06.17 Волошин обратился в ПФР за назначением страховой пенсии по инвалидности. Выплаты назначены Волошину с 01.07.17.

Порядок подачи заявления

Процесс подачи заявления для назначения пенсии также упрощен, теперь, помимо подачи документа персонально, можно это также сделать и через Интернет. При этом, по действующему российскому законодательству, срок назначения пенсии после подачи заявления не должен превышать десяти дней. В заявлении обратившийся обязан сообщить следующую информацию:

  • фамилия, имя и отчество, сведения о месте постоянного проживания;
  • данные паспорта и страхового свидетельства, а также, в случае необходимости, данные его законного опекуна или представителя;
  • информация о предполагаемом виде пенсии;
  • данные о прилагаемых к заявлению документах.

Когда военнослужащий может обратиться за пенсией

Для военнослужащих, а также работников МВД, МЧС, прокуратуры и прочих лиц, перечисленных в положениях закона 4468-1, предусмотрен особый порядок оформления пенсии. В отличие от общей категории граждан, военные и лица, к ним приравненные, могут обратиться за пенсией в одном из следующих случаев:

  • по достижению 45 лет, при наличии выслуги минимум 12,5 лет и общего трудового стажа минимум 25 лет;
  • при выслуге 25 лет, вне зависимости от возраста и общего трудового стажа.

Военнослужащие обращаются за пенсией не в ПФР, а путем подачи документов в орган военного комиссариата по месту жительства. Как и в общем случае, военный может подать документы для оформления пенсии в момент приобретения права на данный вид выплат.

Какие документы обязан приложить к заявлению обратившийся в отделение ПФР

К заявлению в момент его подачи в подразделения Пенсионного фонда, обратившийся должен приложить следующие необходимые документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовая книжка;
  • справка о заработной плате на протяжении пяти лет (за любой непрерывный период работы);
  • документ, который подтверждает страховой стаж заявителя;
  • свидетельство обязательного медицинского страхования.

Помимо вышеперечисленных документов, заявитель может включить при необходимости в пакет для подачи следующие позиции:

  • военный билет (в случае, если заявитель являлся военнослужащим);
  • документ, подтверждающий наличие иждивенцев у заявителя;
  • свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя;
  • свидетельства о рождении детей (если заявитель является многодетной матерью и претендует на соответствующие льготы);
  • документы, подтверждающие инвалидность, с указанием степени, а также свидетельствующие о попечительстве над инвалидом;
  • документы о смене фамилии, с указанием оснований (если таковая происходила);
  • документы, подтверждающие работу заявителя в отраслях, при которой он может претендовать на особые условия при начислении пенсии;
  • документы об участии в различных программах софинансирования пенсий.

В случае если заявитель решил воспользоваться традиционным способом подачи заявления на пенсию и сопроводительных документов к нему, он должен учитывать следующие условия:

  • заявление на пенсию составляется по соответствующему образцу, и вместе с прилагаемым пакетом документов готовится за месяц до даты ожидаемого выхода на пенсию;
  • заявление с прилагаемыми документами подается в отделение Пенсионного фонда лично, а также по почте или через МФЦ;
  • в случае если к заявлению прилагаются не все документы, их можно добавить на протяжении трех месяцев, в противном случае всю процедуру необходимо будет проходить заново;
  • следует помнить о необходимости предоставления данных, необходимых для перечисления пенсии, а именно сведения о месте проживания и банковских реквизитах;
  • начисление пенсии начнется с момента подачи полного пакета документов, но не ранее принятия фактического решения о получении права на пенсию.

Заполнение заявления на пенсию

Ознакомиться с бланком заявления на получение пенсии может любой желающий, так как этот документ размещен на официальном сайте ПФР . Образец заполнения заявления можно увидеть непосредственно при визите в госучреждение или найти в интернете.

Заявитель должен указать в своем обращении на получение пенсии следующую информацию:

Адрес, где постоянно проживает гражданин или где он зарегистрирован, тоже должен прописываться в обращении полностью, никакие сокращения не допускаются. При отсутствии у заявителя паспорта, в заявлении указывается информация о других документах, которые по закону могут использоваться в качестве удостоверения личности.

Подтверждающие документы

Для уточнения некоторых обстоятельств, сотрудникам ПФР может потребоваться предоставление заявителем дополнительных документов, к примеру:

  • Документ, подтверждающий смену ФИО;
  • Документ, подтверждающий факт проживания заявителя в России или по месту его пребывания;
  • Документ, который является обоснованием нахождения человека за пределами РФ;
  • Подтверждение того, что заявитель является на полном обеспечении у другого человека;
  • Документ, подтверждающий факт продолжения иждивенцем учебы после достижения им совершеннолетнего возраста;
  • Документ, свидетельствующий о наличии родственных отношений;
  • Доказательство того, что заявитель относится к малочисленным народам Севера;
  • Удостоверение, подтверждающее участие заявителя в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС или пребывания в иных радиоактивных зонах;
  • Документ, с помощью которого заявитель может подтвердить обоснованность выполнение отдельных видов работ.

Читать дальше: Куда обратиться если судебные приставы бездействуют

На заметку! При сдаче документов представителем, дополнительно потребуется предоставить документ, подтверждающий законность его действий и наличие полномочий.

Перерасчет пенсии

Даже если кто-то сейчас расскажет свой опыт, то какие-то конкретные нюансы могут этот опыт моментально перебить.От себя могу только сказать, что наше государство фиг объедешь на кривой козе, оно само… кого хочешь объедет .Буквально несколько лет назад связь между начислением пенсии и зарплатой была, но 1. только для людей до определенного года рождения, потом всем пенсию будут считать по отчислениям в пенсионные фонды. допустим, вы попадаете в эту группу, 2. она ограничена коэффециентом — чтоб люди слишком много пенсии не получили.Про последнее подробнее: при рассчете пенсии будут смотреть две цифры — среднюю вашу зарплату за месяц и среднюю зарплату в этот период по стране. Если ваша зарплата больше, то рассчет производится по ней, но не более, чем в размере 1,2 от средней зарплаты по стране.Другими словами, если средняя зарплата по стране в тот момент была 100 р.

За сколько месяцев оплатят пенсию если она оформлена позже?

Как влияют различные способы получения пенсии на сроки Многих интересует, по каким числам выплачивают деньги пенсионерам при получении их различными способами. Существуют следующие варианты получения пенсии:

  1. на почтовом отделении: выдача производится непосредственно на почте или деньги доставляются домой почтальоном.График выплат устанавливается Почтой России.

Эта же организация сообщает о внесении изменений в график в связи с праздничными днями;

  • отделения банков: деньги можно получить в любой день.Начисления поступают до 15-го числа каждого месяца. Возможно использование накопительной системы;
  • организации: график выплат схож с Почтой России.

В случае если пенсионер не смог вовремя получить начисления, сделать это можно позже.

При определении даты назначения досрочной страховой пенсии по старости для граждан, которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), судам необходимо учитывать переходные положения, установленные Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

(БЮЛЛЕТЕНЬ судебной практики Московского областного суда за первое полугодие 2020 года)

Требование истца

Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от 07.06.2019г. об отказе в назначении досрочной страховой пении по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия необходимого специального стажа на момент обращения с заявлением, при этом в специальный стаж необоснованно не зачтены периоды работы.

Выводы суда по делу

Решением Ступинского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены.

Суд первой инстанции указал, что по состоянию на 01.01.2019г. истец выработал необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, однако в установленном порядке не реализовал свое право на её назначение до установления нового правового регулирования (до 31.12.2018г.), и, сославшись на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», исходил из того, что за истцом сохраняется право на досрочный выход на пенсию по старости со дня обращения за ней, независимо от требований приложений №№ 6 и 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области просило решение суда отменить, в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

Судебная коллегия с решением суда первой инстанции в обжалованной части не согласилась, поскольку содержащийся в нем вывод основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающих сроки назначения страховых пенсий, а также переходных положений, принятых в связи с реализованной в 2019 году реформой пенсионного законодательства.

  • Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
  • Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
  • В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

  • 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» введена часть 1.1.
  • Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
  • В соответствии с приложением № 7 при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 . 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2019 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению через 12 месяцев после возникновения на нее права.

Судом первой инстанции установлено, что Л. обратился за назначением досрочной страховой пенсии 04.02.2019г., то есть после вступления в силу изменений, внесенных ст. 10 Федеральным законом от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Таким образом, в соответствии с приведенным выше приложением № 7, датой назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости будет являться 04.02.2020г.

Однако, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

✔ Поскольку по состоянию на 04.02.2019г. истец имел необходимый медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом приведенного выше правового регулирования пенсия должна быть назначена ему на 6 месяцев раньше даты, указанной в приложении № 7 , то есть с 04.08.2019г.

Ссылка суда первой инстанции в решении на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающей сохранение за гражданами права на назначение страховых пенсий непосредственно с даты подачи заявления, является необоснованной.

Приведенное в данной части правило подлежит применению при соблюдении двух условий:

1) если граждане достигли возраста выхода на пенсию до введения нового правового регулирования в пенсионном законодательстве и не сразу реализовали свое право на получение пенсионного обеспечения;

2) для вида пенсии, на которую претендует гражданин в качестве условия предусмотрен определенный возраст для её назначения.

Досрочная страховая пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается медицинским работникам независимо от возраста, при условии выработки необходимого минимального специального медицинского стажа в конкретной должности, предусмотренной списками.

Таким образом, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в данном случае применению не подлежит.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: