Нарушение пенсионного законодательства что это

Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о простых пенсионерах. У них могут возникать сомнения, полностью ли соблюдены их пенсионные права. Порой пенсионер случайно узнает, что его пенсионные права нарушаются (например, при наличии нескольких вариантов расчета пенсии пенсионный орган не применил наиболее выгодный или им была допущена ошибка при исчислении показателей, влияющих на размер пенсии, и т.п.).

Для исключения таких ситуаций граждане могут обращаться (устно или в письменной форме) в органы Пенсионного фонда за получением исчерпывающих объяснений по интересующим вопросам, касающимся их пенсионных прав, в том числе за обоснованием размера начисленной им пенсии.

Полномочия Пенсионного фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Положении о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 ) и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно последнему (ст. 13) пенсионные органы обязаны:

- бесплатно консультировать застрахованных лиц (пенсионеров) по пенсионным вопросам и информировать их о нормативных правовых актах;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам (пенсионерам) по пенсионным вопросам.

Помимо этого застрахованные лица (работники и пенсионеры) имеют право на информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», все граждане , подлежащие обязательному пенсионному страхованию, должны быть зарегистрированы в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и на них должны предоставляться необходимые для пенсионного обеспечения сведения. Данный Закон вступил в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных субъектов РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории России. Однако, его поэтапная реализации в регионах растянулась на несколько лет, что объясняет различие в датах регистрации застрахованных в органах ПФР.

На индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального (персонифицированного) учета содержатся сведения о заработке, стаже (в том числе, приобретенном до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета), сумме поступивших от работодателя страховых взносов (из которых рассчитываются страховая и накопительная части трудовой пенсии) и дополнительных поступлениях на накопительную часть пенсии, сведения о расчетном пенсионном капитале и его индексации, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, о назначенной трудовой пенсии и индексации ее размера.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 44 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» работодатели должны были в период с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами Пенсионного фонда, представить сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом в первоочередном порядке сведения о трудовом (страховом) стаже должны были представить организации, имеющие должности (профессии), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и организации, находящиеся в стадии ликвидации, банкротства (Порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.10.2003 № 139п).

Информация с лицевого пенсионного счета не только дает представление о том, исходя из каких параметров рассчитана пенсия конкретному пенсионеру, но и позволяет лицам, еще не вышедшим на пенсию, проконтролировать правильность учета и отражения их пенсионных прав для принятия превентивных мер по устранению ошибок, которые могут негативно отразиться на размере его будущей пенсии, а также удостовериться в добросовестности своего работодателя, прежде всего, в части своевременного и в полном объеме перечисления взносов за работника.

В Постановлении Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии» в п. 19 акцентировано внимание, что «гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, гражданин вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд.

Гражданин может также обратиться в орган ПФР по вопросу уточнения (исправления) содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений о стаже, приобретенном до 1 января 2002.

Реализовать свое право на ознакомление с пенсионными правами, отраженными на лицевом счете, работники и пенсионеры могут, обратившись к работодателю за информацией о сведениях, представленных за него в Пенсионный фонд РФ (ст. 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и о начисленных за него страховых взносах (ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель должен передавать работнику копию сведений индивидуального (персонифицированного) учета одновременно с передачей этих сведений в Пенсионный фонд. Увольняющимся работникам сведения персучета передаются в день увольнения (работодатель должен получить письменное подтверждение об этом). Работнику, подавшему заявление о выходе на трудовую пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Получить информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно также непосредственно в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы (бесплатно такая информация предоставляется один раз в год в течение 10 дней со дня обращения гражданина).

ü Указанная информация направляется застрахованному лицу способом, указанным им при обращении (в т.ч. в форме электронного документа, черезединый портал государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением).

ü Граждане, формирующие накопительную часть своей трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, по всем вопросам относительно пенсионных накоплений могут обращаться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд, которому переданы пенсионные накопления, заводит на каждое застрахованное лицо пенсионный счет [2] (аналог специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде, где отражается информация о пенсионных накоплениях).

В соответствии с Типовыми страховыми правилами негосударственного пенсионного фонда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 731н, будущий пенсионер имеет право запрашивать у негосударственного пенсионного фонда интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Негосударственный пенсионный фонд обязан бесплатно консультировать застрахованных лиц по всем вопросам обязательного пенсионного страхования.

В случае несогласия с имеющейся у негосударственного фонда информацией о пенсионных накоплениях, можно требовать их исправить, в том числе в судебном порядке.

ü Ранее на органах Пенсионного фонда (а если по выбору гражданина пенсионными накоплениями в рамках обязательного пенсионного страхования управляет негосударственный пенсионный фонд, то – в части информирования о пенсионных накоплениях - на соответствующем негосударственном пенсионном фонде) лежала обязанность бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах (так называемые «письма счастья»). С 2013 года эта обязанность отменена. Теперь получить сведения о состоянии своих пенсионных счетов можно только в заявительном порядке.

Помочь гражданам получить информацию от Пенсионного фонда призван и открывшийся 15 декабря 2009 г. - в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» - Единый портал государственных услуг. По интернет-адресу http://www.gosuslugi.ru можно найти сведения о государственных услугах (к ним относится и информация, предоставляемая пенсионными органами [3] ) и возможностях их получения. В карточке услуги можно ознакомиться с ее описанием, узнать сроки ее исполнения, изучить бланки заявлений, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», можно в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги, а затем отследить прохождение своего обращения. Из «Личного кабинета», можно, например, отправить запрос на получение информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Предполагается, что к 2014 году все госуслуги можно будет получать в электронной форме по универсальной электронной карте.

ü Пояснения по поводу пенсионных услуг, доступных в электронном виде, можно получить на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/elvid/) и на сайте проекта «электронное Правительство» - http://www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000002796.html).

[1] См. Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года (утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

[2] Статья 36.19 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Сотни уголовных дел возбуждено в России по пенсионным ошибкам в 2018 году.

Уголовное дело за ошибку в расчетах

В рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе Генеральный прокурор России Юрий Чайка рассказал депутатам о состоянии законности и правопорядка в стране, в том числе в вопросах защиты трудовых и пенсионных прав граждан. Оказывается, специалисты Пенсионного фонда России часто становятся фигурантами уголовных дел, так как нарушают права пенсионеров.

По словам генпрокурора, почти 300 уголовных дел возбуждено в России за прошлый год из-за:

  • отказов в пенсиях;
  • ошибок с их расчетом.

Самыми частыми нарушениями в отношении этих социально незащищенных групп населения, по словам генпрокурора, стали:

  • незаконное снижение размера пенсий;
  • необоснованный отказ в выплате;
  • занижение трудового стажа.

Всего же, по словам Юрия Чайки

В прошлом году в сферах пенсионного законодательства, здравоохранения, соблюдения социальных гарантий инвалидов были защищены права 42 000 человек. А к виновным должностным лицам применены строгие меры взыскания, 37 000 из них привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 280 уголовных дел.

Среди других нарушений прав Юрий Чайка выделил

  • нарушения законодательства при признании граждан инвалидами;
  • случаи уклонения от предоставления льготных рецептов, санаторного лечения, средств реабилитации.

Также генпроурор отметил, что

В домах для инвалидов далеко не всегда соблюдаются законодательство об охране здоровья, санитарно-эпидемиологические нормы, правила пожарной безопасности.

Как пенсионеру доказать, что пенсия занижена?

Если чиновник из Пенсионного фонда при начислении пенсии не просто ошибся, а действовал злонамеренноо, то его привлечение к уголовной ответственности за занижение размера пенсии или отказ в ее назначении прямо об этом свидетельствует. Но ведь пенсию начисляют без участия самих получателей. Как выявить такие нарушения?

В прокуратуре советуют всем российским пенсионерам внимательно следить за пенсионным законодательством и контролировать все пенсионные начисления, по возможности проверяя их корректность. При возникновении сомнений в правильности начисленной суммы следует подать заявление на перерасчет пенсии в свое территориальное отделение ПФР. На такое заявление сотрудники ПФР обязаны дать аргументированный ответ. В этом ответе должна быть либо указана новая сумма пенсии, либо указано, что в итоге перерасчета ничего не изменилось (меньше, чем есть пенсию назначить не могут), либо указано об отказе в перерасчете и причины такого отказа.

Если пенсионер считает, что отказ несправедлив, он может одновременно или по отдельности:

  • подать иск в суд и оспорить решение ПФР;
  • подать жалобу в прокуратуру для проведения проверки.

По результатам такой проверки, если будут выявлены нарушения прав пенсионера, сотрудники ПФР могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности. При этом пенсия будет пересчитана в соответствии с реальным стажем, льготами, надбавками и другими условиями.

Аналогично нужно действовать гражданам, которым незаконно, по их мнению, отказали:

  • в назначении страховой пенсии по старости;
  • в назначении социальной пенсии;
  • в присвоении инвалидности.

У прокуратуры есть достаточно прав и средств для восстановления нарушенных прав пенсионеров. Как резюмировал Юрий Чайка:

По многим вопросам, связанным с нарушением своих законных прав, граждане обращаются именно в органы прокуратуры. Механизм их восстановления доступен, оперативен и результативен. О доверии к нам свидетельствуют не только данные статистики, но и проведенные социологические исследования.

Штраф Пенсионного фонда грозит тем, кто не вовремя сдал отчеты. Это, в первую очередь, такие формы, как СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД. Разберемся в штрафах подробно.

Как штрафует Пенсионный фонд

ПФР штрафует страхователей за непредставление сведений или за неверные предоставленные сведения своих работников.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 27 сентября 2019 года № 485п утверждены формы, которые фирма должна представлять в Пенсионный фонд при регистрации, изменении сведений о застрахованных лицах, и инструкция по их заполнению.

Отчетность, представляемая в Пенсионный фонд РФ

Так, Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлен штраф 500 рублей:

за несоблюдение страхователем срока представления сведений за каждое застрахованное лицо;

за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в отношении каждого застрахованного лица.

Что значит за каждое застрахованное лицо?

Например, если форма СЗВ-М будет сдана позже срока, а у страхователя работает 20 человек, то размер штрафа составит 10 000 рублей (20 чел. × 500 руб.).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

ПФР оштрафует и за неэлектронную форму отчетности: если организация с численностью работающих более 25 человек сдаст отчет не в электронном формате, а на бумаге, штраф составит 1000 рублей.

За что штрафует ПФР

В какой срок устранять ошибки без штрафа

Страхователи смогут без санкций устранять свои ошибки и расхождения, выявленные специалистами ПФР при камеральной проверке сданной отчетности, в течение 5 рабочих дней.

То есть срок устранения страхователями несоответствий и ошибок – 5 рабочих дней со дня получения от органа ПФР уведомления об ошибке. Если работодатель уложится в этот срок и представит исправленный отчет, тогда он избежит штрафа.

На протяжении пятидневного срока к ним не будут применяться финансовые санкции, а на шестой день специалисты ПФР составят Акт о выявлении правонарушения и применят штраф. Далее органы ПФР будут обращаться в суд, чтобы взыскать санкции, если страхователь не уплатит или уплатит их не полностью.

Часто встречается, что уволенный работник восстанавливается на рабочем месте по решению суда. В данной ситуации страхователь может избежать нарушения срока представления сведений, если отчитается за все периоды, когда работник числился уволенным, не позднее следующего отчетного периода с даты вынесения судебного акта.

Когда ПФР обратиться в суд за штрафом

Недавно принятый Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 237-ФЗ установил, что ПФР вправе обращаться в суд за взысканием санкций со страхователей только в случае, когда общая сумма финансовых санкций, подлежащих взысканию, превышает 3000 рублей.

Срок у ПФР – шесть месяцев с даты превышения.

Если же за три года со дня истечения срока исполнения самого раннего требования штрафы не превысили 3000 рублей, то ПФР вправе обратиться в суд за взысканием в течение 6 месяцев со дня истечения этого трехлетнего срока.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Административная ответственность должностных лиц

Не нужно забывать, что должностных лиц могут оштрафовать по КоАП РФ.

Согласно статье 15.33.2 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) персонифицированного учета в органы ПФР должностные лица организаций-страхователей будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

А с 2021 года вводится отдельная ответственность за нарушение работодателями порядка и срока предоставления в ПФР сведений о трудовой деятельности.

Так, статья 15.33.2 КоАП РФ дополнена нормой, устанавливающей ответственность за несвоевременное представление СЗВ-ТД, а также за сдачу СЗВ-ТД с неполными и/или недостоверными данными. За такой проступок должностным лицам организации также будет грозить штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

Заявитель является получателем государственной пенсии по старости. По определенное время пенсия ему выплачивалась за счет пенсионного фонда по месту ее прежнего жительства. Заявитель была снята с пенсионного учета в связи с выездом на другое постоянное место жительства. В подтверждение ее права на постоянное проживание на территории Российской Федерации в установленном порядке ей был выдан вид на жительство иностранного гражданина. Заявитель обратилась в клиентскую службу управления по приему населения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о выплате пенсии по новому месту жительства. Заявление у меня было принято вместе с пакетом прилагаемых документов. Однако в назначении пенсии ей было устно отказано в связи с тем, что она не имеет постоянного жительства в Москве на протяжении 10 последних лет. Данный отказ является незаконным как по своей форме, так и по содержанию. Заявитель просит провести прокурорскую проверку клиентской службы. Заявитель просит провести прокурорскую проверку клиентской службы Управления по приему населения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации на предмет соблюдения требований федерального и регионального законодательства Российской Федерации. Принять меры прокурорского реагирования к восстановлению ее пенсионных прав. Принять необходимые меры по привлечению должностных лиц указанного Управления к установленной ответственности, в порядке предусмотренном законодательством.

_____________ межрайонному прокурору города _________
___________________________

от __________________________,
адрес: ____________________________

Жалоба
на нарушение пенсионного законодательства

Я, _______________________, являюсь получателем государственной пенсии по старости с _________ года. По _________ года включительно пенсия мне выплачивалась за счет пенсионного фонда ________ в г. ______ по месту моего прежнего жительства.
_________ годя я была снята с пенсионного учета в связи с выездом на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. В подтверждение моего право на постоянное проживание на территории Российской Федерации в установленном порядке мне был выдан вид на жительство иностранного гражданина __ № _________ от ___________ года, сроком действия до __________ года.
В __________ года я обратилась в клиентскую службу Управления по приему населения «__________» Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области ГУ Главного управления Пенсионного фонда России № __ по г. Москве и Московской области с заявлением о выплате пенсии по новому месту жительства.
Заявление у меня было принято вместе с пакетом прилагаемых документов.
Однако в назначении пенсии мне было устно отказано в связи с тем, что я не имею постоянного жительства в Москве на протяжении 10 последних лет.
Данный отказ является незаконным как по своей форме, так и по содержанию.
Согласно ч. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Как следует из ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" прямо предусматривает, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Полагаю, что отказ в начислении пенсии в зависимости от срока проживания по месту жительства является незаконным.
Считаю, что данными действиями Управления по приему населения «______________» Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области ГУ Главного управления Пенсионного фонда России № __ по г. Москве и Московской области нарушены мои конституционные и гражданские права.
На основании изложенного,

1. Провести прокурорскую проверку клиентской службы Управления по приему населения «______________» Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области ГУ Главного управления Пенсионного фонда России № __ по г. Москве и Московской области на предмет соблюдения требований федерального и регионального законодательства Российской Федерации.
2. Принять меры прокурорского реагирования к восстановлению моих пенсионных прав.
3. Принять необходимые меры по привлечению должностных лиц указанного Управления к установленной ответственности, в порядке предусмотренном законодательством.

________________ г. Подпись________________

Информация об изменениях:

Статья 17 изменена с 31 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 237-ФЗ

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам

Руководители, а также другие должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы, порядок и условия направления страхователю указанных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

О применении пункта 1 данной статьи см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79. 1. Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, -
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней -
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий -
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, -
влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, -
влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, -
влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
------------------------------------------------------------------
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующей Конституции РФ статьи 28 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, см. определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 211-О. Статья 28. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа
------------------------------------------------------------------
Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 данной статьи в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. О конституционно-правовом смысле пунктов 1, 2 данной статьи см. Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 164-О и N 165-О. Нормативные положения пунктов 1 - 3 данной статьи во взаимосвязи с положениями статьи 17 данного документа, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет (определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182-О). 1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1, 2, 3 данной статьи в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. 2. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ. Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 данной статьи в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 164-О и N 165-О, от 12.05.2005 N 183-О). О конституционно-правовом смысле пункта 3 см. определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 183-О. 3. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2004 N 157-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
4. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Пункт 5 данной статьи вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ. 5. Страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
(п. 5 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

Читайте также: