О мерах по обеспечению пенсионных прав

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Принят Государственной Думой 19 ноября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2014 года

(В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей") граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц: (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

1) являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;

2) проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 2. Федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона и не относящихся к лицам, указанным в статье 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", с 1 января 2015 года осуществляется: (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

1) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Украины, органов и подразделений налоговой милиции Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, и членов их семей;

2) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов, воинских формирований и учреждений Службы безопасности Украины (службы национальной безопасности Украины), Службы внешней разведки Украины, органов пограничной службы Украины, органов государственной охраны Украины, органов службы специальной связи и защиты информации Украины, Службы безопасности Республики Крым, Пограничной службы Республики Крым, и членов их семей;

3) Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из Государственной пенитенциарной службы Украины, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний, и членов их семей;

4) Федеральной таможенной службой Российской Федерации - в отношении сотрудников, уволенных из таможенных органов Российской Федерации, и членов их семей;

5) Генеральной прокуратурой Российской Федерации - в отношении прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, уволенных из органов и организаций (учреждений) прокуратуры Украины и прокуратуры Российской Федерации, и членов их семей;

6) Следственным комитетом Российской Федерации - в отношении сотрудников, уволенных из следственных органов и учреждений Следственного комитета Российской Федерации, и членов их семей.

Статья 3. Порядок назначения и выплаты пенсий

1. При обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 года. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. Если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 4. Особенности исчисления выслуги лет для назначения пенсии

1. При назначении гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пересмотру не подлежат: (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

1) периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года;

2) выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы.

2. При назначении гражданам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях пенсионного обеспечения учитываются периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, которые подлежали бы учету при назначении пенсий в связи с прохождением гражданами военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Статья 5. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о простых пенсионерах. У них могут возникать сомнения, полностью ли соблюдены их пенсионные права. Порой пенсионер случайно узнает, что его пенсионные права нарушаются (например, при наличии нескольких вариантов расчета пенсии пенсионный орган не применил наиболее выгодный или им была допущена ошибка при исчислении показателей, влияющих на размер пенсии, и т.п.).

Для исключения таких ситуаций граждане могут обращаться (устно или в письменной форме) в органы Пенсионного фонда за получением исчерпывающих объяснений по интересующим вопросам, касающимся их пенсионных прав, в том числе за обоснованием размера начисленной им пенсии.

Полномочия Пенсионного фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Положении о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 ) и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно последнему (ст. 13) пенсионные органы обязаны:

- бесплатно консультировать застрахованных лиц (пенсионеров) по пенсионным вопросам и информировать их о нормативных правовых актах;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам (пенсионерам) по пенсионным вопросам.

Помимо этого застрахованные лица (работники и пенсионеры) имеют право на информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», все граждане , подлежащие обязательному пенсионному страхованию, должны быть зарегистрированы в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и на них должны предоставляться необходимые для пенсионного обеспечения сведения. Данный Закон вступил в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных субъектов РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории России. Однако, его поэтапная реализации в регионах растянулась на несколько лет, что объясняет различие в датах регистрации застрахованных в органах ПФР.

На индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального (персонифицированного) учета содержатся сведения о заработке, стаже (в том числе, приобретенном до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета), сумме поступивших от работодателя страховых взносов (из которых рассчитываются страховая и накопительная части трудовой пенсии) и дополнительных поступлениях на накопительную часть пенсии, сведения о расчетном пенсионном капитале и его индексации, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, о назначенной трудовой пенсии и индексации ее размера.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 44 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» работодатели должны были в период с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами Пенсионного фонда, представить сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом в первоочередном порядке сведения о трудовом (страховом) стаже должны были представить организации, имеющие должности (профессии), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и организации, находящиеся в стадии ликвидации, банкротства (Порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.10.2003 № 139п).

Информация с лицевого пенсионного счета не только дает представление о том, исходя из каких параметров рассчитана пенсия конкретному пенсионеру, но и позволяет лицам, еще не вышедшим на пенсию, проконтролировать правильность учета и отражения их пенсионных прав для принятия превентивных мер по устранению ошибок, которые могут негативно отразиться на размере его будущей пенсии, а также удостовериться в добросовестности своего работодателя, прежде всего, в части своевременного и в полном объеме перечисления взносов за работника.

В Постановлении Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии» в п. 19 акцентировано внимание, что «гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, гражданин вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд.

Гражданин может также обратиться в орган ПФР по вопросу уточнения (исправления) содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений о стаже, приобретенном до 1 января 2002.

Реализовать свое право на ознакомление с пенсионными правами, отраженными на лицевом счете, работники и пенсионеры могут, обратившись к работодателю за информацией о сведениях, представленных за него в Пенсионный фонд РФ (ст. 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и о начисленных за него страховых взносах (ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель должен передавать работнику копию сведений индивидуального (персонифицированного) учета одновременно с передачей этих сведений в Пенсионный фонд. Увольняющимся работникам сведения персучета передаются в день увольнения (работодатель должен получить письменное подтверждение об этом). Работнику, подавшему заявление о выходе на трудовую пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Получить информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно также непосредственно в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы (бесплатно такая информация предоставляется один раз в год в течение 10 дней со дня обращения гражданина).

ü Указанная информация направляется застрахованному лицу способом, указанным им при обращении (в т.ч. в форме электронного документа, черезединый портал государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением).

ü Граждане, формирующие накопительную часть своей трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, по всем вопросам относительно пенсионных накоплений могут обращаться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд, которому переданы пенсионные накопления, заводит на каждое застрахованное лицо пенсионный счет [2] (аналог специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде, где отражается информация о пенсионных накоплениях).

В соответствии с Типовыми страховыми правилами негосударственного пенсионного фонда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 731н, будущий пенсионер имеет право запрашивать у негосударственного пенсионного фонда интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Негосударственный пенсионный фонд обязан бесплатно консультировать застрахованных лиц по всем вопросам обязательного пенсионного страхования.

В случае несогласия с имеющейся у негосударственного фонда информацией о пенсионных накоплениях, можно требовать их исправить, в том числе в судебном порядке.

ü Ранее на органах Пенсионного фонда (а если по выбору гражданина пенсионными накоплениями в рамках обязательного пенсионного страхования управляет негосударственный пенсионный фонд, то – в части информирования о пенсионных накоплениях - на соответствующем негосударственном пенсионном фонде) лежала обязанность бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах (так называемые «письма счастья»). С 2013 года эта обязанность отменена. Теперь получить сведения о состоянии своих пенсионных счетов можно только в заявительном порядке.

Помочь гражданам получить информацию от Пенсионного фонда призван и открывшийся 15 декабря 2009 г. - в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» - Единый портал государственных услуг. По интернет-адресу http://www.gosuslugi.ru можно найти сведения о государственных услугах (к ним относится и информация, предоставляемая пенсионными органами [3] ) и возможностях их получения. В карточке услуги можно ознакомиться с ее описанием, узнать сроки ее исполнения, изучить бланки заявлений, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», можно в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги, а затем отследить прохождение своего обращения. Из «Личного кабинета», можно, например, отправить запрос на получение информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Предполагается, что к 2014 году все госуслуги можно будет получать в электронной форме по универсальной электронной карте.

ü Пояснения по поводу пенсионных услуг, доступных в электронном виде, можно получить на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/elvid/) и на сайте проекта «электронное Правительство» - http://www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000002796.html).

[1] См. Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года (утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

[2] Статья 36.19 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

20 мая 2011 года

25 мая 2011 года

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

1 - 3. Утратили силу. - Федеральный закон от 06.03.2019 N 25-ФЗ.

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

5. В случае реализации лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности.

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

4 июня 2011 года

Судебная практика и законодательство — 126-ФЗ О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";

1. При исчислении размера страховой пенсии с учетом суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, предусмотренных пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периодов, предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", имевших место как до 1 января 2015 года, так и после указанной даты, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой пенсии с учетом нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой пенсии стоимости пенсионного коэффициента на сумму коэффициентов, определяемых за каждый календарный год указанных периодов.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

В случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с 1 января 2002 года.

2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

"2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

"2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

Читайте также: