Общий трудовой стаж в законе о страховых пенсиях

Существующие в Российской Федерации виды страхового стажа, оказывают влияние на социальные правоотношения между государством и гражданами. Вопрос касается назначения пособий, пенсий, а также некоторых других форм материальной помощи. Право на получение социального обеспечения напрямую зависит от участия человека в уплате налогов, страховых взносов и продолжительности его официальной трудовой деятельности.

Понятие страхового стажа

Такое понятие, как трудовой страховой стаж, его правовое регулирование и юридическое значение, регламентировано Федеральным законом N 400-ФЗ от 28.12.2013. Трактуется оно, как время работы, когда с зарплаты делались регулярные отчисления в пенсионный фонд. Под определение страхового стажа подпадают только те периоды, когда трудящийся уплачивал страховые взносы в государственный фонд.

Законодательством предусмотрены случаи, когда в зачет идут периоды, когда гражданин не мог работать и делать отчисления по уважительным причинам, не зависящим от его желания. К таким случаям относится исполнение государственных обязанностей или отсутствие возможности трудоустройства в связи с экономической ситуацией в стране или проживанием в отдаленной местности.

При этом следует учитывать, что в ФЗ об обязательном пенсионном страховании есть положение, что люди имеют возможность делать взносы, даже если они официально не трудоустроены. Это довольно частое явление в нашей стране. Однако, понимая суть страхового стажа и его юридическое значение, многие люди проводят регулярные отчисления, зная, что рано или поздно придется оформлять пенсию.

Общий трудовой стаж может отличаться от страхового, и причем значительно. Разница зависит от условий договора, который предлагается подписать трудящемуся. Некоторые работодатели, в целях экономии, не делают отчисления в пенсионный фонд. Это позволяет получить дополнительную прибыль, обеспечить развитие производства и увеличить размер денежного содержания персонала.

Обратите внимание! Такой прием негативно сказывается на общем страховом стаже, когда приходит время выходить на пенсию или получать компенсацию по временной нетрудоспособности.

Виды страхового стажа

В РФ регулирование расчета объема и порядка осуществления социального обеспечения трудящихся проводится по нескольким направлениям. Это позволяет дифференцированно и объективно подходить к каждому гражданину с учетом нюансов, которые касаются его семейного положения, состояния здоровья и условий, в которых осуществлялась его трудовая деятельность.

Существует такая классификация страхового стажа:

  • Общий. В него засчитывается период выполнения служебных обязанностей, на протяжении которых делались выплаты в ПФ или в СФ. В стаж засчитываются временные промежутки, когда люди не имели возможности официально трудоустроиться по причинам, предусмотренным законодательством.
  • Календарный. Определяется в годах и месяцах, на протяжении которых граждане трудились и делали страховые отчисления. В отличие от трудового, может отсутствовать совсем, если предприятие не перечисляло средства в ПФ.
  • Специальный (льготный, профессиональный). Продолжительность работы на вредном или тяжелом производстве, связанная с риском для жизни деятельность, выполнение служебных обязанностей в отдаленных районах. Специальный стаж добавляется к календарному и формирует общий.

Важно! Размер социальных выплат напрямую зависит от общего срока, в течение которых делались отчисления. Начинать делать взносы рекомендуется непрерывно, начиная с самого начала трудовой деятельности и в ее промежутках.

Какие периоды деятельности засчитывают в страховой стаж

Понятие и виды страхового стажа и выплаты социальных пособий определены законами РФ N 451-ФЗ от 17.12.2001 г., № 173-ФЗ от 15.05.1991 г., № 1244-1 от 28.11.2018, N 400-ФЗ от 28.12.2013 г., N 167-ФЗ от 15.12.2001 г.

В соответствии с данными правовыми актами, учитываются следующие периоды:

  • общий страховой стаж, установленный для той или иной категории трудящихся;
  • прохождение войсковой службы в любых ее видах;
  • временная нетрудоспособность по болезни и беременности;
  • уход за ребенком, но не более 3 лет;
  • пребывание на учете в центрах занятости при получении пособия по безработице;
  • время выполнения оплачиваемых общественных работ;
  • период пребывания в ИВС и ИТУ незаконно осужденных граждан при наличии документа о реабилитации и снятии судимости;
  • время ухода за недееспособным человеком (инвалидом, престарелым старше 80 лет);
  • время проживания членов семей представителей силовых структур в районах, где отсутствует возможность трудоустроиться (до 5 лет).

Важно! Исчисление стажа осуществляется с учетом региональных коэффициентов, влияющих на выслугу лет.

Кто вправе претендовать на страховую пенсию

Для каждой разновидности труда установлен минимальный порог, необходимый для получения права претендовать на получение страховой пенсии .

Существуют следующие категории граждан, подпадающие под действие законодательных актов о социальном обеспечении:

  • лица, застрахованные и делавшие регулярные взносы в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ;
  • военнослужащие и приравненные к ним государственные служащие, имеющие выслугу не менее 25 лет в календарном исчислении;
  • нетрудоспособные люди, при условии утраты кормильца;
  • иностранцы и лица без гражданства, если они соблюдали требования закона об обязательном пенсионном страховании;
  • супруги сотрудников, выполняющих свои профессиональные обязанности за границей на протяжении до 5 лет;
  • инвалиды с врожденными пороками или приобретенными в результате профессиональной деятельности; подробнее про страховую пенсию по инвалидности можно почитать здесь ;
  • матери-героини, при наличии не менее 5 лет трудового стажа.

Это интересно! Правительством утверждены списки профессий, согласно которым их представители имеют право на досрочный выход на пенсию с сохранением ее размера.

Как подтвердить страховой стаж

Основным подтверждением наличия страхового стажа является трудовая книжка.

При отсутствии этого документа доказательствами могут послужить такие бумаги:

  • трудовые договоры;
  • ведомости на выплату;
  • выписки из приказов;
  • справка, подтверждающая факт утраты трудовой книжки в связи со стихийным бедствием и невозможность ее восстановления.

Если нет возможности получить эти документы, страховой стаж подтверждается двумя свидетелями, работавшими одновременно с заявителем на одном предприятии. При этом, подтвердить можно не более половины срока, необходимого для назначения страховой пенсии.

Люди, работающие неофициально, часто слышат от своих знакомых, что лучше быть официально работающим. Подобное мнение обуславливается накоплением страхового стажа, напрямую влияющего на величину пенсионных выплат. Проверить его можно как по СНИЛС, так и через ПФР.

Страховой стаж – что это такое

Бесплатно по России


Данный показатель представляет собой сумму периодов работы гражданина на протяжении жизни, за которые делались отчисления.

Он накапливается лишь тогда, когда работодатель уплачивает взносы. Для этого нужно быть официально трудоустроенным.

Если гражданин не работает, так как является безработным, болеет, ухаживает за малышом, данные периоды не засчитываются.

С 01.01.2015 г. величина страхового пенсионного обеспечения зависима от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). ИПК – суммарные баллы, которые были начислены россиянину за весь период его трудовой деятельности. Начисление ИПК производится каждый год. Если россиянин не был трудоустроен, то и начисления ИПК не происходит.

Тут можно заметить, как выработка влияет на пенсионные выплаты. Чем больше выработка россиянина, тем большее количество ИПК он получит. Если до 2015 г. величина пенсионных выплат сильнее зависела от размера страховых отчислений, которые наниматели уплачивали в Пенсионный фонд за сотрудника, то сегодня пенсия больше зависит от количества ИПК. Чем выше была зарплата россиянина и чем больше лет от проработал, тем больше ИПК накопится.

Какой нужен для выхода на пенсию

После проведения пенсионной реформы 2015 г., условия оформления страхового пенсионного обеспечения по возрасту ужесточились. Если до 2002 г. оформление пенсионных выплат не имело зависимости от выработки, то, когда начал действовать законопроект «О трудовых пенсиях», страховые пенсионные выплаты стали оформлять лишь при наличии хотя бы пятилетней выработки.

Чтобы уйти на пенсию в 2019 г., требуется накопить минимум десятилетнюю выработку. Раз в 12 месяцев данный показатель станет повышаться на единицу, вплоть до 2025 г.

От того, насколько активно гражданин занимался трудовой деятельностью до выхода на пенсию, зависит, будет ли ему назначена страховая пенсия, каков будет размер выплат. При этом выработка необходима для подсчета как пенсионного обеспечения, так и пособий по неработоспособности.

В зависимости от его длительности, величина пособия по нетрудоспособности может равняться:

  • 60 процентам от средней зарплаты;
  • 80 процентам;
  • 100 процентам.

Порядок расчета периодов трудовой деятельности для обоих случаев разнится, зависит от рассматриваемых периодов. Для оформления и расчета пенсионного обеспечения выделяют общий и специальный страховой стаж.


Различия страхового стажа и трудового

Общий страховой стаж также называется трудовым. Он равняется длительности периодов трудовой деятельности россиян, во время которых работодатель делал отчисления в ПФР. При этом трудовая деятельность гражданина должна быть зафиксирована в трудовой книжке, оформляемой на каждого трудоустроенного сотрудника. По ней возможно посчитать длительность трудового стажа для подсчета оформляемой пенсии по старости.

Трудовой стаж отличается от страхового тем, что включает в себя исключительно те периоды, которые человек был официально трудоустроен. В страховой стаж еще входят периоды, отличающиеся от официального трудоустройства.

Какие периоды входят

Итак, было установлено, что в страховой стаж обязательно входят периоды официального трудоустройства гражданина. Также в него засчитываются периоды, когда россиянин:

  • служил в армии;
  • получал пособие, так как был временно нетрудоспособен;
  • ухаживал за сыном/дочерью, при этом ребенок не достиг полутора лет;
  • получал пособие безработным, выполнял оплачиваемые общественные работы, переезжал в другой населенный пункт, чтобы трудоустроиться по направлению от центра занятости;
  • сидел в тюрьме, но при этом сумел доказать собственную невиновность и то, что его необоснованно заключили под стражу;
  • ухаживал за лицом с инвалидностью 1-й категории, несовершеннолетним с инвалидностью, лицом престарелого возраста (более 80 лет);
  • жил в населенном пункте, где не мог трудоустроиться максимум 5 лет (для супруг военных);
  • проживал в иностранном государстве максимум 5 лет (для мужей/жен россиян, которые работают в диппредставительствах и посольствах России).
  • учеба в высших учебных заведениях, но есть ограничения.

Перечисленные периоды засчитываются в выработку, если до и после них гражданин хотя бы 1 день был официально трудоустроен.


Как узнать по СНИЛС и в ПФР свой период

Людям, желающим проверить свой страховой стаж, самоличное посещение учреждения Пенсионного фонда кажется наиболее сложным методом. Однако если онлайновые сервисы почему-либо недоступны, то придется идти в ПФР. Необходимо захватить с собой паспорт, СНИЛС. После того, как ваша личность будет подтверждена, работник ПФР поможет составить ходатайство на запрос информации. Ответа придется ждать примерно 10 суток.

Люди, предпочитающие использовать интернет, а не ходить по государственным учреждениям, могут проверить свою выработку посредством сайта государственных услуг либо веб-сайта Пенсионного фонда РФ.

Для того чтобы получить сведения, требуется зарегистрироваться на портале госуслуг, осуществить заполнение анкеты. Понадобится написать:

  • данные паспорта;
  • дату рождения;
  • телефонный номер;
  • СНИЛС.

Кроме заполнения анкеты, нужно выполнить верификацию. Сделать это можно в подразделении Пенсионного фонда, через почтовое отделение, посредством универсальной электронной карты. Сделать это нужно один раз, чтобы в дальнейшем иметь беспрепятственный доступ ко всем государственным услугам.

Выберите соответствующую услугу, заполните специальную форму. Сведения, которые вы запрашиваете, размещены на серверном оборудовании Пенсионного фонда, поступят к вам после проверки.

Страховой стаж по СНИЛС также можно проверить через сайт ПФР:

  1. Войдите в свой профиль, используя данные с сайта госуслуг.
  2. Выберите услугу, после этого вам будут показаны сведения о накопленном стаже.

Кроме того, вы увидите количество ИПК.

Также сведения по личному страховому стажу каждый гражданин может получить по месту работы. Отдел кадров или иное подразделение выдает документ на основании данных из трудовой книжки.

Образец справки о трудовом стаже:


Как рассчитать

Порядок расчета страхового стажа регламентируется ст. 13 ФЗ номер 400. В нем предусматривается следующее:

  • расчет производится по календарному принципу;
  • самозанятые либо работающие по контракту с физлицом граждане накапливают стаж, если уплачивали отчисления в Пенсионный фонд;
  • если гражданин оформил пенсионное обеспечение в другой стране, использовав определенные периоды трудовой деятельности, то в России эти периоды больше нельзя применять;
  • люди, которые имеют стаж, полученный до изменений 2015 г., вправе решить, как рассчитывать его – по новым законам либо по старым.

Периоды трудовой деятельности после внедрения индивидуального учета и СНИЛС подлежат автоматическому подтверждению на основе информации, которая зафиксирована на лицевом счете россиянина.

Формула подсчета элементарная. Все периоды, которые можно засчитать в выработку, складываются. Полученный результат и будет страховым стажем.

Пример расчета

Анна была официально трудоустроена 20 лет. За период трудовой деятельности она родила 2 детей, с каждым из которых была в декрете 36 месяцев.

После этого Анна стала индивидуальным предпринимателем и проработала в качестве ИП 7 лет. При этом из этих 7 лет она 2 года работала по совместительству.

Ее выработка будет рассчитываться так:

  1. Выработка при уходе за ребенком засчитывается лишь 1-е полтора года. За 2 декретных отпуска Анна накопила 3 года стажа.
  2. Если человек трудится по совместительству, являясь индивидуальным предпринимателем, выработка не засчитывается, так как нет перечислений в ПФР.
  3. Суммируем разность 20 и 3 с разностью 7 и 2. В результате получается, что Анна накопила 22 года выработки.

Главным документом, который подтверждает периоды труда, до сих пор считается трудовая книжка. Информация, отраженная в документе, проверяется сотрудниками Пенсионного фонда РФ и учитывается при расчете стажа (если работодатель делал отчисления в ПФР). Если гражданин удовлетворяет требованиям к минимальному стажу, то ему назначается страховое пенсионное обеспечение, размер которого зависит от продолжительности трудовой деятельности и заработка.

Полезное видео

В видео — небольшая наглядная инструкция о том, как узнать свой страховой стаж посредством интернет-ресурсов:

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:


Стаж работы для выхода на пенсию — это количество лет, которые человек должен отработать официально, чтобы получать минимальное пенсионное обеспечение. В 2019 году это 9 лет, в будущем его увеличат до 15.

О чем идет речь

При определении суммы пособия по старости трудовой стаж для начисления пенсии (ТС) является наиболее важным критерием, поскольку чем он больше, тем выше размер этой выплаты. Главным документом о продолжительности профессиональной деятельности является трудовая книжка, форма которой определена в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.

Пенсионный стаж бывает общим (сейчас его называют страховым) и специальным. Страховой стаж (СС) — это учитываемое при назначении трудовой пенсии общее время работы без учета перерывов в ней, когда в Пенсионный фонд РФ поступали страховые взносы, плюс другие периоды, которые перечислены в ст. 11 ФЗ от 17.12.2001 № 173.

Специальным стажем является суммарное время трудовой практики (без учета перерывов в ней):

  • на отдельных должностях (например, педагогам в детских учреждениях для получения выплат от государства нужна минимальная выработка 25 лет; медикам, работающим на селе, — 25, и 30 — для тех, кто трудится в городе);
  • в конкретных отраслях (у военнослужащих — 25 лет, иногда используют смешанный стаж для пенсии в МВД);
  • в специфических условиях — опасных или вредных (например, на судах Морфлота рыбной промышленности мужчинам — 25, женщинам — 20);
  • в установленных местностях (на Крайнем Севере — 15 лет).

Отдельный вид специального ТС — это выслуга лет — установленная продолжительность труда, достижение которой позволяет получать пенсионные выплаты при увольнении с работы независимо от возраста. Выслугой пользуются, например, трудящиеся в летном составе гражданской авиации мужчины и женщины, для которых она равна 25 и 20 годам соответственно.

Как и где посчитать трудовой стаж

При подсчете того, какой стаж необходим для начисления пенсии как для граждан России, так и иностранцев, постоянно проживающих в РФ, которым положены выплаты по старости, необходимо учитывать подтверждение времени их работы на территории РФ и за ее пределами. Последнее реально проделать при условии, что эта норма прописана в законодательстве или международном договоре РФ либо в ПФ РФ поступали страховые взносы.

Важно! Исключения для не граждан России устанавливаются ФЗ или международными договорами.

В такую выработку входят еще и сроки из указанной выше ст. 11. Эти периоды до регистрации лица в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27, доказываются трудовой книжкой или другими документами, перечисленными в ст. 62 ТК.

Если они утеряны и восстановить их невозможно, помогут показания минимум двух свидетелей. Характер работы этим способом подтвердить не удастся.

После регистрации в системе удостоверение нужных периодов происходит через сведения персонального учета.

Режим вычисления и обоснования стажа, включая применение для этого цифровой информации, свидетельских показаний, прописан в Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

Расчеты, сколько лет стажа нужно для пенсии, происходят в календарном порядке из целого года (12 месяцев). Каждые 30 дней такой выработки сводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев — в полные годы. Когда несколько периодов совмещаются по времени, то учитывают один из них по выбору обратившегося или используют более выигрышный период.

Продолжительность каждого срока определяют через вычитание из даты его окончания даты его начала плюс день.

Соответствующие периоды включаются в выработку по день, предшествующий дню обращения за определением пенсии, исключая случаи, обозначенные в частях 5 и 6 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 № 400. В этих случаях используется дата, предшествующая дню назначения страховой пенсии.

Для граждан разработан специальный сервис, объясняющий, как узнать пенсионный стаж через госуслуги. Зарегистрированные пользователи для этого заказывают выписку о состоянии лицевого счета в ПФР.


Сколько необходимо отработать для страховой пенсии

Страховая пенсия по старости устанавливается и платится при следующих условиях:

  1. Достижение мужчинами возраста 60, женщинами — 55 лет. Отдельные категории граждан вправе претендовать на досрочные пенсионные выплаты (некоторые из них приведены выше). Мужчинам, находящимся на госслужбе, сейчас повысили возраст до 61 года, женщинам — до 56 лет. В дальнейшем следует повышение возраста каждые 12 месяцев (до 2032 г.) до достижения 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).
  2. Наличие СС в текущие 12 месяцев — минимум девять лет с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 15 лет в 2024 г.
  3. Величина индивидуального пенсионного коэффициента в 2019 г. — минимум 16,2 с последующим увеличением каждые 12 месяцев до 30 баллов в 2025 г.

Детальнее об условиях назначения таких выплат стоит прочитать в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Для расчета указанной выплаты проще всего применить соответствующие онлайн-калькуляторы на официальном сайте ПФР и на госуслугах. Расчетная формула приведена в ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400.

Дата выхода на пенсию

Минимальное количество баллов

Что делать, если стажа не хватает

Если минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию (баллы) отсутствует, выплаты не будут назначены. Одновременно число баллов, которое есть на момент достижения пенсионного возраста, закрепляется. Это позволяет продолжить труд с условием страховых выплат в ПФ РФ и докопить необходимые (до 16,2 в настоящий момент) баллы. Иной вариант — ожидание социальной пенсии в 65 — для женщин и 70 лет — для мужчин.

Иностранцам учтут весь стаж

Работники — выходцы из стран ЕАЭС смогут претендовать на расчет и получение пенсии в России с учетом периода работы на родине. Как сообщил Президент Владимир Путин, соответствующее соглашение практически подготовлено Евразийской комиссией.

Из проекта документа, опубликованного на официальном сайте Евразийского экономического союза, следует, что гражданин сможет обращаться за пенсией при наступлении возраста выхода на заслуженный отдых как в стране своего проживания, так и в государстве, где он трудится. Получать деньги он сможет от обоих государств за фактически отработанное время. То есть стаж, полученный за время работы в Российской Федерации, учитывается ПФР, а период, когда у него шел трудовой стаж для пенсии на родине, учтут компетентные органы в сфере пенсионного обеспечения другой страны.

Интересно, что в Российской Федерации для расчета индивидуального пенсионного коэффициента гражданина готовы учитывать стаж работы, приобретенный не только на территории РФ, но и на территории государств бывшего Союза Советских Республик. А если и этого окажется мало, то зачтут периоды работы на территории стран ЕАЭС. То есть речь идет фактически о суммировании трудового стажа при наличии у гражданина подтверждающих документов. Вероятно, власти готовы и на пересчет пенсии за стаж более 40 лет.

Планируется, что размер пенсии и правила ее установления будут определяться национальным законодательством. Но отказать в назначении выплат по причине отсутствия гражданства или иного места проживания иностранному гражданину, имеющему возможность претендовать на пенсию по старости, инвалидности либо за выслугу, больше не смогут.

В Евразийской комиссии договорились, что государства подготовятся к подписанию соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся до конца 2019 г. Сам документ, вероятно, вступит в силу уже со следующего года.

Напомним, сейчас в состав ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. По некоторым оценкам, из соседних стран на работу в РФ приехало не менее половины всех трудовых мигрантов. После подписания соглашения о пенсионном обеспечении они будут заинтересованы в получении официальной работы и белой заработной платы, чтобы впоследствии получать хорошую пенсию. Как это отразится на работодателях, скоро увидим.

Читайте также: