Обсуждаем проект закона о пенсиях

Компенсация за недоплату пенсий — законопроект № 1018844-7 (подробнее )

В Госдуме РФ рассматривают законопроект, согласно которому если устранение ошибки со стороны органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, повлекло увеличение размера пенсии, то пенсионеру дополнительно выплачиваются проценты на сумму недополученных денежных средств.

Размер процентов, указанных в абзаце 1 настоящей части, при расчете за периоды до 1 января 2016 года определяется процентной ставкой рефинансирования Банка России, после 1 января 2016 года —ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и не может быть уменьшен. В Пояснительной записке указывается, что действующее законодательство не содержит дополнительных гарантий, направленных на защиту прав пенсионеров в случае, когда в результате ошибки уполномоченного органа пенсионеру за определенный период не была начислена пенсия.

Гарантии работающим пенсионерам при прохождении диспансеризации — письмо Минтруда от 9 сентября 2020 № 14-2/ООГ-14662 (подробнее)

На лиц, достигших пенсионного возраста, но не получающих пенсию, распространяются гарантии при прохождении диспансеризации.

Обзор налоговых новостей за сентябрь 2020

Защита пенсионных накоплений граждан — законопроект № 1021999-7 (подробнее)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому ввести прямой запрет на привлечение посредников (в том числе агентов, поверенных) в целях заключения ими договоров об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом от имени негосударственного пенсионного фонда.

В Пояснительной записке указывается на то, что в результате действий посредников граждане вводятся в заблуждение и переводят свои накопление в новый негосударственный пенсионный фонд, что ведет к финансовым потерям.

Новая категория военных пенсионеров — Законопроект № 1024091-7 (подробнее)

Согласно этому законопроекту, положения Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» распространяются на военнослужащих, уволенных из федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также их семей.

В Пояснительной записке к законопроекту указывается, что Законопроект разработан в целях повышения социальной защищенности лиц, проходивших с 31 декабря 2017 г. военную службу в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации.

Комментарий к налоговым спорам за июнь 2020

Пенсии военнослужащих в 2021 году — Законопроект № 1027752-7 (подробнее)

Суть законопроекта в том, что денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 73,68 процента. В Пояснительной записке указывается на то, что проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих на 3,7 процента, что повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 3,7 процента.

Продление заморозки накопительной части пенсии — Законопроект № 1027751-7 (подробнее)

По мысли авторов этого проекта, до 2023 года приостанавливается направление части пенсионных взносов на накопительную пенсию. Как указывается в Пояснительной записке, такое решение значительно уменьшает объем трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Бюджет пенсионного фонда на 2021 — Законопроект № 1027744-7 (подробнее)

И наконец, в этом законопроекте говорится об утверждении бюджета Пенсионного фонда на 2021 год. Согласно документу доходы фонда составят 8 триллионов 937,32 миллиарда рублей, расходы устанавливаются в размере 9 триллионов 146,49 миллиардов рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 209,17 миллиардов.

По плану средний размер пенсий составит:

  • средний размер пенсии — 15 781,97
  • страховая пенсия — 16 245,80
  • страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров — 17 406,05
  • социальная пенсия — 10 122,46

Налоговые споры за 1 полугодие 2020

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Сегодня второе, основное чтение в Думе прошел законопроект об изменениях в пенсионном законодательстве. В документ, подготовленный правительством, включили много поправок, в том числе от регионов, от профсоюзов и делового сообщества. Свои коррективы внес и Владимир Путин, выступив со специальным телеобращением еще в августе. Как раз его предложения были утверждены единогласно.

Решение принято. Второе чтение – основное, все принципиальные поправки обсуждаются именно на этом этапе. Позади несколько месяцев жарких дискуссий и совсем уж раскаленные четыре часа сегодня. Легкий флешмоб от коммунистов – депутаты Рашкин и Парфенов пришли в зал в футболках в знак протеста. Соседи из ЛДПР пожаловались председателю на нарушение дресс-кода, то есть регламента.

Вячеславу Володину пришлось еще и объяснять, что может сказать избиратель, если Дума согласится на предложение наследников той самой партии сделать итоговое голосование тайным. Идею депутаты не поддержали, напомнив коллегам из КПРФ об ответственности перед теми, кто голосовал за них.

«Давайте принимать решения поименно, открыто и каждый должен свою позицию обосновать, если хотите, перед своими избирателями. Это будет более правильно. А тайное голосование позволяет завтра многим безответственным политикам сказать: «Я тайно голосовал. Но голосовал за или против». Это не соответствует ни вашим принципам, ни принципам всех, кто здесь присутствует», – отметил Володин.

Ко второму чтению депутаты подготовили больше трехсот поправок – в общем, было, о чем поспорить. Разногласий не вызвали только изменения в проект закона, предложенные президентом. Это, в первую очередь, снижение возраста выхода на пенсию для женщин с 63 до 60 лет и право многодетных матерей досрочно оформить пенсию: 57 лет, если в семье трое детей, в 56 лет, если четверо, в 50 лет, если пятеро и более.

Кроме того, все пожилые люди смогут получить федеральные и региональные льготы, как и раньше – женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет, статус пенсионера для этого не понадобится. А тех, кто проработал 30 лет в сельском хозяйстве, с нового года ждет надбавка к пенсии в 25%. Гражданам предпенсионного возраста работодатель будет обязан предоставить два дня в год на диспансеризацию, разумеется, с сохранением зарплаты. Плюс уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров, накануне принят отдельный законопроект.

«Президентские поправки были поддержаны представителями всех политических фракций, находящихся в Государственной Думе. 385 голосов за. Ни воздержавшихся, ни против голосов не было. Это говорит о том, что те предложения, которые были направлены президентом на правительственный вариант законопроекта, смягчающие введение, плавное введение повышения пенсионного возраста в нашей стране, поддержано без исключения всеми фракциями», – отметил Сергей Неверов.

То есть, поддержав президентские поправки, все фракции согласилась с необходимостью изменений в пенсионной системе, ведь эти нововведения – часть законопроекта, это же не мухи с котлетами, которые, как известно отдельно. Но логика представителей думской оппозиции, видимо какая-то другая – поправки им нравятся, а весь закон – нет. Трудно подсчитать, сколько раз представители думской оппозиции сегодня предлагали вообще ничего не менять в пенсионной системе. И искали свой ответ на совсем не праздный вопрос – где тогда взять деньги на выплаты?

«Речь идет о реальной деофшоризации нашей экономики. Я приведу только несколько цифр. На сегодняшний день порядка 60 триллионов рублей денег наших российских находятся в офшорах. Вот где деньги, которые должны быть в России, с которых должны платиться налоги и тогда никаких проблем в заполнение Пенсионного фонда не будет», – подчеркнул Сергей Миронов.

«Мы внесли свои законы, свои 12 законов. Они позволяют сформировать бюджет России 25 триллионов, вести весь политический процесс в нормальное подлинно демократическое и справедливое русло», – заявил Геннадий Зюганов.

«Необходимо бороться с серой занятостью. Сегодня огромное количество людей, кто получает зарплату в конверте, либо получает неполную зарплату, соответственно, полноценно взносы страховые не поступают. Необходимо легализовать, наконец, вопрос самозанятых граждан», – сказал Ярослав Нилов.

Представители правительства в который раз объясняли, что изменения в законодательство появились не от хорошей жизни – демографический провал 90-х дает о себе знать, соотношение работающего населения к пенсионерам не позволяет не то, что повышать выплаты, если ничего не делать, скоро вообще будет нечем платить. И даже если распродать все, что оппозиции кажется ненужным, все равно не хватит.

«Вы изучали другой международный опыт. И приведите хотя бы один пример из мирового опыта, где была бы нам возможность рассмотреть какой-то альтернативный подход», – спросил Володин.

«Вячеслав Викторович, все страны шли именно этим путем. И мы являемся, наверное, единственной страной, в которой таких изменений с учетом просто обычного, нормального развития системы здравоохранения, роста продолжительности жизни, как-то делалось иначе. Других таких, других примеров, других альтернативных способов их просто не существует», – ответил Максим Топилин.

Плавное повышение пенсионного возраста, говорят в правительстве, это не попытка залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда. Главная задача – повышение пенсий. Это, кстати, прописано в законе. Например, к 2024 году, в среднем, выплаты возрастут до 20 тысяч рублей в месяц.

«Начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсии будет осуществлять с 1 января сразу, а не с 1 февраля, как это было ранее. Эта индексация позволит в среднем увеличивать размеры пенсии за эти 6 лет по тысяче рублей. Соответственно, годовой доход по каждому году в среднем оценивается 12 тысяч рублей. После 2024 года, согласно президентским поправкам, индексация пенсии будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции», – подчеркнула Татьяна Голикова.

А в перспективе пенсии должны быть не меньше 40 процентов от зарплаты. Это подразумевает 102 Конвенция Международной организации труда о минимальных социальных нормах, которую Госдума ратифицировала сегодня. Есть к чему стремиться, и сегодняшнее голосование – первый шаг в этом направлении.

На этой неделе парламентарии рассмотрят законопроект о бюджете Пенсионного фонда. Какая индексация пенсий запланирована?

На этой неделе в Госдуме обсудят сразу несколько законопроектов, которые окажут влияние на жизнь пенсионеров в 2021 году. Какие новшества ожидают граждан старшего возраста, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

– Елена Васильевна, на этой неделе Госдума рассмотрит два важных законопроекта — о федеральном бюджете на следующую трехлетку и о бюджете Пенсионного фонда. Какие индексации пенсий запланированы в следующем году?

– Напомню, по действующему законодательству индексация всех страховых пенсий неработающим пенсионерам, включая пенсии по старости, проводится с 1 января. В сентябре во время встречи с сенаторами президент Владимир Путин вновь подчеркнул: как бы ни складывалась социально-экономическая ситуация в стране, страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3 процента. Причем это почти в полтора раза превысит инфляцию — она, по прогнозам, в этом году составит 3,7-3,8 процента. То есть пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей.

Наряду с пенсиями многие, в частности ветераны боевых действий, инвалиды всех категорий, получают ежемесячные денежные выплаты — они будут повышены с 1 февраля. Здесь размер индексации определяется исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8 процента.

С 1 апреля проиндексируют социальные пенсии — они положены тем, кто не смог набрать нужного количества пенсионных баллов и нужного стажа для назначения страховой пенсии. Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину «прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера». Пока это 2,6 процента, но показатель еще может быть скорректирован.

– Федерация независимых профсоюзов России обратилась в Правительство с предложением исключить накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования. А при рассмотрении в Госдуме в первом чтении законопроекта о заморозке накопительной части замглавы Минфина Антон Дроздов рассказал, что инициатива, предполагающая реформу этой системы, может быть внесена в Правительство и в парламент уже в следующем году. Почему назрела такая необходимость?

– Институт накопительных пенсий, на мой взгляд, пока не совсем урегулирован. Да, есть закон о накопительных пенсиях, но отчисления в системе обязательного пенсионного страхования на накопительные счета не осуществляются — с 2014 года проводится так называемая заморозка. Сейчас на рассмотрении Госдумы действительно находится законопроект, предлагающий продлить такую заморозку и на 2023 год. Думаю, это решение будет поддержано, однако делать это до бесконечности нельзя. Тема находится на контроле Правительства, уже предлагалось несколько вариантов решения проблемы, но окончательного алгоритма не выработано. Мое мнение, что накопительная пенсия все же должна быть не в рамках обязательной пенсионной системы, а либо добровольной, либо корпоративной.

– Расширяя меры поддержки пожилых людей, власти заботятся не только о материальной составляющей. Почему вообще этой теме сейчас уделяется такое внимание?

– Наше общество — не только в России, но и во всем мире — стареет. Ежегодно людей старше 60 лет становится все больше. Если сегодня ООН насчитывает около миллиарда человек такого возраста (это около 13 процентов населения всего земного шара), то к 2050 году, по прогнозу, их станет в два раза больше. Это изменяет отношение общества к пожилым людям. Любая страна, и наша в том числе, заинтересована, чтобы они как можно дольше были здоровы, обеспечены, вели активный образ жизни.

Пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

С моей точки зрения, пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

Однако перспектива остаться не у дел, стать обузой, потерять возможность самореализации беспокоит многих — и здесь важно вовлечь пожилых людей в любую сферу деятельности. Близкие могут подключить их к заботе о внуках, правнуках, а государству надо постараться вовлечь их в активную общественную и социальную жизнь.

Главная задача — помочь избежать изоляции, которая так волнует людей, выходящих на пенсию.

– Какие меры принимаются для этого на государственном уровне?

– Еще в 2016 году была разработана и сейчас реализуется Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения. Она предполагает работу в двух направлениях. С одной стороны, важно как можно дольше поддерживать наших пенсионеров в активном состоянии, то есть чтобы они могли сами о себе заботиться, были заняты, чувствовали себя востребованными, нужными обществу. С другой — надо развивать стационарное обслуживание и стационарозамещающие технологии, чтобы людям, подошедшим к рубежу, после которого сами заботиться о себе не могут, было по-прежнему комфортно жить.

Эти вопросы нашли свое отражение и в национальных проектах, в частности в рамках нацпроекта «Демография» разработан федеральный проект «Старшее поколение». Он предусматривает увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни с помощью вовлечения граждан в общественно-политическую жизнь; организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профобразованию россиян предпенсионного возраста. Еще одна задача — содействие в приведении региональных организаций соцобслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидация очередей в них; развитие стационарозамещающих технологий; создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Практически во всех регионах есть собственные программы по работе с гражданами старшего поколения. Например, во многих субъектах развивается новое движение — «Серебряное волонтерство», в рамках которого пожилые люди занимаются добровольчеством, помогают другим гражданам…

Мы должны сделать так, чтобы люди жили не просто дольше, а могли оставаться активными, не страдали от одиночества и могли реализовать себя. Чтобы жизнь пожилого человека или имеющего ограничения по здоровью была насыщенной и разнообразной.

– А какая помощь оказывается тем, кто все-таки из-за возраста или проблем со здоровьем не может жить самостоятельно?

– Когда возраст или болезни все же берут свое, люди начинают нуждаться в эпизодической либо постоянной посторонней помощи. В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода. В настоящее время в проекте участвуют 18 регионов, а с 2022 года к нему должны подключиться все субъекты Федерации. Система станет важнейшим элементом помощи людям, нуждающимся в посторонней помощи.

Долгое время социальное обслуживание в нашей стране было направлено только на оказание отдельных социальных услуг. В рамках этого проекта отрабатываются новые сервисы и технологии долговременного ухода, выстраиваются более эффективные механизмы выявления нуждающихся в помощи, совершенствуется перечень критериев нуждаемости, разрабатываются нормативно-правовые акты, развиваются стационарозамещающие технологии.

В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода

Например, перед исполнительной властью стоит задача своевременно выявлять граждан, нуждающихся в помощи органов соцобслуживания, ведь далеко не все обращаются за ней сами. Для этого привлекаются различные «источники информации» — от почтальонов, разносящих пенсию, до врачей, которые, оказывая помощь пациенту старшего возраста, видят, что все же заботиться о себе самостоятельно этот человек больше не может.

Все сведения передаются в службу социальной защиты. Со своей стороны, соцработники проводят обследование этого человека и берут его на учет, для того чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь.

Причем подчеркну: система долговременного ухода подразумевает оказание именно того вида помощи, в котором нуждается человек, и здесь могут быть разные варианты — возможно, ему нужна сиделка на несколько часов, возможно, достаточно будет просто «курьерской помощи» — принести продукты, лекарства, кому-то помочь по хозяйству.

Изучая опыт регионов-пилотников, мы отмечаем: при правильно организованном межведомственном взаимодействии повышается оперативность оказания социальной и медпомощи, улучшается ее качество; создается система поддержки семей, осуществляющих уход за своими родственниками; серьезно снижается нагрузка на стационары.

Бывает и так, что соцработники видят: жить самостоятельно пожилой человек уже не может. Один из вариантов в этом случае — помещение его в дом-интернат. Система стационаров в настоящее время также переживает коренные изменения, в том числе уменьшается количество подопечных на одного работника: если раньше было 15-25 человек, то сейчас не более восьми.

Хотя, конечно, для пожилого человека, привыкшего жить дома, переезд в стационар — сильнейший стресс. Поэтому очень многие пенсионеры, нуждающиеся в помощи, уезжать в дом-интернат не хотят. Потому все популярнее становятся стационарозамещающие формы обслуживания, например приемные семьи для пожилых людей.

– И что подразумевает эта форма?

– Это относительно новый институт, действующий уже более чем в половине российских регионов. Пожилой человек или инвалид, который по состоянию здоровья не может жить самостоятельно, нуждается в постоянном постороннем уходе и не хочет покидать свой дом и переезжать на постоянное место жительства в стационарное учреждение (дом-интернат), может остаться в приемной семье, то есть у людей, которые готовы его принять, чтобы о нем заботиться. Причем не важно, заберет ли эта семья человека к себе в дом или придет к нему…

Договор заключают три стороны: сам пожилой человек или инвалид, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, представитель семьи, которая его принимает для проживания, и орган исполнительной власти (как правило, центр социальной защиты населения), который обеспечивает контроль за тем, чтобы этому пожилому человеку в новой семье было комфортно, чтобы его не обижали, чтобы он не был ущемлен. Также центр обеспечивает финансовую поддержку семьи — за счет средств региональных бюджетов.

– Какие материальные взаимоотношения между ними?

– Тот человек, который приходит в семью, точно так же, как если бы он жил в социальном учреждении, отдает этой семье порядка 75 процентов своих доходов — на питание, одежду, лекарства.

Семья, принимающая человека, получает от региональной администрации компенсацию, то есть своего рода заработную плату за то, что ухаживает за этим человеком. Как правило, размер компенсации привязывается к МРОТ — в зависимости от финансовых возможностей региона.

– Много ли таких приемных семей у нас в стране?

– Пока что эта форма только развивается, причем в большей мере в сельской местности. В некоторых регионах в процессе задействовано 100 семей, где-то больше, где-то меньше… Очень надеемся, что процесс и дальше будет идти поступательно, так как любому человеку уютнее и комфортнее жить в тех условиях, где он провел всю жизнь. Пока что институт приемной семьи регулируется региональными законами, однако наш комитет держит эту тему на контроле. В случае необходимости готовы оперативно подготовить поправки и в федеральное законодательство.

– Какую помощь государство готово оказать родственникам, которые заботятся о пожилом человеке, нуждающемся в постоянном уходе?

– Здесь важно избавить их от эмоционального выгорания, сохранить возможность полноценной жизни. Развиваются школы ухода, позволяющие повысить компетенции родственного ухода, развиваются пункты проката, потому что не сразу человек, нуждающийся в средствах реабилитации, может их получить. Очень интересна и полезна внедряемая технология «центры дневного пребывания», в которых занимаются пожилые и инвалиды в течение рабочего дня, позволяя членам семьи работать, а самим посетителям справиться с различными функциональными нарушениями.

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Пока он собрал в Госдуме 35 подписей

Фракция «СР» в Госдуме пытается собрать подписи под обращением в Конституционный суд о соответствии Основному закону принятого несколько лет назад решения об отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам. Удастся ли эта затея - зависит от ЛДПР.


Фото: Наталия Губернаторова

О том, что обращение в КС готовится, стало известно на прошлой неделе - лидер «СР» Сергей Миронов кратко сообщил об этом с трибуны Госдумы, выступая в связи с принятием бюджета на 2021-23 годы в третьем, окончательном чтении. «Собираются подписи», - сказал он.

Обращаться к судьям с просьбой проверить на предмет конституционности действующие законы разрешено как Госдуме в целом, так и пятой части её депутатов. В нижней палате парламента - 450 человек. Значит, чтобы КС занялся этим спорным вопросом, требуется собрать подписи 90 народных избранников. У самой «СР» всего 23 голоса. Рассчитывать, что в полном составе под таким запросом подпишется проправительственная «ЕР», едва ли приходится. Если же запрос поддержат ещё коммунисты (43 человека) и члены фракции ЛДПР (40 человек), этого хватит с лихвой.

Что мы имеем на данный момент? Отвечающий в «СР» за сбор подписей Валерий Гартунг рассказал «МК», что к концу заседания 26 ноября, когда сбор подписей был начат, «под обращением в КС подписалось 35 человек», справороссы и коммунисты. «Сейчас региональная неделя, собирать подписи затруднительно, надеемся, ясность появится после 7 декабря, когда депутаты вновь соберутся в Москве», уточнил он. Другой источник во фракции «СР» сообщил «МК», что в поддержке КПРФ сомнений нет, а готовность подписаться под обращением выразили даже несколько членов фракции «ЕР».

Что же фракция Владимира Жириновского, от которой в значительной степени зависит успех мероприятия? Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил «МК», что сейчас почти все депутаты - в регионах, сам он в Татарстане, «ближайшее заседание фракции состоится в понедельник на следующей неделе, и все подобные вопросы решаются именно на заседаниях фракции».

«Мы просим проверить на предмет конституционности ту статью закона о страховых пенсиях, которая отказывает в индексации работающим пенсионерам»,- объясняет г-н Гартунг суть документа, под которым подписываются депутаты: по его словам, после внесения поправок в Конституцию там говорится, что пенсии не реже раза в год индексируются, деления на разные категории пенсионеров нет, и «вообще - все граждане РФ равны».

Но поправки в Конституцию писали люди, которые очень аккуратно выбирали слова - так, чтобы государство не оказалось перед необходимостью тратить больше денег на социальные нужды, если того не захочет. И в Основном законе, уточним, написано буквально следующее: в России «формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется (выделено автором - «МК».) индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Если же почитать статью 26.1 того самого федерального закона - «О страховых пенсиях…», где с 2016 года говорится о разном подходе к работающим и неработающим пенсионерам, то из нее следует: пенсия и сейчас индексируется всем пенсионерам (то есть индексация «осуществляется»), но работающим она индексируется только на бумаге, и любой из них может посмотреть в своем личном кабинете на сайте ПФ, сколько он получал бы с учетом ежегодных индексаций, если бы с работы ушел. Но вот выплачивается пенсия с учетом индексаций только неработающим, а работающим её начинают выплачивать в полном объеме лишь после увольнения.

Этот аргумент обычно приводит и правительство, присылая в Госдуму отрицательные отзывы на многочисленные законопроекты депутатов из разных фракций с предложением о возврате индексации пенсий работающим.

Так что даже если запрос в КС всё же уйдет, гарантировать, что решение будет в пользу пенсионеров, никто не может. Но точку в споре о том, «соответствует ли федеральный закон о страховых пенсиях поправленной летом Конституции» действительно могут поставить только судьи.

На этой неделе парламентарии рассмотрят законопроект о бюджете Пенсионного фонда. Какая индексация пенсий запланирована?


ФОТО: ТИМУР ХАНОВ / ПГ

На этой неделе в Госдуме обсудят сразу несколько законопроектов, которые окажут влияние на жизнь пенсионеров в 2021 году. Какие новшества ожидают граждан старшего возраста, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

- Елена Васильевна, на этой неделе Госдума рассмотрит два важных законопроекта — о федеральном бюджете на следующую трехлетку и о бюджете Пенсионного фонда. Какие индексации пенсий запланированы в следующем году?

- Напомню, по действующему законодательству индексация всех страховых пенсий неработающим пенсионерам, включая пенсии по старости, проводится с 1 января. В сентябре во время встречи с сенаторами президент Владимир Путин вновь подчеркнул: как бы ни складывалась социально-экономическая ситуация в стране, страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3 процента. Причем это почти в полтора раза превысит инфляцию — она, по прогнозам, в этом году составит 3,7-3,8 процента. То есть пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей.

Мишустин рассказал о повышении пенсий и пособий в 2021 году

Наряду с пенсиями многие, в частности ветераны боевых действий, инвалиды всех категорий, получают ежемесячные денежные выплаты — они будут повышены с 1 февраля. Здесь размер индексации определяется исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8 процента.

С 1 апреля проиндексируют социальные пенсии — они положены тем, кто не смог набрать нужного количества пенсионных баллов и нужного стажа для назначения страховой пенсии. Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину «прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера». Пока это 2,6 процента, но показатель еще может быть скорректирован.

- Федерация независимых профсоюзов России обратилась в Правительство с предложением исключить накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования. А при рассмотрении в Госдуме в первом чтении законопроекта о заморозке накопительной части замглавы Минфина Антон Дроздов рассказал, что инициатива, предполагающая реформу этой системы, может быть внесена в Правительство и в парламент уже в следующем году. Почему назрела такая необходимость?

- Институт накопительных пенсий, на мой взгляд, пока не совсем урегулирован. Да, есть закон о накопительных пенсиях, но отчисления в системе обязательного пенсионного страхования на накопительные счета не осуществляются — с 2014 года проводится так называемая заморозка. Сейчас на рассмотрении Госдумы действительно находится законопроект, предлагающий продлить такую заморозку и на 2023 год. Думаю, это решение будет поддержано, однако делать это до бесконечности нельзя. Тема находится на контроле Правительства, уже предлагалось несколько вариантов решения проблемы, но окончательного алгоритма не выработано. Мое мнение, что накопительная пенсия все же должна быть не в рамках обязательной пенсионной системы, а либо добровольной, либо корпоративной.

- Расширяя меры поддержки пожилых людей, власти заботятся не только о материальной составляющей. Почему вообще этой теме сейчас уделяется такое внимание?

- Наше общество — не только в России, но и во всем мире — стареет. Ежегодно людей старше 60 лет становится все больше. Если сегодня ООН насчитывает около миллиарда человек такого возраста (это около 13 процентов населения всего земного шара), то к 2050 году, по прогнозу, их станет в два раза больше. Это изменяет отношение общества к пожилым людям. Любая страна, и наша в том числе, заинтересована, чтобы они как можно дольше были здоровы, обеспечены, вели активный образ жизни.

Пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

С моей точки зрения, пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

Однако перспектива остаться не у дел, стать обузой, потерять возможность самореализации беспокоит многих — и здесь важно вовлечь пожилых людей в любую сферу деятельности. Близкие могут подключить их к заботе о внуках, правнуках, а государству надо постараться вовлечь их в активную общественную и социальную жизнь.

Главная задача — помочь избежать изоляции, которая так волнует людей, выходящих на пенсию.

- Какие меры принимаются для этого на государственном уровне?

- Еще в 2016 году была разработана и сейчас реализуется Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения. Она предполагает работу в двух направлениях. С одной стороны, важно как можно дольше поддерживать наших пенсионеров в активном состоянии, то есть чтобы они могли сами о себе заботиться, были заняты, чувствовали себя востребованными, нужными обществу. С другой — надо развивать стационарное обслуживание и стационарозамещающие технологии, чтобы людям, подошедшим к рубежу, после которого сами заботиться о себе не могут, было по-прежнему комфортно жить.

Эти вопросы нашли свое отражение и в национальных проектах, в частности в рамках нацпроекта «Демография» разработан федеральный проект «Старшее поколение». Он предусматривает увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни с помощью вовлечения граждан в общественно-политическую жизнь; организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профобразованию россиян предпенсионного возраста. Еще одна задача — содействие в приведении региональных организаций соцобслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидация очередей в них; развитие стационарозамещающих технологий; создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Практически во всех регионах есть собственные программы по работе с гражданами старшего поколения. Например, во многих субъектах развивается новое движение — «Серебряное волонтерство», в рамках которого пожилые люди занимаются добровольчеством, помогают другим гражданам…

Мы должны сделать так, чтобы люди жили не просто дольше, а могли оставаться активными, не страдали от одиночества и могли реализовать себя. Чтобы жизнь пожилого человека или имеющего ограничения по здоровью была насыщенной и разнообразной.

- А какая помощь оказывается тем, кто все-таки из-за возраста или проблем со здоровьем не может жить самостоятельно?

- Когда возраст или болезни все же берут свое, люди начинают нуждаться в эпизодической либо постоянной посторонней помощи. В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода. В настоящее время в проекте участвуют 18 регионов, а с 2022 года к нему должны подключиться все субъекты Федерации. Система станет важнейшим элементом помощи людям, нуждающимся в посторонней помощи.

Долгое время социальное обслуживание в нашей стране было направлено только на оказание отдельных социальных услуг. В рамках этого проекта отрабатываются новые сервисы и технологии долговременного ухода, выстраиваются более эффективные механизмы выявления нуждающихся в помощи, совершенствуется перечень критериев нуждаемости, разрабатываются нормативно-правовые акты, развиваются стационарозамещающие технологии.

В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода

Например, перед исполнительной властью стоит задача своевременно выявлять граждан, нуждающихся в помощи органов соцобслуживания, ведь далеко не все обращаются за ней сами. Для этого привлекаются различные «источники информации» — от почтальонов, разносящих пенсию, до врачей, которые, оказывая помощь пациенту старшего возраста, видят, что все же заботиться о себе самостоятельно этот человек больше не может.

Все сведения передаются в службу социальной защиты. Со своей стороны, соцработники проводят обследование этого человека и берут его на учет, для того чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь.

Причем подчеркну: система долговременного ухода подразумевает оказание именно того вида помощи, в котором нуждается человек, и здесь могут быть разные варианты — возможно, ему нужна сиделка на несколько часов, возможно, достаточно будет просто «курьерской помощи» — принести продукты, лекарства, кому-то помочь по хозяйству.

Изучая опыт регионов-пилотников, мы отмечаем: при правильно организованном межведомственном взаимодействии повышается оперативность оказания социальной и медпомощи, улучшается ее качество; создается система поддержки семей, осуществляющих уход за своими родственниками; серьезно снижается нагрузка на стационары.

Бывает и так, что соцработники видят: жить самостоятельно пожилой человек уже не может. Один из вариантов в этом случае — помещение его в дом-интернат. Система стационаров в настоящее время также переживает коренные изменения, в том числе уменьшается количество подопечных на одного работника: если раньше было 15-25 человек, то сейчас не более восьми.

Хотя, конечно, для пожилого человека, привыкшего жить дома, переезд в стационар — сильнейший стресс. Поэтому очень многие пенсионеры, нуждающиеся в помощи, уезжать в дом-интернат не хотят. Потому все популярнее становятся стационарозамещающие формы обслуживания, например приемные семьи для пожилых людей.

Какие изменения ждут пенсионеров с 1 января 2021 года

- И что подразумевает эта форма?

- Это относительно новый институт, действующий уже более чем в половине российских регионов. Пожилой человек или инвалид, который по состоянию здоровья не может жить самостоятельно, нуждается в постоянном постороннем уходе и не хочет покидать свой дом и переезжать на постоянное место жительства в стационарное учреждение (дом-интернат), может остаться в приемной семье, то есть у людей, которые готовы его принять, чтобы о нем заботиться. Причем не важно, заберет ли эта семья человека к себе в дом или придет к нему…

Договор заключают три стороны: сам пожилой человек или инвалид, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, представитель семьи, которая его принимает для проживания, и орган исполнительной власти (как правило, центр социальной защиты населения), который обеспечивает контроль за тем, чтобы этому пожилому человеку в новой семье было комфортно, чтобы его не обижали, чтобы он не был ущемлен. Также центр обеспечивает финансовую поддержку семьи — за счет средств региональных бюджетов.

- Какие материальные взаимоотношения между ними?

- Тот человек, который приходит в семью, точно так же, как если бы он жил в социальном учреждении, отдает этой семье порядка 75 процентов своих доходов — на питание, одежду, лекарства.

Семья, принимающая человека, получает от региональной администрации компенсацию, то есть своего рода заработную плату за то, что ухаживает за этим человеком. Как правило, размер компенсации привязывается к МРОТ — в зависимости от финансовых возможностей региона.

- Много ли таких приемных семей у нас в стране?

- Пока что эта форма только развивается, причем в большей мере в сельской местности. В некоторых регионах в процессе задействовано 100 семей, где-то больше, где-то меньше… Очень надеемся, что процесс и дальше будет идти поступательно, так как любому человеку уютнее и комфортнее жить в тех условиях, где он провел всю жизнь. Пока что институт приемной семьи регулируется региональными законами, однако наш комитет держит эту тему на контроле. В случае необходимости готовы оперативно подготовить поправки и в федеральное законодательство.

- Какую помощь государство готово оказать родственникам, которые заботятся о пожилом человеке, нуждающемся в постоянном уходе?

- Здесь важно избавить их от эмоционального выгорания, сохранить возможность полноценной жизни. Развиваются школы ухода, позволяющие повысить компетенции родственного ухода, развиваются пункты проката, потому что не сразу человек, нуждающийся в средствах реабилитации, может их получить. Очень интересна и полезна внедряемая технология «центры дневного пребывания», в которых занимаются пожилые и инвалиды в течение рабочего дня, позволяя членам семьи работать, а самим посетителям справиться с различными функциональными нарушениями.

Читайте также: