Оценка пенсионных прав приобретенных до 1 января г

01.2002 г. необходимо показатель "СП" в формуле РП= СП х СК проиндексировать к уровню конца 2001 г. Как это сделать?

Ответы юристов


Для оценки пенсионных прав по п. 4 ст. 30 ФЗ 173, приобретённых до 01.01.2002 г. необходимо показатель "СП" в формуле РП= СП х СК проиндексировать к уровню конца 2001 г. Как это сделать?

К кому вопрос то обратитесь в пенсионный фонд.

Вопрос № 16455708


Для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года принимается общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой или иной полезной деятельности до 2002 года.

Необходимый общий трудовой стаж для женщин составляет 20 лет (для мужчин 25 лет).

У меня 12 лет лет общего трудового стажа до 2002 года.

С 1989 года работаю и проживаю в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

По Чернобыльскому закону, на 01.01.2002 г. (и до 2002 г) необходимый трудовой (страховой) стаж для проживающих и работающих в зоне льготным социально-экономическим статусом составлял 5 лет. Т.е. для полного стажевого коэффициента (0,55) при расчёте пенсионного капитала до 2002 года достаточно было иметь стаж равный 5 лет.

Вправе ли Пенсионный фонд при расчёте пенсионного капитала на 01.01.2002 года не учитывать необходимый трудовой (страховой) стаж для проживающих (работающих) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в 5 лет?

Мне Пенсионный Фонд рассчитал Пенсионный капитал трудовой пенсии по общим основаниям без применения норм действия Чернобыльского закона действующего до 01.01.2002 года. И применял стажевый коэффициент исходя из необходимого стажа = 20 лет.

Ответы юристов


Пенсионный фонд при расчёте пенсионного капитала на 01.01.2002 года не вправе не учитывать необходимый трудовой (страховой) стаж для проживающих (работающих) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в 5 лет. Но там есть тонкости, конкретные поселения, которые работа в которых и проживание относиться к льготе в соответствии со ст.28.1 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 27.12.2018) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

"Статья 28.1. Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом"

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 января 2010 17:16

С 1 января 2010 года проведена валоризация денежной оценки пенсионных прав, приобретённых до 01.01.2002 г., с учетом “советского” стажа.

Механизм оценки пенсионных прав, по сути, заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 01.01.2002 исходя из продолжительности его общего трудового стажа, имеющегося на 31.12.2001 г., и среднемесячного заработка за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г.

При оценке пенсионных прав используются следующие параметры:
· Стажевый коэффициент, который составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, сверх требуемого для мужчин 25 лет, для женщин 20 лет, но не более чем на 0,20. Для лиц, имеющих стаж работы по Списку №1 и №2, стажевый коэффициент может определяться по наиболее выгодному варианту из стажа на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа.

· Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, которое учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, имеющих стаж работы не менее 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в местностях, приравненных к ним, применяется повышенное отношение заработков в зависимости от районного коэффициента.
Потом эту условную пенсию по формуле, указанной в статье 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, переводят в расчетный пенсионный капитал и увеличивают на суммарный коэффициент индексации страховой части трудовой части трудовой пенсии до 01.01.2010 г.

Напомним, что сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% этого капитала за каждый полный год стажа работы до 01.01.1991 г.
Даже если пенсионеры имеют “советский” стаж одной и той же продолжительности, сумма валоризации будет разная, потому что у каждого индивидуальный стаж и заработок, соответственно, и пенсионный капитал имеет большую или меньшую величину.

Приведем сравнительный пример расчета валоризации пенсии.
Гр.Иванова и гр.Петрова, одного возраста 70 лет, имеют одинаковый “советский” стаж 33 года.
У Ивановой общий трудовой стаж до 01.01.2002 г. составляет 40 лет (стажевый коэффициент 0,75), заработок 268 руб. за 1985-1989 гг., который по сравнению с зарплатой в стране за тот же период (223,18 руб.) дает отношение 1,2. Размер трудовой пенсии по старости на 31.12.2009 г. составлял 6438,24 руб. (2562 руб. – базовая часть; 3876, 24 руб. – страховая часть).
У Петровой общий трудовой стаж до 01.01.2002 г. составляет 33 года (стажевый коэффициент 0,68), заработок 134 руб. за 1985 -1989 гг. дает отношение 0,6. Размер трудовой пенсии по старости на 31.12.2009 г. составлял 3414, 44 руб. (2562 руб. – базовая часть; 852, 44 руб. – страховая часть).
При одинаковом коэффициенте валоризации 43% (10% + 33%) сумма валоризации Ивановой составила 1666,79 руб. (43% от 3876,24 руб.).
Расчет:((0,75 * 1,2 * 167руб.) – 450руб.) * 3,678, где: 1671 руб. – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за 3-й квартал 2001г.; 450 руб. – базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002 г; 3,678 – суммарный коэффициент индексации страховой части на 01.01.2010г..
Сумма валоризации Петровой составила 366,55 руб. (43% от 852,54 руб.)
Расчет:((0,68 * 0,6 * 1671руб.) – 450руб.) * 3,678.
В случае если у граждан, работавших в особых условиях труда, расчетный пенсионный капитал был определен из стажа по Списку №1 или №2, то при валоризации учитывается стаж до 1 января 1991 года именно на соответствующих видах работ.

Обращаем внимание, что для граждан, которые продолжали работать после 01.01.2002 г., пенсионный капитал складывается из двух частей:
· за период до 01.01.2002 г. пенсионный капитал исчисляется через механизм оценки пенсионных прав;
· за период после 01.01.2002 г. пенсионный капитал формируется на основании страховых взносов и иных поступлений в ПФР. Соответственно, этот капитал валоризации не подлежит.
Валоризация применялась ко всем трудовым пенсиям независимо от их вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), даты назначения пенсии, возраста пенсионера.

Заработная плата для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав
Итак, у застрахованных лиц, имеющих пенсионные права, приобретенные до 1 января 2002 года, для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости используется, в том числе, расчетный пенсионный капитал (ПК1), в формуле определения которого применяется показатель средней заработной платы застрахованного лица (ЗР).
Периоды получения заработка, используемые для подсчета пенсии при конвертации пенсионных прав
Среднемесячный заработок застрахованного лица (ЗР) может представляться за следующие периоды работы или службы (кроме срочной военной службы), имевшие место до 1 января 2002 года:
1) за 2000-2001 гг.;
2) за любые 60 месяцев подряд (в состав заработка за 60 месяцев может входить и заработок за период 2000-2001 гг.);
3) у лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года уже была установлена трудовая пенсия, может быть учтен размер среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
ü Например, Законом РФ от 3 апреля 1992 года было разрешено в 1993 году (по желанию пенсионера) среднемесячный заработок для назначения или перерасчета пенсии исчислять за 12 последних месяцев работы (службы) перед обращением за пенсией или ее перерасчетом. Этот заработок можно было принимать за работу не ранее чем с 1 января 1992 года по 30 декабря 1993 года включительно. Если пенсионеру на 31.12.2001 пенсия назначалась с применением этого правила, то заработок (ЗР) в формуле конвертации может браться за указанный 12-месячный период.
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) и при этом могут заменяться другими периодами, непосредственно предшествующими или следующими за ними:
- неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца
- месяцы, в том числе неполные, в которых по объективным причинам могло иметь снижение заработной платы: отпуск в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, нахождение на инвалидности, получение возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществление ухода за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.
В правоприменительной практике возникают ситуации, когда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в периоде 2000-2001 гг., составляющем менее 24 месяцев, у застрахованного лица весь период трудовой деятельности приходится только на указанный период. В этом случае подсчет среднемесячного заработка (ЗР) возможен по фактически отработанным месяцам.
Пример. У гражданина трудовая деятельность в течение 16 месяцев приходится только на период 2000-2001 гг. В этом случае, его заработок за указанный период может быть разделен на фактически отработанные месяцы, то есть на 16 месяцев (ЗР 2000-2001 гг. = 16 мес./16 мес.).
Если же у гражданина имеется трудовая деятельность не только в период 2000-2001 гг., но и за другие периоды, исчисление заработка за 2000-2001 гг. осуществляется путем деления имеющегося заработка на 24 месяца (ЗР2000-2001 гг. = 16 мес./24 мес.).
Суммы, включаемые в состав заработка
В соответствии с п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (в прежней редакции) при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав применяется ранее действовавший порядок исчисления и подтверждения заработка застрахованного лица (т.е. установленный Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). Поэтому при определении выплат, которые включаются в состав заработка для определения величины ЗР, необходимо обратиться к статье 100 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1. В соответствии с ней в заработок включаются:

1. Все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона № 340-1, на которые начислялись страховые пенсионные взносы (работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию).
Вопрос включения в состав заработка отдельных сумм решается с учетом перечней выплат, на которые в соответствии с действовавшим в конкретный период работы гражданина законодательством не начислялись страховые взносы в ПФР[1].
Для того, чтобы понять какие суммы (и в каком объеме) подлежали обложению страховыми пенсионными взносами, а на какие выплаты взносы не начислялись, можно воспользоваться следующими документами:
1) Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России), утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1. Он действовал вплоть до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ 1 января 2001 года.
ü Суммы, выплачиваемые по основным и дополнительным отпускам, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды основных и дополнительных отпусков[2].

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 г. № 358/16-28 «Об утверждении Перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию»;
Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 153 и от 07.05.1997 г. № 546;
Письмо ПФР от 16 августа 1996 г. № ЮЛ-12-11/5927-ИН «О выплатах профсоюзному активу»;
Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2000 г. № 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации».

 В соответствии с разъяснениями Пенсионного фонда РФ, при осуществлении индивидуальными предпринимателями, уплачивавшим единый налог на вмененный доход, выплат наемным работникам до 01.01.2001, исчисление среднемесячного заработка наемных работников осуществляется исходя из сумм выплат, с которых у них удерживались страховые взносы в ПФР в размере 1 процента. [3] (выплаты, начисленные в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования).
В случае осуществления данной категорией предпринимателей выплат наемным работникам в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 включительно, среднемесячный заработок наемных работников определяется исходя из решения предпринимателя, который по своему усмотрению распределил сумму вмененного дохода, с которого уплачен единый налог на вмененный доход, между наемными работниками.

2) с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Глава 24 второй части Налогового кодекса РФ (ею был введен единый социальный налог (взнос), частью которого являются и обязательные страховые взносы в ПФР).
Статьей 238 НК РФ определены суммы, не подлежащие налогообложению (и, следовательно, не учитываемые в составе заработка в целях оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав), а статьей 239 - налоговые льготы для различных категорий плательщиков единого социального налога. Вместе данные нормы при решении вопроса о возможности учета определенных сумм в заработке (ЗР) следует применять с учетом позиции Пенсионного фонда, обозначенной им в Письме от 18 апреля 2001 г. № КА-09-18/3295 «Об уплате единого социального налога (взноса)» («. освобождение работодателей от уплаты взносов на государственное социальное страхование относится к порядку уплаты единого социального налога (взноса) и не может нарушить права работников на обязательное социальное страхование. »).

2. Помимо выплат, связанных с выполнением работы, на которые начислялись страховые пенсионные взносы, в заработок для исчисления пенсии (ЗР) включается:
- денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы, указанной в ст. 90 Закона № 340-1 (служба в составе Вооруженных Сил РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил СССР, в органах внутренних дел, внешней разведки, контрразведки, министерствах и ведомствах, в которых законом предусмотрена военная служба, и т.д.);
- пособие по временной нетрудоспособности.

 Суммы, выплачиваемые по временной нетрудоспособности, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды временной нетрудоспособности [4].

Несмотря на то, что Законом № 340-1 предусмотрено, что стипендия, выплачиваемая за период обучения включается в состав заработка, с учетом которого исчисляется пенсия, органы Пенсионного фонда РФ в своей практике исходят из того, что, так как в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п. 4 ст. 30) периоды учебы не включаются в общий трудовой стаж, используемый при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав, то и стипендия в подсчете заработка работника (ЗР) для конвертации пенсионных прав использоваться не может.
В правоприменительной практике встречается вопрос о возможности учета в составе заработка (ЗР) при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года пособий по беременности и родам. Правоприменитель в лице Пенсионного фонда РФ дает на этот вопрос отрицательный ответ, что представляется не совсем логичным, учитывая его точку зрения (и обоснование к ней) на вопрос о включении стипендии в состав ЗР (см. предыдущий абзац), а также позицию Конституционного Суда РФ [5]. Дело в том, что 20 марта 1997 г. (даты внесения изменений в Закон № 340-1) пособие по беременности и родам включалось в состав заработка для исчисления пенсии. Закон о трудовых пенсиях (подп. 4 п. 4 ст. 30) предусматривает включение периода нетрудоспособности в связи с беременностью и родами в общий трудовой стаж для подсчета стажевого коэффициента (СК) в формуле конвертации пенсионных прав. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если период, за который считается заработок работника приходился на отрезок времени до 20 марта 1997 года, пособие по беременности и родам может включаться в сумму заработка; если же - после указанной даты, то это пособие в заработке не учитывается и при этом период нахождения в декретном отпуске не исключается и не заменяется другими месяцами.

. Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года уже была установлена трудовая пенсия по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца, для определения расчетного размера трудовой пенсии по их желанию может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого была исчислена установленная пенсия.
Подтверждение и доказательство заработка
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы о среднемесячном заработке (ЗР) за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд в течение его трудовой деятельности до 1 января 2002 г.
Если время, за которое берется среднемесячный заработок для подсчета пенсии, приходится на период после регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», то заработок подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Если – на период до регистрации - справками, выданными в установленном порядке работодателем либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями.
В предусмотренных законодательством случаях для исчисления пенсии принимаются также:
- справки об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;
- расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;
- копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

. Что такое индивидуальный (персонифицированный) учет, когда происходила регистрация в нем работников в качестве застрахованных – см. раздел «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».

На практике часто встречаются ситуации, когда граждане не могут предоставить каких бы то ни было документов для определения среднемесячного заработка до регистрации в системе государственного пенсионного страхования из-за того, что первичные документы о заработке были утеряны работодателем, не были переданы правопреемникам или на хранение в архивные организации в случае ликвидации работодателя.
Совместным информационным письмом от 27 ноября 2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704В Минтруд РФ и ПФР рекомендовали органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, рассматривать каждый случай утраты в государственных и муниципальных органах и организациях в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда РФ.
В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, пострадавшим лицам необходимо дать соответствующие рекомендации по обращению в суд. В случае невозможности определения причинителя вреда (например, в случаях стихийных бедствий) органами ПФР могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как видно из текста письма Минтруда России и ПФР такой порядок подтверждения заработка может применяться в весьма ограниченных (по организационно-правовой форме работодателя - юридического лица (только государственные и муниципальные органы и организации) и причинам утраты необходимых документов (стихийные бедствия)) случаях. Поэтому в большинстве случаев застрахованным лицам приходится для подтверждения заработка обращаться в судебные инстанции.
В настоящее время возникли трудности в вопросе о возможности подтверждения (в судебном порядке) заработка работника свидетельскими показаниями.
До 1 января 2010 года была выработана единообразная судебная практика, позволявшего прибегать к помощи свидетелей, когда были исчерпаны другие способы доказывания размера заработной платы. Так, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г.[6], при судебном разбирательстве получение заработной платы в определенном размере (исходя из которого рассчитывается среднемесячный заработок, необходимый для определения, страховой части пенсии при оценке пенсионных прав) в случае утраты первичных бухгалтерских документов[7]может быть подтверждено любыми другими доказательствами, в том числе и свидетельскими показаниями.
1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. В частности, п. 3 ст. 30 теперь содержит указание на то, что среднемесячный заработок свидетельскими показаниями не подтверждается. В то же время в Законе о трудовых пенсиях осталась норма (п. 12 ст. 30) о возможности применения порядка подтверждения заработка, который был установлен и действовал до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, т.е. до 1 января 2002 года.

С одной стороны, возможность подтверждения в суде размера заработной платы работника (ЗР в формуле конвертации пенсионных прав) свидетельскими показаниями в настоящее время следует из нормы п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (которая гарантирует соблюдение принципа правовой определенности в пенсионном законодательстве, на которую неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях[8]), а также из аргументации Верховного Суда из ранее вынесенных им постановлений[9].

Основываясь на ранее использовавшихся Верховным Судом РФ доводах, а также на том, что действовавшее до 01.01.2002 г. пенсионное законодательство (Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ») не содержало запрета на использование показаний свидетелей при подтверждении размера заработка, логично было бы предположить, что проблем с установлением размера заработной платы, применяемой для конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав, на основании свидетельских показаний возникать не должно.

Однако, отвечая на вопрос о возможности использования судами свидетельских показаний при установлении юридического факта в схожих правоотношениях (при установлении характера работы, дающей право на досрочное назначение пенсии) в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года[10], Верховный Суд сослался на запрет, установленный новой редакцией (с 01.01.2010 г.) Закона о трудовых пенсиях. Тот же самый вывод был позднее продублирован Верховным Судом РФ и в Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 года № 30.

К сожалению, остается не ясным, давал ли Верховный Суд оценку соотношению нормы о запрете применения показания свидетелей и нормы п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и считает ли Верховный Суд норму о запрете использования показания свидетелей распространяющейся на прошлое время (т.е. до ее вступления в силу 01.01.2010 г.) – для подтверждения заработка до 1 января 2002 года, который используется для конвертации пенсионных прав.

Факт получения заработной платы в определенном размере, если это необходимо для назначения пенсии, может быть подтвержден судом в порядке особого производства (в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако, в случае возникновения спора о праве на расчет пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка такой спор должен быть разрешен в исковом порядке (в соответствии с требованиями части 3 ст. 263 ГПК РФ, исключающей возможность рассмотрения дела в порядке особого производства в случае возникновения спора о праве).
В суде подтверждать размер заработка работник может любыми, не запрещенными законом способами и без привязки к периоду, когда получение заработка имело место (до или после регистрации работника в системе персучета).
Пример: считаем соотношение заработков (ЗР/ЗП) в формуле конвертации пенсионных прав
Гражданин выбрал вариант использования заработка за 60-месячный период своей трудовой деятельности. В орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, он предоставил справку о заработке (в руб.) за период 01.05.1985 – 30.04.1990 для расчета ЗР:

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.


Приветствую Вас Уважаемый Посетитель Виртуальной школы пенсионера – будущего и настоящего!

Здесь Вы найдете ответы на многие практические вопросы ФИНАНСОВОГО И ПЕНСИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНИ.

Узнаете, что необходимо Вам предпринять, чтобы подойдя к пенсионному возрасту, а может быть и раньше, наслаждаться ЖИЗНЬЮ на пенсии, а не ВЫЖИВАТЬ на пенсию от государства.

Что это за вопросы?

Вопросы ПЕНСИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНИ:

  • как увеличить свою пенсию от государства;
  • на какую пенсию лучше ориентироваться при планировании своей жизни с учетом перспективы развития пенсионной системы в нашей стране;
  • как правильно оформить пенсию и т.д.;

Вопросы ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНИ:

  • как правильно управлять своими личными финансами, чтобы средств хватало для полноценной ЖИЗНИ на пенсии и чтобы не было необходимости в пенсионном возрасте продолжать РАБотать на "дядю";
  • где взять для этого деньги;
  • как правильно выбрать и освоить удаленную работу, чтобы выйти на "пенсию" не дожидаясь пенсионного возраста и т.д.

Уважаемый посетитель!

Почему 95% пенсионеров нашей страны живут исключительно на нищенскую пенсию от государства?

На мой взгляд, объяснение простое:

  • Их никто не учил жить по другому. Точно также жили их родители и такой «жизни» они научились у них.
  • Теперь они своим примером «учат» своих детей и внуков, как на пенсии ДОЖИВАТЬ, а не ЖИТЬ.

И вот чтобы положить конец этому порочному кругу, давайте мы, в том числе и своим личным примером, будем учить наших детей и внуков грамотному пенсионному и финансовому планированию жизни.

Чтобы наши дети и внуки сумели выбраться из этих 95% будущих пенсионеров, которые будут вынуждены ВЫЖИВАТЬ на пенсию.

Как это сделать практически Вы узнаете из материалов Виртуальной школы пенсионера – будущего и настоящего.

Вы еще БУДУЩИЙ пенсионер? Тогда Вам сюда:

  • Пенсионная реформа 2014 - 2015
  • Финансовое планирование жизни
  • Пенсионное планирование жизни
  • Накопительное страхование жизни и здоровья
  • Вся правда о кредитах. Кредитное рабство и как его избежать
  • Как использовать материнский капитал
  • Как выбрать НПФ для формирования накопительной пенсии
  • Формирование накопительной части пенсии
  • Пенсии с 2015 года: Федеральные пенсионные законы
  • Досрочное пенсионное обеспечение по старости
  • Досрочные трудовые пенсии
  • Оформление, выплата и доставка пенсий
  • Пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • Пенсии индивидуальных предпринимателей
  • Условия назначения страховых пенсий
  • Программа софинансирования пенсии
  • Как настроиться на благополучие
  • Достижение успеха без офисного рабства
  • Как обеспечить свое финансовое благополучие
  • Наполеон Хилл. Думай и богатей
  • Дж. С. Клейсон. Самый богатый человек в Вавилоне
  • Владимир Довгань. Код счастья
  • Бодо Шефер. Прорыв к финансовому успеху
  • Виртуальная Школа Пенсионера - будущего и настоящего

Вы уже НАСТОЯЩИЙ пенсионер? Тогда вам сюда:

  • Пенсионная реформа 2014 - 2015
  • Финансовое планирование жизни
  • Пенсионное планирование жизни
  • Все о Социальных картах
  • Российские пенсии гражданам, проживающим за границей
  • Все что нужно знать пенсионеру о страховании
  • Как заработать пенсионеру в интернете
  • Социальные пособия, выплаты и льготы пенсионерам
  • Досрочные трудовые пенсии
  • Наследование не выплаченных сумм пенсий
  • Пенсионное обеспечение военнослужащих
  • Пенсии нетрудоспособных граждан
  • Выплаты, назначаемые дополнительно к пенсии
  • Оформление, выплата и доставка пенсий
  • Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ
  • Пенсионная система России сегодня
  • История Пенсионной системы России
  • Функции Пенсионного фонда России
  • Программа софинансирования пенсии
  • Положение военных пенсионеров
  • Виртуальная Школа Пенсионера - будущего и настоящего

С уважением и верой в Вашу достойную ЖИЗНЬ на пенсии,
Колесов Г.Б.
эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни,
независимый пенсионный консультант

Читайте также: