Определение пенсионных прав приобретенных

Рассчитывая размер пенсии по ответам, которые ПФР предоставляет гражданам по их заявлениям, я иногда просто ужасаюсь.

С одной стороны, обычно всё написано так красиво и грамотно с их точки зрения, просто супер. С другой стороны так хитро завуалировано неправильное применения закона, что берет оторопь. Правильно, на то они и держат штат юристов, чтобы прикрывать то тут, то там, несоблюдение закона в том виде, как он написан. Очень уж любят они трактовать законы по своему усмотрению!

Вопросов задают люди огромное количество, но сегодня хочу отдельно остановиться на таком утверждении работников Пенсионного фонда о том, что они не учитывают стаж после 2002 года.

Думаю, Вы понимаете, что это профанация пенсионного законодательства, которая на мой взгляд заключается в следующем:

КОМУ НУЖЕН СТАЖ 2002-2014 ГОДОВ?

В первую очередь, конечно, тем, кто вышел на пенсию именно в эти годы, то есть полностью подпадает под действие 173ФЗ.

Понятно, что стаж до 2002 года года необходим всем для расчета пенсионного капитала, заработанного гражданином в течение действия 340-1-ФЗ, потому что тогда такого понятия, как пенсионный капитал просто не существовало.

А зачем же учитывать стаж 2002-2014 года, если в течение этого периода для определения размера страховой части пенсии учитываются только уплаченные страховые взносы, сведения о которых поступают в базу данных ПФР и там уже учитываются на лицевых счетах?

Постараюсь объяснить "на пальцах". Во-первых, одним из условий возникновения права на трудовую пенсию по старости по 173 ФЗ является наличие на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста не менее 5 лет страхового стажа. Причем для тех, кто выходил в этом общеустановленном тогда возрасте 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин именно на пенсию по старости, именуемую нынче социальной, требовалось наличие только этого стажа. И, согласитесь, совершенно неважно, в какой период этот стаж был приобретен, до 2002 года или после. Совершенно понятно, что наличие пяти лет неважно в какой период приобретенного стажа, даст право (но все-таки даст) на назначение пенсии пусть и в минимальном размере.

Если человек обращался за назначением страховой (заработанной потом и кровью) пенсии по достижении возраста, установленного законом, стаж как до 2002 года, так и после все-таки давал право на различные преференции. Например, до 2002 года его стаж составил более 20 лет, если это женщина, или более 25 лет, если это мужчина. Тогда его Стажевый коэффициент СК должен быть повышен на 1 % за каждый год свыше этого стажа. Хочу обратить Ваше внимание на то, что это касается в первую очередь на тех, кто не имеет никаких льгот, то есть выходит на пенсию в общеустановленном возрасте.

173ФЗ как бы отменил значимость трудового стажа, обозвав его страховым, так как на величину страховой части назначаемой пенсии влияет только сумма уплаченных страховых взносов, которые индексируются, так же , как и пенсии. Пока действовал 173ФЗ, расчеты ПФР не содержали расчета количества пенсионных баллов вплоть до 2014 года, рассчитывалась страховая часть пенсии, к которой добавлялась фиксированная выплата, гарантированная государством, в результате чего высчитывался размер страховой пенсии конкретного гражданина. Размер социальной пенсии, думаю Вы знаете, устанавливается государством.

И вроде бы, причем тут стаж, если в этот период имеют значение только взносы.

А стаж, причем общий страховой стаж, приобретенный гражданином на дату обращения за пенсионным обеспечением по 173ФЗ напрямую влияет на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты.

Приведу полностью три пункта 14 статьи, и расскажу, как же это должно работать.

17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона , увеличивается на 6 процентов. (подчеркнуто для досрочников)

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.

На чем же нужно заострить внимание?

Эта норма была введена в 173 ФЗ федеральным законом от 2009 года № 213-ФЗ. Но применяться она начинает с 1 января 2015 года. Это установлено в ст. 37 ч.3 этого , 213-ФЗ,закона. С одной стороны с этой же даты - 1 января 2015 года - вступил в силу нынешний 400ФЗ, который отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Да, отменил, но только не в части применения норм расчета трудовых пенсий. А статья 14 - это как раз и есть та статья, которая имеет именно такое название "Размеры трудовых пенсий по старости". То есть во взаимодействии нового законодательства с предыдущим, нормы 173ФЗ, регулирующие исчисление пенсий действуют в части, не противоречащей 400ФЗ. Именно это и зафиксировано в 36 статье действующего законодательства, определяющий его вступление в силу, а именно:

ч. 3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

И, обратите внимание, исчисление не страховой части пенсии, а именно ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ. А трудовая пенсия по предыдущему закону как раз и состоит из страховой части и фиксированной выплаты, что зафиксировано в одной действующей на сегодняшний день статье 14 173го закона..

Получается, что на сегодняшний день из всех норм 173-ФЗ однозначно в соответствии с 400-ФЗ должны применяться и применяются, но в усеченном ПФР виде, нормы статей:

14. Размеры трудовых пенсий по старости

29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц

30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав

30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации

ВЫВОД - моё личное мнение:

Те, кто вышел на пенсию в период действия 173 ФЗ, имея большой страховой стаж (больше 25 лет для женщин, и больше 30 лет для мужчин) имеют полное право на применение с 1 января 2015 года нормы статьи 14, зафиксированной в п. 17 на увеличение фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного ( 25 и 30 лет )общего страхового стажа.

Остаётся висеть в воздухе такой вопрос: а те, кто вышел на пенсию до введения в действие 173-ФЗ, имеют право на такое же увеличение фиксированной выплаты. А это мы попробуем разобрать, получив ответ из ПФ о том, как рассчитаны пенсии моих родителей. Думаю, это будет нескоро.

В следующей статье я расскажу о жизненной ситуации одной из моих подписчиц, которой ПФР ухитрился применить понижающий коэффициент при расчете пенсионного капитала аж два раза.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

Конвертация - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 01.01.2002 г. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застрахованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001.

Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству. Пенсионерам, кроме того, предоставлено право выбора - определить расчетный размер пенсии по установленным для всех застрахованных лиц нормам. Соответственно - право рассчитать пенсионный капитал по наиболее выгодному варианту. Норм по перерасчету пенсионного капитала (в отличие от пенсии) не предусмотрено.

Поэтому пенсионерам нужно правильно и своевременно определить размер трудовой пенсии по новым нормам. Одновременно - предоставить время и возможность для уточнения ее размера, а также для оценки пенсионных прав, имеющихся по состоянию на 01.01.2002 г., и определения величины расчетного пенсионного капитала.

Закон от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». рассчитан на перспективу. В его основу заложены такие элементы, как составляющая трудовой пенсии, страховой стаж и другие, которые будут вводиться в действие постепенно.

В настоящее время наиболее актуальна та часть Закона, которая регулирует пенсионные права нынешних пенсионеров и тех граждан, которых будут выходить на пенсию в ближайшие годы. Эти категории граждан в основном заработали свои пенсионные права по старому законодательству РФ.

Рассмотрим, как учитываются ранее приобретенные пенсионные этих граждан при переходе к новому пенсионному законодательству:

Согласно статьям 27 - 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохраняются ранее приобретенные пенсионные права:

  • * досрочное назначение пенсий для некоторых категорий граждан, в том числе медикам, педагогам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - бывшее назначение пенсий по старости на льготных основаниях;
  • * досрочное назначение пенсий по условиям труда - бывшее назначение пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;
  • * учет общего трудового стажа;
  • * учет стажа на соответствующих видах работ - бывшего специального стажа ;
  • * выбор периода среднемесячного заработка для расчета пенсий;
  • * другие права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» конвертация производится в связи с его введением в действие, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г. должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и поэтому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого нормы Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержат возможности перерасчета пенсионного капитала.

В то же время в течение переходного периода, т.е. до 01.01.2013 г., когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в т.ч. и пенсионеров, определение размера пенсионного капитала не может считаться процессуально завершенным без получения заявления пенсионера о выборе варианта конвертации (при наличии права на такой выбор).

Для лиц, получавших пенсии по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» сроки конвертации зависят от сроков пересчета трудовых пенсий в соответствии с Законом от 17.12.2001 г.

По состоянию на 01.01.2002 г. ни одному из пенсионеров трудовая пенсия по новому закону еще не пересчитана, независимо от факта «технологического» пересчета размера пенсии в порядке, предложенном в Телетайпограмме Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.12.2001 г. При этом право на пенсию сохраняется и не пересматривается, однако право на трудовую пенсию по нормам Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у пенсионера возникает только с момента его вступления в силу, т.е. с 01.01.2002г.

Сроки назначения трудовой пенсии установлены статьей 19 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Применительно к нормам этой статьи пенсионеры могут обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о желании представить документы об обстоятельствах, которые имели место до 01.01.2002 г. и влияют на увеличение размера пенсии не позднее 01.04.2002 г. В случае представления таких документов в течение трех месяцев с момента обращения, может быть произведено определение расчетного пенсионного капитала, а также назначение пенсии по новому закону с 01.01.2002 г. и доплата сумм пенсии за прошлое время.

Если в указанные сроки пенсионер не заявил о своем желании представить дополнительные документы или не представил их, то по умолчанию трудовая пенсия по нормам Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» будет ему пересчитана с 01.01.2002 г. в размере, определенном исходя из сведений пенсионного дела. Определение размера расчетного пенсионного капитала пенсионера по состоянию на 01.01.2002 г. при этом может быть выполнено только как техническое действие (фиксация, или предварительное определение), не имеющее правовых последствий. В частности, из его выполнения не следует, что в случае представления пенсионером дополнительных сведений нельзя изменить эту расчетную величину.

Так, при представлении пенсионером сведений по истечении названных сроков может быть произведен перерасчет размера трудовой пенсии применительно к пунктам 1 и 2 статьи 20 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы.

Возможен случай, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсионного капитала представит новые дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет подряд) за период до 01.01.2002 г. При этом также возможен перерасчет трудовой пенсии в указанном выше порядке.

В этом случае осуществляется уточнение величины расчетного пенсионного капитала, что корреспондируется с пунктом 5 статьи 17 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», допускающим уточнение сведений о сумме страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала. В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при его применении к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до 01.01.2002 г.

При оценке ранее приобретенных пенсионных прав учитывается общий трудовой стаж в календарном порядке - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г (Приложение 6).

Граждане, имеющие право на досрочную пенсию, согласно пункту 1 статьи 27 и пунктам 7-13 статьи 28 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении расчетного пенсионного капитала (оценка пенсионных прав) могут учитывать стаж на соответствующих видах работ вместо общего трудового стажа.

Стаж на соответствующих видах работ - это суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенных пунктом 1 статьи 27 и пунктами 7-13 статьи 28 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой они получены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., учитываемая в календарном порядке. В нее включаются те же периоды работы и деятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применением ИКП.

При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 г. О трудовых пенсиях в Российской Федерации : федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ// Российская газета. N 247.- 20.12.2001 Не включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал следующие периоды:

  • § обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, интернатуре;
  • § пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;
  • § нахождение в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;
  • § проживание в г. Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);
  • § уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • § уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;
  • § уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми;
  • § проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • § проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций.

Новая система пенсионного обеспечения, хотя и построена на новых принципах, включает в себя и элементы из предшествующей системы. Это прежде всего, очень большое число льготных исключений, которые авторы нового законодательства вынуждены были оставить в законодательстве о трудовых пенсиях в соответствии с принципом, по которому новая пенсия не может быть меньше старой. Это, безусловно, вносит известную противоречивость в равенстве к подходу граждан в пенсионном обеспечении. Многие исключения вызваны принятием частных решений и не укладываются в общую канву обязательного государственного пенсионного обеспечения и страхования.

На основании конституционной нормы Законом о трудовых пенсиях предусмотрены переходные положения, которые позволяют учесть объем и качество пенсионных прав граждан, приобретенных ими в соответствии с тем пенсионным законодательством, которое действовало ранее.

Статьей 30 Закона о трудовых пенсиях предусмотрены правила оценки пенсионных прав, приобретенных на основании ранее дей-ствовавшего законодательства. Такая оценка производится путем конвертации (преобразования) пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. в расчетный пенсионный капитал. Следует заметить, что слова «конвертация» нет ни в одном словаре. Авторы законопроекта, поместив в скобки слово «преобразование», очевидно, признавали за ним роль русского перевода использованного термина. Однако «преобразовать» означает, в частности, «превратить из одного вида в другой, из одной формы в другую».1 Близким к этому значению является слово «конверсия» (от лат. еомегвіо — изменение2).

Как известно, размер базовой части трудовой пенсии устанавливается федеральным законом и затем подлежит индексации. Поэто

1 См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 584.

2 См.: Большой словарь иностранных слов. С. 302.

му размер базовой части пенсии лиц, которым трудовая пенсия на-значается, начиная с 1 января 2002 г.

Для оценки же ранее приобретенных прав необходимо выполнить более сложную операцию: рассчитать «условный» пенсионный капитал на основе тех пенсионных прав, которые были приобретены по правилам прежнего пенсионного законодательства. Такой расчет должен отражать количественную и качественную характеристики социальной значимости жизнедеятельности пенсионера. Для преобразования законом предлагается следующая формула: ПК = (РП — БЧ) х Т.

ПК означает величину не фактически накопленного пенсионного капитала, как это имеет место при определении размера страховой части трудовой пенсии, назначаемой по правилам нового пенсионного закона, а расчетного пенсионного капитала.

РП — расчетный размер трудовой пенсии. Если размер трудовой пенсии исчисляется путем сложения базовой и страховой, а в будущем и накопительной частей, то для оценки ранее приобретенных пенсионных прав вначале рассчитывается общий размер трудовой пенсии по правилам п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. Расчетный размер трудовой пенсии используется для исчисления условного размера пенсионного капитала и подставляется в данную формулу.

БЧ — размер базовой части трудовой пенсии, который определяется в том же порядке, что и для лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования после 1 января 2002 г. (п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях).

Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

Расчет осуществляется по следующей формуле: РП = СК х ЗР/ЗП х х СЗП.

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица. Размер заработка может определяться по двум вариантам. Заработок пенсионера по первому варианту определяется за два последних года перед вступлением в силу нового пенсионного закона, т. е. — 2000-2001 годы. Поскольку в этот период уже была создана система индивидуального (персонифицированного) учета и заведены лицевые счета на застрахованных лиц, то эта величина устанавливается только по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. У пенсионера есть право выбрать второй вариант определения заработка и взять за основу для расчетов средний заработок за любые 60 месяцев подряд. В этом случае размер заработка устанавливается на основании документов, выдаваемых соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период, за который берутся сведения о среднем заработке пенсионера.1

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года.

СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20 или 25 лет (соответственно для женщин и мужчин), но не более чем на 0,20.

Содержание формулы представляет собой не что иное, как способ расчета и увеличения размера пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г.

1 В литературе обычно приводятся соответствующие таблицы среднемесячной заработной платы в стране. См., например: Афанасьев С. А. Расчет пенсии: первый этап — стартовый пенсионный капитал. М.: МЦФЭР, 2002. С. 38.

2 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3585.

определялся в процентах от среднего заработка пенсионера за 24 пос-ледних месяца работы либо за любые 60 месяцев работы подряд и зависел от продолжительности трудового стажа. Общий трудовой стаж 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин давал право на получение пенсии в размере 55% от среднего заработка. Превышение требуемой продолжительности общего или специального трудового стажа позволяло увеличивать размер пенсии на 1% за каждый год превышения стажа, но не более чем на 20%.

Наряду с этим способом был установлен расчет и увеличение размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) устанавливался следующим образом. Вначале определялся процент заработка, зависящий от продолжительности трудового стажа (общего или специального). Затем данный показатель — стажевый коэффициент (СК) переводился из процентов в десятичную дробь. Этот показатель, очевидно, отражает количественную сторону вклада пенсионера в общественно полезную деятельность. Наконец, стажевый коэффициент умножался на частное от деления среднемесячного заработка пенсионера за период, из которого исчисляется пенсия (ЗР), к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период (ЗП). Эта операция по замыслу законодателя по всей видимости должна была отражать качественную сторону трудовой деятельности пенсионера, ибо заработок — это оценка качества труда. Если выразить данный расчет в соответствующей формуле, то она и будет представлять собой часть формулы, предусмотренной п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, т. е. СК х ЗР/ЗП.

Окончательный размер пенсии, назначенной по правилам ст. 7 Закона 1990 г., определялся путем умножения значения индивидуального коэффициента пенсионера на размер средней заработной платы в стране за тот период, на который приходится назначение пенсии: ИКП х СЗП. Таким образом, третий элемент правой части формулы, предусмотренной ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, также заимствован из способа исчисления и увеличения размера пенсий, который применялся в прежнем пенсионном законодательстве.

Поскольку преобразование пенсионных прав производится на 1 января 2002 г., то нужно иметь в виду, что СЗП в формуле расчетов — это среднемесячная заработная плата в России за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации в сумме 1671 руб.

СК — стажевый коэффициент для застрахованных лиц (за исклю-чением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой

деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности, стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) ограничено законом и учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, предел отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) повышен и учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 — для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Мужчинам и женщинам, если они проработали не менее 15 кален-дарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в прирав-ненных к ним местностях (абзац 1 подпункта 6 п. 1 ст. 28 Закона), отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).

Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенси-онного капитала при полном общем трудовом стаже, т. е. при СК, равном 0,55. Затем сумма расчетного пенсионного капитала делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. Для упрощения расчетов в этих случаях специалисты используют коэффициент неполного стажа (КНС), который является частным от деления числа месяцев фактически имеющегося стажа (ФС)на число месяцев необходимого стажа (ОС): КНС = ФС/ОС.1 Формула расчета пенсионного капитала при этом будет выглядеть следующим образом: ПК = (РП — БЧ) х Т х КНС.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.

Ранее действовавший Закон 1990 г. предусматривал возможность льготного (кратного) исчисления общего трудового стажа при исчислении размера пенсии с применением ИКП. В связи с этим группа депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и отдельные граждане обратились в Конституционный Суд РФ с вопросом о соответствии указанной нормы ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 17, 18, 20, 39, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П признал содержащуюся в п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях норму в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал: «Данная норма — по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм — не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсион

1 См., например: Добромыслов К. В. Исчисление трудовых пенсий по старости (примеры расчетов). М.: Книжный мир, 2002. С. 31 и др.

ное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства».1

Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пен-сионный капитал застрахованных лиц, имеющих специальный трудовой стаж, может осуществляться по их выбору в вышеуказанном порядке. При этом вместо общего трудового стажа (как фактически имеющегося, так и полного) может применяться специальный стаж на соответствующих видах работ (как полный, так и фактически имеющийся).

При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу с применением не общего, а специального тру-дового стажа ожидаемый период выплаты пенсии по старости, опре-деляемый в вышеприведенном порядке, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленному ст. 7 Закона (60 и 55 лет — для мужчин и женщин соответственно). Это означает, что в формуле расчетного пенсионного капитала ПК = (РП — БЧ) х Т показатель Т должен быть увеличен на разность между общеустановленным возрастом выхода на пенсию и возрастом досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.) по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пп. 1-5 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

При назначении, начиная с 1 января 2002 года, трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью застрахованного лица, которому не был открыт индивидуальный лицевой счет, про

1 СЗ РФ. 2004 № 6. Ст. 450.

изводится определение расчетного пенсионного капитала, полагавшегося умершему кормильцу, в порядке, предусмотренном настоящей статьей в отношении лиц, ставших инвалидами, для последующего исчисления страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответствующим членам его семьи в соответствии с п. 2 ст. 16 настоящего Закона о трудовых пенсиях.

Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится приме-нительно к порядку, предусмотренному пп. 7 и 8 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за весь период, начиная с 1 января 2002 года, до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу этого закона.

Анализ нормы ст. 30 Закона о трудовых пенсиях показывает, что преобразование ранее приобретенных пенсионных прав фактически ухудшает положение пенсионеров, что не соответствует положениям ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 102 Закона 1990 г. среднемесячный заработок при назначении пенсии определялся (по желанию обра-тившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. В соответствии с п. 2 ст. 102 Закона 1990 г. из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заклю-чению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы можно

было заменять другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Однако в п. 2. ст. 30 Закона о трудовых пенсиях законодатель не включил слова «работы (службы)». В результате этого заработок пенсионера по новому закону делится на число месяцев указанного срока без учета фактически отработанного времени в этом периоде и по этой причине занижается.

Кроме того, вызывает возражения и коэффициент, ограничивающий соотношение среднего заработка пенсионера и средней заработной платы в стране — не более 1,2 (для пенсионеров районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — до 1,9).

Очевидным представляется стремление законодателя в сложной экономической обстановке второй половины 90-х годов ХХ века в России путем введения предельного коэффициента ограничить размер расходов на пенсионное обеспечение. Однако в Законе о трудовых пенсиях находит отражение накопительный принцип формирования размера трудовой пенсии. Страховая часть трудовой пенсии формируется, прежде всего, за счет пенсионного капитала, который складывается из страховых взносов застрахованного лица. Чем больше его заработок или иные доходы, тем больше и размер пенсионного капитала. При этом каких-либо ограничений размера пенсионного капитала закон не устанавливает. Это означает, что государство исчерпывающим образом оценивает качественный вклад в общественное производство лица, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования. Этой объективной оценки оказались лишены лица, которые были застрахованы в системе государственного социального страхования по законодательству СССР и в соответствии с Законом о государственных пенсиях 1990 года.

1. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

3. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в общий трудовой стаж, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом.

4. Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Комментарий к Ст. 30.1 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Введенные с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ комментируемая и две следующие за ней статьи регламентируют механизм валоризации (повышения) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, его целью является улучшение материального положения пенсионеров путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР, а также других категорий пенсионеров с помощью более справедливой оценки их прав, приобретенных до вступления в силу нового пенсионного законодательства (до 1 января 2002 г.); начиная с 1 января 2010 г. трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисленные с учетом денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц, будут подлежать валоризации путем увеличения доли расчетного пенсионного капитала, исчисленного с помощью указанной оценки пенсионных прав, на 10% и сверх того на 1% (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.

На официальном сайте ПФР (http://www.pfrf.ru) приведены следующие разъяснения причин необходимости проведения валоризации:

до 2002 г. пенсия в России рассчитывалась исходя из двух факторов - продолжительности общего трудового стажа и величины среднемесячного заработка лица, уходящего на пенсию, который складывался в определенный период времени перед выходом на пенсию: либо за последние 2 года, либо за любые 5 лет на протяжении всей трудовой жизни. Таким образом, пенсионные права в старой, дореформенной системе измерялись через стаж и через заработок. Эти две основные характеристики задавали объем пенсии;

в 2002 г. состоялся переход на принципиально новую систему. Это модель, основанная на том, что величину размера пенсии задают не стаж и заработок, а объем страховых взносов, которые перечислены работодателем за работника на его индивидуальный лицевой счет. Соответственно, чем больше у вас зарплата и страховые взносы с нее, тем большая величина у так называемого расчетного пенсионного капитала. В свою очередь, расчетный пенсионный капитал для получения размера пенсии делится на ожидаемый период выплаты;

при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев);

очевидно, что граждане, чьи пенсионные права формируются полностью на страховых принципах, т.е. те, кто начал трудовую деятельность после 2002 г., еще не достигли пенсионного возраста. Между тем после пенсионной реформы 2002 г. пенсию по новым правилам назначают тем гражданам, чьи пенсионные права уже были сформированы в старой системе, т.е. измерялись стажем и заработком. Естественно, что эти права должны были быть учтены, они должны были быть соединены с теми страховыми взносами, которые стали индивидуально учитываться у людей и влиять на пенсионные права с 2002 г. Для того чтобы соединить старые и новые права, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал, в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г., и тех, кто начал работать до 2002 г., была осуществлена конвертация пенсионных прав;

оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. производится исходя из расчетного размера пенсии по старости, определяемого в порядке, аналогичном порядку исчисления размера трудовой пенсии по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства, исходя из заработка и стажа застрахованного лица, выработанного им до начала реформы (до 1 января 2002 г.);

для того чтобы обеспечить увеличение пенсий граждан старшего поколения, государство приняло решение провести переоценку денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы.

Соответственно изложенной концепции в п. 1 комментируемой статьи закреплена необходимость валоризации (повышения) величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В пункте 1 комментируемой статьи также определены правила исчисления суммы валоризации:

сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 комментируемого Закона;

сверх того расчетный пенсионный капитал подлежит увеличению на 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г., определенного в соответствии с п. п. 2 и 3 комментируемой статьи.

2 - 3. В пунктах 2 и 3 комментируемой статьи предусмотрены правила определения общего трудового стажа для целей валоризации. Согласно общим правилам, содержащимся в п. 2 данной статьи:

в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 комментируемого Закона;

включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Как видно, для целей валоризации общий трудовой стаж определяется в том же порядке, что и при определении расчетного размера трудовой пенсии (см. комментарий к ст. 30 Закона).

Наряду с этим в п. 2 комментируемой статьи непосредственно установлено, что продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит. На официальном сайте ПФР (см. выше) данный момент специально подчеркнут: здесь нет никаких максимальных ограничений; если Ваш трудовой стаж до 1991 г. был 25 лет, то в целом Ваш расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 г. увеличится на 10% + 25% = 35%.

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрены случаи, в которых в общий трудовой стаж в целях валоризации не включаются отдельные периоды:

в отношении граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом 1993 г. о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, указано, что не включаются периоды службы, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с названным Законом;

в отношении граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, указано, что не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с названным Законом.

Эти правила в точности аналогичны правилам п. 1 ст. 12 комментируемого Закона, в соответствии с которыми осуществляется исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию (см. комментарий к указанной статье).

4. В пункте 4 комментируемой статьи в отношении застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), предусмотрено, что сумма валоризации величины их расчетного пенсионного капитала определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Речь идет о застрахованных лицах, которые были заняты на работах с особыми условиями труда и которым нормой п. 9 ст. 30 комментируемого Закона предоставлено право выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии (см. комментарий к указанной статье).

Соответственно, если размер трудовой пенсии по старости на 31 декабря 2009 г. установлен из расчетного пенсионного капитала, рассчитанного из стажа на соответствующих видах работ, т.е. из льготного стажа, то и расчет суммы валоризации производится в зависимости от продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 1991 г., а не от общего трудового стажа до 1 января 1991 г.

Читайте также: