Павел розенко о пенсионной реформе


Павел Розенко сказал, два основных новшества таковы: первое – введение с 1 января 2017 г. 2-го и 3-го уровня пенсстрахования. То есть, дополнительно к солидарной системе (принцип "общего котла") появятся личные накопительные пенссчета (2-й уровень), на которые пойдет часть денег, перечисляемых сейчас работодателем в "общий котел" Пенсфонда (ПФ) и личные накопительные счета в негосударственных пенсфондах, куда работник добровольно ежемесячно перечислит часть заработка, дабы потом пожизненно получать прибавку к солидарной пенсии.

Напомним, сейчас второй уровень не работает, хотя его собирались внедрить еще в 2003 г., а негосударственные пенсфонды непопулярны, так как даже не спасают перечисляемые им суммы от инфляции, а некоторые уже обанкротились. Министр предлагает, чтобы личные пенссчета стали обязательными для всех, кто моложе 35 лет и добровольными для работников от 35 до 55 лет, передает "Сегодня".

Второе новшество – отказ от спецпенсий для народных депутатов, чиновников, судей, прокуроров), у которых пенсии при равном стаже и одинаковых заработках в 1,5-2 раза выше, чем у непривилегированных граждан.

"Эти категории переведут на общий порядок расчета пенсий, но при выходе на пенсию им выплатят единоразово от 10 до 20 минзарплат (сейчас 12180-24360 грн) в зависимости от стажа госслужбы, – разъяснил Розенко. – Для военнослужащих и силовиков (МВД, СБУ) ничего не изменится. Для представителей вредных профессий – списки №1 и №2, и других, имеющих право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет – водители троллейбусов, тракторов, авиаторы, доярки, врачи, учителя и т. д. – предлагаем, чтобы их пенсия состояла из двух частей. Основная часть – как у всех, дополнительная – "профессиональная пенсиональная" под эгидой ПФ, куда работодатель станет переводить часть денег, начисляемых на их заработки".

Чтобы не началось массового увольнения госслужащих, для которых неплохие пенсии являются стимулом отработать 10-15 лет за не очень высокую зарплату, Розенко предлагает минимум вдвое увеличить им зарплату. Тогда они в старости они получат примерно такую же пенсию, как сейчас при действующей системе начисления.

По мнению президента Украналитцентра Александра Охрименко, идеи Минсоцполитики не новы и правильны, но они снова могут быть отложены из-за того, что в ПФ не хватит денег на выплату нынешним пенсионерам.

"В бюджете Пенсфонда сейчас дыра 80 млрд грн, которую дотирует госбюджет. Она станет еще большей, если часть денег из солидарной системы уйдет на накопительные счета и на выплату пенсий может не хватить дотаций. На это власти не пойдут", – сомневается Охрименко.

Розенко уверен, что за оставшиеся до 2017 года 20 месяцев экономика Украины восстановится, и дефицит ПФ уменьшится в разы. "Такая реформа станет мощным сигналом для развития экономики. Накопительная система – это не система проедания, деньги вкладываются в экономику и работают на нее", – считает Розенко.

Депутаты пока осторожно оценивают новшества, которые им, возможно, придется поддержать. Так глава профильного комитета ВР по вопросам соцполитики занятости и пенсобеспечения и экс-министр соцполитики Людмила Денисова сказала, что комментировать будет лишь тогда, когда изучит текст законопроекта о пенсреформе.

А вот ее зам Сергей Каплин считает, что идеи Минсоцполитики надо поддержать: "Отмена спецпенсий позволит высвободить значительные средства для Пенсфонда и наполнить его бюджет. Накопительные счета также давно пора вводить, каждый должен получать пенсию по своим доходам, как в Европе. Но детали будут понятны, когда Кабмин подаст нам соответствующий законопроект".

Министр социальной политики Павел Розенко объяснил, почему экс-президент Виктор Янукович и бывший премьер-министр Николай Азаров не получают пенсии. Об этом передает Газета.Ru.

"Виктор Янукович и Николай Азаров на сегодняшний день не получают пенсии. На территории Украины им пенсионные выплаты не осуществляются из-за того, что они не обращались в управление Пенсионного фонда для получения соответствующих выплат", — заявил Розенко.

По его словам, если политики обратятся к киевским властям с просьбой начислить пенсию, законность выплат будет изучаться.

В гостях у Радио Вести премьер-министр Украины Павел Розенко рассказал, что скрыто за обязательствами перед МВФ по корректировке параметров системы социального обеспечения и как это скажется на пенсионном возрасте.

"Безусловно, последний вариант Меморандума я видел и думаю, что на сегодняшний день не корректно публиковать любые тексты Меморандума до окончательного решения МВФ, - рассказал министр. - Мы ожидаем, что на 20 марта украинский вопрос включен в программу "борда" МВФ и будет положительное решение. После этого, собственно, можно считать, что текст письма о намерениях согласован обеими сторонами. Безусловно, я видел документ и хочу сказать одно: там нет никаких сенсационных тем, которые говорили бы о том, что кто-то хочет ограничить или социальные права, или пенсионные права, или права наших граждан в целом. Да, там есть определенные направления реформирования страны, которые нужны в первую очередь нашей стране, а не МВФ".

При этом он сам признал, что сокращать пенсионные программы "уже в Украине нереально". "Идея об увеличении пенсионного возраста, повышении пенсионного возраста и увеличении страхового стажа на сегодняшний день в диалоге с МВФ пока снята с повестки дня, да и не дадут эти меры очень серьезного эффекта. Собственно, мы это увидели, когда проводилась так называемая пенсионная реформа Азаровым и Януковичем в 2012 году. Она, к сожалению, не успешная и не заканчивается, и как раз наличие безумного дефицита бюджета пенсионного фонда доказывает то, что пенсионная реформа, которая сводится к только корректировки параметров солидарной пенсионной системы, ни к чему хорошему в принципе не может привести. Один из путей уменьшения дефицитов бюджета пенсионного фонда - лишение пенсионного фонда Украины не страховых выплат, а перевод этих выплат в социальную часть", - пояснил Розенко.

Что касается обнародованного "Батькивщиной" текста Меморандума с МВФ, то министр заявил, что там указаны "достаточно общие вещи и даже те вещи, которые вы сейчас зачитали, их можно совершенно разными механизмами достигать. Можно тупо повысить пенсионный возраст до 65 лет, а с другой стороны. Я говорю два варианта: либо повысить, или возможно есть варианты, чтобы стимулировать, например, людей выходить на пенсию позже, давая возможность более высокого пенсионного обеспечения".

Отвечая на вопрос, сколько Пенсионный фонд готов доплачивать украинцам за каждый год более позднего выхода на пенсию, Розенко заявил: "Я прошу, давайте отойдем от конкретики. По конкретике я могу сказать только свою собственную позицию: я хотел бы, чтобы мы все, в том числе чиновники, вспомнили негативный опыт проведения реформы 2011 года и учли этот опыт. Он заключается в следующем: мы не должны ограничиваться в процессе проведения пенсионной реформы только разговором о том, как нам что-то поправить в солидарной части пенсионного обеспечения. Если мы снова сконцентрируемся только на реформе солидарной части – это опять путь в никуда. Поэтому я сторонник реальной широкомасштабной пенсионной реформы, которая будет включать несколько основных моментов. Первое, это возможное наведение определенного порядка в солидарной части. Но очевидно, что мы должны взять на себя политическую ответственность за введение в Украине нормальной трехуровневой пенсионной системы, сказать о том, как и в каком году заработает накопительная часть пенсионного страхования и как мы будем развивать негосударственное пенсионное страхование, предоставляя людям право самостоятельно формировать свое пенсионное будущее".

  • Читайте полную версию интервью Павел Розенко: Люди не чувствуют взаимосвязь своих взносов с будущей пенсионной системой

Напомним, ранее глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что Нацбанк получил финальную версию Меморандума МВФ 1 марта.

В свою очередь заместитель председателя НБУ Олег Чурий признался, что Украине нужно $5 млрд от МВФ, чтобы спасти курс гривны. "Выплаты для МВФ в 2017 году составят где-то $800 млн – это основная сумма. И примерно где-то $200 млн – это проценты", – добавил Чурий.

Как "Вести" сообщали ранее, повышение страхового стажа обсуждается в рамках программы Международного валютного фонда. Правительство также ищет возможности увеличения поступлений единого соцвзноса и НДФЛ.

Также ради очередного транша МВФ Украина должна ввести новый пенсионный налог для украинцев, а также отменить оплату "коммуналки" в рассрочку. Кроме того, МВФ потребовал от Украины не повышать "минималку" три года.


«ФАКТЫ» выясняли, какие реформы могут быть проведены в ближайшее время в социальной сфере

О необходимости реформ в стране не говорит только ленивый. Правительство, президент, международные финансовые организации, отечественные эксперты: все твердят о необходимости провести в Украине капитальную реконструкцию бюджетной, налоговой, социальной, правоохранительной сфер, а также здравоохранения, армии и судебной системы.

А вот какими будут эти реформы — тут мнения расходятся. Последние пару недель появилась масса предположений об ожидающих нас в ближайшее время новшествах. В обществе выдвигаются различные гипотезы, одна другой страшнее. Люди волнуются. Правительство оправдывается. Поэтому «ФАКТЫ» решили узнать из первых уст, какие изменения могут коснуться самой болезненной сферы — социальной. Об этом нашим читателям рассказал министр социальной политики Павел Розенко.

— Павел Валерьевич, всю прошлую неделю людей пугали грядущим повышением пенсионного возраста, отменой льгот, налогообложением пенсий и прочими ужасами. Неужели нам нужны такие радикальные реформы?

— Реформы нужны. Однозначно. И другой альтернативы просто нет. Вопрос в другом: какие именно акценты в них будут? Образно говоря, махать бездумно шашкой налево и направо мы не собираемся. Ведь есть социальные программы, которые хорошо себя показали. Например, жилищные субсидии. Они доказали свою эффективность, и ничего лучшего вместо них никто не придумал. Субсидии существуют с конца 90-х, и через них проведено не одно повышение цен и тарифов. Перед каждым увеличением неизменно возникал вопрос: а что можно сделать еще? И всякий раз ничего лучшего, чем программа субсидий, найдено не было.

— Но в октябре ее изменили, после чего алгоритм начисления субсидий стал сложнее…

— …но и эффективнее. Да, раньше все было просто: 10 процентов дохода платили люди неработающие (пенсионеры, инвалиды) и 15 процентов дохода — работающие. Сейчас идет расчет по более сложной формуле, но она справедливее. Ведь субсидия теперь прямо зависит от доходов и конкретного человека, и целой семьи. Семьи с более скром­ными заработками стали платить за жилищно-коммунальные услуги существенно меньше. Например, семья, получающая в среднем 500 гривен на человека, вносит всего 3,19 процента своего дохода. А семья, зарабатывающая 2 тысячи гривен на человека, — уже 12,7 процента (подробно о новом механизме расчета субсидий «ФАКТЫ» рассказали в номерах от 1 и 2 октября 2014 года).

Тем не менее эта программа показала свою эффективность, она действительно помогает людям пережить подорожание жилищно-коммунальных услуг. Тем более что и в следующем году их стоимость заметно вырастет.

— Вот, например, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев спрогнозировал рост цены на газ для населения в три — пять раз…

— Я был, скажем так, обескуражен этим заявлением. Призвал бы всех ответственных работников не бежать впереди паровоза и не анонсировать «свое особое мнение». В это трудное время, когда против нас развернута настоящая информационная война, правительство должно говорить в один голос и показывать людям уже конечные решения, чтобы не сеять панику и без причин не шокировать и без того напуганное войной общество.

— Кстати, о панике. Среди всех прозвучавших в СМИ предположений самые большие волнения вызвало возможное повышение пенсионного возраста…

— Три года назад, когда шли очень сложные дискуссии о пенсионной реформе (предложенной в 2011 году Сергеем Тигипко, в результате чего началось постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. — Авт.), я как эксперт говорил те же вещи, которые могу повторить и сейчас уже в статусе министра: проблемы мизерных пенсий и баланса бюджета Пенсионного фонда нельзя решить простым увеличением возраста выхода на заслуженный отдых. Эффект от этого копеечный: дает экономию не более миллиарда гривен в год. Между тем сегодня государство дотирует Пенсионный фонд на сумму более 60 миллиардов гривен в год. Поэтому говорить, что пенсионная реформа должна свестись только к повышению пенсионного возраста, совершенно непродуктивно и неправильно. Чтобы компенсировать таким образом 60 миллиардов гривен, пенсионный возраст нужно повышать на… триста или четыреста лет.

— Тогда уже проще пенсии отменить. Но что же делать?

— Суть проблем Пенсионного фонда состоит, с одной стороны, в несовершенстве пенсионной системы. А с другой — в повальной тенизации зарплат. Поэтому первое, что нужно сделать, — вывести бизнес и зарплаты из тени. Без легализации рынка труда изменить ситуацию с мизерным пенсионным обеспечением невозможно. У нас сегодня в теневом секторе экономики платится около 200 миллиардов гривен зарплаты. Из-за этого Пенсионный фонд недополучает около 70 миллиардов гривен доходов. А местные бюджеты — около 30 миллиардов гривен.

— Суммы внушительные. Но как добиться легализации? Бизнес напуган и так просто из тени не выйдет.

— Правительство разрабатывает целый комплекс мер, которые могут привести к легализации заработков.

— Вы говорите о предложении снизить единый социальный взнос (ЕСВ)? Насколько я помню, правительство предлагает взимать ЕСВ в размере 41 процента с двух минимальных зарплат, а все, что выше, облагать по ставке 15 процентов.

— Это в первую очередь. В настоящее время предприятия перечисляют в качестве ЕСВ около 37 процентов всей суммы зарплаты. А из зарплаты человека дополнительно берут около 3,5 процента. Предложения рассматриваются разные, но то, что нагрузка на фонд заработной платы должна быть снижена, — это факт неоспоримый.

Но и таких мер недостаточно. Не нужно думать, что, как только мы уменьшим ЕСВ, все сразу выйдут из тени. Главное — восстановить доверие бизнеса к власти. Бизнесу нужно дать возможность работать. Без лишних проверок, бюрократии. Снизить налоговое и регуляторное давление.

Мы на полгода приостановили проведение проверок. И знаете что? За эти полгода ничего катастрофического не случилось.

— Все платили налоги? Никто не сбежал с казенными деньгами?

— Нет (смеется). В то же время государство должно как-то контролировать предприятия, чтобы не уклонялись от своих обязательств. Поскольку в тени они себя чувствуют намного комфортнее. Следует, с одной стороны, закрыть все лазейки для масштабного государственного рэкета, а с другой — дать государству возможность проводить точечные проверки, чтобы предотвращать криминальные действия самого бизнеса.

Например, у нас есть Государственная инспекция труда, которая проверяет, вовремя ли предприятия выплачивают зарплату, в полном ли объеме. И это очень важно сейчас, когда из-за боевых действий на востоке страны у нас почти в три раза увеличилась зарплатная задолженность. Думаю, инспекция должна работать, ведь иначе людям просто некуда будет обращаться за защитой.

— Работающим пенсионерам пенсии отменят или нет?

— Если взять классический мировой опыт, то там все просто: ты либо пенсионер, либо работающий человек. К сожалению, при наших мизерных пенсиях этот принцип невозможен. Многие пожилые люди вынуждены идти работать, чтобы выжить. Поэтому правительство не может себе позволить дать пенсионеру такой выбор — работать или находиться на пенсии.

— А облагать налогом высокие пенсии будут?

— Я вам больше скажу: пенсии выше десяти минимальных размеров (в 2014 году это 9 тысяч 490 гривен. — Авт.) у нас уже облагаются налогом. И я считаю, это правильно! В солидарной пенсионной системе не должно быть такой огромной разницы между минимальной и максимальной пенсиями. В цивилизованных странах соотношение составляет один к двум, один к трем… А у нас — один к тридцати!

— Выходит, кто-то в Украине получает 30 тысяч гривен пенсии?

— Вы удивлены? Да. Такое есть. Например, судьи, которые после внедрения максимальной пенсионной выплаты в размере десяти прожиточных минимумов опротестовали это положение… в Конституционном суде.

— То есть сами у себя?

— Да. Главная причина такого «пенсионного разброса» в том, что у нас в стране около 20 законов о пенсиях: для госслужащих, для прокуроров, для судей, для народных депутатов, для таможенников… А нам нужна одна универсальная и справедливая система начисления пенсий. Одна для всех!

— Но для многих госслужащих или военных такая спецпенсия — единственный стимул работать. Зарплата маленькая, так хоть пенсия побольше, чем у остальных…

— Вы правы. Я тоже считаю, что государство должно поддерживать людей определенных профессий. Но зачем же это делать из общего котла? Где справедливость? Люди платят одинаково, работают одинаково долго. А потом одни получают тысячу гривен пенсии, а другие — 5 тысяч.

— Но как тогда их поддерживать?

— Для этого во всем мире существует система дополнительного страхования в негосударственных пенсионных фондах. В них предприятие может застраховать своих работников, чтобы после выхода на заслуженный отдых люди получали сразу две пенсии: по возрасту (как все остальные) и находящуюся на накопительном пенсионном счете (который предприятие профинансировало дополнительно).

Так вот, государство, если хочет поощрить представителей каких-то профессий, может дополнительно застраховать их в негосударственном пенсионном фонде. Это обычная мировая практика. В Европе милиционеров, пожарных, шахтеров, госслужащих, врачей, военных, учителей страхуют в таких пенсионных фондах. И граждане потом получают повышенные пенсии. Но не за счет остальных пенсионеров, а за счет госвзносов на их накопительный пенсионный счет. Я вам даже больше скажу: такие фонды существуют и у нас. Есть закон, по которому они работают. Просто их мало.

— А что, идея мне нравится.

— И у нас она будет воплощена. Конечно, некоторые чиновники станут сопротивляться отмене спецпенсий, но у нас, надеюсь, хватит политической воли восстановить справедливость и предоставить гражданам одинаковые условия начисления пенсий.

— Как насчет льгот? Их будут отменять?

— Тут все сложно. У нас несколько сотен льгот, компенсаций, привилегий, дотаций и доплат. Скажу сразу: единого подхода к решению вопроса льгот нет. Мы будем действовать в трех направлениях.

Первое: необходимо отменить неэффективные льготы. Не секрет, что у нас в действующем законодательстве есть много льгот, которые никогда не финансировались. Такие программы нужно убрать. Честно признать, что эти льготы декларативные, а потом принять волевое решение и избавиться от обязательств, которые мы никогда не выполняли и выполнить не сможем.

— Какие это льготы?

— Сейчас не могу сказать конкретно, поскольку перечень не согласован. Но это те льготы, которыми люди никогда не пользовались. Они существовали только на бумаге.

Второе — усиление адресности. Следует персонализировать каждого получателя льгот. Тогда государство сможет предоставлять именно те льготы, в которых человек реально нуждается.

Например, право на бесплатный проезд имеют разные категории населения. Возьмем человека с пенсией в тысячу гривен, живущего в селе, куда иногда даже автобус не доходит, и горожанина, получающего спецпенсию в размере 10 тысяч гривен, который может ездить на метро два-три раза в день. Формально оба имеют право на бесплатный проезд. Но малообеспеченный селянин не использует свое право, а житель города, который от государства получает неплохую пенсию, льготой пользуется. И если перевести это в деньги…

— …то получается, что горожанин ежемесячно ездит гривен на 200?

— Да. Таким образом, мы переходим к третьему направлению реформы — переводу части льгот в денежный эквивалент.

— Будут выдавать деньги на руки?

— Систему нам еще предстоит продумать. Но могу сказать точно: это позволит горожанину и жителю села получать транспортную льготу в одинаковом объеме. И это справедливо. А если человек месяц не будет пользоваться автобусом, неужели он не найдет, куда потратить сэкономленные «льготные» деньги? Так почему он сейчас их недополучает?

Мы понимаем, что изменения не сразу будут восприняты людьми. Они привыкли заходить в транспорт, показывать удостоверение и бесплатно ехать. Но, с другой стороны, перевод транспортных льгот в денежный эквивалент позволит им пользоваться не только общественным транспортом, но и частными маршрутками.

— Насколько я поняла, сейчас еще рано говорить о согласованных позициях по реформе социальной сферы?


02.10.2020 14:37 Joinfo.ua

Председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард написала в своем Твиттере, что цифровая валюта евро станет электронной формой денег,

Евросоюз выделяет 750 миллиардов евро на помощь странам для восстановления после кризиса


21.07.2020 08:42 Joinfo.ua

Главы государств, входящих в состав Евросоюза, достигли соглашения о восстановлении экономики после коронавируса. Выделенная сумма размером 750

Цены на нефть снова падают из-за страха перед второй волной коронавируса


16.06.2020 16:49 Joinfo.ua

Крупнейшие нефтедобывающие компании опасаются того, что из-за начала второй волны пандемии коронавируса спрос на топливо не восстановится. Нефть

Коронавирус может стоить мировой экономике более 1 триллиона долларов


20.02.2020 13:32 Joinfo.ua

По словам ведущего экономического прогнозиста, коронавирус может стоить мировой экономике крупную сумму от потерянного объема производства, если он

Мировой финансовый кризис приближается: в МВФ назвали тревожные факторы


17.01.2020 21:21 Joinfo.ua

Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева выступила с тревожным предупреждением. По словам распорядителя МВФ, в начале нового

Новый рекорд Илона Маска: Tesla стала самым дорогим автопроизводителем в истории


09.01.2020 18:18 Joinfo.ua

Компания Tesla, учредителем и генеральным директором которой является знаменитый Илон Маск (Elon Musk), установила беспрецедентный рекорд рыночной

Лесные пожары в Австралии сильно ударят по экономике страны и обойдутся в 20 млрд долларов


08.01.2020 13:41 Joinfo.ua

Страшнейший за всю историю лесной пожар в Австралии нанес невосполнимую утрату флоре и фауне, а также привел к гибели 25 человек. Восстановление

Илон Маск стал еще богаче: что помогло миллиардеру увеличить капитал


04.01.2020 19:59 Joinfo.ua

Знаменитый миллиардер, изобретатель, инженер и предприниматель Илон Маск может собой гордиться. Несмотря на все трудности и конфликты к концу года

Илон Маск удостоен награды «Золотой руль»: на церемонии миллиардер сделал важное заявление


14.11.2019 22:53 Joinfo.ua

Знаменитый электрокар Tesla Model 3 получил признание в Германии, за что и был удостоен награды Das Goldene Lenkrad («Золотой руль») Премию на


31.10.2019 19:39 Joinfo.ua

Рейтинг самых богатых людей Украины за 2019 год претерпел некоторых изменений, по сравнению с аналогичным списком за 2018-ый. Кто же из украинских

Избран новый глава МВФ: кто будет управлять финансовой структурой в течение 5 лет


26.09.2019 17:25 Joinfo.ua

Впервые в истории существования Международного валютного фонда на пост главы избран представитель не из развитого, а из развивающегося государства.

Будущее доллара в опасности: в США обнародовали сумму реального государственного долга


11.09.2019 22:32 Joinfo.ua

Сотрудники известной в США влиятельной финансовой структуры AllianceBernstein не просто озаботились подсчетом суммы реального долга мировой

В Украине монеты трех номиналов перестанут быть платежным средством с октября 2019


04.09.2019 14:26 Joinfo.ua

В новом постановлении Национального банка Украины заявлено, что в Украине с 1 октября 2019 года невозможно будет расплатиться монетами, чей номинал

Богатейшие люди планеты за 1 день потеряли 18 миллиардов: миру грозит глобальная рецессия


15.08.2019 23:56 Joinfo.ua

По данным американского издания Forbes, девять самых богатых предпринимателей в мире всего за один день лишились существенной доли своего капитала.

Цена бриллиантов может упасть: Китай применяет новые технологии для производства алмазов


30.07.2019 09:04 Joinfo.ua

Девушки всего мира очень скоро могут разлюбить бриллианты из-за их слишком низкой цены и перехода в разряд массмаркет. А виной тому, вероятно,


Народные депутаты подали уже более 300 поправок к правительственному законопроекту о пенсионной реформе, большинство которых касаются вопросов стажа, условий выхода на пенсию и формулы расчета пенсионных выплат.

Об этом сказал вице-премьер-министр Павел Розенко в интервью интернет-изданию “Цензор.нет”.


"Смотрите, мы видим результат первого голосования в первом чтении - есть понимание того, что определенные вещи народные депутаты поддерживают безоговорочно, как то проведение осовременивания пенсий. Безусловно, существуют критические замечания. Сегодня пенсионная реформа (как и медицинская) уже является собственностью Верховной Рады. Мы ожидаем конечных решений по этим вопросам. Уже знаю, что в пенсионную реформу депутатами подано свыше 300 предложений", - сказал правительственный чиновник.

По его словам, по большей части эти правки касаются параметров солидарной системы, которые регулируют вопрос стажа, условий выхода на пенсию, формулы ее обсчета.


Вместе с тем он заметил, что необходимо думать не только над солидарной системой, но и о втором и третьем уровне пенсионного страхования (чего пока нет) - это накопительная система и система негосударственных пенсионных фондов.

"Я в действительности хотел бы, чтобы Верховная Рада приняла комплексную пенсионную реформу, которая состоит из того, что уже правительство внесло, а также того, что касается введения накопительной системы. Потому что нам нужно обеспечить фундамент для следующих поколений пенсионеров. Мы это должны сделать сейчас, а не откладывать на 5-10 или 15 лет. Потому что в настоящее время сложилась уникальная ситуация, когда и Президент, и Кабинет министров, и большинство Верховной Рады "заряжены" на то, что пенсионную реформу нужно провести", - убежден Розенко.


Вице-премьер подчеркнул, что для введения накопительной пенсионной системы необходимо провести еще много работ.

"До января 2018 года мы технически не успеем. Но давайте примем четкое политическое решение о том, что она начинает действовать с 1 января 2019 года. Нам будет достаточно полтора года, чтобы внести изменения в действующее законодательство (законопроекты уже зарегистрированы, их можно принимать), смоделировать систему и провести тестирование", - отметил вице-премьер-министр.

Розенко убежден, что затягивание процесса введения накопительной пенсионной системы на очередной год, два или пять приведет к тому, что целое поколение пенсионеров в будущем снова "будет обречено на бедность".


Как сообщалось ранее, 13 июля Верховная Рада 282-я голосами поддержала в первом чтении законопроект № 6614, который предусматривает, в частности, осовременивание пенсий и отмену налогообложения пенсий для работающих пенсионеров.

Кроме того, документом предлагается пересмотр условий назначения пенсии по возрасту в 60 лет с 1 января 2018 года. Планируется предусмотреть, что в 60 лет будут выходить на пенсию те лица, которые на 1 января 2018 имели 25 лет страхового стажа, а диапазон требования относительно страхового стажа ежегодно будет увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году.

16 августа Премьер-министр Владимир Гройсман призвал парламентариев в сентябре окончательно принять законопроект о пенсионной реформе, но заявил, что предоставленные поправки народных депутатов могут полностью нивелировать правительственный вариант.


Сегодня парламент намерен рассмотреть пакет законопроектов, которые могут дать старт новой пенсионной реформе

Правительство предлагает провести очередную пенсионную реформу: отменить все спецпенсии для ВИП-пенсионеров и приступить к внедрению обязательной накопительной пенсионной системы. Буквально сегодня парламент намерен рассмотреть пакет законопроектов, которые могут дать старт новой пенсионной системе. Какой она будет? Об этом мы поговорили с министром социальной политики Павлом Розенко.

— Скажу сразу, что предложенная нами пенсионная система стимулирует каждого человека с молодости «проектировать» свою будущую пенсию, — отметил Павел Розенко.

— Каким образом?

— Мы еще больше привязываем размер пенсии к вкладу гражданина в пенсионную систему на протяжении жизни. А точнее, предоставляем людям возможность накапливать себе на пенсию.

Отмечу, что закон, регулирующий все механизмы работы накопительной системы, был принят более десяти лет назад. И только недостаток политической воли не позволил тогда ввести ее в действие.

— Но в законе было четко указано, что накопительную систему нужно внедрять только после того, как бюджет Пенсионного фонда станет бездефицитным и на протяжении двух лет ВВП страны будет расти не менее чем на 2 процента.

— На самом деле создание накопительной системы позволило бы сделать Пенсионный фонд бездефицитным и привлечь в экономику Украины миллиарды гривен инвестиций. Что могло бы еще в то время стимулировать рост ВВП.

— Однако сейчас у нас падение ВВП, война, сложная политическая ситуация… Не лучший момент, наверное.

— Поэтому мы и вводим систему не со следующего года, а с 2017-го. В 2016-м Украину ожидает рост промышленного производства — как по прогнозам МВФ, так и по расчетам нашего Министерства экономики. 2016-й мы потратим на создание необходимых административных органов управления накопительной системой, на поиск управляющих компаний, организацию необходимых административных механизмов, усилим гарантии государства, в частности в лице госрегуляторов. А с 2017 года начнутся полноценные перечисления в обязательную накопительную систему.

Но для того, чтобы это удалось сделать в срок, уже сейчас нужно принять пакет из четырех законопроектов, которые мы внесли в парламент. Без этих законов наша пенсионная система не сможет не только развиваться, но и дальше существовать.

— Тогда расскажите, как именно изменится пенсионная система после реформы.

— Мы предлагаем ввести трехуровневое пенсионное страхование, которое позволит человеку после выхода на заслуженный отдых получать выплаты из трех разных источников, а не из одного, как в настоящее время.

— А как работает пенсионная система сейчас?

— К сожалению, у нас сегодня функционирует только одна составляющая трехуровневой системы — солидарная. Это система, при которой работающие люди платят взносы. Деньги поступают в Пенсионный фонд и сразу же, с «колес», распределяются между нынешними пенсионерами. То есть работающее поколение содержит неработающее.

Посчитаем. В Украине около 12 миллионов работающих людей и почти 13 миллионов пенсионеров. То есть фактически каждый трудящийся содержит одного пенсионера. Средний размер взносов составляет около 40 процентов зарплаты. При таком уровне взносов и при нынешней средней зарплате в 3500—3800 гривен солидарная система может обеспечить среднюю пенсию на уровне 1400—1500 гривен. Не более. И для повышения пенсий только при помощи одной солидарной системы нам пришлось бы увеличивать взносы.

— Сделать их больше 40 процентов? Это немыслимо! Работодатели и так стонут…

— Вот именно поэтому нам и понадобились второй и третий уровни пенсионного страхования. Накопительные. Которые позволят довести размеры пенсий до 60—65 процентов заработка.

Такие пенсионные системы существуют во многих странах мира. Мы предлагаем внедрить одновременно две накопительные системы — третий и второй уровни. Второй — это государственная система. Третий — система частных накопительных пенсионных фондов.

И та и другая предполагают, что человек на протяжении всей своей жизни откладывает деньги на пенсию. Просто отчисления на второй уровень будут обязательными для всех людей, которым к 1 января 2017 года еще не исполнилось 35 лет, и добровольными для граждан в возрасте от 35 до 55 лет.

Отчисления на третий уровень (негосударственные пенсионные фонды) осуществляются сегодня исключительно добровольно. Например, если человек захочет сам себя застраховать для увеличения будущей пенсии или предприятие решит застраховать своих сотрудников, чтобы покрепче «привязать» их к фирме.

— Можно же просто деньги в банк складывать.

— Тут есть существенная разница: выплату накопительных пенсий из системы государственного пенсионного страхования гарантирует государство, а возврат денег из банка — только сам банк. Или, в худшем случае (при банкротстве финучреждения), — Фонд гарантирования вкладов населения.

Есть еще один важный психологический момент: деньги, собранные в накопительной системе, можно будет унаследовать. Если сейчас человек, который всю жизнь платил пенсионные взносы, умирает до выхода на пенсию, его взносы просто… пропадают. А из накопительной системы они будут переданы наследникам.

— Однако деньги со временем обесцениваются. Каковая сейчас ценность тех 100 гривен, которые я положила бы в накопительную систему в 2006 году?

— Правильный вопрос. Все средства накопительной системы пенсионного страхования будут инвестироваться. Причем прибыльно. Этим займутся специальные управляющие компании, а контролировать процесс станет государство в лице накопительного фонда.

— Насколько успешно могут быть вложены пенсионные деньги?

— Насколько это возможно. К вашему сведению, американские пенсионные фонды являются одними из наиболее крупных и успешных инвесторов в США и в мире.

— Но мы не США…

— Что касается Украины, то на государственном уровне мы гарантируем покрытие инфляционных процессов. Это минимум. Но мы надеемся на более существенное приумножение поступающих в накопительную систему средств.

— Почему?

— Потому что внедрение государственной накопительной системы позволит только в 2017 году обеспечить инвестиционный ресурс в размере 6 миллиардов гривен. А в последующих — 8—9 миллиардов гривен ежегодно. Это даст мощный толчок развитию экономики и фондового рынка. Кроме того, станет ярким маркером для зарубежных инвесторов.

— Я правильно поняла: вы рассчитываете, что уже в 2017 году люди начнут платить взносы в накопительную пенсионную систему и общий размер этих взносов составит около 6 миллиардов гривен?

— Да. По нашим подсчетам, в первый год к системе накопительного пенсионного страхования будет привлечено около 5 миллионов человек.

Кроме того, с 1 января 2016 года (то есть на год раньше) мы начинаем программу профессионального страхования — тоже в накопительной системе.

— Что это значит?

— Дело в том, что с января 2016 года мы переходим к единому принципу начисления пенсий. Больше никаких ВИП-пенсий в нашей стране не будет. Особенно финансируемых за счет обычных граждан — плательщиков страховых взносов. У нас не будет отдельных пенсий для народных депутатов, госслужащих, прокуроров, судей, таможенников, налоговиков и так далее, чьи выплаты сегодня назначаются не за счет персональных вкладов человека, а в результате применения специальной формулы.

— Какой формулы?

— Ну, допустим, если у обычного человека пенсия составляет около 40—50 процентов его зарплаты, то у спецпенсионера — от 60 до 90 процентов. Выплата оказывается выше только за счет этих процентов.

И вот теперь мы наконец-то прекращаем делить украинцев на сорта и вводим единую для всех и поэтому справедливую пенсионную систему: размер пенсии зависит только от того, сколько человек перечислил взносов и как долго их платил, поскольку с 1 января 2016 года пенсии будут назначаться всем по нормам одного «страхового» закона. К тому же, чтобы узнать, какой у человека будет размер выплат, ему не придется пересматривать более 20 законодательных актов, принятых в разное время.

— То есть всем спецпенсионерам, которые сейчас получают высокие пенсии, с 1 января станут выплачивать обычные пенсии?

— Нет. Вы неправильно поняли. Никаких перерасчетов не будет, и все выплаты, которые сейчас люди получают, останутся в прежнем размере. Речь идет только о назначении новых пенсий: их с 1 января мы будем насчитывать по единой формуле. Для всех.

— Я слышала, что особые пенсии военнослужащим останутся даже после реформы.

— Да. Военнослужащие и приравненные к ним — единственная категория пенсионеров, у которых будет отдельный пенсионный закон. Но справедливости ради нужно отметить, что именно эта категория сильно пострадала во время проведения неудачной пенсионной реформы 2011 года.

— Скажите, пенсии чернобыльцам тоже отменят?

— Нет. Поскольку это не пенсии, а скорее компенсация за потерянное здоровье. Социальные выплаты гражданам, пострадавшим от крупной техногенной катастрофы.

— Многие люди имели право раньше выходить на пенсию. Например те, кто работает на особо вредных и тяжелых производствах (шахтеры, трактористы, машинисты поездов), те, кто имеет право на пенсию по выслуге лет (авиадиспетчеры, летный состав и так далее). Что будет с ними?

— Действительно, у нас в стране много людей имеет право отправиться на заслуженный отдых на пять — десять лет раньше. И мы их этого права не лишим. Вопрос в другом. Постепенно финансирование более раннего выхода на пенсию будет перекладываться на плечи накопительной системы. И именно для таких граждан уже с 1 января 2016 года мы вводим профессиональное накопительное страхование.

— Кто будет платить за них дополнительные взносы в накопительную систему?

— Работодатели, конечно! Предприятия, использующие труд этих людей, и станут платить взносы за время их работы в тяжелых и вредных условиях.

— И они будут выходить на пенсию раньше?

— Да. Но при этом до наступления общего пенсионного возраста их пенсия будет финансироваться только за счет накопительной системы.

Переход будет тоже постепенным: для граждан в возрасте до 35 лет, работающих на вредных производствах, профессиональная накопительная система станет обязательной. Для остальных пенсионное обеспечение (пенсии по выслуге лет и досрочный выход на заслуженный отдых) останется прежним.

— Уточню: а кто сейчас финансирует досрочные пенсии этим людям?

— По закону это полагается делать за счет работодателей. Однако проблема заключается в том, что многие предприятия (шахты, заводы, фабрики), где люди заработали себе досрочную пенсию, уже давно закрылись. Так что финансировать эти суммы некому. Приходится выплачивать их из бюджета.

— Сейчас госслужащие и все, кто к ним приравнивается (научные работники, таможенники, налоговики, сотрудники государственных СМИ), платят из своего заработка не 3,6 процента единого социального взноса, а 6,1 процента. То есть получается, что люди платили больше, а права на повышенную пенсию не получат?

— Не получат. В то же время гражданам, которые, работая на госслужбе и в приравненных к ней должностях, платили повышенные взносы, после выхода на пенсию будет выдаваться одноразовая материальная помощь за счет государства. Но только в том случае, если к моменту начала реформы у них накопится не менее десяти лет стажа работы на госслужбе.

— Сколько придется платить в накопительную систему?

— В 2017-м мы начинаем перечислять в накопительную систему 2 процента зарплаты. И каждый год будем увеличивать размер взноса на один процент, чтобы довести его уровень к 2022 году до 7 процентов.

Эти взносы будут удерживаться из зарплаты человека. В то же время (и это очень важно!) общий размер единого социального взноса, который платят и работодатели, и работники, не увеличится. То есть на те 2 процента, которые мы из зарплаты работника направим в накопительную систему, уменьшится взнос для работодателя.

— Но ведь за счет взносов работодателей фактически финансируется солидарная система. Не возникнут проблемы с выплатой пенсий из-за нехватки средств?

— Благодаря тому, что с 2016 года мы отменяем спецпенсии, у нас освободится ресурс для проведения реформы. Дополнительный источник — растущая экономика.

— А для чего тогда нужен третий уровень — негосударственные пенсионные фонды?

— Я бы так сказал: для создания атмосферы здоровой конкуренции. Если вы захотите положить деньги в банк, вы ведь будете выбирать более надежное финучреждение, выгодные условия, высокую ставку?

— Конечно.

— И банки стараются создать привлекательные условия для того, чтобы люди несли к ним деньги и клали на депозиты. Так же будет работать и негосударственное пенсионное страхование.

— Ничего себе! Нам придется выучить основы фондового и финансового рынков и внимательно следить за биржевыми сводками.

— На самом деле так живет весь мир. Человек несет ответственность за свой выбор, за свои деньги и за свое будущее. И нам тоже надо к этому привыкать и стремиться.

О том, как будет работать накопительная система, как закон предполагает инвестировать деньги и кто этим будет заниматься, читайте завтра в «ФАКТАХ» в интервью председателя правления Пенсионного фонда Алексея Зарудного.

Читайте также: