Законе о трудовых пенсиях расчетный пенсионный капитал

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 - 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

Как подсчитать свой пенсионный капитал до 2002 года и из чего формируется его общая сумма?

Одним из главных моментов пенсионной реформы является новая модель расчета пенсий – когда зарплата учитывается в полном объеме, с учетом ежегодных индексаций, на протяжении всего трудового стажа. Трудовой стаж при этом условно делится на два периода – до 1 января 2002 года и после.

Что такое пенсионный капитал?

Пенсионные взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд России, должны быть гарантией для гражданина того, что в старости у него будет достойное финансовое обеспечение. С каждым годом страховые взносы накапливаются на его лицевом счете, образуя пенсионный капитал.

Пенсионный капитал – это общая сумма страховых, так же дополнительных, взносов и других начислений, поступивших на счет застрахованного лица в ПФР. Накапливаемый капитал гражданина должен увеличиваться также за счет процентов от результатов умелого управления этим капиталом Пенсионным Фондом, которые должны ежегодно учитываться на индивидуальном счете будущего пенсионера.

Конвертация пенсионных накоплений

В целях сохранения пенсионного права, приобретенного гражданином до 2002 года, была введена конвертация. Пенсионные права в виде необходимых сведений, учитываемых на его лицевом счете, – среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы и общего стажа работы до 2002 г., при расчете пенсии преобразуют в сумму расчетного пенсионного капитала в денежном выражении. То есть, конвертация на 1 января 2002 года проводится для всех застрахованных лиц. На эту дату определяют пенсию, которая бы полагалась гражданину, если бы подошел срок ее назначения.

Важно! Трудовая пенсия, в отличие от государственной, выплачивается за счет средств обязательного пенсионного страхования. Трудовую пенсию стали называть также страховой с начала 2015 года, с даты вступления в силу Закона «О страховых пенсиях».

Что такое расчетный пенсионный капитал

Общая сумма накоплений на лицевом счете гражданина в ПФ образует его пенсионный капитал, которая служит расчетной базой для определения размера страховой пенсии. Его называют расчетным пенсионным капиталом.

Расчетный пенсионный капитал включает:

  • Начальный пенсионный капитал, приобретенный до 01.01.2002 г.
  • Расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов, уплачиваемых с 1 января 2002 г.
  • А так же капитал, сформированный за счет валоризации – денежной переоценки пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 г. Все застрахованные лица получают 10% прибавки к части пенсионного капитала, сформированного до 2002 г., и еще дополнительно 1% этого капитала за каждый год стажа, образованного до 1991 г.

Важно! Валоризация применяется с 1 января 2010 года ко всем страховым (до 01.01.2015 г. – трудовым) пенсиям независимо от их вида.

Как рассчитать пенсионный капитал до 2002 года

Трудовая пенсия по достижению возраста состоит из страховой части и накопительной. В 2002 г. накопительная часть не устанавливается, она становится актуальной при назначении пенсии с 01.07.2012 г.

Расчет страховой части трудовой пенсии по старости определяется как отношение пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты пенсии:

СЧ = ПК/Т + Б , где:
ПК – это сумма пенсионного капитала на дату, с которой гражданину назначается пенсия,
Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (на 2002 год – это 144 месяцев или 12 лет),
Б – базовый размер страховой части пенсии. Когда отменили единый социальный налог в 01.01.2010 году, базовая пенсия была объединена со страховой частью.

Из этого выражения обратным счетом выводится формула для расчета пенсионного капитала ПК :

ПК = (РП – 450 руб.) × Т , где:
РП – расчетный размер трудовой пенсии, эквивалентен величине СЧ ;
размер базовой части трудовой пенсии по старости, установленный на 01.01.2002 г., составляет 450 руб.

По этой формуле можно подсчитать пенсионный капитал, образованный на любую дату. Пенсионный капитал ПК, сформированный до 1 января 2002 г., рассчитывается аналогично:

ПК = (РП – 450 руб.) × 144 мес. ,
где РП – расчетный размер трудовой пенсии на 01.01.2002 г.

Как определить расчетный размер трудовой пенсии

Расчетный размер трудовой пенсии вычисляеттся по формуле:

РП = СК × ЗР/ЗП × СЗП , где
ЗР – среднемесячный заработок будущего пенсионера за определяемый период (в расчет берется сумма зарплаты, от которой были исчислены перечисленные страховые взносы),
ЗП – среднемесячная зарплата в России за тот же период, (за период 2001г. – 2002 г. она равна 1 494,50 руб.),
СЗП – среднемесячная зарплата в РФ с 1 июля по 30 сентября 2001 г., утвержденная в целях исчисления размеров трудовых пенсий Правительством РФ, ее размер – 1 671 руб.,
СК – это стажевый коэффициент, он берется равным 0,55 при общем стаже 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин. Значение коэффициента повышается на 0,01 за каждый год при росте стаже, но не более чем на 0,2.

Пример расчета пенсионного капитала до 2002 г.

Определим условную пенсию по старости, которая бы полагалась мужчине на 01.01.2002 г. Допустим, гражданин отработал 26 лет до 01.01.2002 г., а на пенсию он уходит в феврале 2019 года. По сведениям персонифицированного учета его среднемесячная зарплата за 2000 г. - 2001 г. составила 3 356 руб. Стажевый коэффициент равен: 0,55 + 0,01 = 0,56. Отношение ЗР/ЗП составит 3 356 руб./ 1 494,50 руб. = 2,25.

В соответствии со статьей 30, п. 3 Закона N 173-ФЗ, применяется ограничение к этому отношению – не выше 1,2 . Для граждан, работавших на Крайнем Севере и областях приравненных к ним, где применяются районные коэффициенты к заработанной плате, применяются другие ограничения.

1) Определим расчетный размер трудовой пенсии гражданина на 01.01.2002 г.:

РП = СК × ЗР/ЗП × СЗП = 0,56 × 1,2 × 1 671 руб. = 1 122,91 руб.

2) Рассчитаем его пенсионный капитал на 01.01.2002 г.:

ПК = (РП – 450 руб.) × 144 мес. = (1 122,91 руб. – 450 руб.) × 144 мес. = 96 899,04 руб.

3) Полученный расчетный пенсионный капитал индексируется на 01.02.2019 г. – умножаем полученный ПК на произведение коэффициентов индексации с 2003 г. по 2019 г.:

ПК на дату назначения пенсии = 96 899,04 руб. × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,16 × 1,204 × 1,269 × 1,063 × 1,088 × 1,07 × 1,066 × 1,065 × 1,114 × 1,04 × 1,054 × 1,037 × 1,0705 = 631 690,07 руб.

Таким образом, в нашем примере расчетный пенсионный капитал на период до 2002 г. составляет сумму 631 690,07 руб.

На практике в Пенсионном фонде индексация производится в более детальном порядке, согласно ст. 17, п. 6 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», когда применяются более высокие коэффициенты относительно некоторых лет и учитывается такой фактор как наличие иждивенцев у пенсионера.

1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:

ПК = ПК + СВ + ПК , где
1 2
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,
1
исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);

ПК - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд
2
Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
2. Индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).

Комментарий к Ст. 29.1 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Комментируемая статья, введенная с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, определяет порядок исчисления суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). К данной статье отсылают нормы п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. п. 1, 2, 3 и 5 ст. 16 комментируемого Закона, в которых определены формулы определения размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).

В пункте 1 комментируемой статьи для определения суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), предусмотрена следующая формула:

При этом определено, что указанные показатели обозначают следующее:

ПК - это искомая сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК - это та часть расчетного пенсионного капитала застрахованного

Речь идет о расчетном пенсионном капитале, в который конвертируются

(преобразуются) пенсионные права застрахованных лиц по состоянию на 1

января 2002 г. при осуществлении их оценки в связи с введением в действие

данного Закона (см. комментарий к указанной статье);

СВ - это сумма валоризации, т.е. повышение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 комментируемого Закона. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав, предусмотрена ст. 30.1 данного Закона, к которой и сделана прямая отсылка в п. 1 комментируемой статьи (см. комментарий к указанной статье);

ПК - это сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за

застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г., т.е. вторая составная часть

расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Как говорилось выше

(см. комментарий к ст. 2 Закона), Правила учета страховых взносов,

включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены Постановлением

Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает индексацию расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). При этом предусмотрено, что индексация осуществляется в том же порядке, что установлен в п. 6 ст. 17 комментируемого Закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), а именно:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, т.е. с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, т.е. с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подп. 1;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подп. 1 и 2;

4) коэффициент индексации определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период;

5) в случае если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в России превысит суммарный коэффициент произведенной индексации за этот же год (подп. 1 - 3), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в России и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:

ПК = ПК + СВ + ПК , где
1 2
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,
1
исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);

ПК - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд
2
Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
2. Индексация расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 17 настоящего Федерального закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).

Комментарий к Ст. 29.1 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Комментируемая статья, введенная с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, определяет порядок исчисления суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). К данной статье отсылают нормы п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 15, п. п. 1, 2, 3 и 5 ст. 16 комментируемого Закона, в которых определены формулы определения размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).

В пункте 1 комментируемой статьи для определения суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), предусмотрена следующая формула:

При этом определено, что указанные показатели обозначают следующее:

ПК - это искомая сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК - это та часть расчетного пенсионного капитала застрахованного

Речь идет о расчетном пенсионном капитале, в который конвертируются

(преобразуются) пенсионные права застрахованных лиц по состоянию на 1

января 2002 г. при осуществлении их оценки в связи с введением в действие

данного Закона (см. комментарий к указанной статье);

СВ - это сумма валоризации, т.е. повышение расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст. 30 комментируемого Закона. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав, предусмотрена ст. 30.1 данного Закона, к которой и сделана прямая отсылка в п. 1 комментируемой статьи (см. комментарий к указанной статье);

ПК - это сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за

застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г., т.е. вторая составная часть

расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. Как говорилось выше

(см. комментарий к ст. 2 Закона), Правила учета страховых взносов,

включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены Постановлением

Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает индексацию расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). При этом предусмотрено, что индексация осуществляется в том же порядке, что установлен в п. 6 ст. 17 комментируемого Закона для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), а именно:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, т.е. с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, т.е. с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подп. 1;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подп. 1 и 2;

4) коэффициент индексации определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период;

5) в случае если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в России превысит суммарный коэффициент произведенной индексации за этот же год (подп. 1 - 3), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в России и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Читайте также: