Пенсионная реформа учебное пособие

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малеев В. А., Зубринская В. Р., Неводова И. А.

В данной статье рассматривается пенсионная реформа Российской Федерации, изменение цены пенсионного балла, соотношение пенсионеров и рабочей силы в стране, а также продолжительность жизни населения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малеев В. А., Зубринская В. Р., Неводова И. А.

PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the pension reform of the Russian Federation, the change in the price of pension points, the ratio of pensioners and the labor force in the country, as well as the life expectancy of the population.

Текст научной работы на тему «Пенсионная реформа в российской Федерации»

Малеев В.А., Зубринская В.Р., Неводова И.А. Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10436 ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Maleev V.A., Zubrinskaya V.R., Nevodova I.A.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

В данной статье рассматривается пенсионная реформа Российской Федерации, изменение цены пенсионного балла, соотношение пенсионеров и рабочей силы в стране, а также продолжительность жизни населения.

This article discusses the pension reform of the Russian Federation, the change in the price ofpension points, the ratio ofpensioners and the labor force in the country, as well as the life expectancy of the population.

Ключевые слова: пенсионная реформа, страховая пенсия, накопительная пенсия, пенсионный балл, пенсионный возраст.

Key words: pension reform, insurance pension, funded pension, pension score, retirement age.

Важным социальным трансфертом, обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан в Российской Федерации, является пенсия. Пенсия - это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста, имеют инвалидность или потеряли кормильца.

Для соответствия мировым тенденциям в 2002 году в России была проведена реформа, в ходе которой было принято решении о переходе с распределительной модели пенсионного обеспечения на комбинированную. Комбинированная система состоит из трёх уровней:

1 уровень - обязательное пенсионное страхование, предоставляемое государством. Ведущим элементом системы является трудовой (страховой) стаж. Финансируется за счет поступлений в Пенсионный фонд, обязательных страховых взносов и инвестиционного дохода от их размещения;

2 уровень - обязательное пенсионное обеспечение, основанное на накоплениях. Предназначено для обеспечения нормального уровня жизни при выходе на пенсию. Может быть государственным или частным и формируется исходя из прежней заработной платы;

3 уровень - добровольное пенсионное обеспечение, связанное с формированием накоплений за счет добровольных взносов работодателей и граждан. Может быть частным и предназначено для получения дополнительного дохода после прекращения трудовой деятельности.

Обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются:

- достижение пенсионного возраста;

- накопление определенного количества пенсионных баллов;

- наличие минимального страхового стажа.

В расчет такой пенсии включается фиксированный размер выплаты, который в 2019 составляет 5334,19 рубля.

Существует несколько вариаций пенсии:

1) только страховая пенсия;

2) страховая + накопительная пенсии.

Страховая пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. Подразумевается, что все 22% перечисляемые работодателем в ПФР идут на обеспечение страхового счета.

Право на получение страховой пенсии по старости получают в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:

1) достижение пенсионного возраста;

2) минимальный страховой стаж (в 2019 году составляет 10 лет);

3) минимальная сумма пенсионных баллов (в 2019 году составляет 16,2 балла).

Страховая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования. Стоимость одного пенсионного балла рассчитывается как отношение суммы страховых взносов на обеспечение страховых пенсий и трансфертов из федерального бюджета к общей сумме пенсионных баллов всех получателей страховых пенсий [2, с. 5].

Количество заработанных пенсионных баллов зависит от заработной платы. Чем больше страховой стаж, тем больше пенсионных коэффициентов. Максимальное возможное количество пенсионных баллов, которые можно получить в текущем году -8,7 балла. Если их больше максимального значения, то они не учитываются. В стаж также включаются нетрудовые периоды, то есть за каждый год ухода за нетрудоспособными пожилыми гражданами, инвалидами 1 группы, ребенком инвалидом, уход за детьми до 1,5 лет и за каждый год военной службы по призыву начисляются дополнительные баллы.

PEDAGOGICAL SCIENCES / >#1Щ1Ш,2(

Для перевода пенсионных коэффициентов в деньги, их количество необходимо умножить на стоимость одного балла. С 1 января 2019 года стоимость одного пенсионного балла составляет 87,24

рублей. К получившейся сумме прибавляю фиксированную выплату, которая с 1 января 2019 года составляет 5334,19 рублей.

Таким образом, стоимость пенсионного балла зависит не только от работника, но и от возможностей Пенсионного фонда.

Изменение цены пенсионного балла

Год Стоимость пенсионного балла Коэффициент корректировки балла

Возможен вариант формирования пенсии, при котором формируется как страховая, так и накопительная пенсии. Так, 16 % идут на формирование страховой пенсии, а оставшиеся 6 % формируют накопительную часть пенсии. Эти деньги хранятся на индивидуальном счете гражданина и организация, которой поручено хранение, имеет право инвестировать эти средства с целью их увеличения.

С 2015 года эти накопления на индивидуальных счетах были заморожены по причине экономического кризиса в стране. В период с 2015 по 2019 год все отчисления в размере 22 % поступали только на формирование страховой пенсии, а ранее накопленные средства остались на индивидуальных счетах и продолжают инвестироваться НПФ.

Срок заморозки накопительной части пенсии продлится до 2021 года.

Негосударственные пенсии, сформированы за счет добровольных взносов работников, организаций и от их размещения инвестиционного дохода. При вступлении в НПФ заключается договор, согласно которому работнику необходимо вносить ежемесячные взносы, а при достижении пенсионного возраста получать установленные договором выплаты. Негосударственные пенсионные фонды весьма непопулярны среди россиян из-за высоких рисков, которые связаны с инвестиционной деятельностью, необходимой для увеличения средств НПФ.

Получатели негосударственной пенсии

Год Численность получателей негосударственной пенсии, тыс. человек В процентном соотношении к общей численности пенсионеров

Начало 2019 года ознаменовалось принятием федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Необходимостью в проведении пенсионной реформы, правительство приводит следующие причины:

- повышение продолжительности жизни населения;

- риск потери финансовой устойчивости пенсионной системы;

- дефицит Пенсионного фонда России;

- сокращение числа трудоспособного населения.

Помимо прочего приводится аргумент о том, что в России, на данный момент, возраст выхода на пенсию ниже, чем в других странах мира. Однако следует принять во внимание тот факт, что в России продолжительность жизни на пенсии является одной из самых низких.

Сторонники реформы утверждают, что данные изменения необходимы, поскольку число пенсионеров превышает работающее население и из-за этого возник дефицит Пенсионного фонда России и если не принять меры, то государство не сможет выполнять социальные обязательства. Проверить достоверность этих слов можно, обратившись к официальным данным, приведенным в таблице 3.

Количество пенсионеров и рабочей силы_

Год Пенсионеры, млн чел Официально -трудо -устроенные, млн чел Безработные, млн чел Количество официально-трудоустроенных на одного пенсионера

2011 41,8 70,9 4,9 1,70

2012 42,4 71,5 4,1 1,69

2013 42,8 71,5 4,1 1,67

2014 43,3 71,5 3,9 1,65

2015 43,8 72,4 4,3 1,65

2016 45,2 72,4 4,2 1,60

2017 45,7 71,8 4,0 1,57

2018 46,1 72,6 3,7 1,57

количество трудоустроенного населения не изменялось, а в 2016 году увеличилось на 0,9 млн человек и в следующем году снизилось на 0,6 млн, однако в 2018 году вновь увеличилось и составило 72,6 млн человек.

Безработное население в период с 2011 по 2018 год сократилось на 3,7 млн человек, что на 1,2 млн меньше, чем в 2011 году. В 2015 и 2016 года показатель вырос на 0,5 млн человек по причине возникшего валютного кризиса.

Основная причина негативного отношения населения России к пенсионной реформе заключается в повышении пенсионного возраста на 5 лет. То есть для выхода на пенсию, женщине должно исполниться 60 лет, а мужчине 65. Если обратиться к официальным данным Федеральной службы государственной статистики, приведенной в таблице 4, причины недовольства становятся весьма понятными и обоснованными [3].

Продолжительность жизни населения_

Исходя из данных таблицы 3, можно сделать следующие выводы: количество пенсионеров за весь рассматриваемый период увеличилось, так в 2018 году он составил 46,1 млн человек, что на 4,3 млн больше, чем в 2011 году. В показателе «Пенсионеры» наблюдается тенденция ежегодного увеличения пенсионеров на 0,3-0,6 млн человек, однако в 2016 году наблюдается резкое увеличение количество пенсионеров на 1,4 млн человек.

Показатель «Официально-трудоустроенные» в 2018 году также вырос и составил 72,6 млн человек, что на 1,7 млн больше, чем в 2011 году. Этот показатель на протяжении 2011-2018 годов как рос, так и снижался. Рост числа официально работающего населения является положительным явлением для экономики страны, поскольку пополняет бюджет за счет налогов. Так в 2012 году показатель вырос на 0,6 млн человек. В период с 2012 по 2014 год

На основе приведенной таблицы наблюдается рост продолжительности жизни среди обоих полов. Так, в 2018 году продолжительность жизни женщин в России увеличился на 1,3 года, а мужчин на 2,3 года по сравнению с 2014 годом.

Рост продолжительности жизни населения, конечно же, является положительным фактором, но

увеличение пенсионного возраста обрекает мужскую часть населения на беззаботную старость.

Сравнив показатели продолжительности жизни и пенсионного возраста с другими развитыми странами, видно, что положение у них гораздо лучше, чем в России.

Страна Пенсионный возраст Продолжительность жизни

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Великобритания 65 65 79,8 83,5

Венгрия 62 62 72,4 79,7

Германия 65,5 65,5 78,7 83,6

Израиль 67 62 80,1 84,1

Канада 65 65 80,2 84,1

Молдавия 62 57 68,1 76,2

США 67 67 76,4 81,2

Япония 65 65 80,8 87,1

PEDAGOGICAL SCIENCES / #Я1Ш,2©]]9

Исходя из данный таблицы 5, можно сделать вывод о том, что средняя продолжительность жизни на пенсии из приведенных выше стран среди мужчин составляет 12,2 года, а среди женщин 19,0 года. Тогда как в России этот показатель составляет 2,6 года среди мужчин и 17,8 года среди женщин.

Таким образом, реформа пенсионной системы Российской Федерации в целом направлена на снижение государственных обязательств перед пенсионерами, заключающаяся в увеличении пенсионного возраста, отмене индексации работающим пенсионерам, заморозке пенсионных накоплений. Сторонники реформы утверждают, что такие меры уже давно практикуются в западных странах. Однако не стоит забывать о том, что там совершенно другой уровень пенсионного обеспечения. Помимо всего прочего продолжительность жизни на пенсии, как среди мужчин, так и среди женщин гораздо выше.

Очевидно, что сокращение пенсионных обязательств не решит проблему пенсионной системы.

Для стабилизации пенсионной системы государству стоит увеличить уровень заработной платы, создать новые рабочие места, снизить безработицу, уменьшить уровень страховых отчислений, увеличить рождаемость, улучшить медицину для снижения смертности среди населения. Также необходимо решить давно назревшие проблемы в политической сфере, экономике, демографической политике и социальной сфере, что позволило бы создать комфортные условия для получения пенсии достойного уровня.

1. Назаров В. С. Актуальные проблемы пенсионной реформы // Издательский дом "Дело" РАНХиГС. 2010. С. 7.

2. Буданова М. А., Иванов С. Ю. Пенсионная реформа в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие // Московский педагогический государственный университет. 2018. С. 5.

3. Жуков Е. В. Повышение пенсионного возраста - что нас ждет // Деловой онлайн-журнал «Папа помог». 2018.

Гайдук В.И., Кондрашова А.В., Ляшенко Р.А. Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

РР!: 10.24411/2520-6990-2019-10437 ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Gayduk V. I., Kondrashova A. V., Lyashenko R. A.,

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

INSTRUMENTS OF INTRAFIRM AND STRATEGIC PLANNING

Разработаны теоретические положения и практические предложения по эффективному использованию инструментов и выбору направлений внутрифирменного и стратегического планирования на фирме. Раскрыты содержательные элементы механизма и инструментов внутрифирменного и стратегического планирования на фирме. Выявлены и обоснованы наиболее значимые факторы, детерминирующие эффективность использования инструментов внутрифирменного и стратегического планирования. Выполнен анализ тенденций развития фирм в Краснодарском крае, проанализирована эффективность финансово-хозяйственной деятельности информационно-консалтинговой компании ООО «Фактор Плюс» и оценены процессы планирования в ней. Проанализирована эффективность инвестиционного проекта проведения вебинаров в рамках совершенствования инвестиционной политики.

Theoretical positions and practical suggestions for effective use of tools and choice directions of intrafirm and strategic planning for the firm are developed. Substantial elements of the mechanism and tools of intrafirm and strategic planning in the firm are disclosed. The most significant factors determining efficiency use of tools intrafirm and strategic planning are identified and substantiated. The development trends of firms in Krasnodar Region are analyzed, the effectiveness of financial and economic activities of information and consulting company Ltd "Factor Plus "is analyzed and the planning processes in it are evaluated. The effectiveness of the investment project of conducting webinars within improvement of investment policy is analyzed.

Ключевые слова: внутрифирменное и стратегическое планирование, эффективность, инвестиции, SWOT-анализ, риск-менеджмент.

Keywords: intrafirm and strategic planning efficiency, investment, SWOT analysis, risk management.

На фирме внутрифирменное и стратегическое планирование предполагает четкую постановку задач, установление приоритетов [1, 2, 3]. В этой связи совершенствование механизма и инструмен-

тов внутрифирменного и стратегического планирования представляет особую актуальность. Инструменты внутрифирменного планирования в рамках экономической политики организации представлены на рисунке 1.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.12.2015 2015-12-04

Статья просмотрена: 544 раза

Библиографическое описание:

Мелконян, Р. О. Пенсионная реформа в России / Р. О. Мелконян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 593-595. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24085/ (дата обращения: 06.12.2020).

Будущее пенсионной системы России сегодня активно обсуждается. Не мало важным является повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход с собирательно-распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Основными целями проведения пенсионной реформы явилось: обеспечить достойную старость пенсионерам; стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис; искоренить «черные» заработные платы; привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Ранее существующая система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Таким образом по старой системе уровень размера пенсий зависел от стажа работника, а по новой уровень размера пенсий зависит от размера заработной платы работников, имея при этом стаж работы не менее 5 лет.

Согласно новой пенсионной системы взносы в Пенсионный фонд составляют 28 %, их принято разделять на три части: 14 % направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии; 8–12 % от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в Пенсионный фонд РФ; 2–6 % направляются в фонд для формирования накопительной составляющей трудовой пенсии.

В связи с появлением пенсионной реформы, у каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности, а также выбирать где ему формировать накопительную часть трудовой пенсии, т. е.:

 в Пенсионном фонде РФ, при этом выбрать управляющую компанию;

 в Пенсионном фонде РФ, при этом отказаться от выбора управляющей компании;

 отказаться от услуг Пенсионного фонда России и формировать в негосударственном пенсионном фонде.

 отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым значительно увеличив формирование пенсионных прав в страховой пенсии.

Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовало информацию, что с 1 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Новый порядок исчисления пенсий позволяет обеспечить равнозначность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.

На размер пенсии будут влиять: заработная плата; длительность страхового стажа (т. е. за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество коэффициентов); возраст обращения за назначением трудовой пенсии (т. е. размер пенсии будет повышен за каждый год, после достижения пенсионного возраста).

Размер страховой пенсии по старости, будет зависеть от индивидуального пенсионного коэффициента (параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему), параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного пенсионного возраста и стоимости одного пенсионного коэффициента в этом году. Минимально требуемое количество индивидуальных пенсионных коэффициентов увеличивается с 6,6 в 2015 году до 30 — к 2025 году.

Также будет повышен минимально требуемый стаж для получения права на трудовую пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2025 году.

Одним из новшеством 2016 года станет: выгодным выходить на пенсию позже. То есть если вы достигнете пенсионного возраста, но повремените с оформлением пенсии, то за каждый год работы вам будет начисляться премиальный коэффициент. Например, если гражданин выйдет на пенсию через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата в составе страховой пенсии будет увеличена на 36 %, а страховая часть пенсии на 45 %. А если через 10 лет, то фиксированная выплаты увеличится в 2,11 раза, страховая в 2,32 раза. Также увеличится и накопительная часть пенсии. За службу в армии и уход за ребенком, граждане старше 80 лет, дети-инвалиды, также предусмотрены специальные коэффициенты. По новой формуле с учетом пенсионных коэффициентов пенсию начнут исчислять с 1 января 2016 года.

С ведением нового порядка расчет пенсий будет проводится по новой формуле и имеет следующий вид:

Пенсия = базовая пенсия + страховая пенсия

Страховая пенсия = сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) с учетом бонуса за стаж 1 × коэффициент возраста × актуальную стоимость пенсионного коэффициента

Порядок расчета пенсий можно вычислить с помощью пенсионного калькулятора, размещенного на сайтах Министерства труда и социальной защиты РФ и ПФР. Калькулятор является эффективным для граждан, которые начинают работать или начнут работать в 2015 году, т. е. для тех, чья пенсия будет формироваться и рассчитываться в соответствии с новыми правилами.

Новая пенсионная реформа влечет за собой положительные и отрицательные стороны.

  1. Пенсионный возраст не увеличится.
  2. Размер начисленных пенсионных отчислений граждан Российской Федерации, будет зависеть от размера заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который они сами выбрали.
  3. Если работник, достигший пенсионного возраста, продолжает работать и не оформляет пенсию, ему за каждый дополнительный год стажа в первые 5 лет будут насчитывать дополнительные 6 % к пенсии, а начиная с 6-го года переработки — по 9 % за год. Следовательно, это существенно увеличит пенсию в старости. Но работник ежегодно теряет 94 % (потом 91 %) суммы, которую он мог бы получать, оформив обычную пенсию и при этом работая. А потом может не дожить до компенсации этих потерь за счет повышенной пенсии.
  4. Право на получение социальной помощи (50 % от минимальной пенсии) при достижении пенсионного возраста можно будет получить, только имея 15 лет стажа (сейчас — всего 5 лет). Те, у кого меньше, на старости не получат вообще ничего. Но многие люди вообще останутся без средств к существованию, даже таких маленьких.
  5. Инвалиды также не могут получать пенсию, если до получения инвалидности они не заработали достаточного страхового стажа. Как известно, сейчас инвалидам достаточно иметь максимум 5 лет стажа, чтобы получать пенсию по инвалидности. Но инвалиду очень сложно трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, поэтому тем из них, у кого нет стажа, нереально заработать достойную пенсию.

Принимая решение о формировании накопительной пенсии, уменьшаются пенсионные права на формирование страховой части и наоборот. Гражданам 1967 года и моложе в 2014–2015 годах предоставляется право выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6 %, либо отказаться от формирования накопительной части пенсии, и увеличить страховую пенсию с 10 до 16 %. Какой вариант необходимо выбрать, каждый решает сам. Необходимо не забыть, что страховая пенсия увеличивается за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. А что касается накопительной пенсии — это пенсионные накопления, не инвестируемые государством, которые передаются из Пенсионного фонда РФ в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании. Доходы пенсионных накоплений зависят от результатов и инвестирования, следовательно, могут прослеживаться и убытки.

Таким образом, повышенная заработная плата, наличие стажа, являются основными факторами повышенной пенсии по старости и тем самым увеличением уровня пенсионного обеспечения.

На современном этапе формируется законодательство, определяющее положение пенсионной системы на ближайшие десять лет, как минимум. От того, каким станет данное законодательство зависит будущее работающего населения, а также молодежи, которая только начинает свою трудовую деятельность. Иначе говоря, отношение населения к государству будет складываться на основе предпринимаемых им действий по поводу их защиты. В течение девяностых годов положение с пенсиями носило нестабильный характер. Наиболее трудная ситуация образовалась в 1997-1998 гг., тогда, когда настоящий размер пенсии в два раза снизился, а из-за многомесячных задолженностей нельзя было получить даже эту малую сумму денег. В последние годы ситуация по немного стало стабилизироваться, но в основном долгосрочные проблемы все еще оставались нерешенными. Пенсионная система по-прежнему оказывает сильное давление на систему страховых взносов и оплаты труда. Если не предпринять меры, то можно вновь столкнуться с проблемой, возникшей в 1998 г., на вряд ли страна переживет это еще раз. Начиная с 1997 г. Правительство России вело дискуссии по поводу разработки новейшей пенсионной системы. Было выдвинуто много вариантов, и все они были освещены в СМИ. 2002 г. выступает в качестве нового этапа проведения реформирования в области пенсионного обеспечения. Главная цель состоит в сбалансировании пенсионной системы в финансовом плане на долгосрочную перспективу, формирование постоянного притока дополнительных доходов для инвестирования в социальную сферу и увеличение степени пенсионного обеспечения граждан. Результатом введения пенсионной реформы выступает предоставлении гражданам возможности урегулирования финансового обеспечения пенсионных накоплений. Успех в осуществлении всех поставленных целей пенсионного реформирования позволит сформировать гражданам России достойную пенсию. Решение проблем совершенствования и развития в сфере системы пенсионного обеспечения обладает социальной значимостью, поэтому подробное изучение основных этапов становления пенсионной реформы носит актуальный характер. Целью курсовой работы выступает изучение становления пенсионной системы в Российской Федерации, а также процессы ее формирования. При написании курсовой работы требуется выполнить ряд задач: рассмотреть основные, главные этапы пенсионной реформы и ее результаты; познакомится с целями и задачами пенсионной реформы; проанализировать состояние пенсионной реформы на современном этапе. Предмет исследования - субъекты пенсионного реформирования: негосударственные и государственные пенсионные фонды, настоящие и будущие пенсионеры, а также иные участники пенсионного процесса. В качестве объекта исследования используется пенсионная реформа в Российской Федерации, ее этапы и характеристики тенденции. В ходе написания курсовой работы использовался сравнительный метод, метод анализа этапов пенсионного реформирования, изучалась нормативно - правовая база. В теоретической основе курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия таких авторов как Ерусланов Д.И, Азарова Е.Г, Мачульский М.Е., Чупров Г.В., Серебряков Д.А. и т.д. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников. В первой главе рассматриваются основные направления, задачи и цели пенсионного реформирования, изучаются основные этапы проведения реформы в сфере пенсионного обеспечения. Во второй главе анализируется современной состояние пенсионного обеспечения.

Российская Федерация считается социальным государством, политическая стратегия которого устремлена на создание условий, которые обеспечат достойную жизнь человека. Потому лишь надлежащая социальная политика, направленная на рост качества и уровня жизни человека, может предназначаться основанием для признания страны социальной. Пенсионное обеспечение выступает основной частью социальной политики страны. Дело тут не только в том, что число пенсионеров составляет четверть от всего российского населения, а в том, что главным источником средств к существованию для большинства людей на пенсии выступает их пенсия. Обычно пенсионеры живут либо в семьях, либо неразделимо связаны со своими родными. То есть, в связи с этим величина их достатка, а это, как правило, пенсия, задевает интересы почти всех российских жителей. Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время представляет большую значимость не только в социально-общественной жизни всей страны, но и в финансово-бюджетной системе государства. Для того, чтобы достичь успешных результатов от реформирования системы, необходимо изучить теоретические начала функционирования пенсионной системы, а также провести критический анализ пройденных ранее периодов реформирования. Эти проблемы определи объект и предмет изучения, обусловили постановку цели и задачи курсовой работы. При написании курсовой работы были исследованы основные задачи и достигнуты поставленные цели. В работе проведен анализ основных этапов реформы, рассмотрено современное состояние пенсионного обеспечения и изучены основные проблемы, характерные для этого периода. В современных условиях в области пенсионного обеспечения существует ряд острых проблем, которые требуют неотложных действий. Пенсионная система сейчас носит больше обременительный для экономики характер, нежели облегчающий, не гарантирует обеспечение даже минимальных потребностей значительных по численности слоев населения, объединенных пенсионным обеспечением. Правительство России пытается решить возникшие проблемы перед современной системой пенсионного обеспечения. Результатом внедрения многокомпонентной пенсионной системы выступает трансформация в систему с установленными взносами от пенсионной системы с установленными выплатами. Общество с нетерпением ждет пенсионной реформы, надеется, что благодаря ей пенсии увеличатся и, хотя бы, будут выше прожиточного минимума, будет достигнута элементарная справедливость в социальной отрасли в определении размеров трудовых пенсий с помощью их дифференциации с учетом трудового вклада. Населения также ожидает, что страна откажется дискриминировать в сфере пенсионное обеспечения, т.е. не будет предоставлять чиновникам и бюрократам привилегированные пенсий, которые в несколько раз выше размера пенсий других категорий людей пенсионного возраста, учитывая, что в Конституции Российской Федерации гарантируются равные права всем гражданам вне зависимости от должностного положения.

1. Ерусланов Д.И. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - 608 с. 2. Козлов Е.М. Основы социального и пенсионного страхования: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с. 3. Федоров А. М. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 396 с. 4. Хмелёвский П.Р. Современное российское пенсионное обеспечение: учебное пособие для магистров. - Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 400 с. 5. Никифорова Д.Д. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты граждан: Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 210 с. 6. Репников В.Д. Отечественное пенсионное обеспечение: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 316 с. 7. Бончиков И.И. Негосударственные пенсионные фонды: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 208 с. 8.Зухаров М.Л., Точкова Э.Г. Пенсионная реформа в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: ЭКСПЕРТ, 2013. - 200 с. 9.Лушников А.Д. Курс права социального обеспечения: учебное пособие для вузов. - М.: Юстицин, 2016. - 600 с.; 10.Мачульский М.Е. Перспективы развития права социального обеспечивания: учебное пособие. - М.: Городец, 2014. - 222 с. 11.Соловьева И.К. Пенсионное страхование: учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2012. - 400 с.; 12.Чупров Г.В. Что пенсионная реформа нам готовит? Научная статья. - М.: Адвокат, 2015. - 7; 13.Чупров Г.В. Проблема достижения достойного уровня жизни в пенсионном обеспечении граждан: учебник. - М: ЭКСПРЕСС, 2015. - 305 с. 14.Серебряков Д.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: Юридический мир, 2013. - 122 с. 15.Зухаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевные результаты: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 322 с. 16.Азаривов Е.Д. Пенсионная реформа России: учебник. - М.: ИНФРА, 2013. - 287 с. 17. Некулин М.М. Финансы: учебное пособие для бакалавров. - СПб.: ЮНИТИ, 2014. - 430 с. 18. Прохоров Р.Е. Макроэкономика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 321 с.

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Читайте также: