Пенсионная реформа в аргументах и фактах

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?






В дискуссиях вокруг грядущей пенсионной реформы очень много эмоций, и очень мало фактического материала.

Попробую немного изменить соотношение эмоций и фактов в пользу фактов. Из-за его обилия разделю его на несколько частей.

Часть первая. Дырка в кармане.

Посчитаем денежки в пенсионном фонде.

Как видим, дефицит средств для выплат пенсий - свыше трети. Покрытие этого дефицита осуществляется за счёт бюджета.

Тут возникает определённая проблема: часть выплат бюджет обязался финансировать изначально, это относится к государственным пенсионерам, социальным пенсионерам. Часть обязательств возникла по ходу дела: доплата к социальной пенсии до минимального уровня жизни, компенсации выпадающих доходов ПФР из-за изменений законодательства. кроме того, ПФР платит деньги не только пенсионерам.

Вот так выглядит разблюдовка за один из годов:

В 2016 году средства федерального бюджета, переданные бюджету ПФР на перечисленные направления, увеличились на 41,6 млрд рублей и составили 1 272 млрд рублей (37,9% всего трансферта).

Наибольшая часть средств была выделена на выплату пенсий по государственному обеспечению (393,6 млрд рублей), ежемесячную денежную выплату (356,7 млрд рублей), предоставление материнского капитала (346,9 млрд рублей).

Средства федерального бюджета так же направлялись на повышение страховых пенсий, что включает в себя валоризацию пенсий по старости и индексацию стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты, а также на финансирование льгот, предоставляемых государством ряду категорий граждан и страхователей по обязательному пенсионному страхованию.

К таким льготам, в частности, относятся досрочный выход на пенсию и включение в стаж социально значимых периодов жизни. Для организаций и предпринимателей льготы предусматривают пониженные тарифы по уплате страховых взносов, в связи с чем средства федерального бюджета направляются на обеспечение выпадающих доходов Пенсионного фонда.

Всего на финансирование указанных направлений из федерального бюджета было выделено 2 069,6 млрд рублей (61,7% всего трансферта). Наибольший объем средств поступил на валоризацию страховых пенсий (676,9 млрд рублей), компенсацию пониженных тарифов страховых взносов (392 млрд рублей), выплату пенсий, назначенных досрочно (307 млрд рублей), индексацию стоимости пенсионного балла (225,5 млрд рублей).

В целом размер переданных Пенсионному фонду средств из федерального бюджета составил в 2016 году 3 355,3 млрд рублей, или 44% всех доходов Фонда.

Свести всю эту важную, но разнородную информацию воедино не представляется возможным.

Поэтому я предлагаю взглянуть на вопрос трансферов с точки зрения правительства, где ПФР представляется единым получателем:

Год Трансфер в ПФР, млрд Из него на мат.капитал Всего расходов фед.бюджета % трансфера в расходах, %
2010 2640 99 10117 26,1
2011 2400 174 10926 22
2012 2800 208 12895 21,7
2013 2840 241 13343 21,3
2014 2410 301 14832 16,2
2015 3100 329 15620 19,8
2016 3355 347 16416 20,4
2017 3677 330 16420 22,4

Как видим, заморозка пенсий действительно привела к снижению расходов бюджета на трансферты в пенсионный фонд, но этот эффект оказался временным.

Здесь есть ещё один негативный момент.

До 2014 года пенсионная система Рф строилась по гибридной схеме, включавшей как накопительную, так и распределительную часть. В 2014 году от накопительной системы отказались (она осталась сугубо добровольной), но систему это не спасло. А накоплений в ПФР, то есть хотя бы небольшой подушки, не осталось.

Как видим, ПФР представляет собой стремительно расширяющуюся дыру в государственном кармане.

А теперь посчитаем тех, кто пенсии получает.

Часть вторая: семеро с ложкой

Количество пенсионеров растёт.

Пенсионный фонд даёт вот такие данные:


За 7 лет число пенсионеров выросло на 3,8 млн, или на 9.6%.

Но и это ещё не всё. За прошедшие годы выросла и продолжительность жизни людей пенсионного возраста. Вот какие данные приводит Росстат:


За 11 лет ОПЖ мужчин-пенсионеров выросла на 2,82 года, или на

21%, женщин-пенсионеров - на 2,95 лет, или на

То есть не только увеличилось число пенсионеров, но и увеличилась продолжительность их жизни.

Дай им всем Бог здоровья и ещё более долгой жизни, конечно.

С точки зрения ПФР, однако, этот фактор есть дополнительная финансовая нагрузка. А с финансами у него и так не ахти.

На развитие ситуации надо взглянуть ещё в одном разрезе.

Часть 2.5: А сколько с сошкой?

Самым простым способом оценки является соотношение количества людей трудоспособного возраста к количеству людей. По данным Росстата, получается такая картина:


В 1959 соотношение "трудоспособные / пенсионеры" составляло 5 к 1, в 1970-е -

4 к 1, с конца 80-х и по 2008 - 3 к 1. Затем это соотношение стало стремительно приближаться к 2 к 1.

Демографический прогноз до 2035 года говорит, что это соотношение к 2036 году изменится до 55-58% (людей пенсионного возраста в % от людей трудоспособного возраста).

С учётом того, далеко не все люди трудоспособного возраста работают и перечисляют страховые взносы в ПФР, каждому работающему придётся кормить как минимум одного пенсионера.

Если взять более подробные данные прогноза и посчитать это соотношение для новых параметров выхода на пенсию (мужчины - с 65, женщины - с 63 лет), то соотношение станет равным 35-38%. Оно примерно соответствует концу 00-х и представляется вполне допустимым с точки зрения фискальной нагрузки.

Всё вышеперечисленное выглядит довольно сильной аргументацией в пользу пенсионной реформы. Однако у населения есть свои весомые аргументы.

Часть 3: жить будем плохо, зато недолго

Выше я уже приводил данные по возрасту дожития на пенсии. Он, конечно, растёт. Однако в сравнении с другими странами он выглядит достаточно бледно, А после проведения пенсионной реформы (без учета падения смертности) будет выглядеть ещё хуже. Получается примерно такая картина:

В настоящий момент, возраст дожития мужчин на пенсии не дотягивает даже до бразильского, немного опережая египетский. С поднятием пенсионного возраста, возраст дожития станет совсем уж мизерным.

Более того, вероятность 30-летнему человеку дожить до пенсии, и без того не слишком большая, снижается ещё на 10%, достигая ужасающих 63%. Каждый третий до пенсии просто не доживёт.

Смотрим параметр ix - number of persons left alive at age x, т.е. количество доживших из 100000 до возраста начала диапазона, при неизменных коэффициентах смертности на указанный год.

Берём значение диапазона 30-34, для мужчин РФ оно равно 95797,85, и на начало того диапазона, для которого хотим посчитать вероятность. Для возраста 60 это число 69670,91, ля возраста 65: 60084,27. Соотношение этих чисел и даёт искомую вероятность.

У женщин ситуация сильно лучше. На текущий момент, и вероятность дожить до пенсии, и возраст дожития - одни из самых высоких в мире. Однако после реформы эти соотношения существенно изменится, и станет ниже среднего, хотя и останется в абсолютных величинах довольно высоким.

Выводы.

Пенсионная реформа носит вынужденный характер. Её проведение позволит несколько стабилизировать плачевную ситуацию с финансами ПФР.

При этом, для мужской части населения эта реформа носит крайне жестокий характер: по нынешней ситуации. до пенсии будут доживать далеко не все. а та часть, что доживёт, будут к тому моменту дряхлыми стариками.

Увеличение пенсионного возраста для женщин при этом выглядит намного менее болезненным.

Инициатором проведения митинга выступила Федерация профсоюзов края. В сквер Космонавтов пришло порядка тысячи недовольных реформой. В акции протеста приняли участие, как красноярцы, так и жители других населенных пунктов края. Люди держали плакаты, произносили негодующие речи. Подобные митинги прошли по всей стране, но вот восприняли ли «глас вопиющих в пустыне» в Москве, остается гадать. Владимир Путин держится в стороне, Дмитрий Медведев продолжает продавливать пенсионную реформу. В это время в СМИ приводятся доводы, как в защиту повышения пенсионного возраста, так и против этого. Мы их проанализировали и предлагаем на суд читателей.

1. Много пенсионеров, их становится больше.

«ЗА»
На январь 2018 года население России составляет 146, 9 млн человек. Из них пенсионеров более 30% - 46, 5 млн человек. При этом 12, 3 млн (26, 4%) работающие. Правительство приводит и такие цифры: в 1970 году было 3, 7 человека на одного пенсионера. К 2019 году показатель станет 2 человека. Ежегодно идет сокращение работающего населения на 400 тысяч человек, тогда как на пенсию выходит каждый год полтора миллиона граждан.

«ПРОТИВ»
По среднему прогнозу Росстата в 2018 году на 100 работающих приходится 79 неработающих, 46 стариков и 33 ребенка. Через 20 лет, в 2036, демографическая нагрузка вырастет до 85 неработающих. То есть всего на 8% за 18 лет. При этом количество пенсионеров вырастет на 22% - до 55, зато число детей сократится на 12% до 29. То есть не так критично, как нам пытаются представить.

2. Увеличится пенсия.

«ЗА»
За последние три года, утверждает правительство РФ индексация пенсии составляла 400-500 рублей. Так в 2016 году ее подняли на 399 рублей, в 2017-м на 524 рубля, в 2018 на 481 рубль. В связи с тем, что часть стариков выйдет на пенсию позже, позволит государству ежегодно увеличивать пособие неработающим на 1000 рублей, то есть индексация станет в два раза выше.

«ПРОТИВ»
Фактически в бюджет-2019 пытаются заложить экономию. Смысл медведевской реформы - отнять у людей деньги, их пенсию. В ходе реализации проекта задержка выплаты пособия составит пять лет. Нужно помнить, что санкции и кризис ударил не только по предпринимателям и бизнесу, а прежде всего по населению. После 4 лет падения реальных доходов населения у людей вновь отбирают деньги.
Повышение возраста выхода на пенсию не значительно повлияют на экономию бюджета. Чем меньше у людей денег, тем ниже потребительский спрос в стране, а значит тормозится экономический рост. Реальный рост ВВП по оценке независимых аналитиков хотя бы на 1,5-2% в год с запасом перекроет все возможные негативные демографические проблемы. А рост на 4% (как обещает президент выше среднемирового) позволит не возвращаться к этой проблеме дефицита бюджета лет 20-ть.

3. Повышение пенсионного возраста – гарантия сохранения рабочего места.

«ЗА»
Сегодня работодатели ориентированы на увольнение пенсионеров. Новая система предполагает гарантии сохранения рабочих мест. Уже сегодня часть пенсионеров продолжают работать, ведь заработная плата выше, чем пенсия. Кроме того, это позволит увеличить накопительную часть пособия. В развитых странах Европы работает много людей преклонного возраста, опытных и высококвалифицированных специалистов, благодаря тому, что там уже давно увеличили пенсионный возраст

«ПРОТИВ»
С годами у человека теряется здоровье. Ухудшается зрение, слух, моторика. Использовать таких людей на высокоточном (к чему идет весь мир), требующем предельной концентрации внимания, будет невозможно. Значит, работодатель, стесненный законом, будет вынужден создавать не нужные рабочие места либо переводить людей пожилого возраста на менее ответственную работу. А это соответственно и снижение зарплаты, а значит уменьшение накопительной части пенсии. Сегодня пенсионеры «приобретают» самые невостребованные профессии, так как прожить на одну пенсию в 14 с небольшим тысяч рублей невозможно. Кроме того, в странах, где перешли на законодательные гарантии сохранения рабочих мест пенсионерам, выросла безработица среди людей молодого и среднего возраста.

4. 60 лет – это активный возраст.

«ЗА»
Развитие технологий и медицины, улучшение условий труда и жизни привели к активному долголетию. Люди стали позже рожать детей, получать высшее образование (включая второе и третье) в более позднем возрасте. Новая пенсионная реформа позволит изменить менталитет населения, когда экономическая роль изменится в силу возраста от архаичной «возраст доживания», «старость», до замены терминов на «серебряный возраст» и «возраст накопленного опыта». Все это позволит увеличить средний возраст жизни в стране.

«ПРОТИВ»
Продолжительность жизни в 2017 году по Росстату составила 72,7 года. Это всего на 3 года выше, чем в середине 60-х годов - более полувека назад (данные Росстата). Среднестатистическое повышение продолжительности жизни произошло не за счет снижения смертности у стариков, а за счет сокращения младенческой смертности. Здоровье населения к пенсионному возрасту не улучшается. Людей с сердечно-сосудистыми заболевания и онкобольных не стало меньше, наоборот. К моменту выхода на пенсию обостряются все хронические заболевания, люди болеют чаще, а значит, чаще берут больничные листы. Чаще всего они превышают сумму пенсионных выплат (какая тут экономия бюджета?) Низкий уровень зарплат и пенсий приводит к тому, что человек не может хорошо питаться, получать качественную медпомощь, покупать эффективные препараты. Реально увеличить показатель среднего возраста жизни можно, лишь улучшив качество жизни населения страны в целом, а не только высокопоставленных чиновников и депутатов Госдумы.

5. Практическое равноправие женщин и мужчин, вместо декларативного.
«ЗА»
Действующая пенсионная система ставит женщин в зависимость. Из-за разницы стажа и зарплаты «женская пенсия» примерно на треть ниже мужской. При этом живут женщины дольше супругов. Сегодня женщина в возрасте 55 лет еще молода, она сделала карьеру, накопила опыт и нередко занимает руководящую должность. Разница в выходе на пенсию – это не привилегия, а дискриминация прав женщины. Если представительница прекрасной половины человечества была в отпуске по уходу за ребенком (а иногда и не раз), то она к 55 годам не успевает наработать стаж для достойной пенсии.

«ПРОТИВ»
Контраргумент этому доводу приводит сенатор от Оренбургской области Елена Афанасьева. Кстати, сама женщина, которая, по ее словам, в нашем обществе «выполняет несколько социальных ролей – она и дочь, и мать, и бабушка, и работник». Новая пенсионная реформа резко ограничивает ее в действиях и лишает возможности уделять внимание семье. Женщина растит детей, потом помогает растить внуков, заботится о своих родителях преклонного возраста. А теперь она еще будет вынуждена работать до 63 лет. Семейные связи ослабевают. Такая пенсионная реформа серьезно ударит по семье, по тем ценностям, о которых мы так много говорим.
— Приведенные аргументы указывают на то, что планируемая пенсионная реформа весьма сомнительна и явно раскрывают ее несовершенство. Очевидно, что и государство, и общественность окажутся чрезвычайно не удовлетворены ее результатами. У человека должен быть выбор – продолжать работать или отправиться на заслуженный отдых. И реформа должна этот выбор предоставить, — заявила Афанасьева.

09.07.2018


Пенсионная реформа, предлагаемая кабинетом министров во главе с Дмитрием Медведевым, – «невероятная глупость либерального правительства или осознанная диверсия против России». Об этом заявил вице-президент Центра Кургиняна Юрий Бялый. По его оценке, аргументы за повышение пенсионного возраста не выдерживают критики.

Эксперт отметил, что большинство жителей России «в полной мере испытывают на себе удар экономического кризиса, связанного с общими проблемами российской экономики и болезненными санкциями против страны». Реальные доходы и реальные зарплаты граждан «за 3,5 года упали на 10% и 17% соответственно».

Анализируя ситуацию с пенсионной реформой, Бялый не оставил камня на камне от аргументов правительственных и околоправительственных защитников реформы. В частности, он пояснил, как пополняется Пенсионный фонд в сравнении с ведущими европейскими странами, которые, как и Россия, записали в свои Конституции принцип социального государства. Так, если в РФ на пенсионное обеспечение тратится около 7,5% валового внутреннего продукта, то в Германии, Франции, Италии, Испании, – уже от 12 до 17% ВВП.

«При этом во всех перечисленных странах соотношение между числом работающих и числом пенсионеров даже хуже, чем в России. Так, может, нам просто нужно увеличить долю ВВП, направляемую на пенсионное обеспечение, увеличивать зарплаты, которые у нас действительно в основном нищенские, и увеличить, как того требует Конвенция международной организации труда, до 40% соотношение между размером пенсии и размером предыдущей зарплаты пенсионера?» – призвал Бялый.

В то же время он обратил внимание, что правительственные либералы возражают – «этого, мол, не позволяет уровень развития российской экономики». Однако, по его мнению, если бы российская власть «правильно и разумно» ответила на ряд назревших вопросов, то «проблема пенсионной реформы вообще бы не возникала».

Бялый напомнил, что Россия до сих пор не ратифицировала в полном объеме международную конвенцию ООН по борьбе с коррупцией, прежде всего, «ее статью 20 о незаконном обогащении, статью 54 о конфискации незаконно приобретенного имущества и статью 57 о возвращении активов».

«Почему это не сделано? – спрашивает эксперт. – Далее – почему наш Центробанк регулярно сообщает об огромных триллионных тратах на спасение банков, разоренных незаконными действиями их хозяев, и на выплаты обманутым вкладчикам этих банков? Но при этом обладающий и властью, и технологиями, и персоналом Центральный банк не может выявить махинацию воровства в момент совершения преступлений, а не тогда, когда их хозяева уже сбежали вместе с наворованными активами в Лондон?»

Кроме того, Бялый задается и другими актуальными вопросами: почему «в нашей бедной стране со слабой экономикой чуть не быстрее всех в мире растет число долларовых миллионеров и миллиардеров»? Почему «из России непрерывно выводятся за рубеж огромные объемы валюты, но в стране чуть ли не самые либеральные в мире законодательства в сфере контроля за выводом капиталов?»

«Например, как могла возникнуть ситуация, описанная президенту Татьяной Голиковой – когда за 11 месяцев прошедшего года из бюджета ушло более полутора триллионов рублей, из которых 1 трлн был израсходован нецелевым образом, а полтриллиона вообще исчезли неизвестно куда», – возмутился эксперт.

При этом он отметил, что правительство РФ стремится равняться на мировой опыт в сфере пенсионного законодательства, но не вводит «существующую почти везде в мире прогрессивную шкалу подоходного налога, по которой чем больше доходы человека, тем большую их долю он платит в виде налогов в бюджет».

Бялый также считает утопичными заявления о повышении ожидаемой продолжительности жизни. По его оценке, правительство РФ и их сторонники молчат о реальности: данные Росстата демонстрируют, что «эта ожидаемая продолжительность жизни мужчин выше объявленного пенсионного возраста в 65 лет всего лишь в 37 субъектах РФ из 85». То есть, «с учетом распределения населения по регионам, до нового пенсионного возраста будет доживать только около половины мужчин», – констатировал он.

«Есть и опубликованные осенью 2017 года данные исследований Всемирного банка. По ним, в России смертность мужчин в возрасте до 65 лет – самая высокая в мире, 43%, – сказал Бялый. – Ну и наконец у Всемирной организации здравоохранения есть свой статистический показатель, который называется возраст здоровой трудоспособности. В 2017 году организация определила средний для мужчин и женщин возраст на уровне 63,4 года. Значит, большинство российских мужчин и женщин, если будут доживать до нового пенсионного возраста, то уже заведомо больными».

Как считает эксперт, правительственные «фейки» призваны оправдать законопроект, последствия которого весьма серьезны. В результате реформы на российский рынок труда «уже за первые два года выйдут дополнительно примерно 800 тысяч человек». Между тем, по данным Росстата, в последние годы он не расширяется, а в среднем сжимается – сокращается примерно на 45 тысяч человек в год.

«По данным Академии труда и социальных отношений, сейчас положительный прирост количества рабочих мест обеспечивают всего лишь 3 субъектах федерации. Это Москва, Санкт-Петербург и Краснодар, а во всех остальных 82 субъектах рынок труда стагнирует или попросту падает. А ведь люди пенсионного возраста заведомо не могут сменять так называемых гастарбайтеров из южных республик в роли строителей, дворников, разнорабочих и т.д. И уже сейчас большинство работодателей прямо или косвенно показывает, что людей старше 40-45-50 лет принимать на работу не хотят», – пояснил Бялый.

В этой ситуации он прогнозирует в случае реализации реформы огромную безработицу, которая приведет, как всегда в рыночной экономике, к резкому снижению платы за труд: «чем больше конкуренция за рабочее место, тем меньше работодатель платит».

Еще один «фейк» реформатов, по оценке Бялого, – так называемая демографическая яма «лихих 90-х», из-за которой необходимо повышать пенсионный возраст. Между тем, авторы законопроекта вовсе не рассматривают «риск или угрозу новой демографической ямы, которую эта реформа вызовет».

Дело в том, как пояснил эксперт, в России, в отличие от «Запада, на который пытается ровняться наше правительство, почти повсеместно сохраняется традиционная структура семьи: «молодые обязательно помогают, чем могут, родителям, а родители помогают, чем могут, молодым».

«Решение о рождении ребенка молодая семья обычно принимает в расчете на то, что вскоре часть забот у них возьмут бабушки, а молодая мама пойдет зарабатывать. Но если бабушки в результате объявленной реформы не смогут уйти на пенсию и сидеть с внуками, то молодая семья либо отложит рождение первого ребенка, и уж тем более – второго, третьего, либо, увы, вообще не станет его рожать. Со всеми вытекающими отсюда демографическими последствиями», – предупредил Бялый.

По его словам, уже сейчас видно, что многие граждане понимают или «нутром чувствуют» большие неприятности от реформы. Несмотря на чемпионат мира по футболу, заботы на огородах, «множество людей подписывает петиции против законопроекта» и заявляет о готовности выйти на уличные протесты.

Еще не начавшись, реформа, констатировал Бялый, «резко обострила негативное отношение масс к власти и ухудшила социально-психологический климат в стране».

«То есть она (реформа) объективно ослабила Россию, которая сегодня находится фактически в осадном положении и перед лицом острейших международных вызовов – политических, экономических и военных. Потому представляется, что расчет вдохновителей реформы идет на то, чтобы дополнить эти внешние вызовы организацией протестных масс на следующую попытку цветной революции, которая наконец обрушит и власть Путина, и вместе с ней и Россию. Я понимаю, что это сильная гипотеза, но она первой приходит в голову», – заключил эксперт.

Москва, Ольга Ветрова

Москва. Другие новости 09.07.18

ФИФА: сборная России – лучшая в защите на ЧМ-2018. / Дерипаска отсудил у Рыбки и Лесли миллион за разглашение данных о личной жизни. / Обещают на словах, а в документах умалчивают: власти «забыли» указать, насколько вырастут пенсии россиян. . после повышения пенсионного возраста. Читать дальше

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

О дной из целей пенсионной реформы было снизить нагрузку на госбюджет, а именно сократить объем постоянных (можно даже назвать их хроническими) трансфертов из бюджета в ПФР. Однако сильно сэкономить не удалось. За два года, по подсчетам СП, трансферты на выплату страховых пенсий из бюджета сократились лишь на 136 млрд рублей. Печальная ситуация с пандемией заставит государство, напротив, даже увеличить вливания в пенсионную систему до 941,42 млрд рублей из Резервного фонда. Тогда как сам ПФР недополучит в этом году страховых взносов на примерно 420 млрд руб. Пока, правда, ПФР не отказался от индексации пенсий неработающим пенсионерам — на процент, больший, чем ожидаемая инфляция в стране. Однако об индексации пенсий работающим пенсионерам пока речи не идет. Самих получателей пенсии в нашей стране стало меньше всего на полмиллиона. А шуму, если вспомнить то, как эта реформа проводилась, и политических издержек для власти было столько, как будто пенсий лишили сразу полстраны.

По некоторым оценкам, сделанным, впрочем, до пандемии, очевидных положительных результатов реформы стоит ждать не ранее 2024 года, когда пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а численность россиян, которые не вышли на заслуженный отдых из-за реформы, достигнет 3 млн.

Однако при этом уже в 2023 году, согласно проекту бюджета, трансферты на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 триллиона рублей. То есть никакой экономии не видно даже близко. По самым оптимистичным расчетам (например, вице-премьера Татьяны Голиковой), трансферт федерального бюджета в пенсионную систему может быть сведен к нулю лишь к 2030–2031 гг. Но только если будет обеспечен существенный экономический рост. Такое «если» надо писать с большой буквы.

При этом, по всем демографическим выкладкам получается, что численность работающего населения будет в ближайшие годы сокращаться. Меньшее число работников будет платить меньше страховых взносов в ПФР — это простая арифметика. Повышение пенсионного возраста, старение населения и убыль рабочей силы не перекрывают, получается, никак.

Хуже того, недавно та же СП еще более сгустила краски в демографической картине России, констатировав только за первую половину текущего года увеличение естественной убыли населения на 30% в годовом исчислении. Прогнозы правительства тоже неутешительны: в 2021 году ожидается, что численность населения России снизится еще на 290 тысяч человек, в 2022 году — на 238,1 тысячи, в 2023 году — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. В целом за четыре года возможно уменьшение более чем на 1,2 миллиона человек. Суммарный коэффициент рождаемости (число рождений у одной женщины) в текущем году упадет до 1,4 или в лучшем случае удержится на уровне 2019 года (1,504). Тогда как для простого воспроизводства населения такой коэффициент должен составлять 2.

Все это происходит на фоне уменьшения миграционного притока в Россию. Наша страна становится все менее привлекательной для иммиграции. Тогда как многие расчеты по рабочей силе и той же пенсионной реформе строились во многом на том, что ухудшение общей демографической ситуации будет компенсироваться в значительной мере как раз миграционным притоком. Похоже, что нет, не будет. Кроме того, уместен и такой вопрос: а кто-нибудь всерьез изучал/сопоставлял выгоды от притока иностранной рабочей силы (в том числе в плане отчисления взносов в ПФР), часть которой имеет перспективы остаться жить в нашей стране, с издержками, которые несет приток людей иной культуры, менталитета, жизненных практик и обычаев? Это ведь тоже можно все посчитать. И не факт, что «кредит» массовой миграции сойдется с «дебитом», затратами на ее переваривание.


Василий Максимов. Фрагмент картины «Всё в прошлом». 1889 Иллюстрация: Wikimedia Commons

То, что пенсионная реформа пока не решает (и непонятно, когда и как решит) вопрос все более увеличивающихся трансфертов из госбюджета для ее содержания, — еще не все. Другой хронической проблемой пенсионной системы в нашей стране остается то, что она несправедлива. В том смысле, что она не решает проблемы бедности и даже нищеты типичного российского пенсионера. На свою даже не самую маленькую пенсию он с трудом сводит концы с концами. По стандартам Международной организации труда, достойной считается пенсия в размере не менее 40% от средней зарплаты (так называемый коэффициент возмещения утраченного дохода). Некогда в России тоже ставили такую цель как вполне достижимый идеал. Однако сейчас об этом, похоже, забыли. По расчетам РАНХиГС, к 2025 году коэффициент возмещения для получателей средних зарплат останется на нынешнем уровне — 35%, тогда как для получателей медианных зарплат он сократится с 42 до 39%. Но это «средняя температура по больнице», а в реальности все большее число людей пенсионного возраста будут ощущать, что их пенсии «убегают» в сторону уменьшения от реальных заработков (а все большее число людей вынуждены работать на двух и более работах, «средняя зарплата» все менее релевантна по отношения к средним заработкам) большинства населения.

Во многих странах существенную роль в пенсионном обеспечении возрастных людей играет накопительная пенсионная система. Это точно не наш случай и долго еще таковым не станет. Во-первых, в силу разных причин (например, завышенных затрат на себя любимых) наши негосударственные пенсионные фонды часто проигрывают по доходности даже инфляции. Во-вторых, то «кидалово», которое устроили российские власти с накопительной частью пенсии в 2015 году, продлевая «заморозку» раз за разом и, видимо, заморозят-замылят уже навсегда, отбило охоту играть в азартные пенсионные игры с нашим государством на поколение вперед.

И наконец, последнее. Назовем это расхожим словом «неэффективность». И речь не только о том, что ПФР понастроил себе по стране роскошных зданий, однако до сих пор не блистал по части зарабатывания денег, как это делают, скажем, какие-нибудь норвежские и другие западные коллеги, вкладываясь в надежные ценные бумаги. Справедливости ради заметим, что государство резко ограничило возможности ПФР по этой части, запретив, например, вкладываться в иностранные бумаги, тогда как на российском рынке возможности заработать не в пример меньше, а вот рисков хоть отбавляй. Но помимо этого наша пенсионная система неэффективна еще и потому, что почти 30% граждан (14–15 млн человек в год) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. В первую очередь, это военнослужащие, полицейские, ряд гражданских госслужащих. Они подходят к своей пенсии часто в расцвете сил и здоровья и могут вполне работать в другом качестве. Наше государство заботится о своих защитниках, это понятно. Но в том числе оно это делает за счет всех остальных. Такой распространенной практики нет ни в одной другой стране мира.

Все эти проблемы в совокупности подводят к мысли о том, что нынешняя пенсионная реформа долго не проживет, ее неисполнимость и неэффективность в ряде существенных моментов может стать очевидной уже в обозримом будущем. Особенно если наша экономика вдруг не совершит какой-то мощнейший рывок вперед. Чего по ней пока не скажешь. И тогда провал столь поспешно разработанной и принятой в 2018 году (и то не до конца, по накопительной части никакой ясности как не было, так и нет) реформы станет очевидным, толкая на новые, заведомо куда более радикальные преобразования. За что снова придется заплатить свою политическую цену.

Читайте также: