Приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 20.03.2014 по делу N 33-2615

Судья: Ванюшин Е.В.

Докладчик: Ворожцова Л.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,

судей: Зайцевой Е.Н., Латушкиной Е.В.,

при секретаре Г.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области в лице начальника Я.О.А. на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 02 декабря 2013 года

по иску Т.М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж работы и назначении трудовой пенсии, о взыскании судебных расходов,

установила:

Т.М.А. обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области (далее — УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане) о признании незаконным решения Комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязании включить в специальный стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту на льготных условиях, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 9 мес. 11 дней) — служба в рядах Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 мес. 1 день) — ученик машиниста электровоза подземный на шахте имени 60-летия СССР, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи заявления — ДД.ММ.ГГГГ года; взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, за составление искового заявления — 3 500 рублей, за услуги представителя — 15 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ за N ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью требуемого специального стажа. При исчислении специального стажа, в него не был включен период прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 9 месяцев 11 дней). Ответчик полагает, что стаж на соответствующих видах работ, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии составляет не 25 лет, а 23 года 5 месяцев 26 дней, и отказал ему в назначении пенсии.

Указанное решение Комиссии считает незаконным и необоснованным. Руководствуется ст. ст. 6, 15, 17 — 19, 55 Конституции РФ, пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г. N 8-П, Определением Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П.

Считает, что подлежит включению в льготный стаж период его службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку спорный период имел место до установления нового правового регулирования и подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Так, в соответствии с архивной справкой от 13.05.2013 г.: ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу машинистом электровоза подземным 3 разряда на участок ШТ-1 (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ), далее уволен ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ вновь принят на работу машинистом электровоза подземным 3 разряда на участок ШТ-1. Следовательно, работа, которая предшествовала данному периоду и работа, которая следовала за окончанием периода службы в Советской Армии — машинист электровоза подземный 3 разряда участка ШТ-1 шахты имени 60-летия СССР поименована Списком, т.е. он выполнял работу на угледобывающем предприятии.

Кроме того, аналогично должен быть включен период прохождения им производственной практики: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 мес. 1 день)- ученик машиниста электровоза подземный на шахте имени 60-летия СССР, в связи с тем, что ранее действовавшим законодательством — п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, предусматривалось включение спорного периода обучения в специальный стаж при условии работы в данной должности до учебы, либо после окончания этого периода.

Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 02 декабря 2013 года постановлено:

Исковые требования Т.М.А. к УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж работы и назначении трудовой пенсии, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных права граждан N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Т.М.А.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане включить в специальный стаж работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях по ст. 27 п. 1 пп. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, период службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане назначить Т.М.А. досрочную трудовую пенсию по старости по ст. 27 п. 1 пп. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года N 173-ФЗ с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане в пользу Т.М.А. судебные расходы: 3 000 рублей за составление искового заявления, 100 рублей за оплату госпошлины, за участие в деле адвоката 12 000 рублей, всего взыскать 15 100 рублей.

В остальной части исковых требований Т.М.А. отказать за необоснованностью.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права и процессуального права.

Т.М.А. представлены возражения относительно апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалованной части.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 09 месяцев 11 дней) находился на службе в Вооруженных силах СССР, при этом, перед прохождением службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ и после ее прохождения с ДД.ММ.ГГГГ он работал на Шахте «Имени 60-летия Союза ССР» ПО «Южкузбассуголь» машинистом электровоза подземным 3 разряда на участке «ШТ» — 1 (л.д. 9, 11, 17).

Решением Комиссии Управления ПФР в городе Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N Т.М.А., обратившемуся к ответчику с заявлением о назначении пенсии 05.06.2013 г., было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.

При этом из льготного стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исключен период прохождения истцом военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 9 месяцев 11 дней).

Из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с 31.12.2001.

Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Суд первой инстанции учел вышеуказанную правовую позицию Конституционного Суда РФ и обоснованно принял во внимание, что в спорные периоды времени действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590.

В соответствии с пп. «к» п. 109 указанного Положения период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Принимая во внимание, что период службы в Советской Армии начался с 25.12.1990 г., то есть в период действия «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы истца, независимо от того, что с 01.01.1991 г. вступил в действие Закон РСФСР «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. N 340-1, который не предусматривал включение службы в Армии в специальный стаж.

В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права являются несостоятельными.

Доводы жалобы о том, что расходы на представителя судом завышены и взысканы без учета требований разумности и справедливости, также не влекут отмену решения в этой части. Взыскивая расходы на представителя, суд первой инстанции принял во внимание сложность заявленного иска, объем работы, фактически затраченное представителями время, требования разумности и справедливости.

Судебная коллегия полагает, что определенный ко взысканию размер расходов на представителя соответствуют установленным обстоятельствам по делу и требованиям ст. 100 ГПК РФ.

Ответчик не заявлял возражения и не представлял доказательств чрезмерности требуемых истцом расходов на представителя.

Суд при разрешении спора правильно определил и установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 02 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Калтане — без удовлетворения.

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

от 14 января 2010 г. по делу N 33-59/2010

П. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ о включении в спецстаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Решением комиссии по назначению пенсий (в форме протокола) ГУ - УПФ по Павловскому району N 113 от 25.06.2009 г. П. было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет.

При этом в специальный стаж не были засчитаны следующие периоды: с 09.11.1983 г. по 11.11.1985 г. прохождение службы в армии; с 27.10.1990 г. по 02.09.1992

г. в должности старшего пионерского вожатого в Бабковской основной общеобразовательной школе; с 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г., с 15.06.1987 г. по 04.07.1987 г., с 03.01.1988 г. по 11.01.1988 г., с 06.06.1988 г. по 25.06.1988 г., с 02.01.1989 г. по 11.01.1989 г., с 24.03.1989 г. по 02.04.1989 г., с 05.06.1989 г. по 04.07.1989 г. нахождение в ученических отпусках.

П. обратился в суд с иском, в котором просит суд признать отказ в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в педагогический стаж спорные периоды работы и обязать ответчика назначить пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с 08.04.2009 г.

Решением Павловского районного суда Воронежской области от 28.10.2009 г. исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Павловскому району просит отменить решение суда, в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с правилами, установленными пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного срока назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства “Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ N 516 имеет дату 11.07.2002, а не 01.07.2002.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением

Правительства от 29.10.2002 г. N 781, а в части не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 1.07.2002 г. N 516.

Как следует из материалов дела, П. с 15.08.1983 г. работал учителем физкультуры в Даньковской восьмилетней школе, а с 28.10.1983 г. был уволен в связи с призывом в Советскую Армию.

Согласно записи военного билета МН N , П. проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с 09.11.1983 г. по 11.11.1985 г.

Постановлением СМ СССР N 1367 от 17.12.1959 г. “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства“ было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным работникам.

В пп. “г“ п. 1 положения указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Указанное Постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 отменено и не применяется с 01.10.1993 г.

Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод о том, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняется ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

При этом данные периоды времени в соответствии с п. 3 Положения засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа,

требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным постановлением, приходятся на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Суд обоснованно руководствовался вышеназванными нормами и пришел к правильному выводу о незаконности действий ответчика по отказу во включении в специальный стаж периода службы в армии по призыву.

В период работы П. с 27.10.1990 г. по 02.09.1992 г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, П. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его прав.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что П. в период с 27.10.1990 г. по 02.09.1992 г. работал в должности старшего пионерского вожатого в Бабковской основной общеобразовательной школе, что подтверждается копией трудовой книжки.

Суд обоснованно включил указанный период работы в педагогический стаж, дающий право на льготную пенсию, поскольку

истцом выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости.

С 02.01.1987 г. по 11.01.1987 г., с 15.06.1987 г. по 04.07.1987 г., с 03.01.1988 г. по 11.01.1988 г., с 06.06.1988 г. по 25.06.1988 г., с 02.01.1989 г. по 11.01.1989 г., с 24.03.1989 г. по 02.04.1989 г., с 05.06.1989 г. по 04.07.1989 г. истец находился в ученических отпусках.

Согласно п. 2 Положения “О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения“, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных заведениях, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

С учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение и переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

С учетом включения данного периода в специальный стаж у П. имеется 25 лет необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем судом принято правильное решение о признании отказа ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже незаконным и возложении обязанности на ответчика в назначении пенсии с момента обращения истца за ее назначением, т.е. с 08.04.2009 г.

Материальный закон истолкован и применен судом правильно.

Доводы Ф.И.О. доводам, приведенным в ходе судебного разбирательства, ссылок на новые доказательства не содержат, судом проанализированы, потому повлечь отмену судебного

после института не засчитывают год службы с 1993-1994 мотивируя тем, что не было до и после службы преподавательской работы. 1994-1995 год не засчитывают работу преподавателя дополнительного образования (нет в списке на льготу) 2010-2011 работа директора школы с нагрузкой 4 часа тоже не засчитывают Работаю в сельской школе.

Ответы юристов


В «Список должностей и учреждений», работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. включен педагог дополнительного образования

Согласно п. 6 Правил N 781 работа учителем начальных классов общеобразовательных учреждений, в частности школ всех наименований, лицеев, гимназий, а также учителем расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы, исчисляемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Вы же работали директор школы

Вам нужно в суд обращаться ст 3 ГПК РФ для зачета период деятельности в педагогический стаж Год службы в армии вам не засчитают в педагогический стаж А по другим периодам Вам стоит побороться

В суде вам нужно будет доказывать ст 56 ГПК РФ,что работа преподавателем дополнительного образования-это и есть работа педагогом дополнительного образования А по поводу же работы в сельской школе нужно предоставлять суду доказательства ст 55 ГПК РФ что у вас была и учебная нагрузка 4 часа кроме директорствования.


Согласно п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" период службы в армии должен быть включен в стаж для назначения пенсии

У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения

Действовавшее до 1 января 1992 года правовое регулирование предусматривало возможность включения в специальный стаж работы учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, если работа, дающая право на льготное исчисление пенсии, следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.

Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, в Постановлении от 24.05.2001, конкретизирована в определении от 05.11.2002 и указывает на то, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

Подпунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

Так же Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 в стаж должна быть включена работа педагога дополнительного образования

В силу изложенного вам нужно получить письменный отказ с ПФР о не включении учебы, службы и

работы преподавателя дополнительного образования в специальный стаж для назначения льготной пенсии и обжаловать в суд в порядке ст.131-132 ГПК


Разъяснение


С 01.01.2002 года вступил в силу Федеральный закон “О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001 года №173–ФЗ, который предусматривает исчисление общего трудового стажа и специального стажа в календарном порядке. В связи с этим многие граждане, которые выработали специальный и общий трудовой стаж до 01.01.2002 года по нормам ранее действовавшего закона с учетом льготного исчисления стажа, но не достигли требуемого возраста, утратили право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Так, например, женщины, отработавшие в районах Крайнего Севера 15 лет, в том числе 5 лет по Списку №1, по ранее действовавшему законодательству имели право на оформление пенсии в возрасте 40 лет. Так как стаж исчислялся с учетом льготы в районах Крайнего Севера 1 год за 1 год 6 месяцев. По Закону от 17.12.2001 года № 173–ФЗ при наличии 5 календарных лет специального стажа по Списку №1 право на пенсию у женщины возникнет по достижении возраста 45 лет.

Согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением №70 от 17.10.2003 г. граждане, у которых требуемый специальный стаж на соответствующих видах работ и общий трудовой стаж полностью выработан до 01.01.2002 года с учетом льготного исчисления стажа в районах Крайнего Севера в полуторном размере, имеют право на назначение пенсии по достижении соответствующего пенсионного возраста.

Обращаем внимание, что льготное исчисление продолжительности общего трудового стажа и специального стажа предусмотрено только в целях определения права на трудовую пенсию по старости, то есть это касается тех граждан, которые впервые обращаются за назначением пенсии. На перерасчет пенсии данное разъяснение не распространяется.

Расчетный размер трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть исчислен по нормам действующего на сегодняшний день Закона №173–ФЗ от 17.12.2001 или по нормам ранее действовавшего Закона “О государственных пенсиях в РФ” № 340 от 20.11.1990 года.

Например: женщина в возрасте 40 лет имеет за период до 01.01.2002 года календарный стаж работы 20 лет, из которых 15 календарных лет составляет работа в районах Крайнего Севера, в том числе 5 лет по Списку № 1.

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в возрасте 40 лет в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года №173–ФЗ и статьи 29 Закона от 19.02.1993 года женщине требуется 15 лет страхового стажа, 7 лет 6 месяцев специального стажа и 15 календарных лет, отработанных в районах Крайнего Севера. Следовательно, данная гражданка не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как не имеет требуемого стажа на соответствующих видах работ.

На основании вышеуказанного Разъяснения Минтруда РФ право для установления пенсии по старости определяем по Закону от 20.11.1990 года. При подсчете общего трудового стажа применяется статья 94 Закона от 20.11.1990 года, где периоды работы в районах Крайнего Севера исчислялись в полуторном размере и следовательно общий трудовой стаж составит 27 лет 06 месяцев (20 + 7лет 06 мес.), стаж по Списку № 1 — 7 лет 6 месяцев (5 х 1,5). В данном случае женщина будет иметь право на досрочную трудовую пенсию по старости в возрасте 40 лет.

185,32 (минимальный размер пенсии на декабрь 2001 года) х 3,5 ( три с половиной минимальных размера пенсии в соответствии со статьей 18) х 1,8 (районный коэффициент 80%) + 12% (1% за каждый полный год общего трудового стажа, отработанного сверх требуемых 15 лет) = 1307,62 руб. + 180,00 руб. компенсация. Итого, расчетный размер трудовой пенсии на 01.01.2002 года составит 1487,62 руб.

2 вариант: исчисление расчетного размера трудовой пенсии по Закону от 17.12.2001 года №173–ФЗ, с учетом общего трудового стажа, исчисленного в календарном порядке.

На основании вышеизложенного рекомендуем лицам, достигшим необходимого возраста и имеющим полностью выработанный до 1 января 2002 года необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж по нормам ранее действовавшего Закона, обратиться за получением консультации либо за назначением досрочной трудовой пенсии по месту работы или в управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

Конституционный суд постановил:

29 января 2004 года Конституционным судом Российской Федерации принято постановление 2П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания республики Саха, Думы Чукотского автономного округа и жалобами граждан”.

Предметом рассмотрения Конституционного суда РФ является норма, содержащаяся в п.4 ст. 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ”, в той части, в которой она при оценке пенсионных прав граждан путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал (РПК) исключает льготный порядок исчисления общего трудового стажа (ОТС) и не позволяет учитывать в ОТС некоторые периоды общественно–полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.

В отношении лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Законом “О государственных пенсиях в РФ” предусматривалось льготное исчисление ОТС. Такое льготное исчисление позволяло отдельным категориям граждан приобретать необходимый для назначения пенсии общий трудовой стаж в более короткие сроки и влияло на размер пенсии, который находился в прямой зависимости от его продолжительности.

Предпринятое реформирование пенсионного законодательства, в основу которого положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и переход в связи с этим к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений уменьшило юридическое значение ОТС, что не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в т.ч. в порядок подсчета ОТС, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретенных прав граждан на трудовую пенсию ст. 30 Закона “О трудовых пенсиях в РФ” предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их преобразования в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемый в ОТС и учитываемых в календарном порядке.

Отменив льготное исчисление ОТС, законодатель придал норме п.4 ст.30 Закона обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем с вводом нового порядка исчисления ОТС законодатель установил такой минимальный расчетный размер пенсии, который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисляемый по нормам Закона “О государственных пенсиях в РФ”. При этом новый Закон не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии, как это было в ст. 18 предыдущего Закона. Более того, расчетный пенсионный капитал подлежит индексации по нормам данного Закона за весь период с 01.01.2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Следовательно, норма данного Закона не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым может быть придана обратная сила.

В отношении лиц, на которых распространялось полуторное исчисление трудового стажа за работу в РКС, предусмотрен дополнительный компенсационный механизм в виде более высокого, чем для других граждан, соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в РФ, а также применение соответствующего районного коэффициента к размеру базовой части трудовой пенсии.

За гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами, действовавшими на момент приобретения права. Т.е. пенсионер имеет право исчислить свой трудовой стаж и размер пенсии за период до 1 января 2002 года по старому Закону или же по новому.

Таким образом, норма п.4 ст.30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” по своему конституционно–правовому смыслу не может служить основанием для ухудшения реализации прав на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.

Конституционно–правовой смысл, выявленный в настоящем Постановлении, является обязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Постановление Конституционного суда окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Данное Постановление опубликовано в “Российской газете” за 4 февраля 2004 года, “Собрании законодательства Российской Федерации, “Вестнике Конституционного суда Российской Федерации”.

Спрашивали — отвечаем

– В каком порядке засчитывается в трудовой стаж период работы на Крайнем Севере вахтовым методом?

– Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости исчисляются календарно с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. При этом межвахтовый период включается только в страховой стаж и не учитывается при исчислении северного стажа. Эта норма применяется независимо от постоянного проживания работников в данный отрезок времени (в районах Крайнего Севера или за их пределами).

При определении даты назначения досрочной страховой пенсии по старости для граждан, которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), судам необходимо учитывать переходные положения, установленные Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

(БЮЛЛЕТЕНЬ судебной практики Московского областного суда за первое полугодие 2020 года)

Требование истца

Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от 07.06.2019г. об отказе в назначении досрочной страховой пении по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия необходимого специального стажа на момент обращения с заявлением, при этом в специальный стаж необоснованно не зачтены периоды работы.

Выводы суда по делу

Решением Ступинского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены.

Суд первой инстанции указал, что по состоянию на 01.01.2019г. истец выработал необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, однако в установленном порядке не реализовал свое право на её назначение до установления нового правового регулирования (до 31.12.2018г.), и, сославшись на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», исходил из того, что за истцом сохраняется право на досрочный выход на пенсию по старости со дня обращения за ней, независимо от требований приложений №№ 6 и 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области просило решение суда отменить, в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

Судебная коллегия с решением суда первой инстанции в обжалованной части не согласилась, поскольку содержащийся в нем вывод основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающих сроки назначения страховых пенсий, а также переходных положений, принятых в связи с реализованной в 2019 году реформой пенсионного законодательства.

  • Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
  • Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
  • В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

  • 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» введена часть 1.1.
  • Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
  • В соответствии с приложением № 7 при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 . 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2019 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению через 12 месяцев после возникновения на нее права.

Судом первой инстанции установлено, что Л. обратился за назначением досрочной страховой пенсии 04.02.2019г., то есть после вступления в силу изменений, внесенных ст. 10 Федеральным законом от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Таким образом, в соответствии с приведенным выше приложением № 7, датой назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости будет являться 04.02.2020г.

Однако, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

✔ Поскольку по состоянию на 04.02.2019г. истец имел необходимый медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом приведенного выше правового регулирования пенсия должна быть назначена ему на 6 месяцев раньше даты, указанной в приложении № 7 , то есть с 04.08.2019г.

Ссылка суда первой инстанции в решении на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающей сохранение за гражданами права на назначение страховых пенсий непосредственно с даты подачи заявления, является необоснованной.

Приведенное в данной части правило подлежит применению при соблюдении двух условий:

1) если граждане достигли возраста выхода на пенсию до введения нового правового регулирования в пенсионном законодательстве и не сразу реализовали свое право на получение пенсионного обеспечения;

2) для вида пенсии, на которую претендует гражданин в качестве условия предусмотрен определенный возраст для её назначения.

Досрочная страховая пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается медицинским работникам независимо от возраста, при условии выработки необходимого минимального специального медицинского стажа в конкретной должности, предусмотренной списками.

Таким образом, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в данном случае применению не подлежит.

Читайте также: