Порошенко о пенсионной реформе


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц






































Петр Порошенко подписав закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий".

Согласно документу, льготный трудовой стаж для чернобыльцев, врачей и педагогов, досрочный выход на пенсию для них невозможен.

Ранее, во вторник, 2 октября, Верховная Рада все-таки приняла пенсионную реформу, проведение которой было одним из условий выделения Украине нового транша от МВФ.

Впрочем, одобренные парламентом изменения – не единственные, которые ожидают будущих украинских пенсионеров. Какой новый этап пенсионной реформы готовят в парламенте, разбирался "Апостроф".

Реформа стартует

Принятый во вторник законопроект позволит уже с текущего месяца пересчитать пенсии нескольким миллионам человек.

Кроме того, с этого же времени пенсии работающих пенсионеров будут восстановлены в полном размере. Также повысится размер минимальной пенсии – с 1312 грн до 1452 грн. Базовая средняя зарплата для расчета пенсий составит 3764 грн (сейчас – 1197 грн).

Чтобы защитить пенсии от инфляции, они будут индексироваться. В 2019-2020 годах индексация будет осуществляться по решению парламента, а начиная с 2021 года – автоматически по специальной формуле с учетом роста средней зарплаты и потребительских цен в стране.

Правда, коэффициент страхового стажа для расчета размера пенсий снижен с 1,35 до 1.

Вместе с тем главным положением многострадальной реформы является не повышение пенсий, которое власть всячески выпячивает, а фактическое повышение пенсионного возраста.

Формально пенсионный возраст не повышается, но для того, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, по состоянию на 1 января 2018 года необходимо будет иметь страховой стаж не менее 25 лет (сейчас 15 лет).

После этого в течение 10 лет требование по минимальному стажу будет увеличиваться ежегодно на год и на 1 января 2028-го составит уже 35 лет.

Если необходимого стажа нет, выход на заслуженный отдых откладывается до 63 лет – согласно реформе, по состоянию на 1 января 2018 года, для выхода на пенсию в этом возрасте требование по стажу составит всего 15 лет.

Но и в данном случае минимальный страховой стаж будет увеличиваться ежегодно, пока к 2028 году не достигнет 25 лет.

Для тех, кто отложит выход на пенсию до 65 лет, предусмотрены куда более мягкие условия – для них минимальный страховой стаж составит 15 лет, и в последующие годы он сохранится на том же уровне.

Но если у человека нет и такого страхового стажа, по достижении 65 лет он сможет рассчитывать на социальную помощь от государства, которая на самом деле пенсией не является. Размер такой помощи определяется, исходя из общего материального положения семьи.

Кстати, согласно принятому закону, недостающий страховой стаж можно докупить (максимум – 5 лет). Цена вопроса – 16 тыс. 896 грн в год (84 тыс. 480 грн за 5 лет).

Переход на второй уровень

Следующим этапом пенсионной реформы в Украине должно стать формирование второго уровня пенсионной системы – накопительного. Принятый во вторник законопроект предусматривает введение накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования с 1 января 2019 года.

Люди, которым на это время до пенсии останется менее 10 лет, освобождаются от обязательного участия в накопительной системе. А лица, которые уже достигли пенсионного возраста, не могут быть плательщиками страховых взносов.

Впрочем, уточнений, как и в каких размерах должны осуществляться выплаты страховых взносов в рамках второго уровня пенсионной системы, в принятом Верховной Радой документе нет.

Такие положения содержатся в другом законопроекте – "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования" (№6677). Этот документ подан в парламент не правительством, а группой народных депутатов.

"Когда заговорили о пенсионной реформе, появилась надежда, что правительство займется накопительной системой, потому что она предусмотрена действующим законом 2003 года ("Об общеобязательном государственном пенсионном страховании").

Введение второго, накопительного, уровня у нас все время откладывалось, и вот вроде бы настал тот момент, когда мы можем это сделать. Но когда мы увидели, что был зарегистрирован законопроект от правительства без накопительной системы, тогда уже народные депутаты подали свой законопроект", - сказала член парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Наталья Веселова ("Самопомич").

По ее словам, в документе учтены международные практики, а также опыт негосударственных пенсионных фондов, которые уже действуют.

"Старый закон предусматривает новую структуру накопительного пенсионного фонда – и это то, против чего выступает Всемирный банк, так как в этом они усматривают коррупцию, что так и есть. Поэтому мы в своем законопроекте предусмотрели создание накопительной пенсионной системы, а не накопительного пенсионного фонда. Мы даем возможность осуществлять деятельность негосударственным пенсионным фондам. Но там есть определенные критерии – только тем, кто имеет определенную репутацию. Однако контроль за осуществлением этой деятельности мы оставляем за государством", - рассказала депутат.

Кто будет платить

Как же будет функционировать новая система? Предполагается, что обязательной накопительная система будет лишь для тех, кому на момент ее запуска будет не более 35 лет. Страховые взносы будут перечисляться на специально открытые персональные счета граждан.

Взнос устанавливается в размере 2% от зарплаты или дохода и каждый год будет увеличиваться на 1%, пока не достигнет 7%. Как отмечается в тексте документа, страховые взносы в рамках накопительной системы не являются частью единого соцвзноса, начисляются и уплачиваются отдельно.

При этом, в отличие от ЕСВ, отчисление которого ложится на работодателей, страховые взносы будет обязан платить сам работник.

"Отчисления осуществляются с зарплаты работника, и платит не работодатель, а работник. На работодателя нагрузки нет, хотя можно было бы", - отметила Веселова. При этом авторы законопроекта допускают дискуссии по этому вопросу. "Например, по 2% платят работник, работодатель и государство, чтобы у человека хотя бы 6% было на старте. Но это все должно обсуждаться со всеми сторонами этого процесса", - добавила она.

Директор компании "Пенсионно-актуарный консультант" Александр Ткач также считает, что вопрос о том, кто будет осуществлять страховые взносы, необходимо тщательно изучить и обсудить.

"Участие работодателя в этом тоже должно быть, так как во всех странах старой Европы часть работодателя в системах второго уровня практически обязательна. Какую-то часть платит работник, какую-то – работодатель. Есть системы с софинансированием со стороны государства", - сказал эксперт.

Пока все туманно

Впрочем, пока еще рано говорить о том, как в итоге будет выглядеть накопительная пенсионная система в Украине, ведь активное обсуждение этого вопроса пока не началось. Тем не менее, отмечают эксперты, введение системы второго уровня крайне важно.

Ведь действующая на сегодня в Украине солидарная система, то есть система первого уровня, в конце концов приведет к тому, что будущие пенсионеры будут получать минимальные выплаты.

"Мы сейчас должны честно сказать новым пенсионерам, что у них пенсии будут процентов на 30 меньше в долгосрочной перспективе – хотя, на самом деле, не в такой уж и долгосрочной – и чтобы компенсировать это уменьшение, мы введем накопительную [систему]", - сказал Александр Ткач.

В парламенте ожидают, что заработать новая пенсионная система должна до 1 января 2019 года, как и предусмотрено принятой на этой неделе реформой.

"Мы подали правки, которыми установили дедлайн – 1 января 2019 года – это последний срок, когда должна быть запущена накопительная система. До этого момента должен быть утвержден наш законопроект", - сказала Наталья Веселова.

Эксперты подчеркивают: накопительную систему важно ввести как раз к этому времени, ведь 2019 год – это год выборов. И если к установленной дате этот вопрос не решится, то внедрение новой системы пенсий могут отложить на неопределенный срок.

Украинский президент Пётр Порошенко в воскресенье подписал закон о пенсионной реформе. После визирования документов его пресс-служба обратилась к гражданам Украины с поздравлениями.

«Хочу поздравить всех пенсионеров, потому что восстанавливается справедливость. Причём подчёркиваю, что закон предусматривает не только сейчас повышение, потому что всегда пенсионерам пытались повысить выплаты перед выборами. Мы это делаем сейчас, и осовременивание пенсий заложено как эффективно работающий механизм на постоянной основе», — говорится в заявлении Порошенко.

Он также заявил, что украинскому правительству удалось убедить в правильности законопроекта и «международное сообщество».

«Сколько нас пугали, что мы не сможем провести пенсионную реформу без повышения пенсионного возраста! Мы совместно нашли оптимальный механизм. И кстати, хотел бы отдельно подчеркнуть — аргументация наша была настолько убедительной, что была поддержана и международным сообществом», — приводит его слова агентство «Интерфакс».

Премьер-министр Владимир Гройсман, комментируя подписание, заверил граждан, что все получат увеличенные пенсии уже в октябре.

Отметим, что одобренная украинским президентом реформа не подразумевает повышение пенсионного возраста как такового, однако предусматривает с 1 января 2018 года увеличение минимально необходимого для выхода на пенсию страхового стажа — с 15 до 25 лет.

Более того, с 2019 до 2028 года этот необходимый показатель будет повышаться ежегодно на один год, пока не составит 35 лет.

Компенсировать отсутствие страхового стажа можно будет путём взносов в Пенсионный фонд. Законом ликвидируются спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и учёных, единственным исключением остаются военнослужащие.

Сейчас минимальная пенсия на Украине составляет 1373 грн. (примерно $51).

Социальный минимум

Если страховой стаж украинца окажется ниже требуемой нормы, гражданин будет вправе рассчитывать только на выплаты социальной помощи в размере около 500 грн. ($19) в месяц. На социальную помощь можно приобрести 4,5 кг говядины, 3 кг сливочного масла, чуть более 5 кг сыра или 10 кг сала.

По данным Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины, куриная тушка в магазинах стоит в среднем 51,7 грн. ($2), сало — 48,3 грн. ($1,85), говядина — 106,6 грн. ($4,1), сливочное масло — 142,9 грн. за кг ($5,49).

Стоимость проезда в киевском общественном транспорте с 15 июля выросла в среднем на 20%. Например, поездка на метро обойдётся в 5 грн. ($0,2), а в троллейбусе и автобусе — 4 грн. ($0,17).

Квартплата за стандартную трёхкомнатную квартиру площадью около 70 кв. м составляет не менее 2 тыс. грн. ($77), тогда как за «двушку» в 50 кв. м — 1,5 тыс. грн. ($57). В зимний период отопление для этих квартир дополнительно обойдётся в 2,5 тыс. грн. ($96) и 1,8 тыс. грн. ($69) соответственно.

Напомним, что пенсионная реформа является обязательным условием, выдвигаемым Международным валютным фондом для предоставления Украине очередного кредитного транша. Однако МВФ ранее выражал недовольство тем, что при общем объёме Пенсионного фонда в 284 млрд грн. ($11 млрд) на этот год его дефицит составляет 142 млрд грн. ($5,5 млрд).

Власти Украины планируют компенсировать дефицит за счёт государственного бюджета, однако это, в свою очередь, создаёт предпосылки для роста инфляции.

Дефицит фонда

Попыткой сократить количество пенсионеров считает принятый закон бывший премьер Украины Николай Азаров.

«Вся эта так называемая реформа нацелена на сокращение затрат Пенсионного фонда, в котором дефицит уже составляет 50%. Поэтому там предусмотрено всё, что можно сделать, с тем чтобы уменьшить количество претендующих на пенсию людей. Каждый её пункт уменьшает шансы будущих пенсионеров на получение нормальной пенсии. И преследует эта реформа одну цель — вытащить из МВФ очередной транш, который, кстати, будет либо разворован, либо использован на возврат кредитов самому МВФ», — отметил Азаров в беседе с RT.

При этом украинский экс-премьер обратил внимание на то, что МВФ нарушает собственный устав, продолжая выделять киевским властям новые валютные транши.

«Господин Липтон (заместитель главы МВФ. RT) и вся его контора закрывают глаза на явные нарушения устава организации, потому что, во-первых, запрещается кредитование Международным валютным фондом страны, ведущей военные действия, а во-вторых, запрещается кредитование страны, которая не обслуживает свои суверенные долги. Тем не менее киевскому режиму, который управляется американцами, кредиты выдаются, чтобы он окончательно не развалился», — заключил политик.

Сокращение трат

Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов поясняет, что отношения киевских властей с МВФ были изначально выстроены на позиции сокращения всех социальных расходов, в том числе и пенсий.

«Основные позиции новой пенсионной реформы на Украине базируются на приоритетах экономности, как и по остальным другим социальным направлениям. Взаимоотношения с МВФ были выстроены таким образом, что представители фонда дают рекомендации, которые напрямую связаны с урезанием социальных льгот и выплат, в том числе и пенсионных. Именно в этом контексте и был принят данный закон. По сути, это очень серьёзный удар по самым незащищённым слоям населения», — рассказал Денисов RT.

Политолог заключает, что для получения финансовой выгоды для политической элиты администрация Порошенко идёт на шаги, которые в дальнейшем ослабят Украину в стратегическом плане.

«Украина не является самостоятельной страной в принятии политических решений. Она вынуждена, пытаясь получить финансовые преференции для политической элиты, идти на шаги, совершенно непродуманные с точки зрения стратегического развития государства», — заключил политолог.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко в беседе с RT предположил, что после внедрения новых законов многие просто не доживут до наступления пенсионного возраста.

«До этой пенсии теперь ещё надо дожить, потому что предполагается, что выйти на пенсию в 60 лет вы сможете в том случае, если у вас есть 35 лет трудового стажа. Если его нет, вы выйдете на пенсию на 10 или 15 лет позже, если доживёте до этого счастливого момента. С 15 годами трудового стажа вы сможете выйти на пенсию в 70 лет. Средняя продолжительность жизни на Украине до 70 лет не дотягивает», — поясняет Ищенко.

Ищенко также полагает, что главной целью украинского правительства при принятии данных законов было стремление урезать социальные траты по требованию МВФ. Эксперт отметил, что принятию реформы противостояли лоббисты, стремившиеся сохранить практику пополнения Пенсионного фонда за счёт бюджетных средств.

«Надо понимать, что МВФ ставил перед кабинетом министров Украины задачу не обеспечить пенсионеров, а сэкономить деньги, так как Пенсионный фонд уже долгие годы был не в состоянии выплачивать пенсии. Соответственно, он дотировался из государственного бюджета на огромные, многомиллиардные суммы. Речь шла о десятках миллиардов гривен. Сопротивление оказывали лоббисты в украинском правительстве, потому что эти десятки миллиардов служили коррупционным целям — на них очень хорошо зарабатывали. Поэтому достаточно долго эта реформа саботировалась», — заключил Ростислав Ищенко.


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц






































Петр Порошенко подписав закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий".

Согласно документу, льготный трудовой стаж для чернобыльцев, врачей и педагогов, досрочный выход на пенсию для них невозможен.

Ранее, во вторник, 2 октября, Верховная Рада все-таки приняла пенсионную реформу, проведение которой было одним из условий выделения Украине нового транша от МВФ.

Впрочем, одобренные парламентом изменения – не единственные, которые ожидают будущих украинских пенсионеров. Какой новый этап пенсионной реформы готовят в парламенте, разбирался "Апостроф".

Реформа стартует

Принятый во вторник законопроект позволит уже с текущего месяца пересчитать пенсии нескольким миллионам человек.

Кроме того, с этого же времени пенсии работающих пенсионеров будут восстановлены в полном размере. Также повысится размер минимальной пенсии – с 1312 грн до 1452 грн. Базовая средняя зарплата для расчета пенсий составит 3764 грн (сейчас – 1197 грн).

Чтобы защитить пенсии от инфляции, они будут индексироваться. В 2019-2020 годах индексация будет осуществляться по решению парламента, а начиная с 2021 года – автоматически по специальной формуле с учетом роста средней зарплаты и потребительских цен в стране.

Правда, коэффициент страхового стажа для расчета размера пенсий снижен с 1,35 до 1.

Вместе с тем главным положением многострадальной реформы является не повышение пенсий, которое власть всячески выпячивает, а фактическое повышение пенсионного возраста.

Формально пенсионный возраст не повышается, но для того, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, по состоянию на 1 января 2018 года необходимо будет иметь страховой стаж не менее 25 лет (сейчас 15 лет).

После этого в течение 10 лет требование по минимальному стажу будет увеличиваться ежегодно на год и на 1 января 2028-го составит уже 35 лет.

Если необходимого стажа нет, выход на заслуженный отдых откладывается до 63 лет – согласно реформе, по состоянию на 1 января 2018 года, для выхода на пенсию в этом возрасте требование по стажу составит всего 15 лет.

Но и в данном случае минимальный страховой стаж будет увеличиваться ежегодно, пока к 2028 году не достигнет 25 лет.

Для тех, кто отложит выход на пенсию до 65 лет, предусмотрены куда более мягкие условия – для них минимальный страховой стаж составит 15 лет, и в последующие годы он сохранится на том же уровне.

Но если у человека нет и такого страхового стажа, по достижении 65 лет он сможет рассчитывать на социальную помощь от государства, которая на самом деле пенсией не является. Размер такой помощи определяется, исходя из общего материального положения семьи.

Кстати, согласно принятому закону, недостающий страховой стаж можно докупить (максимум – 5 лет). Цена вопроса – 16 тыс. 896 грн в год (84 тыс. 480 грн за 5 лет).

Переход на второй уровень

Следующим этапом пенсионной реформы в Украине должно стать формирование второго уровня пенсионной системы – накопительного. Принятый во вторник законопроект предусматривает введение накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования с 1 января 2019 года.

Люди, которым на это время до пенсии останется менее 10 лет, освобождаются от обязательного участия в накопительной системе. А лица, которые уже достигли пенсионного возраста, не могут быть плательщиками страховых взносов.

Впрочем, уточнений, как и в каких размерах должны осуществляться выплаты страховых взносов в рамках второго уровня пенсионной системы, в принятом Верховной Радой документе нет.

Такие положения содержатся в другом законопроекте – "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования" (№6677). Этот документ подан в парламент не правительством, а группой народных депутатов.

"Когда заговорили о пенсионной реформе, появилась надежда, что правительство займется накопительной системой, потому что она предусмотрена действующим законом 2003 года ("Об общеобязательном государственном пенсионном страховании").

Введение второго, накопительного, уровня у нас все время откладывалось, и вот вроде бы настал тот момент, когда мы можем это сделать. Но когда мы увидели, что был зарегистрирован законопроект от правительства без накопительной системы, тогда уже народные депутаты подали свой законопроект", - сказала член парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Наталья Веселова ("Самопомич").

По ее словам, в документе учтены международные практики, а также опыт негосударственных пенсионных фондов, которые уже действуют.

"Старый закон предусматривает новую структуру накопительного пенсионного фонда – и это то, против чего выступает Всемирный банк, так как в этом они усматривают коррупцию, что так и есть. Поэтому мы в своем законопроекте предусмотрели создание накопительной пенсионной системы, а не накопительного пенсионного фонда. Мы даем возможность осуществлять деятельность негосударственным пенсионным фондам. Но там есть определенные критерии – только тем, кто имеет определенную репутацию. Однако контроль за осуществлением этой деятельности мы оставляем за государством", - рассказала депутат.

Кто будет платить

Как же будет функционировать новая система? Предполагается, что обязательной накопительная система будет лишь для тех, кому на момент ее запуска будет не более 35 лет. Страховые взносы будут перечисляться на специально открытые персональные счета граждан.

Взнос устанавливается в размере 2% от зарплаты или дохода и каждый год будет увеличиваться на 1%, пока не достигнет 7%. Как отмечается в тексте документа, страховые взносы в рамках накопительной системы не являются частью единого соцвзноса, начисляются и уплачиваются отдельно.

При этом, в отличие от ЕСВ, отчисление которого ложится на работодателей, страховые взносы будет обязан платить сам работник.

"Отчисления осуществляются с зарплаты работника, и платит не работодатель, а работник. На работодателя нагрузки нет, хотя можно было бы", - отметила Веселова. При этом авторы законопроекта допускают дискуссии по этому вопросу. "Например, по 2% платят работник, работодатель и государство, чтобы у человека хотя бы 6% было на старте. Но это все должно обсуждаться со всеми сторонами этого процесса", - добавила она.

Директор компании "Пенсионно-актуарный консультант" Александр Ткач также считает, что вопрос о том, кто будет осуществлять страховые взносы, необходимо тщательно изучить и обсудить.

"Участие работодателя в этом тоже должно быть, так как во всех странах старой Европы часть работодателя в системах второго уровня практически обязательна. Какую-то часть платит работник, какую-то – работодатель. Есть системы с софинансированием со стороны государства", - сказал эксперт.

Пока все туманно

Впрочем, пока еще рано говорить о том, как в итоге будет выглядеть накопительная пенсионная система в Украине, ведь активное обсуждение этого вопроса пока не началось. Тем не менее, отмечают эксперты, введение системы второго уровня крайне важно.

Ведь действующая на сегодня в Украине солидарная система, то есть система первого уровня, в конце концов приведет к тому, что будущие пенсионеры будут получать минимальные выплаты.

"Мы сейчас должны честно сказать новым пенсионерам, что у них пенсии будут процентов на 30 меньше в долгосрочной перспективе – хотя, на самом деле, не в такой уж и долгосрочной – и чтобы компенсировать это уменьшение, мы введем накопительную [систему]", - сказал Александр Ткач.

В парламенте ожидают, что заработать новая пенсионная система должна до 1 января 2019 года, как и предусмотрено принятой на этой неделе реформой.

"Мы подали правки, которыми установили дедлайн – 1 января 2019 года – это последний срок, когда должна быть запущена накопительная система. До этого момента должен быть утвержден наш законопроект", - сказала Наталья Веселова.

Эксперты подчеркивают: накопительную систему важно ввести как раз к этому времени, ведь 2019 год – это год выборов. И если к установленной дате этот вопрос не решится, то внедрение новой системы пенсий могут отложить на неопределенный срок.

Читайте также: