Когда в казахстане началась пенсионная реформа

Пенсионный возраст в Казахстане для мужчин составляет 63 года, для женщин — 59 лет, в 2020 году он увеличится до 59,5. На пособие по возрасту могут претендовать граждане, постоянно проживающие в стране, если иное не указано в законодательстве.


Пенсионный возраст в Казахстане для женщин и мужчин

Минимальный размер пособия гарантирует Конституция Республики, а выплачивают его в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении…». Возраст для обращения за начислениями для мужчин пока выше, чем для женщин, но к 2027 году он сравняется и составит 63 года, независимо от пола.

Как выйти на пенсию досрочно

Возможность получить пособие раньше срока имеют граждане, проживавшие 5 лет и более в регионах экологического риска: мужчина — 50; женщина — 45.

К ним относятся районы возле Семипалатинского полигона в период с 29.08.1949 по 05.07.1963 г.

Важное от BBQcash: нужен стаж до 1998 г.— 25 и 20 лет соответственно.

Для многодетных матерей, имеющих 5 и более детей, возраст для получения пенсии — 53 года.

Важное от BBQcash: женщина может родить их сама или усыновить.

Обязательное соблюдение условий:

  • в момент обращения за пособием пятый ребенок должен быть старше 8 лет;
  • усыновление детей осуществлялось раньше, чем им исполнилось 8;
  • стаж работы — 20 лет.

Граждане Казахстана — участники накопительной системы могут воспользоваться пенсионным аннуитетом — договором, останавливающим трудовую деятельность раньше установленного возраста — в 50, если их работа не менее 5 лет была связана с вредными условиями. Для других категорий: мужчина — в 55 лет; женщина — в 51,5 года (с 2020 г.).

Важное от BBQcash: они должны иметь достаточно средств в ЕНПФ: 9,6 и 13,5 млн тенге соответственно.

Пенсионная реформа в Казахстане

В Казахстане пенсионную реформу начали проводить в 1998 г. В основу взяли принцип — гражданин должен быть ответственным за свою будущую пенсию. В связи с необходимостью модернизации действующей системы и недопущения понижения размера выплат, сейчас проводят изменения, состоящие из двух этапов:

  • создание Единого накопительного фонда с сохранением всех обязательств по накоплениям;
  • утверждение концепции до 2030 г., предусматривающей усиление устойчивости и рост пособий.

Эти этапы включают следующие действия:

  • субсидии на ОПФ работающим женщинам, осуществляющим уход за детьми до 1 года;
  • снятие моратория на увеличение пенсионного возраста;
  • обязанность нанимателя перечислять 5 % из своих средств за сотрудников, работающих во вредных условиях;
  • изменение базового пособия с 01.07.2018 г.

Повышение возраста коснулось только женщин. С 2018 г. прибавляют по полгода за каждый календарный год. В 2027 г. они будут выходить на пенсию в 63 года, покупать аннуитет — в 55, как мужчины. Это изменение связано с увеличением продолжительности жизни, которая у женщин несколько выше.

Важное от BBQcash: досрочный выход на пенсию не изменяется.

В рамках реформ подготовлен законопроект по снижению пенсионного возраста для учителей, имеющих преподавательский стаж 30 лет, по получении ими ряда доплат. Рассматриваются вопросы о пенсии шахтерам, врачам, имеющим психоэмоциональную нагрузку во время работы.

Пенсионные отчисления

Наниматель обязательно перечисляет в ЕНПФ 10 % от дохода своего сотрудника. Сумма, с которой они удерживаются, не должна быть ниже минимальной заработной платы и выше ее в 50 раз. Из своих средств работодатель перечисляет профессиональные взносы 5 %.

От уплаты 10 % освобождаются совместители, фрилансеры и работники по договорам гражданско-правового характера. За них перечисляют взносы те, кому гражданин оказывает услуги.

Важное от BBQcash: сохраняется добровольность перечисления сумм для каждого человека.

Как рассчитывают пенсию

В Казахстане существует многоуровневая пенсионная система, состоящая из:

  • Базовой: до 2018 г. одинаковый размер для всех.
  • Обязательной или солидарной: влияют суммы взносов (10 % от зарплаты) и стаж до 1998 г.
  • Добровольной: желание гражданина, позволяющее получить дополнительный доход.

На официальном сайте ЕНПФ имеется прогнозный электронный калькулятор, позволяющий посчитать размер пенсии. Предлагают возможность расчета пособия военнослужащим и сотрудникам МВД, Прокуратуры и т.д.

Что такое базовая пенсия

Государственную помощь для лиц, достигших установленного возраста, называют базовой.Она не зависит от других видов пенсии. До 01.07.2018 г. она была равной 0,54 ПМ и была одинаковой для всех. После изменили порядок расчета. Теперь она учитывает стаж и величину ПМ:

  • 54 % от ПМ, если гражданин работал 10 лет и менее: в 2019 — 16 037 тенге или 2 651 рублей или 41 доллар, в 2020 — 16 839 тенге (2 770 рублей или 43 доллара);
  • каждый год свыше 10 добавляет 2 %.

Гражданин, проработавший 19 лет, будет получать — 72%, 30 — 94 %, больше 33 — ПМ. В 2020 г. — это 22 452, 29 312, 31 183 тенге соответственно. Трудовой стаж рассчитывают согласно действующему законодательству. Изменения коснулись всех. Тем, кто уже получал пенсию — провели перерасчет. В 2019 г. базовое пособие было увеличено на 5 %, в 2020 оно возрастет еще на 5 %, но это существенно не увеличит пенсию. Базовое пособие опекунам, воспитывающим ребенка-инвалида с детства, с 1.01.2020 будет равным минимальной зарплате — 43 567 тенге.

Важное от BBQcash: эта методика призвана установить социальную справедливость для граждан, имеющих большой стаж, и дать стимул молодежи для трудовой деятельности.

Солидарная или трудовая пенсия

Выплачивают всем, работавшим не менее 6 месяцев до 1998 г. Для расчета берут средний доход за 3 любые года начиная с 1995 г. Размер солидарной части равен 60 % от среднего заработка. В полном объеме получают те, кто имеет необходимый стаж: 20 лет — женщины; 25 лет — мужчины. Если он больше, то каждый год увеличивает сумму пособия на 1 %. Максимум — 75 % от дохода, из которого производится расчет. В 2019 г. минимальная трудовая пенсия— 36 108 тенге, а максимальная — 46 МРП или 116 150 тенге.

Важное от BBQcash: смена поколений приведет к исчезновению этой части.

Как посчитать трудовой стаж

При расчете стажа учитывают все трудовые периоды:

  • договор;
  • предпринимательская или иная деятельность;
  • органы правопорядка.

Включают время по уходу за:

  • инвалидом 1 или 2 группы;
  • неработающим пенсионером;
  • престарелым старше 80;
  • ребенком-инвалидом до 16;
  • детьми до 3, не больше 12 лет.


  • воинский;
  • государственный и фельдъегерский;
  • ВОХР, полиция, спецсвязь и спасательные части в горной местности.

Период проживания или нахождения:

  • под стражей для репрессированных, которые впоследствии были реабилитированы;
  • на захваченной территории во время Великой Отечественной войны, если не совершались преступления;
  • за границей, но не более 10 лет;
  • в местностях, не дающих возможности трудоустроиться супругам военнослужащих (кроме срочной), сотрудников спецорганов, до 10 лет.

Важное от BBQcash: период обучения во всех учебных заведениях тоже учитывают.

При подсчете льготного стажа, достигнув установленного возраста, некоторые периоды умножают на коэффициент.

  • труд во время Великой Отечественной войны (включая вольнонаемных);
  • проживание в блокадном Ленинграде (от 12 и старше);
  • нахождение насильственно на территории других стран (концлагерь, гетто и т.д.), если не совершали преступлений;
  • лечение и уход за лицами, зараженными или больными СПИДом, в специальных учреждениях.

  • труд в блокадном Ленинграде;
  • нахождение под стражей вследствие репрессий, впоследствии реабилитированы;
  • районы экологического риска с 29.08.1948 по 05.07.1963.

  • регионы около Семипалатинского полигона с 6.07.1963 по 01.01.1992;
  • организации, проводящие судебную диагностику, при выполнении работ из утвержденного перечня.

Важное от BBQcash: пребывание в действующей армии во время военных действий, в партизанских отрядах, в госпитале при лечении военной травмы предусматривает надбавку за выслугу лет для военнослужащих.

Участие в сезонных работах за период считается как год:

  • навигация на водном транспорте;
  • промышленные организации из утвержденного списка.

Всё о накопительной пенсии в Казахстане

С введением накопительной системы каждый работодатель обязан перечислять взносы на индивидуальный счет в ПФ. Суммы можно посмотреть в личном кабинете на ЕНПФ. На выплаты из этого фонда могут претендовать следующие лица:

  • достигшие возраста выхода на пенсию;
  • имеющие достаточное количество средств для аннуитета в размере минимальной пенсии;
  • бессрочно получившие инвалидность 1 и 2 группы;
  • совершившие переезд за пределы РК на ПМЖ.

До 2018 г. гражданин сам мог устанавливать периодичность получения сумм, после — только ежемесячно. Для расчета размера выплат существуют специальные формулы и минимум (54 % ПМ). Если собранная сумма на индивидуальном счете не превышает размера 12 минимальных пенсий, то ее можно получить за один раз.

Выплаты осуществляются до полного использования всех накоплений и имеются гарантии от государства на сохранность, учитывая уровень инфляции. Оставшаяся сумма в случае смерти наследуется по закону.

Если накопленная сумма позволяет купить пенсионный аннуитет, то ее переводят в страховую компанию и получают выплаты. Предусмотрена ежегодная индексация на 5 %, что отсутствует в ПФ. При недостаточности средств их можно внести любым способом и после этого заключить договор со страховой компанией. ПФ обязательно проверяет ее и только потом переводит необходимые суммы.

Если средств достаточно, то превышающие аннуитет оставляют в ЕНПФ и получают пособие и оттуда. Договор со страховой компанией заключается на определенный срок или пожизненно. По истечении времени выплаты прекращаются. В случае смерти раньше окончания установленного периода суммы получает наследник.

Интересное от BBQcash: страховая компания может выплатить определенный процент от суммы одноразово.

График платежей устанавливается в договоре.

Добровольная пенсия

Это разновидность накопительной пенсии, но добровольная. Ее получают граждане, которые перечисляли дополнительные взносы в ЕНПФ или в другой фонд из своих собственных средств. Заключенный договор определяет периодичность и срок выплат.

Переезд

На территории России действует соглашение о гарантиях прав гражданам стран СНГ в области пенсионного начисления.

Граждане Казахстана, работающие по трудовому договору на территории России, оформляют СНИЛС. Это необходимо для учета стажа при обращении за пенсией, для получения пособий в своем государстве или в РФ.

Переселенцам выплачивают пенсию по законам того государства, где они проживают. При расчете учитывают весь стаж, заработанный в СНГ. Переезд на ПМЖ и оформление гражданства РФ влекут прекращение выплат в Казахстане. Необходимо оформить перевод: получают пенсионное дело и представляют все требуемые документы в ПФ РФ.

Нахождение на территории России по разрешению на временное проживание позволяет получать пенсию Казахстана на карточку банка и снимать ее в РФ.

Вопрос получения пенсии остается актуальным всегда вне зависимости от возраста. Особенно подробности интересуют граждан после изменений, внесенных в законопроекты. Понятно расскажем, что подразумевает пенсионная реформа в Казахстане.


Фото: Сегодня: UGC

Пенсия в Казахстане: размер

Пенсия в Казахстане состоит из таких начислений:

  • базовой ставки;
  • пенсии, начисляемой согласно стажу и уровню зарплаты;
  • выплат, предоставляемых пенсионным фондом;
  • льгот и надбавок (если они предусмотрены).

Закон о пенсионном обеспечении РК 2018 года предполагает государственную финансовую помощь в сумме 15 274 тенге.

Минимальная пенсия, согласно бюджету Казахстана на 2018 год, равняется 33 745 тенге. На увеличение этой сумы влияет стаж работы и средняя зарплата, которую вы получали до выхода на пенсию.


Фото: ZakNEWS: UGC

Помощь из ПФ прописана в договоре между гражданином и самим фондом.

У граждан РК есть возможность получения надбавок и льготной пенсии. Условиями для оформления таких выплат является:

  • проживание в местах с риском радиационного облучения (от пяти лет) в период с 29 августа 1949 года и до 5 июля 1963 года;
  • рождение (усыновление) женщиной 5 и больше детей и воспитание их до восьми лет. Многодетная мать может получать льготную пенсию в 53 года;
  • инвалидность первой или второй группы.

Вне зависимости от помощи по инвалидности, льготных и пенсионных отчислений из ПФ гражданин в обязательном порядке получает базовую пенсию от государства.

Если до выхода на заслуженный отдых вы получали социальные выплаты (финансовую помощь из-за потери кормильца и т. д.), то по наступлении пенсионного возраста их по желанию можно заменить на базовую пенсионную ставку.


Фото: Kapital.kz: UGC

Пенсионный возраст в РК

Многих граждан беспокоит, будет ли повышение пенсионного возраста в Казахстане.

На данный момент мужской пенсионный возраст остановился на отметке 63 года.

Пенсионный возраст женщин в Казахстане ежегодно меняется согласно установленному законодательством порядку. Ежегодно он увеличивается на 6 месяцев. В 2018 году женщины выходят на пенсию с 58,5 лет.

Максимальный женский пенсионный возраст в РК со временем будет равняться мужскому, и это запланировано достичь к 2027 году.

Не исключено, что пенсионный возраст в Казахстане еще изменится, однако по состоянию на 2018 год все цифры остаются фиксированными и меняются лишь в запланированном порядке.

Также для некоторых групп граждан возможен преждевременный выход на пенсию в связи с проживанием в экологически опасных зонах и получением ущерба для здоровья из-за ядерных испытаний.

Мужчины получают возможность получать пенсию с 50 лет (если имеют стаж работы 25 лет и больше до начала 1998 года). Для женщин предусмотрены выплаты с 45 лет, если трудились более 20 лет до начала 1998 года.

Виды пенсии в РК

Пенсии в Казахстане начисляются по смешанной системе, подразумевающей суммирование различных выплат.

Выделяют такие пенсии:

  • базовую;
  • трудовую финансовую помощь;
  • солидарные выплаты.

Базовая пенсия в Казахстане не зависит от рабочего стажа и зарплаты. Она начисляется всем гражданам РК, вышедшим на пенсию.

Ежегодно происходит перерасчет пенсии в Казахстане, исходя из которого сумма выплат может меняться.

Трудовые выплаты предусмотрены для граждан со стажем работы, полученным до 1998 года.

Солидарная пенсия в Казахстане высчитывается с учетом стажа работы и регулярных обязательных поступлений в пенсионный фонд.

Так как до 1998 года взносы не были обязательными, для граждан, которые трудились до этого времени, учитывается только стаж (от 25 лет для мужской половины населения и от 20 лет — для женской).


Фото: Костанай ТВ: UGC

Как рассчитать пенсию в Казахстане

Граждане, которые выходят на пенсию через три месяца, имеют возможность получить полную консультацию по будущим выплатам.

Этим занимается Государственная корпорация. Экспериментальный проект работает на территории Астаны, но имеет все перспективы распространиться и на остальные города РК.

Обратившись по электронному адресу zeinetker@goscorp.kz, вы сможете узнать, как начисляется пенсия в Казахстане и на какую сумму выплат можете рассчитывать.

Для того чтобы получить полную информацию, мужчинам необходимо предоставить корпорации такой пакет документов:

  • трудовую;
  • диплом из учебного заведения;
  • военный билет;
  • документ о заключении брака.

  • трудовую;
  • документ о получении образования;
  • справку о заключении брака;
  • документы, удостоверяющие личности детей.


Фото: Today.kz: UGC

Если у вас нет документов, которые могут подтвердить рабочий стаж, в Государственную корпорацию подается:

  • архивная документация;
  • судебные или прочие документы, которые могут быть основанием для начисления выплат.

При подаче данных в электронном виде вы получите нужную информацию в течение 3-х рабочих дней.

Личное обращение в Государственную корпорацию напрямую гарантирует полную консультацию в день подачи информации.

Как видите, изменения в системе пенсионного обеспечения довольно несущественны. Из наиболее важных стоит отметить то, что с 2018 года все пенсии будут выплачиваться ежемесячно.

Если у вас остались вопросы по начислению выплат, обратитесь в пенсионный фонд РК и получите все необходимые ответы.

Пенсионная система в Казахстане остается прозрачной. Нововведения, предусмотренные законодательством, призваны улучшить ее, сделать более удобной для граждан и обеспечить им комфортный выход на пенсию.


Фото с сайта qamshy.kz

В 1998-м казахстанцы узнали новое имя столицы, начали копить деньги на старость и отмечать 7 мая – День защитника Отечества. Чем ещё запомнился тот год?

Акмола переименована в Астану

6 мая столица Казахстана обрела своё сегодняшнее название. "Над вопросом переименования столицы я думал, что называется, неустанно, – рассказывал Нурсултан Назарбаев в своей книге "В сердце Евразии". – Однажды ночью, точнее в два часа ночи, меня словно осенило – Астана! Столица – она и есть столица! На казахском звучит очень красиво. Броско, ярко и очень звучно. Так же звучит и на русском, и на английском. В этом названии есть какой-то оттенок решительности, твёрдости и чёткости – Астана! Словно какой-то броский и краткий лозунг, отражающий наши общие настроения и ожидания от переноса столицы".


10 июня прошла международная презентация новой столицы Казахстана уже под новым именем.

Введена накопительная пенсионная система

Модернизация пенсионной системы страны, начавшаяся годом ранее, продолжилась в 1998-м. После выхода Закона "О пенсионном обеспечении в РК" в стране стала внедряться накопительная пенсионная система. Если раньше пенсия выплачивалась исключительно государством за счёт бюджета, то теперь казахстанцы должны копить на свою старость, а именно: в обязательном порядке отчислять 10% от заработной платы в пенсионный фонд. Кроме того, пенсионный возраст повышен с 55 и 60 до 58 и 63 для женщин и мужчин, соответственно.


В пенсионной реформе Казахстан перенял чилийский опыт. В 1980 году министр труда Чили Хосе Пиньер предложил систему, согласно которой каждому работнику предоставлялись право и обязанность самостоятельно заботиться о своём будущем. Работающим гражданам была предоставлена возможность добровольно перейти в новую систему, тогда как к поступающим на работу впервые она применялась автоматически.

"Сейчас, когда я вспоминаю о проведённой реформе, я иногда просто говорю себе: "Хорошо, что мы смогли сделать это!" Наши люди могут сами накапливать деньги, обеспечивая, тем самым, свою нормальную старость, – отмечал в книге "Казахстанский путь" Нурсултан Назарбаев. – Теперь пенсия складывается из трёх составляющих: государство + работодатель + сам гражданин. Постепенно государство будет отходить из этих составляющих. Поэтому каждый казахстанец должен стать участником накопительного пенсионного фонда, если он хочет обеспечить себе достойную старость. И помимо этого деньги, которые накапливаются в пенсионных фондах, могут работать на экономику".

Внесены изменения в Конституцию

В 1998 году Конституция Казахстана впервые подверглась изменениям. Позже изменения будут вноситься ещё в 2007 и 2011 годах. В 1998-м были отредактированы 19 статей, в частности, касающиеся сроков и полномочий президента. Максимальный срок президентства увеличен с пяти до семи лет. Минимальный возраст для баллотирования на пост главы государства теперь составил 40, а не 35 лет, статья о верхнем возрастном пределе была исключена. Кроме того, возраст государственного служащего теперь мог превышать 60 лет – раньше в 33-й статье был прописан возрастной ценз для чиновников.


Одновременно на 1999 год были назначены внеочередные выборы президента республики. Официальной причиной стал кризис в России и последовавший 17 августа технический дефолт – власти Казахстана опасались ухудшения экономической и политической ситуации в стране.

Утверждены профессиональные праздники

В 1998 году казахстанцы получили официальный список профессиональных праздников. 31 мая стало Днём памяти жертв политических репрессий, 28 июня – Днём печати, 13 августа – Днём спорта, 22 сентября – Днём языков народов Республики Казахстана, 15 ноября – Днём национальной валюты.


День знаний теперь официально 1 сентября, а День защитника Отечества перенесён с 23 февраля на 7 мая (в этот день в 1992 году созданы Вооружённые силы РК).

Началась борьба с коррупцией

9 июля был опубликован Закон "О борьбе с коррупцией", с тех пор он многократно изменялся и дополнялся, но действует до сих пор. Причём Казахстан стал первой страной в СНГ, разработавшей подобный документ.


Спустя пять месяцев указом Президента утверждена Государственная программа борьбы с коррупцией на 1999-2000 годы. Главный её принцип заключался в том, что антикоррупционная деятельность не должна сводиться только к борьбе с результатами этого явления, которая велась до сих пор.

В государстве, согласно документу, должно вестись совершенствование правовой базы, должны проводиться предупредительно-профилактические мероприятия, внедряться практические меры борьбы с коррупцией и, наконец, вестись работа по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и судебной системы. В то же время было создано Агентство по делам госслужбы, что должно было способствовать борьбе с коррупционными проявлениями.

Талгат Мусабаев совершил второй полёт

Спустя четыре года после первого вояжа в космос 29 января 1998-го Талгат Мусабаев вновь отправился на орбиту. На этот раз в качестве командира "Союза ТМ-27" вместе с экипажем в составе Николая Бударина (Россия), Леопольда Эйартца (Франция) и Энди Томаса (США).


Во время пребывания на международной космической станции "Мир" Талгат Мусабаев совершил пять выходов в открытый космос, которые продлились в совокупности около 30 часов. 25 августа 1998-го казахстанец вернулся на Землю, проведя в космосе 207 суток.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Министерство труда и социальной защиты населения опубликовало предложения по изменению концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана до 2030 года, передает Tengrinews.kz.

Проект постановления опубликован на сайте "Открытые НПА". Публичное обсуждение на портале продлится до 12 ноября 2020 года.

В концепции, опубликованной министерством, предлагается с 2028 года перейти от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии. В Минтруда предполагают, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысит коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами.

"В целях предоставления минимальных гарантий пенсионного обеспечения на приемлемом уровне будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии (с 2028 года).

В этой связи предлагается:

1) установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее 5 лет;

2) определить при пятилетнем стаже участия в пенсионной системе базовую пенсию в размере 70 процентов от прожиточного минимума, за каждый год сверх 5 лет ее размер будет увеличиваться на 2 процента.

3) отменить назначение базовой пенсии;

4) минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитать с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии.

При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее 6 месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года", - говорится в концепции.

Кроме того, для поддержания размеров солидарных пенсий (солидарная пенсия начисляется тем, кто работал до 1998 года с минимальным трудовым стажем более 6 месяцев. - Прим.) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.

Кроме того, предлагается:

1) пересмотреть базовую основу для расчета стоимости пенсионного аннуитета;

2) установить обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС;

3) ввести механизм совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин;

4) предоставить вкладчику (получателю) по его желанию право "отложенного выхода" на пенсию. При этом ему на этот период не будут осуществляться назначенные пенсионные выплаты, и он может продолжить участие в накопительной пенсионной системе. Вкладчику (получателю) будет обеспечен гарантированный период, в течение которого наследникам будут осуществляться пенсионные выплаты как за счет бюджетных средств (солидарная, базовая пенсии), так и накопительной пенсии.

5) установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, т. е. в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в 2020 году размер минимальной пенсии составляет 38 636 тенге).

В министерстве считают, что это позволит увеличить совокупный размер получаемых пенсионных выплат пенсионеров (солидарная, базовая и накопительная пенсии), что повысит их благосостояние и доверие к пенсионной системе.

6) пересмотреть коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.

При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Также предлагается ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также для инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная.

"В результате данного изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче пенсионных выплат для всех категорий граждан, соответственно, сумма ежемесячных выплат для таких граждан будет выше", - отмечается в документе.

Кадыржан Дамитов в интервью Капитал.kz рассказал о пенсионной системе Казахстана и промежуточных результатах за 20 лет

Накопительной пенсионной системе Казахстана — 20 лет. Принятая в 1997 году «Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения», а затем и закон «О пенсионном обеспечении в РК» вызывали многочисленные дискуссии в экспертном сообществе. Многие казахстанцы просто не верили в то, что когда-то в будущем смогут получать достойную пенсию за счет тех средств, которые государство обязывало отчислять с зарплаты. Тем не менее Казахстан все-таки принял нелегкое решение перейти от солидарной системы к смешанной модели пенсионного обеспечения, основанной на накопительном компоненте. И сделал это первым на всем постсоветском пространстве. С тех пор в республике действует многоуровневая пенсионная система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные взносы. Об основных этапах развития и достижениях пенсионной реформы в интервью «Капитал.kz» рассказал Кадыржан Дамитов, в прошлом председатель Национального банка Республики Казахстан (1998−1999 гг.), а ныне — член совета директоров — независимый директор АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

— Кадыржан Кабдошевич, почему Казахстан первым из СНГ решился на проведение пенсионной реформы? Какие факторы повлияли на это решение?

— После обретения Казахстаном независимости в республике действовала солидарная или распределительная пенсионная система, доставшаяся в наследство от Советского Союза. Главный принцип такой системы — солидарность поколений, когда работающее население обеспечивает пенсионеров. Наиболее актуальной социальной проблемой в мире до сих пор остается старение общества, которое приводит к уменьшению соотношения работающих граждан и пенсионеров. Это, в свою очередь, влечет дисбаланс в поступлениях и выплатах в рамках солидарных пенсионных систем. Именно поэтому многие страны осуществляют переход от распределительной к накопительной или к смешанной модели пенсионной системы. И Казахстан — не исключение.

Более того, в нашей стране пенсионная реформа также была обусловлена макроэкономической ситуацией. Вспомните, в 90-х годах ухудшились почти все экономические и демографические показатели. В республике наблюдался дефицит продуктов первой необходимости, многие предприятия и производства закрывались, людям месяцами не выплачивались заработные платы, увеличивалось число безработных, задерживались и выплаты пенсий. В 1992 году страну сотрясала гиперинфляция, которая по данным Агентства РК по статистике, составляла 2960,8%. Снизить ее получилось только к 1995 году, тогда она составила 60,3%.

Распределительная пенсионная система стала не способной обеспечить минимальные потребности большинства пенсионеров, в силу большой нагрузки на экономику и бюджет нашей страны того времени. Имел место и такой демографический нюанс: в послевоенные годы наблюдался взрыв рождаемости. В то время как в 90-е годы в большинстве республик бывшего СССР, в том числе и в Казахстане, наблюдалось ее сокращение при увеличении числа пенсионеров. В дальнейшем, если бы ситуация в пенсионной системе оставалась бы прежней, нас ждали бы большие социальные потрясения. Все это и вызвало необходимость преобразования действовавшей системы пенсионного обеспечения.

— Почему была выбрана именно чилийская модель?

— В мире существует только две модели пенсионного обеспечения: распределительная, о которой я уже говорил выше, и накопительная. В разных странах функционируют, в силу экономических или исторических факторов, первая или вторая, либо смешанные модели пенсионных систем.

Для решения ряда возникших проблем в пенсионном обеспечении молодого суверенного Казахстана изучался зарубежный опыт накопительных пенсионных систем Чили, Сингапура, Швейцарии. На самом деле накопительный компонент присутствует в пенсионных системах многих стран мира, таких как Гонконг, Малайзия, Австралия, Дания, Перу, Мексика, Уругвай, Колумбия и др.

Казахстанскую пенсионную систему принято было называть чилийской, поскольку при ее внедрении имелись схожие характеристики: обязательность пенсионных взносов в фиксированном размере — 10% от дохода работника, наличие рынка частных пенсионных фондов, а также возможность выбора стратегии управления пенсионными активами. На сегодня присутствует и ряд существенных отличий. К примеру, в Чили нет государственной гарантии по сохранности накоплений, присущей казахстанской модели пенсионного обеспечения. Кроме того, государство выплачивает базовую пенсионную выплату для всех граждан нашей страны, достигших пенсионного возраста.


— Кадыржан Кабдошевич, в чем основная суть накопительного компонента?

— Главный принцип накопительного компонента заключается в ответственности граждан за дальнейшую судьбу будущей пенсии: «сколько заработал и накопил — столько и будешь получать». В накопительном компоненте определенная часть — инвестиционная составляющая: поступающие взносы инвестируются на финансовых рынках и приносят доход. При этом фондовый рынок получает долгосрочный капитал, который через различные финансовые инструменты обеспечивает развитие отраслей отечественной экономики.

Пенсионная реформа в Казахстане была задумана и реализована таким образом, чтобы отчисления, которые вносили и вносят в настоящее время работающие граждане, поступали на индивидуальный пенсионный счет каждого казахстанца. То есть, чтобы люди в дальнейшем получали пенсионные выплаты в соответствии со своим трудовым стажем и доходами. При этом, поскольку на момент проведения реформы в 1998 году граждане не имели индивидуальных пенсионных накоплений, обязательства по выплате пенсий за счет солидарного компонента были сохранены за государством. Речь идет о гражданах, которые имеют, как минимум, полугодовой трудовой стаж до 1 января 1998 года.

— Как население тогда восприняло пенсионную реформу? Не затруднялось ли оно с выбором 1 из 14 действовавших на протяжении нескольких лет накопительных пенсионных фондов?

— Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» вступил в силу 1 января 1998 года. Именно эта дата является днем рождения накопительной пенсионной системы независимого Казахстана. Первым участником на рынке пенсионных услуг стал Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ). Он был создан в сентябре 1997 года, а 19 января 1998 года в ГНПФ поступил первый обязательный пенсионный взнос. Вскоре появились и частные накопительные пенсионные фонды, однако первенство несколько лет все равно оставалось за Государственным накопительным пенсионным фондом. Так что изначально у населения как такового выбора не было, ГНПФ до 2003 года оставался фондом по умолчанию. Нельзя сказать, что сразу сложилось и понимание того, что теперь каждый будет копить себе на пенсию самостоятельно. Многие относились к обязательным взносам как к налогу. И, к сожалению, несмотря на большую разъяснительную работу, проводимую как на заре пенсионной реформы, так и сейчас, многие еще относятся подобным образом до сих пор.

— Насколько необходимо и целесообразно, на ваш взгляд, было слияние частных накопительных пенсионных фондов?

— С появлением частных накопительных пенсионных фондов у граждан появился выбор — кому доверять свои накопления. Конкуренция на пенсионном рынке Казахстана сначала давала вполне положительный эффект, но со временем у отдельных НПФ начали проявляться уязвимые места. Периодически проявлялась «нездоровая» конкуренция, когда фонды не вовлекали в накопительную пенсионную систему новых клиентов, а переманивали их друг у друга.

Зачастую в погоне за большой прибылью частные пенсионные фонды вкладывались в рисковые инструменты, но вместо этого они оказывались в убытке. Агрессивная инвестиционная политика НПФ и произошедший кризис в экономике страны привели к убыткам, которые несли в первую очередь вкладчики — обычные граждане, недополучая доход на накопления. Все это, к сожалению, не только дискредитировало отдельные фонды, но и подрывало доверие населения к накопительной пенсионной системе в целом. При этом, выражая свое личное мнение, хочу отметить, что, возможно, нужно было существенно повысить требования к частным пенсионным фондам, чтобы остались только самые сильные и прозрачные фонды, а те, в которых был неадекватный уровень корпоративного управления, закрылись, а их акционеры восполнили бы убытки по проблемным активам.

— Что дало создание Единого накопительного пенсионного фонда и передача активов в «одни руки»?

— В 2013 году на базе ГНПФ был создан Единый накопительный пенсионный фонд, которому были переданы пенсионные активы и обязательства частных накопительных пенсионных фондов. В итоге — прекратилась миграция вкладчиков из одного фонда в другой и стало логичным действие государственной гарантии сохранности пенсионных взносов с учетом уровня инфляции. Поскольку теперь государство в лице правительства, как единственного акционера ЕНПФ и Национального банка, как инвестиционного управляющего, отвечают за сохранность пенсионного капитала. Кроме того, создание ЕНПФ позволило сократить операционные и административные расходы. Уровень комиссионных вознаграждений был значительно снижен по сравнению с комиссиями, взимаемыми частными фондами. К тому же устранен риск совершения заведомо убыточных сделок с аффилированными лицами.

Сейчас после создания единой базы вкладчиков, оздоровления портфеля финансовых инструментов ЕНПФ снова рассматривается вопрос о выводе на пенсионный рынок нескольких игроков в виде компаний по управлению пенсионными активами (КУПА), но однозначного решения пока нет. При этом ЕНПФ останется единым оператором и администратором всех финансовых потоков. Таким образом, сохранится государственный контроль над пенсионными накоплениями.


— Одной из задач пенсионной реформы было заложить основы развития фондового рынка в Казахстане. Как вы думаете, получилось?

— Накопительные пенсионные фонды стали долгосрочными институциональными инвесторами, которые были основными покупателями ценных бумаг казахстанских эмитентов. Именно это в свое время дало толчок развитию и экономическому подъему начала 2000-х годов. Следует отметить и активное участие пенсионных фондов в программе «Народное IPO», что, безусловно, способствовало развитию фондового рынка Казахстана. Однако дальнейшие кризисные моменты как на мировом, так и на отечественном финансовых рынках отразились на состоянии компаний-эмитентов и сказались на доходности пенсионных фондов, чье инвестиционное управление было признано в конечном итоге неэффективным.

С уходом с рынка частных НПФ, которые являлись листинговыми компаниями, естественно, уменьшилось количество членов биржи. Сегодня все финансовые потоки сконцентрированы в одном мощном инвесторе в лице ЕНПФ. В связи с этим существенно изменился порядок принятия решений по инвестированию пенсионных активов. В частности, с 2016 года органом, определяющим стратегические направления инвестирования пенсионных активов, является Совет по управлению Национальным фондом РК. Инвестиционная декларация утверждается правлением Национального банка, а перечень разрешенных финансовых инструментов — Правительством Казахстана.

— Кадыржан Кабдошевич, как вы можете оценить состояние пенсионной системы Казахстана сегодня, спустя 20 лет после проведения реформы? Удалось ли достичь поставленных целей?

— Давать оценку состоятельности системы пока рано, так как должно пройти больше времени, чем 20 лет. Как минимум — еще столько же. Любая система должна пройти хотя бы один полный цикл, чтобы можно было оценить ее эффективность и точно ответить на вопрос о достижении целей, которые были заложены 20 лет назад. Если говорить о промежуточных результатах на сегодняшний день, то следует отметить, что многоуровневая пенсионная система успешно функционирует и уже подтвердила верность сделанного выбора.

Помимо создания справедливой пенсионной системы реформа должна была решить ряд экономических задач, в том числе уменьшить нагрузку на государственный бюджет. С этой целью накопительная пенсионная система справилась. Поэтому сегодня нет необходимости радикально отходить от действующей пенсионной модели, принципы которой, по сути, справедливы. Тем более что к казахстанцам постепенно приходит осознание того, что будущая пенсия во многом зависит от них. Кроме того, сейчас наблюдается положительная доходность от инвестирования пенсионных активов, что позитивно сказывается на увеличении накоплений.

Читайте также: