Постановление минтруда рф по пенсионному обеспечению

Автор : Виктор БЕЛЯКИН, начальник отдела льготного пенсионного обеспечения департамента по вопросам пенсионного обеспечения

Отдельные нормы Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вызвали у значительного числа граждан вполне справедливое недоумение. Например, было не совсем ясно, что делать людям, имеющим по старому пенсионному законодательству полностью выработанный специальный и общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных основаниях. Могут ли они выйти на пенсию по достижении установленного возраста? Ведь по условиям нового закона принцип подсчета специального трудового стажа совершенно иной.

Именем Конституции

5 ноября 2002 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Спесивцева о нарушении его конституционных прав при назначении трудовой пенсии.

Спесивцев Ю.И. семь лет и четыре месяца проработал с особо вредными условиями труда (в производстве высокотоксичных и радиоактивных веществ). В соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами он имел право уйти на пенсию на льготных основаниях - по достижении 50 лет. При этом постановлением Совета Министров СССР от 17.04.59 № 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, пенсии по старости на льготных основаниях назначаются при наличии шестилетнего (у мужчин) стажа работы в этих производствах. Однако, когда Спесивцев пришел в отдел кадров с заявлением о назначении пенсии по старости, ему отказали, ссылаясь на недостаток специального стажа. Администрация заявила, что с 1 января 1992 года (именно тогда вступили в действие новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (Списки № 1 и 2) в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для таких работников установлен более длительный специальный стаж - не менее 10 лет.

Конституционный суд РФ по этой жалобе установил следующее. Положение пункта "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которое устанавливает требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, в данном случае не подлежит применению. Гражданин Спесивцев и другие работники, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее шести лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеют право на льготную пенсию.

По разным правилам подсчета

Министерство труда и социального развития РФ выступило с разъяснением позиции Конституционного суда РФ относительно применения отдельных норм пенсионного законодательства. Постановление Минтруда России, изданное по этому поводу, называется так: "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70). Этот документ разъясняет порядок применения ранее действовавшего законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии по старости тем работникам, которые выработали специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по нормам и условиям.

Минтруд России разъяснил следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ведь имея специальный и общий стаж, работник может оставить или поменять работу и просто ждать достижения возраста, при котором назначается пенсия на льготных условиях. После возникновения права на пенсию он может обратиться за ней в любое время независимо от характера выполняемой работы на момент обращения. При этом будут применяться именно те правила исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.

Если же на день отмены соответствующей нормы гражданин не выработал необходимого стажа, его исчисление производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Поясним на примере. Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.72) наряду с периодами работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж и иных периодов деятельности работника. Это же относилось и к правилам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам № 1 и 2 от 1956 года, а также при назначении пенсии на этих основаниях женщинам-текстильщицам.

Так, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивалась по выбору пенсионера к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею.

Как дела обстоят сейчас? Представим, что гражданин А. имеет 35 лет страхового стажа, в том числе за период до 1 января 1992 года - 20 лет общего трудового стажа, из которых шесть лет приходится на работы в профессии, предусмотренной Списком № 1. Непосредственно перед работой по Списку № 1 он отслужил четыре года в Вооруженных силах СССР. Эта служба также будет включаться в трудовой стаж, хотя вышеуказанное постановление Совмина сейчас уже не действует. В данном случае с учетом службы у гражданина А. имеется 10 лет льготного стажа, что при наличии 20 лет общего трудового стажа достаточно для назначения льготной пенсии по Списку № 1. Руководствуясь постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, имеют право досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком № 1 (так как необходимый стаж полностью выработан до момента принятия нового закона о трудовых пенсиях).

Общий стаж - не проблема

Теперь допустим такой вариант. Работник по нормам ранее действовавшего законодательства выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии на льготных условиях (в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу), хотя и не имел к этому моменту необходимого общего стажа. В настоящее время он может приобрести недостающий общий стаж и при достижении необходимого возраста претендовать на заслуженную пенсию.

Из разъяснения Минтруда России следует, что в случае, когда гражданин не имеет общего трудового стажа в достаточном количестве и продолжает работать в период действия нового законодательства, исчисление его страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией.

Представляется, что официальные разъяснения, данные Министерством труда и социального развития РФ, окончательно снимут все неясности и разночтения в применении отдельных норм пенсионного законодательства.

Отдельные нормы Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вызвали у значительного числа граждан вполне справедливое недоумение. Например, было не совсем ясно, что делать людям, имеющим по старому пенсионному законодательству полностью выработанный специальный и общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных основаниях. Могут ли они выйти на пенсию по достижении установленного возраста? Ведь по условиям нового закона принцип подсчета специального трудового стажа совершенно иной.

Виктор БЕЛЯКИН,
начальник отдела льготного пенсионного обеспечения
департамента по вопросам пенсионного обеспечения

Именем Конституции

5 ноября 2002 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Спесивцева о нарушении его конституционных прав при назначении трудовой пенсии.

Спесивцев Ю.И. семь лет и четыре месяца проработал с особо вредными условиями труда (в производстве высокотоксичных и радиоактивных веществ). В соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами он имел право уйти на пенсию на льготных основаниях - по достижении 50 лет. При этом постановлением Совета Министров СССР от 17.04.59 № 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, пенсии по старости на льготных основаниях назначаются при наличии шестилетнего (у мужчин) стажа работы в этих производствах. Однако, когда Спесивцев пришел в отдел кадров с заявлением о назначении пенсии по старости, ему отказали, ссылаясь на недостаток специального стажа. Администрация заявила, что с 1 января 1992 года (именно тогда вступили в действие новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (Списки № 1 и 2) в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для таких работников установлен более длительный специальный стаж - не менее 10 лет.

Конституционный суд РФ по этой жалобе установил следующее. Положение пункта "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которое устанавливает требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, в данном случае не подлежит применению. Гражданин Спесивцев и другие работники, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее шести лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеют право на льготную пенсию.

По разным правилам подсчета

Министерство труда и социального развития РФ выступило с разъяснением позиции Конституционного суда РФ относительно применения отдельных норм пенсионного законодательства. Постановление Минтруда России, изданное по этому поводу, называется так: "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70). Этот документ разъясняет порядок применения ранее действовавшего законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии по старости тем работникам, которые выработали специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по нормам и условиям.

Минтруд России разъяснил следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ведь имея специальный и общий стаж, работник может оставить или поменять работу и просто ждать достижения возраста, при котором назначается пенсия на льготных условиях. После возникновения права на пенсию он может обратиться за ней в любое время независимо от характера выполняемой работы на момент обращения. При этом будут применяться именно те правила исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.

Если же на день отмены соответствующей нормы гражданин не выработал необходимого стажа, его исчисление производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Поясним на примере. Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.72) наряду с периодами работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж и иных периодов деятельности работника. Это же относилось и к правилам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам № 1 и 2 от 1956 года, а также при назначении пенсии на этих основаниях женщинам-текстильщицам.

Так, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивалась по выбору пенсионера к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею.

Как дела обстоят сейчас? Представим, что гражданин А. имеет 35 лет страхового стажа, в том числе за период до 1 января 1992 года - 20 лет общего трудового стажа, из которых шесть лет приходится на работы в профессии, предусмотренной Списком № 1. Непосредственно перед работой по Списку № 1 он отслужил четыре года в Вооруженных силах СССР. Эта служба также будет включаться в трудовой стаж, хотя вышеуказанное постановление Совмина сейчас уже не действует. В данном случае с учетом службы у гражданина А. имеется 10 лет льготного стажа, что при наличии 20 лет общего трудового стажа достаточно для назначения льготной пенсии по Списку № 1. Руководствуясь постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, имеют право досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком № 1 (так как необходимый стаж полностью выработан до момента принятия нового закона о трудовых пенсиях).

Общий стаж - не проблема

Теперь допустим такой вариант. Работник по нормам ранее действовавшего законодательства выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии на льготных условиях (в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу), хотя и не имел к этому моменту необходимого общего стажа. В настоящее время он может приобрести недостающий общий стаж и при достижении необходимого возраста претендовать на заслуженную пенсию.

Из разъяснения Минтруда России следует, что в случае, когда гражданин не имеет общего трудового стажа в достаточном количестве и продолжает работать в период действия нового законодательства, исчисление его страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией.

Представляется, что официальные разъяснения, данные Министерством труда и социального развития РФ, окончательно снимут все неясности и разночтения в применении отдельных норм пенсионного законодательства.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий после 01.01.2015

  • № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - Федеральный закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 г. - устанавливает порядок, условия назначения, структуру и методику расчета страховых пенсий и их выплат после 01.01.2015 г.
  • № 385-ФЗ Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам .
  • № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (О повышении пенсионного возраста)
  • № 424-ФЗ "О накопительной пенсии " - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. "О накопительной пенсии" - устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
  • № 422-ФЗ О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - Федеральный закон об обеспечении прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
  • № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации - устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
  • Постановление Правительства № 1015 от 02.10.2014 - Об утверждении правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления страховых пенсий.
  • Постановление Правительства№ 665от 16.07. 2014- О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение страховых пенсий по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
  • Постановление Правления Пенсионного фонда Росии № 374п от 17.09.2014 - О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884нг. Москва "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  • Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н г. Москва "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
  • Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Постановление Правительства N 249г от 18 марта 2015 г.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий до 01.01.2015

  • № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет страховых пенсий и порядок их выплат до 01.01.2015 г.
  • Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"- устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет пенсий, а также порядок их выплат до 01.01.2002 г.
  • Закон о государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 г. - закон, устанавливавший порядок и размер пенсий в СССР.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2003 г. N 70

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ "О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

Утвердить по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации прилагаемое разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 17 октября 2003 г. N 4

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 27, 28, 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В связи с поступающими запросами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о порядке установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ч. I, ст. 4920; 2003, N 1, ст. 13) с учетом определений Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. N 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 5, ст. 500) и от 6 марта 2003 г. N 107-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2059) Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:

Далее именуется - Закон от 17 декабря 2001 г.

1. При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

2. При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Закона от 17 декабря 2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 г., размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Отдельные нормы Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вызвали у значительного числа граждан вполне справедливое недоумение. Например, было не совсем ясно, что делать людям, имеющим по старому пенсионному законодательству полностью выработанный специальный и общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных основаниях. Могут ли они выйти на пенсию по достижении установленного возраста? Ведь по условиям нового закона принцип подсчета специального трудового стажа совершенно иной.

Виктор БЕЛЯКИН,
начальник отдела льготного пенсионного обеспечения
департамента по вопросам пенсионного обеспечения

Именем Конституции

5 ноября 2002 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Спесивцева о нарушении его конституционных прав при назначении трудовой пенсии.

Спесивцев Ю.И. семь лет и четыре месяца проработал с особо вредными условиями труда (в производстве высокотоксичных и радиоактивных веществ). В соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами он имел право уйти на пенсию на льготных основаниях - по достижении 50 лет. При этом постановлением Совета Министров СССР от 17.04.59 № 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, пенсии по старости на льготных основаниях назначаются при наличии шестилетнего (у мужчин) стажа работы в этих производствах. Однако, когда Спесивцев пришел в отдел кадров с заявлением о назначении пенсии по старости, ему отказали, ссылаясь на недостаток специального стажа. Администрация заявила, что с 1 января 1992 года (именно тогда вступили в действие новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (Списки № 1 и 2) в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для таких работников установлен более длительный специальный стаж - не менее 10 лет.

Конституционный суд РФ по этой жалобе установил следующее. Положение пункта "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которое устанавливает требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, в данном случае не подлежит применению. Гражданин Спесивцев и другие работники, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее шести лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеют право на льготную пенсию.

По разным правилам подсчета

Министерство труда и социального развития РФ выступило с разъяснением позиции Конституционного суда РФ относительно применения отдельных норм пенсионного законодательства. Постановление Минтруда России, изданное по этому поводу, называется так: "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70). Этот документ разъясняет порядок применения ранее действовавшего законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии по старости тем работникам, которые выработали специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по нормам и условиям.

Минтруд России разъяснил следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ведь имея специальный и общий стаж, работник может оставить или поменять работу и просто ждать достижения возраста, при котором назначается пенсия на льготных условиях. После возникновения права на пенсию он может обратиться за ней в любое время независимо от характера выполняемой работы на момент обращения. При этом будут применяться именно те правила исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.

Если же на день отмены соответствующей нормы гражданин не выработал необходимого стажа, его исчисление производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Поясним на примере. Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.72) наряду с периодами работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж и иных периодов деятельности работника. Это же относилось и к правилам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам № 1 и 2 от 1956 года, а также при назначении пенсии на этих основаниях женщинам-текстильщицам.

Так, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивалась по выбору пенсионера к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею.

Как дела обстоят сейчас? Представим, что гражданин А. имеет 35 лет страхового стажа, в том числе за период до 1 января 1992 года - 20 лет общего трудового стажа, из которых шесть лет приходится на работы в профессии, предусмотренной Списком № 1. Непосредственно перед работой по Списку № 1 он отслужил четыре года в Вооруженных силах СССР. Эта служба также будет включаться в трудовой стаж, хотя вышеуказанное постановление Совмина сейчас уже не действует. В данном случае с учетом службы у гражданина А. имеется 10 лет льготного стажа, что при наличии 20 лет общего трудового стажа достаточно для назначения льготной пенсии по Списку № 1. Руководствуясь постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, имеют право досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком № 1 (так как необходимый стаж полностью выработан до момента принятия нового закона о трудовых пенсиях).

Общий стаж - не проблема

Теперь допустим такой вариант. Работник по нормам ранее действовавшего законодательства выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии на льготных условиях (в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу), хотя и не имел к этому моменту необходимого общего стажа. В настоящее время он может приобрести недостающий общий стаж и при достижении необходимого возраста претендовать на заслуженную пенсию.

Из разъяснения Минтруда России следует, что в случае, когда гражданин не имеет общего трудового стажа в достаточном количестве и продолжает работать в период действия нового законодательства, исчисление его страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией.

Представляется, что официальные разъяснения, данные Министерством труда и социального развития РФ, окончательно снимут все неясности и разночтения в применении отдельных норм пенсионного законодательства.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 г. устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года женщинам.

Названный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительству РФ предоставлено право при необходимости утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости. Порядок исчисления специального стажа работникам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, определяется на основании постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Указанным постановлением Кабинета Министров СССР утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Действие указанных Списков постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 было распространено на территорию РСФСР.

Порядок применения Списков № 1 и № 2 изложен в разъяснении Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда» в пункте 5, согласно которому право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

Постановлением Кабинета Министров СССР № 591 от 09.08.1991 г. «О внесении дополнений и изменений в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» внесены изменения и дополнения в Списки № 1 и № 2.

Согласно постановлению Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 (в редакции постановления Минтруда РФ № 36 от 01.10.1999 г.) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснениями Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно постановлению Правительства РФ № 537 от 18 июля 2002 года время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списками № 1 и 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками, утвержденными постановлением Кабинета Министров РСФСР № 10 от 26.01.1991 г.

На практике при применении норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при обращении за назначением досрочной пенсии возникают ситуации, когда региональные управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по различным основаниям отказывают гражданам в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В ниже приведенных материалах содержатся примеры удовлетворения судами исков: о признании права на досрочную пенсию, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Департамент общественных связей Аппарата ФНПР

Читайте также: