Постановление правительства о пенсиях 249 от 18 03 о пенсиях

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 249
"Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля 2016 г., 13 октября 2017 г.

В соответствии с частью 11 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 249)

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля 2016 г., 13 октября 2017 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - Крайний Север), повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее соответственно - повышение фиксированной выплаты, дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты, Федеральный закон).

2. Лицам, проживающим на Крайнем Севере, повышение фиксированной выплаты устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 и частью 8 статьи 17 Федерального закона, на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания (далее - районный коэффициент), на весь период проживания указанных лиц на Крайнем Севере.

3. Лицам, проживающим на Крайнем Севере, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 17 Федерального закона, подлежат дополнительному увеличению на соответствующий районный коэффициент на весь период их проживания на Крайнем Севере.

4. При определении размера районного коэффициента для установления повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты применяется постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями".

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367 в пункт 5 внесены изменения

5. Установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере гражданина Российской Федерации либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой).

Место фактического проживания гражданина Российской Федерации на Крайнем Севере, за исключением случая, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, при установлении и выплате повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания на Крайнем Севере. Подача заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца подачи заявления об установлении (выплате) страховой пенсии или предыдущего подтверждения места фактического проживания на Крайнем Севере.

Ежегодное подтверждение места фактического проживания на Крайнем Севере не требуется в случае выбора пенсионером доставки страховой пенсии организацией почтовой связи или иной организацией, занимающейся доставкой страховой пенсии.

6. При назначении страховой пенсии, переводе с одного вида страховой пенсии на другой вид страховой пенсии либо с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты производится одновременно с назначением страховой пенсии либо осуществлением указанных переводов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367 в пункт 7 внесены изменения

7. При переезде гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен иной районный коэффициент, повышение фиксированной выплаты и дополнительное увеличение повышения фиксированной выплаты устанавливаются с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367 пункт 8 изложен в новой редакции

8. В случае переезда гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более высокий районный коэффициент, а также в случае устранения обстоятельств, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 10 настоящих Правил, перерасчет повышения фиксированной выплаты в сторону увеличения или установление повышения фиксированной выплаты производятся на основании поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере соответствующего заявления в срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367 в пункт 9 внесены изменения

9. В случае переезда гражданина Российской Федерации на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) либо иностранного гражданина или лица без гражданства на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо выезда за пределы Крайнего Севера перерасчет повышения фиксированной выплаты в сторону уменьшения с учетом наступивших указанных обстоятельств производится в срок, предусмотренный пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N АКПИ15-859, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N АПЛ15-564, пункт 10 настоящих Правил признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии

10. Обстоятельствами, влекущими перерасчет, предусмотренный пунктом 9 настоящих Правил, являются:

а) снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере либо снятие иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства на Крайнем Севере;

б) истечение срока регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания на Крайнем Севере;

в) постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства (пребывания) либо регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367 в подпункт "г" внесены изменения

г) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела при переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367 в подпункт "д" внесены изменения

д) подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации гражданином Российской Федерации заявления о переезде на новое место жительства (пребывания, фактического проживания) на Крайнем Севере либо иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о переезде на новое место жительства на Крайнем Севере, где установлен более низкий районный коэффициент, либо за пределами Крайнего Севера;

е) несоблюдение пенсионером установленного частью 19 статьи 21 Федерального закона требования о ежегодном подтверждении факта его регистрации по месту получения страховой пенсии на Крайнем Севере;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367 пункт 10 дополнен подпунктом "ж"

ж) несоблюдение пенсионером требования ежегодного подтверждения места фактического проживания на Крайнем Севере, предусмотренного абзацем четвертым пункта 5 настоящих Правил.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 25 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 13 октября 2017 г. N 1245

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N АКПИ15-859, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N АПЛ15-564, пункт 11 настоящих Правил признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии

11. Обстоятельства, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 10 настоящих Правил, подтверждаются сведениями, предоставляемыми Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам) Министерством внутренних дел Российской Федерации (его территориальными органами) в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо документами, представленными лицом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по собственной инициативе.

12. Выплата, включая доставку, повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты, в том числе по доверенности, осуществляется одновременно со страховой пенсией в порядке и сроки, которые определены для страховой пенсии Федеральным законом.

Утверждены Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер выплаты увеличивается на районный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от района (местности) проживания. Это увеличение распространяется на весь период проживания в указанных местах.

Также подлежат дополнительному увеличению на соответствующий районный коэффициент повышения фиксированной выплаты, предусмотренные Законом о страховых пенсиях для лиц, достигших возраста 80 лет либо являющихся инвалидами I группы и (или) имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Установлено, что размер районного коэффициента определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ о районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по пенсионному гособеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями.

Повышение фиксированной выплаты устанавливается территориальным органом ПФР по заявлению пенсионера.

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 249 "Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 марта 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 13 ст. 1935, в "Российской газете" от 8 апреля 2015 г. N 73

Решением Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N АКПИ15-859, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N АПЛ15-564, пункты 5, 7, 10 и 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2017 г. N 1245

Изменения вступают в силу с 25 октября 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2016 г. N 367

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

С 1 января 2019 года в рамках Пенсионной реформы 2019 года:

законодательно закрепленной Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 03.10.2018 № 350-ФЗ,

было скорректировано понятие «граждане предпенсионного возраста»,

введено новое понятие «предпенсионеры» и

определена новая льготная категория граждан – «граждане предпенсионного возраста (предпенсионеры)».

К предпенсионерам (гражданам предпенсионного возраста) новое пенсионное законодательство отнесло:

  • граждан в возрасте «не более чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста», установленного Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ, с учетом переходного периода.

Для граждан предпенсионного возраста (предпенсионеров) был установлен ряд новых льгот и мер социальной поддержки, в том числе:

установлены дополнительные гарантии трудовой занятости для предпенсионеров. В отношении работодателей предусмотрена административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме предпенсионеров на работу по причине возраста;

установлен повышенный размер пособия по безработице для предпенсионеров;

разрешен предпенсионерам досрочный выход на страховую пенсию по старости;

установлены льготы для предпенсионеров по проезду в общественном транспорте и по оплате жилищно-коммунальных услуг;

введено освобождение предпенсионеров от имущественного и земельного налогов и ряд других налоговых льгот;

введены льготы, связанные с возможностью ежегодного прохождения диспансеризации предпенсионерам. При этом за работодателем закреплена обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Льготы предпенсионерам, условия их получения в рамках Пенсионной реформы 2019 года Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ введены в разные федеральные законы и имеют определенные особенности:

налоговые льготы для предпенсионеров - установлены Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;

льготы, связанные с возможностью ежегодного прохождения диспансеризации для предпенсионеров – установлены статьей 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации» Трудового кодекса РФ;

дополнительные гарантии трудовой занятости для предпенсионеров – установлены статьей 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» Закона РФ 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

Меры социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста (предпенсионеров) в рамках Пенсионной реформы 2019 года установлены не только федеральным, но и региональным законодательством:

к примеру, в городе Москве - Закон № 19 от 26 сентября 2018 года «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения»;

в Московской области - Закон Московской области № 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки» и Закон Московской области № 154/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве» ;

в Санкт-Петербурге - Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2018 № 501-100 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в части обеспечения дополнительных гарантий социальной защиты граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно)».

Льготные условия получения пособия по безработице для предпенсионеров

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в рамках реализации Пенсионной реформы 2019 года в Закон РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" была введена новая статья 34.2 «Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста».

В соответствии с этой статьей Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации":

период выплаты пособия по безработице предпенсионерам, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, за исключением:

граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,

граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ,

а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия,

не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев;

период выплаты пособия по безработице указанным предпенсионерам:

имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо

имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

увеличивается сверх установленных 12 месяцев на 2 недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности;

период выплаты пособия по безработице указанным предпенсионерам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев;

указанным предпенсионерам, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

в первые 3 месяца в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы,

в следующие 4 месяца - в размере 60% такого заработка,

в дальнейшем - в размере 45% такого заработка.

При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, ежегодно определяемых Правительством РФ, увеличенных на размер районного коэффициента;

указанным предпенсионерам, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется:

в размере минимальной величины пособия по безработице;

стипендия, выплачиваемая предпенсионерам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, начисляется:

в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице:

Год, на который установлена величина пособия по безработице Величина пособия по безработице Основание установления минимальной и максимальной величин пособия по безработице
минимальная максимальная
на 2019 год 1 500 рублей - для всех категорий граждан 1 1280 рублей - для предпенсионеров;
8 000 рублей - для иных категорий граждан
Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375
на 2018 год 850 рублей 4 900 рублей Постановление Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423

Досрочный выход на пенсию предпенсионеров

В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ в п. 2 статьи 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" были внесены соответствующие корректировки в части досрочного выхода на пенсию предпенсионеров:

по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства

не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и

имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо

имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,

с их согласия может назначаться страховая пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно,

но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

Такой досрочный выход на пенсию предпенсионеров устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":

наличие соответствующего страхового стажа - не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин, соответственно;

наличие соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) - в 2019 году не ниже 16,2 с последующим ежегодным увеличением до достижения величины 30.

По достижении возраста предпенсионера, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно:

  • предпенсионер вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.

К данной досрочной пенсии предпенсионеру может быть установлена пенсия за выслугу лет:

  • в соответствии со статьей 7 «Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим» Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным предпенсионерам, определяются:

  • Приказом Минтруда России от 29.06.2012 № 10н (ред. от 20.06.2016) "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".

При поступлении на работу выплата страховой пенсии, установленной безработным предпенсионерам, прекращается. После прекращения указанной работы выплата этой пенсии восстанавливается.

Статья 32 «Условия досрочного выхода на пенсию» Закона РФ № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Налоговые льготы предпенсионерам

В рамках реализации Пенсионной реформы 2019 года Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ были внесены изменения:

в статью 391 «Порядок определения налоговой базы» и

статью 407 «Налоговые льготы» части второй Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон № 378-ФЗ разработан для обеспечения дополнительных социальных гарантий предпенсионерам в связи с начавшимся с 1 января 2019 года поэтапным повышением пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на страховую пенсию.

Данный Закон предусматривает сохранение предоставляемых до 1 января 2019 года пенсионерам федеральных льгот при налогообложении недвижимости, которые с 01.01.2019 попадают в категорию предпенсионеров, т.е. соответствующих условиям назначения страховой пенсии, установленным в соответствии с законодательством РФ, действующим на 31.12.2018 года.

Согласно Федеральному закону № 378-ФЗ предпенсионеры с 2019 года будут иметь право:

на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток - статья 391 «Порядок определения налоговой базы» Налогового кодекса РФ и

по налогу на имущество для предпенсионеров в виде освобождения от уплаты по одному объекту определенного вида - статья 407 «Налоговые льготы» части второй Налогового кодекса РФ.

Для использования права на эти налоговые льготы предпенсионерам целесообразно обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы, указав в нем документы-основания, выданные Пенсионные фондом РФ. Прорабатывается вопрос, что сам Пенсионный фонд РФ будет регулярно автоматически отправлять в налоговые органы сведения о гражданах предпенсионного возраста. В этом случае перевод предпенсионеров на льготный режим налогообложения будет происходить без непосредственного участия предпенсионера.

Кроме льгот по имущественным налогам в ряде субъектов федерации для предпенсионеров предусматриваются региональные льготы, в том числе по транспортному налогу. В силу того, что транспортный налог является региональным, то и льготы по нему предоставляются на местном уровне. Если предпенсионер владеет автотранспортным средством, ему следует обратиться в местный налоговый орган и узнать, действуют ли такие налоговые льготы для предпенсионеров в его регионе.

Занятость предпенсионеров

Главная льгота для предпенсионеров:

  • это запрет на их увольнение на основании возрастного ценза.

Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" дополнил УК РФ статьей 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста»:

необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам -

наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Данная законодательная норма вступила в силу с 14.10.2018 года.

Теперь увольнение предпенсионера по инициативе работодателя без достаточных на то оснований, равно как и необоснованный отказ в приеме на работу предпенсионеров грозит руководителю:

штрафом до 200 тыс. рублей или

в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев либо

обязательными работам на срок до 360 часов.

Учитывая поэтапное повышение пенсионного возраста, а также право отдельных категорий работников на досрочное назначение пенсии, работодателю может оказаться непросто определить, кто из его работников относится к категории предпенсионеров. Помочь ему в этом может Пенсионный фонд РФ, куда работодатель может направить соответствующий запрос.

Конечно, введение уголовной ответственности еще не означает, что увольнение работника предпенсионного возраста полностью исключается:

работодатель может уволить предпенсионеров наравне с другими работниками в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата), в случае грубого нарушения работником трудовых обязанностей (например, прогул или появление на работе в нетрезвом виде);

иными словами, обоснованное увольнение предпенсионера по инициативе работодателя не запрещается;

но предполагается, что работодатель будет особенно ответственно подходить к принятию решения об увольнении предпенсионера, зная какие последствия это может иметь для него.

К равнозначному преступлению относится и отказ в приеме на работу предпенсионера.

Если все-таки предпенсионер оказался безработным, то он вправе претендовать на пособие по безработице. Данные пособия предпенсионерам, как уже отмечалось выше, имеют повышенный характер в сравнении с идентичными пособиями по безработице для других граждан.

Также, следует отметить, что в 2019 году начала свое действие государственная программа по обучению (переобучению) предпенсионеров за государственный счет.

Постановлением Правительства РФ предусмотрены правила установления и выплаты фиксированной выплаты с страховой пенсии лицам проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях При этом повышение фиксированной выплаты устанавливается территориальным органом Пенсионного фонда по заявлению пенсионера.Однако Пенсионный фонд в нашем городе Комсомольске-на -Амуре не принимает заявления ссылаясь на то,что все учтено при назначении пенсий и никакого дополнительного рассмотрения вопроса о районных коэффициентах не будет В назначенных жителям нашего города пенсиях учтен коэффициент !,2 согласно постановлению правительства от 17 апреля 2006г Мы считаем что Пенсионный фонд согласно постановлению №249 от 18.03.2015г должен произвести перерасчет страховой пенсии с учетом районного коэффициента 1,4 .Учитывая изложенное, просим рассудить кто прав-пенсионный фонд города или мы-пенсионеры СПАСИБО.

Ответы юристов ( 3 )


Здравствуйте, Светлана Петровна!

Лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом устанавливаемого Правительством РФ районного коэффициента, а также (отдельные категории пенсионеров) на дополнительное увеличение такой выплаты.
Установление повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты осуществляется территориальным органом ПФР по месту жительства (пребывания) на Крайнем Севере гражданина РФ либо по месту жительства на Крайнем Севере иностранного гражданина или лица без гражданства, обратившихся с заявлением об установлении страховой пенсии (назначении страховой пенсии, перерасчете ее размера, переводе с одного вида пенсии на другой).
Предусматривается, что размер районного коэффициента с целью указанных повышений определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».
Определяются порядок и сроки проведения перерасчета этих повышений, в том числе при переезде пенсионера на новое место жительства.

Насколько я понимаю, новое постановление устанавливает порядок, а сами коэффициенты установлены в Постановлении 2006 года.

Фиксированная выплата к страховой пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания,
на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (ч. 9, 10 ст. 17 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Причём перерасчет страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии происходит
в заявительном порядке (т.е. то, что Вы и пытались сделать).

Новым Постановлением утверждён порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно п. 4 нового Постановления при определении размера районного коэффициента для установления повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты применяется постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 216.

В Постановлении № 216 содержится отсылочная норма о том, что до установления районных коэффициентов применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Постановлением Совмина РСФСР от 20.03.1991 № 162 установлено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендии, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей. Сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, были направлены для использования в практической работе Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995.

Теперь всё зависит от Вашего района проживая, ибо там коэффициенты разные:

1. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 2,0:
Острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон);
Республика Саха (Якутия) — местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар», Нижнеколымский район, поселок Усть-Куйга Усть-Янского района;
Сахалинская область — Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский районы ;
— Курильские острова.

Камчатская область — Алеутский район ;
— Командорские острова.

Чукотский автономный округ — вся территория автономного округа.
2. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,80:
Красноярский край — г. Норильск и подчиненные его администрации населенные пункты;
Мурманская область — г. Мурманск-140.
3. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,70:
Республика Саха (Якутия) — Ленский район (севернее 61 град. северной широты), г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты; Магаданская область — вся территория области; Мурманская область — пгт. Туманный.
4. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,60:
Республика Коми — г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты;
Республика Саха (Якутия) — Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Жиганский, Кобяйский, Нюрбинский , Мирнинский, Момский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Сунтарский, Томпонский, Усть-Янский (за исключением поселка Усть-Куйга) и Эвено-Бытантайский районы;
— Ранее Ленинский.

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ — вся территория автономного округа;
Эвенкийский автономный округ — северные части Эвенкийского автономного округа (севернее реки Нижняя Тунгуска);
Красноярский край — Туруханский (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) район, местности, расположенные севернее Полярного круга (за исключением г. Норильска и подчиненных его администрации населенных пунктов), г. Игарка и подчиненные его администрации населенные пункты;
Хабаровский край — Охотский район;
Камчатская область — вся территория области (за исключением Алеутского района);
Корякский автономный округ — вся территория автономного округа;
Сахалинская область — Ногликский, Охинский районы, г. Оха.
5. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50:
Республика Коми — г. Инта и подчиненные его администрации населенные пункты;
Республика Саха (Якутия) — пгт. Кангалассы;
Республика Тыва — Монгун — Тайгинский, Тоджинский, Кызылский (территория Шынаанской сельской администрации) районы;
Ненецкий автономный округ — вся территория автономного округа;
Тюменская область — Уватский район;
Ханты-Мансийский автономный округ — северная часть автономного округа (севернее 60 град. северной широты);
Ямало-Ненецкий автономный округ — вся территория автономного округа;
Томская область — Александровский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский и Чаинский районы, города Кедровый, Колпашево, Стрежевой.
6. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40:
Республика Алтай — Кош-Агачский, Улаганский районы;
Республика Карелия — Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, города Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты, Костомукша;
Республика Саха (Якутия) — вся территория республики, за исключением городов и районов, указанных в п. п. 1, 3, 4, 5;
Республика Тыва — вся территория республики, за исключением районов, указанных в п. 5;
Приморский край — Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый);
Хабаровский край — Аяно-Майский, Ванинский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), им. П. Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный (Амгуньская и Дукинская сельские администрации), Тугуро-Чумиканский, Ульчский районы, города Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты;
Архангельская область — Лешуконский, Мезенский, Пинежский и Соловецкий районы, г. Северодвинск и подчиненные его администрации населенные пункты;
— Соловецкие острова.

Мурманская область — вся территория области, за исключением районов, указанных в п. п. 2, 3;
Сахалинская область — вся территория области, за исключением районов, указанных в п. п. 1, 4.
7. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,30:
Республика Бурятия — Баунтовский, Муйский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты;
Республика Карелия — Медвежьегорский, Муезерский, Пудожский и Сегежский районы, г. Сегежа и подчиненные его администрации населенные пункты;
Республика Коми — Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты;
Эвенкийский автономный округ — южные части Эвенкийского автономного округа (южнее реки Нижняя Тунгуска);
Красноярский край — Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Туруханский (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) районы, города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты;
Амурская область — Зейский, Селемджинский, Тындинский (за исключением Муртыгитского сельсовета) районы, города Зея и Тында и подчиненные их администрациям населенные пункты;
Иркутская область — Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Катангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы, г. Братск и населенные пункты, подчиненные его администрации, города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут;
Читинская область — Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы;
Ханты-Мансийский автономный округ — южная часть автономного округа (южнее 60 град. северной широты);
Томская область — Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Тегульдетский районы.
8. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,20:
Республика Бурятия — Баргузинский, Курумканский, Окинский районы;
Республика Коми — вся территория Республики Коми, за исключением районов, указанных в п. п. 4, 5, 7;
Приморский край — Кавалеровский (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый), Красноармейский (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации), Ольгинский, Тернейский районы, г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее ;
— Ранее Дальнегорский район

Хабаровский край — Амурский (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации), Верхнебуреинский (южнее 51 град. северной широты), Комсомольский, Солнечный (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) районы, города Амурск, Комсомольск-на-Амуре;
Архангельская область — вся территория области, за исключением районов, указанных в п. 6;
Коми-Пермяцкий автономный округ — Гайнский, Косинский, Кочевский районы.
9. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,15:
Республика Карелия — вся территория республики, за исключением районов, указанных в п. п. 6, 7.

Читайте также: