Постановлением минтруда россии 17 и пфр 19пб от 27 02

Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб
"Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля 2010 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минтруда России и ПФР от 11 декабря 2014 г. NN 1027н, 494п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.

См. Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н

Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановляют:

Утвердить прилагаемые Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации

Председатель Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2002 г.

Регистрационный N 3491

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Действие Правил распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию и имеющих место жительства на территории РФ. Под действие Правил подпадают также граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории РФ, при наличии у них права на пенсию по российскому законодательству.

В соответствии с установленным порядком обращения за пенсией граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания. Граждане РФ, выехавшие на постоянное жительство за пределы РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд РФ.

Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно, либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Устанавливается порядок действий территориального органа Пенсионного фонда РФ по рассмотрению заявления об установлении пенсии и порядок ее назначения, а также порядок перевода с одной пенсии на другую.

При наличии законодательно установленных оснований производится перерасчет размера установленной пенсии: в сторону уменьшения - без заявления пенсионера, в сторону увеличения - на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств.

Заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда РФ в пятидневный срок.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за перерасчетом размера пенсии, с вынесенным распоряжением, оно может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ.

Устанавливаются также правила учета и хранения пенсионных дел.

Постановление Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2002 г.

Регистрационный N 3491

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 5 июня 2002 г. N 100, в еженедельном приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 11 июня 2002 г., N 22, в газете "Налоги", июнь 2002 г., N 22, в региональном выпуске "Финансовой газеты", июнь 2002 г., N 26, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 июля 2002 г. N 26, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2002 г., N 6, в журнале "Пенсия", 2002 г., N 6, в журнале "Социальный мир", 8-14 июля 2002 г., N 14, в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", июль 2002 г., N 29

Приказом Минтруда России и ПФР от 11 декабря 2014 г. NN 1027н, 494п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Журнал: Всё для кадровика
Год: 2010
Автор: Житникова Дарья Владимировна
Тема: Документы кадровой службы, Ответственность работодателя
Рубрика: Есть проблема? Вот решение

    Нормативные документы
      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение) 3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Росийской Федерации» (извлечение) 4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I (извлечение) 5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (извлечение) 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (извлечение) 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (извлечение) 8. Постановление Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Росс 9. Постановление Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях Письмо Роструда от 18.03.2008 № 656-6-0 Письмо ПФР от 29.12.2005 № 25-19/14554 «О представлении подлинника трудовой книжки»

Аникин работает в ООО «Сервис Плюс» бухгалтером с 2003 г Скоро ему исполнится 60 лет. В связи с этим он обратился в отделение Пенсионного фонда РФ по месту жительства с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости. К заявлению среди прочих документов Аникин приложил копию трудовой книжки, заверенную печатью организации. Однако сотрудник отделения сообщил Аникину, что этого недостаточно, нужно также предоставить оригинал трудовой книжки или ее копию, заверенную нотариусом.

Придя на работу, Аникин обратился в отдел кадров с просьбой выдать ему трудовую книжку на руки для представления в отделение Пенсионного фонда РФ. Начальник отдела кадров сообщила Аникину, что она несет ответственность за сохранность трудовых книжек и отвечать за утерю или порчу трудовой книжки сотрудниками отделения Пенсионного фонда РФ или самим работником не желает. Ставя в разговоре точку, она сказала, что вообще не вправе выдавать работнику трудовую книжку, если тот продолжает работать. А если хочет получить ее на руки - пусть увольняется.

Неужели для того, чтобы оформить пенсию, работник должен уволиться?

Скажем сразу: для того, чтобы работнику, достигшему § пенсионного возраста, была назначена трудовая пенсия по старости, его увольнение не требуется. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от возраста (ст. 3 Трудового кодекса РФ, в далее - ТК РФ). Поэтому достижение работником пенсионного возраста и назначение ему трудовой пенсии по старости не являются основаниями для его увольнения. Мужчина, достигший возраста 60 лет при наличии у него не менее 5 лет страхового стажа имеет право на трудовую пенсию по старости (ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Реализация данного права не зависит от того, работает он или нет.

Итак, работник вправе обратиться за назначением трудовой пенсии, не прекращая трудовых отношений. Как же тогда быть с трудовой книжкой?

НЕ ЗАБЫТЬ!

Оформить приказ о назначении ответственного за хранение и выдачу трудовых книжек

По общему правилу трудовая книжка работника должна храниться у работодателя. Законодательство регламентирует возможность выдачи работнику трудовой книжки на руки только в одном случае - при увольнении (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее - Правила), утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках»). В иных случаях работодатель обязан выдавать работнику лишь копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки (п. 7 Правил).

Получается, что в период действия трудового договора работодатель вправе отказать работнику в выдаче оригинала трудовой книжки. Но

Запрета на выдачу работнику по его просьбе оригинала трудовой книжки в законе нет. Поэтому теоретически по его просьбе (желательно, чтобы она была выражена в письменной форме) вы можете выдать ему трудовую книжку на определенный срок под расписку. Конечно, если рискнете взять на себя ответственность за ее дальнейшую судьбу. Помните, ответственность за сохранность трудовой книжки (даже если она и находится у работника на руках) по-прежнему лежит на вас как специально уполномоченном лице работодателя (письмо Роструда от 18.03.2008 № 656-6-0). Именно поэтому многие кадровики отказываются выдавать трудовые книжки работникам, опасаясь, что трудовые книжки будут испорчены или утеряны либо самим работником, либо сотрудниками органов Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР). В принципе это нормальная реакция кадровиков. Кто захочет нести ответственность за действия других людей?

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Нарушение порядка ведения, учета, хранения и выдачи влечет за собой (ст. 5.27 КоАП РФ):



В качестве еще одного аргумента при отказе выдавать подлинники трудовых книжек, считая требования сотрудников отделений ПФР незаконными, кадровики указывают на п. 13 Перечня. В нем говорится, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами. Но в данном случае следует признать, что сотрудники отдела кадров не правы. Ошибка вызвана неправильным толкованием данной нормы.

НАШ СОВЕТ

Если вы решились выдать работнику трудовую книжку, попросите его указать в заявлении причину выдачи и срок возврата трудовой книжки, а также обязательство сохранить ее в неизменном виде.
Пусть он поставит в заявлении отметку о получении трудовой книжки, дату и подпись

ПФР в письме от 29.12.2005 № 25-19/14554 разъясняет это положение: подлинник трудовой книжки не относится к документам, постоянно находящимся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, для подтверждения права на трудовую пенсию. В то же время данная норма не освобождает гражданина от необходимости предъявить в орган ПФР оригинал трудовой книжки при обращении за установлением трудовой пенсии.


И все же, если работодатель имеет право отказать работнику в выдаче подлинника трудовой книжки, законно ли требование ПФР о предоставлении ее оригинала или копии, но нотариально заверенной? Оказывается, что да.

ИЗ РАЗГОВОРА С СОТРУДНИКОМ ПФР

Кадровик: Вы можете принять у наших сотрудников копии трудовых книжек, которые мы заверим у директора печатью организации?

Сотрудник ПФР: Нет, мы принимает только оригинал. если работник работает, то после проверки трудовая книжка будет возращена.

Кадровик: А вы знаете, что требовать оригинал незаконно? Человек работает по трудовому договору, и ответственность за трудовые книжки несет работодатель. Фактически я.

Сотрудник ПФР: Мы все понимаем.
Не волнуйтесь, Пенсионный фонд - серьезная организация, ничего с документом не случится.

Кадровик: Я, конечно, тоже все понимаю, но еще раз - ответственность за хранение трудовых книжек несу я! Поэтому мне бы не хотелось выдавать трудовую книжку.

Сотрудник ПФР: Скажите, а вы готовы взять на себя ответственность за подлинность документа, отсутствие исправлений, потертостей и прочих ошибок и нарушений? Ведь за правильность назначения трудовой пенсии ответственность несете не вы, а мы, и поэтому нам необходимо убедиться, что трудовая книжка работника соответствует установленным требованиям.

Кадровик: Хорошо! Если копия будет заверена нотариусом, вы ее примете без оригинала?

Сотрудник ПФР: Да.

При обращении в органы ПФР за назначением трудовой пенсии гражданин должен предъявить, в частности, документы о страховом стаже (п. 2-4 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Перечень), утв. постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/ 19па). Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, является трудовая книжка (ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 66 ТК РФ, п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555).

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня его подачи безвозмездно выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки (ст. 62 ТК РФ, п. 7Правил). Вот только копии документов, заверенные организацией, имеют юридическую силу не для всех (п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»). Для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, юридической силой обладают копии трудовых книжек, заверенные органами ПФР, а не организацией-работодателем (письмо ПФР от 29.12.2005 №25-19/14554).

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, юридической силой обладают копии трудовых книжек, заверенные органами ПФР или нотариусом

При приеме документов сотрудник органа ПФР сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствию данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (п. 11 и 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 №17/19пб). Кроме того, если гражданин представляет незаверенную копию трудовой книжки вместе с оригиналом, то сотрудник органа ПФР при принятии документов может заверить копию печатью данного органа.

Учтите, что на территории РФ верность копий документов и выписок из них свидетельствуют нотариусы, а также должностные лица местного самоуправления и консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий (ст. 1, 35-38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от п.02.1993 №4462-1). Поэтому для органов ПФР юридической силой также обладают представленные копии документов, в т. ч. трудовых книжек, за веренные нотариально.


Нотариус может заверить копию трудовой книжки либо в нотариальной конторе (в этом случае вам придется лично идти к нотариусу), либо в отделе кадров организации.

Резюме

Требование ПФР о предоставлении подлинника трудовой книжки законно. Вместо подлинника может быть предоставлена только копия трудовой книжки, заверенная нотариально. Выбор за вами – выдать книжку работнику под расписку, отнести ее в отделение ПФР самостоятельно или заверить копию трудовой книжки у нотариуса.

Так как нотариальное заверение копии трудовой книжки не является обязательным требованием закона, то приготовьтесь оплачивать нотариальный тариф (ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее - Основы)).

За свидетельствование верности копии трудовой книжки или выписки из нее придется заплатить нотариальный тариф в размере 10 руб. за страницу копии или выписки (ст. 22.1 Основ). Если же нотариус приедет в офис, то размер тарифа увеличится в полтора раза. Плюс придется возместить его фактические транспортные расходы.

необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» относится к иждивенцам или я неправильно истолковываю? И что за справки и на кого они берутся?

Ответы юристов


Документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Минтруда России N 1027 н, ПФ РФ N 494 п от 11.12.2014.

Лучше излагайте в вопросе свою проблему, не занимайтесь "самолечением" изучая некие НА.

Вопрос № 13654123


На тот момент пока это Постановление действовало что эта статья подразумевала?

Вопрос № 272498


Помогите, пожалуйста разобраться! По Закону "О трудовых пенсиях в РФ", статья 28,пункт 1,подпунктт 1,позволяет матерям инвалидов с детства уходить на пенсию раньше, в 50 лет. Это в средней полосе нашей страны. А я проживаю в районах приравненных к Крайнему Северу. Вопрос: могу ли я пойти в этом случае на пенсию раньше 50 лет? Куда по этому поводу можно обратиться? А если нет, то хотя бы объясните, почему, пожалуйста!

Ответы юристов


Увы. Потому, что такое уменьшение предусмотрено при выходе на пенсию по другим основаниям.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ

"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г.)

" Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

2. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет".

Вопрос № 742393


Господа юристы! 30 декабря 2008 года вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Скажите, что хорошего и позитивного можно извлечь из того, что отдельные пункты статьи 28 переместили в статью 27.

Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан)

В частности подпункт 19)лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

И ещё вопрос. На какие категории граждан, вернее на людей какой профессии рассчитан подпункт 3 статьи 11

Федерального ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;). Спасибо.

Ответы юристов


По первому вопросу - на практике ничего не меняется

по-второму: подпункт 3 ст.11 распространяется на все профессии но это для общего (страхового) стажа. На досрочные (за выслугу) пенсии он не относится. К тому же данный пункт (на практике) можно относить только на детей рожденных после 2001 г.


Что касается первого пункта. Раз всех затолкали в одну 27 статью, это говорит о том, что где-то бродит нормативный акт, который от этой 27 статьи будет отталкиваться. Похоже на долгожданный закон О профессиональных пенсиях.

Вопрос № 179322


О каких периодах, засчитываемых в страховой стаж говорится в законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" статья 11?

Ответы юристов


Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ

"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

(с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня 2004 г.)

"Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

2. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона".

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2003 г. N ГКПИ 03-398

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Худабашева Липарита Владимировича о признании частично недействительными и не подлежащими применению Постановлений Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 16/19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и от 27.02.2002 N 17/19пб "Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ",

Худабашев Л.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими и не подлежащими применению ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части возложения обязанности на лиц без гражданства предъявления вида на жительство при установлении им пенсии и п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб, ограничивающий право на обращение за пенсией по месту пребывания или по месту фактического проживания, которые противоречат ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. "б" ч. 1 ст. 16 и п. 3 ст. 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

В судебное заседание Худабашев Л.В. не явился, просил рассмотреть дело без его участия, поручив представлять свои интересы Корковидову А.К.

При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без участия Худабашева Л.В.

В судебном заседании Корковидов А.К. просил удовлетворить заявление Худабашева Л.В. по указанным в нем основаниям.

Представители Пенсионного фонда Российской Федерации Улановская Л.Т., Назаров Д.А., Министерства труда и социального развития Российской Федерации Васильева Т.Ю., Писарева И.В. возразили против заявления Худабашева Л.В., поскольку оспариваемые нормативные правовые акты были приняты в полном соответствии с федеральными законами.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований к удовлетворению заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 18) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2002 года) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 24) Правительству Российской Федерации предлагалось определить Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, Правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 4) поручено Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации разработать и принять Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Во исполнение этого Постановления Правительства Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации приняли оспариваемые заявителем нормативные правовые акты.

Согласно п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных 27 февраля 2002 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионным фондом Российской Федерации N 19пб:

6. Граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания.

Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.

Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с заявлением гражданин, обратившийся за назначением пенсии в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, предъявляет вид на жительство, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (с изменениями от 25 июля 2002 года) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию возникает у лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на тех же условиях, что и у граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию также наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, одним из обязательных условий назначения пенсии лицам без гражданства является постоянное проживание на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" постоянно проживающим иностранным гражданином, а также лицом без гражданства признается лицо, имеющее вид на жительство, поскольку в силу п. 2 ст. 2 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства".

Из этого следует, что изложенное в оспариваемом нормативном правовом акте требование о предоставлении лицом без гражданства среди прочих документов для назначения пенсии вида на жительство полностью соответствует вышеуказанным требованиям федеральных законов.

При таких обстоятельствах доводы заявителя Худабашева Л.В., поддержанные в суде представителем Корковидовым А.К., о несоответствии ч. 2 ст. 16 Постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральному законодательству являются необоснованными.

В заявлении Худабашев Л.В. указывает на противоречие рассматриваемых нормативных правовых актов п. "б" ч. 1 ст. 14 и п. "з" ст. 16 от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" положениям рассматриваемого нормативного акта.

Однако п. "б" ч. 1 ст. 14 и п. "з" ст. 16 от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" определяют порядок приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке лиц без гражданства, имевших ранее гражданство СССР, и основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, а ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывает на равное право на трудовую пенсию лиц без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, только постоянно проживающих в Российской Федерации, а поэтому не могут быть распространены на рассматриваемые правоотношения по указанным выше основаниям.

Представители Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, возражая против признания недействующим и не подлежащим применению п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных 27 февраля 2002 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионным фондом Российской Федерации N 19пб, указали, что в силу своего статуса лица без гражданства при наличии у них вида на жительство имеют постоянное место жительства, а поэтому только назначение им пенсии связано с обращением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства в отличие от граждан Российской Федерации, которые могут не иметь места жительства и пребывания, подтвержденного регистрацией, и которым допускается обращение с заявлением о назначении пенсии в орган Пенсионного фонда по месту своего фактического проживания или непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Эти пояснения представителей Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации соответствуют положениям ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а заявителем и его представителем не приведено доводов в опровержение данных объяснений.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов федеральному законодательству не имеется, а поэтому Верховный Суд Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявления в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ.

отказать в удовлетворении заявления Худабашева Липарита Владимировича о признании недействующими и не подлежащими применению ч. 2 ст. 16 Постановления Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 16/19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в части возложения обязанности предоставления вида на жительство на лиц без гражданства из числа граждан бывшего СССР при установлении пенсии и п. 6 Постановления от 27.02.2002 N 17/19пб "Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в части ограничения права лиц без гражданства из числа бывших граждан СССР обращения с заявлением о назначении пенсии по месту пребывания и по месту фактического жительства.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Читайте также: