Предоставление права на пенсию колхозникам

Ответ. Надбавка к пенсии устанавливается тем гражданам, которые:

- получают страховую пенсию по старости или по инвалидности;

- проживают в сельской местности;

- имеют не менее 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве;

  1. Можно ли в случае переезда на новое место жительства за пределы сельской местности сохранить надбавку за «сельский» стаж?

Ответ. Повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается на весь период проживания в селе. При переезде граждан на новое место жительства за пределы сельской местности надбавка к пенсии не выплачивается.

  1. Сохранится ли «сельская» надбавка к пенсии при переезде из сельской местности одного региона в сельскую местность другого региона Российской Федерации?

Ответ. Да, так как место жительства остается в сельской местности.

  1. Возможно ли установить повышение фиксированной выплаты за «сельский» стаж по фактическому месту жительства пенсионера и как данный факт подтверждается?

Ответ. Да. Надбавка к пенсии селянам устанавливается как по месту жительства гражданина, так и по месту пребывания, а также по месту фактического проживания.

Место фактического проживания гражданина РФ в сельской местности подтверждается его личным заявлением, которое подается ежегодно в территориальный орган Пенсионного фонда или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту его фактического проживания в селе. Подача заявления осуществляется до истечения 12 месяцев с месяца, в котором было подано предыдущее заявление. Ежегодное подтверждение места фактического проживания не требуется в случае получения пенсии через организацию почтовой связи или иную организацию, занимающейся доставкой пенсии.

  1. Какая работа в сельской местности включается в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к пенсии? Какие условия необходимы для включения периодов работы в «сельский» стаж?

Ответ. В «сельский» стаж включается не любая работа, которая осуществлялась в сельской местности. В стаж для «сельской» надбавки к пенсии включается работа в сельскохозяйственных организациях на территории Российской Федерации (до 01.01.1992 - на территории союзных республик бывшего СССР) в профессиях и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Правительством РФ (постановление от 29.11.2018 № 1440), при условии занятости в производствах «Растениеводство», «Животноводство» или «Рыбоводство».

В Список включены основные профессии (должности) сельского хозяйства, например, «агроном», «агротехник», «ветеринарный врач», «тракторист», «зоотехник», «рыбовод» и другие.

Работа в профессиях (должностях), не перечисленных в Списке (таких как «повар», «бухгалтер», «няня детского сада» и другие), не может быть засчитана в «сельский» стаж.

Периоды работы в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях, в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях сельскохозяйственных, которые выполнялись на территории бывшей РСФСР до 01.01.1992, включаются в «сельский» стаж независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

  1. Включаются ли периоды ухода за ребенком в «сельский» стаж?

Ответ. Да, в «сельский» стаж включаются периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности. При этом указанные периоды ухода за ребенком должны иметь место в период работы по Списку, утвержденному Правительством Российской Федерации.

  1. Можно ли засчитать в «сельский» стаж период работы в совхозе находящемся в районах Крайнего Севера в льготном исчислении?

Ответ. Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится только в календарном порядке.

  1. Включаются ли в «сельский» стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии периоды работы в сельскохозяйственных организациях Республики Казахстан после 01.01.1992?

Ответ. По общему правилу в «сельский» стаж включаются периоды работы на территории Российской Федерации.

В указанный стаж могут быть учтены периоды работы, которые выполнялись на территории СССР до 01.01.1992, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

  1. Могут ли быть включены в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии селянам, периоды работы в сельскохозяйственных организациях, расположенных на территории города?

Ответ. Да, периоды работы в сельскохозяйственных организациях, расположенных в городе (например, на птицефабрике), могут быть включены в «сельский» стаж. При этом для установления «сельской» надбавки должны быть соблюдены все условия (в том числе, проживание пенсионера в сельской местности).

  1. Возможно ли повышение пенсии за работу в совхозе в должности доярки общей продолжительностью 29 лет 11 месяцев 3 дня?

Ответ. Нет. Повышенная фиксированная выплата устанавливается лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.

  1. В какой срок осуществляется перерасчет размера пенсии за «сельский» стаж жителям села, которые приобрели право на повышение фиксированной выплаты по состоянию на 31.12.2018?

Ответ. Жителям села, имеющим право на повышение фиксированной выплаты за длительный «сельский» стаж по состоянию на 31.12.2018 перерасчет осуществлен с 01.01.2019.

Граждане имеют право в любое время предоставить дополнительные документы, подтверждающие «сельский» стаж до 31.12.2018.

В этом случае при обращении в срок по 31.12.2019, перерасчет пенсии за «сельский стаж» будет осуществлен с 01.01.2019. Если обращение поступит после 31.12.2019, то «сельская» надбавка будет установлена с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

12.Будет ли пересмотрен размер пенсии, если пенсионер доработал необходимую продолжительность «сельского» стажа (30 лет)? Необходимо ли в данном случае подавать заявление?

Ответ. Да. Если гражданин доработает необходимый стаж в сельском хозяйстве (30 лет), то размер фиксированной выплаты к страховой пенсии будет пересмотрен в сторону увеличения. Для перерасчета размера пенсии необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанный перерасчет будет осуществлен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

В аналогичном порядке при наличии необходимых условий производится перерасчет размера пенсии с учетом «сельской» надбавки в случае переезда из города в село и (или) оставлении работы (по заявлению со следующего месяца).

Советская Россия: за старость не платить ни копейки

Если о выплате пенсий по инвалидности и нетрудоспособности споров не было, то по поводу целесообразности создания отдельного института пенсионного обеспечения по старости в раннесоветский период развернулась серьезная дискуссия.


Офицеры Красной армии получили право на пенсию одними из первых в Советской России

«Если ты старик и способен еще к труду — работай,— декларировал в 1924 году со страниц журнала “Вопросы страхования” работник соцстраха Николай Быховский.— А лишишься трудоспособности — получай пенсию. Но за седины твои мы тебе ни одной копейки не дадим».

Впрочем, не все работники собеса были столь бессердечными: оппонентом Быховского в следующем номере того же журнала выступил один из руководителей соцстраха Виталий Кузятин: «Советское государство не может встать на точку зрения эксплуатации рабочего до бесконечности… Вместе с тов. Вишневецким (крупный советский теоретик социального страхования.— “Деньги”) мы считаем, что вопрос о страховании на случай старости вполне назрел и Центральному управлению социального страхования следовало бы подумать о проведении его в жизнь».

Чтобы получить пенсию по старости, нужно было доказать свою значимость для нового государства. Первые персональные пенсии были введены уже в 1919–1920 годах, и назначали их прежде всего вдовам погибших партийных работников. Массово в середине 1920-х пенсии за выслугу стали получать военные.

Пенсионное обеспечение по старости для гражданских было введено лишь 5 января 1928 года в отношении рабочих текстильной промышленности.


Первая волна индустриализации традиционно начиналась с развития ткацкой промышленности. С учетом исключительной важности индустрии именно ее работникам были назначены первые гражданские пенсии


Появление формулы " 60 для мужчин и 55 для женщин "

Чтобы правильно определить пенсионный возраст, в СССР в середине 1920-х годов было проведено исследование процесса старения и сопутствующего ему снижения трудоспособности. На основе полученных данных был сделан вывод «о значительном снижении трудоспособности… для основной массы рабочих и служащих: у мужчин в 60, а у женщин в 55 лет».

Поэтому уже первые советские постановления, регламентирующие назначение пенсий в 1930–1940-х годах, устанавливали привычный нам пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и с 55 для женщин. Более того, было оговорено «обязательное его [пенсионного возраста] постепенное понижение» в будущем на пять лет для каждого пола: до 55 лет у мужчин и до 50 лет у женщин.


Раннесоветские планы по постепенному снижению пенсионного возраста так никогда и не стали реальностью

Весьма скверно в период становления советской власти обстояло дело с обеспечением пенсией инвалидов — пособие необходимо было оформить в течение двух лет после наступления события, а сотрудники собеса часто вели себя откровенно грубо. «Ульяновская страховая касса,— выражал негодование рабкор Богданов на страницах газеты “Пролетарский путь”,— заставляет инвалидов труда ходить за получением пенсии за десятки километров». На жалобы инвалидов руководитель городского отдела социального обеспечения Хрущев и его помощники реагировали своеобразно. «Обычным стилем для них стала вопиющая грубость. Выругать посетителя для многих сотрудников собеса — привычное дело».

Сама пенсия тоже была мизерной. Возьмем, к примеру, Иркутск. На 1 октября 1924 года на 1000 застрахованных лиц там приходилось всего 65 пенсионеров (общее число пенсионеров в Иркутске на тот момент было — 763 человека, то есть пенсионные выплаты получали 6,5% застрахованных). При среднемесячной зарплате в Иркутске 41,6 руб. размер пенсии равнялся 7,5 руб.— около 18% от заработной платы.

Категории граждан, получающих госпенсию по инвалидности и старости, ширились, но, как и в царское время, выплаты по старости предоставлялись лишь тем, кто работал на стратегически важных направлениях: рабочим и инженерно-техническому персоналу текстильной, горной, металлургической и электротехнической промышленности, железнодорожного и водного транспорта.

В 1935 году пенсионное дело дошло и до опоры советского государства — до крестьян. Но дошло в весьма специфической форме: правление колхоза по решению общего собрания могло формировать специальный пенсионный фонд, в который направлялись продукты и денежные средства в размере не более 2% от валовой продукции колхоза.


Попытка организовать пенсионное обеспечение колхозников впервые случилась лишь в 1935 году

Одновременно с государственной с середины 1920-х годов существовала и негосударственная пенсионная система. В рамках промысловой кооперации был организован специальный фонд — промысловая страховая касса, в которую все промысловые артели отчисляли процент с заработка. Эти средства шли на выплату пособий по временной потере трудоспособности, инвалидности и выплату пенсий. Промстрахкасса была ликвидирована вместе с промысловой кооперацией в конце 1950-х, а все ее средства, как полагается, были зачислены в доход государства.

Никита Хрущев: большие пенсии государство не выдержит


Пенсионная реформа Кагановича получила мощную поддержку советской и партийной прессы

Подготовка нового закона о пенсиях для рабочих и служащих стала одним из первых дел созданного в 1955 году Государственного комитета по труду и зарплате, председателем которого был назначен Лазарь Каганович. В своих воспоминаниях он пишет: «При обмене мнениями в Президиуме Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий. Я ожидал возражения со стороны Министерства финансов, но никак не думал, что встречу такое нападение со стороны Хрущева, который всегда демонстрировал свое “человеколюбие” или, точнее, “рабочелюбие”. Я ему сказал, что не ждал, что он выступит против. Стараясь оправдать свой выпад государственными интересами, он сказал, что предложения Кагановича государство не выдержит. Его гнев еще более усилился, когда я ему возразил: “Государство — это не ты. У государства найдутся резервы для пенсионеров”».

Новый закон «О государственных пенсиях» был принят в июле 1956 года. По нему выплаты были положены всем рабочим и служащим, имеющим стаж работы 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Минимальная пенсия составляла 50 руб., максимальная — 120.
За непрерывный стаж работникам могли выплачиваться надбавки, но величина пенсии при этом не должна была превышать 150 руб.

Средняя ежемесячная зарплата простого рабочего-строителя того времени, по данным Центрального статистического управления, составляла около 700 руб., рабочего машинно-тракторной станции — 456 руб., работника водного транспорта — 906 дореформенных рублей. Буханка ржаного хлеба стоила 1 руб., килограмм мяса — от 12 до 18 руб., а кожаные туфли — 150–250 руб. Проще говоря, покупательная способность пенсии тех времен была много ниже нынешней.


Советская пропаганда любила изображать счастливую жизнь пенсионеров. На самом же деле их содержание было мизерным

«Мы, советские рабочие,— заявлял на страницах “Правды” по поводу закона старейший работник завода “Красный пролетарий” Николай Александрович Каменский,— на многолетнем опыте убедились, что забота о благе народа является самой большой, самой главной заботой Коммунистической партии и Советского правительства».

«Сейчас,— вторил ему товарищ Боканичев,— каждому из нас государством обеспечена спокойная старость. Позаботилось наше правительство также о вдовах и сиротах — жить им будет намного легче. Мы все видим заботу о советском человеке, видим, как успешно проводятся в жизнь мероприятия, намеченные XX съездом КПСС».

Принятый закон отменял выплату пенсии по старости работающим пенсионерам, но одновременно увеличил размер пенсии. В результате доля работающих пенсионеров резко сократилась: по некоторым оценкам, с 60% в 1956 году до 9% в 1962-м.

1950--е: платить всем, кроме крестьян

Тогда же было принято постановление «О персональных пенсиях». По замыслу советского правительства каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии. «Имела место следующая классификация персональных пенсий: пенсия союзного значения в размере до 200 руб.; республиканского значения в размере до 120 руб. и местного значения в размере до 60 руб.»,— приводит данные экономист Алексей Пудовкин.


Советская номенклатура могла и в старости рассчитывать на высокий уровень жизни (слева направо: Никита Хрущев, Николай Булганин, Георгий Маленков, Лазарь Каганович, Михаил Суслов)

Были свои пенсионные тарифы у работников творческих союзов — писателей, композиторов, художников. Так, постановлением Совета министров СССР «О пенсионном обеспечении писателей, композиторов, работников изобразительных искусство и членов их семей» размер пенсий членов творческих союзов исчислялся, исходя из среднемесячного заработка или авторского гонорара за последние 12 месяцев либо за любые 5 лет из последних 10 лет до обращения за пенсией.

Кроме того, в мае 1956 года вышло постановление Совмина «О распространении законодательства о труде на лиц, работающих в качестве рабочих и служащих в религиозных организациях». За казенной формулировкой скрывалось несколько важных моментов: отныне служителям культа дозволялось организовывать профсоюзы и оформлять пенсии. «Настоятель Всехсвятской церкви Свердловска протоиерей Фесвитянинов тогда заявил что “советское правительство этим постановлением проявило заботу о значительной части трудящихся, работающих в религиозных организациях, и в то же время этим актом значительно улучшило взаимопонимание между Церковью и государством”»,— сообщает уральский историк Алексей Марченко.

Все это вызвало недовольство трудящихся и многочисленные жалобы по партийной линии. В январе 1959 года состоялось закрытое собрание партийной организации Совета по делам РПЦ, на котором была подвергнута резкой критике деятельность этого органа во главе с его председателем Карповым.

«По 73 епархиям мы разным пенсионерам, работающим в церквях, в год незаконно выплачиваем пенсий около 15 млн рублей»,— заявлялось на совещании.

После этого количество церковных служащих было незамедлительно снижено, а соцподдержка церковных работников — значительно урезана.

В декабре 1959 года учителя и сельские медики получили право на пенсию за 25 лет выслуги, а городские работники здравоохранения — за 30 лет. Эти пенсии выплачивались и работающим пенсионерам.

Также право на пенсию за выслугу лет имели некоторые труженики села, артисты театров и летчики. Эти категории могли получать до 40% от своего заработка дополнительно в виде пенсии за заслуги. Максимальный размер ежемесячной пенсионной надбавки к зарплате составлял 1200 руб., а минимальный — 300 руб.

Однако так продолжалось недолго. «После того как в стране в достаточном количестве появились врачи и учителя, государство утратило интерес к их дополнительному стимулированию и ввело ряд ограничений на получение этих пенсий. Во-первых, с 1964 года пенсии за выслугу стали выплачиваться только при оставлении работы. Во-вторых, исчислялись они не из заработной платы, а из тарифной ставки»,— отмечает историк Ольга Капустина.

Это привело к тому, что учителя и врачи, которые раньше предпочитали работать и получать доплаты за выслугу лет, теперь стали массово уходить на заслуженный отдых.

Таким образом, к началу 1960-х годов пенсию получали все рабочие, все служащие, все военные, персональные пенсионеры всех мастей, художники и писатели, даже служители религиозного культа — словом, все кто угодно, только не крестьяне-колхозники.

С середины 1930-х годов все колхозы получили возможность на свое усмотрение направлять часть прибыли на выплату пенсий старым колхозникам. Большинство хозяйств общим собранием такое решение, конечно, приняли. Но к началу 1960-х возник большой разрыв между суммами пенсионных выплат в колхозах-миллионерах и отстающих хозяйствах.


Размер пенсии колхозников в 60-е годы прошлого века зависел главным образом от того, передовое это было хозяйство или отстающее

В 1962 году НИИ труда организовал выборочное анкетирование колхозников в нескольких областях РСФСР, по итогам которого было установлено, что размеры отчислений на поддержку престарелых колхозников и сами размеры пенсий отличаются в зависимости от колхоза в разы. «В Ульяновской области колхоз им. Куйбышева отчислял в фонд помощи престарелым и нетрудоспособным 3,16% валового дохода, колхоз им. Кирова — 2,51%, колхоз “Россия” — 2,10%, колхоз “Волга” — 1,30%, колхоз “Советская Россия” — 3,10%»,— говорится в отчете.

Однако более крупная доля отчислений не всегда соответствовала более высокому уровню пенсий. Например, в колхозе «Советская Россия» перечисляли в фонд помощи в 1,5 раза больше, чем в колхозе «Россия», а размер пенсии в первом случае был в 1,8 раза меньше. Это объяснялось тем, что в «Советской России» отношение размера фонда к численности престарелых было в полтора раза меньше, чем в колхозе «Россия».

В некоторых колхозах пенсионные выплаты полагались только тем его членам, которые не имели родственников, способных их содержать.

За всеобщее обеспечение колхозников пенсиями по старости особенно рьяно выступал Никита Хрущев. «Пришло время все дело пенсионного обеспечения колхозников поставить на более прочную основу, создать такие условия, при которых каждый честный сельский труженик в старости смог бы регулярно получать пенсию»,— говорил он «Правде» в 1964 году, когда принимался закон о пенсиях для колхозников.


Спустя 103 года после отмены крепостного права, в 1964 году, Никита Хрущев даровал крестьянам право на государственную пенсию

Но пенсии для крестьян вводились с боем. Причем сопротивлялись, как ни странно, и сами колхозники. «Знаменитый председатель колхоза “Большевик” А. В. Горшков, депутат от Гусь-Хрустального избирательного округа Владимирской области, прямо заявил, что, “вводя пенсионное обеспечение колхозников, необходимо с самого начала предупредить развитие у отдельных колхозов иждивенческих настроений”. Еще более жестко выступил председатель колхоза села Калиновка Курской области В. В. Грачев. По его мнению, следовало установить какой-то срок, может быть, три года, и предупредить колхозников отстающих артелей, что если за этот срок они не поднимут общественное хозяйство, то могут лишиться права на пенсию»,— сообщает историк Ольга Капустина.

Тем не менее всеобщее пенсионное обеспечение колхозников было введено. Чтобы избежать сезонных или годовых колебаний заработной платы, закон предполагал «исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за работу в колхозе в течение любых пяти лет подряд из последних 15 лет перед обращением за пенсией к бюджету». Были и республиканские отличия: для колхозников в Прибалтике стаж работы в колхозе, минимально необходимый для начисления пенсии, составлял всего 14 лет.

Начисление пенсии происходило после подтверждения рабочего стажа колхозника. А вот здесь начинались сложности. Архивы многих колхозов были уничтожены во время войны или ликвидированы во время укрупнения.

«Для подтверждения стажа работы колхозники должны были приводить свидетелей, работавших с ними в одном хозяйстве в один период,— утверждает историк Капустина.— Для пенсионного обеспечения только в колхозах Владимирской области, по данным на 1 ноября 1965 года, было опрошено более 60 тыс. свидетелей.

Иногда в состав колхозных советов, оформлявших пенсии, входили малограмотные люди, которые портили государственные бланки и допускали серьезные ошибки при опросе свидетелей: опрашивали лиц, которые совместно с заявителем не трудились или в период совместной работы были несовершеннолетними.

Поэтому в Калужском районе Калужской области из 600 пенсионных дел, подготовленных советами, при проверке сотрудниками Министерства социального обеспечения ошибки были обнаружены в 460».

Еще одной проблемой было то, что во многих колхозах новая государственная пенсия была значительно ниже старой колхозной. «В Оренбургской области, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в ряде других областей в экономически сильных колхозах размеры пенсий были выше не только минимальных размеров, но и пенсий, исчисленных по настоящему закону из заработка»,— констатировала Лидия Лыкова, министр соцобеспечения РСФСР в 1961–1967 годах.


Работники колхозов-миллионеров были неприятно удивлены реформой 1964 года: государство обещало им меньше, чем они получили бы по старой схеме

Были установлены льготы для колхозных активистов, которые организовывали первые колхозы. Это подавалось как «дань глубокого уважения и благодарности тем, кто своим трудом закладывал фундамент нового социалистического порядка». А вот пенсионное обеспечение бывших колхозников, которые по каким-то причинам вышли из колхоза до наступления пенсионного возраста, хотя и выработали необходимый трудовой стаж, было введено только с 1 января 1980 года.

Так или иначе, за счет колхозников общее количество пенсионеров значительно увеличилось. Отчисления в пенсионный фонд делали все организации, и колхозы были вынуждены все время увеличивать процент отчислений. «Колхозы первоначально перечисляли в фонд 4% валового дохода, с 1971 года — 5%, а с 1978 года — уже 6%,— отмечает экономист Ольга Халтурина.— Если предприятие своевременно не вносило взносы на социальное страхование, необходимые средства дотировались из государственного бюджета, так что пенсии выплачивались своевременно и в полном объеме».


Приусадебное хозяйство для пожилых крестьян почти всегда было единственным спасением от бедности

Одновременно с расширением пенсионных категорий вводились различные льготы. Например, в 1967 году оформление льготных пенсий было дозволено гражданам, осваивающим северные территории. Пенсионное обеспечение полагалось при выработке 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях.

В начале 1960-х годов пенсионным обеспечением оказалась охвачена последняя категория советских граждан — колхозники. Почти 30 лет, до 1990 года, система оставалась более или менее стабильной. А эффект от реформы 1990 года страна почувствовать не успела — СССР приказал долго жить.

С середины 1930-х годов все колхозы получили возможность на свое усмотрение направлять часть прибыли на выплату пенсий старым колхозникам. Большинство хозяйств общим собранием такое решение, конечно, приняли. Но к началу 1960-х возник большой разрыв между суммами пенсионных выплат в колхозах-миллионерах и отстающих хозяйствах.


Размер пенсии колхозников в 60-е годы прошлого века зависел главным образом от того, передовое это было хозяйство или отстающее

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

В 1962 году НИИ труда организовал выборочное анкетирование колхозников в нескольких областях РСФСР, по итогам которого было установлено, что размеры отчислений на поддержку престарелых колхозников и сами размеры пенсий отличаются в зависимости от колхоза в разы. "В Ульяновской области колхоз им. Куйбышева отчислял в фонд помощи престарелым и нетрудоспособным 3,16% валового дохода, колхоз им. Кирова — 2,51%, колхоз "Россия" — 2,10%, колхоз "Волга" — 1,30%, колхоз "Советская Россия" — 3,10%",— говорится в отчете.

Однако более крупная доля отчислений не всегда соответствовала более высокому уровню пенсий. Например, в колхозе "Советская Россия" перечисляли в фонд помощи в 1,5 раза больше, чем в колхозе "Россия", а размер пенсии в первом случае был в 1,8 раза меньше. Это объяснялось тем, что в "Советской России" отношение размера фонда к численности престарелых было в полтора раза меньше, чем в колхозе "Россия".

В некоторых колхозах пенсионные выплаты полагались только тем его членам, которые не имели родственников, способных их содержать.

За всеобщее обеспечение колхозников пенсиями по старости особенно рьяно выступал Никита Хрущев. "Пришло время все дело пенсионного обеспечения колхозников поставить на более прочную основу, создать такие условия, при которых каждый честный сельский труженик в старости смог бы регулярно получать пенсию",— говорил он "Правде" в 1964 году, когда принимался закон о пенсиях для колхозников.


Спустя 103 года после отмены крепостного права, в 1964 году, Никита Хрущев даровал крестьянам право на государственную пенсию

Фото: Георигий Копосов/Фотоархив журнала "Огонёк"

Но пенсии для крестьян вводились с боем. Причем сопротивлялись, как ни странно, и сами колхозники. "Знаменитый председатель колхоза "Большевик" А. В. Горшков, депутат от Гусь-Хрустального избирательного округа Владимирской области, прямо заявил, что, "вводя пенсионное обеспечение колхозников, необходимо с самого начала предупредить развитие у отдельных колхозов иждивенческих настроений". Еще более жестко выступил председатель колхоза села Калиновка Курской области В. В. Грачев. По его мнению, следовало установить какой-то срок, может быть, три года, и предупредить колхозников отстающих артелей, что если за этот срок они не поднимут общественное хозяйство, то могут лишиться права на пенсию",— сообщает историк Ольга Капустина.

Тем не менее всеобщее пенсионное обеспечение колхозников было введено. Чтобы избежать сезонных или годовых колебаний заработной платы, закон предполагал "исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за работу в колхозе в течение любых пяти лет подряд из последних 15 лет перед обращением за пенсией к бюджету". Были и республиканские отличия: для колхозников в Прибалтике стаж работы в колхозе, минимально необходимый для начисления пенсии, составлял всего 14 лет.

Докажи, что ты колхозник

Начисление пенсии происходило после подтверждения рабочего стажа колхозника. А вот здесь начинались сложности. Архивы многих колхозов были уничтожены во время войны или ликвидированы во время укрупнения.

"Для подтверждения стажа работы колхозники должны были приводить свидетелей, работавших с ними в одном хозяйстве в один период,— утверждает историк Капустина.— Для пенсионного обеспечения только в колхозах Владимирской области, по данным на 1 ноября 1965 года, было опрошено более 60 тыс. свидетелей.

Иногда в состав колхозных советов, оформлявших пенсии, входили малограмотные люди, которые портили государственные бланки и допускали серьезные ошибки при опросе свидетелей:

опрашивали лиц, которые совместно с заявителем не трудились или в период совместной работы были несовершеннолетними. Поэтому в Калужском районе Калужской области из 600 пенсионных дел, подготовленных советами, при проверке сотрудниками Министерства социального обеспечения ошибки были обнаружены в 460".

Еще одной проблемой было то, что во многих колхозах новая государственная пенсия была значительно ниже старой колхозной. "В Оренбургской области, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в ряде других областей в экономически сильных колхозах размеры пенсий были выше не только минимальных размеров, но и пенсий, исчисленных по настоящему закону из заработка",— констатировала Лидия Лыкова, министр соцобеспечения РСФСР в 1961-1967 годах.


Работники колхозов-миллионеров были неприятно удивлены реформой 1964 года: государство обещало им меньше, чем они получили бы по старой схеме

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

Были установлены льготы для колхозных активистов, которые организовывали первые колхозы. Это подавалось как "дань глубокого уважения и благодарности тем, кто своим трудом закладывал фундамент нового социалистического порядка". А вот пенсионное обеспечение бывших колхозников, которые по каким-то причинам вышли из колхоза до наступления пенсионного возраста, хотя и выработали необходимый трудовой стаж, было введено только с 1 января 1980 года.

Так или иначе, за счет колхозников общее количество пенсионеров значительно увеличилось. Отчисления в пенсионный фонд делали все организации, и колхозы были вынуждены все время увеличивать процент отчислений. "Колхозы первоначально перечисляли в фонд 4% валового дохода, с 1971 года — 5%, а с 1978 года — уже 6%,— отмечает экономист Ольга Халтурина.— Если предприятие своевременно не вносило взносы на социальное страхование, необходимые средства дотировались из государственного бюджета, так что пенсии выплачивались своевременно и в полном объеме".


Приусадебное хозяйство для пожилых крестьян почти всегда было единственным спасением от бедности

Фото: Исаак Тункель / Фотоархив журнала "Огонёк"

Одновременно с расширением пенсионных категорий вводились различные льготы. Например, в 1967 году оформление льготных пенсий было дозволено гражданам, осваивающим северные территории. Пенсионное обеспечение полагалось при выработке 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях.

Реформа 1990 года

Рост числа пенсионеров и введение новых льгот для различных категорий граждан, например для учителей, привел к значительному снижению обеспеченности пенсионного фонда финансовыми ресурсами. Поэтому Совет министров СССР последовательно увеличивал тарифы страховых взносов, а незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа.


В последние 30 лет советской власти росло не только количество пенсионеров и льготников, росли и тарифы, а сама пенсионная система становилась все более запутанной

Фото: Анатолий Бочинин / Фотоархив журнала "Огонёк"

В мае 1990 года был принят закон "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путем предоставления пенсии. Документ выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту или старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные.


Русская сословная пенсия: советский отбор

"Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако претерпела изменения система исчисления размера пенсий,— рассказывает экономист Алексей Пудовкин.— Притом что был сохранен принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчета пенсии был изменен".

Основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка, подчеркивает Пудовкин. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% заработка.


Маленькая пенсия была не единственной бедой советских стариков, проблемой была и возможность «отоварить» деньги. Настолько, что покупка колбасы превращалась в праздник

Фото: В. Веленгурин/ Фотоархив журнала «Огонек»

По мнению экономиста, поскольку "с ростом стажа происходил и рост зарплаты, что логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков, то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 года создавала больше стимулов к активному труду, нежели пенсионная система, существовавшая ранее".


Русская сословная пенсия: награда или милость?

К концу существования СССР пенсионная система начала постепенно отходить от уравнительного принципа начисления пенсии. Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР. Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами.

Важным нововведением стало появление добровольного пенсионного страхования. Работники могли заключать договор добровольного пенсионного страхования и вносить средства в счет накопительной части будущей пенсии. Дополнительные пенсии планировалось выплачивать из страхового фонда Госстраха СССР. Половина этой доплаты формировалась за счет работника, а вторая половина — за счет государственного бюджета.

При этом организации могли возмещать уплаченные работникам взносы по добровольному страхованию. Получается, что пенсионная система, сочетавшая принципы обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована еще в СССР и досталась новой России со всеми своими достоинствами и недостатками.


В конце 1980-х — начале 1990-х годов пенсионеры в СССР обрели важную роль в семье. Только у них было время выстаивать многочасовые очереди и караулить в магазинах неожиданное появление хоть каких-нибудь товаров

Фото: Liu Heung Shing, AP

Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела. "Плановая экономика в 1991 году откровенно затрещала по швам, скрытая инфляция после распада СССР обернулась гиперинфляционным шоком в 1992-м, пенсии стремительно обесценивались, никакие льготы и полумеры не могли спасти стариков от нищеты,— вспоминает Максим Кваша, экономический редактор журнала "Деньги", в 90-е — сотрудник Рабочего центра экономических реформ.— Что же касается кардинального обновления пенсионной системы, то даже попытки его обсуждения наталкивались на необходимость решения более срочных задач. Лишь в начале нулевых властям удалось реализовать новую пенсионную реформу, впрочем, половинчатую и тоже обреченную на неудачу".

Закон СССР о пенсиях и пособиях членам колхозов. 1964 г. [1]

Предлагаемый закон, изданный 15.7.1964 г. впервые в советской истории устанавливает пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца для всех колхозников. Пенсионные оклады устанавливались значительно ниже введенных для рабочих и служащих (особенно в первоначальном варианте закона, последующие поправки их несколько повысили). Закон действовал до 1990-х гг.

Советский народ под руководством Коммунистической партии Советского Союза достиг, особенно в последнее десятилетие, огромных успехов в коммунистическом строительстве, в развитии производительных сил страны, создал мощную, всесторонне развитую экономику. Это позволяет Советскому государству систематически повышать благосостояние народа и все полнее удовлетворять его растущие потребности.

В настоящее время имеется возможность ввести более устойчивую систему социального обеспечения в колхозах путем установления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий для женщин-членов колхозов по беременности и родам.

В пенсионном обеспечении колхозников не должно быть уравнительного подхода. Чем выше производительность труда колхозников, чем больше колхоз производит и продает государству продукции с гектара пашни, чем выше его доход и уровень отчислений в пенсионный фонд, тем больше должны быть пенсии колхозникам. Лучше обеспечиваться должны те колхозники, которые хорошо работают и вносят больший вклад в общественное производство.

Установление государственной системы социального обеспечения колхозников явится новым важным стимулом к дальнейшему подъему трудовой активности колхозного крестьянства и увеличению производства сельскохозяйственных продуктов.

Размеры пенсий, предусмотренные настоящим Законом, в дальнейшем, по мере роста национального дохода, в частности доходов колхозов, будут постепенно повышаться до уровня государственных пенсий, назначаемых рабочим и служащим.

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

I. Общие положения

Статья 1. Члены колхозов имеют право на пенсии по старости и по инвалидности.

Нетрудоспособные члены семей умерших колхозников, если они находились у них на иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

Статья 2. Женщины-члены колхозов имеют право на пособие по беременности и родам.

Статья 3. Колхозникам и членам их семей, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Бывшим членам колхозов и их семьям пенсии по настоящему Закону назначаются на тех же основаниях, как и лицам, состоящим членами колхозов, и их семьям [2] .

Статья 4. Выплата пенсий и пособий в соответствии с настоящим Законом обеспечивается за счет средств колхозов и государства без каких-либо вычетов из доходов членов колхозов.

Статья 5. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов:

мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

члены колхозов, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – не менее 20 календарных лет: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет [3] .

Статья 7. Женщины-члены колхоза, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размерах, предусмотренных статьей 13 Закона СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах). При этом повышение пенсий, предусмотренное частью пятой статьи 13 Закона СССР "О государственных пенсиях", не производится.

Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 40 рублей в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей.

Статья 9. Право на пенсию по инвалидности члены колхоза имеют в случае наступления инвалидности I или II группы (независимо от причины инвалидности), а также инвалидности III группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967)

Статья 10. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания членам колхозов назначаются независимо от стажа работы.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, членам колхозов назначаются при наличии следующего стажа работы ко времени обращения за пенсией:

│ Возраст │Стаж работы (в годах)│

│До достижения 20 лет │ 1 │ 1 │

│От 20 лет до достижения 23 лет │ 2 │ 1 │

│От 23 лет до достижения 26 лет │ 3 │ 2 │

│От 26 лет до достижения 31 года │ 5 │ 3 │

│От 31 года до достижения 36 лет │ 7 │ 5 │

│От 36 лет до достижения 41 года │ 10 │ 7 │

│От 41 года до достижения 46 лет │ 12 │ 9 │

│От 46 лет до достижения 51 года │ 14 │ 11 │

│От 51 года до достижения 56 лет │ 16 │ 13 │

│От 56 лет до достижения 61 года │ 18 │ 14 │

│От 61 года и старше │ 20 │ 15 │

Статья 11. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:

инвалидам I группы в размере 110 процентов, инвалидам II группы – 100 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку;

инвалидам III группы в размерах, предусмотренных статьей 22 Закона СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности – 75 рублей; по II группе – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей; по III группе – 21 рубль в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, - 30 рублей в месяц.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:

инвалидам I группы в размере 100 процентов, инвалидам II группы – 90 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку. При этом инвалидам II группы, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, пенсия по инвалидности назначается в размере пенсии по старости.

Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности – 75 рублей; по II группе – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей в месяц.

Максимальные размеры пенсий по инвалидности устанавливаются на уровне максимальных размеров пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих.

Инвалидам I группы (независимо от причины инвалидности) к пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход за ними в размере и порядке, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих [4] .

Статья 12. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего колхозника, состоявшие на его иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет (учащиеся – 18 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами I или II группы до достижения 16 лет (учащиеся – 18 лет); при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

2) отец, мать, жена, муж, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, либо являются инвалидами I или II группы;

3) дед и бабушка, если они достигли возраста соответственно 60 и 55 лет, либо являются инвалидами I или II группы, при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Дети и нетрудоспособные родители умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если впоследствии они утратили источник средств к существованию.

Усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные – наравне с родными детьми.

Статья 13. Семьям колхозников, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсии назначаются независимо от стажа работы кормильца.

Семьям колхозников, умерших вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, пенсии назначаются, если кормилец имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Статья 14. Семьям колхозников, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсии назначаются в следующих размерах:

на трех или более нетрудоспособных членов семьи в размере 110 процентов, на двух нетрудоспособных членов семьи – 100 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку кормильца;

на одного нетрудоспособного члена семьи в размерах, предусмотренных статьей 33 Закона СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

Семьям колхозников, умерших вследствие общего заболевания, пенсии назначаются в следующих размерах:

на трех или более нетрудоспособных членов семьи в размере 100 процентов, на двух нетрудоспособных членов семьи – 90 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку кормильца;

на одного нетрудоспособного члена семьи в размерах, предусмотренных статьей 34 Закона СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

Минимальные размеры пенсий устанавливаются: на трех или более нетрудоспособных членов семьи – 75 рублей; на двух нетрудоспособных членов семьи – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей; на одного нетрудоспособного члена семьи – 25 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 28 рублей в месяц. При этом пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая по настоящему Закону, на детей, не достигших 16 лет (учащихся 18 лет), не может быть ниже 25 рублей в месяц в расчете на каждого ребенка (в пределах установленных максимальных размеров пенсий).

Максимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца устанавливаются на уровне максимальных размеров пенсий по случаю потери кормильца, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих.

Статья 15. В стаж работы при назначении пенсий засчитываются:

1) работа в качестве члена колхоза;

2) работа в качестве рабочего или служащего, служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, а также другие периоды, подлежащие зачету в стаж работы при назначении пенсий по Закону о государственных пенсиях.

Статья 16. Пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка за работу в колхозе за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Членам колхозов, проработавшим в колхозе менее 5 лет, и семьям членов колхозов, потерявшим кормильца, проработавшего в колхозе менее 5 лет, пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка в колхозе за проработанное время.

Статья 17. Пенсионерам из числа членов колхозов, проработавшим в колхозе после назначения пенсии не менее двух лет с более высоким заработком, чем тот, из которого была исчислена пенсия, устанавливается новый размер пенсии, исходя из этого более высокого заработка.

III. Пособия женщинам-членам колхозов по беременности и родам

Статья 18. Женщины-члены колхозов независимо от стажа работы имеют право на получение пособия за время отпуска по беременности и родам.

Отпуск по беременности и родам предоставляется на 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов, а в случае ненормальных родов или рождения двух или более детей – на 70 календарных дней после родов.

Статья 19. Пособия женщинам-членам колхозов по беременности и родам определяются в таком же порядке и по тем же нормам, как и пособия, установленные для женщин-работниц и женщин-служащих.

IV. Средства для выплаты пенсий и пособий

Статья 20. Для выплаты пенсий и пособий, предусмотренных настоящим Законом, образуется централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников за счет отчислений от доходов колхозов и ежегодных ассигнований по Государственному бюджету СССР.

Статья 21. Все колхозы, начиная с 1964 года, производят денежные отчисления в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников в размерах, определяемых Советом Министров СССР.

Средства, подлежащие перечислению в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, исключаются из доходов колхозов при обложении их подоходным налогом.

V. Заключительные положения

Статья 22. Колхозы, где выплачиваемые колхозникам пенсии превышают размер пенсии, установленной настоящим Законом, могут сохранить эти размеры пенсий, производя соответствующие доплаты за счет средств колхоза.

Статья 23. Поручить Совету Министров СССР издать на основе настоящего Закона:

1) Положение о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов;

2) Положение о порядке назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщинам-членам колхозов;

3) Положение о централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников.

В Положении о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, в частности, предусмотреть условия назначения пенсий:

членам колхозов тех республик и областей, в которых колхозы создавались позднее, чем в других районах страны;

членам колхозов, которые вступили в колхозы в первые годы коллективизации, но вследствие старости или инвалидности прекратили работу в колхозе, не имея стажа работы, необходимого для назначения пенсии.

Статья 24. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1965 года.

Читайте также: