Президент казахстана о пенсионной реформе

Дорогие соотечественники!

В соответствии с Конституцией Республики мне на рассмотрение поступил пакет нового законодательства о пенсионной системе, инициатором которого выступили Правительство и Национальный Банк.

Я внимательно следил за той широкой общественной дискуссией, которая сопровождала весь процесс его разработки, обсуждения и принятия.

Я хорошо знаком с аргументацией и сторонников нового законодательства, и тех, кто выступает против него.

Надо отметить, что вопрос об унификации возраста выхода на пенсию мужчин и женщин стал самым острым в текущих дискуссиях.

Причину этого я вижу, в том числе и в неуклюжих действиях Правительства и Национального Банка.

Во-первых, важный социальный законопроект продвигался как «рядовой» законодательный акт, а не как необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Во-вторых, работу по его отстаиванию в общественной дискуссии Правительство и, в частности, Министерство труда и социальной защиты населения провалили.

Как результат, значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает её сути.

В целом, моя оценка работы Правительства и Национального банка по разъяснению населению нового пенсионного законодательства – неудовлетворительная.

Сегодня очевидно, что изменения в пенсионном законодательстве нужны!

Это глобальная тенденция.

Даже в ряде стран Европейского Союза и других регионов мира были вынуждены это сделать в условиях жесточайшего кризиса и надвигающейся рецессии.

Только модернизация пенсионного законодательства может дать прочные гарантии благополучия всем казахстанским пенсионерам.

Только в этом случае долговременно будет эффективно действовать накопительная система.

Только так наше общество может быть избавлено от кризиса пенсионной системы, когда общество и государство не могли выплачивать пенсии, как это случилось в 90-х годах, когда казахстанские пенсионеры целыми месяцами не получали пенсий, а их размеры были мизерными.

Основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий.

Он объясняется старением населения страны, ростом продолжительности жизни и тем, что 70% пенсионеров будут составлять женщины.

Расходы бюджета на выплату пенсий без поэтапного повышения возраста женщин на период 2014-2024 годы вырастут на 3 триллиона тенге.

Это станет проблемой для будущих пенсионеров, которым государство будет не в состоянии выплачивать пенсии.

Мы должны этот вопрос решать уже сейчас.

Единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин – это норма, которая существует в большинстве развитых стран.

К примеру, в ряде стран Европы пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 67 лет.

Многие государства принимают сейчас такое решение в условиях глобального кризиса, как неизбежную меру.

Правительство Казахстана заблаговременно предложило осуществить плавный переход к повышенной планке пенсионного возраста для женщин.

Но Правительство и Национальный банк бросили все силы, чтобы убеждать депутатов Парламента, а не тех, кого это непосредственно касается.

Мажилис и Сенат Парламента, понимая важность этого решения для народа, приняли такой пакет нового законодательства о пенсионной системе, что является правильным решением. Поскольку многие нормы Закона необходимы для улучшения социального положения наших граждан.

Поэтому в целом поддерживаю законопроект.

Но, в то же время, считаю, что не все аспекты реформирования пенсионной системы продуманы как следует.

В соответствии с полномочиями, данными мне Конституцией, возвращаю его в Парламент для повторного обсуждения и голосования в части срока введения нормы о повышении пенсионного возраста женщин.

Я предлагаю начать поэтапное повышение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.

Это позволит осуществить предстоящую модернизацию пенсионной системы с максимально полным учетом интересов казахстанцев.

Вместе с тем, прежде чем новое законодательство вступит в силу, государство должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста.

В этой связи поручаю Правительству проработать вопросы законодательного сопровождения следующих инициатив.

Первое. Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми.

Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10-ти процентов от прежнего их дохода.

Второе. К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей.

Третье. Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.

Это улучшит пенсионное обеспечение граждан, занятых в особых и вредных производствах.

Все эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан.

Также поручаю Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, а также механизмы эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики.

Пенсионные накопления граждан должны быть не источником извлечения прибыли для пенсионных фондов, а надежной основой для достойной жизни в старости каждого казахстанца.

Призываю Парламент учесть мою позицию.

Уверен, что по сложному вопросу пенсионной реформы будут найдены верные решения.


Работа по разъяснению пенсионной реформы провалена МинТруда, Правительством и НацБанком,- сказал Глава Государства.

Президент РК Нурсултан Назарбаев сделал заявление, в котором дал поручение доработать законопроект по модернизации пенсионной системы в Казахстане.

Напомним, на пленарном заседании Сената Парламента РК 23 мая был принят Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», предусматривающий унификацию пенсионного возраста женщин и мужчин. Кроме того, Закон направлен на создание Единого накопительного пенсионного фонда, введение обязательных профессиональных пенсионных отчислений работодателями для работников, занятых в тяжелых и вредных условиях труда.

Zakon.kz приводит текст выступления Главы государства.

В соответствии с Конституцией Республики мне на рассмотрение поступил пакет нового законодательства о пенсионной системе, инициатором которого выступили Правительство и Национальный Банк.

Я внимательно следил за той широкой общественной дискуссией, которая сопровождала весь процесс его разработки, обсуждения и принятия.

Я хорошо знаком с аргументацией и сторонников нового законодательства, и тех, кто выступает против него.

Надо отметить, что вопрос об унификации возраста выхода на пенсию мужчин и женщин стал самым острым в текущих дискуссиях.

Причину этого я вижу, в том числе и в неуклюжих действиях Правительства и Национального Банка.

Во-первых, важный социальный законопроект продвигался как «рядовой» законодательный акт, а не как необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Во-вторых, работу по его отстаиванию в общественной дискуссии Правительство и, в частности, Министерство труда и социальной защиты населения провалили.

Как результат, значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает её сути.

В целом, моя оценка работы Правительства и Национального банка по разъяснению населению нового пенсионного законодательства - неудовлетворительная.

Сегодня очевидно, что изменения в пенсионном законодательстве нужны!

Это глобальная тенденция.

Даже в ряде стран Европейского Союза и других регионов мира были вынуждены это сделать в условиях жесточайшего кризиса и надвигающейся рецессии.

Только модернизация пенсионного законодательства может дать прочные гарантии благополучия всем казахстанским пенсионерам.

Только в этом случае долговременно будет эффективно действовать накопительная система.

Только так наше общество может быть избавлено от кризиса пенсионной системы, когда общество и государство не могли выплачивать пенсии, как это случилось в 90-х годах, когда казахстанские пенсионеры целыми месяцами не получали пенсий, а их размеры были мизерными.

Основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий.

Он объясняется старением населения страны, ростом продолжительности жизни и тем, что 70% пенсионеров будут составлять женщины.

Расходы бюджета на выплату пенсий без поэтапного повышения возраста женщин на период 2014-2024 годы вырастут на 3 триллиона тенге.

Это станет проблемой для будущих пенсионеров, которым государство будет не в состоянии выплачивать пенсии.

Мы должны этот вопрос решать уже сейчас.

Единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин - это норма, которая существует в большинстве развитых стран.

К примеру, в ряде стран Европы пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 67 лет.

Многие государства принимают сейчас такое решение в условиях глобального кризиса, как неизбежную меру.

Правительство Казахстана заблаговременно предложило осуществить плавный переход к повышенной планке пенсионного возраста для женщин.

Но Правительство и Национальный банк бросили все силы, чтобы убеждать депутатов Парламента, а не тех, кого это непосредственно касается.

Мажилис и Сенат Парламента, понимая важность этого решения для народа, приняли такой пакет нового законодательства о пенсионной системе, что является правильным решением. Поскольку многие нормы Закона необходимы для улучшения социального положения наших граждан.

Поэтому в целом поддерживаю законопроект. Но, в то же время, считаю, что не все аспекты реформирования пенсионной системы продуманы как следует.

В соответствии с полномочиями, данными мне Конституцией, возвращаю его в Парламент для повторного обсуждения и голосования в части срока введения нормы о повышении пенсионного возраста женщин.

Я предлагаю начать поэтапное повышение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.

Это позволит осуществить предстоящую модернизацию пенсионной системы с максимально полным учетом интересов казахстанцев.

Вместе с тем, прежде чем новое законодательство вступит в силу, государство должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста.

В этой связи поручаю Правительству проработать вопросы законодательного сопровождения следующих инициатив.

Первое. Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми.

Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10-ти процентов от прежнего их дохода.

Второе. К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей.

Третье. Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.

Это улучшит пенсионное обеспечение граждан, занятых в особых и вредных производствах.

Все эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан.

Также поручаю Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, а также механизмы эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики.

Пенсионные накопления граждан должны быть не источником извлечения прибыли для пенсионных фондов, а надежной основой для достойной жизни в старости каждого казахстанца.

Призываю Парламент учесть мою позицию. Уверен, что по сложному вопросу пенсионной реформы будут найдены верные решения».


В соответствии с Конституцией Республики мне на рассмотрение поступил пакет нового законодательства о пенсионной системе, инициатором которого выступили Правительство и Национальный Банк.

Я внимательно следил за той широкой общественной дискуссией, которая сопровождала весь процесс его разработки, обсуждения и принятия.

Я хорошо знаком с аргументацией и сторонников нового законодательства, и тех, кто выступает против него.

Надо отметить, что вопрос об унификации возраста выхода на пенсию мужчин и женщин стал самым острым в текущих дискуссиях.

Причину этого я вижу, в том числе и в неуклюжих действиях Правительства и Национального Банка.

Во-первых, важный социальный законопроект продвигался как «рядовой» законодательный акт, а не как необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе.

Во-вторых, работу по его отстаиванию в общественной дискуссии Правительство и, в частности, Министерство труда и социальной защиты населения провалили.

Как результат, значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает её сути.

В целом, моя оценка работы Правительства и Национального банка по разъяснению населению нового пенсионного законодательства – неудовлетворительная.

Сегодня очевидно, что изменения в пенсионном законодательстве нужны!

Это глобальная тенденция.

Даже в ряде стран Европейского Союза и других регионов мира были вынуждены это сделать в условиях жесточайшего кризиса и надвигающейся рецессии.

Только модернизация пенсионного законодательства может дать прочные гарантии благополучия всем казахстанским пенсионерам.

Только в этом случае долговременно будет эффективно действовать накопительная система.

Только так наше общество может быть избавлено от кризиса пенсионной системы, когда общество и государство не могли выплачивать пенсии, как это случилось в 90-х годах, когда казахстанские пенсионеры целыми месяцами не получали пенсий, а их размеры были мизерными.

Основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий.

Он объясняется старением населения страны, ростом продолжительности жизни и тем, что 70% пенсионеров будут составлять женщины.

Расходы бюджета на выплату пенсий без поэтапного повышения возраста женщин на период 2014-2024 годы вырастут на 3 триллиона тенге.

Это станет проблемой для будущих пенсионеров, которым государство будет не в состоянии выплачивать пенсии.

Мы должны этот вопрос решать уже сейчас.

Единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин – это норма, которая существует в большинстве развитых стран.

К примеру, в ряде стран Европы пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 67 лет.

Многие государства принимают сейчас такое решение в условиях глобального кризиса, как неизбежную меру.

Правительство Казахстана заблаговременно предложило осуществить плавный переход к повышенной планке пенсионного возраста для женщин.

Но Правительство и Национальный банк бросили все силы, чтобы убеждать депутатов Парламента, а не тех, кого это непосредственно касается.

Мажилис и Сенат Парламента, понимая важность этого решения для народа, приняли такой пакет нового законодательства о пенсионной системе, что является правильным решением. Поскольку многие нормы Закона необходимы для улучшения социального положения наших граждан.

Поэтому в целом поддерживаю законопроект.

Но, в то же время, считаю, что не все аспекты реформирования пенсионной системы продуманы как следует.

В соответствии с полномочиями, данными мне Конституцией, возвращаю его в Парламент для повторного обсуждения и голосования в части срока введения нормы о повышении пенсионного возраста женщин.

Я предлагаю начать поэтапное повышение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года.

Это позволит осуществить предстоящую модернизацию пенсионной системы с максимально полным учетом интересов казахстанцев.

Вместе с тем, прежде чем новое законодательство вступит в силу, государство должно принять дополнительные меры для социальной защиты граждан, особенно женщин предпенсионного возраста.

В этой связи поручаю Правительству проработать вопросы законодательного сопровождения следующих инициатив.

Первое. Обеспечить за счет государства дополнительную выплату обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми.

Общий размер выплат в накопительный пенсионный фонд необходимо довести до 10-ти процентов от прежнего их дохода.

Второе. К существующим десяти процентам обязательных пенсионных отчислений граждан ввести дополнительные пять процентов обязательных отчислений от работодателей.

Третье. Поэтапно увеличить ставки обязательных профессиональных пенсионных взносов еще на пять процентов.

Это улучшит пенсионное обеспечение граждан, занятых в особых и вредных производствах.

Все эти меры позволят повысить солидарную ответственность и государства, и работодателей, и самих работников за уровень социальной защиты наших граждан.

Также поручаю Правительству разработать комплекс мер по дальнейшей модернизации системы пенсионного обеспечения до 2030 года, а также механизмы эффективного инвестирования пенсионных активов в проекты наиболее перспективных отраслей экономики.

Пенсионные накопления граждан должны быть не источником извлечения прибыли для пенсионных фондов, а надежной основой для достойной жизни в старости каждого казахстанца.

Призываю Парламент учесть мою позицию.

Уверен, что по сложному вопросу пенсионной реформы будут найдены верные решения.


Иллюстративное фото: gettyimages.com / Piotrekswat

На данный момент пенсия казахстанцев состоит из базовой, солидарной и выплат с индивидуального пенсионного счета. Для определения каждой части применяются свои расчеты. Что должно измениться, узнали журналисты Нурфин.

Напомним, что на официальном портале «Открытые НПА» появился законопроект «О внесении изменений и дополнений в указ президента РК «О концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года».

Согласно этому законопректу, пенсионеров и не достигших пенсионного возраста казахстанцев ждут кардинальные изменения. Рассмотрим подробнее основные пункты, сравнив их с действующими на данный момент нормами.

Изменения в пенсии из государственного бюджета

Пенсия казахстанцев за счет государственного бюджета на данный момент состоит из базовой и солидарной. Эти показатели ежегодно растут.


На что и как казахстанцы смогут потратить свои пенсионные накопления

Солидарную пенсию также называют «минимальной». Ее получают пенсионеры, которые до 1998 года официально работали хотя бы полгода. На данный момент она равна 40 441 тенге. Ее платят в сумме с базовой пенсией.

Базовую пенсию получают все казахстанские пенсионеры, не зависимо от того, работали они или нет. Она равна 54% от прожиточного минимума и увеличивается в зависимости от стажа участия в пенсионной системе до целого прожиточного минимума. В этом году – от 17 641 до 32 668 тенге.

Стаж участия в пенсионной системе – это официальный стаж работы до 1998 года и период, когда за счет работника вносились взносы на индивидуальный пенсионный счет после 1998 года.


Изменить пенсионную систему планируют в Казахстане

С 2028 года планируют отменить назначение базовой пенсии и ввести такое понятие, как «минимальная гарантированная пенсия». То есть по сути эта часть пенсионной выплаты просто поменяет название с «базовой» на «гарантированную».

Минимальная гарантированная выплата будет составлять уже не 54%, а 70% от прожиточного минимума. Она также будет расти в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. За каждый год сверх 5 лет участия размер гарантированной пенсии будет увеличиваться на 2%.

Вместе с гарантированной пенсией, работавшие до 1998 года пенсионеры продолжат получать солидарную пенсию. Ее размер обещают ежегодно увеличивать на процент инфляции, плюс два процентных пункта.


Иллюстративное фото: freepik.com / master1305

Изменения в накопительной пенсионной системе


Как менялась минимальная зарплата в сравнении с курсом тенге в Казахстане

Следующее изменение касается казахстанцев, которые только копят на пенсию. Работающие вкладчики ЕНПФ с каждой зарплаты вносят обязательные пенсионные взносы в размере 10% от оклада.

Работодатели на данный момент должны за свой счет вносить 5% от зарплаты сотрудника, который занят на вредном производстве. Называется это - обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Но с 2023 года планируется, что все работодатели будут за свой счет делать дополнительные обязательные пенсионные взносы на индивидуальный пенсионный счет всех своих сотрудников, не зависимо от "вредности" работы.

В 2023 году обязательные пенсионные взносы работодателя будут составлять 1% от оклада работника, а к 2029 году их размер планируют поэтапно увеличить до 5%.


Более 138 млрд тенге выплатил ЕНПФ казахстанцам

Накопления, сформированные за счет этих взносов, также можно будет использовать поверх порога достаточности на улучшение жилищных условий, оплату дорогостоящего лечения или передачу в управление частным управляющим компаниям.

Изменения для получателей выплат из ЕНПФ

Для действующих пенсионеров планируется увеличить минимальный размер выплаты из ЕНПФ. На данный момент она, как и базовая пенсия, равна 54% от прожиточного минимума или 17 641 тенге.

Планируется, что минимальная пенсионная выплата из ЕНПФ будет равна минимальной пенсии, установленной в начале года. С начала этого года было установлено 38 636 тенге.

Данная мера позволит увеличить совокупный размер ежемесячной пенсии, которая на данный момент состоит из базовой, солидарной и накопительной составляющих. Но когда точно она будет введена, не указано.


Более 70 тысяч казахстанцев получили соцвыплаты на случай потери работы

Также планируется пересмотреть некоторые другие правила для определения части пенсии, которая будет состоять из накоплений на индивидуальном пенсионном счете.


Иллюстративное фото: gettyimages.com / RossHelen

Изменения механизма пенсионного аннуитета

В законопроекте также дано указание пересмотреть некоторые правила предоставления пенсионного аннуитета. В частности, было решено ввести механизм совместных аннуитетов, не зависящих от половой принадлежности.

Напомним, что пенсионный аннуитет – это возможность для некоторых казахстанцев раньше срока выйти на пенсию. Для этого можно заключить договор с одной из казахстанских страховых компаний и передать им все свои пенсионные накопления.

Компании в свою очередь обязуются пожизненно платить клиенту страховые выплаты в размере не ниже минимальной пенсии, установленной на данный период. Тогда как выплаты из ЕНПФ производятся до 79-летнего возраста.


Как вернуть деньги за переплату по медстраховке в Казахстане

Для подписания договора пенсионного аннуитета нужно накопить на своем индивидуальном пенсионном счете достаточно крупную сумму. Мужчины в 55 лет должны иметь 10 875 485 тенге, а женщины этого же возраста - 13 611 164 тенге.

Данные пороги достаточности каждый год должны меняться. Механизмы их исчисления должны пересмотреть в том числе.

Другие изменения

И еще одно из планируемых изменений – это выход на пенсию «по желанию». То есть казахстанцы, которые достигли пенсионного возраста, будут иметь возможность работать дальше, нарабатывать стаж для начисления пенсии и копить деньги на индивидуальном пенсионном счете.

На период, пока казахстанец не ушел на пенсию, пенсионные выплаты ему начисляться не будут.


13-я зарплата: в каких случаях работодатель обязан ее платить

При этом, если казахстанец достигнет пенсионного возраста, но отложит выход на пенсию, в случае его смерти наследники в гарантированный период смогут получать пенсионные выплаты за счет бюджетных средств помимо накоплений на индивидуальном пенсионном счете наследодателя.

Данные поправки будут обсуждаться до конца года, а внедряться они будут постепенно в зависимости от указанных сроков.

По каждому ключевому направлению реформ будут сформированы шесть рабочих групп.


Во дворце "Акорда" под председательством Президента Касым-Жомарта Токаева состоялось первое заседание Высшего cовета по реформам, сообщает пресс-служба Акорды .

Во время заседания выступили члены Высшего cовета по реформам: советник Президента – заместитель председателя Высшего cовета по реформам Сума Чакрабарти, премьер-министр Аскар Мамин, председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Кайрат Келимбетов, а также зарубежные эксперты Андрес Веласко, Френсис Мод и Филлип Хаммонд.

Выступая перед членами Совета, глава государства отметил, что граждане страны ожидают новаторских подходов и новых решений, в выработке которых ключевую роль должен сыграть Высший совет по реформам.

Касым-Жомарт Токаев отметил, что Совет будет принимать решения по весьма сложным вопросам, касающимся повышения конкурентоспособности национальной экономики и повышения благосостояния населения.

Подчеркнув, что деятельность Совета должна в корне отличаться от других консультативно-совещательных органов, Президент заявил о необходимости открыто говорить о существующих проблемах и задачах, не обходить "острые углы" или "подводные камни".

"Нельзя ограничиваться простой констатацией фактов, описанием складывающейся ситуации. Главное – своевременно принимать нужные решения. Это значит, что Совет не должен просто одобрять заранее подготовленные предложения, которые на поверку зачастую оказываются неработающими. Совет должен ставить окончательную точку в длительных межведомственных спорах. Задача Совета – задавать новые ориентиры в управлении национальной экономикой, общественном развитии, институциональных реформах. И, конечно же, контролировать ход текущей работы", – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства предложил в рамках следующего заседания Совета рассмотреть новые подходы к системе государственного планирования и принять решение по этому вопросу.

"Нам предстоит выстроить более гибкую архитектуру программных документов, определяющих цели и этапы развития государства в каждой сфере. Система будет увязана с бюджетным планированием и утвердит прямую ответственность руководителей госорганов за выполнение поставленных задач. Важно обеспечить выполнение решений Высшего совета, реализацию национальных проектов, внедрение принципов проектного управления реформами. На данном этапе – это ключевая задача Агентства по стратегическому планированию и реформам", – сказал Президент Казахстана.

Касым-Жомарт Токаев также акцентировал внимание на Стратегическом плане развития страны до 2025 года, который должен стать основой для дальнейших действий на среднесрочную перспективу, добавив, что в этом документе будет сформулирована новая повестка развития.

Глава государства отметил, что правительство разработало предварительную версию стратегического плана, который теперь необходимо доработать совместно с АСПиР и обсудить с членами Высшего совета, а его итоговый вариант на следующем заседании представит премьер-министр.

Касым-Жомарт Токаев назвал проблематичным качество первичных данных, особенно относящихся к ведомственной статистике. Улучшению ситуации в данной сфере должна способствовать передача комитета по статистике в ведение АСПиР.

"Следует разработать реформы, направленные на обеспечение достоверности фактологических данных и их качественную интерпретацию. Предстоит использовать инструментарий обработки больших данных в целях корректного моделирования экономических, демографических и иных процессов, построения достоверных прогнозов для принятия выверенных решений", – заявил Президент.

Глава государства поручил АСПиР предметно проработать данный вопрос совместно с министерством цифрового развития и внести конкретные предложения для решительного улучшения ситуации.

В ходе заседания Касым-Жомарт Токаев также напомнил о том, что в контексте "слышащего государства" необходимо принимать в работу независимые суждения со стороны неправительственных организаций и отдельных граждан.

Президент Казахстана предложил в рамках Совета сформировать шесть рабочих групп по каждому из ключевых направлений реформ, куда помимо членов Совета могут входить должностные лица, представители общественных организаций, международные и отечественные независимые эксперты.

Первой группе под руководством Сумы Чакрабарти предстоит заняться разработкой эффективной макроэкономической политики, которая должна учитывать такие задачи, как эффективность денежно-кредитной и фискальной политик, налоговой системы, обеспечение устойчивости финансового сектора.

Вторая группа во главе с руководителем Администрации Президента Ерланом Кошановым будет разрабатывать вопросы реформы судебной и правоохранительной систем. Глава государства считает, что в данном направлении предстоит большой объем работы, и косметическими мерами обойтись уже не получится.

Отдельная группа будет сфокусирована на "перезагрузке" социальной сферы. Касым-Жомарт Токаев напомнил, что по его поручению разрабатывается абсолютно новый для Казахстана документ – Социальный кодекс.

"По сути, этот документ призван систематизировать взаимоотношения между гражданином и государством, чётко очертить их взаимные обязательства, а также конкретизировать минимальные социальные гарантии, предоставляемые казахстанцам: от получения дошкольного образования и до пенсионного обеспечения граждан", – отметил Президент.

Также будет создана группа по диверсификации экономики. Касым-Жомарт Токаев высказал твёрдое убеждение, что это безальтернативный путь для нашей страны. При этом, по его мнению, реально работающих механизмов всё ещё недостаточно.

"Пока выгоднее добывать сырьё, заниматься перепродажами, сидеть "на игле" госзаказов", – заметил глава государства.

Работа двух вышеуказанных групп будет организована под руководством премьер-министра.

В пятой группе представители правительства и Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" будут заниматься вопросами бизнес-регулирования.

Деятельность шестой группы под руководством заместителя руководителя Администрации Президента Тимура Сулейменова, будет посвящена вопросам современного госуправления и эффективных государственных услуг.

"Перед нами стоит задача придания госаппарату нового качества. Он должен обладать большей гибкостью и полномочиями при принятии решений, брать на себя ответственность с целью достижения искомых результатов. Здесь многое зависит от внедрения современных цифровых технологий. В этом вопросе застой недопустим", – убеждён Касым-Жомарт Токаев.

Завершая свое выступление, Президент Казахстана подчеркнул, что перед нами стоят задачи важного государственного значения, а времени на раскачку нет.

"Следующий год – год 30-летия независимости нашего государства. Эту памятную дату мы должны встретить не праздничными мероприятиями, а конкретными делами. 30-й год нашей независимости следует отметить ударным, продуктивным трудом. Речь, прежде всего, идёт об эффективных реформах, направленных на обеспечение благополучия наших граждан", – резюмировал глава государства.

14 сентября 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о создании Высшего совета по реформам. Ранее глава государства подписал указ о создании Агентства по стратегическому планированию и реформам РК.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Журналисты КТК в первую очередь рассказывают о проблемах рядовых казахстанцев: ценах на товары первой необходимости, вопиющих нарушениях закона, коммунальных авариях.

В этом выпуске:

В Казахстане предлагают изменить пенсионную систему. Экономисты хотят переиначить её так, чтобы население могло пользоваться своими накоплениями до того, как выйдет на заслуженный отдых. Например, для покупки собственного жилья. По данным Центра стратегических инициатив, в нашей стране без собственной крыши над головой 6 миллионов человек!

Хотим стареть как в Сингапуре – если коротко, так можно описать цель сегодняшнего форума, на котором собрались экономисты и политики. Представленная пенсионная реформа направлена на то, чтобы стимулировать казахстанцев откладывать деньги. Тем более что с этим в стране большая проблема.

Ербол Тулегенов, руководитель проектов Центра стратегических инициатив:

Сейчас взнос в пенсионный фонд больше воспринимается как дополнительный налог. В Казахстане насчитывается 9 миллионов экономически активного населения. Из них 40%, или 3,6 миллиона, регулярно платят пенсионные взносы. Ещё 30% – это 2,7 миллиона человек – делают это нерегулярно. Оставшиеся 30% – это люди, которые и вовсе не платят пенсионные взносы.

По мнению экономистов, люди не горят желанием откладывать на собственную старость по одной простой причине. Недоверие! Они сильно сомневаются в том, что при выходе на пенсию получат свои кровные. И тут большой вопрос к ЕНПФ, считают депутаты.

Нуржан Альтаев, депутат мажилиса парламента РК:

– Население абсолютно не верит. Дайте сейчас возможность людям, условно говоря, сказать: «У вас есть возможность забрать из этих пенсионных накоплений» – все побегут и заберут, они не доверяют.

ЕНПФ сегодня припомнили, пожалуй, всё – и скандальный азербайджанский банк, в который вложили пенсионные казахстанцев, отсутствие открытости и сомнительные инвестиции. Сингапурская же модель позволит населению, по словам экономистов, не просто знать всё о своих накоплениях, но и покупать на них жильё.

Ербол Тулегенов, руководитель проектов Центра стратегических инициатив:

– Мы предлагаем, чтобы в ЕНПФ сейчас внедрить новую систему и дать возможность управлять собственными средствами. Мы создаём три счёта: жилищный, пенсионный, специальный. В специальный будет входить покрытие медицинских, образовательных и инвестиционных расходов. До 34 лет 16% будет идти в жилищный счёт, пенсионный – 10% и специальный – 10.

По данным экономистов, у большей части казахстанцев не более 1 миллиона тенге на счету. В пенсионном фонде в свою очередь парируют: не факт, что от других систем, в том числе сингапурской, будет толк.

Жанат Курманов, председатель правления Единого накопительного пенсионного фонда:

К пенсионной системе Сингапура нужно относиться очень осторожно, потому что принцип, когда каждый заботится только о себе и располагает только своими пенсионными накоплениями, очень сложно реализовать в такой стране, как Казахстан, в котором доходы пока достаточно низкие. Доходы в Сингапуре и Казахстане в 12 раз…

По мнению специалистов, новая система позволила бы убить сразу нескольких зайцев: во-первых, увеличить число тех, кто будет откладывать себе на старость, и обеспечить жильём тех, у кого его нет. А без крыши над головой сегодня, по подсчётам разработчиков программы, 6 миллионов человек. При цифре: 9 миллионов работающих казахстанцев – статистика удручающая.

Утопия это или нет – жить как в Сингапуре, сказать пока сложно. Это зависит от того, станут ли представленные красивые инициативы в итоге реальностью. Но какие-никакие сроки всё же имеются. Их поставил президент. В своём послании Касым-Жомарт Токаев заявил: правительство должно разработать механизм, с помощью которого казахстанцы смогут использовать свои пенсионные накопления на покупку того же жилья. Времени осталось совсем немного.

«Законопроект не нашел понимания у населения Казахстана, так как инициаторы — правительство и Нацбанк не смогли объяснить его обоснование» — сказал Глава государства сегодня, 7 июня, в выступлении на официальных телеканалах. Их действия он назвал «неуклюжими, провальными и как результат, население отнеслось к нему с недоверием».



» Я внимательно следил за той широкой общественной дискуссией, которая сопровождала весь процесс его разработки, обсуждения и принятия. Я хорошо знаком с аргументацией и сторонников нового законодательства, и тех, кто выступает против него. Надо отметить, что вопрос об унификации возраста выхода на пенсию мужчин и женщин стал самым острым в текущих дискуссиях. Причину этого я вижу, в том числе и в неуклюжих действиях Правительства и Национального Банка. Во-первых, важный социальный законопроект продвигался как «рядовой» законодательный акт, а не как необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе», — сказал Президент.

По мнению Главы государства, правительство и профильное министерство провалили работу по отстаиванию законопроекта в общественной дискуссии.

«Как результат, значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает её сути. В целом, моя оценка работы правительства и Национального банка по разъяснению населению нового пенсионного законодательства — неудовлетворительная. Сегодня очевидно, что изменения в пенсионном законодательстве нужны! Это глобальная тенденция», — пояснил Нурсултан Назарбаев.

В качестве примера он привел страны Европейского Союза и других регионов мира, где власти были вынуждены это сделать в условиях жесточайшего кризиса и надвигающейся рецессии.

«Только модернизация пенсионного законодательства может дать прочные гарантии благополучия всем казахстанским пенсионерам. Только в этом случае долговременно будет эффективно действовать накопительная система. Только так наше общество может быть избавлено от кризиса пенсионной системы, когда общество и государство не могли выплачивать пенсии, как это случилось в 90-х годах, когда казахстанские пенсионеры целыми месяцами не получали пенсий, а их размеры были мизерными», — сказал он.

Говоря о спорном законопроекте Глава государства отметил, что основным аргументом в пользу повышения пенсионного возраста женщин стал прогнозируемый дефицит средств по выплате пенсий, который объясняется старением населения страны, ростом продолжительности жизни и тем, что 70 процентов пенсионеров будут составлять женщины.

«Расходы бюджета на выплату пенсий без поэтапного повышения возраста женщин на период 2014-2024 годы вырастут на 3 триллиона тенге. Это станет проблемой для будущих пенсионеров, которым государство будет не в состоянии выплачивать пенсии. Мы должны этот вопрос решать уже сейчас. Единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин — это норма, которая существует в большинстве развитых стран. К примеру, в ряде стран Европы пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 67 лет. Многие государства принимают сейчас такое решение в условиях глобального кризиса, как неизбежную меру», — сказал Президент.

По словам Президента, правительство Казахстана заблаговременно предложило осуществить плавный переход к повышенной планке пенсионного возраста для женщин. Однако вместо того, чтобы убеждать тех, кого это непосредственно коснется и правительство, и Нацбанк бросили все силы на убеждение депутатов.

«Мажилис и сенат Парламента, понимая важность этого решения для народа, приняли такой пакет нового законодательства о пенсионной системе, что является правильным решением. Поскольку многие нормы Закона необходимы для улучшения социального положения наших граждан. Поэтому в целом поддерживаю законопроект. Но, в то же время, считаю, что не все аспекты реформирования пенсионной системы продуманы как следует. В соответствии с полномочиями, данными мне Конституцией, возвращаю его в парламент для повторного обсуждения и голосования в части срока введения нормы о повышении пенсионного возраста женщин. Я предлагаю начать поэтапное повышение пенсионного возраста не с 1 января 2014 года, а с 1 января 2018 года. Это позволит осуществить предстоящую модернизацию пенсионной системы с максимально полным учетом интересов казахстанцев», — предложил Глава государства.

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

Читайте также: