Принципы и нормы международного права пенсии

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Михаил Львович

Рассмотрено основное содержание международных актов и Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения и необходимости их учета в российском страховом пенсионном законодательстве. В России без достаточных оснований установлен более высокий минимальный страховой стандарт для получения пенсии по старости и введены дополнительные условия для назначения этой пенсии , что может привести к лишению права на пенсию многих граждан. Оценивается также предложенная для нашей страны особая методика определения коэффициентов замещения пенсией заработка, не совпадающая с правилами, определенными названной Конвенцией, которая ведет к его необоснованному завышению.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров Михаил Львович

International Legal Standards of Retirement Insurance and the Russian Actuarial Pension Plans

The author considers the basic content of international instruments and the ILO Convention on minimum standards of social security and the need to take them into account in the Russian insurance pension legislation. In Russia, a higher minimum standard insurance for old age pensions is set without sufficient grounds and additional conditions for awarding such pension have been introduced, which will lead to the deprivation of the right to pension for many citizens. The author also assesses a special technique for determining the earnings replacement rate by pension suggested for Russia which does not coincide with the rules defined by the Convention, which leads to its ungrounded overrating.

Текст научной работы на тему «Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система»

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система

ЗАХАРОВ Михаил Львович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Рассмотрено основное содержание международных актов и Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения и необходимости их учета в российском страховом пенсионном законодательстве. В России без достаточных оснований установлен более высокий минимальный страховой стандарт для получения пенсии по старости и введены дополнительные условия для назначения этой пенсии, что может привести к лишению права на пенсию многих граждан. Оценивается также предложенная для нашей страны особая методика определения коэффициентов замещения пенсией заработка, не совпадающая с правилами, определенными названной Конвенцией, которая ведет к его необоснованному завышению.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, минимальные нормы, пенсии, страховые пенсии, коэффициент замещения.

International Legal Standards of Retirement Insurance and the Russian Actuarial Pension Plans

M. L. Zakharov, doctor of legal sciences, professor

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

The author considers the basic content of international instruments and the ILO Convention on minimum standards of social security and the need to take them into account in the Russian insurance pension legislation. In Russia, a higher minimum standard insurance for old age pensions is set without sufficient grounds and additional conditions for awarding such pension have been introduced, which will lead to the deprivation of the right to pension for many citizens. The author also assesses a special technique for determining the earnings replacement rate by pension suggested for Russia which does not coincide with the rules defined by the Convention, which leads to its ungrounded overrating.

Keywords: retirement insurance, minimum standards, pensions, non-contributory pensions, replacement rate.

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения касаются, во-первых, права на социальное обеспечение и, во-вторых, права на соответствующий его уровень.

Согласно ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного нашей страной, «участвующие в настоящем Пакте госу-

дарства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

В России пенсия для каждого гражданина, достигшего соответствующего возраста, именуемого обычно пенсионным возрастом, или ставшего инвалидом, впервые была введена Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340Л «О государственных пенсиях в РСФСР». Право на по-

лучение пенсии таких граждан не зависит от каких-либо иных условий, в частности от их трудовой деятельности, имущественного положения и т. д. Такие пенсии в нашей стране традиционно именуются социальными. Их три вида — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Конституция РФ также гарантирует каждому социальное обеспечение (и,следовательно, пенсионное обеспечение) по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца (ч. 1 ст. 39). Таким образом, всеобщее пенсионное обеспечение в России фактически осуществляется более 25 лет.

В названном Международном пакте упомянуто социальное страхование. Объясняется это тем, что системы социального обеспечения занятого (работающего) населения, основанные на взимании страховых взносов, успешно функционировали уже в то время во многих странах и на практике доказали свою эффективность и устойчивость. Следует отметить, что до сих пор ни одна страна не отказалась и не собирается отказываться от такой системы. В российской Конституции социальное страхование по какой-то причине не указано. В ней лишь предусмотрено, что поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39). Очевидно, если поощряется добровольное социальное страхование, то существует и обязательное, иными словами принудительное, социальное страхование, включая, естественно, и пенсионное обязательное страхование. В нашей стране оно многие годы функционировало до распада СССР, существует и будет развиваться далее.

Право на трудовую пенсию, переименованную с 1 января 2015 г. в

страховую пенсию, регулируется международными правовыми нормами, которые содержатся в Конвенции МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения 1952 г. и Европейском кодексе социального обеспечения 1964 г. (ЕСКСО), предусматривающем более высокие нормы обеспечения, чем Конвенция № 102. С момента принятия указанных актов прошло более 60 и 40 лет соответственно, но ни один из них не ратифицирован нашей страной, хотя российское пенсионное законодательство формировалось с учетом норм, закрепленных в этих международных актах. Обратимся прежде всего к вопросу о трудовой (страховой) пенсии1 по старости как наиболее распространенной.

Согласно ст. 26 Конвенции № 102 охватываемым случаем является превышение установленного возраста. Установленный возраст не превышает 65 лет. Однако компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране.

Конвенция допускает установление и сохранение более низкого пенсионного возраста. На практике пенсионный возраст определяется в каждой стране с учетом продолжительности предстоящей жизни населения при рождении и после достижения определенного возраста, в том числе 60 лет. В России пенсионный возраст низкий (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), но он соответствует более короткой продолжительности жизни в нашей стране, особенно для мужчин. Примерно 35% мужчин не доживают до своего пенсионного возраста, т. е. 60 лет (в других развитых странах он выше, как правило, на 5 лет). Продолжительность жизни граждан в России после достижения 60 лет всего около 17 лет, а в Северной Европе, например, более 24, в Западной Ев-

1 В международных актах они именуются пособиями.

ропе — 23 года, т. е. выше, чем в нашей стране, на 6—7 лет2.

При такой ситуации считать низким пенсионный возраст в России недопустимо, для мужчин он, наоборот, очень высок. Продолжительность их жизни составляет всего 61 год, в других указанных странах — 77— 78 лет3.

Пенсия предоставляется лицам, которые до достижения соответствующего пенсионного возраста приобрели стаж, который «может быть 30-летним стажем уплаты взносов». Сокращенная пенсия «обеспечивается по крайней мере. лицам, которые приобрели 15-летний стаж уплаты взносов» (ст. 29 Конвенции № 102). Указанное положение считается выполненным, если получатели пособия по меньшей мере приобрели 10-летний стаж уплаты взносов. Вместе с тем проценты (40%), которые указаны в приложении к разд. XI Конвенции, «могут быть пропорционально сокращены, когда стаж уплаты взносов превышает 10 лет, но меньше 30 лет».

Таким образом, для получения пенсии по старости Конвенцией № 102 определены, помимо указанного выше возрастного стандарта, также стажевые стандарты. Для получения полной пенсии они составляют 30 лет уплаты взносов, сокращенной пенсии — от 10 до 30 лет (период уплаты взносов обычно равен страховому стажу), правила его исчисления не регламентируются в Конвенции, они определяются законодательством каждой страны.

Рассмотрим реализацию этих международных правовых стандартов в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, применяются правила международного договора РФ.

Данное положение полностью соответствует Конституции РФ, ч. 4 ст. 15 которой устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Тем самым Конституция РФ включает во внутреннее право нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права, а также закрепляет примат международного договорного права над внутригосударственным. При этом по логике вещей приоритет по отношению к российскому законодательству имеют не только международные договоры, но и указанные принципы и нормы.

В практическом плане эго означает, что в случае противоречия правил нормативных правовых актов РФ правилам вступившего в силу международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, по каким-либо вопросам (например, по исчислению страхового стажа), органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны следовать исключительно правилам соответствующего договора.

Перечень действующих международных договоров РФ, регулирующих вопросы установления и выплаты страховых пенсий условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство — продолжатель СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией (табл. 2.1).

Международные договоры и соглашения, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения

— Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 02.12.1959 (применяется в отношениях со Словакией);

— Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества 11езависимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 1 ;

1 Участниками этого Соглашения являются Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Окончание табл. 2.1

о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20.12.1962;

- Соглашение между СССР

и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.04.1981.

— Временное соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения

— Договор между Российской Федерацией

и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994;

  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995;
  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27.04.1996;
  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.04.1999;
  • — Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Грузии

о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997;

  • — Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006;
  • — Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007;
  • — Договор между Российской Федерацией

и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27.02.2009;

  • — Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011;
  • — Договор между Российской Федерацией

и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 08.12.2011.

Международное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на место жительство в другое государство. Так, при помощи международного договора пенсионные права, приобретенные на территории одного государства, могут учитываться при установлении пенсии на территории другой страны. В документах МОТ государствам при подготовке пенсионных соглашений рекомендуется использовать либо метод пропорционального распределения, либо метод интеграции. Эти предложенные МОТ методы обусловили заключение нашей страной международных договоров, именуемых в одних случаях «пропорциональными», в других — «территориальными» («интеграционными»).

Главной содержательной особенностью международных договоров, основанных на территориальном принципе, является осуществление пенсионного обеспечения лица по законодательству и за счет средств государства, на территории которого он проживает, с учетом пенсионных прав, приобретенных им в государстве-контрагенте. Можно сказать, что сохранение пенсионных прав граждан, переселившихся в страны, в отношениях с которыми у России действуют «территориальные» соглашения, происходит посредством передачи обязательств по их пенсионному обеспечению этим государствам. По общему правилу, исходя из норм данных соглашений, гражданин, например Молдовы, проживавший и работавший в России и выехавший затем на родину, право на российскую пенсию иметь не будет, ему будет назначена молдавская пенсия с учетом периодов работы в России. Все пенсионные договоры, заключенные СССР, и многие из подписанных Российской Федерацией, основаны на данном принципе (например, это относится к соглашениям с Румынией (от 24.12.1960), Венгрией (от 20.12.1962), Монголией (от 06.04.1981), государствами — участниками СНГ (от 13.03.1992), Молдовой (от 10.02.1995), Грузией от (16.05.1997), Литвой (от 29.06.1999)).

Международные договоры, основанные на пропорциональном принципе, заключаются в распределении расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон, с применением правил суммирования страхового (трудового) стажа для определения права на пенсию. При этом специалистами «пропорциональные» договоры признаются более объективными и равноправными, поскольку они исходят из того, что каждая сторона отвечает только за тот стаж, который был приобретен на ее территории [1] . Интересно, что пропорциональный тип международных пенсионных соглашений получил наибольшее распространение в мире. Например, пенсионные нормы действующих международных соглашений Германии о пенсионном обеспечении, которые заключены с государствами, не входящими в состав Европейского союза (Австралия, Босния и Герцеговина, Израиль, Канада, Корея, Македония, Марокко, Сербия, США, Тунис, Турция, Хорватия, Черногория, Чили, Япония) основаны на пропорциональном принципе. Отношения в области пенсионного обеспечения между государствами — членами Европейского союза также построены на указанном принципе.

В настоящее время в полной мере принцип пропорциональности в части вопросов пенсионного обеспечения заложен в основу договоров Российской Федерации с Болгарией, Испанией и Эстонией.

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории. Таким образом, этот договор основан на пропорциональном принципе и содержит элементы территориального принципа в отношении периодов до 13 марта 1992 г., что обоснованно, учитывая общность исторических судеб России и Беларуси. Аналогичный подход в отношении периодов до 1 января 1991 г. используется в договоре с Латвией.

На основании Договора между Российской Федерацией и Чешской Республикой о социальном обеспечении от 08.12.2011 страховой (трудовой) стаж, приобретенный до 31 декабря 2008 г. на территории одной из договаривающихся сторон, принимает во внимание та договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживало на указанную дату, но только в той части, в которой этот страховой (трудовой) стаж не учтен при определении размера пенсии и пособия, предоставленных другой договаривающейся стороной, при условии что данное лицо приобрело на указанную дату не менее 1 года страхового (трудового) стажа по законодательству той договаривающейся стороны, которая должна учесть страховой (трудовой) стаж. В противном случае страховой (трудовой) стаж учитывает та договаривающаяся сторона, по законодательству которой указанный стаж был фактически приобретен.

Таким образом, в российской практике имеют место быть смешанные территориально-пропорциональные договоры.








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспе­чения выражается в разработке международных стандартов в обла­сти социального обеспечения, гармонизации и координации нацио­нальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохра­нения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратифи­кации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Бела­русь. В основном это связано с деятельностью Организации Объе­диненных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это дос­тигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими го­сударствами либо включения международных норм в текст нацио­нальных законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалиднос­ти, потери кормильца, наступления старости или иного случая утра­ты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в та­ких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конститу­ции Республики Беларусь государство признает приоритет обще­признанных принципов международного права и обеспечивает со­ответствие им внутреннего законодательства.

Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

— прямое применение международных актов после ратификации;

— включение международных норм в текст законов;

— реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуще­ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возмож­ные меры на международном, региональном и национальном уров­нях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохране­ние, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, об­разование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, Кон­венция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспе­чения» (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следую­щим направлениям:

— запрещение дискриминации граждан стран — участниц меж­дународного договора по признаку национальности;

— решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;

— суммирование периодов социального страхования, профес­сиональной деятельности или проживания в странах — участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

— установление условий получения выплат в одной из стран-уча­стниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

— взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие являет­ся основополагающим принципом международно-правового регу­лирования социального обеспечения.

1. Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и со­хранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды соци­ального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иж­дивенцев, независимо от их гражданства.

2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: продолжительности страхового или трудового стажа; времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с уче­том или без учета гражданства.

Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере пра­воотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении междуна­родной системы сохранения прав в области социального обеспече­ния» (1982 г.). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция содержит толкование общепринятых терминов, пра­вила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за грани­цей. В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной де­ятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также прирав­ненные к ним периоды. Суммирование названных периодов произ­водится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальнос­ти, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне терри­тории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:

- на специальные безвзносовые пособия, назначаемые в каче­стве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление ко­торых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обес­печению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;

- пособия, предоставляемые по переходным системам. В со­ответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу приме­няемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства — члены МОТ, ратифи­цировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохране­нию приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член га­рантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инва­лидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в систе­ме сохранения прав, приобретенных на основании их законодатель­ства», в отношении: медицинского обслуживания, пособий по бо­лезни, беременности и родам, безработице, семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болез­ни, беременности и родам приобретено по законодательству одно­го государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социаль­ном обеспечении, то первое государство возмещает второму фак­тические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть заре­гистрирован в качестве безработного в службах занятости всех госу­дарств, на территории которых он ищет работу. Производится сумми­рование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы об­щая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву-или многосторонними соглашениями могут предусматриваться сле­дующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором — по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финанси­рованию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм уста­навливаются международными договорами.

Основными субъектами международно-правового регулирова­ния социального обеспечения являются Организация Объединенных Наций и Международная организация труда. МОТ является специа­лизированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уста­вом наделяется полномочиями по принятию международных кон­венций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу об­ладают члены Содружества Независимых Государств, которое об­разовано в 1991 г.


Цена:

Авторы работы:

АЛЕКПЕРОВ РИЯД АЛИ ОГЛЫ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПЕНСИЙ»

Трудовое право; право социального обеспечения

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПЕНСИЙ

Рияд Али оглы АЛЕКПЕРОВ, докторант отдела теории государства и права, гражданского права и гражданского процесса Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджанской Республики

Научная специальность: 12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

Аннотация. В статье указывается, что пенсионная система каждого государства с развитой рыночной экономикой имеет свои особенности, обусловленные уровнем экономики, спецификой истории и политического развития, народными обычаями и традициями этих стран. Естественно, что в период, когда в Азербайджанской Республике проводятся пенсионные реформы, использование опыта иных стран в области пенсионного обеспечения имеет важное значение.

Ключевые слова: право, пенсия, декларация, размер, доход.

Annotation. In article it is underlined that the pension system of each state with the developed market economy has the features caused by an economic level, specificity of history and political development, folk customs and traditions of these countries. It is natural that during the period when in the Azerbaijan Republic pension reforms are carried out, use of experience of other countries in the field of provision of pensions will get great value.

Key words: law, pension,, declaration, size, income.

Рецензент — М.Н. Алиев, главный научный сотрудник отдела теории государства и права, гражданского права и гражданского процесса Института философии, социологии и права НАН Азербайджана, доктор юридических наук

Право на социальное обеспечение и право на пенсионное обеспечение, являющееся его основной составной частью, определены в статьях 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека. Так, в ст. 22 указывается, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Согласно ч. 1 ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (2, с. 13—14).

Для исчисления размера пенсии важное значение могут иметь три критерия: продолжитель-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2012

ность страхового стажа, заработная плата, сумма выплаченных страховых взносов.

Рекомендация 67 «Об обеспечении дохода» (1944), являясь одним из наиболее значимых документов Международной организации труда (МОТ), содержит социальные стандарты в отношении обязательного страхования по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Размер пенсии устанавливался в процентах от заработка получателя и мог быть увеличен в зависимости от продолжительности страхового стажа.

Подход Международной организации труда к вопросам исчисления и сохранения размеров пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца является нормативным. Вопросами социального обеспечения МОТ занимается с момента своего создания.

МОТ прежде всего озабочена проблемами, касающимися минимального уровня дохода, который должны иметь все граждане после прекращения трудовой деятельности, а также проблемами минимального уровня охвата населения пенсионными программами (1, с. 47).

В большинстве стран Восточной и Центральной Европы предусмотрено создание двух- и трехуровневых систем пенсионного обеспечения.

Первый уровень является системой, основывающейся на принципе социальной солидарности и предусматривающей страховой взнос в символическом размере.

Второй уровень является обязательным, основывается на накопительном принципе и реально охватывает определенный процент заработка (9%, 10% и т.д.).

Третий уровень формируется на основании добровольных выплат.

В Латвии, Венгрии, Хорватии предусмотрено создание трехуровневой, в Польше и Словении — двухуровневой пенсионной системы. Чехия с 1994 г. начала применять добровольную пенсионную систему, сохраняя систему социальной солидарности.

По данным 2000 г., 15% работников в Македонии были охвачены накопительной системой. В Венгрии это число равно 45%, в Польше и Хорватии — 70%, в Румынии — 75%.

Анализ систем пенсионного обеспечения развитых стран мира показывает, что среди систем социальной защиты в этих странах преобладают классические модели, основывающиеся на принципах социального страхования, системах Бисмарка и Бевериджа.

На основании анализа пенсионного законодательства зарубежных стран, имеющих развитую

рыночную экономику, мы можем сказать, что в мире различаются четыре вида пенсионных систем:

■ система государственного пенсионного обеспечения;

■ система профессиональной пенсии;

■ система добровольных пенсионных вкладов;

■ система дополнительных производственных пенсий.

Система государственного пенсионного обеспечения развитых стран основывается на принципе социальной солидарности. Профессиональная и добровольная пенсионные системы основываются на накопительном принципе и помогают индивидуализации страхования. Лучший же результат дает сочетание различных пенсионных систем, которое помогает использовать преимущества одних систем и устранить недостатки других.

В развитых странах профессиональные пенсионные системы связаны с трудовой деятельностью граждан и предусматривают назначение пенсии в зависимости от размера заработной платы и страхового стажа. Финансовую основу подобных пенсионных систем составляют страховые взносы, перечисляемые предпринимателями и наемными работниками. Тарифы страховых взносов определяются в зависимости от профессионального риска, важности того или иного вида деятельности для экономики государства. В основном же сумма страховых взносов определяется в размере 4—20% от заработной платы.

Анализ пенсионного законодательства зарубежных стран показывает, что сумма трудовой (страховой) пенсии, как правило, определятся в проценте от заработной платы. Ее средняя сумма может компенсировать размер либо за пять последних лет (как в Италии), либо за более длительный период, либо за весь период трудовой деятельности (Германия, Франция, Дания).

В случае, если размер пенсии охватывает весь период трудовой деятельности, заработная плата может быть подвергнута определенным ограничениям в зависимости от индекса цен, условий жизни или других показателей, установленных законодательством в рамках экономических условий.

Так, средняя заработная плата, предусмотренная для исчисления пенсии, может быть ограничена максимальным размером, с которого удерживаются страховые взносы.

Методы расчета пенсий в развитых зарубежных странах также различны. Но при этом каждый метод имеет как позитивные, так и негативные стороны.

Еще раз подчеркнем, что пенсии по возрасту могут определяться как на основе средней заработной платы за весь срок трудовой деятель-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2012

ности, так и в проценте от заработной платы за любые 5—10 лет трудового стажа (страхования), в течение которых заработная плата была относительно высокой. Подобное правило установлено в Бельгии, Италии, Португалии, Франции и других странах. В этом случае для исчисления пенсий или пенсионных взносов использование одного уровня заработной платы обязательно.

Размер социальных пенсий и пособий в экономически развитых зарубежных странах устанавливается на уровне прожиточного минимума и зависит от многих факторов. Но в любом случае он позволяет удовлетворять не только физиологические, но и социальные, и моральные потребности человека. Кроме того, если возникнут специальные потребности (например, у инвалидов), могут быть выделены дополнительные средства из местных бюджетов к социальным пенсиям и пособиям (3, с. 201).

Общей чертой для систем пенсионного обеспечения развитых зарубежных стран является то, что многие из них выбрали систему социальной солидарности, хотя с точки зрения облегчения государственного бюджета более выгодна накопительная система.

В конце же XX в. на примере стран Восточной Европы мы заметили процесс актуализации смешанной системы.

Следует отметить, что применение зарубежных моделей пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике может иметь положительный результат только в условиях экономического подъема, повышения эффективности использования средств в государственной системе и усиления контроля в этой области, стимулирования дополнительных пенсий (в том числе предоставлением налоговых льгот).

Как мы уже упоминали, самой распространенной в мировой практике является трехступенчатая пенсионная система, основанная на принципе социального страхования. Эта система объединяет три элемента:

■ государственные пенсии, выплачиваемые из текущих государственных расходов;

■ пенсии фондов, финансируемых за счет дополнительных пенсионных программ;

■ пенсии частных фондов.

Различия, которые существуют между этими элементами, их структуры обусловлены национальным законодательством государства.

На вопрос о том, какого уровня должны быть государственные пенсии и как при этом будут отражаться принципы перераспределения доходов, можно предложить два варианта ответа, вытекающих из мировой практики.

Первый вариант — это принцип увеличения пенсий, применяемый в Нидерландах.

Второй вариант — пенсионная система, существующая в Великобритании и США. Здесь в каждой пенсии отражается объем предыдущих выплат. В то же время могут быть назначены различные доплаты к пенсиям для повышения материального состояния состарившихся граждан, имеющих право на заработанную пенсию.

По нашему мнению, формирование отечественной системы пенсионного обеспечения, охватывающей все население и га

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: