Проекты законов внесенные пенсионным фондом в думу


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Около пяти миллионов человек отказались от работы после того, как им прекратили повышать пенсии.

Проработать этот вопрос ранее кабмину поручил президент.
29 октября Госдума рассмотрит сразу три законопроекта об индексации пенсий работающим пенсионерам, сообщили «Известиям» источники в парламенте. Авторы инициатив — сенатор Василий Иконников, а также фракции ЛДПР и «Справедливой России» — считают, что документы следует объединить и учесть уже при принятии бюджета на 2021 год. В зависимости от параметров и сроков выплат на эти цели может потребоваться 184 млрд, 368 млрд или 1,3 трлн рублей. Ранее президент поручил кабмину проработать вопрос о восстановлении индексации. Эксперты считают, что правительство в итоге выполнит поручение главы государства, но индексация будет поэтапной и минимально затратной.

Больше рабочих рук
Как выяснили «Известия», Госдума на заседании 29 октября рассмотрит все законопроекты, связанные с восстановлением индексации пенсий работающим пенсионерам, которые были внесены в нижнюю палату в течение этого года. Речь идет об инициативах сенатора Василия Иконникова, а также депутатов Госдумы от фракций ЛДПР и «Справедливая Россия». Как заявили парламентарии «Известиям», они рассчитывают, что в связи с поручением президента восстановить эту индексацию их инициативы учтут при рассмотрении федерального бюджета на следующий год.

— Президент абсолютно прав, заставляя чиновников еще раз подойти к этому вопросу. Когда правительство ставит задачу трехпроцентного роста ВВП, естественно, для ее выполнения потребуются рабочие руки. А если мы посмотрим, то значительную их часть составляют работающие пенсионеры. 5 млн из них отказались от официального трудоустройства, после того как пенсия для них перестала индексироваться, — пояснил «Известиям» сенатор Василий Иконников.

По его словам, задача власти — вернуть этих людей в экономику. Как считает сенатор, второй аргумент в пользу индексации — социальный, а точнее, принятие поправок в Конституцию, где черным по белому написано, что пенсии должны индексироваться всем гражданам.

Согласно его законопроекту, индексация увеличит расходы Пенсионного фонда в 2020 году на 368,5 млрд, в 2021-м — на 426,4 млрд, в 2022-м — на 524,6 млрд рублей.
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, автор еще одного законопроекта Ярослав Нилов отметил, что это не первая отклоненная правительством инициатива, которая принимается после личного вмешательства Владимира Путина. В пример он привел законопроект о появлении горячего питания в школах.

— Действительно, сейчас в Госдуме три альтернативных законопроекта, связанных с решением вопроса о восстановлении индексации пенсий работающим пенсионерам. Они были нашим комитетом рассмотрены, как член фракции ЛДПР я поддерживаю все законопроекты. Там разные расходы от самых минимальных до компенсации за все последние пять лет. Но если выбирать, то лучше возврат индексации с определенными ограничениями, чем отсутствие индексации, вообще, — пояснил парламентарий.

Согласно расчетам ЛДПР, дополнительные расходы Пенсионного фонда в результате индексации составят 184,25 млрд рублей.

Во фракции «Справедливой России» убеждены, что первенство этой инициативы принадлежит ей. Однако ничего не имеют против, если все законопроекты соберут в один, который в итоге будет принят Госдумой и учтен в бюджете на 2021 год.

— Нельзя делить пенсионеров на первый и второй сорт. Получается, что те, кто хочет помогать родине, оказываются в дискриминационном положении, а это неправильно. Поэтому, надеюсь, что в итоге законопроект о восстановлении индексации пенсий будет принят, а кто его автор не важно, — заявил «Известиям» первый зампред фракции Михаил Емельянов.

По подсчетам эсеров, чтобы восстановить индексацию, а также компенсировать россиянам недоплаченные с 2016 года деньги, государству может потребоваться порядка 1,3 трлн рублей.
Собеседник во фракции «Единой России» сообщил «Известиям», что ее представители также направляли свои предложения о возобновлении индексации пенсий работающим пенсионерам напрямую в правительство. Речь шла о нескольких вариантах: одновременное восстановление индексации для всех категорий граждан и поэтапное.

— Мы поддерживаем восстановление индексации, но пока про ответ кабмина на наш запрос ничего сказать не можем, хотя отправляли его очень давно, — пояснили во фракции.

Проиндексируют, но поэтапно
В пресс-службе ПФР «Известиям» заявили, что воздержатся от ответа. Год назад, комментируя эту тему, глава фонда Антон Дроздов говорил, что в РФ зарегистрировано 43 млн пенсионеров, из них 9,6 млн — работают и возобновление индексации их пенсий 2020 году потребует в порядка 368 млрд рублей.

В правительстве, Минтруде и Минфине оперативный комментарий предоставить не смогли. В сентябре, до поручения Владимира Путина, глава ведомства Антон Силуанов заявил, что считает вопрос об индексации урегулированным, а ее восстановление необязательным, так как работающие пенсионеры получают индексирующуюся зарплату.

Экономисты, с которыми побеседовали «Известия», считают, что после поручения президента ведомство с большой долей вероятности изменит свою позицию, хотя у российского бюджета сейчас не лучшие времена.

— Конечно, Минфин будет выступать против дополнительных расходов, но в этом и его задача: беречь казну и держать ее в кубышке. Главное, чего он пытается избежать, это роста дефицита, потому что доходов объективно стало меньше, в том числе от углеводородов, которые падают в цене. Но при этом не выполнить поручение, которое дает лично президент, он тоже не может, — пояснил «Известиям» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Приближаются выборы в Госдуму, поэтому власть может пойти на определенные траты и восстановить индексацию пенсий работающим пенсионерам, правда, всё-таки с текущего момента, а не за предыдущие пять лет, считает эксперт.

— Поэтому думаю, что суммы на эти цели в 184,25 млрд или 368,5 млрд вполне могут быть рассмотрены, но третий вариант — 1,3 трлн рублей — мы сейчас очевидно не потянем. Не думаю, что этого будет требовать и президент, ведь иначе придется резать другие статьи бюджета, — подчеркнул Игорь Юшков.

Аналогичного мнения придерживается доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.

— Триллион — это, конечно, очень чувствительно, но с марта у нас наблюдается довольно большой сдвиг бюджетной политики в сторону социальной сферы. Видно, что государство старается поддержать население, в эти параметры укладывается и поручение об индексации пенсий работающим пенсионерам. Причем это происходит за счет снижения трат на другие нужды, — отметил эксперт.

По его словам, это подтверждает предложение сократить расходы на оборону и МВД, о котором недавно заявил Минфин. Поэтому, скорее всего, индексация будет восстановлена, но вопрос в объеме. Эксперт также считает, что наиболее вероятный сценарий заключается в обеспечении текущих выплат, а что делать с прошлым, будут решать потом.

Радикальное предложение из Госдумы принесет больше вреда, чем пользы

Депутат Государственной Думы, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов призвал упразднить Пенсионный фонд России (ПФР), в деятельности которого Счетная палата на днях выявила серьезные нарушения. Эти нарушения, по мнению политика, снизили и без того маленькие пенсии и засвидетельствовали катастрофически низкое качество работы ПФР. «МК» обратился за комментариями по поводу идеи законодателя к экспертам.


Фото: Геннадий Черкасов

Сергей Миронов сослался на нарушения в работе Пенсионного фонда, выявленные Счетной палатой РФ. Напомним, что в ходе проверки, результаты которой были опубликованы 25 августа, аудиторы Счетной палаты выявили многочисленные нарушения в работе ПФР. Например, в течение долгого времени некоторым гражданам начислялись пониженные выплаты, в то время как другим людям начисление пенсии производилось даже после смерти. В частности, размер переплаты в 2017-2019 годах в двух территориальных отделениях ПФР составил 377 миллионов рублей. Средства были сняты со счетов умерших получателей их родственниками, из-за чего вернуть их можно только в судебном порядке или по их собственному желанию.

«Мы настаиваем на том, что Пенсионный фонд России необходимо ликвидировать как ненужного посредника между бюджетом страны и пенсионерами, необходимо отказаться о посредничества ПФР и платить пенсии напрямую из бюджета», — считает Миронов. По его словам, «отчёт Счетной палаты о работе Пенсионного фонда и состоянии его баз данных приводит в ужас, хуже всего то, что от этих технических ошибок и бардака страдают самые социально незащищенные люди: пенсионеры и получатели пособий».

Реализуема ли на практике идея ликвидации ПФР и чего больше от деятельности фонда – пользы или вреда? С этими вопросами «МК» обратился к экспертам.

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор экономических наук:

«Чушь абсолютная. Пенсионный фонд – это мощная централизованная социальная структура, которая ведет учет всех пенсионных прав. Туда поступает вся информация по заработкам, по уплате взносов, они производят начисления, расчет, перерасчет пенсий, и так далее. С другой стороны, это единственная федеральная организация, которая в состоянии обеспечить реальные выплаты гражданам и имеет свои отделения во всех соцфондах. Помимо пенсий, в ведении ПФР находятся и другие денежные соцвыплаты –и по монетизированным льготам, и материнский капитал, и недавние пособия на детей в связи с коронавирусом. Федеральный бюджет не работает напрямую с населением, его казначейство никогда не имело дел с физлицами. Если ликвидировать ПФР, кто тогда будет учитывать пенсии, пенсионные права?

В начале 2000 -х, на старте пенсионной реформы Михаила Зурабова, я была против того, чтобы передавать все полномочия региональных соцслужб Пенсионному фонду. Но в итоге это произошло, и сегодня социальщики на местах занимаются уже не начислением пенсий, а социальным патронажем. Если упразднить ПФР, то куда бежать бедным пенсионерам, которые давно привыкли к определенному порядку вещей, знают, где находятся отделения фонда, лично знакомы с его инспекторами?».

Александр САФОНОВ, профессор Финансового университета при правительстве РФ:

«Интересно: и кто же тогда будет заниматься учетом пенсионных прав и расчетом обязательств? Бюджет не возьмет на себя эти функции. Федеральное правительство осуществляет полный контроль за Пенсионным фондом с точки зрения начисления денежных средств. Понятно, что депутат Госдумы отреагировал на недавний отчет Счетной палаты. Но основная претензия к ПФР со стороны Счетной палаты не имеет прямого отношения к его словам. Речь в докладе СП идет о некачественном взаимодействии с загсами и МВД, о выплатах умершим людям, об открытии на одного и того же человека нескольких счетов. Это системная проблема, которая выходит далеко за рамки деятельности Пенсионного фонда и касается взаимодействия разных ведомств».

Анна БОДРОВА, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:

«Рассуждать о неэффективности работы ПФР можно бесконечно - деятельность многоуровневая, связанная с большим количеством документов и согласований, и к тому же постоянно находящаяся в процессе реформирования. Здесь совершенно точно можно найти недостатки и несостыковки, даже не особо напрягаясь. Но все эти недостатки - некритичны, иначе бы система давно перестала работать. Но она функционирует и не простаивает без дела. Зачем ломать то, что работает?

Другое дело, что никто не мешает разработать более современную систему, решающую ряд социальных вопросов без того стресса, который все это сейчас сопровождает. Документооборот давно должен быть общим с другими социальными ведомствами, чтобы не множить ненужные бумаги и не тянуть время, пока нуждающийся в социальной поддержке соберет все справки. Он совершенно точно должен быть электронным, на базе блокчейна - нужно шагать в ногу со временем, а тут есть огромное поле для развития. Упразднить систему можно всегда - но что придет ей на смену? Если какой-то «сырой» механизм, внедряемый в спешке и с ошибками, то лучше не надо.

Основная целевая аудитория ПФР - это люди старшего возраста, они могут и не понять, что делать с такими технологиями и сбоями внутри них. Стратегия начисления социальных и пенсионных выплат должна быть прозрачной, без сложных баллов или индексов, максимально защищенной, чтобы власть в лице государства не могла по желанию «заморозить» часть средств. Чтобы механизм управления этим капиталом был эффективным. Все довольно просто, и вес это реализуемо на базе того ПФР, который есть сейчас».

Сегодня второе, основное чтение в Думе прошел законопроект об изменениях в пенсионном законодательстве. В документ, подготовленный правительством, включили много поправок, в том числе от регионов, от профсоюзов и делового сообщества. Свои коррективы внес и Владимир Путин, выступив со специальным телеобращением еще в августе. Как раз его предложения были утверждены единогласно.

Решение принято. Второе чтение – основное, все принципиальные поправки обсуждаются именно на этом этапе. Позади несколько месяцев жарких дискуссий и совсем уж раскаленные четыре часа сегодня. Легкий флешмоб от коммунистов – депутаты Рашкин и Парфенов пришли в зал в футболках в знак протеста. Соседи из ЛДПР пожаловались председателю на нарушение дресс-кода, то есть регламента.

Вячеславу Володину пришлось еще и объяснять, что может сказать избиратель, если Дума согласится на предложение наследников той самой партии сделать итоговое голосование тайным. Идею депутаты не поддержали, напомнив коллегам из КПРФ об ответственности перед теми, кто голосовал за них.

«Давайте принимать решения поименно, открыто и каждый должен свою позицию обосновать, если хотите, перед своими избирателями. Это будет более правильно. А тайное голосование позволяет завтра многим безответственным политикам сказать: «Я тайно голосовал. Но голосовал за или против». Это не соответствует ни вашим принципам, ни принципам всех, кто здесь присутствует», – отметил Володин.

Ко второму чтению депутаты подготовили больше трехсот поправок – в общем, было, о чем поспорить. Разногласий не вызвали только изменения в проект закона, предложенные президентом. Это, в первую очередь, снижение возраста выхода на пенсию для женщин с 63 до 60 лет и право многодетных матерей досрочно оформить пенсию: 57 лет, если в семье трое детей, в 56 лет, если четверо, в 50 лет, если пятеро и более.

Кроме того, все пожилые люди смогут получить федеральные и региональные льготы, как и раньше – женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет, статус пенсионера для этого не понадобится. А тех, кто проработал 30 лет в сельском хозяйстве, с нового года ждет надбавка к пенсии в 25%. Гражданам предпенсионного возраста работодатель будет обязан предоставить два дня в год на диспансеризацию, разумеется, с сохранением зарплаты. Плюс уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров, накануне принят отдельный законопроект.

«Президентские поправки были поддержаны представителями всех политических фракций, находящихся в Государственной Думе. 385 голосов за. Ни воздержавшихся, ни против голосов не было. Это говорит о том, что те предложения, которые были направлены президентом на правительственный вариант законопроекта, смягчающие введение, плавное введение повышения пенсионного возраста в нашей стране, поддержано без исключения всеми фракциями», – отметил Сергей Неверов.

То есть, поддержав президентские поправки, все фракции согласилась с необходимостью изменений в пенсионной системе, ведь эти нововведения – часть законопроекта, это же не мухи с котлетами, которые, как известно отдельно. Но логика представителей думской оппозиции, видимо какая-то другая – поправки им нравятся, а весь закон – нет. Трудно подсчитать, сколько раз представители думской оппозиции сегодня предлагали вообще ничего не менять в пенсионной системе. И искали свой ответ на совсем не праздный вопрос – где тогда взять деньги на выплаты?

«Речь идет о реальной деофшоризации нашей экономики. Я приведу только несколько цифр. На сегодняшний день порядка 60 триллионов рублей денег наших российских находятся в офшорах. Вот где деньги, которые должны быть в России, с которых должны платиться налоги и тогда никаких проблем в заполнение Пенсионного фонда не будет», – подчеркнул Сергей Миронов.

«Мы внесли свои законы, свои 12 законов. Они позволяют сформировать бюджет России 25 триллионов, вести весь политический процесс в нормальное подлинно демократическое и справедливое русло», – заявил Геннадий Зюганов.

«Необходимо бороться с серой занятостью. Сегодня огромное количество людей, кто получает зарплату в конверте, либо получает неполную зарплату, соответственно, полноценно взносы страховые не поступают. Необходимо легализовать, наконец, вопрос самозанятых граждан», – сказал Ярослав Нилов.

Представители правительства в который раз объясняли, что изменения в законодательство появились не от хорошей жизни – демографический провал 90-х дает о себе знать, соотношение работающего населения к пенсионерам не позволяет не то, что повышать выплаты, если ничего не делать, скоро вообще будет нечем платить. И даже если распродать все, что оппозиции кажется ненужным, все равно не хватит.

«Вы изучали другой международный опыт. И приведите хотя бы один пример из мирового опыта, где была бы нам возможность рассмотреть какой-то альтернативный подход», – спросил Володин.

«Вячеслав Викторович, все страны шли именно этим путем. И мы являемся, наверное, единственной страной, в которой таких изменений с учетом просто обычного, нормального развития системы здравоохранения, роста продолжительности жизни, как-то делалось иначе. Других таких, других примеров, других альтернативных способов их просто не существует», – ответил Максим Топилин.

Плавное повышение пенсионного возраста, говорят в правительстве, это не попытка залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда. Главная задача – повышение пенсий. Это, кстати, прописано в законе. Например, к 2024 году, в среднем, выплаты возрастут до 20 тысяч рублей в месяц.

«Начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсии будет осуществлять с 1 января сразу, а не с 1 февраля, как это было ранее. Эта индексация позволит в среднем увеличивать размеры пенсии за эти 6 лет по тысяче рублей. Соответственно, годовой доход по каждому году в среднем оценивается 12 тысяч рублей. После 2024 года, согласно президентским поправкам, индексация пенсии будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции», – подчеркнула Татьяна Голикова.

А в перспективе пенсии должны быть не меньше 40 процентов от зарплаты. Это подразумевает 102 Конвенция Международной организации труда о минимальных социальных нормах, которую Госдума ратифицировала сегодня. Есть к чему стремиться, и сегодняшнее голосование – первый шаг в этом направлении.

Депутат Госдумы от партии власти предложил вернуть все: мужчинам на пенсию в 60, женщинам — в 55





В Госдуму внесен законопроект, фактически обнуляющий пенсионную реформу. В документе предложено разрешить россиянам выходить на пенсию в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин, если по достижении этого возраста в течение года они не могут трудоустроиться. Напомним, пенсионная реформа Путина предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин.

«Проект обеспечивает реализацию социальных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и дает возможность досрочного выхода на пенсию гражданам, достигшим 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно, в случае невозможности трудоустройства в течение 12 месяцев с даты признания такого гражданина безработным или по состоянию здоровья вне зависимости от вида трудовой деятельности при наличии страхового стажа не менее 15 лет», — говорится в пояснительной записке.

Автора проект также считает, что это позволит устранить коллизию в части объема страхового стажа, необходимого для получения страховой пенсии для отдельных категорий граждан, при исчислении сроков получения пособия по безработице в случае досрочного выхода на пенсию.

Интересно, что автором является Андрей Барышев — депутат от «Единой России», партии, которая поддержала пенсионную реформу, разработанную правительством во главе с лидером этой партии. Проект фактически предлагает «вернуть все назад», хоть и для ограниченных категорий населения. Но ограниченных ли? Ведь очень многие предпенсионеры не могут найти работу, так что в случае принятия закона он может затронуть значительные слои населения.

Вот только примут ли его? Все это больше похоже на попытку «хайпа» конкретного депутата. Или власти что-то внезапно поняли?

— Партия власти, наконец, начинает осознавать, насколько негативно повлияло на состояние рынка труда повышение пенсионного возраста, и в какой тяжелой ситуации оказались сотни тысяч наемных работников старше 55 лет, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Теперь мы станем свидетелями попыток исправить последствия совершенной попытки. К сожалению, есть все основания предполагать, что эти запоздалые меры будут плохо продуманными и не позволят изменить сложившуюся ситуацию. По крайней мере, законопроект, внесенный Барышевым, внушает подобные опасения.

«СП»: — Что значит «в случае невозможности трудоустройства в течение 12 месяцев с даты признания такого гражданина безработным»? Как это будет определяться и проверяться?

— В этом и состоит главная загвоздка. Насколько можно понять, что человек, потерявший работу должен зарегистрироваться в качестве безработного, а затем по истечении 12 месяцев, если он достиг прежнего пенсионного возраста, получит право выйти на пенсию. В этой связи возникает два вопроса.

Во-первых, как можно в течение года жить на пособие по безработице? Тем более что, у людей предпенсионного возраста в семье еще могут быть несовершеннолетние дети. Кроме того, у них, как правило, есть престарелые родители, которые нуждаются в помощи. Во-вторых, а что будет, если человеку, зарегистрированному в качестве безработного, будут в это время предлагать низкооплачиваемую работу, которая не соответствует его квалификации?

Человек к этому возрасту приобретает профессиональный опыт, знания, навыки, и он, соответственно, рассчитывает на соответствующую оплату своего труда. Должны ли теперь люди предпенсионного возраста соглашаться на любое рабочее место, какое им только предложат? В таком случае, этот законопроект, какими бы мотивациями ни руководствовался его автор, только ускорит процесс превращения работников старшего возраста в новый отряд дешевой рабочей силы.

Трудно понять, чего добивался автор законопроекта. Очевидно, что положение работников предпенсионного возраста в случае его принятия станет еще хуже.

«СП»: — Всем или нет?

— Вероятно, этот закон все-таки принес бы пользу оставшимся без работы жителям моногородов, где градообразующее предприятие свернуло свою деятельности или сильно сократило число работников. Что-то могут выиграть и пожилые жители села. Но в других населенных пунктах людям предпенсионного возраста, зарегистрировавшимся в качестве безработных, обязательно будут предлагать низкооплачиваемые рабочие места.

Экономист Анна Очкина считает, что это — очередная хитрость.

— Речь идет о лицах предпенсионного возраста, признанных официально безработными. Это возможно, если тебя уволили по сокращению. У нас уже прописаны в законе о занятости соответствующие возможности: когда человек предпенсионного возраста лишается работы в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением штата и у него не получается найти новую работу по предложению центра занятости, то ему могут оформить пенсию досрочно. А именно — на два года раньше (ст. 32 Федерального закона № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В 2019 году такая возможность есть у мужчин в возрасте от 58,5 года и у женщин в возрасте 53,5 года. По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.

Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий: после увольнения, если человек встал на учет в центре занятности в качестве безработного, и там возможностей для его трудоустройства не нашлось, и если накоплены достаточный трудовой стаж (25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин) и достаточное количество пенсионных баллов.

«СП»: — Пенсионную реформу ведь проводили из-за нехватки денег? Их что, в стране стало больше? Или наоборот?

— Денег не стало больше, профицит бюджета в 21019 и 2020 меньше, чем был в 2018. Такие предложения — это заигрывания, скорее всего, по личной инициативе, с электоратом.

«СП»: — Есть ли у проекта шансы на принятие?

— Проект вряд ли станут серьезно рассматривать, сославшись на уже существующие возможности и принимаемые сейчас меры социальной поддержки предпенсионеров. В ближайшее время власть от пенсионной реформы не откажется, она эту реформу сильно продавливала, а протесты только-только успокоились.

«СП»: — Ну, а если бы приняли закон, людям это помогло бы?

— Эффект был бы небольшой, ведь и сейчас есть возможность оформления досрочной пенсии, пусть только на два года раньше пенсионного возраста.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам


11 мая в Госдуму поступил законопроект № 953961-7 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно права на возврат излишне уплаченных страховых взносов в ПФР.

Поправки разработаны во исполнение Постановления Конституционного Суда от 31 октября 2019 г. № 32-П, о котором ранее писала «АГ». Тогда КС РФ признал оспариваемые нормы (ч. 5 ст. 18, 20 и 21 Закона № 250-ФЗ от 14 июня 2016 г., а также ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС и п. 6.1 ст. 78 НК) неконституционными в той мере, в которой они ограничивают право страхователя на возврат излишне уплаченных взносов по ОПС лишь в силу факта учета разнесения последних по индивидуальным лицевым счетам застрахованных без учета структуры тарифа взноса и факта наступления страхового случая. Это касается возврата излишне уплаченных взносов как за периоды до 1 января 2017 г., так и последующие. При этом Суд указал на необходимость внесения изменений в соответствующее правовое регулирование.

Впоследствии «АГ» сообщала о том, что Минфин России разработал поправки, которые предлагали признать п. 6.1 ст. 78 и абз. 3 п. 11 ст. 79 Налогового кодекса утратившими силу. По мнению министерства, именно они препятствуют возврату суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на ОПС в случае, если по сообщению территориального органа управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов представлены их плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Тогда эксперты «АГ» раскритиковали министерские поправки, отметив, что Минфин не учел волю Конституционного Суда и не скорректировал положения законодательства должным образом.

Внесенный в Госдуму законопроект отличается от подготовленного Минфином. В нем предлагается признать утратившим силу абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ, в которой говорится о том, в каких случаях не производится уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а п. 6.1 ст.78 и абз. 3 п. 1.1 ст. 79 Кодекса – изложить в новой редакции. В соответствии с поправками, сумма излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, если, по информации территориального органа ПФР, такая сумма в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена по индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате указанной суммы назначена страховая пенсия в соответствии с Законом о страховых пенсиях. Предлагается, чтобы поправки вступили в силу с 1 января 2021 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Партнер юридической фирмы Five Stones Consulting Екатерина Болдинова отметила, что суть предложенных изменений соответствует позиции Конституционного Суда и в целом идея законодателя идет в верном направлении. Однако, по ее мнению, внесенный в Думу законопроект, как и первоначальные предложения Минфина, не решает всех вопросов, возникающих на практике. «Дело в том, что, как мы видим, изменения в законодательство вступят в силу с 1 января 2021 г. Таким образом, изменения не затронут ситуации, возникшие ранее, и плательщики взносов по-прежнему будут вынуждены оспаривать действия и решения налоговых органов относительно отказов в возврате взносов на ОПС в суде. Получается, что предлагаемые поправки решают только часть существующей проблемы», – резюмировала Екатерина Болдинова.

Комментируя проект закона, управляющий партнер компании TAXMANAGER, адвокат Василий Ваюкин выразил убежденность в том, что они лишь формально учитывают позицию, изложенную в Постановлении № 32-П. «Как говорится, дьявол кроется в деталях. Во-первых, Конституционный Суд признал неконституционными не только положения п. 6.1 ст. 78 НК РФ. Выводы касались также положений п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ и ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС. Между тем представленный законопроект никаких изменений в данные нормы не предлагает. Во-вторых, предлагается определить, что поправки вступают в силу с 1 января 2021 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования», – подчеркнул он.

По мнению эксперта, в совокупности это означает, что авторы проекта, заявляя в пояснительной записке об учете позиции Конституционного Суда, фактически делают невозможным возврат или зачет страховых взносов, излишне уплаченных как до передачи их администрирования налоговым органам (т.е. до 1 января 2017 г.), так и вплоть до вступления предлагаемых изменений в силу (т.е. как минимум до 1 января 2021 г.). «Таким образом, в действительности правила возврата переплат останутся неконституционными. Это наглядно демонстрирует обычный подход чиновников: логичные и правильные поправки становятся нереализуемыми по формальным (бюрократическим) причинам. В данном случае – в результате порядка их вступления в силу. И это абсолютно непонятно и неприемлемо также и потому, что в данной ситуации речь идет не о средствах бюджета, а о страховых взносах, то есть о тех средствах, которые работодатель-страхователь перечисляет в пользу работника – застрахованного лица», – полагает Василий Ваюкин.

Адвокат добавил, что в результате у налоговых органов остается формальный повод для отказа в возврате или зачете излишне уплаченных страховых взносов со ссылкой на дату вступления соответствующих норм в силу. А это, в свою очередь, повлечет новую волну судебных разбирательств. «То есть такой законопроект нельзя оценить в целом положительно без внесения изменений в Закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ и дополнений поправок положениями, которые позволят осуществлять возврат или зачет страховых взносов без излишних ограничений», – подытожил Василий Ваюкин.

Партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы INTELLECT Юлия Курмамбаева уверена, что в рассматриваемом законопроекте по сути ничего не поменялось, а значит, сохраняются все проблемы, на которые она ранее указывала. «Законопроект касается только ст. 78 и ст. 79 НК РФ и, следовательно, выполняет предписания КС РФ только в части страховых взносов, которую администрируют налоговые органы. Положения нормативного акта будут распространяться только на периоды после 1 января 2017 г. Никаких изменений в п. 5 ст. 18, ст. 20 и 21 Закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ законопроект не вносит, несмотря на требования КС. Это означает, что фонды по переплатам за периоды до 1 января 2017 г. будут руководствоваться старым порядком, установленным в том числе ч. 22 ст. 26 Закона о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС, которая признана неконституционной. Инициативы по исправлению Закона № 250-ФЗ мы так и не увидели до сих пор», – констатировала она.

Радикальное предложение из Госдумы принесет больше вреда, чем пользы

Депутат Государственной Думы, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов призвал упразднить Пенсионный фонд России (ПФР), в деятельности которого Счетная палата на днях выявила серьезные нарушения. Эти нарушения, по мнению политика, снизили и без того маленькие пенсии и засвидетельствовали катастрофически низкое качество работы ПФР. «МК» обратился за комментариями по поводу идеи законодателя к экспертам.


Фото: Геннадий Черкасов

Сергей Миронов сослался на нарушения в работе Пенсионного фонда, выявленные Счетной палатой РФ. Напомним, что в ходе проверки, результаты которой были опубликованы 25 августа, аудиторы Счетной палаты выявили многочисленные нарушения в работе ПФР. Например, в течение долгого времени некоторым гражданам начислялись пониженные выплаты, в то время как другим людям начисление пенсии производилось даже после смерти. В частности, размер переплаты в 2017-2019 годах в двух территориальных отделениях ПФР составил 377 миллионов рублей. Средства были сняты со счетов умерших получателей их родственниками, из-за чего вернуть их можно только в судебном порядке или по их собственному желанию.

«Мы настаиваем на том, что Пенсионный фонд России необходимо ликвидировать как ненужного посредника между бюджетом страны и пенсионерами, необходимо отказаться о посредничества ПФР и платить пенсии напрямую из бюджета», — считает Миронов. По его словам, «отчёт Счетной палаты о работе Пенсионного фонда и состоянии его баз данных приводит в ужас, хуже всего то, что от этих технических ошибок и бардака страдают самые социально незащищенные люди: пенсионеры и получатели пособий».

Реализуема ли на практике идея ликвидации ПФР и чего больше от деятельности фонда – пользы или вреда? С этими вопросами «МК» обратился к экспертам.

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор экономических наук:

«Чушь абсолютная. Пенсионный фонд – это мощная централизованная социальная структура, которая ведет учет всех пенсионных прав. Туда поступает вся информация по заработкам, по уплате взносов, они производят начисления, расчет, перерасчет пенсий, и так далее. С другой стороны, это единственная федеральная организация, которая в состоянии обеспечить реальные выплаты гражданам и имеет свои отделения во всех соцфондах. Помимо пенсий, в ведении ПФР находятся и другие денежные соцвыплаты –и по монетизированным льготам, и материнский капитал, и недавние пособия на детей в связи с коронавирусом. Федеральный бюджет не работает напрямую с населением, его казначейство никогда не имело дел с физлицами. Если ликвидировать ПФР, кто тогда будет учитывать пенсии, пенсионные права?

В начале 2000 -х, на старте пенсионной реформы Михаила Зурабова, я была против того, чтобы передавать все полномочия региональных соцслужб Пенсионному фонду. Но в итоге это произошло, и сегодня социальщики на местах занимаются уже не начислением пенсий, а социальным патронажем. Если упразднить ПФР, то куда бежать бедным пенсионерам, которые давно привыкли к определенному порядку вещей, знают, где находятся отделения фонда, лично знакомы с его инспекторами?».

Александр САФОНОВ, профессор Финансового университета при правительстве РФ:

«Интересно: и кто же тогда будет заниматься учетом пенсионных прав и расчетом обязательств? Бюджет не возьмет на себя эти функции. Федеральное правительство осуществляет полный контроль за Пенсионным фондом с точки зрения начисления денежных средств. Понятно, что депутат Госдумы отреагировал на недавний отчет Счетной палаты. Но основная претензия к ПФР со стороны Счетной палаты не имеет прямого отношения к его словам. Речь в докладе СП идет о некачественном взаимодействии с загсами и МВД, о выплатах умершим людям, об открытии на одного и того же человека нескольких счетов. Это системная проблема, которая выходит далеко за рамки деятельности Пенсионного фонда и касается взаимодействия разных ведомств».

Анна БОДРОВА, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:

«Рассуждать о неэффективности работы ПФР можно бесконечно - деятельность многоуровневая, связанная с большим количеством документов и согласований, и к тому же постоянно находящаяся в процессе реформирования. Здесь совершенно точно можно найти недостатки и несостыковки, даже не особо напрягаясь. Но все эти недостатки - некритичны, иначе бы система давно перестала работать. Но она функционирует и не простаивает без дела. Зачем ломать то, что работает?

Другое дело, что никто не мешает разработать более современную систему, решающую ряд социальных вопросов без того стресса, который все это сейчас сопровождает. Документооборот давно должен быть общим с другими социальными ведомствами, чтобы не множить ненужные бумаги и не тянуть время, пока нуждающийся в социальной поддержке соберет все справки. Он совершенно точно должен быть электронным, на базе блокчейна - нужно шагать в ногу со временем, а тут есть огромное поле для развития. Упразднить систему можно всегда - но что придет ей на смену? Если какой-то «сырой» механизм, внедряемый в спешке и с ошибками, то лучше не надо.

Основная целевая аудитория ПФР - это люди старшего возраста, они могут и не понять, что делать с такими технологиями и сбоями внутри них. Стратегия начисления социальных и пенсионных выплат должна быть прозрачной, без сложных баллов или индексов, максимально защищенной, чтобы власть в лице государства не могла по желанию «заморозить» часть средств. Чтобы механизм управления этим капиталом был эффективным. Все довольно просто, и вес это реализуемо на базе того ПФР, который есть сейчас».

Читайте также: