Профсоюзы закон о пенсиях

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

17 декабря 2018 10:25


Органы ПФР и профсоюзные учреждения уже не первый год тесно сотрудничают, проводя совместные встречи с трудовыми коллективами, разъясняя вопросы обязательного пенсионного страхования и рассказывая о новых методах дистанционного обслуживания клиентов.

На днях по приглашению Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов специалисты ОПФР по Тамбовской области в очередной раз приняли участие в семинаре-совещании главных бухгалтеров областных отраслевых профсоюзных и первичных организаций, в ходе которого рассказали им об изменениях в пенсионной системе в 2019 году и о сдаче в ПФР отчетности по персонифицированному учету.

В частности, было отмечено, что, начиная с будущего года, общеустановленный пенсионный возраст для мужчин закрепляется для мужчин на уровне 65 лет и 60 лет – для женщин.

Вместе с тем, если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию раньше на три года, если четверо - на четыре года. Матери с пятью и более детьми смогут выйти на пенсию в 50 лет. По сути, речь идет о сохранении действующего порядка для матерей с пятью детьми. Сейчас в законодательстве прописана досрочная пенсия только для матерей с пятью детьми, а также для матерей с двумя детьми и более, если эти женщины проработали определенное количество лет на Крайнем Севере.

В первую очередь изменения в законодательстве затронут тех граждан, которые планировали выйти на пенсию в 2019 году. Повышение пенсионного возраста на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Однако для этих граждан предусмотрен выход на пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.

В частности, для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. При этом увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 года по 2028 год для мужчин и женщин, который продлится 10 лет. В 2028 году в возрасте 65 лет выйдут на пенсию мужчины 1963 г.р и женщины 1968 г.р в возрасте 60 лет.

Неработающим гражданам, проживающим в сельской местности, проработавших не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, будут платить надбавку в 25% от фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 января 2019 года будет увеличен на 7,05% и составит 5334,19 руб. Следовательно, с 01.01.2019, после повышения на 25%, фиксированная выплата по старости увеличится на 1333 руб. 55 коп., по инвалидности – на 666 руб. 78 коп.

Нынешние пенсионеры от принятого закона ничего не потеряют. Получатели пенсий по линии ПФР, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, предусмотрено увеличение размера пенсий неработающих пенсионеров за счет ежегодной индексации существенно выше инфляции. Как уже было отмечено выше, с января 2019 года страховая пенсия неработающих пенсионеров вырастет на 7,05 процента, при этом величина прибавки для каждого будет строго индивидуальной.

Для педагогических, медицинских и творческих работников досрочные пенсии сохраняются в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, но с переходным периодом

Закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет, соответственно.

Важно отметить, что в полном объеме сохраняются пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Не предусмотрено повышение возраста выхода на пенсию для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда.

Сохраняется возможность одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины) выйти на пенсию досрочно (в 50 лет – женщины, 55 лет – мужчины).

При этом для граждан предпенсионного возраста устанавливаются определенные преференции. Например, в течение переходного периода по повышению пенсионного возраста будут сохранены все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Как и прежде, ими смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины при достижении 60 лет. Аналогично в пределах прежнего пенсионного возраста сохраняется назначение накопительной пенсии и других видов выплат за счет средств пенсионных накоплений. Президент России поручил руководителям субъектов и РФ сохранить льготы и на региональном уровне.

Тамбовская областная Дума на заседании 19 сентября 2018 года приняла закон «О сохранении условий предоставления установленных законодательством Тамбовской области мер социальной поддержки и иных льгот, связанных с достижением возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области».

Кроме того, работники ПФР обратили внимание бухгалтеров на необходимость своевременной и корректной сдачи отчетности в ПФР по персонифицированному учету.

На основании этих данных производится беззаявительный перерасчет пенсии лицам, прекратившим трудовую деятельность. Поэтому очень важно составлять отчетность правильно, так от этого зависит формирование пенсионных прав граждан и размер их пенсии.

Форма несложна в заполнении, однако анализ представляемой отчетности свидетельствует, что большое количество страхователей допускает ошибки, которые потом приводят к штрафным санкциям.

Представители ОПФР по Тамбовской области обратили внимание на нюансы, которые нужно знать при заполнении отчетности. Сведения по форме СЗВ-М в ПФР должны быть представлены в отношении лиц:

- работающих по трудовому договору, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

- работающих по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;

- работающих по договору авторского заказа, а также авторов произведений, получающих выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусств.

Кроме того, при подготовке сведений следует обратить внимание на лиц:

- находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске без сохранения заработной платы;

- работающих по совместительству; на работах временного характера;

- членов совета директоров и ревизионной комиссии.

Самостоятельно обеспечивающие себя работой лица (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями) обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М в отношении наемных лиц.

Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области

«горячая линия» 73-43-99, 79-43-93

Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует письмо Федерации Независимых Профсоюзов России заместителю председателя правительства Татьяне Голиковой по вопросу повышения пенсионного возраста.

Уважаемая Татьян Алексеевна!

По мнению Федерации Независимых Профсоюзов России сегодня в России не созданы необходимые условия, позволяющие ставить вопрос повышения пенсионного возраста.

Одной из причин, по мнению экспертов, является состояние здоровья населения. Средняя продолжительность активной жизни, дающей возможность выполнять трудовые функции в старших возрастах у нас в стране ниже, чем у многих развитых стран. Особенно это касается мужского населения, 43 процента которого не доживает до 65 лет.

Это высокий показатель в сравнении с большинством стран, установивших высокий пенсионный возраст, где он составляет 11-15 процентов. Решению этой задачи мешают значительные проблемы, имеющиеся в области охраны здоровья практически всех слоёв населения, доступности медицинской помощи и её качества, а также в проведении диспансеризации и, главное, в реализации её результатов.

В связи с тем, что повышение продолжительности жизни предполагается обеспечить в 2024 году, очевидно, инициирование вопроса изменения условий выхода на пенсию с 2019 года преждевременно.

По-прежнему серьёзной остаётся возможность развития конфликта поколений. Трудоустройство является проблемой для молодого поколения и лиц старшего возраста. Увеличение пенсионного возраста потребует создания большого количества новых рабочих мест.

До настоящего времени существенно не изменена политика в области доходов работающих. Число людей, которых можно было бы отнести к так называемому «среднему классу» не растёт. По-прежнему высокий процент работающих бедных . Такое положение не мотивирует людей думать о дальнейших перспективах, к которым, безусловно, относится пенсионное обеспечение и, соответственно, мешает его системному реформированию.

Требует определённого переосмысливания нормативная база, в том числе по ряду законов, принятых в последние двадцать пять лет. Страной до настоящего времени не ратифицирована ни одна из конвенций, регулирующих сферу социальной защиты работающих.

Многократно рассматривалась экспертным сообществом в стране и за рубежом практически готовая к ратификации Конвенция №102 МОТ, которая в очередной раз снята с обсуждения правительственной стороной Российской Трёхсторонней комиссии.

При этом, ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы самим работающим, а проводимая в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищённости.

Учитывая вышеизложенное, ФНПР считает нецелесообразным поддерживать дальнейшие инициативы в области реформирования системы социальной защиты до ратификации основополагающих Конвенций МОТ (Международной организации труда – Прим. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ») в этой области и определения согласованного уровня социальной защищённости наёмных работников, в т.ч. в области обязательного социального страхования.

Эта наша позиция безусловно распространяется и на идею объединения фондов в системе обязательного социального страхования. Это предложение периодически обсуждается в средствах массовой информации.

Наличие больших объёмов, незавершённых работ по переводу каждого из фондов на решение задач обязательного социального страхования, разные системы организационного построения и управления, перегруженность задачами из сферы социального обеспечения и т.д. при механическом объединении могут привести к серьёзному сбою в их работе.

ФНПР считает, что повышение пенсионного возраста и объединение социальных фондов не являются первоочередными задачами и не гарантируют декларируемого эффекта без решения вышеперечисленных проблем. Поспешность в их реализации может привести к ухудшению обеспечения наёмных работников гарантиями и росту социальной напряжённости.

Основной задачей предлагаемых новаций реформаторы считают экономию госбюджетных ресурсов, а не улучшение деятельности системы и повышение на этой основе защищённости работающего населения и пенсионеров.

Предлагаемые инициативы Правительства РФ вступают в противоречие с задачами, поставленными Президентом России В.В. Путиным в майском указе №204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого призвана качественно улучшить жизнь страны в ближайшей перспективе.

Председатель ФНПР М.В. Шмаков

О позиции ФНПР в связи с изменением параметров пенсионной системы

Оценивая ситуацию, сложившуюся в системе государственного обязательного пенсионного страхования, ФНПР и ее членские организации занимают последовательную позицию в решении одной из сложных социальных задач – совершенствование пенсионной системы страны.

Президент РФ В.В. Путин в своем Обращении к гражданам страны объяснил причины и неизбежность мер, предпринимаемых Правительством РФ, а также внес ряд предложений, направленных на смягчение отдельных положений обсуждаемого нормативного акта. Внесенные поправки делают законопроект более социально приемлемым.

Президент страны в Обращении фактически поддержал позицию ФНПР о комплексном, «пакетном» рассмотрении пенсионных проблем, продолжении социального диалога по широкому кругу вопросов, прямо или косвенно влияющих на социальную защищенность работников и пенсионеров.

Обеспечение конституционных прав и гарантий работающих на достойную жизнь и социальную защиту являются актуальной задачей профсоюзов, которые требуют системного подхода к реформированию социальной сферы, тем более в таком масштабном направлении, как пенсионное обеспечение.

Совершенствование пенсионной системы должно проводиться только на основе серьезных комплексных социально-экономических преобразований, развития рынка труда, политики заработной платы, реформирования производства и т.д.

Эта позиция Федерации Независимых Профсоюзов России неоднократно доводилась до органов власти и социальных партнеров через письма, заявления, постановления Исполкома и Генсовета ФНПР.

ФНПР потребовала комплексного, «пакетного» рассмотрения предложений Правительства РФ об изменении параметров пенсионной системы, оформленных соответствующим законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», принятым Государственной Думой в первом чтении 19 июля 2018 года.

Это требование, поддержанное абсолютным большинством профсоюзных организаций, способствовало широкому обсуждению законопроекта, острой критике его отдельных положений, а в ряде случаев и неприятию в целом.

По инициативе ФНПР были организованы и прошли слушания в Государственной Думе 21 августа 2018 года, где принятый законопроект фактически еще раз прошел общественную экспертизу. На парламентских слушаниях были приняты предложения Федерации Независимых Профсоюзов России об образовании рабочей группы высокого уровня и комплексном, «пакетном» рассмотрении законопроекта.

Исполком ФНПР постановляет:

1. Отметить, что ФНПР, ее членские организации в сложившейся ситуации предприняли меры, позволившие улучшить положения законопроекта, организовали обсуждения с социальными партнерами, органами власти и управления всех уровней социальных последствий, предлагаемых изменений.

2. Одобрить положения «Позиции Федерации Независимых Профсоюзов России по дальнейшему реформированию государственного обязательного пенсионного страхования» (прилагается). Руководству ФНПР дополнить, при необходимости, «Позицию» предложениями членских организаций, не оформленных в виде поправок или не учтенных Государственной Думой при обсуждении законопроекта.

3. Руководству ФНПР, руководителям членских организаций проводить работу с органами власти, социальными партнерами по формированию «дорожных карт» реализации предложений «Позиции», в целях их более полного учета при реформировании социального законодательства и для стабилизации ситуации в области социальной защиты наемных работников.

4. Членским организациям ФНПР:

- продолжить работу по разъяснению членам профсоюза позиции ФНПР в области реформирования социальной сферы и государственного обязательного пенсионного страхования;

- организовать мониторинг реализации договоренностей, принятых при обсуждении предложений Правительства об изменении параметров пенсионной системы, в части сохранения социальных льгот, представляемых государством и регионами, а также льгот и услуг, установленных законодательством для лиц предпенсионного возраста в целях обеспечения активного долголетия;

- инициировать принятие региональных нормативных актов, направленных на социальную защиту лиц предпенсионного возраста, пенсионеров, ветеранов;

- продолжить работу с органами Пенсионного фонда РФ по заблаговременному оформлению пенсий для обеспечения своевременной и полной реализации прав лиц предпенсионного и пенсионного возраста.

5. Направить поправки ФНПР и членских организаций в соответствующие комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и рабочую группу Государственной Думы по доработке законопроекта № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

6. Членским организациям с учетом «пакетного» рассмотрения законопроекта направлять поправки в законы, регулирующие социальные и трудовые отношения, в департаменты Аппарата ФНПР.

7. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя ФНПР Д.М. Кришталя.

Краткое содержание:

Невозможно не признать, что последние реформы довольно сильно усложнили выход на пенсию. Вследствие чего на сегодняшний день важна каждая зацепка, которая позволяет добиться досрочной пенсии или перерасчета своей пенсии в сторону повышения.


Среди таковых необходимо выделить участие в работе профсоюза. В данной публикации расскажу, как оно может помочь добиться перерасчета пенсии.

1. Как возможно осуществить перерасчет пенсии по профсоюзному билету

Нынешним гражданам пенсионного возраста, скорее всего известно, такое понятие как «зарплатный коэффициент» и каким образом он оказывает влияние на размер пенсии.

Пенсия должна быть рассчитана за периоды стажа до 2002 года, исходя из трудового стажа и размера заработной платы. При этом заработную плату можно взять для расчета в двух вариантах:

  • либо за любую пятилетку до 2002 года (в таком случае нужна будет справка о заработной плате, выданная по специальной форме работодателем или архивной организацией),
  • либо за 2000-2001 гг. (по данным Пенсионного фонда РФ).

Максимальный размер коэффициента, который можно получить за счет своей заработной платы, это коэффициент 1,2 к пенсии (больше положено только «северянам» при определенных условиях).

Но нередко возникают ситуации, когда получить документы, подтверждающие заработную плату, нет возможности. Как раз в таком случае на помощь может прийти профсоюзный билет.

Еще в 2001 году было опубликовано совместное письмо Министерства труда и Пенсионного фонда РФ, где разъяснялось, что:

-в случаях, когда нет возможности установить заработок гражданина для расчета пенсии из-за несохранности документов, Пенсионный фонд РФ может учесть его по профсоюзному, а также комсомольскому, партийному билету, а также другим документам, подтверждающим фактический размер заработной платы (Письмо от 27 ноября 2001 года № 8389-ЮЛ / ЛЧ-06-27/9704).

К большому огорчению, ссылки на этот документ в Пенсионный фонд РФ редко приводят к успеху: они отказываются учитывать заработок по взносам, указанным в профсоюзном билете, пока не будет официального подтверждения, что документы о заработной плате не сохранились.

Но суды в большинстве случаев встают на сторону пенсионеров. К примеру, в 2019 году в суде Пензенской области мужчине подтвердили заработок по профсоюзному билету за период с 1987 по 1991 гг. и обязали Пенсионный фонд РФ пересчитать пенсию с учетом этих данных (решение Каменского горсуда Пензенской области, дело № 2-680/2019).

2. Как профсоюз помогает повысить пенсию по льготному стажу

Не так давно в Верховном суде РФ состоялся важный прецедент: в высшей инстанции подтвердили, что трудовая деятельность в профсоюзных органанизациях засчитывается не только в общий, но и в специальный стаж для назначения досрочной пенсии (дело № 39-КГ 20-1).

В суд обратился мужчина, которому назначили досрочную страховую пенсию по Списку №2 (п.2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Но при этом Пенсинный фонд РФ не включил ему в льготный стаж 8 лет работы в должности заместителя председателя профкома (с октября 1993 г. по март 2002 г.), ссылаясь на то, что действующее пенсионное законодательство такое не предусматривает.

Стоит отметить, в статье 375 Трудового кодекса РФ и статье 26 Закона «О профессиональных союзах. » от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ напрямую сказано, что:

-период работы освобожденного работника на выборной должности в профсоюзе засчитывается в его общий и специальный стаж.

Верховный суд РФ признал, что эту норму следует применять при расчете льготного трудового стажа в том числе и в целях пенсионного обеспечения.

Так как истец был избран в профсоюзный комитет во время работы с вредными условиями труда, это позволило ему присоединить 8 лет работы в профсоюзном комитете к собственному льготному стажу и тем самым добиться перерасчета пенсии.

Суть в том, что за время работы в периоды до 2002 года пенсия рассчитывается с учетом стажевого коэффициента. Он составляет 0,55, в случае, если у гражданина выработана определенная норма такого стажа по состоянию на 1 января 2002 года.

В случае, если это общий трудовой стаж — то мужчинам нужно будет 25 лет, женщинам — 20 лет. А в случае, если берем льготный стаж, то норма равна той продолжительности стажа, которая необходима для назначения пенсии досрочно.

Стажевый коэффициент повышается на 0,01 за каждый год стажа свыше нормы. Вследствие того, что по Списку №2 мужчинам требуется 12,5 лет льготного стажа, то дополнительные 8 лет сверх этого позволяют повысить коэффициент на 0,08, что, естественно, приводит к увеличению размера пенсии.

Соответственно, сделаем вывод, что работа в профсоюзе позволяет увеличить льготный стаж и при помощи данного увеличения добиться значительного перерасчета размера пенсии.

Спасибо за внимание!

3 банковские услуги для пенсионеров, которых желательно избегать, можно ознакомиться Подробнее >>>

5 уловок мошенников от которых страдают пенсионеры, можно ознакомиться Подробнее >>>

Как пенсионера могут оставить без жилья: примеры судебной практики, можно ознакомиться Подробнее >>>

№ 35(679) от 11.09.19 [ «Аргументы Недели », Андрей Угланов, Главный редактор АН ]

Гость главного редактора «АН» Андрея Угланова – первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной думе, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Андрей ИСАЕВ.

– АНДРЕЙ Константинович, мой первый вопрос касается инициативы председателя правительства Медведева по поводу перехода на 4-дневную рабочую неделю. Будут ли снижены нормы выработки или придётся переходить на 10‑часовой рабочий день? Почему министр экономического развития Орешкин против?

– Впервые о переходе на 4-дневную рабочую неделю несколько лет назад заговорила Московская федерация профсоюзов. Затем, выступая на Международной конференции труда, Дмитрий Медведев сказал, что весь мир и Россия со временем перейдут на 4-дневную рабочую неделю.

Дмитрий Анатольевич и профсоюзы оговаривали, что речь должна идти не об изменении баланса в рамках существующей 40‑часовой рабочей недели, а о сокращении именно 40 часов. То есть будет постепенный переход на 32 рабочих часа в неделю.

Второе важное условие: не должна пострадать заработная плата. То есть заработная плата может быть больше в результате индексации, но не должна уменьшаться в связи с тем, что происходит переход на 32‑часовую рабочую неделю, или на 4‑дневную рабочую неделю.

Третий важный момент. Часто задают вопрос: неужели 3 дня у нас не будут работать общественные учреждения, школы, больницы, сфера обслуживания, непрерывное производство? Многие из этих учреждений и сегодня работают по 7 дней, несмотря на 5-дневную рабочую неделю, потому что у них особый график. Этот особый график, безусловно, сохранится. Например, и сегодня некоторые школы работают в режиме шестидневки, если это одобрено родителями и если это соответствует требованиям учебного процесса. Ставка у учителей вообще считается отдельно по количеству рабочих часов. Да и «скорая помощь» работает всегда круглосуточно и ежедневно. Всё это останется.

– Всё-таки 4-дневная рабочая неделя выглядит фантастически.

– Сейчас этот вопрос особенно остро встаёт на повестку дня в связи с автоматизацией и роботизацией производства. Не всюду, но в целом ряде отраслей уже сегодня мы можем столкнуться с ситуацией, когда количество работников является избыточным. В этом случае есть два пути: либо сохранять сегодняшнюю продолжительность рабочего времени, но тогда многих работников надо высвобождать и пополнять армию безработных, либо постепенно сокращать количество необходимого рабочего времени.

Ставить такой вопрос в ситуации, когда основная экономика сосредоточена в индустриальном секторе, наверное, было бы преждевременно. Но сейчас стремительно развиваются, например, сфера услуг, сфера, которая обеспечивает производство средств производства, сфера информационных технологий и т.д. Вот здесь сокращение рабочего времени и увеличение свободного времени будут только на пользу. Работники этих отраслей нуждаются в постоянном самообразовании, в постоянном психологическом отдыхе.

Недавно было заявлено, что мы готовы приступить к обсуждению с сентября. Тут же некоторые СМИ написали, что в сентябре будет внесён закон о переходе на 4‑дневную рабочую неделю. Этого, разумеется, никто не предлагает. Переход должен произойти после достижения определённого общественного консенсуса. Это как раз та реформа, где основная часть общества должна с ней согласиться.

– Основной вопрос, чтобы сохранилась заработная плата.

– Совершенно верно. Есть ещё важный момент – это постепенность. С какого-то года, предположим, мы сократим рабочую неделю на час: в пятницу сделаем не 8-часовой рабочий день, а 7-часовой. Я говорю абстрактно, потому что у всех разные графики. Дальше дадим возможность экономике год или два к этому адаптироваться. Сделав этот шаг и увидев, что всё нормально, мы можем сделать ещё один шаг – сократить время работы в пятницу ещё на час, тогда у нас получится 6-часовой рабочий день. И так мы дойдём до 4-часового, то есть в пятницу основная масса трудящихся будет работать полдня. Кстати, во многом это будет соответствовать уже фактически сложившейся практике.

Если мы убедимся в том, что такой график работы в течение года или двух вполне нормален, тогда можем приступить к отмене работы в пятницу полностью и перейти к 4-дневной рабочей неделе.

– Почему говорим об этом сейчас, если это структура далёкого будущего?

– Потому что готовиться к подобного рода решениям надо заранее. Ещё важный момент – дистанционная работа. Или, как говорят до сих пор, надомная работа. Такой труд на сегодняшний день тоже, мягко говоря, не урегулирован. Мы предприняли определённые попытки, когда правили Трудовой кодекс, но за основу всё равно была взята глава «Надомный труд». Писалась эта глава для бабушек, которые, условно говоря, вяжут дома носки и потом сдают их на предприятие. Это был надомный труд тогда. Сегодня дистанционная работа совершенно другая, и она становится массовой. Надо защитить права людей, работающих в таком режиме.

– С ОДНОЙ стороны, всем, конечно, хочется погулять три дня. Это разговор о снижении уровня безработицы в будущем, путём сокращения рабочих часов в неделю. Но почему руководство страны и Госдума увеличили пенсионный возраст, выпустив на рынок труда миллионы людей, конкурентов молодёжи на рынке труда? Даже председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков выступал категорически против повышения пенсионного возраста. Но повышение всё-таки состоялось. Почему произошло такое противоречие?

– Михаил Викторович не выступал категорически против, он не говорил, что пенсионный возраст никогда и ни при каких обстоятельствах не должен повышаться. Он выступал за то, чтобы это решение было отсрочено.

Переход к этому решению назревал, мы все это видели. Повышение пенсионного возраста произошло во всех развитых странах. Оно состоялось практически во всех бывших союзных республиках СССР, которые вышли с нами из одной шинели. И хочу напомнить, что решение о повышении пенсионного возраста в России было принято постановлением Правительства ещё в 1995 году. Мы держали оборону 23 года. За это время практически все, кто заработал основной пенсионный стаж в советское время, ушли на пенсию в 55 и 60 лет. Повышение коснулось совершенно другой категории людей, которые большую часть своего трудового стажа зарабатывали в условиях новой России.

– Есть такой экономист Никита Александрович Кричевский. Недавно на Государственном общественном телевидении он удивился, что ведущий не знает тайну, по которой повысили пенсионный возраст. И тут же её открыл – по его словам, в Пенсионном фонде не осталось денег, поскольку они разворованы. Вот и пришлось повысить возраст выхода на пенсию, чтобы не платить.

– Никита любит делать экстравагантные заявления. Действительно, некоторые говорят, что в этом решении был корыстный умысел, многие хотят его усмотреть и обнаружить. Например, говорили, что негосударственные Пенсионные фонды (НПФ) не способны ничего выплачивать, и, чтобы отсрочить их крах, нужно повысить пенсионный возраст. Но обращаю внимание, что при принятии закона мы сразу настояли на поправке, что для НПФ всё остаётся по-прежнему. Они будут продолжать платить пенсии женщинам с 55 лет и мужчинам с 60 лет, потому что это один из смягчающих механизмов. Пенсия многими использовалась как доплата к зарплате. Так вот эта часть доплаты осталась.

Но главное – другое. Годовой совокупный бюджет Российской Федерации – 23 триллиона рублей. Годовой бюджет Пенсионного фонда – 8, 5 триллиона. Это довольно много, учитывая, что пенсии остаются низкими. Если мы их хотим увеличить, то должны признать, что большая часть бюджета Российской Федерации должна уходить на выплату пенсий и ни на что другое.

– 8 триллионов – это годовой бюджет ПФР?

– Да, 8, 5 триллиона рублей – годовой бюджет Пенсионного фонда.

– А на выплату собственно пенсионерам сколько уходит?

– Почти всё идёт на выплаты пенсионерам. Есть ещё небольшая доля, которая направляется на выплату материнского капитала. 0, 2% от этого бюджета на сегодняшний день идёт на собственные расходы Пенсионного фонда.

Мы должны понимать: если поднять пенсии в 2 раза, то больше мы ничем не сможем заниматься, а ведь ещё нужны больницы, поликлиники, нормально функционирующая система ЖКХ – на это тоже надо каким-то образом находить деньги.

Конечно, сейчас у нас пока всё стабильно, и запас государственных денег позволяет проводить индексацию по уровню инфляции. Но ситуация, к сожалению, будет меняться в худшую сторону. Основным работающим поколением становятся те, кто родились в 90-е годы, а их родилось крайне мало. Поколение, уходящее на пенсию, – это люди, родившиеся в конце 50-х или в начале 60-х, когда был беби-бум советского периода. Соотношение между работающими и пенсионерами начинает достаточно быстро меняться в пользу пенсионеров. В предстоящие несколько лет и при сохранении прежнего пенсионного возраста мы выходили на соотношение один к одному.

– К какому году один к одному?

– Ориентировочно к 2025 году мы получили бы такое соотношение. Это значит, что пенсии получала бы половина взрослого населения, а вторая половина им эти пенсии платила бы. Сколько работающие граждане должны будут отчислять от своей заработной платы для того, чтобы заплатить приличные деньги пенсионерам?

В 1940-е годы, когда создавалась пенсионная система, на 200 миллионов граждан было 4 миллиона пенсионеров. В 1956 году на 200 миллионов человек было 18 миллионов пенсионеров. Сейчас у нас 146 миллионов граждан и 46 миллионов пенсионеров. Соотношение поменялось. Ситуация, с моей точки зрения, оказалась во многом безвыходной.

Отмечу также, что мы согласились поддержать повышение пенсионного возраста только вместе с принятием серьёзных поправок. В частности, ратифицирована 102-я конвенция ООН о том, что пенсии должны быть не меньше 40% утраченного заработка.

– Эта конвенция сейчас выполняется?

– Она вступит в силу по прошествии определённого времени и начнёт реализовываться.

– Давайте поговорим о профсоюзах. Во всём мире, я так уверен, профсоюзные организации отраслевые. Особенно это очевидно, когда, например, мы говорим про Голливуд. Профсоюзы там вытворяют такое, что ставят на колени кого угодно. А у нас Федерация независимых профсоюзов. И что-то не слышно, как профсоюзы отстаивают права дальнобойщиков, фермеров, которых гонят с земли в Краснодарском крае.

– То, что вы говорите, это скорее не отраслевой, а цеховой принцип, причём есть действительно очень сильные профсоюзы. Допустим, в США есть названный вами профсоюз телевизионной и киноиндустрии, очень сильный профсоюз докеров, очень сильный профсоюз дальнобойщиков, который долгое время вообще считали чуть ли не мафиозной организацией. Они суперсильные, и там действует принцип, который наши профсоюзы никогда в жизни не посмели бы применить. Это принцип закрытого цеха. Человек фактически не может быть принят на работу, если не вступил в профсоюз. К примеру, профсоюз добился и заключил соглашение о том, что каждый новый работник должен пройти инструкцию по технике безопасности, прежде чем его допутят к «железу». Но он не пройдёт эту инструкцию до тех пор, пока профсоюз её не подпишет. Там действуют такие жёсткие принципы.

Но если взять европейские профсоюзы, а мы исторически ближе по связям с ними, там как раз, наоборот, идёт укрупнение профсоюзов. Например, в Германии в одном профсоюзе объединены и металлурги, и машиностроители, и даже некоторые представители лёгкой промышленности. Почему? Во всём мире наблюдается тенденция к росту числа свободных профессий и, следовательно, к сокращению количества организованных в профсоюзе работников. А профсоюз – это не политическая организация, а экономическая. Чем больше он может собрать средств, тем более активно он работает как защитник.

Примерно по такому же принципу в Российской Федерации все профсоюзы объединены в ФНПР. Они платят взносы, а федерация представляет их интересы как целого гражданского сектора перед правительством, перед работодателями. Федерация имеет группу поддержки в парламенте, а каждый отдельный профсоюз этого иметь не может. Но профсоюзы автономны, у них свои собственные уставы, они проводят свои съезды, они принимают свои решения. Между руководством профсоюзов и руководством федерации могут возникать разногласия. Это всегда зона напряжения, это особый мир.

– По закону предприниматель имеет сегодня право не допустить забастовку при желании рабочих объявить её. А как показала практика завода «Форд» в Ленинградской области, там политики никакой не было, там профсоюзы воевали с американцами и как-то добивались своего. Почему наш закон не позволяет таким образом переложить ответственность с государства на работодателя?

– В 1990-е годы у нас было гораздо более либеральное забастовочное законодательство. Но, как показал опыт, работники охотно идут на демонстрации, охотно участвуют в пикетах, используют даже такие формы протеста, как голодовки. А вот собственно забастовки даже в 90-е годы популярны не были. Потому что в работниках сидит подсознательно ощущение, что своё предприятие – это кормилец и ему во вред действовать не очень разумно. И действительно, любая забастовка – это нанесение ущерба обеим сторонам: и хозяину, и самим работникам.

Поэтому, когда в начале нулевых годов мы работали над Трудовым кодексом, то были введены процедуры, усложняющие объявление забастовки. Но одновременно с этим были введены требования для работодателя: проводить обязательные двусторонние переговоры, привлекать трудового арбитра, разрешать споры с участием представителя органов власти и местного самоуправления. Возможно, сейчас ситуация поменялась, и надо будет забастовочные процедуры либерализовывать.

– Что же, надеюсь на продолжение нашего разговора о рабочем движении и профсоюзах.


Сколько ни работай, а пенсия составит не более 40% от зарплаты


Продажи в «черную пятницу» в России снизились по сравнению с прошлым годом


Работники порта во Владивостоке протестуют против отставки гендиректора Заирбека Юсупова


Sohu считает Кадырова возможным преемником Путина


Тихановская призвала предпринимателей поддержать общенациональную забастовку в Белоруссии


Тихановская объявила в Белоруссии общенациональную забастовку с 26 октября


Исаев заявил о сохранении финансовой поддержки социальных НКО


Мнение: Положение с латвийским образованием печальное: учителя бастуют, школы закрывают


Почему в СССР повсеместно высаживали тополя


Исаев рассказал о поправках к законопроекту о дистанционной работе


Исаев заявил о сохранении трудовых прав удаленного сотрудника на офлайн


Исаев назвал бюджет законом не о цифрах, а о людях


Лукашенко пригрозил ликвидировать частные предприятия, которые до конца года не создадут профсоюзы


Работники авиакомпании «Амур» годами недополучали зарплату

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru

  • Читайте также: