Путин пенсионная реформа социальная политика для россии

Владимир Путин живет в параллельной реальности и старается всех убедить, что она настоящая





Президент России Владимир Путин причислил к среднему классу свыше 73% населения страны — всех, чей месячный доход превышает 17 тысяч рублей. Об этом глава государства сказал в интервью ТАСС. Чтобы обосновать свою позицию, Путин воспользовался методикой Всемирного банка, который якобы считает средний класс на основе минимального размера оплаты труда. Если доходы домохозяйства в полтора раза превышают МРОТ на каждого члена семьи, то оно относится к среднему классу, считает Путин.

Даже если методика подсчета Владимира Путина верна — Кремль уже в этом усомнился и пообещал перепроверить — то МРОТ в России существенно отличается в худшую сторону даже от развивающихся стран. Например, в Гондурасе, Сирии, ЮАР прожиточный минимум выше, чем в России. А прожиточный минимум в странах Евросоюза отличается российского уже на порядок.

В прошлогоднем докладе ВШЭ говорилось, что к среднему классу в России принадлежит не более 38% населения. Авторы уточнили, что всем характеристикам, определяющим принадлежность к среднему классу, соответствует только 7% россиян. Оставшийся 31% можно назвать средним классом лишь условно.

Абсурдность заявления Путина и его уверенная риторика говорят о том, что президент действительно оторвался от реальности и живет в параллельной вселенной — он уверен, что все действия властей за прошедшие 20 лет были безошибочными и эффективными. Он доказывает эту правильность и себе, и россиянам, однако в большинстве своем общество подобные заявления воспринимать перестало.

— Текст, который мы слышим от президента в проекте ТАСС, не изменился за последние десять или больше лет. Он очень точно отражает абсолютную уверенность Владимира Путина в том, что все, что сделано, было сделано правильно, что никаких фундаментальных или серьезных ошибок в государственной политике допущено не было. Если человек исходит из того, что все было сделано правильно, то надо как-то объяснить самому себе и всем остальным ситуацию с доходами и уровнем жизни.

Возникает когнитивный диссонанс: с одной стороны он говорит, что политика импортозамещения абсолютно правильная, плевать на санкции, экономическая политика дала замечательный результат, в целом политический курс абсолютно правильный, а на другой стороне мы видим достаточно плачевную ситуацию с бедностью, реальными доходами и социальным расслоением. Так как мозаика не складывается, ее приходится подгонять при помощи сочетания статистических и риторических приемов. Этим Владимир Владимирович и занимается.

Осознает ли он сам, что это в известной степени абсурдно? Наверное, да. Это такая параллельная реальность, которую он выстроил для себя и по-прежнему пытается навязать всем остальным, но это уже не навязывается, — считает доктор политических наук Владимир Слатинов.

Еще один интересный парадокс состоит в том, что в январе премьер-министр Михаил Мишустин, выступая перед представителями фракции КПРФ, заявил, что среднего класса в России вообще-то нет. Видимо, 70% россиян присоединились к социальной группе с достойным уровнем жизни за последние два месяца.

— Накануне рассмотрения кандидатуры Мишустина на должность председателя правительства была организована его встреча с депутатами всех фракций. Он побывал во фракции КПРФ, депутаты задали много вопросов, один из которых касался введения прогрессивной шкалы налогооблажения. На предложение ввести шкалу прогрессивную шкалу подоходного налога для увеличения наполняемости бюджета, Мишустин буквально ответил так: «У нас тотальная бедность и — давайте я будут с вами откровенен — у нас нет среднего класса, он не сформировался». Предложение собирать повышенный налог со сверхбогатых Мишустин отверг, объяснив, что таких слишком мало. Прошло чуть больше двух месяцев и в России появился средний класс. Чудодейственное российское правительство за такой короткий период возродило средний класс.

Если у нас к среднему классу начнут относить и пенсионеров, я думаю, это мало кого удивит. Все, кто хоть какие-то выплаты из бюджета получает, по мнению власти, и есть средний класс.

Если российская власть заблуждается, то нужно избавляться от этой наивной власти. Мы готовы освободить эту власть от наивности, потому что в ходе прямого общения с людьми понимаем, что нужно народу. Если это делается намеренно, то, простите меня, от этой власти надо освободиться, потому что тогда это враги России, которые не хотят хорошего будущего своему народу, — подчеркнула глава аппарата фракции КПРФ в Госдуме Нина Останина.

Кроме того, обсуждая, как плохо живется во Франции из-за протестов, Путин поддержал коллегу Эммануэля Макрона в его решении провести пенсионную реформу, которая заключается в повышении пенсионного возраста и упразднении льготных категорий трудящихся, имеющих право досрочного выхода на пенсию. Владимир Путин подчеркнул, что с точки зрения экономики Макрон поступает обоснованно и с прагматической точки зрения — правильно.

— Мы с прагматической точки зрения поступили неверно, потому что мы практически все сохранили. Все льготы, все льготные категории практически сохранили. Льготный выход на пенсию у нас остался, — подчеркнул Путин.

После проведения пенсионной реформы в 2018 году в России действительно сохранились льготные категории граждан, имеющих право на досрочное получение страховой пенсии. В первую очередь это работники вредных производств, работ, связанных с риском для жизни (военные, полицейские спасатели, жители Крайнего севера, а также многодетные матери, инвалиды и некоторые другие.

Таким образом, Путин переводит внимание общественности, которая была возмущена повышением пенсионного возраста, на то, что власть идет навстречу людям.

— Это была демонстрация того, что власть идет навстречу. Поскольку провозглашается, что социальная политика для нас важна, и что на первое место ставится благополучие граждан, то надо приводить какие-то примеры. На фоне непопулярной пенсионной реформы это была демонстрация того, что на какие-то уступки власти пошли. Вроде бы не выгодно, но мы этим пожертвовали. Хочу напомнить, что пенсионная реформа проводилась в условиях рекордного профицита бюджета и могла осуществляться в более мягком варианте, но предпочли более жесткий вариант, но с некоторыми уступками. Эти уступки теперь подчеркиваются, они нарочито демонстрируются — смотрите, власть не такая уж кровожадная, — отмечает Владимир Слатинов.

Последние новости по теме — пенсионная реформа:

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача - обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. А значит не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей законопроектом, наряду с другими мерами, предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.

Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90-е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.

В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнемся с серьезными демографическими проблемами. Чем они вызваны?

Каждые 25-27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.

Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся и на середину 90-х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось еще меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами.

И сейчас именно это, крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим еще больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.

Вывод понятен, сокращается трудоспособное население - автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.

Но тогда, в 2000-х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из "Прямых линий" прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.

В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной - абсолютно оправданной и справедливой. Убежден, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя.

Напомню, как в тот период жила страна. Это еще не окрепшая экономика, с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.


Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счет, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто "съела" бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы еще больше.

Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы - мы все, граждане, власть, страна - работали.

Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьезные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.

Конечно, нам еще очень многое нужно сделать. В том числе в сфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество и продолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, что благодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, более ответственному отношению людей к своему здоровью, сегодня темпы роста продолжительности жизни в России - одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).

Знаю, что все мы не очень-то привыкли доверять статистике. Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокруг себя. Кто-то действительно проживает долгую жизнь, а кто-то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идет именно об объективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтвержденной экспертами Организации Объединенных Наций.

Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать все, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми.

Все, о чем я только что сказал, - объективный, но все же достаточно сухой анализ ситуации. Что, безусловно, важно. Но не менее важно чувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто-то уже думает уйти на заслуженный отдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто-то планирует продолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье. И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.

Естественно, все это воспринимается многими людьми болезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но давайте посмотрим, какие у нас есть варианты.

Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система "затрещит" и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждет страну через 15-20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанные с повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будут использовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Это неизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе. Тем не менее, я просил Правительство самым серьезным образом изучить и использовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и от оппозиции.

Что касается нынешней, действующей власти, самое легкое, самое простое для нее сегодня - вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы, как минимум, ближайшие 7-10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.

Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е.

Смотрите, еще в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7 к одному. А в 2019 оно составит уже 1,2 к одному. То есть практически один к одному. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.

А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное - обеспечить их устойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсий должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужно сделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.

Естественно, возникает вопрос, рассматривало ли Правительство какие-то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста. Конечно, да. Конечно, рассматривало.

По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера - введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75-120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант - продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов - 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или, предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать, всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое-то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперед не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счет федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги, со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надежную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных "косметических" мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.

Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.

В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Когда на излете XX века президент России Борис Ельцин еще даже не предполагал, что произнесет сакральное «я устал, я ухожу», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что россияне не прочь были увидеть во главе государства личность типажа Петра Первого, Глеба Жеглова или Штирлица. Результаты аналогичного исследования холдинга «Ромир» не слишком отличились от «вциомовских» — к лидерам Жеглову и Штирлицу в этой версии добавился маршал Жуков.

Таким образом, констатировали тогдашние социологи, в большинстве своем россияне готовы были видеть в качестве рулевого не заботливого руководителя, а агрессивного лидера, надеясь, что его сила и жесткость помогут установить порядок в России».

Вскоре после этого на пост президента России был назначен, а потом и переизбран выходец из силовых структур, разведчик Владимир Путин. И практически сразу в глазах народа его образ начал трансформироваться.

— Если изначально, — констатировал директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов, — он воспринимался исключительно как преемник Бориса Ельцина, как единственный вариант в отсутствие других альтернатив, то буквально через год главным мотивом в его обсуждении стала фраза «он нам нравится». И любовь сложившегося тогда «ядерного» электората Путина сохраняется до сих пор.

Однако электорат президента весьма эклектичен по своей структуре, он объединяет в себе крайне разнородные идеологически и ценностно социальные группы. И для того, чтобы возникшее в 2014 году мощное объединение вокруг его фигуры, нужен какой-то сверхмощный мегапроект. Которого сейчас ни сам президент, ни его администрация не предлагают. И в итоге от мощного «айсберга» президентского электората стали откалываться разные группы, которым больше нет необходимости видеть в Путине единого лидера. Таким образом сейчас число его сторонников практически свелось к минимальной отметке в 40%.

— А может он уйти ниже? И при каких условиях?

— Может ли тогда Владимир Путин, в отсутствие консолидирующих мегапроектов, в один прекрасный момент въехать, условно говоря, на белом коне на Красную площадь и торжественно объявить — пенсионная реформа, повышение возраста выхода на пенсию было тотальной ошибкой, поэтому я отменяю все принятые в последние годы решения и издаю указ о возвращении старых правил начисления пенсий по возрасту?

— Это абсолютно фантастический сценарий, который невозможен даже в теории. Президент на это не пойдет по своему психотипу, так как это неэффективная, с его точки зрения, повестка дня. Кроме того, любой руководитель, находясь долгое время на своем посту, становится зависим даже не от ближайшего окружения, а от сложившейся бюрократической системы. В которой установлен определенный регламент работы с информацией, присутствуют некие обязательства, обиды, обещания, поощрения и так далее. И в этом плане Владимир Путин ничем от любых других руководителей не отличается.

В этих словах эксперта видится определенный резон. Только в недрах такой системы могут рождаться, а затем претвориться в жизнь проекты, типа пенсионной реформы, изначально служащие совсем не тем целям, которые декларировались разработчиками.

И речь тут идет не только о пенсионной реформе, повышении налога на добавленную стоимость и заметном усилении остального налогового бремени.

Например, политолог Руслан Осташко задался вопросом — а с чего бы это «правая рука президента» Дмитрий Медведев, совсем недавно рьяно обосновывавший пенсионную реформу и необходимость повышения возраста выхода на пенсию тем, что надо подужаться и поработать на благо страны, вдруг стал пропагандировать идею о четырехдневной рабочей неделе?

«Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в Минтруд проект перехода на четырехдневную рабочую неделю. Ранее об этом же говорил Медведев. Якобы технологии позволяют и все такое… Нафига тогда было тогда заставлять людей работать до пенсии на 5 лет дольше?!», — написал он на своей личной странице в «Твиттере».

Его поддержал экономист Владислав Жуковский, заявив СМИ, что пенсионная реформа не является никакой системной структурной реформой, это просто-напросто узаконенный лохотрон по добровольно-принудительному отъему денег у населения.

По его словам, это было ясно с самого начала обсуждения этого шага. О лживости посыла писали в Академии наук (не потому ли разогнали? — ред.), рассуждали макроэкономисты, эксперты Московского экономического форума и даже депутаты на круглых столах в Госдуме.

— Последние политические решения — не только ненавидимая народом пенсионная реформа, но и непрерывный поток все новых и новых поборов, и остальные новации — по сути, представляют собой стремление государства залезть в карманы народа. Естественно, не без ведома главы этого самого государства, — констатировал член КПРФ, политик, общественный деятель Вячеслав Тетёкин. — На фоне того, что доходы населения падают несколько лет подряд, именно эти решения и стали символами растущего народного негодования.

— Некоторые политологи считают, что Путин перестает быть тотально значимой политической фигурой, поскольку он не пользуется безоговорочной поддержкой всех россиян, число его «ядерных» сторонников не превышает 40−50%. Можно ли считать, что пенсионная реформа со временем станет тем самым мегапроектом, который консолидирует все антипрезидентские настроения в единый монолит, способный склонить чашу весов к смене политического курса?

— При всем значении личности в истории уместно вспомнить известное философское высказывание о том, что любой человек — скорее, ярлык на теле всемирной истории, обозначающий ту или иную государственную тенденцию. Так что я бы говорил не о падении популярности самого Путина, а о том, что правящая олигархически-бюрократическая верхушка, которую олицетворяет президент, поставила страну на грань национальной катастрофы. Об этом надо говорить смело, потому что, куда ни ткни, всюду развал — в промышленности, в образовании, в науке. Народ понимает, что страна сыплется в пропасть, и это вызывает естественное негодование, которое ассоциируется, естественно, с главой государства. Но вина лежит также и на всей правящей группировке, на тех 100−120 семьях, которые оседлали нашу экономику.

На фоне учащающихся разговоров о грядущей революции следует отметить, что сухой хворост для пожара уже накоплен в достаточном количестве. Не хватает только искры, которая подожгла бы эту кучу. Сама пенсионная реформа таким детонатором социального взрыва не стала, но ситуация накалилась настолько, что любой, даже самый малозначительный повод, к тому приведет. Именно поэтому власть отработала назад в Екатеринбурге, в ходе конфликта вокруг строительства храма в сквере. Именно поэтому власть отработала назад и в вопросе строительства мусорного полигона в Шиесе Архангельской области. Именно поэтому власть очень умеренно ведет себя в ходе последних московских конфликтов.

— Умеренно?

— Мы говорим о жестокости со стороны полиции, но могу сказать, что это еще далеко не предел с точки зрения репрессивных возможностей государства. Но тем не менее, повторюсь, власть ведет себя сдержанно, поскольку понимает, что перегиб палки здесь и может стать тем самым детонатором.

Где и когда он все-таки сработает, ни один политолог сейчас не возьмется предсказать. Но как тут не вспомнить, что еще в 1916 году Владимир Ленин говорил — «наше поколение революции не увидит». Однако буквально через полгода после этого трехсотлетняя монархия слетела. А спустя еще полгода вслед за ней слетела и буржуазная республика во главе с Временным правительством. То же самое сейчас и у нас, все предпосылки заложены: в «верхах» происходит поножовщина, башни Кремля лупят друг по другу изо всех орудий. Совершенно ясно, что прежняя модель управления государством потеряла свою актуальность.

Предлагается повысить пенсионный возраст для женщин на пять лет вместо восьми, а людям предпенсионного возраста дать особую льготу


Москва. 29 августа. INTERFAX.RU - Президент Владимир Путин обратился к гражданам в связи с намеченной пенсионной реформой и озвучил свои предложения по поводу ее смягчения. По мнению президента, откладывать пенсионную реформу нельзя, а перенос ее сроков может привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям. В бюджете сегодня хватит средств на индексацию пенсий в ближайшие 7-10 лет, но потом средств хватать не будет.

Женщинам прибавят пять лет вместо восьми

Путин предложил понизить предусмотренный законопроектом возраст выхода женщин на пенсию с 63 до 60 лет.

"В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на восемь лет - до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно", - заявил он в ходе телеобращения к россиянам в среду.

"Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти", - продолжил глава государства.

Президент не стал предлагать изменить предусматриваемое законопроектом о пенсионной реформе повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет.

Особая пенсионная льгота

Президент также предложил установить особую льготу для граждан, которые должны были выйти на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года.

"Предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу - право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста", - сказал Путин в обращении к гражданам в среду.

Таким образом, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 г., сможет сделать это в июле 2019 г.

Многодетным матерям - досрочную пенсию

"Мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей", - заявил также Путин в ходе телеобращения к россиянам.

По словам президента, если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей - на четыре года раньше, а для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться, как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

Стаж для досрочной пенсии

Предлагается уменьшить на три года стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию.

"Считаю, что у тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учетом заработанного стажа", - сказал Путин.

"Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 - для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин - до 42 лет", - сказал глава государства.

Ответственность за увольнение

Кроме того, Путин предложил установить ответственность вплоть до уголовной за увольнение или отказ в приеме на работу сотрудников предпенсионного возраста.

"Мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию", - говорится в тексте обращения президента, опубликованном на сайте Кремля.

"Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста. Соответствующие изменения в законодательство нужно внести одновременно с принятием законопроекта о повышении пенсионного возраста", - говорится в тексте.

Сохранение льгот

В ходе обращения Путин заявил о необходимости сохранения для граждан предпенсионного возраста льгот по налогам, оплате жилищно-коммунальных услуг и проезду на транспорте.

"Знаю, что представители партии "Единая Россия" в региональных законодательных собраниях и руководители субъектов Федерации выступали с инициативами сохранить и все действующие региональные льготы", - сказал он.

"Это очень важные для людей вещи. Такие, как бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств и ряд других. Поддерживаю, безусловно, этот подход", - добавил президент.

Также президент предложил сохранить пенсионные льготы для некоторых категорий граждан.

"Считаю, что нужно сохранить действующие условия назначения пенсий и для коренных малочисленных народов Севера", - говорится обращении.

"При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Что называется, просто чохом. Мы должны учесть особые условия жизни и труда людей. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтеров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий", - говорится в тексте.

Повышение квалификации перед пенсией

Президент предложил разработать систему повышения квалификации для граждан предпенсионного возраста.

"Поручаю правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации", - сказал он в ходе телеобращения к россиянам.

"Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета", - подчеркнул президент.

Пенсионная реформа

Ранее в СМИ появлялась информация, что Владимир Путин может предложить смягчить непопулярный у населения законопроект. Такую возможность подтверждал и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Внесенный правительством законопроект о пенсионный реформе уже принят Госдумой в первом чтении. Он предусматривает повышение планки выхода на пенсию с нынешних 55 и 60 лет для женщин и мужчин до 63 и 65 лет соответственно. Реформу пенсионной системы планируется начать с 2019 года, полностью завершить - к 2034-му.

Ко второму чтению "Единая России" подготовила свои предложения по корректировке законопроекта. В частности, в партии предложили сохранить предоставление компенсаций по оплате услуг ЖКХ и проезда в транспорте при достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обеспечить право на получение накопительной пенсии по ранее заключенным договорам.

Читайте также: