Развитие законодательства о негосударственных пенсионных фондах

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

В 1992г был указ Президента №1077 "О негосударственных пенсионных фондах", который наделял учреждения и организации правом учреждать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) на правах юридических лиц с именными счетами.

НПФ должны были функционировать независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Указ определял НПФ как некоммерческие организации.

Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

С помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов.


Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов. Инспекция стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.

Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.

Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

Понятие и виды негосударственных пенсионных фондов

НПФ представляет собой некоммерческую организацию, занимающуюся социальным обеспечением, со специальной организационно-правовой формой, созданной для наилучшего осуществления ее деятельности.

Фонды имеют различный характер развития, поэтому НПФ можно разделить на следующие виды:

Корпоративные – работают с учредительскими корпоративными программами, при этом пенсионные накопления ежегодно возрастают.

Территориальные– закреплены за конкретным регионом, создавались чаще всего при участии исполнительной или законодательной власти.

Универсальные, или открытые – их участниками по большому счету являются физические и юридические лица, сами фонды действуют независимо от крупных финансовых организаций. Основную долю активов занимают пенсионные накопления.

Принципы работы негосударственных пенсионных фондов

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Косновным плюсам НПФможно отнести различные возможности: принимать непосредственное участие в размере будущей пенсии, создавать различные источники ее выплаты, защитить финансы от неблагополучных пенсионных реформ, получать налоговые льготы и передавать свои накопления по наследству.

Основные функции НПФ:

- Выполнять пенсионное обеспечение участников фонда согласно договору НПО (негосударственного пенсионного обеспечения).

- Проводить страховку обязательного пенсионного страхования, о чем гласит Закон о пенсионном страховании РФ.

- Выполнение задач страховщика, связанных с профессиональным пенсионным страхованием, о чем гласит ФЗ РФ, а также указано в договорах о разработке профессиональных систем пенсионного назначения.

Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах:

1) НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.

2) Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход.

3) Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.

Деятельность НПФ находится под контролем Министерства труда РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам

Права и обязанности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов

2. Вкладчики негосударственного пенсионного фонда имеют право:

• требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

• представлять перед негосударственным пенсионным фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия негосударственного пенсионного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и досрочным пенсионным договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

3. Участники негосударственного пенсионного фонда имеют право:

• требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора;

• получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", условиями пенсионного договора, правилами негосударственного пенсионного фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;

• требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;

• требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", правилами фонда и условиями пенсионного договора.

Негосударственные пенсионные фонды массово стали появляться более 20 лет назад и относятся к организациям, осуществляющим добровольное пенсионное страхование. Законом № 75, принятым в 1998, регулируется деятельность этих акционерных обществ, регламентируются юридические и экономические отношения, возникающие при создании и прекращении их существования.

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» решение о регистрации НПФ находится в компетенции Банка России. Это же учреждение выдает лицензию, которую аннулирует при нарушении закона и обязательств перед участниками. В предоставлении документа отказывают при несоответствии установленных нормативов.

НПФ принимают от вкладчиков пенсионные накопления, обеспечивают сохранность и своевременную выплату сбережений. Центробанк имеет право подавать в Арбитраж заявление, чтобы остановить деятельность негосударственного общества, если оно не выполняет своих обязательств.

Основные положения Федерального закона (ФЗ)

Законом регулируются отношения, что возникают в процессе деятельности негосударственных фондов, которые могут создаваться только в виде акционерных обществ, обеспечивающих пенсионное страхование. ФЗ № 75 регламентируется необходимость в осуществлении контроля над выполнением функций НПФ, их ликвидацией или реорганизацией.

Фондам выдается лицензия, на основании которой они проводят деятельность в сфере пенсионного страхования и обеспечения. В ст. 3 Основных положений указаны и описаны понятия, применяемые в законе.

Между участником и НПФ заключается договор, в соответствии с которым вкладчик перечисляет пенсионные взносы, а фонд выплачивает ему негосударственное денежное пособие.

Между организацией и застрахованным человеком подписывается соглашение об обязательном страховании. Далее происходит перевод пенсии в негосударственный фонд. При наступлении основания НПФ должен выплачивать гражданину накопительную пенсию или осуществить срочную или единовременную выплату участнику фонда или его правопреемнику.


Досрочное пенсионное обеспечение

Согласно ст.3 данного закона люди, работающие в условиях, что в официальном порядке признаны опасными и вредными, имеют право на заключение с НПФ договора досрочного пенсионного обеспечения. Исходя из подписанного документа, негосударственными фондами средства выплачиваются раньше достижения мужчинами 60, женщинами 50 лет.

Сторонами соглашения являются:

  • вкладчик;
  • участник;
  • НПФ.

К первой категории относится владелец предприятия, предоставляющий рабочие места, которые по заключению комиссии признаны опасными.


Договор должен содержать:

  • названия сторон;
  • их обязанности и права;
  • вид досрочного обеспечения;
  • основания для выплаты;
  • порядок назначения и доставки;
  • условия прекращения соглашения;
  • ответственность участников.

В соответствии с законом работодателем разрабатывается специальная программа по выплате сотрудникам пенсией раньше достижения возраста выхода на заслуженный отдых. Этим документом определяется порядок функционирования системы досрочного обеспечения выплат работникам, что трудятся на местах с условиями, признанными вредными для здоровья.


Если застрахованное лицо передумало и хочет, чтобы накопительная часть формировалась государством, то следует выяснить – как вернуть накопительную часть пенсии в ПФР.

Создание и функции негосударственных фондов

Негосударственный фонд должен иметь правовую форму акционерного общества. Учредителем определяется устав НПФ, полное и сокращенное название юридического лица, вид его деятельности. В ст. 4 закреплены обязательства организации и его акционеров.

НПФ не может выдавать ссуду, проводить операции с векселями, осуществлять взаимозачеты. Компания отвечает за имущество участников, но не несет ответственности за невыполнение обязательств акционерами.


Основные функции негосударственных фондов представлены в ст. 8 закона. К ним относят:

  • введение счетов;
  • заключение пенсионных договоров;
  • предоставление информации вкладчикам о сумме накопленных средств;
  • выплату и хранение взносов;
  • формирование резерва;
  • проведение расчетов.

Требования к специалистам НПФ, оговорены в ст.6. На такие должности не могут претендовать люди с судимостью, руководители предприятий, обанкротившихся до 3 лет назад. В обязанности сотрудников входит введение учета – бухгалтерского и налогового, предоставление данных в Центробанк.

Согласно закону негосударственные фонды вправе получать доступ к информации вкладчиков, но обязаны соблюдать конфиденциальность. Специалистам НПФ разрешается обрабатывать персональные данные клиентов. Для этого нет необходимости в согласии физических лиц.


О вкладчиках

В статье 13 представлены права и обязанности застрахованных граждан и участников НПФ. Они определяются не только этим законом, но и нормативами Банка России, договорами о пенсионном обеспечении и страховании.

Участники вправе требовать:

  • выполнения всех обязательств по заключенному соглашению;
  • выплату и перевод сумм в другие фонды;
  • изменение условий договора по пенсионному обеспечению.

В обязанности вкладчиков входит своевременное перечисление взносов в размере, которые установлены соглашением и порядком, действующим в НПФ.

Застрахованное лицо вправе получать накопительные и срочные выплаты, требовать информацию о состоянии счета, заключать новый договор, но не раньше, чем 12 месяцев.


Акционирование

Негосударственные фонды создавались для того чтобы аккумулировать пенсионные взносы, которые затем направлять на выплаты своим участникам. Эти компании гарантируют вкладчикам выполнение взятых обязательств даже в случае прекращения деятельности

В 2013 году был принят закон «Об акционировании НПФ». Исходя из него все негосударственные организации, заключающие договора о пенсионном страховании, подвергаются процедуре акционирования, начиная с 2016. В связи этим все накопления участников переводятся ПФР. Центральный банк осуществляет проверку управляющих компаний, после чего они должны вступить в государственную программу гарантирования сохранности накоплений вкладчиков. Создается страховой резерв, который будет составлять до 10% от пенсионных вложений.

Законом предусматривается уменьшение количества зарубежных организаций, исключение офшорных компаний в участии сбора взносов и инвестирования и пенсионных отчислений.


Заниматься контролем деятельности НПФ, выдавать им лицензии поручается Центробанку. Изменения коснулись уставного фонда этих организаций, его размер не может быть меньше 150 млн. р. Помимо увеличения количества собственного капитала, установлены другие поправки:

  1. Усилены требования к регистрации НПФ и к их руководителям.
  2. Составлен новый порядок ликвидации организаций.
  3. Приняты правила досрочного обеспечения пенсионеров.

Негосударственным фондам запрещается заниматься страхованием на профессиональном уровне. В обновленном варианте закона прописываются гарантии вкладчикам и создание резервного фонда. Сотрудники НПФ не имеют права заключать договора с людьми и дистанционно снимать деньги с их счета.


Перспективы

В стране проводится модернизация действующей пенсионной системы, пересматриваются положения, которые касаются деятельности негосударственных фондов. Эти организации перераспределяют свободные ресурсы на потребности экономики, а не только выплачивают дополнительные средства пенсионерам.

Перспективы развития НПФ связаны с разработкой мероприятий, направленных на привлечение физических лиц, а также руководителей предприятий к участию в системе негосударственного обеспечения пенсий.

Такой вариант устраивает граждан тем, что они могут откладывать деньги в небольшом количестве, а НПФ гарантирует сохранность накоплений и их увеличение. Государство обязуется стимулировать развитие фондов, привлекать граждан к участию в системе пенсионного страхования. Такие организации предлагают вкладчикам гибкие схемы, которые базируются на договорной основе и правовых механизмах.

В 1992г был указ Президента №1077 "О негосударственных пенсионных фондах", который наделял учреждения и организации правом учреждать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) на правах юридических лиц с именными счетами.

НПФ должны были функционировать независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Указ определял НПФ как некоммерческие организации.

Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

С помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов.


Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов. Инспекция стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.

Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.

Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

Понятие и виды негосударственных пенсионных фондов

НПФ представляет собой некоммерческую организацию, занимающуюся социальным обеспечением, со специальной организационно-правовой формой, созданной для наилучшего осуществления ее деятельности.

Фонды имеют различный характер развития, поэтому НПФ можно разделить на следующие виды:

Корпоративные – работают с учредительскими корпоративными программами, при этом пенсионные накопления ежегодно возрастают.

Территориальные– закреплены за конкретным регионом, создавались чаще всего при участии исполнительной или законодательной власти.

Универсальные, или открытые – их участниками по большому счету являются физические и юридические лица, сами фонды действуют независимо от крупных финансовых организаций. Основную долю активов занимают пенсионные накопления.

Принципы работы негосударственных пенсионных фондов

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Косновным плюсам НПФможно отнести различные возможности: принимать непосредственное участие в размере будущей пенсии, создавать различные источники ее выплаты, защитить финансы от неблагополучных пенсионных реформ, получать налоговые льготы и передавать свои накопления по наследству.

Основные функции НПФ:

- Выполнять пенсионное обеспечение участников фонда согласно договору НПО (негосударственного пенсионного обеспечения).

- Проводить страховку обязательного пенсионного страхования, о чем гласит Закон о пенсионном страховании РФ.

- Выполнение задач страховщика, связанных с профессиональным пенсионным страхованием, о чем гласит ФЗ РФ, а также указано в договорах о разработке профессиональных систем пенсионного назначения.

Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах:

1) НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.

2) Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход.

3) Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.

Деятельность НПФ находится под контролем Министерства труда РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам

Права и обязанности вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов

2. Вкладчики негосударственного пенсионного фонда имеют право:

• требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

• представлять перед негосударственным пенсионным фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия негосударственного пенсионного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда и досрочным пенсионным договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".

3. Участники негосударственного пенсионного фонда имеют право:

• требовать от негосударственного пенсионного фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора;

• получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", условиями пенсионного договора, правилами негосударственного пенсионного фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания;

• требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора;

• требовать от негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", правилами фонда и условиями пенсионного договора.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ
"О негосударственных пенсионных фондах"

С изменениями и дополнениями от:

12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 6 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г., 18 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля 2010 г., 11 июля, 21, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля, 12 ноября, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2, 23 июля, 4, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля 2014 г., 29 июня, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 26, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа 2018 г., 2 декабря 2019 г., 18 марта, 8 июня, 20 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года

ГАРАНТ:

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями статей 11 - 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ либо до истечения сроков, указанных в частях 2 и 3 статьи 11 названного Федерального закона, регулируется положениями настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных статьями 11 - 14 Федерального закона N 410-ФЗ

См. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

7 мая 1998 года

Настоящий Закон закладывает основы системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд - особая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение. Фонды производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения. Согласно договору о негосударственном пенсионном обеспечении, вкладчик фонда (юридическое или физическое лицо) обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику (физическому лицу, в пользу которого заключен договор) негосударственную пенсию. Закон устанавливает нормы, призванные обеспечить платежеспособность фондов.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Статья 26 настоящего Федерального закона вводится в действие после утверждения Правительством РФ порядка и условий заключения договора фонда с депозитарием

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 13 мая 1998 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19 ст. 2071

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации в соответствии с требованиями статей 11 - 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ либо до истечения сроков, указанных в частях 2 и 3 статьи 11 названного Федерального закона, регулируется положениями настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных статьями 11 - 14 Федерального закона N 410-ФЗ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Пункты 1, 5, 8 - 19 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Действие положений статей 3, 20.1, 36.2-1, 36.6-1 и 36.6-2 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г. и 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Действие положений абзаца третьего пункта 6 статьи 13, статей 36.5, 36.28 настоящего Федерального закона от (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2008 г.

Пункты 1, 2 и 6 статьи 2 изменений вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 8 названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте также: