Разъяснения к закону о пенсионном обеспечении


ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

25 июля 2008 г. вступил в действие Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения“ (далее - Закон N 156-ФЗ), установивший новые правила пенсионного обеспечения военнослужащих и государственных служащих.

Кроме того, в прошлом году вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 N 741, утвердившее Правила выплаты Пенсионным фондом правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Поскольку до настоящего времени возникают вопросы о порядке назначения трудовой пенсии по старости военнослужащим и государственным служащим, а

также о выплате средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, раскроем в настоящей статье основные положения указанных нормативных актов.

Новое в пенсионном обеспечении военнослужащих
и государственных служащих

Законом N 156-ФЗ внесены изменения:

- в Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“;

- в Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Закон N 173-ФЗ).

Круг лиц, подпадающих под действие Закона N 156-ФЗ

Военнослужащие, получающие пенсию за
выслугу лет или по инвалидности по
линии “силовых“ ведомств (кроме
граждан, проходивших военную службу
по призыву), имеют право одновременно
с указанной пенсией получать
страховую часть трудовой пенсии по
старости Федеральные государственные
служащие, служащие субъектов РФ,

муниципальные служащие, получающие
пенсию за выслугу лет (но не
доплату к пенсии), имеют право на
одновременное получение доли
страховой части трудовой пенсии по
старости, устанавливаемой к
указанной пенсии

При каких условиях?

Возраст 55 (60) лет соответственно для женщин и мужчин
Не менее 5 лет страхового стажа,

исчисленного в соответствии с Законом
N 173-ФЗ Не менее 5 лет страхового стажа,

приходящегося на периоды работы и
(или) иной деятельности (ст. 10
Закона N 173-ФЗ)
Установление пенсии за выслугу лет
или по инвалидности по линии
“силовых“ ведомств Установление пенсии за выслугу лет
Наличие расчетного пенсионного
капитала, сформированного за счет
общей суммы страховых взносов,

поступившей за застрахованное лицо
в ПФР после назначения пенсии за
выслугу лет за период не менее чем
12 полных месяцев работы и (или)
иной деятельности. При установлении
доли страховой части указанные
страховые взносы не могут быть
использованы для перерасчета
страховой части соответствующей
трудовой пенсии и наоборот

Сроки вступления Закона в силу

Федеральный закон вступил в

силу
со дня его опубликования - 25 июля 2008 г.

В части установления страховой части
трудовой пенсии по старости
распространяется на правоотношения,

возникшие с 1 января 2007 г. В части установления доли страховой
части трудовой пенсии по старости
распространяется на правоотношения,

возникшие с 1 января 2008 г.

В какие сроки производится назначение страховой части
и доли страховой части?

Со дня обращения (подачи заявления),

но не ранее чем со дня возникновения
права Со дня обращения (подачи
заявления), но не ранее чем со дня
возникновения права
В случае возникновения у
военнослужащего права на страховую
часть трудовой пенсии по старости в
период до 24.07.2008 включительно
данная часть трудовой пенсии по
старости по его желанию может быть
назначено независимо от времени
обращения за ней с 01.01.2007, но не
ранее чем со дня возникновения права
на указанную часть трудовой пенсии

по
старости В случае возникновения у
федерального служащего права на
назначение доли страховой части
трудовой пенсии в период до
24.07.2008 включительно доля
указанной части трудовой пенсии по
его желанию может быть назначена
независимо от времени обращения за
ней с 01.01.2008, но не ранее чем
со дня возникновения права на
указанную выплату

Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для
приобретения права на страховую часть трудовой пенсии
по старости и долю страховой части трудовой пенсии

При назначении страховой части
трудовой пенсии военнослужащим
страховой стаж исчисляется в
соответствии со ст. ст. 10 и 11
Закона N 173-ФЗ, в него не
включаются:

1) военнослужащим, получающим пенсию
за выслугу лет, - периоды службы,

работы и иной деятельности, учтенные
при определении размера пенсии за
выслугу лет;

2) военнослужащим, получающим пенсию
по инвалидности, - периоды службы,

предшествовавшие назначению пенсии по
инвалидности При исчислении доли страховой части
трудовой пенсии федеральным
государственным служащим, служащим
субъектов РФ и муниципальным
служащим в страховой стаж
включаются периоды работы и (или)
иной деятельности, предусмотренные
ст. 10 Закона N 173-ФЗ, в том числе
периоды службы, учтенные при
установлении пенсии за выслугу лет

Размер страховой части трудовой
пенсии по старости определяется по
нормам ст. 14 Закона N 173-ФЗ, то
есть СЧ = ПК / Т,

где ПК - пенсионный капитал,

состоящий из двух частей:

- первая получается в результате
оценки пенсионных прав по состоянию
на 01.01.2002 в соответствии со
ст. 30 Закона N 173-ФЗ, исходя из
имеющегося стажа и заработной платы;

- вторая - это страховые взносы,

зачисленные на лицевой счет в системе
персонифицированного учета, начиная с
01.01.2002;

Т - количество месяцев ожидаемого
периода выплаты трудовой пенсии по
старости Размер доли страховой части
трудовой пенсии по старости
определяется по формуле: СД =

где СД - размер доли страховой
части;

ПКд - сумма расчетного пенсионного
капитала, учтенного за период со
дня назначения пенсии за выслугу
лет до дня, с которого
устанавливается доля страховой
части;

Т - количество месяцев ожидаемого
периода выплаты трудовой пенсии по
старости по состоянию на день,

непосредственно предшествующий дню,

с которого назначается доля
страховой части трудовой пенсии

Необходимые документы

Обращаться за установлением страховой части и доли страховой части
трудовой пенсии по старости следует в территориальное управление ПФР по
месту жительства пенсионера
- заявление о назначении страховой
части трудовой пенсии по старости;

- трудовая книжка и иные документы,

подтверждающие стаж работы и иной
деятельности, учитываемые при
установлении страховой части трудовой
пенсии по старости;

- справка, выданная органом,

осуществляющим выплату пенсии за
выслугу лет (по инвалидности) по
установленной форме;

- сведения о зарплате за периоды
работы до 01.01.2002 (при наличии
таких периодов), но не более чем
60 месяцев, в соответствии с
требованиями Закона N 173-ФЗ - заявление о назначении доли
страховой части трудовой пенсии по
старости;

- справка о дате назначения пенсии
за выслугу лет (за исключением
федеральных служащих)

К страховой части и доле страховой части трудовой пенсии по старости применяются правила корректировки, индексации и дополнительного увеличения, а также порядок назначения (включая сроки), перерасчета размера, выплаты (включая перевод за пределы территории РФ) и доставки, установленные Законом N 173-ФЗ.

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам

Начиная с 2002 г. в соответствии с Законом N 167-ФЗ работодатели за застрахованных лиц обязаны начислять и перечислять страховые взносы в ПФР, из них на накопительную часть трудовой пенсии перечисляются:

по 2004 г. За мужчин с 1953 по 1966 года рождения, за женщин с
1957 по 1966 года рождения 2%
С 2002 г.

по 2003 г. Для лиц 1967 года рождения и моложе 3%
С 2004 г.

по 2007 г. Для лиц 1967 года рождения и моложе 4%
С 2008 г. Для лиц 1967 года рождения и моложе 5%

--------------------------------
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Все перечисленные работодателем взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии учитываются при назначении трудовой пенсии в порядке, определяемым законодательством РФ.

Примечание. Если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости, средства, учтенные в специальной части его лицевого счета (страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, чистый финансовый результат временного размещения Пенсионным фондом страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от инвестирования пенсионных накоплений), выплачиваются его правопреемникам.

22.11.2007 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 N 741 “Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета“.

Для получения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица, правопреемникам необходимо до истечения шести месяцев со дня смерти обратиться с заявлением о выплате в любое управление ПФР. При обращении в органы ПФР необходимо иметь при себе подлинники следующих документов: паспорт правопреемника, документы, подтверждающие родственные отношения с умершим (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, иные документы, подтверждающие степень родства с умершим), свидетельство о смерти, свидетельство об обязательном пенсионном страховании умершего и его правопреемника, сберегательную книжку (необходимо знать реквизиты банка, в котором открыт счет правопреемника). В случае нарушения срока подачи заявления его можно восстановить в судебном порядке.

В настоящее время застрахованные лица вправе в любое время подать в ПФР заявление о

распределении пенсионных накоплений и определить своих правопреемников.

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

Описание 166 ФЗ

Федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ был принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года, а одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Последние изменения в него были внесены 1 июля 2017 года.

Также некоторые аспекты актуальной информации содержит закон №141. Подробнее об этом здесь:

Содержание 166 ФЗ о пенсионном обеспечении:

  • В главе первой описаны общие положения закона. Описаны другие акты и законы, регулирующие сферу пенсионного обеспечения и термины и понятия, используемые в законе и их определения. Дан список лиц, имеющих право на получение пенсии в Российской Федерации, и описаны категории пенсионного обеспечения. Способы финансирования государством и процессы увеличения или сокращения расходов на пенсии согласно постановлениям Правительства РФ;
  • В главе номер два, описаны условия назначения пенсии для каждой категории лиц, включая гражданских служащих, нетрудоспособных и недееспособных граждан, космонавтов и их семей, граждан, пострадавших в катастрофах с радиацией или техногенных катастрофах и их семей, работников летно-испытательного состава, участников Великой Отечественной Войны, военнослужащих и их семей, награжденных знаками «Жителю блокадного Ленинграда». Описан порядок, по которому устанавливается инвалидность гражданина. Описаны также ситуации по получению пенсии в случае, если семья потеряла кормильца;
  • В третьей гл. оформлены размеры денежных средств в случае назначения о получении пенсии лицом. Описана каждая категория лиц, перечисленная выше;
  • В гл. четыре описаны трудовой стаж и стаж службы. Описан процесс вычисления пенсии гражданина по среднемесячному заработку и согласно стажу;
  • В пятой оформлена индексация пенсионного обеспечения, процесс выплаты и доставки средств гражданину. Даны сроки, по которым государство определяет размер пенсии по населению и проводит изменения. Описан процесс перерасчета и выплат, способы доставки пенсии гражданину, в случаях, если лицо не имеет возможности самостоятельно получить средства в пунктах выдачи;
  • В шестой главе описан порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. Оформлено сохранение пенсии в размерах предыдущих лет. Описана система получения денежных средств иностранными гражданами, проходившими военную службу на территории Российской Федерации. Даны дополнительные положения и заключения закона.

В приложении к закону дана таблица с перечислением необходимого стажа работы в государственных или муниципальных органах для получения пенсии за выслугу лет.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 131 по ссылке:

  • Что является личной собственностью супругов
  • Ходатайство в суд: как правильно составить, форма и образец 2020 года
  • Федеральный закон «О статусе судей»: редакция 2020 года
  • Учебный отпуск по ТК РФ: как оформляется, рассчитывается и оплачивается в 2020 году
  • Уход за пожилым человеком: как оформить, какое пособие платиться по уходу
  • Удостоверение многодетной семьи: как и где оформить и получить
  • Уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке: как составить письмо, образец 2020 года

Последние поправки

Последние поправки в закон о пенсионном обеспечении граждан РФ были внесены 1 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 148. Согласно этим изменениям в статье два, в седьмом абзаце фраза «федеральных органах государственной охраны» была изменена на слова «органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны)».

Вам будет интересно: ФЗ 143 в новой редакции 2018 здесь:

Согласно третьей статье описываемого закона, кроме обычных граждан Российской Федерации, пенсию могут получать:

  • Лица, получившие травму при прохождении военной службы. Им полагается пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости;
  • Члены семей, у которых погиб родственник космонавт. Таким лицам полагается пенсия по случаю потери кормильца;
  • Участники Великой Отечественной Войны вправе получать пенсию по инвалидности и по старости;
  • Пенсия начисляется так же, как и участникам ВОВ, гражданам, получившим знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Матери и отцы лиц, проходивших военную службу и получивших травму, или погибших, имеют право на получение денежных средств. Родителям полагаются средства по потере кормильца;
  • Жены, супруги которых получили травмы или погибли во время военных действий или конфликтов, вправе получать пенсию по потере кормильца;
  • Любые семьи, потерявшие кормильца также вправе получать денежные средства при предъявлении в соответствующие органы доказательств родства.

В седьмой статье описаны условия и требования для получения пенсии федеральными государственными служащими. Размеры денежных средств и сроки выслуги лет для служащих определены в приложении настоящего ФЗ о гос.

пенсиях. Государственные служащие имеют право получать пенсию за выслугу лет вместе с денежными средствами по инвалидности и по старости.

Пенсия таким лицам не выплачивается в период работы в:

  • Государственной службе Российской Федерации;
  • Межгосударственном или межправительственном органе;
  • Гос. службе РФ при замещении другого лица;
  • Муниципальном органе или при замещении другого лица в муниципальном органе;
  • Государственном органе субъекта Российской Федерации.

В статье 7.2 описана система начисления и получения денежных средств гражданами, участвовавшими в испытании летной техники. Лица, участвовавшие в исследованиях и испытаниях серийной авиационной техники, парашютно-десантной и аэрокосмической техники, воздухоплавательной техники, получают пенсию за выслугу лет только в случае наличия трудового стажа в размере 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

В статье номер 11 закона о социальных пенсиях описаны условия и требования для начисления денежных средств нетрудоспособным гражданам. В соответствии с данной статьей, пенсию имеют право получать:

  • Инвалиды с детства или лица, получившие 1, 2 или 3 группу инвалидности;
  • Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Иностранные лица, проживающие на территории России и отвечающие описанному выше условию;
  • Родители, имеющие в семье детей-инвалидов;
  • Граждане, относящиеся к категориям малочисленных народов Севера и проживающих на территориях народов Севера, достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин;
  • Граждане, не достигшие 18 лет, несовершеннолетние, потерявшие одного родителя или обоих, учащиеся на очных отделениях образовательных учреждений.

Перечисленным гражданам может быть установлена также пенсия по потере кормильца, по старости или инвалидности.

Текст действующей редакции закона

ФЗ номер 166 регулирует и контролирует права граждан Российской Федерации на получение разных категорий пенсионного обеспечения. В случае, если лицо попадает под одну из перечисленных в законе категорий, рекомендуется изучить описываемый закон и обратиться в административные органы для получения помощи и денежных средств.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

166-ФЗ: последние изменения 2020

Закон был принят 15 декабря 2001 года. Он регулирует денежное обеспечение граждан, достигших определённого возраста или в иных, предусмотренных нормативно-правовым актом, случаях.

Несколько раз в закон 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении в РФ были внесены дополнения:

Название нормативного акта

Приостановление действия 4-го абзаца статьи 25 (об индексации пенсий) до 1.01.2017.

Пенсии, согласно ст. 18 и ст. 17.1, подлежат индексации с 1.04.16 на коэффициент 1,04.

Внесены изменения в формулировки:

  • ст. 2 абзац 3;
  • ст. 7 пункты 1, 4;
  • ст. 14 пункт 1;
  • ст. 21 пункт 1.

В статью 2 абзац 7 внесены изменения в формулировку.

Основные положения федерального закона

  1. В некоторых случаях, предусмотренных ФЗ-166, осуществление пенсионного обеспечение для отдельных гражданских категорий осуществляется в соответствии с утвержденным порядком Правительства РФ.
  2. Пенсия – это выплата, осуществляемая каждый месяц. Получать выплату имеют право граждане, соответствующие условиям, предусмотренным ФЗ.
  3. Финансирование денежных довольствий осуществляется из средств бюджета РФ.

Лица, проработавшие на государственных должностях больше 15 лет, имеют право на получение денежного довольствия за трудовой стаж, но только после увольнения на основании:

  1. Ликвидация организации госвласти и иных госорганов. Сокращение штата.
  2. Увольнение с государственной должности в связи с окончанием полномочий.
  3. Достижение определенного возраста, обозначенного в ФЗ, для работы на занимаемой должности.
  4. Проблемы со здоровьем, препятствующие исполнению обязанностей.
  5. Увольнение из-за достижения возраста выхода на пенсию.

Каковая основная ставка налога на прибыль в 2020 году? Читать далее.

В период работы на госслужбе пенсия не выплачивается, даже в случае стажа более 15 лет.

Военным и их семей может быть назначено следующее денежное довольствие:

  • за трудовой стаж;
  • в следствии инвалидизации;
  • по потери кормильца.

Пенсия по выслуге назначается после достижения 15-летнего стажа и увольнения на основаниях ст. 8 ФЗ-166. Денежное довольствие для инвалидов положено военным, получившим травмы во время прохождения службы.

Если военнослужащий умирает вовремя службы или в следствии травмы через 3 месяца, то их ближайшим родственникам, являющимся нетрудоспособными, назначается обеспечение денежным довольствием по потере кормильца. Нетрудоспособными считаются:

  1. Несовершеннолетние дети, сестры, браться и внуки умершего в случае отсутствия трудоспособных родителей. При обучении на дневном отделении ВУЗа денежное довольствие продляется до 23 лет.
  2. Близкий родственник погибшего, осуществляющие уход за сестрами, братьями или детьми погибшего, не достигшими 14-летнего возраста. При этом возраст или трудоспособность родственника не имеет значения.
  3. Родители военных служащих, которые погибли во время прохождения службы в армии или после увольнения вследствие травмы, при недостижении пенсионного возраста.
  4. Дедушки и бабушки умершего в случае недостижения 60 и 55 лет. Или являющиеся инвалидами, не имеющими содержащих их родственников.

Денежное довольствие назначается только в случае, если гражданин, претендующий на получение, был на иждивении умершего.

Участники ВОВ имеют право на обеспечение «Пенсия участникам ВОВ», если они признаны инвалидами 3, 2 и 1 степени вне зависимости от причин. Если претендент на обеспечение получил инвалидность из-за противоправных действий или специально, то назначается социальная пенсия.

Право на пенсию

В случае, если гражданин имеет право на получение 2-х пенсий, то он может выбрать только 1, на свое усмотрение. Получать одновременно 2 денежных довольствия могут:

  1. Люди, получившие инвалидизацию ввиду военной травмы. Они получают денежное довольствие по инвалидности и могут получать денежное пособие по достижении возраста.
  2. Участники ВОВ – по инвалидизации и трудовую.
  3. Родители военных, погибших при исполнении обязанностей. Возможно оформление пенсии по потере кормильца и трудовой.
  4. Жены военных, которые не вышли повторно замуж. Могут рассчитывать на денежное довольствие по потери кормильца и соцпенсию.

Читайте также: