Республика беларусь концепция пенсионной реформы

Внимание граждан Белоруссии отвлекли от повышения минимального трудового стажа и пенсионного возраста борьбой с тунеядцами

В республике пенсионная реформа, значительно ухудшившая условия выхода на пенсию, началась несколько лет назад и до сих пор не завершена. Сначала в стране подняли минимальный трудовой стаж, потом — пенсионный возраст, а теперь власти заговорили о системе самостоятельного накопления на пенсию. Но все перечисленные реформы не вызвали всплесков народного возмущения.

Поле для экспериментов

Политологи и журналисты неоднократно отмечали: российские власти перенимают многое из того, что в разное время уже было опробовано в Белоруссии. Союзная республика становится «полем экспериментов» в разных областях. В этом ряду: возвращение советской символики, запрет на зарубежное финансирование НКО, импортозамещение, интернет-ограничения и т. д.

Предпосылки для пенсионной реформы в республике похожи на российские: демографическая ситуация здесь такова, что, если оставить все как есть, вскоре на одного работающего белоруса будет приходиться один пенсионер.

Основой реформы стало повышение минимального трудового стажа для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста. С советских времен он составлял 5 лет, и правительство начало с того, что с 1 января 2014 года увеличило его вдвое — до 10 лет. С 1 января 2016 года он составил уже 15,5 лет. Далее он ежегодно увеличивался на полгода до достижения показателя в 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется трудовой стаж с уплатой страховых взносов не менее 20 лет.

Те, кому не хватило страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Сегодня ее размер — $45.

Некоторое недовольство в обществе вызвало даже не это повышение, а то, что в трудовой стаж по новым правилам перестали засчитывать периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы по призыву, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались.

Вопрос о том, чтобы создать накопительную пенсионную систему и вывести пенсионные средства (пусть частично) из-под госконтроля, всерьез даже не обсуждался. По этому поводу министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина заявляла: «Следует понимать, что в существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски».

«И скажи женщине, что она старуха»

В 2016-м году правительство заявило о предстоящем увеличении пенсионного возраста. Чиновники объясняли , что в противном случае Фонду социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии, грозил огромный дефицит.

Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет.

Президент Александр Лукашенко, говоря о пенсионной реформе, заявил, что она нужна в связи с изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни. «И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай — другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик — это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить, и потянет», — сказал Лукашенко на совещании по вопросам развития пенсионной системы.

Также он упомянул военных пенсионеров, которые уходят на пенсию в 45 лет: «И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех».

Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудой сообщил, что нововведение будет способствовать ускорению темпов экономического роста. В частности, позволит сократить дефицит ФСЗН и будет способствовать росту ВВП более чем на 1%, начиная с 2019 года.

В итоге остановились на первом сценарии: 58/63. Поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Но и на этом власти останавливаться не собираются. Минфин не исключает вариант, при котором для населения пенсионное накопительное страхование могут сделать добровольно-принудительным. Зато обещает снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий. Сейчас пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка).

Почему не возмущались

Пенсионная реформа в Белоруссии не сопровождалась сколько-нибудь заметными протестными акциями. Во-первых, белорусов за 24 года правления Лукашенко уже приучили к тому, что участие в любом протесте — это арест, увольнение с работы, конец карьеры и маргинализация.

Но есть и другая причина — умелое переключение внимания. Сразу за пенсионной реформой была начата борьба с «тунеядцами». Вступил в действие подписанный Лукашенко Декрет № 3, и полмиллиона человек получили извещения, что они обязаны заплатить в бюджет немалую сумму — так называемый «налог на тунеядцев», сбор с тех, у кого нет официального источника доходов.

«Каждый 10-й в работоспособном возрасте получил такую бумагу, — сказала в комментарии „Открытым медиа“ Ольга Карач, белорусский политик, лидер гражданской кампании „Наш Дом“. — Вышло так, что проблемы с пенсиями — они будут там, когда-то в будущем. А заплатить за год $280 „налога на тунеядство“ — нужно уже сейчас, и так каждый год. Вот весной 2017-го люди и пошли на улицы протестовать против Декрета № 3, забыв про пенсионную реформу». Кстати, с 2019 года этот налог отменяется: вместо этого граждане без постоянного места работы будут оплачивать все государственные услуги по полной стоимости.

Катастрофа для рынка труда

На размеры пенсий реформа не повлияла, уровень жизни пенсионеров тоже не изменился. Другое дело — занятость. Никаких существенных мер по адаптации рынка труда к приходу дополнительной рабочей силы не предпринималось. По подсчетам НИИ Минэкономики, при повышении пенсионного возраста на 5 лет количество трудоспособного населения увеличится на 670 тыс. человек. И это люди, которые держатся за свои рабочие места.

«Получилось, что пенсионная реформа во многих отраслях, по сути, „выключила“ возможность карьерного роста для молодых специалистов. Основа белорусской экономики — госпредприятия, и их директора не ввязываются в увольнение пожилых работников, чтобы не получить обвинение в „антисоциальной политике“. Да и пожилые люди — основной электорат Лукашенко, — пояснил „ОМ“ Андрей Аксенов, белорусский экономист. — В результате вся карьерная цепочка остановилась. Молодежь это увидела и рванула за рубеж — в основном в Россию и Польшу».

Реформа накладывается на другую неблагоприятную тенденцию: промышленность за последние 7 лет потеряла 200 тысяч рабочих мест.

Хотя власти манипулируют статистикой и заявляют о «рекордном спросе на рабочие руки», на практике 90% вакансий — с зарплатой ниже прожиточного минимума или для узких специалистов. А самоубийства из-за невозможности устроиться на работу стали для Белоруссии нередким явлением.

Денис Лавникевич, независимый журналист, Минск


Основные черты будущей пенсионной системы Беларуси обозначены в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, принятой в 1997 г. Создается трехуровневая пенсионная сис­тема, состоящая из гарантированных государством социальных пенсий; пенсий, предоставляемых по обязательному пенсионному страхованию, и пенсий, предоставляемых за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли государственного обязательного пенсион­ного страхования. Постепенно в действующее пенсионное законодатель­ство внедряются рациональные подходы и нормы, направленные на уси­ление страховых принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и обеспечение гарантий ее получения. Процесс совершенствования пенси­онной системы осуществляется с учетом реальной ситуации в стране. Положения Концепции реализуются постепенно: введен индивидуаль­ный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование; расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию; право на страхо­вую пенсию увязано с уплатой страховых взносов; постепенно увеличи­вается период, за который из заработка исчисляется пенсия; предусмотре­но дополнительное повышение пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста, за периоды последующей работы без получения пенсии и др.

Разработан новый проект Закона Республики Беларусь «Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь», в котором развиваются поло­жения Концепции о формировании многоуровневой пенсионной системы.

Основная задача на ближайшую перспективу – укрепление страхо­вых принципов пенсионной системы; установление более тесной зависи­мости размера пенсии от уплаченных страховых взносов и периода их уплаты по введению условно-накопительного компонента; введение сис­темы дополнительного обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности; сокращение си­стемы пенсионных льгот; стимулирование участия в программах добро­вольного пенсионного страхования.

Пенсионное страхование представляет собой объединение страховых взносов нанимателей и работников, а в соответствующих случаях – средств государства с целью защиты от определенных рисков (утраты заработка вследствие достижения определенного возраста, инвалидности, смерти кормильца), уменьшить которые и призван данный институт.

Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсионного обес­печения и его нормы увязываются с продолжительностью уплаты и объе­мом страховых взносов и предоставляются работникам, достигшим пенси­онного возраста. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, должны войта все работающие по найму, а также другие граждане, охва­ченные системой государственного пенсионного страхования.

В качестве модели пенсионной системы, обеспечивающей трудовые пенсии, может быть выбрана одна из моделей, адаптируемая к демогра­фическим тенденциям и обеспечивающая жесткую привязку размера пен­сии к сумме средств, внесенных в пенсионную систему на протяжении трудовой деятельности. Это может быть чисто накопительная модель (Чили), условно накопительная модель (Польша); пенсионная система, основан­ная на системе пенсионных баллов (Германия), и др.

Равенство обязанностей застрахованных в уплате страховых взносов и прав в пользовании пенсионной системой вызывает необходимость упорядочения пенсионных льгот и изменения подходов к вопросам их финансирования.

Реформирование системы досрочного выхода на пенсию осуществля­ется на основе разумного сочетания двух подходов.

Первый из них предполагает поэтапный перевод выплаты досроч­ных пенсий в профессиональные пенсионные системы. Он повлечет по­вышение страховой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий с большим числом рабочих мест, дающих право досрочного выхода на пенсию. По­этому данный подход целесообразно распространить преимущественно на те рабочие места, которые связаны с высоким риском фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсион­ного возраста.

Второй подход основывается на поэтапном замещении досрочных пенсий механизмом дополнительного страхования фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Этот подход практически не увеличивает страховую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий. Он распространяется на те рабочие места и виды деятельности, где досрочный выход на пенсию слабо свя­зан с фактической утратой трудоспособности до достижения общеуста­новленного пенсионного возраста.

Страхование должно покрывать риск утраты трудоспособности от момента присоединения к страховому плану до достижения общеустанов­ленного пенсионного возраста, а льготное пенсионное обеспечение – только в рамках льготного периода. Однако льготное пенсионное обес­печение в отличие от страхования должно быть связано с утратой трудо­способности.

Основой первого из вышеназванных подходов к реформированию льготного пенсионного обеспечения является поэтапный перевод обяза­тельств по финансированию и выплате досрочных пенсий из Фонда со­циальной защиты населения в профессиональные пенсионные системы (ППС), построенные на накопительном принципе.

Профессиональные пенсионные системы должны формироваться на принципах:

безусловной обязанности работодателя, который располагает ра­бочими местами, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, учреждать профессиональный страховой план и профессиональный пен­сионный план для работников, имеющих льготный режим пенсионного обеспечения, и заключать договор на их ведение с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), обладающим соответствующей специаль­ной лицензией (право выбора компании и негосударственного пенсион­ного фонда закрепляется за работодателем);

предоставления работнику, занимающему рабочее место (выпол­няющему трудовые обязанности), которое дает право на льготное пенси­онное обеспечение, свободы выбора одной из форм покрытия допол­нительных рисков, связанных с трудовой деятельностью: страхования до­срочной утраты трудоспособности или пенсионного обеспечения в пре­делах льготного периода (от приобретения права на досрочную пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста) – без по­следующего изменения избранной формы;

осуществления финансирования пенсионного плана только рабо­тодателем за счет дополнительного обязательного тарифа страховых взносов, начисляемого на заработную плату лиц, занимающих рабочие места, дающие право на льготы.

Одним из факторов, определяющих нагрузку пенсионной системы, является пенсионный возраст, так как он определяет соотношение чис­ленности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве. Следует иметь в виду, что без повышения возраста выхода на пенсию не обходится практически ни одна пенсионная реформа, реализуемая в мире в по­следние десятилетия. Повышение пенсионного возраста предусматри­вается и в подавляющем большинстве проектов пенсионных реформ, находящихся в стадии подготовки в различных странах мира, включая страны с переходной экономикой.

Белорусская пенсионная система — солидарная, хотя есть и возможность создавать пенсионные накопления.

Пенсионное обеспечение — важнейшая составляющей системы социальной защиты у Беларуси. Право на получение госпенсий по окончании работы или по достижении определенного возраста гарантировано Конституцией и реализовано через закон "О пенсионном обеспечении" и ряд других нормативных актов.

Сейчас в органах по труду, занятости и соцзащите различные виды пенсий получают более 2,6 миллиона человек.


Солидарная система пенсионного обеспечения

Пенсионную систему современная Беларусь унаследовала от СССР, и за годы существования суверенной республики она мало изменилась.

Сейчас в Беларуси действует солидарная (государственная распределительная) пенсионная система. Все работающие и наниматели отчисляют в ФСЗН определенные взносы (взнос для самих работников составляет 1% от зарплаты), из доходов ФСЗН выплачиваются государственные пенсии, пособия и иные трансферты (выплаты) белорусам.

Что влияет на размер пенсии в Беларуси: длительность трудового стажа, период оплаты взносов в ФСЗН (страховой стаж) и размер его заработной платы, из которой уплачивались взносы.

Накопительных пенсий в Беларуси нет, хотя сейчас добровольно человек может накапливать деньги, из которых после его выхода на пенсию будет осуществляться доплата к государственной пенсии — например, уже ряд страховых компаний делает подобные предложения белорусам и обещают: все больше людей обращаются за созданием накопительных пенсий.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.


Также белорусскими законами предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Пенсионная реформа в Беларуси и повышение пенсионного возраста

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях до 2017 года предоставлялось мужчинам — по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Как решили белорусские власти, общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на шесть месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет — начиная с 1 января 2017 года. Такими же темпами пенсионный возраст будет повышаться и для назначения досрочных пенсий.

Обязательным условием для получения трудовой пенсии по возрасту и трудовой пенсии за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН. При этом стаж должен составлять не менее 16 лет при назначении пенсии в 2017 году.

Дальше стаж ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. То есть в 2017-м он должен составлять не менее 16 лет, в 2018 году — 16 лет 6 месяцев, в 2019 году — 17 и т.д.


Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей — инвалидов многодетным матерям и многим другим категориям граждан нужно как минимум пять лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

Кроме страхового стажа в стаж для исчисления размера пенсии включаются периоды, когда гражданин служил в армии, находился в декрете и отпуске по уходу за малолетними детьми, время обучения в вузах, получения пособия по безработице. Максимальная продолжительность общего стажа, учитываемого при исчислении пенсии — 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.


При назначении трудовой пенсии в 2017 году она исчисляется из заработка за последние 23 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы.

То есть в 2018 году он будет составлять 24 года, в 2019 году — 25 лета и т.д. Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года — пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Минимальные гарантии: размеры пенсий

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25% от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.


Минразмер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе — 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100% минимального размера пенсии по возрасту.

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100% минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) — 200% минимального размера пенсии по возрасту.

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 20% средней зарплаты по стране. К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход или повышение пенсий.

Согласно указу президента от 16 января 2012 г. №35 "О повышении пенсий" к пенсиям постоянно проживающих в Беларуси неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.


Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию или пенсию из других стран в соответствии с международными договорами Беларуси в области соцобеспечения, назначается соцпенсия. Ее могут получить мужчины по достижении возраста 65 лет, женщины — в 60 лет. Это условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Пересчитать пенсии (в том числе и увеличить) могут в случае:

  • в связи с ростом средней заработной платы. Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Как белорусам начисляется трудовая пенсия.


С 1 января 2020 года в Беларуси вступили в силу некоторые пенсионные изменения. Например, власти снова изменили возраст выхода на пенсию, увеличился страховой стаж, а также правила расчета профессиональных пенсий. Рассказываем, что ожидать будущим пенсионерам.

Беларусь, как и вся Европа в последние десятилетия, столкнулась с проблемой старения своего населения. Из-за этого в 2017 году было решено постепенно повышать пенсионный возраст. Завершится этот процесс в 2022 году. К тому времени, возраст выхода на пенсию составит у мужчин 63 года, у женщин 58 лет.

В текущем 2020 году мужчины вправе выходить на пенсию в 62 года, а женщины в 57 лет.

Кроме того, в Совете Республики уже не раз обсуждали возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста (после 2022 года), но только для женщин. Если это предложение будет принято, тогда новый этап роста пенсионного возраста может начаться в 2023 году.

Страховой стаж тоже растет

С начала 2020 года в стране вместе с пенсионным возрастом на полгода увеличился и минимальный страховой стаж, который учитывается при начислении трудовых пенсий. Сегодня он составляет 17,5 лет, но в дальнейшем будет еще расти (на полгода каждый год), пока не достигнет 20 лет.

До 2013 года минимальный трудовой стаж в стране составлял 5 лет. В 2013 году этот показатель вырос до 10 лет. В 2015 году минимальный трудовой стаж снова подняли – с 10 до 15 лет. А в 2016 году было принято решение о его ежегодном увеличении на 6 месяцев, начиная с 2017 года и вплоть до 2025 года, а именно до достижения отметки в 20 лет. Таким образом, минимальный страховой стаж в Беларуси будет изменяться 1 января каждого года еще ближайшие пять лет.

Важно понимать, что в страховой стаж включают только то время, когда гражданин работал и платил взносы в Фонд соцзащиты. То есть время обучения в вузе, ссузе, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, периоды, когда были назначены пособия по безработице, а также отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет в него не входят.

С февраля 2020 года служба в армии для солдат-срочников в страховой стаж включена.

Тем белорусам, которым не хватило страхового стажа для трудовой пенсии, будут начислять социальную. Женщинам ее начинают выплачивать в 60 лет, мужчинам – в 65.

Изменения в системе профессиональных пенсий

С 1 января 2020 года также изменились правила, по которым начисляются профессиональные пенсии для граждан, работающих во вредных и опасных условиях труда. В частности, людям разрешили вернуться в старую пенсионную систему и получать пенсию в размере пенсии по возрасту.

Напомним, что система профессионального пенсионного страхования для таких работников существует с 1 января 2009 года. До этого времени досрочные выплаты пенсий в стране осуществлялись из общей пенсионной системы, но из-за увеличения количества пенсионеров и сверхнагрузку на пенсионную систему было решено выйти на другой, самостоятельный источник финансирования. Профессиональная пенсионная система работает по принципу накопления: сколько накопил – столько и получишь. Отчислений на профессиональную пенсию в Фонд соцзащиты платит наниматель, в дополнение к обязательным страховым взносам.

В 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тыс. человек. Самые крупные категории – это медицинские и педагогические работники (более 150 тыс. человек), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тыс. человек), трактористы (34 тыс. человек), доярки и животноводы (30 тыс. человек), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тыс. человек).

Получается, что гражданам, которые отработали более половины требуемого «особого» стажа после этой даты, назначают уже профессиональную пенсию. Однако из-за относительно небольшого периода накоплений люди столкнулись с тем, что эта пенсия получилась достаточно маленькой. Поэтому тем, кто наработал не менее половины требуемого стажа до 2009 года, пенсию считают «по-старому».

Кроме того, с этого года усовершенствовались правила использования профессиональной пенсии для тех, кто успел наработать более половины или основной стаж после 2009 года. Для таких работников появилось три варианта использования профессиональных пенсионных накоплений.

  1. Работник может на пять положенных лет раньше уйти на пенсию и пять лет получать досрочную пенсию, а после достижения общеустановленного пенсионного возраста получать общеуставновленную пенсию.
  2. Работник может отказаться от досрочного выхода на пенсию и продолжать работать в особых условиях труда. Тогда после достижения общеустановленного пенсионного возраста и выхода на пенсию такой работник будет получать пенсию по возрасту и дополнительную профессиональную пенсию. Правда, последняя будет исчисляться из принципа «сколько накопил». К примеру, накопил на три года, значит основную и дополнительную пенсию будешь получать каждый месяц в течение трех лет.
  3. Согласно третьему механизму, работник может отказаться от профессиональной пенсии и получать повышенную зарплату. Она будет дифференцироваться в зависимости от категории работника и от профессии, но не ниже тарифа, установленного главой государства (не менее 9 %).

Как рассчитывают размер трудовой пенсии?

Размер пенсии зависит от того, сколько человек проработал и какую зарплату получал, то есть ориентироваться надо на 3 показателя: общий трудовой стаж, страховой стаж и зарплата. О первых двух мы уже говорили выше, сейчас разберемся с зарплатой.

На сегодняшний день при расчете пенсии учитывается зарплата за последние 25 лет работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 25 лет). Если предположить, что человек выходит на пенсию в этом году и работал без перерывов, то для расчета пенсии возьмут его зарплату начиная с 1994 года. Если за последние 25 лет было время, когда он не работал, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывный стаж на размер пенсии никак не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

При расчете суммы пенсии, важно не только то, сколько человек зарабатывал, но и то, как его заработная плата соотносилась со средней по стране. Именно исходя из этих двух показателей рассчитывается индивидуальный пенсионный коэффициент бывшего работника.

Как это происходит?

Берут фактический заработок человека (за каждый месяц за последние 25 лет работы) и сравнивают со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, его зарплата была средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Далее коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент, который используют при расчете пенсии.


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Действующая солидарная система не гарантирует достойной жизни на пенсии. Наполняемость пенсионного фонда продолжает ухудшаться из-за сложной демографической ситуации и старения населения. Предпринимаемые меры властей по повышению пенсионного возраста не улучшают положения. Непрозрачность пенсионных начислений не способствует доверию населения к системе, что препятствует проведению ее реформирования. Высокая налоговая нагрузка на бизнес способствует использования серых схем по ее снижению, что в долгосрочной перспективе приводит к росту дефицита средств в пенсионном фонде.

Пенсионная реформа предусматривает упрощение пенсионной формулы и дебюрократизацию системы, повышение финансовой грамотности населения относительно важности своего участия в обеспечении достойного уровня жизни на пенсии. Введение обязательной накопительной пенсии будет способствовать устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе, а также заинтересованности работников в отчислениях на достойную старость.


ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА РЕФОРМА

1. Кризис солидарной пенсионной системы и наполнения пенсионного фонда в связи с неблагоприятной демографической ситуацией.

Сейчас те, кто работает сегодня, оплачивая из своих заработков взносы в пенсионный фонд, обеспечивают тех, кто получает пенсии. Сегодня на одного пенсионера в Беларуси приходится около 1,7 работающих. К 2050 году каждому работающему придется производить отчисления на содержание своей семьи и одного пенсионера.

Попытка государства разрешить проблему наполнения пенсионного фонда за счет увеличение пенсионного возраста не приносит результаты. В связи с низкой рождаемостью прогнозируется увеличение пенсионной нагрузки на работающих в долгосрочной перспективе.

2. Высокий уровень пенсионных тарифов, который стимулирует уклонение от уплаты взносов и «зарплату в конвертах».

В настоящее время в Беларуси один из самых высоких на постсоветском

пространстве уровень пенсионных взносов, который составляет для большинства работодателей 34%:

28 % идет на пенсионное страхование,

6 % на социальное страхование.

Для работника этот тариф составляет 1 %, который удерживается из его заработной платы.

Высокий уровень пенсионных тарифов стимулирует развитие теневой экономики, выплаты «зарплат в конвертах» и, соответственно, в перспективе сокращение взносов в пенсионный фонд.

3. Непрозрачность страховой пенсионной системы, отсутствие стимулов для работника делать отчисления в Фонд социальной занятости населения ( ФСЗН ) или же пенсионные накопления.

В Беларуси нет практики заранее информировать гражданина о размере пенсии. Самому работнику крайне затруднительно самостоятельно определить размер своей будущей пенсии из-за сложности расчетов.

Большинство граждан не задумывается или не знает о том, как формируется ФСЗН (в том числе пенсионный фонд). В результате у граждан формируется искаженное представление о том, что пенсии и пособия им платит государство.

Вся сфера пенсионного страхования в Беларуси монополизирована, а альтернативных предложений по обеспечению старости на рынке отсутствуют. Для того, чтобы официально получать пенсию необходимо уплачивать страховые взносы в ФСЗН либо воспользоваться

услугой государственного предприятия «Стравита» либо дочерней компании «Приорбанка» — «Приорлайф».

4. Постоянное ужесточение требования по получению трудовой пенсии и «ловушка страхового стажа».

Обязательным условием для трудовой пенсию по возрасту и за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет. Однако в последние годы государство постоянно увеличивает минимальный страховой стаж. С 2015 года произошло увеличение с 10 до 15 лет , хотя еще в 2013 года он составлял 5 лет. Эта тенденция продолжится и к 2025 году для получения трудовой пенсии необходимо будет иметь стаж в 20 лет.

В страховой стаж, в отличие от общего, из-за отсутствия отчислений в ФСЗН не включаются :

Периоды, в течение которых было назначено пособие по безработице;

Отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

При этом целая группа граждан очутилась в ловушке страхового стажа. Часть работников, которые в период нововведений достигают пенсионного возраста и имеют достаточный страховой стаж по старым правилам, не дотягивают до страхового стажа по новым правилам. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию.

5. Невысокий размер трудовых пенсий для большинства работников и исключительные пенсионные условия для отдельных групп граждан.

Распределительная пенсионная система в Беларуси характеризуется, с одной стороны, низким уровнем размеров трудовых пенсий, с другой — высоким тарифом страховых взносов.

Средний размер пенсии по возрасту в январе 2020 года составил 445,90 бел.руб., а номинальная начисленная средняя зарплата работников 1118,10 бел. руб.

Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в январе 2020 года по Беларуси составило 39,9%.

Вместе с тем, у госслужащих, сотрудников МВД, КГБ, МЧС, военнослужащих пенсии значительно выше, чем у остальных пенсионеров. К примеру, пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется в рамках особого законодательства, а выплаты производятся из республиканского бюджета, а не пенсионного фонда.

6. Невыгодные условия для трудовой занятости пожилых людей на пенсии.

В Беларуси трудовую деятельность продолжают около 600 тыс. пенсионеров.

Эти граждане (и предприятия, на которых они работают) продолжают делать отчисления в ФСЗН и, соответственно, оплачивать собственные пенсионные выплаты.

Работающим пенсионерам с более высоким коэффициентом заработка (выше 1,3) пенсионные выплаты производятся не в полном размере. При этом они не освобождаются от оплаты страховых взносов в ФСЗН, что в результате приводит к формированию серого рынка труда, на котором часть пенсионеров занята нелегально.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ

Обеспечение прозрачности пенсионной системы и повышение доверия населения.

Обеспечение устойчивости пенсионной системы и пенсионного фонда.

Повышение эффективности накопления и расходования средств.

Повышение уровня пенсий по возрасту.

Поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для бизнеса.

Введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ

1. Выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 60 лет.

Вопрос повышения пенсионного возраста тесно связан с сохранением трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. В возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться

80% людей, но при этом лишь 1⁄3 — на прежнем рабочем месте, а 2⁄3 — с неполным рабочим днем либо выполняя работу на дому.

2. Упрощение системы органов социального обеспечения и объединение Министерства труда и социальной защиты и его органов на местах с органами управления Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) .

Это позволит упростить саму систему указанных органов, сократить численность их административно-управленческого персонала, а высвобожденные средства направить в

соответствующие фонды, из средств которых осуществляется социальное обеспечение.

3. Унификация пенсионного законодательства и выравнивание условий по пенсионному обеспечению для всех граждан без привилегированных категорий.

Следует отказаться от множественных пенсионных льгот. Так пенсии за выслугу лет и пенсии, связанные с определенными видами профессиональной деятельности, должны рассматриваться как разновидность трудовых пенсий без привилегированных коэффициентов

4. Отмена понижающего коэффициента и отмена взносов в ФСЗН для работающих на пенсии.

Это станет стимулом для продолжения трудовой занятости работников в пенсионном возрасте и присутствию пенсионеров на рынке труда необходима.

5. Включение в страховой стаж следующих периодов:

получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трёх лет;

получение пособия по безработице;

содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы;

уход, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

6. Введение обязательного накопительного уровня с сохранением базового пакета социальной пенсии.

Государство сохраняет солидарную пенсионную систему в качестве базовой ступени и берет на себя обязательства по ее функционированию. Обеспечение этого вида пенсий гарантируется отдельной статьей расходов из средств, поступающих в виде социального налога от нанимателей и предпринимателей, в государственный пенсионный фонд. Размер этой части пенсии соответствует минимальному прожиточному минимуму.

Вторую ступень формируют пенсионные накопительные фонды, которые создаются как независимые организации. Платежи в бюджет этих фондов поступают от государства и частных лиц. Работы накопительных фондов регламентируются и контролируются государством.

7. Перераспределение обязательных пенсионных взносов между государственным пенсионным фондом социального страхования и накопительными фондами.

Реформа предусматривает постепенное увеличение отчислений в накопительный фонд на именной счет гражданина 10% от его зарплаты к 2030 году (с шагом 1% в год).

При этом взносы распределяются следующим образом: на именной счет в выбранном работником пенсионном фонде перечисляется 50% пенсионного взноса из его зарплаты, а государство переводит дополнительные 50% суммы. Этим государство стимулирует гражданина участвовать во второй ступени пенсионной системы.

Одновременно проводится снижение нагрузки на предприятия по выплатам в пенсионный фонд до 24% (с шагом 1% в год).

8. Внесение изменений в налоговое законодательство и льготы для участников накопительной системы.

Для предприятий предусмотреть вычеты из налогооблагаемой базы по прибыли, а для индивидуальных предпринимателей снижение ставок единого налога в зависимости от размера накопительных взносов, для работников льготы по подоходному налогу.

9. Передача в Накопительные пенсионные фонды не менее 25% акций крупных госпредприятий или 25% средств от приватизации госимущества.

ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЕ

— Министерство труда и социальной защиты;

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

— Разработка и принятие в Республике Беларусь Кодекса о социальном обеспечении.

— Закон «О пенсионном обеспечении».

Предложения разработаны экспертом: Ольга Ковалькова.


— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.

Читайте также: