Рева министр социальной защиты о пенсионной реформе


Пенсионная реформа в Украине, запланированная на 2017 год, должна предусматривать норму о том, что украинцы, вышедших на пенсию, должны быть лишены права работать, передает Коррупция.Инфо.


Министр социальной политики Андрей Рева заявил: «Во всем мире действует правило — или пенсия, или зарплата. После проведения пенсионной реформы, когда пенсия станет достаточным, нужно установить правило — или ты работаешь, получаешь зарплату и выходишь на пенсию чуть позже, но пенсия у тебя будет больше. Или ты идешь сразу и получаешь пенсию, но не работаешь ».

При этом отвечая на вопрос о том, что из-за этого работодатели не будут официально оформлять работающих пенсионеров, Рева подчеркнул: «320 тыс. Грн штрафа. Пожалуста. Можно не оформлять ».


В погоне за стажем

Правительственная реформа предусматривает повышение необходимого страхового стажа для выхода на пенсию. Критики такого подхода называют это скрытым повышением пенсионного возраста, с которого неоднократно открещивался правительство.

Если реформу примут без изменений, уже с 2018 года отправиться на заслуженный отдых в 60 лет смогут только украинцы со страховым стажем в 25 лет. А до 2028 года — только с 35-летним стажем. Альтернативный вариант — докупить до двух лет стажа, заплатив ЕСВ за каждый месяц. Украинцы, которые не смогут заработать минимальный стаж, останутся без пенсий и будут получать социальную помощь.

Проблема в том, что соотношение работающих граждан к пенсионеров почти сравнялось. Несмотря на положительную тенденцию по сборам ЕСВ, "дыра" в Пенсионном фонде, по словам господина Гройсмана, все еще катастрофическая — 140 млрд грн, что составляет 40% от его потребностей. Несмотря на это Международный валютный фонд требовал повышения пенсионного возраста, но на такой непопулярный шаг Кабмин не решился, выбрав более мягкий вариант.


Повышение пенсий, но оговорками

Чтобы разбавить деготь медом, правительство делает усиленный медийный акцент на осовременивание пенсий. Для этого ранее назначенные пенсии пересчитают на основе единых правил с учетом средней зарплаты за последние три года — 3764 грн. По расчетам Кабмина, благодаря этому пяти миллионам украинский увеличат пенсии на сумму от 200 грн до 1 тыс грн.

Второй механизм повышения пенсий, прописан в законопроекте, — индексация, которую предлагают сделать ежегодной. Но не все так просто. Во-первых, правительство хочет ввести автоматическую индексацию только с 2021, очевидно надеясь на то время уменьшить дефицит ПФ. Кстати, Всемирный банк уже выразил обеспокоенность по этому поводу, призвав запустить ежегодной индексации с 2018-го. "Это важно для прозрачности и стабильности пенсионных выплат и во избежание уменьшения размеров пенсий", — отметила во время круглого стола в Киеве директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Сату Кахконен.

Во-вторых, правительство хочет снизить величину оценки одного года страхового стажа с 1,35 до 1%, что также скажется на размере пенсии. При расчетах каждый месяц страхового стажа умножается на данный коэффициент. То есть украинцы, которые выйдут на пенсию после 2018 года, будут получать несколько меньше, чем могли бы при сохранении текущего показателя.

Именно этот пункт вызвал чуть ли не самые жаркие споры в профильном комитете. Позиция Министерства соцполитики: при таком дефиците Пенсионного фонда без снижения коэффициента не обойтись. В результате комитет сдался, сославшись на "убедительные расчеты" правительства.


Нет — Спецпенсии и налогам

Правительство заложило в пенсионную реформу отмены налогообложения пенсий для работающих пенсионеров. Парламент ввел 15-процентный налог с подачи правительства Арсения Яценюка в 2015 году. Владимир Гройсман говорит, что это был вынужденный шаг, и больше в нем нет необходимости. Если законопроект примут, около полумиллиона Украинский уже осенью получат более высокую пенсию. Это один из немногих пунктов реформы, по которому в парламенте есть впечатляющая единодушие.

В то же время в рамках борьбы за "пенсионную справедливость" Кабмин хочет ликвидировать спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и ученых. Единственное исключение — военнослужащие.

Также планируется лишить работников здравоохранения, образования и других категорий права на назначение пенсии за выслугу лет. Как и повышение минимального страхового стажа, это способ уменьшить количество пенсионеров и соответственно — дефицит ПФ.

Накопительная система: скоро или не очень?

Сначала правительственный законопроект не предусматривал введение накопительной системы. В Минсоцполитики ссылались на "объективную оценку экономической ситуации" и осторожно обещали подумать об этом позже, в 2021 году. Но битву за накопительную систему выиграли нардепы — комитет одобрил поправку о запуске второго уровня пенсионной системы с 2019 года. Правительство было вынуждено отступить, потому что рисковал потерять поддержку части нардепов, в том числе с БПП. Правда, переживет поправка испытания сессионным залом — еще вопрос.


Пасьянс по голосам

Премьер-министр Владимир Гройсман надеется, что Верховная Рада примет законопроект во втором чтении уже 19-21 сентября, а в целом — 3-5 октября. В Блоке Петра Порошенко в беседе с "Обозреватель" делали более осторожные прогнозы, но в целом во фракции также считают, что запуск пенсионной реформы состоится в следующем месяце.

В начале сентября профильный комитет проработал все 2144 поправки к законопроекту и вышел на согласованный вариант. По крайней мере, так говорят в правительстве. А вот некоторые нардепы уже заявили о желании поставить на обсуждение в парламенте десятки своих поправок.


Предварительно пенсионная реформа может рассчитывать на поддержку БПП, "Народного фронта", "Воля народа", возможно, "Возрождение", а также около 20 внефракционных нардепов. С другими фракциями сложнее: "Оппозиционный блок" голосовать не будет точно, Радикальная партия, скорее всего, тоже. "Батькивщина" и "Самопомощь" жестко критикуют законопроект, хотя в первом чтении дали голоса в поддержку. Но с точки зрения политической логики, этим фракциям невыгодно способствовать успеху правительства.


Киев, 1 февраля.

Министр социальной политики Андрей Рева вступил в дискуссию с МВФ, заявив, что считает ошибкой повышение пенсионного возраста в стране. По мнению эксперта НА "Харьков", при нынешней власти это повышение неизбежно.

Ранее в телеэфире Рева сказал, что проблему накопления Пенсионного фонда можно решить двумя способами: либо уменьшить число пенсионеров (за счет повышения срока выхода на пенсию), либо увеличить число тех, кто платит (отчисления).

"На Украине 11 млн пенсионеров и 26 млн потенциальных налогоплательщиков. А платят только 10,5 млн. Есть у нас необходимость повышать пенсионный возраст? Мы считаем, что есть возможность увеличить количество тех, кто платит. А МВФ предлагает противоположное. В этом вся наша дискуссия с МВФ", - заявил министр.


По его словам, увеличение пенсионного возраста должно быть крайним шагом, в том случае, если не сработают другие механизмы.

"Если бы я был убежден, что пенсионный возраст нужно повышать, я бы вышел и публично об этом заявил. Я бы взял на себя политическую смелость, но пока я не имею аргументов для этого. Я вижу другие возможности решения проблемы", - пояснил Андрей Рева.

Да хоть сто лет

Невероятная ситуация - власти не самой маленькой страны изучают реакцию, знаки внимания Международного валютного фонда и их указания, говорит экономист Александр Дудчак.


Экономист Александр Дудчак

"И пытаются понять, могут они немного отступить от рекомендация МВФ, хотя бы на полшага, или им нужно точно следовать, а если не следовать, то что им за это будет. Удивительно, конечно, когда суверенное государство прислушивается к намекам Фонда, бред полнейший", - сказал эксперт.

При этом вопрос наполнения Пенсионного фонда никто не отменял. Как строить работу этой системы - это глобальная проблема, которая касается многих стран. За счет чего это делать - за счет перераспределения доходов, за счет увеличения пенсионного возраста?

В случае с Украиной это осложняется тем, что все, кто дорвался до какого-то кресла, начинают решать свои личные проблемы, отмечает Дудчак.

"Если есть возможность поучаствовать в перераспределении денег Пенсионного фонда, ты будешь отстаивать его наполнение, и все равно, каким образом: ростом пенсионного возраста до ста лет или расстрелом пенсионеров, претендующих на дополнительные льготы", - говорит экономист.

Найдут, чем объяснить

Чтобы пополнять фонд, не повышая пенсионный возраст, нужна стабильная работающая экономика, на Украине же, где не функционируют предприятия, все наоборот, напомнил Александр Дудчак. По его мнению, повышение пенсионного возраста в стране - неизбежная мера: "Будут повышать, ссылаясь на международный опыт, найдут, чем объяснить".

Неделю назад, комментируя тему взаимоотношений Киева с МВФ, вице-премьер-министр Павел Розенко заявил, что Международный валютный фонд исключил из общего списка пункт, предусматривающий повышение пенсионного возраста для граждан Украины.

«Вопрос о повышении пенсионного возраста с переговоров снят», - сказал тогда Розенко. Нынешнее заявление Александра Ревы - "Мы считаем, что есть возможность увеличить количество тех, кто платит. А МВФ предлагает противоположное" - опровергает слова вице-премьера.


Андрей Рева рассказал о необходимости увеличения страхового стажа, шансах принятия пенсионной реформы и о том, почему он не будет извиняться за своё заявление, что украинцы много едят.

Должность министра социальной политики Андрею Реве досталась в апреле прошлого года. Региональный чиновник сразу пересел в кресло министра самого богатого ведомства страны. До этого он больше 10 лет проработал заместителем мэра по вопросам медицины и социальной сферы в Виннице — президентской и премьерской вотчине. Приоритетным направлением своей деятельности министр называет пенсионную реформу, обещая с 2018 года значительно улучшить уровень жизни пенсионеров. Однако широкую огласку его имя получило не в контексте повышения пенсий или минимальных зарплат, а после его заявления одному из телеканалов о том, что украинцы много едят. "Учитывая, что цены в Германии и Украине на еду примерно одинаковые, немцы едят меньше, потому что у них культура. Поэтому, конечно, на питание они тратят меньше, в отличие от наших людей", — сказал Рева в интервью. Медиа и соцсети резко раскритиковали министра и высмеяли его за это высказывание. Сам он извиняться за свои слова не хочет, потому что не видит в них ничего обидного. Мол, за него всё скажут успешные результаты его деятельности.

КТО ОН

Министр социальной политики Украины

ПОЧЕМУ ОН

Возглавляет самое богатое министерство, ответственен за реализацию пенсионной и трудовой реформы

Недавно разгорелся скандал по поводу вашего заявления о том, что украинцы много едят. Прокомментируйте.

— Я бы посоветовал всем не комментировать моё якобы заявление, а просто посмотреть видео. Мне кажется, что люди, которые его обсуждают, не совсем объективно освещают событие.

Почему вы как министр никак не отреагировали на реакцию людей?

— Меня учили никогда и ничего не объяснять из того, что сказал. Умные всё сразу поняли, глупые всё равно ничего не поймут. Когда ко мне обращаются за комментарием по этому поводу, я советую посмотреть видео, а потом сравнить с тем, что говорят. Тогда вы поймёте, кто порядочный человек, а кто пытается исказить и переписать мои слова.

Для ваших зарубежных коллег объяснять свои заявления и приносить извинения — нормальная практика. Почему вы так не делаете?

— Они приносят извинения только тогда, когда сказали что-то не то. Если вы на видео увидите, что я кого-то в чём-то упрекаю или что-то советую, я готов извиниться. Мы живём в эпоху гибридной войны, которая ведётся не только оружием, но и словом. Вспомните фейки российской пропаганды про распятого мальчика, хунту, бандеровцев, поедание снегирей. Кто распространил фейк про меня? Это сделал человек, который находится за поребриком. Это не единственная подобная провокация. Как только в Белом доме начинают обсуждать возможность предоставления нашей стране оружия, в New York Times появляется статья, что Украина, оказывается, может быть причастна к продаже на чёрном рынке ракетных двигателей Северной Корее. Поставьте себя на место американского конгрессмена: захотите ли вы давать этой стране деньги? Идёт кампания по дискредитации Украины, правительства, отдельных его членов.

Возможно, это ещё один повод активней общаться с людьми и объя­снять им свою позицию. У народа вы ассоциируетесь с министром, который говорит, что украинцы много едят. Вас это устраивает?

— Я тоже вижу всю ситуацию, читаю разные комментарии. Очень рад, что в нашей стране много умных людей. Есть те, которые, несмотря на провокации, сохраняют объективность и пишут правду. С каким заявлением мне выйти? Считаю, что недостойно оправдываться за то, чего ты не делал.

Жить станет лучше

В проекте пенсионной реформы, который депутаты приняли в первом чтении, пенсионный возраст, как и обещали, поднимать не будут, однако увеличится страховой стаж. Фактически это и есть повышение пенсионного возраста. Почему вы поддерживаете данную инициативу?

— Потому что сегодня вы должны платить единый социальный взнос (ЕСВ) на протяжении 15 лет для того, чтобы в будущем получать пенсию. Скажите, если у человека есть вариант платить 15 лет, чтобы получать пенсию в 60 лет, какова его заинтересованность в том, чтобы платить ЕСВ 35 лет? Мы предлагаем тем, у кого полный страховой стаж 35 лет, выходить на пенсию в 60 лет. А те, кто платил по минимуму 15 лет, пусть идут в 65. Мы просто уменьшаем сроки выплаты их пенсий. Это не то же самое, что поднятие пенсионного возраста. Давайте сравним: вы работаете 35 лет, я — 15. Нам с вами говорят: идёте на пенсию в 65 лет. Кто от этого пострадал? Но если вы с 35-летним стажем пойдёте в 60 лет, а я со своими 15 годами — в 65, тогда всё будет по справедливости. И самое главное — те, кто захотят выйти на пенсию в 60 лет, будут стремиться к тому, чтобы их страховой стаж был как можно больше.

Если только человек не работает в теневом секторе экономики.

— А вы поставьте себя на место того, кто работает в теневом секторе. Не он же платит ЕСВ, а работодатель. Последний говорит своему работнику: "Иван, у тебя уже 15 лет страхового стажа есть? Дальше я буду тебе платить 10 тыс. грн в конверте. Пенсия же у тебя всё равно будет". В таком треугольнике пенсионеры лишние. А теперь, когда для выхода на пенсию нужно будет 35 лет страхового стажа, работник начнёт понимать, что, получая 10 тыс. грн в конверте, ему придётся работать дополнительные 5 лет, чтобы выйти на пенсию. При таком раскладе он говорит: "Пётр Иванович, 10 тыс. на руки — это, конечно, хорошо, но лучше продолжайте платить за меня 704 грн ЕСВ". А если Пётр Иванович откажется, то Иван запросто напишет жалобу в государственную службу труда. На предприятие придут наши инспекторы и выяснят ещё, что Иван, оказывается, не официально трудоустроен. И тогда Пётр Иванович заплатит штраф в 96 тыс. грн. Согласитесь, что любому работодателю спокойней просто платить 704 грн, чем влипнуть на 96 тыс. грн. Так возникает заинтересованность у тех, кто работает в тени, выйти оттуда.

Как людям, работающим за границей, заработать страховой стаж?

— Те, кто официально работают за границей, застрахованы и зарабатывают на пенсию там. Возможности получать в будущем пенсию в Украине эти люди не лишены. Если они хотят зарабатывать страховой стаж в Украине, для них существует принцип добровольного страхования: они могут платить ежемесячно 704 грн и зарабатывать страховой стаж у нас.

Пока в проекте реформы ничего не говорится о внедрении накопительного уровня пенсионной системы. Почему?

— Это уже совсем другое. Сегодня в стране 12 млн пенсионеров. Наш приоритет — решить проблемы этих людей, потому что иначе мы не сможем стимулировать молодёжь работать.

Почему нельзя одновременно менять уровень жизни нынешних пенсионеров и закладывать фундамент в создание новой пенсионной системы?

— Мы полгода активно работаем над тем, чтобы депутаты приняли закон о солидарной системе. Посмотрите, сколько у нас с этим проблем и сколько шума. К этому добавьте дискуссию по накопительной системе. В итоге у нас не будет вообще никакого результата. Не нужно усложнять задачу, мы предлагаем всё решить поэтапно. Кстати, у нас есть договорённость с депутатским корпусом о том, что сейчас проведём эту реформу. Второй шаг — пенсионное обеспечение военнослужащих. Это нужно принять до конца года. Следующий этап — рассмотрение законопроектов о накопительной системе.

Когда проект пенсионной реформы принимали в первом чтении, многие депутаты сказали, что во втором чтении не поддержат законопроект, если он будет в том виде, в каком был. Как вы оцениваете шансы принятия реформы этой осенью?

— Как показывает практика, депутаты умеют консолидироваться во время принятия важных решений и даже изменять Конституцию, когда это нужно. Очень верю, что парламентарии настроены на пенсионную реформу и мы найдём консенсус. Будем вести отдельные разговоры со всеми фракциями, даже с теми, кто не голосовал за реформу в первом чтении. Есть базовые элементы реформы, которые ни при каких условиях пересматривать не станем. Это, конечно же, повышение страхового стажа с 1 января 2018 года, снижение коэффициента страхового стажа и отмена возможности для досрочного выхода на пенсию. Это три базовых кита, без них реформа теряет смысл. Сейчас в парламентском профильном комитете работают более чем над 2 тыс. поправок. Есть много интересных предложений от депутатов.

Выйти из тени

Объясните, как Украине наполнять Пенсионный фонд в условиях старения населения?

— Мы должны понимать разницу между той же Германией и Украиной. В Германии низкая рождаемость, но хорошая медицина — это способствует тому, что люди живут долго. Из-за того что продолжительность жизни больше, количество пенсионеров увеличивается, а из-за низкой рождаемости работающих людей становится меньше. Выхода из этой ситуации два: или поднять платежи тем, кто работает, или сократить выплаты для пенсионеров. Немцы пошли по второму пути: увеличили пенсионный возраст.

Сегодня в Украине 12 млн пенсионеров, средний размер пенсий чуть больше 1800 грн в месяц. Есть 10,5 млн человек, которые сами платят взносы в пенсионную систему, ещё за 1,5 млн взносы платит государство. Получается, что 12 млн людей, которые платят ЕСВ, содержат 12 млн пенсионеров. Это притом, что у нас 26 млн граждан работоспособного возраста. Работающие люди платят в Пенсионный фонд дважды: сначала ЕСВ, зарабатывая пенсионный стаж, а потом из налогов, которые взимаются с их зарплаты. В идеале эти деньги должны идти на оборону, ремонт дорог, школ и больниц. А мы просто забираем 141 млрд грн из бюджета, чтобы заплатить людям пожилого возраста мизерную пенсию. Благо возможность увеличить количество тех, кто платит ЕСВ, у нас, в отличие от немцев, есть. Если мы сейчас вытащим из тени хотя бы половину работающих, будет совершенно другая картинка пенсионной системы.

Какой процент зарплат всё ещё остаётся в тени?

— В прошлом году, по данным нашего Института демографии, примерно 40% украинцев работали в тени. С начала года, после того как мы начали проводить детенизацию, уровень теневой экономики уменьшился на 5%. Получается, 35% экономики всё ещё остаётся в тени.

Согласитесь, не очень существенная разница.

— Давайте посчитаем. В прошлом году у нас весь фонд оплаты труда был 584 мрлд грн. Мы планировали, что в 2017-м этот фонд будет составлять 666 млрд — на 82 млрд больше прошлогоднего показателя. Сейчас у нас в конце года — 796 млрд грн, плюс 130 млрд грн. Это не абстрактные цифры, а те, которые попадут в бюджет. И таков результат только от 5% выведения из тени. Представьте, какие колоссальные суммы будут, если вывести всю экономику из тени.

Ещё чуть-чуть подождать

Трудовой кодекс в первом чтении приняли в марте. Ко второму чтению обновлённый проект не дошёл. Что тормозит реформу трудового законодательства?

— Этим занимается профильный парламентский комитет. Там есть много замечаний от Международной организации труда. Людмила Денисова готовит его ко второму чтению, если всё будет хорошо, надеюсь, к концу года мы его примем.

МВФ был против уменьшения ЕСВ до 26%, однако депутаты всё равно его снизили до 22%. Как снижение ЕСВ повлияло на Пенсионный фонд?

— Плохо повлияло, потому что на 40% уменьшились поступления в ПФ. Представьте себе, вы работаете, за вас ваш работодатель платит условно 1000 грн, а с 1 января он будет перечислять только 600 грн. Получается, Пенсионный фонд только с одного сотрудника недополучил 400 грн. Если у нас до 1 января 2016 года был дефицит 80 млрд грн, то в 2016-м он составил 145 млрд грн. Мы надеялись, что эти деньги отдадут работодателям, чтобы они подняли людям зарплату. К сожалению, этого не произошло. Поэтому мы сами подняли минимальную зарплату. Как результат, средняя зарплата в стране за первое полугодие 2017 года выросла на 37%, а накопления в ПФ перевыполнили план на 12 млрд. Сейчас мы уже видим динамику роста поступлений в Пенсионный фонд.

По вашим словам, вы сейчас делаете всё, чтобы улучшить жизнь пенсионеров, а на деле она только ухудшается.

— Дело в том, что инфляция в первом полугодии была 8,5%, с 1 мая на 5% возросли социальные стандарты для пенсионеров. С 1 декабря они должны вырасти ещё на 5%. Даже если не проводить пенсионную реформу, инфляция и доходы будут примерно одинаковые. Но наша задача в том, чтобы значительно улучшить уровень жизни пенсионеров, значит, нам нужны более радикальные действия.

О самых уязвимых

На оккупированных территориях есть люди, которые уже более трёх лет не получают пенсий и соц­выплат. Эти пенсионеры подают иски в суды. После возвращения Украиной своих территории готов ли Пенсионный фонд расплатиться с этими людьми?

— Государство выполнит все обязательства в отношении этих граждан в полном объёме. Сейчас на оккупированных территориях государство не может гарантировать право на жизнь, потому что там не работают наши правоохранители. Естественно, социальные права граждан нарушаются. Единственное, что мы можем предложить им, это переехать на контролируемую Украиной территорию.

Не у всех есть возможность это сделать.

— Но платить на тех территориях нет возможности у нас. Если они хотят получать пенсии в Украине, им нужно переехать на контролируемые территории, получить статус внутренне перемещённых лиц и получать выплаты по упрощённой системе.

По данным ЮНИСЕФ, в Украине около 600 тыс. детей пострадали в результате военных действий. Треть из них нуждается в психологической поддержке. Сколько детей уже получили специальный статус и психологическую помощь?

— Есть постановление Кабмина, которое регламентирует статус ребёнка, пострадавшего от разных видов насилия. Общественные организации критиковали постановление, потому что оно гласит: есть только один путь установления факта насилия — уголовный. Но согласитесь, что любое насилие над ребёнком — это преступление.

Общественные организации просят нас пересмотреть решение, чтобы насилие устанавливалось не только в контексте уголовного права. Мы работаем над новым постановлением, в котором предусмотрим разные способы определения факта насилия.

Политика

Экономика

Аналитика

Происшествия

Спорт

Общество

Культура

За рубежом

IT технологии

Архив

Контакты

Спецразделы:

Пресс-релиз


Это не гражданский конфликт - Ватикан высказался о войне в Украине


В ЕС не исключают международный трибунал по ситуации в Беларуси


Денег у режима Лукашенко осталось на несколько месяцев, после этого президент Беларуси может бежать из страны, – главред "Хартия'97"


На фоне слухов о проблемах со здоровьем Владимира Путина в России стартовал большой трансфер


Бутусов: Азербайджан опубликовал потери в войне в Карабахе – и что из этого следует?


Тихановская: Режим разваливается. Я готова возглавить Беларусь в переходный период. ВИДЕО


Почему дефицит украинского бюджета достиг исторического максимума - 300 миллиардов

Общины Донетчины получат 2,7 млрд грн образовательной субвенции

Газ не отключат: эксперт успокоила украинцев, не имеющих счетчиков

Цены в декабре: сахар дорожает 4-й месяц подряд

Стоимость красной икры стремительно растет: сколько сейчас стоит деликатес

Правительственный портал удалил новость об основных составляющих пенсионной реформы, которую планируется начать в Украине уже в этом году.

Итог встречи министра соцполитики Андрея Ревы и постоянного представителя Международного валютного фонда Жерома Вашэ на правительственном порталеуже не открывается. Новость распространил "Укринформ", потом удалил, но она есть на других информационных ресурсах, передает NewsOboz.org со ссылкой на ЭП.

Объяснить эту ситуацию в пресс-службах Кабмина и Минсоцполитики "Украинской правде" по телефону не смогли.

"Основная проблема Пенсионного фонда - огромная финансовая пропасть, которую необходимо закрывать, чтобы можно было уже в недалеком будущем всем нуждающимся платить хотя бы минимальные пенсии. На 2017 год дотация Пенсионного фонда из государственного бюджета составит 142 млрд грн, в 2016-м она была в размере 145 млрд грн", - говорилось в сообщении.

Среди основных предложенных составляющих пенсионной реформы министр назвал уменьшение страхового стажа.

Ранее предлагали на момент выхода на пенсию - за время "ч" взяли 1 января 2021 года - непременным условием для потенциального пенсионера иметь не менее 20 лет страхового стажа, при этом общего - 30 лет, тогда лишь 8% украинцев могли бы претендовать на пенсию. Сейчас речь идет о том, чтобы снизить страховую цифру до 15 лет, но на момент 1 января 2018 года, и тогда уже 30% граждан смогут претендовать на государственное пенсионное обеспечение.

Этот срок дан, чтобы все, кто моложе, начали платить взносы, а кто постарше - упорядочивать свою страхово-пенсионную картину с ЕСВ.

По словам министра, пенсионеры делятся на четыре категории.

Первая - пенсии по возрасту. Их при упомянутых условиях будет платить Пенсионный фонд.

Будет возможность купить себе 15 лет страхового стажа. Скажем, к такой категории граждан министр относит тех, кто работает за границей. Эта сумма составит порядка 130 тысяч грн: по 704 гривны за каждый месяц множится на 15 лет. Рева прогнозирует, что таких может быть немного: около 1,5 тысячи человек.

Также, возможно, законодательно пропишут, что тот, кто претендует на пенсию, не может одновременно работать: либо пенсия, либо работа.

Второй вид пенсий - по инвалидности. Их будет выплачивать Фонд социального страхования, который начнет работать уже с апреля этого года.

Министр настаивает на ревизии из-за злоупотреблений. По его словам, не все официально признанные людьми с инвалидностью на самом деле таковы - особенно есть вопросы к 3-й группы инвалидности.

Фонд социального страхования будет финансировать и пенсии по утрате кормильца.

В четвертой категории пенсий - по выслуге лет - останутся лишь военнослужащие. Выслуга будет фиксированной - 25 лет. Однако единый социальный взнос из их зарплат будет платиться в двойном размере. По замыслу, до 60 лет пенсию военнослужащие будут получать из госбюджета, а после 60 - из Пенсионного фонда.

Также в планах реформаторов - отмена всех надбавок.

"Если эта схема будет принята, то дефицит Пенсионного фонда исчезнет в 2024 году. Эта система социально справедливая, потому что и для президента, и для простого рабочего устанавливается одинаковый подход начисления пенсий", - сказал Рева.

"Мы осознаем, что с принятием этого закона шок у наших сограждан может быть таким, как и после повышенных тарифов. Но это вынужденный и необходимый шаг, чтобы сбалансировать Пенсионный фонд", - добавил он.

"Кроме того, важно еще и побуждать украинцев отказаться от ошибочной привычки думать, что государство за них должно все решить, а заставить осознать, что будущее каждого - в его руках", - заявил министр.

Этот законопроект планируют подать на рассмотрение Верховной Рады в марте этого года. По словам Ревы, он должен вступить в силу в июле.

Также на встрече обсуждали параметры, на которых базируется система субсидий, - в них планируют изменения, но окончательные данные будут в апреле, после окончания отопительного сезона.

Между тем, вице-премьер-министр Павел Розенко в интервью "5 каналу" сказал, что у Кабмина "нет никаких зафиксированных обязательств повышать пенсионный возраст". "Я убежден, что нынешнее правительство и нынешние власти не сделают никаких шагов по повышению пенсионного возраста", - сказал он.

Министр социальной политики о том, как сократить дефицит Пенсионного фонда и когда вводить накопительную систему общеобязательного пенсионного страхования

"ДС" В правительстве собирались договориться с МВФ о совместной разработке генеральной стратегии реформирования пенсионной системы. Есть ли уже план первоочередных реформ?

- После снижения ставки Единого социального взноса мы получили дефицит Пенсионного фонда в 145 млрд. грн. Для выплаты пенсий нам надо 257 млрд. грн. в год. То есть собственными доходами ПФ обеспечен на 112 млрд. грн. И когда мы говорим с МВФ, нам задают простой вопрос - что вы собираетесь с этим делать? Выход один - мы разрабатываем комплекс мероприятий, которые позволили бы уменьшить этот дефицит.

Одно из предложений - увеличение количества плательщиков ЕСВ. Меня много критикуют за то, что я заявил, что снижение ставки ЕСВ с 38% до 22% привело к увеличению дефицита Пенсионного фонда. Но разве это неправда? Нам обещали - мы снизим ставку ЕСВ, и бизнес тут же выйдет из тени, поступления в ПФ увеличатся. Этот оптимизм за два квартала не оправдался. Теперь говорят, что в третьем-четвертом квартале деньги уж точно "потекут рекой". Я искренне желаю, чтобы люди, которые меня критикуют, оказались правы. Но я же не говорил, что нужно повысить ЕСВ! Ведь даже если мы вернемся к прежней ставке, опять будет дефицит - 80 млрд. грн. Это нас не спасет. Другое дело - уменьшить количество категорий, которым предоставляется право на льготы при выплате взноса. В Украине 26 млн. людей трудоспособного возраста, из них 16 млн. человек официально работают. Но ЕСВ платит всего 10 млн. человек. Например, из 2,5 млн. работников сельского хозяйства добровольно платят ЕСВ менее 12,5 тыс. человек. Пенсионерами мы станем все, так почему же должны быть исключения?

"ДС" Расширение базы плательщиков ЕСВ решит проблему дефицита Пенсионного фонда?

- Нет. Но есть еще предложения. Как у нас сегодня выстроена налоговая система? Чем больше вы показываете заработную плату, тем больше платите налогов. И наоборот - чем меньше зарплата, тем меньше налогов. Поэтому 40% работающих официально получают "минималку". Причем среди тех, кто получает якобы минимальную зарплату, есть руководители предприятий, главные бухгалтеры и другие "малообеспеченные" граждане.

Что делать? Нужно определить какую-то отправную точку, скажем, пусть это будет средняя заработная плата по стране. И установить - чем меньше зарплата, тем больше налогов придется платить. К примеру, отправная точка - это 2,5 тыс. грн.

И если работодатель платит "минималку", то налог будет такой же, как и с зарплаты в 10 тыс. грн. В этом случае занижать зарплату не будет смысла.
К тому же, если человек будет показывать "белую" зарплату, мы сэкономим на социальных выплатах. Сегодня, когда человек официально получает "минималку" и платит минимум налогов, он еще и получает помощь как малообеспеченный, ему полагаются субсидии на "коммуналку" и так далее.

"ДС" Глава ГФС Роман Насиров заявил о том, что минимальную зарплату надо повысить до 5 тыс. грн. Вы поддерживаете это предложение?

- В операционном плане Правительства на 2016 год предусмотрено реформирование заработной платы. И начинать его нужно с реформирования минимальной зарплаты. Мы над этим работаем. А каким будет её размер, увидим в результате всех расчётов. Но для реализации этого пункта плана необходимо "отвязать" минимальную заработную плату от прожиточного минимума, который, в свою очередь, тянет за собой определённый тарифный разряд в бюджетной сфере. И как только мы поднимаем минимальный размер оплаты, то автоматически должны повышать зарплату всем бюджетникам. А для этого необходимо сотни миллиардов гривен. Отсутствие средств порождало дискуссию относительно размера прожиточного минимума. И эта дискуссия имела манипуляционный оттенок. Поэтому нужно "отвязаться" от прожиточного минимума и повысить "минималку". Тогда зарплата во внебюджетной сфере уйдет вперед, и мы подтянем к ней бюджетников.

"ДС" МВФ настаивает на повышении пенсионного возраста. Готово ли правительство следовать этим рекомендациям?

- Сегодня вопрос о повышении пенсионного возраста не фигурирует ни в программе правительства, ни в программе президента. Все политические силы в парламенте тоже против. Поэтому о повышении пенсионного возраста можно говорить только гипотетически. Я хочу, чтобы мы посмотрели на эту проблему под другим углом. У нас в стране на пенсию выходят в 60 лет. Но если человек работает на вредном производстве, пенсионный возраст для него может быть 55 или даже 50 лет. Это справедливо - человек потерял здоровье и его надо поддерживать. Но как быть с теми, кто не имеет 30-35 лет страхового стража, то есть, не платил ЕСВ? Правильно ли, чтобы им платили пенсию в 60 лет? Я считаю, что нет. Давайте увеличим пенсионный возраст для таких категорий людей. Например, они будут выходить на пенсию в 63 года. Пенсионный возраст должен быть дифференцированным. Это не правильно, когда один "пашет" 40-50 лет и в итоге получает пенсию размером 1200 гривен, а кто-то, проработав всего 15 лет, имеет те же 1200 гривен. Полагаю справедливым такой подход: не хочешь платить ЕСВ - не надо, но пенсию ты будешь получать не как все, а позже. К стати, согласно Закону, в Украине те, кто не имеют права на пенсию ( имеют меньше 15 лет страхового стажа) получают помощь от государства с 63 лет.

"ДС" Парламент уже отменил 15% налог на пенсии, введённый в 2015 году. Кому из пенсионеров придется платить налог, кому нет?

- Новый Закон не отменил налоги, а, считаю, справедливо сместил их. У нас есть люди, которые работают и при этом получают пенсию на 15% меньше. Для них ничего не меняется. Новшество коснулось только неработающих пенсионеров, у которых пенсия от 3-х (на данный момент - 4197 грн.) до десяти прожиточных минимумов - 10 740 грн. Они все платили налог в размере 15%, вот для этой категории пенсионеров налоговый сбор отменили. Но есть еще одна группа лиц, которые получают пенсию от 10 740 грн. - например, по 70 тысяч грн в месяц - и более. Вот на такие пенсии Верховная Рада и ввела налог по ставке 80% . Эти деньги не сильно наполнят Пенсионный фонд, но, по крайней мере, будет восстановлен принцип социальной справедливости. Особенно, если этот налог будет прогрессивным.

"ДС" Почему вы считаете, что нужно отозвать правительственный законопроект № 4806, который предусматривает введение накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования, начиная с 1 июля 2017 года?

- При дефиците солидарной системы в 145 млрд. грн. что мы можем резервировать? Где мы возьмем деньги на резервирование? Законопроект предусматривает при введении общеобязательного пенсионного страхования второго уровня постепенное повышение отчислений в накопительный фонд с 0,5% до 5%. Эти деньги должны пойти не на текущие выплаты, не на погашение существующего дефицита Пенсионного фонда, а на накопление. Чтобы эти средства не обесценились, вследствие инфляции, мы должны инвестировать их и получать прибыль. В банки, которые осуществляют рискованную финансовую деятельность, положить эти деньги нельзя. Значит, их следует вкладывать в активы, которые дадут хоть и небольшой, но гарантированный инвестиционный доход, хотя бы 2% в год выше уровня инфляции. В прошлом году у нас была инфляция 49%. В таком случае инвестиционный доход должен был бы составлять 51%. Назовите хоть одну структуру, которая гарантированно могла бы обеспечить 51% прибыли? Нет такой. Также нет и структур, которые могли бы гарантировать стабильный инвестиционный доход в течение 20 лет. Инвестировать средства за рубеж, в чужую экономику также невозможно. Потому введение накопительной системы следует отложить.

"ДС" Какая структура, по вашему мнению, могла бы распоряжаться пенсионными деньгами "второго уровня"?

- Оптимальным, я считаю, было бы создание пенсионного банка, куда каждый работник на добровольных началах мог бы внести свои средства, какие угодно суммы. К примеру, можно вносить по несколько сот гривен 20-30 лет, а можно за два года до выхода на пенсию положить в этот банк 50-100 тыс. грн. При этом государство должно гарантировать возврат средств независимо от размера вклада. Но снимать деньги при этом можно было бы лишь только с момента достижения пенсионного возраста.

Проведенная правительством в 2018 году «пенсионная реформа» стала беспрецедентным и очень болезненным для большинства Россиян событием. Одним из результатов этой реформы стало то, что теперь просто дожить до пенсии для многих будет нереально. Ведь согласно даже «официальной» статистике возраст выхода на пенсию у мужчин почти сравнялся с их средней продолжительностью жизни – думаю, что не будет преувеличением назвать этот факт трагичным .

Споры и обсуждения этой реформы не утихают до сих пор, вот и на моем канале статья « В чем основной парадокс пенсионной реформы в России? » набрала большое число откликов в комментариях. Именно ряд вопросов, заданных читателями в комментариях к той статье, и побудил меня продолжить тему пенсий в России. И в этот раз я хотел бы поподробнее остановиться на двух аспектах, которые представлены в первом и втором разделах статьи, а именно:

  1. на тех аргументах, которые приводились, нам со стороны правительства, президента и различных экспертов с телеэкранов (1-й раздел статьи).
  2. то, что, по моему мнению, представители власти и разного рода эксперты с официальных ТВ-каналов обошли стороной (2-й раздел статьи)

Так же, буду признателен читателям за аргументированные комментарии, в которых напишите ваше мнение.

Раздел 1-й: взгляд на реформу сто стороны представителей власти, официальных СМИ и т.д.

В качестве основной причины повышения пенсионного возраста ими назывался демографический кризис в России, увеличение доли пожилых людей и неблагоприятное соотношение числа работающих граждан и пенсионеров. Кроме того, планируется, что повышение пенсионного возраста позволит направить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий. При этом, с телеэкранов эта реформа преподносилась нам, как реформа, проведенная практически «по многочисленным просьбам трудящихся». На экранах показывались бодрые пенсионеры, которые рады, что теперь они будут вынуждены работать дольше на 5 лет ( при этом как-то умалчивалось о том, что работать на пенсии и так не запрещено - если здоровье конечно позволяет ). В этой статье нет возможности показать хотя - бы небольшую часть всех этих выступлений. Я подготовил небольшой ролик, в котором про пенсионную реформу нам говорят Киселев, Онищенко, Путин. Кому эта тема интересна, более подробную информацию без труда можно найти в интернете.

Итоги по первому разделу. Если кратко, то власть говорит нам (тем, кто в настоящее время работает) примерно следующее:

1) Реформа проводится из-за неблагоприятного соотношения работающих граждан и пенсионеров и нехватки средств в пенсионном фонде.

2) Работающие граждане должны радоваться этой реформе, т.к. она улучшает их жизнь и, практически в одночасье делает их всех моложе и активнее на целых 5 лет.

Из 3-х сюжетов в ролике, на мой взгляд, Путин говорит более взвешенно, чем остальные. А вот, по словам Киселева, пресловутая «пенсионная реформа» выгодна всем, даже тем, у кого отняли 5 лет пенсии. Не знаю, по каким методичкам он учился, но это уже похоже на геббельсовскую пропаганду. Так Геббельсу приписывают следующие изречения:

Раздел 2-й. Какие вопросы представители власти и разного рода эксперты с официальных ТВ-каналов обошли стороной.

Конечно, информации о сути данной реформы на нас было вылито немало и с экранов ТВ, и в различных СМИ, и в интернете. На эту тему высказывались многие, в т.ч. и президент РФ, и представители партий, и различные «эксперты». Вот только у многих людей, в т.ч. и у меня вопросы остаются. Вот лишь некоторые из них:

1) По мнению специалистов, пенсионная реформа нарушает ч.2 ст.55 Конституции РФ: « В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина » ( более подробно об этом ). У нас в стране что, теперь можно не соблюдать основной закон?

Кстати, согласно той же Конституции РФ - Россия социальное государство «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Статья 7 Конституции Российской Федерации). Что-то тут не вяжется с этой реформой: с одной стороны социальное государство, а с другой пенсионный возраст на уровне средней продолжительности жизни.

2) Как государство смогло допустить такую ситуацию, когда даже по официальной статистике возраст выхода на пенсию у мужчин почти сравнялся с их средней продолжительностью их жизни (и это в самой богатой ресурсами стране в мире)?

3) Вопрос, следующий из 2-го: почему в России так много пенсионеров, если возраст выхода на пенсию близок к средней продолжительности жизни? Официальна точка зрения властей: виноват «демографический кризис» в России. Свое видение я изложил в статье « В чем основной парадокс пенсионной реформы в России ?», тут подробно не буду останавливаться, кому интересно – почитайте статью и комментарии к ней. На мой взгляд, кроме демографии есть большие вопросы к властям по поводу справедливости существующих льгот и привилегий для отдельных категорий граждан.

4) Вопрос, касающийся нехватки средств в пенсионном фонде. Почему в нашем «социальном» согласно конституции государстве система построена таким образом, что на выплату надо сказать прямо мизерных* пенсий денег не хватает, но они (средства) легко находятся на помощь и невозвратные кредиты** другим странам, на запредельные зарплаты депутатам (они же «слуги народа»), и разного рода «топ-менеджерам» различных госкорпораций и т.д.? Возможно, тут есть возможности для экономии госбюджета (а не на пенсионерах)?

* По данным Пенсионного фонда России (ПФР) на 1 января 2020 года средняя пенсия по старости составила 15 878 рублей

** Кстати, средства в размере 3 млрд. $ на кредит, выданный Украине были взяты из Фонда национального благосостояния России (ФНБ) .

Для справки: Фонд национального благосостояния России (ФНБ) — Российский государственный резервный фонд, является частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу, формируется в том числе за счёт дополнительных доходов федерального бюджета от нефтегазового комплекса. Он создан в том числе для «обеспечения сбалансированности федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России».

Мои выводы по разделам:

  • По всей видимости власть не хочет искать другие варианты решения этого болезненного для людей вопроса. Рассчитывать, что те кто во власти сами озаботятся вопросом экономии бюджетных денег не на стариках а на «себе любимых» - (например на з/п депутатов и «топ-менеджеров» госкорпораций)- не приходится. И политика, проводимая в стране, далека от интересов простых трудящихся.
  • Видимо власть считает, что люди не могут мыслить самостоятельно, если на голубом глазу пытается рассказывать нам с экранов о том, что мы должны радоваться тому, что у нас украли 5 лет от пенсионного возраста.

Вот такие не веселые получились выводы. А как Вы считаете? Поделитесь своим мнением по вопросу пенсионного обеспечения в России. Будет интересно вас услышать.

Читайте также: