Сивакова и в новеллы пенсионной реформы


  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5






Описание книги "Новое пенсионное законодательство в схемах. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Новое пенсионное законодательство в схемах. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие подготовлено с учетом актуальных изменений законодательства, которые были приняты в рамках очередного этапа пенсионной реформы в Российской Федерации и вступают в силу с 1 января 2015 г. Материал изложен в виде комплекса схем, что позволяет наглядно проиллюстрировать все основные нововведения в систему пенсионного обеспечения и сопоставить их с ранее действовавшими нормами. В свете нового законодательства раскрываются ключевые вопросы пенсионного обеспечения в форме обязательного пенсионного страхования: порядок определения страхового стажа, правила назначения, перерасчета и выплаты страховых и накопительных пенсий, в том числе разъясняются условия получения досрочных страховых пенсий и связанный с ними механизм проведения специальной оценки условий труда. Подробно комментируются новеллы в сфере негосударственного пенсионного обеспечения: варианты распоряжения средствами пенсионных накоплений, дополнительные требования к негосударственным пенсионным фондам, система гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений. Работа ориентирована на широкий круг читателей: студентов, аспирантов, преподавателей юридических факультетов вузов, а также практикующих юристов, специалистов системы социальной защиты населения и всех лиц, интересующихся современным пенсионным законодательством РФ.

Ирина Васильевна Сивакова

Новое пенсионное законодательство в схемах

Перечень законов, оформляющих очередной этап пенсионной реформы в Российской Федерации

4

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 2524-Р. Трехуровневая модель пенсионной системы

Виды пенсий в форме обязательного пенсионного страхования с 1 января 2015 г

Условия назначения страховой пенсии по старости с 1 января 2015 г

Условия назначения страховой пенсии по инвалидности с 1 января 2015 г

Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца с 1 января 2015 г

Порядок определения страхового стажа с 1 января 2015 г

Порядок исчисления страхового стажа с 1 января 2015 г

Реформирование института досрочного пенсионного обеспечения

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на досрочное пенсионное обеспечение

Порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ

Условия зачета в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы, предусмотренных п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имевших место после 1 января 2013 г

Специальная оценка условий труда

Механизм проведения специальной оценки условий труда

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Похожие книги на "Новое пенсионное законодательство в схемах. Учебное пособие"

Книги похожие на "Новое пенсионное законодательство в схемах. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

  • Содержание
  • Литература
  • О работе

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 5
1.2. Основные законодательные формы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения в Российской Федерации 10
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Понятие пенсии 16
2.2. Государственные пенсии 19
2.3. Страховые пенсии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие пенсию как вид социального обеспечения; научные изыскания по теме исследования, а также материалы судебной практики.
Целью исследования является комплексный анализ пенсии как вида социального обеспечения.
Исходя из цели исследования, определим следующие основные задачи:
‒ проанализировать вопрос пенсионного обеспечения как социальной функции государства;
‒ изучить понятие и виды пенсий в Российской Федерации.
При работе над темой исследования мы опирались на нормативную правовую базу Российской Федерации, регулирующую порядок назначения и выплаты пенсий: Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ), федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ или Закон о страховых пенсиях) и др.

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. - №237. - 1993.
2. Конвенция МОТ от 28 июня 1962 года №118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 21 июля 2014 года №216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №30 (Часть I). - Ст. 4217.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №52 (часть I). - Ст. 6965.
5. Федеральный закон от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст. 1943.
6. Федеральный закон от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3028.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 3.
8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №51. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №51. - Ст. 4831.
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №1. - Ст. 16.
11. Закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - №9. - Ст. 328.
12. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 года №1049 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №41 (часть III). - Ст. 5660.
13. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №41. - Ст. 5545.
14. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 30 (часть II). - Ст. 4306.
15. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009 года №883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 45. - Ст. 5356.
16. Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года №95 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №9. - Ст. 1018.
17. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 года №498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 27. - Ст. 2709.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года №141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №10. - Ст. 1002.
19. Приказ Минтруда России от 28 ноября 2014 года №958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» // Российская газета. - №6. - 2015.
20. Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года №384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №45. - Ст. 5356.
21. Постановление Совмина РСФСР от 4 июля 1991 года №381 «Об утверждении Перечня сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
23. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 года №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53 (ч. 2). - Ст. 8029.

Краткое содержание:

Пенсионная реформа провалилась, и это уже доказано экономически. Уже в аналитическом отчете об исполнении федерального бюджета за 2019 год, подготовленном Счетной палатой, было констатировано, что расходы ВВП на пенсионное обеспечение упали в 2019 году до 7,9%, хотя раньше падали и больше – на 9% в 2017 году, на 8,6% в 2018-м. Обещанных увеличений пенсий также не случилось. А ведь авторы антинародного пенсионного закона собирались помочь «достичь достойного уровня жизни» для пожилых – вследствие чего и отодвинули возраст выхода на пенсию, но все знают эти повышения пенсии – на рубль, в лучшем случае - на десять.

Так в чем смысл отодвигать возраст выхода на пенсию, если это экономически не выгодно? Или надо, чтобы старики просто пошли по миру…

И они пошли по миру

Все декларации о повышенном пособии по безработице для людей предпенсионного возраста – полный блеф. Ведь для того, чтобы пожилые люди получали в центрах занятости сумму, равную МРОТ, нужно одно невыполнимое условие – чтобы они были сокращены по сокращению штатов или в связи с ликвидацией предприятия. Спросите – кто из стариков попали под эти статьи при увольнении? Единицы, у которых работодатель честно исполнил букву трудового кодекса. Все же остальные ничего не получают в центрах, в лучшем случае – полторы тысячи рублей, так как они:

  • Вынуждены были работать без официального трудоустройства;
  • Работодатель вынудил их уволиться по собственному желанию, чтобы не платить зарплату еще 2 месяца;
  • Они просто долго не могли трудоустроиться – работодатели не хотят брать предпенасионеров (за увольнение им светит уголовка), тем более желающей потрудиться молодежи сейчас много.

А, все же чиновники думают о нас

Да, чиновники разрешили досрочно выходить на пенсию тем, у кого стаж: у женщин – 37 лет, у мужчин – 42 года. Так почему в этот общий стаж не входят:

  • Служба в армии;
  • Учеба на очном отделении в вузе;
  • Рождение детей и пребывание в отпуске по их уходу.

И, вообще, для кого вы написали этот закон? Для человека, который сразу после школы пошел трудиться, не служил а армии, не обучался в техникуме или вузе, не рожал и не воспитывал детей. Так сколько таких в нашей стране? Единицы. Вы для них этот закон писали? Зато бравады у чиновников море – «мы постоянно стараемся обеспечить малоимущие слои населения разными пособиями, даем им льготы». Не стараетесь вы, у вас и мыслей таких нет. Все мысли направлены – на экономию бюджетных средств. А зачем нужна эта экономия, если страдают люди – граждане вашей страны, где вам посчастливилось стать вершителями их судеб?

Чиновники, снизойдите до людей

Так обратите же внимание на эту категорию ваших граждан - предпенсионеров. В 2020 году таких в России – более 2 миллионов. Телеканалы вещают о Сирии, Азербайджане, Украине, Армении – о ком или чем угодно, только не о своих проблемах. А ведь эти пожилые люди сейчас ждут помощи от государства – потом она им уже будет не нужна. Или чиновники выжидают, когда наступит это «потом»?

Министр труда и социальной политики, прими уже волевое решение и верни прежний возраст выхода на пенсию – мужчинам в 60 лет, женщинам – в 55. Или трудоустрой всех желающих – твои подведомственные структуры в виде центров занятости не справляются с трудоустройством предпенсионеров.

Ладно, если пожилой человек не одинок – дети помогут, а если он один, то отсутствие законодательной базы для этой категории просто обрекает его на голодную смерть в богатейшей стране.

Не можете вернуть старый пенсионный возраст, тогда назначьте хотя бы достойное пособие безработным предпенсионерам без вашей оговорочки – «только уволенным по сокращению или ликвидации организации».

Нельзя так обесценивать людей и обнулять их честный труд долгие годы. Или обнуление уже прочно стало трендом нашей страны? Ситуация в стране и так непростая, а тут еще полная невозможность трудоустроиться или хотя бы получать достойные деньги в центрах занятости людям от 50-ти до 65-ти лет.

О дной из целей пенсионной реформы было снизить нагрузку на госбюджет, а именно сократить объем постоянных (можно даже назвать их хроническими) трансфертов из бюджета в ПФР. Однако сильно сэкономить не удалось. За два года, по подсчетам СП, трансферты на выплату страховых пенсий из бюджета сократились лишь на 136 млрд рублей. Печальная ситуация с пандемией заставит государство, напротив, даже увеличить вливания в пенсионную систему до 941,42 млрд рублей из Резервного фонда. Тогда как сам ПФР недополучит в этом году страховых взносов на примерно 420 млрд руб. Пока, правда, ПФР не отказался от индексации пенсий неработающим пенсионерам — на процент, больший, чем ожидаемая инфляция в стране. Однако об индексации пенсий работающим пенсионерам пока речи не идет. Самих получателей пенсии в нашей стране стало меньше всего на полмиллиона. А шуму, если вспомнить то, как эта реформа проводилась, и политических издержек для власти было столько, как будто пенсий лишили сразу полстраны.

По некоторым оценкам, сделанным, впрочем, до пандемии, очевидных положительных результатов реформы стоит ждать не ранее 2024 года, когда пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а численность россиян, которые не вышли на заслуженный отдых из-за реформы, достигнет 3 млн.

Однако при этом уже в 2023 году, согласно проекту бюджета, трансферты на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 триллиона рублей. То есть никакой экономии не видно даже близко. По самым оптимистичным расчетам (например, вице-премьера Татьяны Голиковой), трансферт федерального бюджета в пенсионную систему может быть сведен к нулю лишь к 2030–2031 гг. Но только если будет обеспечен существенный экономический рост. Такое «если» надо писать с большой буквы.

При этом, по всем демографическим выкладкам получается, что численность работающего населения будет в ближайшие годы сокращаться. Меньшее число работников будет платить меньше страховых взносов в ПФР — это простая арифметика. Повышение пенсионного возраста, старение населения и убыль рабочей силы не перекрывают, получается, никак.

Хуже того, недавно та же СП еще более сгустила краски в демографической картине России, констатировав только за первую половину текущего года увеличение естественной убыли населения на 30% в годовом исчислении. Прогнозы правительства тоже неутешительны: в 2021 году ожидается, что численность населения России снизится еще на 290 тысяч человек, в 2022 году — на 238,1 тысячи, в 2023 году — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. В целом за четыре года возможно уменьшение более чем на 1,2 миллиона человек. Суммарный коэффициент рождаемости (число рождений у одной женщины) в текущем году упадет до 1,4 или в лучшем случае удержится на уровне 2019 года (1,504). Тогда как для простого воспроизводства населения такой коэффициент должен составлять 2.

Все это происходит на фоне уменьшения миграционного притока в Россию. Наша страна становится все менее привлекательной для иммиграции. Тогда как многие расчеты по рабочей силе и той же пенсионной реформе строились во многом на том, что ухудшение общей демографической ситуации будет компенсироваться в значительной мере как раз миграционным притоком. Похоже, что нет, не будет. Кроме того, уместен и такой вопрос: а кто-нибудь всерьез изучал/сопоставлял выгоды от притока иностранной рабочей силы (в том числе в плане отчисления взносов в ПФР), часть которой имеет перспективы остаться жить в нашей стране, с издержками, которые несет приток людей иной культуры, менталитета, жизненных практик и обычаев? Это ведь тоже можно все посчитать. И не факт, что «кредит» массовой миграции сойдется с «дебитом», затратами на ее переваривание.


Василий Максимов. Фрагмент картины «Всё в прошлом». 1889 Иллюстрация: Wikimedia Commons

То, что пенсионная реформа пока не решает (и непонятно, когда и как решит) вопрос все более увеличивающихся трансфертов из госбюджета для ее содержания, — еще не все. Другой хронической проблемой пенсионной системы в нашей стране остается то, что она несправедлива. В том смысле, что она не решает проблемы бедности и даже нищеты типичного российского пенсионера. На свою даже не самую маленькую пенсию он с трудом сводит концы с концами. По стандартам Международной организации труда, достойной считается пенсия в размере не менее 40% от средней зарплаты (так называемый коэффициент возмещения утраченного дохода). Некогда в России тоже ставили такую цель как вполне достижимый идеал. Однако сейчас об этом, похоже, забыли. По расчетам РАНХиГС, к 2025 году коэффициент возмещения для получателей средних зарплат останется на нынешнем уровне — 35%, тогда как для получателей медианных зарплат он сократится с 42 до 39%. Но это «средняя температура по больнице», а в реальности все большее число людей пенсионного возраста будут ощущать, что их пенсии «убегают» в сторону уменьшения от реальных заработков (а все большее число людей вынуждены работать на двух и более работах, «средняя зарплата» все менее релевантна по отношения к средним заработкам) большинства населения.

Во многих странах существенную роль в пенсионном обеспечении возрастных людей играет накопительная пенсионная система. Это точно не наш случай и долго еще таковым не станет. Во-первых, в силу разных причин (например, завышенных затрат на себя любимых) наши негосударственные пенсионные фонды часто проигрывают по доходности даже инфляции. Во-вторых, то «кидалово», которое устроили российские власти с накопительной частью пенсии в 2015 году, продлевая «заморозку» раз за разом и, видимо, заморозят-замылят уже навсегда, отбило охоту играть в азартные пенсионные игры с нашим государством на поколение вперед.

И наконец, последнее. Назовем это расхожим словом «неэффективность». И речь не только о том, что ПФР понастроил себе по стране роскошных зданий, однако до сих пор не блистал по части зарабатывания денег, как это делают, скажем, какие-нибудь норвежские и другие западные коллеги, вкладываясь в надежные ценные бумаги. Справедливости ради заметим, что государство резко ограничило возможности ПФР по этой части, запретив, например, вкладываться в иностранные бумаги, тогда как на российском рынке возможности заработать не в пример меньше, а вот рисков хоть отбавляй. Но помимо этого наша пенсионная система неэффективна еще и потому, что почти 30% граждан (14–15 млн человек в год) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. В первую очередь, это военнослужащие, полицейские, ряд гражданских госслужащих. Они подходят к своей пенсии часто в расцвете сил и здоровья и могут вполне работать в другом качестве. Наше государство заботится о своих защитниках, это понятно. Но в том числе оно это делает за счет всех остальных. Такой распространенной практики нет ни в одной другой стране мира.

Все эти проблемы в совокупности подводят к мысли о том, что нынешняя пенсионная реформа долго не проживет, ее неисполнимость и неэффективность в ряде существенных моментов может стать очевидной уже в обозримом будущем. Особенно если наша экономика вдруг не совершит какой-то мощнейший рывок вперед. Чего по ней пока не скажешь. И тогда провал столь поспешно разработанной и принятой в 2018 году (и то не до конца, по накопительной части никакой ясности как не было, так и нет) реформы станет очевидным, толкая на новые, заведомо куда более радикальные преобразования. За что снова придется заплатить свою политическую цену.

Ковалевская Наталия Сергеевна, Ковалевский Михаил Александрович,

Ковалевская Наталия Сергеевна, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ≪Санкт-Петербургский государственный университет≫

Ковалевский Михаил Александрович, профессор Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ≪Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова≫

В статье исследуется проблема возникновения социально-экономических предпосылок негосударственного пенсионного обеспечения и определяется характер его правового регулирования. Показывается, что основными предпосылками такого обеспечения является дисбаланс в период старости между источниками средств и обычными расходами для жизнеобеспечения, а также существование конституционных принципов достойной жизни и свободного развития человека.

Ключевые слова: негосударственное пенсионное обеспечение, дисбаланс, рынок, социальные сообщества, достойная жизнь, свободное развитие, частное право, неполные контракты, законодательство.

Kovalevskaya Nataliya Sergeevna, assistant professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Saint Petersburg State University"

Kovalevskij Mikhail Aleksandrovich, professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "A.I. Evdokimov Moscow State Stomatology University"

Social-economics and legal problems of non-state pension provision (Part I)

The problems of origin of social-economic preconditions and character of legal regulation of nongovernmental pension provision are investigated. It is demonstrated that the disbalance between sources of means and common expenses for life support in an old age and existence of the constitutional principles of life of dignity and free development of man are the main preconditions of pension provision.

Key words: nongovernmental pension benefits, a disbalance, the market, social communities, life of dignity, free development, private law, incomplete contracts, legislation

Романовская Ольга Валентиновна,

Романовская Ольга Валентиновна, профессор кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, доктор юридических наук

В статье анализируется содержание прав на охрану здоровья, на медицинскую и социальную помощь. Представлен анализ международных актов, посвященных основным правам человека. Рассматривается законодательство о социальном обслуживании населения. Выделяется тенденция по разграничению социальных и медицинских услуг. Сформулирован вывод о невозможности такого детального разделения.

Ключевые слова: охрана здоровья, медицинская помощь, социальная помощь, услуга.

Romanovskaya Ol'ga Valentinovna, professor, Chair of Private and Public Law, Penza State University, doctor of juridical sciences

Right to health protection, right to medical and social assistance: problems of correlation

The article analyzes the content of the right to health, to health and social care. The analysis of international instruments addressing basic human rights. Considered legislation on social services. Highlights trends on the delimitation of social and health services. Conclusions on the impossibility of such a detailed division.

Key words: health, medical care, social assistance and services.

Колябин Алексей Юрьевич,

Колябин Алексей Юрьевич, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин НОУ ВПО ≪Международный юридический институт≫, кандидат юридических наук

В статье анализируются и исследуются последние изменения в пенсионной системе РФ в общем и в отношении двух периодов страхового стажа — страхового и нестрахового в частности. Также поднимаются вопросы по поводу их возможных влияний на размер будущей пенсии, и основания ее наступления. Особое внимание уделено увеличению порога максимального размера «нестраховых периодов» по уходу за детьми.

Ключевые слова: пенсионная система, страховой стаж, нестраховой период, пенсионный балл, страховой взнос.

Kolyabin Aleksej Yur'evich, head, Chair of Civil-Law Disciplines, Non-State Educational Institution of Higher Professional Education "International Law Institute", candidate of juridical sciences

On the issue of pensionable service and "non-ensured periods" in the pension reform of 2015

The article analyzes and examines recent changes in the pension system of the Russian Federation in General and in relation to two periods of insurance experience — insured and uninsured, in particular. Also raises questions about their possible influences on the size of future pension and the reasons of its occurrence. Special attention is paid to increase the threshold of the maximum size of uninsured periods for the care of children.

Key words: pension system, insurance experience, uninsured period, the pension point, the insurance Premium

Левшук Марина Викторовна,

Левшук Марина Викторовна, старший преподаватель НИУ Белгородского государственного университета ≪БелГУ≫, Белгородского университета кооперации, экономики и права ≪БУКЭП≫, кандидат юридических наук

В статье рассматривается проблема становления правового регулирования и организационного механизма отечественного пенсионного обеспечения в дореволюционный период. Выделяя в структуре организационно-правового механизма два компонента — нормативный аспект и организационную составляющую пенсионного обеспечения, автор выявляет их специфические черты.

Ключевые слова: правовое регулирование; организационный механизм; пенсионное обеспечение.

Levshuk Marina Viktorovna, senior teacher, Scientifi c Research Institution Belgorod State University, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, candidate of juridical sciences

On the issue of evolution of legal mechanism of pension provision in Russia

The problem of formation of legal regulation and an institutional mechanism domestic pension provision in the pre-revolutionary period is viewing in the article. Highlighting the structure and legal arrangements of two components — the normative aspect and the organizational component of the pension scheme, the author reveals their specific features.

Key words: legal regulation; institutional mechanism; pensions.

Сивакова Ирина Васильевна,

Сивакова Ирина Васильевна, доцент кафедры теории права и государствоведения Института экономики, управления и права ННГАСУ,

В статье анализируются законодательные изменения, внесенные в порядок досрочного пенсионного обеспечения по старости. Освещаются два возможных пути реализации прав работников на досрочные пенсии: устоявшийся вариант в форме обязательного пенсионного страхования и новый, еще не апробированный на практике вариант досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсии; досрочное пенсионное обеспечение по старости; обязательное пенсионное страхование; дополнительные страховые взносы; негосударственное пенсионное обеспечение.

Sivakova Irina Vasil'evna, assistant professor, Chair of Theory of Law and State Science, Institute of Economics, Management and Law, Nizhnij Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, candidate of juridical sciences

New laws in the pension reform: alternative variants of old-age pre-term pension provision

The article analyzes the legislative changes made in the order of early pension for old age. The author highlights two possible ways to realize workers` rights to early retirement: a well-established option in the form of mandatory pension insurance and the new, not yet proven in practice, the option of early nonstate pension provision.

Key words: retirement; early retirement age; compulsory pension insurance; additional insurance premiums; non-state pension provision

Широкин Павел Юрьевич,

Широкин Павел Юрьевич, индивидуальный предприниматель — юрист по найму

В статье автор раскрыл уголовно-правовые аспекты добровольно-принудительного пенсионного страхования лиц, имеющих право на получение двух видов пенсий, на примере взаимоотношений Пенсионного фонда Российской Федерации с индивидуальными предпринимателями, инвалидами — пенсионерами Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: уголовная ответственность в сфере страхования, длящийся страховой случай как пресекательный фактор для заключения договора страхования, страхование интересов неподлежащих страхованию, Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект преступления по статьям 159 и 285.1 УК РФ.

Shirokin Pavel Yur'evich, individual entrepreneur — lawyer on hire

Criminal-law aspects of voluntary-compulsory pension insurance of individual entrepreneurs — service-disabled veterans

The author of the article revealed criminal-law aspects of voluntary-compulsory pension insurance of persons subject to two types of pensions as exemplified by interrelations of the Pension Fund of the Russian Federation with individual entrepreneurs, disabled pensioners of the Ministry of Defense of the Russian Federation.

Key words: criminal responsibility in the sphere of insurance, continuing accident insured as a preclusive factor for conclusion of insurance contract, insurance of interests not subject to insurance, Pension Fund of the Russian Federation as a subject of crime under articles 159 and 285.1 of the Criminal Code of the RF.

Шманцарь Антон Андреевич,

Шманцарь Антон Андреевич, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

В системе обязательного медицинского страхования установлено право застрахованных пациентов на качественную медицинскую помощь, однако при определении ее качества закон не учитывает особенностей медицинских услуг и всех требований к их качеству. По этой причине актуальной становится необходимость дать новое определение качественной помощи.

Ключевые слова: охрана здоровья, права человека, обязательное медицинское страхование.

Shmantsar' Anton Andreevich, senior teacher, Saint Petersburg State Pediatric Medical University

High-quality medical assistance in the system of compulsory medical insurance

Insured patients have a right of high-quality medical care in system of obligatory medical insurance, but law ignores features of medical services and some quality requirements in its definition of high-quality. For this reason necessity to formulate new definition of high-quality medical care is actual.

Key words: health care, human rights, obligatory medical insurance.

Рощепко Наталья Владимировна, Эртель Людмила Александровна,

Рощепко Наталья Владимировна, аспирант кафедры трудового и финансового права юридического факультета Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова

Эртель Людмила Александровна, декан факультета дополнительного профессионального образования АНОО ВПО ≪Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере≫ (г. Краснодар), доктор медицинских наук, профессор

Статья посвящена анализу назначения и эффективности контроля предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Сделан вывод, что целями его осуществления должны являться как оценка соответствия направлений расходования средств ОМС их целевому назначению, так и обеспечение интересов застрахованных лиц в получении качественной и своевременной медицинской помощи, облегчение бремени доказывания последними причинения вреда жизни и здоровью в результате ее ненадлежащего оказания для последующего возмещения, сформулированы предложения по совершенствованию Федерального закона № 326-ФЗ от 29.10.2010.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица.

Roshсhepko Natal'ya Vladimirovna, postgraduate student, Chair of Labor and Financial Law, Law Faculty, P.G. Demidov Yaroslavl State University

E'rtel' Lyudmila Aleksandrovna, dean, Additional Professional Education Faculty, Autonomous Non-Commercial Educational Organization "Institute of Economics and Management in Medicine and Social Sphere" (Krasnodar), doctor of juridical sciences, professor

On the issue of improvement of control of provision of medical assistance under compulsory medical insurance

This article contains analyze of the purpose and effectiveness of the control of health care provision in the CHI system. It is concluded that the objectives of its implementation should be as conformity assessment directions spending CHI their intended purpose, and the interests of the insured persons in obtaining high-quality and timely medical assistance, relief last proof of harm to life and health as a result of misuse provision for later compensation. The author of the proposals for the improvement of the Federal Law № 326-FZ of 10/29/2010.

Key words: compulsory health insurance, control the volume, timing, quality and conditions of providing health care, compensation for harm caused to life and health of the insured person.

Тодрик Владимир Владимирович,

Тодрик Владимир Владимирович, командир взвода Факультета подготовки следователей Орловского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации

Данная статья рассматривает пути развития обязательного государственного страхования в Российской Федерации. Описываются проблемы страхового российского законодательства. Приводится зарубежный опыт страхового законодательства.

Ключевые слова: закон, страхование, опыт, проблемы, развитие законодательства.

Todrik Vladimir Vladimirovich, squad commander, Faculty of Training of Investigators, Orel Law Institute attached to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Development options of compulsory insurance in the Russian Federation

This article considers ways of development of obligatory insurance in the Russian Federation. Problems of the insurance of Russian legislation are described there. It includes the information of foreign experience of insurance legislation.

Key words: law, insurance, experience, problems, development of Law system.

Беспалько Виктор Геннадиевич,

Беспалько Виктор Геннадиевич, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент

В статье автор обращается к ветхозаветному опыту уголовно-правового обеспечения социальной защиты вдов, сирот, пришельцев, инвалидов и других лиц, нуждающихся в поддержке общества, проводит исторические параллели с современными уголовными законами и выдвигает тезис о возможности использования библейских ценностей в наши дни для комплексного развития уголовного законодательства и социальной политики.

Ключевые слова: преступления против нравственности; ветхозаветное уголовное право; Моисеево уголовное право; Библия и уголовное право; религия и право; социальная защита.

Bespal'ko Viktor Gennad'evich, professor, Chair of Criminal-Law Disciplines, Russian Customs Academy, candidate of juridical sciences, assistant professor

Criminal-law provision of social protection of widows, orphans and foreigners in the Old Testament legislation of Moses

In the article the author refers to the old Testament experience of the criminal law to provide social protection of widows, orphans, aliens, people with disabilities and other persons in need of social support, conducts historical Parallels with modern penal laws and puts forward a thesis about the use of biblical values in our day for the integrated development of criminal law and social policy.

Key words: crimes against morality; Old Testament criminal law; Criminal Law of Moses; Bible and criminal law; religion and the law; social protection.

Якушев Вадим Александрович,

Якушев Вадим Александрович, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России, кандидат юридических наук

В статье рассматриваются различные точки зрения на становление, развитие и совершенствование пенсионного обеспечения сотрудников милиции в Советском государстве. Пенсионное обеспечение сотрудником органов внутренних дел имело свою специфику, чем была обусловлена профессиональная деятельность «солдат правопорядка».

Ключевые слова: милиция, пенсия, социальная защита, пенсионное обеспечение, инвалидность.

Yakushev Vadim Aleksandrovich, assistant professor, Chair of State-Law Disciplines, Siberian Law Institute attached to the Federal Service for Drug Control of Russia, candidate of juridical sciences

Evolution of pension provision of employees of agencies of internal affairs of the Soviet state (1917–1991)

This article discusses the various points of view, on the formation of the development and improvement of pension provision in the Soviet police state. Pension security officers of the Interior had soy specificity than was due to professional activities “law enforcement soldiers.”

Key words: militia, pension, social security, pensions and disability

Читайте также: