Справка о конвертации пенсионных прав образец

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

02 февраля 2010 16:43

Суть преобразований в системе пенсионного обеспечения, которые начались в январе 2002 года, - переход на страховые принципы формирования пенсий. В итоге право на получение трудовой пенсии, ее размер будут напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

Для тех, кто начал отсчет своего трудового стажа с 2002 года, пенсия – далекая перспектива. И понятна заинтересованность людей, у которых трудовая деятельность заняла достаточно большой период их жизни. Поэтому сохранение пенсионных прав этой категории граждан – одна из особенностей пенсионной реформы.

На сегодняшний день размер трудовой пенсии напрямую зависит от величины расчетного пенсионного капитала, который формируется из начального пенсионного капитала с учетом трудового стажа и заработка за период до 1 января 2002 года и от общей суммы страховых взносов, уплаченных с 1 января 2002 года.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» началось преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных ими в период до 1 января 2002 года, в пенсионный капитал. Этот процесс получил название конвертация. Иными словами, конвертация – это пенсионные права граждан, которые формируются с учетом их трудового стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 года, выраженные в денежном эквиваленте.

Конвертация коснулась всех категорий граждан: и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто продолжает трудиться до достижения пенсионного возраста или достигнув его. И, естественно, разным категориям граждан пенсионные права конвертируются по-разному. При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера, который определяется, исходя из продолжительности трудового стажа и среднего заработка.

Сведения о трудовом стаже каждого работника работодатели представляли в Пенсионный фонд. По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах ПФР по Мордовии представлены сведения о трудовом стаже за период до 1 января 2002 года на 267516 человек, в том числе сведения о стаже на соответствующих видах работ – на 55161 человека.

Все поступившие индивидуальные сведения о трудовом стаже подвергаются правовой оценке, которая продолжается и в настоящее время. Она заключается в проверке полноты и достоверности данных, предоставленных в свое время в управления ПФР бухгалтериями и кадровыми службами предприятий и организаций. Сотрудники управлений ПФР проводят как документальные, так и камеральные проверки этих сведений.

По итогам проверок с работодателей истребовано 55748 корректирующих форм, содержащих сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 1 января 2002 года.

В прошлом году был принят закон, согласно которому срок оценки пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, сокращен на два года, до 1 января 2011 года. Работу по оценке пенсионных прав остальных граждан предусмотрено завершить не позднее 1 января 2013 года.

Конечный результат работы по оценке пенсионных прав – отражение в индивидуальных лицевых счетах граждан сведений о страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ.

Формирование базы данных, содержащей лицевые счета со сведениями об общем трудовом стаже до 1 января 2002 года, позволит наиболее полно проинформировать граждан о результатах оценки их пенсионных прав. Это поможет людям принять меры по представлению сведений, недостающих для своевременного и правильного назначения трудовой пенсии. Кстати, аналог такого информирования – рассылка застрахованным лицам извещений ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Территориальные органы ПФР также информируют граждан о необходимости представления ими документов на определенные части трудового стажа и заработной платы за период до 1 января 2002 года, которые повлияют на величину расчетного пенсионного капитала.

Если гражданин обнаружил, что в результате оценки его пенсионных прав учтены не все периоды его трудовой деятельности, был выбран не самый выгодный размер среднемесячной заработной платы, то ему необходимо побеспокоиться о представлении в органы Пенсионного фонда дополнительных документов о трудовом стаже и заработной плате. Единственное требование к этим документам – они должны содержать информацию о событиях, имевших место до 1 января 2002 года. И тогда его пенсионные права будут реализованы в полном объеме.

По просьбам подписчиков публикую Подробный расчет моей пенсии, безусловно с удалением личных данных:

Уважаемый К______ А________

На Ваше обращение, поступившее в Управление 23.07.2019г., сообщаем. Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О. страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяется на день достижения общеустановленного возраста. В 2018г. необходимая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина ИПК 13,8.

При определении права на страховую пенсию по старости в стаж Вам учтены все периоды, указанные в трудовой книжке, в том числе и служба в армии по призыву ( в двойном размере) с учетом решения суда. Стаж с учетом 340-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 2б дней.

При установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01.01.2002г. осуществляется путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке,

  • установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января . 2002 года.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, при этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно решения о назначении пенсии, Вам назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) с 20.04.2018г.

При принятии решения о назначении пенсии учтена следующая информация:

- Ваш страховой стаж в календарном исчислении:

  • на 01.01.1991 г. - 13 лет 8 мес. 1 дн.;
  • на 01.01.2002г. -21 год 4 мес. 25 дн.;
  • на 03.08.2018г. -21 год 4 мес. 25 дн.;

- Ваш средний заработок за период с 1983 по 1988 - 324,30 руб.

- Отношение Вашего среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период - 1,587=(324,30 руб./204,30 руб.). Максимальное отношение -1.2.

Стажевый коэффициент - 0,55 (ст. 30 Закона № 173-ФЗ).

- Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала рассчитанного по начисленным взносам (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с 1 января 2002 г. по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица) - 0 руб.

- Процент валоризации -23%.

Для расчета применены следующие показатели, действовавшие на дату принятия решения о назначении пенсии:

- Ожидаемый период выплаты 228 месяцев (ст. 32 Закона .№ 173-ФЗ);

Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лица применяемый на 1 января 2002 года - 5,61481656.

Расчет размера пенсии произведен по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как более выгодный вариант, на основании следующих формул:

  • 1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

  • 2. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК):

ПК 1 - расчетный пенсионный капитал застрахованного лица;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Закона № 173-ФЗ);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

  • 3. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

  • 4. Расчетный размер трудовой пенсии:

СК - стажевый коэффициент

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчислении и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица х среднемесячной за-работной плахе в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

  • 5. Сумма валоризации (увеличение пенсионного капитала на 10 °/о и, сверх того, на 1 °/о за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г) в соответствии со статьей 30.1 Закона №173 -ФЗ исчисляется по формуле:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

  • Расчетный размер трудовой пенсии:

РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП

11O2,86=0,55*(786,89ру6./245,б4руб.)* 1671=0,55* 1,2* 1671.

В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой станс, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

  • Величина расчетного пенсионного капитала при неполном стаже: (пропорция неполного стажа (факт./треб.):

21/4/25 / 25/0/0 = 0,85611111

  • Индексация расчетного пенсионного капитала

  • Сумма валоризации:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

164569,16=715518,08* (0,1+(13*0,01)= 715518,08*0,23

  • Сумма расчетного пенсионного капитала:

ПК = ПК 1 + СВ + ПК2

  • Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

Законом М 400-ФЗ предусмотрено исчисление размера пенсии из баллов с 1 января 2015 года.

При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 1 января 2015г. При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015г подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом не учитывается фиксированный базовый размер и накопительная часть.

Страховая пенсия делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, который по состоянию на 01.01.2015г. составляет 64,10 :

ИПК до 01.01.2015г. = 3860,03/64,10 = 60,219;

ИПК с 01.01.2015г. по з 1.12.2017г. - отсутствует

Далее ИПК на 03.08.2018г. - 60,219 умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента 81,49 = 4907,25 руб.

Таким образом, размер страховой пенсии с 03.08.2018 г. составил 9890,15 руб., в том числе фиксированная выплата 4982,90 руб., страховая часть 4907,25 руб.

С 01.01.2019г. Ваш размер пенсии с учетом индексации составил 10587,70 руб., в том числе фиксированная выплата 5334,19 руб., страховая часть 5253,51 руб.

НАДЕЮСЬ ЧТО ТЕ КОМУ ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НУЖНА, СМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ. Или задавайте вопросы.

"читать часть № 1"

В продолжение предыдущей статьи (часть 1) о статусе военнослужащих необходимо "разобрать по косточкам" еще пару документов. И хотя в этих правовых актах прямо не утверждается что армия по призыву должна быть в двойном размере. Но проанализировав содержания данных документов с точки зрения логики напрашивается однозначный вывод .

Данные Постановления являются внутренними правовыми актами Пенсионного Фонда РФ но в соответствии с их уставной деятельностью они обязательны к исполнению для всех региональных ПФ.

1) Постановление Правления ПФ РФ от 27.09.2019г. № 485п
"Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений"

В данном постановлении приведен список всех форм справок которые должны использовать ПФ в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета (стр. 2).

Нас в данном случае интересует как оформляется и заполняется справка формы СЗВ-К . На страницах 10-11 представлен внешний вид данной справки. И уже из внешнего вида данной справки видно что в ней должны присутствовать сведения в виде КОДОВ :

  • Территориальные условия (код)
  • Особые условия труда (код)
  • Исчисляемый трудовой стаж/ основание (код)

ДАЛЬШЕ НАХОДИМ на стр. 62-63

  • Приложение 1: к Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
  • КЛАССИФИКАТОР ПАРАМЕТРОВ,
  • раздел-таблица : Виды трудовой или иной общественно полезной деятельности (для форм СЗВ-К)

В инструкции и классификаторе прописаны БУКВЕННЫЕ коды на каждый вид трудовой или иной деятельности которые работники ПФ обязаны использовать при ведении и заполнении Индивидуальных (персонифицированных) лицевых счетов.

В данной таблице на стр. 62-63 указаны:

  • 1 столбец: Буквенные КОДЫ .
  • 2 столбец: Расшифровка кодов .
  • 3 столбец: Законодательные акты на основании которых оцениваются пенсионные права данных периодов .
  • 4 столбец: Периоды применения нормативного акта используемого при расчете размера страхового стажа.

Так вот в данном классификаторе обычная военная служба обозначается буквенным кодом "СЛУЖБА" .

Под данный код попадает: "Военная служба и другая, приравненная к ней служба" (подробности смотреть в скриншоте).

В тоже время служба по призыву обозначается буквенным кодом "СЛПРИЗ" . И данный вид деятельности подлежит регулированию Законодательным актом на основании которого рассчитывается страховой стаж.

  • В периоды до 31.12.2001г. применяется в целях проведения конвертации пенсионных прав :

" Абзац 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

  • В период с 01.01.2002г. до 31.12.2014г. рассчитывается страховой стаж в целях проведения конвертации пенсионных прав по Правовым актам:

" Подпункт 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

а также: "Подпункт 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан".

  • В периоды с 01.01.2015г. соответственно пенсионный страховой стаж рассчитывается в целях проведения конвертации пенсионных прав на основании правовой нормы:

" Пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Из данных правил видно что для исчисления периода Службы по Призыву до 2002г ., применяется, ТОЛЬКО , Абзац 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 , который гласит что период службы в СА по призыву засчитывается в стаж в двойном размере.

2) Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 № 2п (ред. от 13.06.2019) "Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению" Оно действовало до сентября 2019г .

Но по своей нормативов правовой сути оба эти Постановления идентичны однако в №2п от 11.01.2017 содержится больший объем данных чем в № 485п от 27.09.2019г. .

В ПП ПФ РФ от 11.01.2017 № 2п кроме таблицы с БУКВЕННЫМИ КОДАМИ так же приведен пример "Подсчет продолжительности общего трудового стажа" стр. 57-58

" 1. Продолжительности общего трудового стажа осуществляется путем суммирования отдельно дат конца и дат начала указанных периодов. Разница этих сумм составляет продолжительность общего трудового стажа."

" 2. Продолжительности стажа , дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, осуществляется путем суммирования периодов работы в равноценных условиях , дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан."

Происходит простое суммирование продолжительностей периодов как простых трудовых так и с особыми условиями подсчета.

Из данных вычислений ясно видно, что на начальном этапе в процессе определения продолжительности периодов , входящих в трудовой - страховой стаж в целях проведения конвертации пенсионных прав, на основании правовых норм, не идет речи ни о каком "календарном порядке" для исчисления трудового - страхового стажа.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2006, N 12

Конвертация пенсионных прав пенсионеров

В настоящее время практически в полной мере действуют пенсионные законы, принятые в конце 2001 г. В ходе претворения в жизнь основных положений пенсионной реформы в них периодически вносились изменения и дополнения, уточняющие порядок их действия. Однако сама система, регламентирующая назначение, перерасчет, индексирование трудовых пенсий, остается прежней.

Оценка пенсионных прав, накопленных застрахованными лицами до 01.01.2002, проводится путем преобразования (конвертации) их в расчетный пенсионный капитал. Под расчетным пенсионным капиталом понимается общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 01.01.2002, которые являются базой для определения размера страховой части трудовой пенсии .

В качестве напоминания: сегодня трудовая пенсия для лиц моложе 1968 года рождения состоит из базовой части, страховой и накопительной; а для лиц 1968 года рождения и старше - только из 2-х частей (базовой и страховой).

О ставших пенсионерами до 31 декабря 2001 года

Как известно, для работающих граждан по результатам проведенной конвертации определяется расчетный пенсионный капитал (РПК) по состоянию на 01.01.2002 и дальше, учитывая поступающие страховые взносы и РПК, готовятся сведения, которые будут использованы при назначении будущей пенсии. Но как в свете новых пенсионных законов формировать трудовую пенсию тем гражданам, кому по состоянию на 31.12.2001 она установлена по старости, инвалидности, потере кормильца или за выслугу лет? Вопрос о формировании пенсии действующим пенсионерам совсем не праздный: многие из обращающихся с таким вопросом пенсионеров не совсем представляют себе этот механизм, особенно в связи с проводимыми перерасчетами и индексациями назначенных пенсий.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение в начале 2002 г., был проведен пересчет установленных пенсий по определенной технологии. Эта технология предусматривала увеличение размера пенсии с 01.01.2002 в соответствии с требованиями Закона по имеющимся в пенсионном деле сведениям без истребования заявления от пенсионера, или же формирование пенсии по существующей величине, но исходя из новых составных частей - базовой и страховой.

Одновременно всем пенсионерам была дана возможность представить дополнительные данные об имеющихся обстоятельствах, которые каким-либо образом могли повлиять на величину пересчитываемой пенсии. Если в указанные сроки пенсионер не заявил о своем желании представить дополнительные документы или не представил их, то по умолчанию трудовая пенсия по нормам Закона ему пересчитывалась с 01.01.2002 в размере, определенном исходя из сведений пенсионного дела.

В случае представления пенсионером сведений производился перерасчет размера трудовой пенсии в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 20 Закона, т.е. с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором последовало соответствующее обращение и были представлены все необходимые документы. Одновременно с таким перерасчетом определялась величина расчетного пенсионного капитала.

Возможен ли пересчет?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона конвертация производится в связи с введением его в действие, т.е. носит разовый характер. При этом предполагается, что необходимые сведения для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 должны находиться в распоряжении пенсионного органа в полном объеме, и поэтому не требуется их дополнительного уточнения. Исходя из этого нормы Закона не содержат возможности перерасчета пенсионного капитала.

В то же время в течение переходного периода, т.е. до 01.01.2013, когда должна быть окончательно произведена оценка пенсионных прав всех застрахованных лиц, в т.ч. пенсионеров, возможны случаи уточнения величины расчетного пенсионного капитала. Так, возможны случаи, когда пенсионер после представления дополнительных документов и определения расчетного пенсионного капитала представит новые, дополнительные документы (например, справку о более высоком заработке за 5 лет подряд) за период до 01.01.2002. В этом случае осуществляется уточнение величины расчетного пенсионного капитала.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Закона при его применении к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата:

- взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г.;

- единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до 1 января 2002 г.

Также возможны случаи представления документов, подтверждающих определенные периоды стажа, ранее не учтенные при назначении пенсии.

Как сформировались пенсии, назначенные

до 1 января 2002 года

Определение размера расчетного пенсионного капитала пенсионера по состоянию на 01.01.2002 выполнено только как техническое действие, т.е. зафиксирована его величина. Особенно важна эта "фиксация" для работающих пенсионеров и пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности, установленной на определенный срок. Такая фиксированная величина принимается за основу при обращении пенсионера за перерасчетом трудовой пенсии, для определения расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002.

Трудовая пенсия по старости для лиц 1968 года рождения и старше в соответствии с существующим пенсионным законодательством имеет вид:

где БЧ - базовая часть пенсии,

СЧ - страховая часть.

где ПК - расчетный пенсионный капитал,

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Величина расчетного пенсионного капитала определялась пенсионерам исходя из суммы установленной пенсии по старости и за выслугу лет по формуле:

где БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002, равный 450 руб.;

Т - ожидаемый период выплаты пенсии, составляющий 12 лет (144 месяца) для целей конвертации и исчисления страховой части трудовой пенсии в 2002 г.

Для формирования расчетного пенсионного капитала пенсионерам-инвалидам за основу бралась формула:

ПК = (П - БЧ) x Т x К,

где К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на момент назначения пенсии по инвалидности к 180 месяцам.

Следует подчеркнуть, что момент определения пенсии по инвалидности по нормам Закона - это 01.01.2002. Именно по состоянию на эту дату (а не на дату фактического установления инвалидности) учитывался возраст инвалида в целях определения нормативной продолжительности страхового стажа и расчетного пенсионного капитала. Данное правило прямо предусмотрено в абз. 7 п. 1 ст. 30 Закона.

Нельзя не сказать и о тех повышениях, принятых в старом пенсионном законодательстве, которые учитывались при формировании пенсий по состоянию на 01.01.2002.

В сумме пенсии, исходя из которой определялся расчетный пенсионный капитал пенсионеру, учитывались следующие установленные согласно соответствующим пунктам ст. 110 Закона от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1) повышения:

а) на 185 руб. 32 коп.:

- участникам Великой Отечественной войны (п. "г");

- гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (п. 2 "д");

- гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (п. "з");

- инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями (п. "к");

б) на 92 руб. 66 коп.:

- гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. (п. "е");

- гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны (п. "ж");

- гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным (п. "и").

Кроме того, учитывались:

- установленные Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, повышения размера пенсии на 100%, Героям Социалистического Труда - на 50%, но не менее чем на 185 руб. 32 коп., соответственно каждому полученному званию (п. "а" ст. 110 Закона от 20.11.1990 в редакции Федерального закона от 13.07.2001 N 100-ФЗ, вступившей в силу с 30.12.2001 в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 168-ФЗ);

- установленное чемпионам Олимпийских игр повышение размера пенсии на 50%, но не менее чем на 185 руб. 32 коп. (п. "б" ст. 110 Закона от 20.11.1990);

- установленное гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, повышение размера пенсии на 15% (п. "в" ст. 110 Закона от 20.11.1990).

Вместе с тем в сумме пенсии, исходя из которой определялся расчетный пенсионный капитал пенсионера, не учитывались установленные в соответствии со ст. 21 Закона от 20.11.1990 надбавки к пенсии на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев.

Размер выплачиваемой пенсии повысился

Таким образом, введение в силу новых пенсионных законов - это не добавка к пенсии и не повышение пенсий абсолютно всем пенсионерам, а перерасчет уже назначенных трудовых пенсий по нормам нового законодательства.

Надо сказать, что при конвертации прав пенсионерам выявились случаи, когда по документам пенсионного дела требовалось снизить размер пенсии. Просто об этом никто не знает, поскольку в п. 4 ст. 29 Закона сказано, что, если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными этим Законом, ее размер не достигает получаемого пенсионером на 01.01.2002, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком, размере. В практическом плане это означает, что сохраняется сумма пенсии со всеми установленными надбавками, повышениями, компенсационной выплатой в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента.

Вся проведенная работа по формированию пенсий в свете нового пенсионного законодательства существенно изменила положение пенсионеров: повысились пенсии работающих пенсионеров в среднем на 450 - 500 руб., пенсионеры-инвалиды получили повышение от 240 до 900 руб. Пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, пенсии были увеличены с 660 до 900 руб. Получили прибавку и те, у кого не выработан полностью трудовой стаж. Появилась возможность повысить пенсию женщинам с трудовым стажем менее 20 лет и мужчинам со стажем менее 25 лет с 423 - 485 до 660 руб.

Было предусмотрено и улучшение пенсионных норм для лиц, отработавших установленные сроки под землей, в горячих цехах, на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Не были забыты получатели социальных пенсий - различные их категории получили прибавки. Так, лицам в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, было добавлено более 400 руб. Остальные социальные пенсии с 1 января 2002 г. достигли размера 450 руб.

Законодательная реформа пенсионной системы 2015 года изменила алгоритм исчисления размера пенсии. Для того, чтобы индексация пенсии была равномерной и пропорциональной были введены баллы, использование которых в будущем обеспечит повышение выплат с учетом инфляции.

Количество баллов напрямую связано с суммой, перечисленной работником в Пенсионный Фонд за период его трудовой деятельности. Таким образом, баллы будут начислены только официально трудоустроенным гражданам, работодатели которых своевременно переводили страховые взносы. Чем выше заработная плата работника, тем выше его будущее пенсионное обеспечение. Стоимость одного балла устанавливается и индексируется Правительством РФ ежегодно. У граждан резонно возник вопрос: что же произойдет с дореформенным стажем и как превратить его в баллы? Ответим на этот вопрос в данной статье.

Конвертация приобретенных пенсионных прав в баллы

Пенсионный фонд позаботился о «превращении» пенсионных прав, приобретенных до вступления в силу Федерального закона «О страховой пенсии» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в баллы для тех граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2015 года. Данный процесс был автоматическим и не требовал подачи заявления от заинтересованного лица. Также размер пенсионных начислений и объем прав не уменьшился, и был сохранен в целостности.

При конвертации существовало разделение по периодам начала трудовой деятельности:

После 1 января 2002 года

В данном случае будут конвертироваться права, полученные с 2002 года по 1 января 2015 года – даты вступления в законную силу Федерального закона. Для перевода в баллы в этом случае необходимо сумму трудового пенсионного обеспечения, которую мог бы получать гражданин на момент 31 декабря 2014 года, разделить на стоимость одного балла, установленную Правительством на 1 января 2015 года - 64,1 рубль. При дальнейшем продолжении трудовой деятельности, к полученным баллам будут прибавляться баллы за последующие годы.

Пример: мужчина, 1984 г.р., на 31 декабря 2014 года мог бы получать установленную правительством страховую часть трудовой пенсии в размере 6 334 рубля. Следуя вышеуказанному способу конвертации количество пенсионных баллов составит: 6334 ÷ 64,1 = 98, 814 баллов.

Если гражданам, получавшим пенсионное обеспечение до 2015 года, пересчитанная в баллы пенсия составит меньшую сумму, то выплате будет подлежать пенсия в прежнем размере. Если же сумма увеличится, то к выплате подлежит новый размер пенсии.


До и после 1 января 2002 года

Права таких граждан конвертируются дважды. Сначала период с первого дня трудовой деятельности и до 2002 года: с учетом валоризации пенсионные права переводятся в расчетный пенсионный капитал в денежном эквиваленте. Для этого используется формула:

РП= СК ×ЗР÷ЗП×СЗП + П, где

РП - размер пенсии;

СК – стажевый коэффициент (общий 0,55);

ЗР – среднемесячный заработок за 2000-2001 года или заработок за любой пятилетний период;

ЗП – среднемесячный заработок в стране за тот же отчетный период, что и ЗР (за 2000-2001 - 1494,5 рубля);

СЗП – 1671 рубль – величина среднемесячной заработной платы, установленная правительством;

П – установленные правительством на момент 31 декабря 2001 года повышения пенсии для отдельных категорий граждан.

Пример: Заработок гражданина Иркутского И.И. по состоянию на 2000 г. составлял 16 000 руб., а в 2001 г. - 18 000 руб. Среднемесячный заработок застрахованного лица за указанный в формуле период составил: (16 000 рублей + 18 000 рублей) ÷ 24 мес. = 1 416, 6 рублей. Таким образом, РП = 0,55×1416,6÷1494,5×1671 = 871 рубль.

Затем в баллы переводится весь оставшийся трудовой стаж, приобретенный до 2015 года по формуле: сумму трудового пенсионного обеспечения, которую мог бы получать гражданин на момент 31 декабря 2014 года, разделить на стоимость одного балла, установленную Правительством на 1 января 2015 года - 64,1 рубль.

Пример: Размер страховой части трудовой пенсии по старости гражданки А., 1960 г.р., на 31 декабря 2014 года составлял 9 567 рублей. Таким образом, количество баллов определяется простым делением: 9 567 ÷ 64,1 = 149,251.

Одновременное ведение двух систем начисления пенсионных выплат экономически невозможно, поэтому после реформирования пенсионной системы все граждане, имеющие пенсионные права, были переведены в единую новую систему исчисления пенсии. Таким образом пенсионерам не нужно ничего предпринимать для получения пересчета – ПФ РФ проводит конвертацию автоматически, не требуя заявлений от граждан.

Для чего нужна конвертация?

Валоризация прав пенсионеров – это добавка к образовавшемуся пенсионному капиталу в размере 10% от его суммы. Такая надбавка должна производиться для всех лиц, трудовой стаж, которых начался ранее 2002 года. Дополнительно за каждый год работы до 1991 года – к капиталу прибавляется 1% процент от его суммы.

Сумма валоризации не зависит от возраста гражданина, получающего выплаты. Имеет значение только стаж работы до 1991 года и величина страховой части пенсии, установленная Правительством на 01.01.2002 года.

При самостоятельной конвертации полученных пенсионных прав граждан, осуществляющих трудовую деятельность после 01.01.2002 года трудностей у пенсионеров обычно не возникает. Что касается прав, полученных до 01.01.2002 года, то не каждый сотрудник Пенсионного Фонда станет объяснять разницу в исчислениях. В этом случае лицо, осуществляющее трудовую деятельность вправе выбрать одну из двух величин для расчета размера пенсии: любой пятилетний период или среднемесячный заработок за 2000-2001 года. Разница заключается в том, что уровень дохода в этом случае может значительно отличаться, что в итоге сильно повлияет на размер пенсии.

Например, гражданин Иркутский И.И. вел трудовую деятельность с 1992 года. С 1992 по 1997 год его средняя заработная плата равнялась 6000 рублей, с 1997 по 2001 она равнялась 13 000 рублей, а средняя зарплата за период с 2000 по 2001 год – 15 000 рублей. Таким образом, при выборе периода необходимо опираться период с самой высокой заработной платой – 2000-2001 года.

Заключение

Конвертация пенсионных прав была необходима для защиты прав застрахованных граждан, для корректного расчета величины накопленного пенсионного капитала и учета всей информации о трудовом стаже. Для проведения этой процедуры необходимо собрать наиболее полную информацию о стаже и размере заработной платы каждого гражданина до этапа пенсионной реформы 2015 года.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Читайте также: