На 1915 год законы пенсии

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (за выслугу лет) В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет ("за долговременую беспорочную службу") имели все "бюджетники", т.е.:
--- чиновники всех ведомств всех классов, а также канцеляристы,
--- офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.:
--- учителя (в том числе народные, начальных класов), Законоучителя и служащие Духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений,
--- ученые и инженеры на всех казеных заводах, всех ведомств и организаций,
--- врачи и фельшеры (в т.ч. ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казеных больниц и заведений,
--- рабочие казеных заводов (с 1913 года) и казеных железных дорог:
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB12/feldman.pdf


Далее цитирую выдержки статьи на эту тему с портала KYA:


У обычных граждан РИ пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» (либо пенсия по болезни \инвалидности\ ; в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий).
Второе слагаемое ; эмеритура, т.;е. сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и т.;д.) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно ; при условии, что данный человек в свое время отчислял в эту кассу взносы на протяжении 10 лет. Причем размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!
И третье ; пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был весьма велик и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами.

Возвращаясь к пенсиям по старости, - единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100;% своей зарплаты (тогда говорили: «получить полный оклад»), следовало проработать 35 лет (речь, разумеется, об общем стаже; советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена еще не было известно), причем стаж 34,5 года также засчитывался как 35;летний. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада». К ним приравнивались и те, чья выслуга составляла 24,5 года.

Пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2;/;3 оклада, а от 10 до 20 лет ; треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался уже после 20 лет работы, 2;/;3 его ; при выслуге не менее 10 лет, а треть ; при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Однако, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия и лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и представителей политической оппозиции ; от народовольцев до большевиков. И действительно, зачем идейным борцам с «царским режимом» находиться на его же содержании? Так что ни Ленину, ни Сталину, ни прочим их соратникам, осужденным по многочисленным уголовным статьям, государственная пенсия однозначно не светила. Терять им действительно было нечего…

Что касается уволенного «по статье» (черезь суд или начальством), то он мог устроиться на другую работу и уже там заслужить пенсию. Правда, в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, Государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной» службы. Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен. Если Государь давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». В пенсионный стаж, понятно, засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.
Повышенную пенсию утверждал император.

В принципе любой работник по собственной инициативе мог надолго прерывать трудовую деятельность. Если, например, чиновник или офицер планировал годик-другой расслабиться в имении либо подлечиться на водах в Баден-Бадене, а потом вновь вернуться на работу, то увольнялся «по добровольному желанию» без просьбы о пенсии. Но если в силу каких-либо причин больше не собирался работать, то в заявлении об отставке сообщал о желании получать пенсию.

Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал ; суммы не пересчитывались. Но в случае если пенсионер оказывался под следствием за дела, ранее совершенные по службе, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.

Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, становился невозвращенцем. А вот смерть пенсионера, как ни странно это для живших в СССР и нас, нынешних граждан РФ, не являлась основанием для прекращения выплаты: получателями становилась вдова (пожизненно, кроме вдов погибших на дуэлях) и дети (сыновья ; до 17 лет, дочери ; до замужества либо до достижения 21 года).

Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. Дело в том, что одновременно получать и зарплату, и пенсию в Российской империи запрещалось, а такой феномен, как «работающий пенсионер», еще не был известен (как и во всем мире в те времена). Продолжать трудовую деятельность вновь начавший работать пенсионер мог ровно столько, сколько сам считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново ; как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была значительно больше первоначальной.

Возможно, я упустил некоторые категории. Подробнее можно посмотреть в Своде законов Российской империи:
http://civil.consultant.ru/reprint/books/175/180.html#img181
***

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА.
http://www.insurn.ru/pg-id-432.htm
В 1903 г. появляется закон "о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По которому, за утрату трудоспособности на срок более трёх дней от телесного повреждения, полученного на производстве, рабочему полагалось вознаграждение в виде пособия, а в случае инвалидности или смерти – в виде пенсии, причём ответственным признавался владелец предприятия. Законом закреплялся переход ответственности владепьца предприятия к страховому учреждению или обществу в случае, если владельцы предприятий страхуются в российских страховых обществах и учреждениях. Законом был определён точный порядок получения пособий и установлен контроль за его исполнением. С июля 1904 г. законом охватывались рабочие и служащие военных ведомств, с 1905 г. - рабочие и служащие государственных типографий, с 1906 г. рабочие и служащие морского ведомства и казённых предприятий торговых портов.
Согласно отчётам крупнейших страховых компаний России , действующих на основании закона 1903 г., по коллективному страхованию в обществах "Россия", "Помощь", "Заботливость", "Якорь", "Саламандра" было застраховано в 1904 г. 534 369 человек, а в обществах взаимного страхования – Рижском, Иваново-Вознесенском, Киевском – 148 934 человека (5,3 % от общего числа лиц, живущих наёмным трудом).
Таким образом, к 1905 г. в Российской Империи была создана база для системы социального страхования в сфере обеспечения рабочих пострадавших от несчастных случаев медицинской помощью, пособиями по инвалидности и пенсиями по случаю утраты трудоспособности, которые впоследствии легли в основу концепции государственного страхования. Однако она была недостаточна. Оставался чрезвычайно низким процент застрахованных рабочих. Обеспечение врачебной помощью оставалось на низком уровне. Помимо закона о государственном страховании от несчастных случаев рабочим требовались законы о пенсиях, инвалидности, безработице и т.д.
Разработка всех этих законов началась еще в 1904г: согласно именному Высочайшему указу, Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 г. было повелено: "…в дальнейшем развитии принятых уже мер по обеспечению участия рабочих на фабриках, заводах и промыслах озаботиться введением государственного страхования". Была создана комиссия под руководством министра торговли и финансов В.И. Тимирязева для разработки соответствующих законопроектов. Ею были рассмотрены материалы действующих законопроектов по страхованию рабочих в европейских странах (Германии, Австрии, Швейцарии, Франции). Отчасти европейские системы страхования рабочих легли в основу будущей системы страхования рабочих в России.

СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1912 г.
В министерской записке к законопроекту об обеспечении рабочих на случай болезни, внесённой в третью Думу в 1908 г., отмечается наличие 54 соглашений во Владимирской губернии, 29 в Самарской, 45 в Херсонской.
По сведениям Фабричной Инспекции на 1907 г., выдача денежных собий рабочим во время болезни наблюдалась в 51 губернии (из 64, на которые распространялся надзор инспекции); ими было охвачено 15 % предприятий и 1/3 общего числа рабочих.
Чаще всего пособия выдавались в размере половины заработка (47 % предприятий), но встречались и выплаты полного заработка (37 %). Право па получение пособий зависело от срока службы. Сроки, в течение которых выдавались пособия, варьировали от 1,5-3 недель (36 %) до выздоровления (27 %), а так же до 1 месяца.

Действие закона 23 июня 1912 г. распространялось на рабочих и служащих, занятых в предприятиях фабрично-заводских, горных, судоходных по внутренним водам, на трамваях и железных дорогах. Исключались все предприятия, принадлежавшие казне (для них страхование было введено ранее, в 1904-1908гг), а так же мелкие предприятия с числом занятых лиц менее 20.
Все крупные и большинство средних заводов страховали всех своих рабочих. И если кто-то получал увечье, то за счет страховых сумм рабочий мог рассчитывать на вполне приличную компенсацию, а если увечье не позволяло ему работать, то на пожизненную пенсию. Если же человек в результате травмы погибал, то эти деньги выплачивались его вдове и детям.


ПЕНСИИ И СТРАХОВАНИЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Читаем БСЭ:
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art. 7
Цитата:
"После Октябрьской революции 1917 для трудящихся было установлено государственное пенсионное обеспечение. С первых же лет Советской власти за счёт государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 — на служащих. Закон о государственных пенсиях 1956 значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсии"

Итак, с 1917 до 1928 года пенсии по старости вообще не выплачивались, были молча отменены в совдепии. В 1928 году начали выплачивать пенсии отдельным категориям рабочим (горнозаводской и текстильной промышленности) - служащим пенсии начали выплачиваться только в 1937 году. То есть, после 1917 года ушедшие с работы по возрасту служащие в течение более 20 лет (!) пенсии вообще не получали. Размеры совдеповских пенсий были очень маленькими вплоть до 1956 года (!). Какие пенсии были до 1941 года? Мне удалось найти размеры пенсий только для инвалидов РККА и Гражданской войны - они были повышены в 1937 году:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?Do. 790&print=true
Цитата:
"Из протокола заседания Политбюро №45, 1937 г.
О повышении размера пенсии
1. Установить с 1 января 1937 г. следующие размеры пенсий в порядке социального обеспечения (включая хлебные надбавки).
а) для лиц, получивших инвалидность в связи с участием в гражданской войне или прохождением военной службы в РККА;
б) для инвалидов из числа бывших красногвардейцев и красных партизан — независимо от времени и причин наступления инвалидности;
в) для нетрудоспособных членов семей указанных в п. п. "а" и "б" инвалидов в случае смерти последних, а также нетрудоспособных членов семей лиц, умерших в связи с участием в гражданской войне или прохождении службы в РККА:
Инвалиды первой группы — 65 руб.* (для не имеющих сельского хозяйства) / 40 руб. (для имеющих сельское хозяйство).
Инвалиды второй группы — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с тремя и более нетрудоспособными членами — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с двумя нетрудоспособными членами — 35 руб. / 20 руб.
Семьи умерших с одним нетрудоспособным членом — 25 руб. / 15 руб.
2. Установить для инвалидов-пенсионеров следующие семейные надбавки: при трех и более нетрудоспособных членах семьи — в размере 40% получаемой инвалидом пенсии; при двух нетрудоспособных членах семьи — в размере 30% получаемой инвалидом пенсии; при одном — в размере 20%.
3. В тех случаях, когда пенсии, назначенные в порядке социального обеспечения до 1 января 1937 г. превышают указанные в ст. 1 размеры, эти пенсии не подлежат снижению в порядке настоящего постановления.
*Студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц, прожить на которые без дополнительного приработка было невозможно".

Как видно, даже максимальная пенсия по инвалидности в 1937 году не превышала половины студенческой стипендии (!). Пенсии по старости, судя по всему, были лишь ненамного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) пенсия по старости не могла быть выше 300 рублей - это при средней зарплате в те годы около 1200 рублей. Конечно, при Сталине были и персональные пенсии больших размеров, но мы говорим о средних (без персональных надбавок). То есть, максимальная пенсия в начале 1950-х составляла лишь 25% средней зарплаты.
Сравните это с царскими временами: ушедшим на пенсию по болезни полагались 33% оклада (зарплаты) полагались уже при стаже работы (выслуге лет) хотя бы 5 лет, 67% при выслуге от 10 лет, а если человек уходил по состоянию здоровья, проработав 20 лет - он получал полный оклад! Это для прекративших работу по болезни. А по старости при стаже 25 лет до 1917 года работник получал уже 50% оклада. Сравните это с 25% оклада в 1951-1955гг!
Только в 1956 году, при Хрущеве, в СССР была проведена хорошая пенсионная реформа, и размеры пенсий были значительно повышены - через почти 40 лет (!) после Октябрьского переворота!

Краткое содержание:


Советская эпоха ушла в прошлое. Но почти все, кто сейчас получает пенсию или собирается на пенсию, жили и работали в СССР. Именно поэтому они все еще могут использовать имеющиеся возможности советского пенсионного законодательства.

Вот ряд законов СССР, которые в настоящее время помогают увеличить пенсию за счет включения дополнительного трудового стажа.

1. Закон СССР от 14 июля 1956 года и Закон от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях»

В настоящее время ПФР часто отказывается включать периоды работы в продолжительность стажа из-за того, что не было вычетов из страховых взносов. Но такое требование было введено Законом о трудовых пенсиях только в 2002 году.

До этого, в свою очередь, действовали законы, которые не содержали условий для внесения взносов в ПФР. Применяя правило пункта 8 ст. 13 закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, трудовой стаж может учитываться по правилам, действовавшим на тот момент.

Поэтому судам удается отменить отказы в ПФР, связанные с исключением из срока стажа до 2002 года, если нет информации о страховых взносах.

Например, гражданину не включали в стаж работы с 1992-го по 1998 год должность директора коммерческой фирмы. Он обратился в суд – и ПФР не согласился, заявив, что в период работы (с 1992-го по 1998 год) пенсионное законодательство не предусматривало удержание взносов в качестве обязательного условия приписывания работы к выслуге лет (определение по Краснодарскому краю). Суд, дело (33-22355/17).

2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590

Этот документ действителен до 1992 года, поэтому он распространяется на периоды стажа за то же время. Положение позволяет зачесть:

  • службу в армии и эквивалентную службу в органах внутренних дел на льготном стаже для досрочного выхода на пенсию согласно Спискам № 1 или № 2 (если за служением следовала соответствующая работа, которая включена в льготный стаж работы);
  • период обучения в школах и других учреждениях системы профессионального образования также включается в льготный стаж работы, согласно Спискам №1 или №2 – если сразу после обучения следовала работа с опасностями, согласно Списку;
  • время обучения в средних специальных и высших учебных заведениях по Правилам, которые должны быть указаны в стаже работы для назначения пенсии (если до обучения человек работал или служил в армии).

Эти правила могут помочь увеличить продолжительность стажа для страховой пенсии (а ее все больше не хватает, поэтому ПФР отказывает в выходе на пенсию даже после достижения пенсионного возраста).

А также добавить несколько лет к привилегированному стажу работы по Спискам №1 или №2, что позволяет досрочно получать пенсию, а при большом стаже работы – увеличить ее размер путем пересчета соотношения стажа работы в соответствии с пунктом 3 ст. 30 закона № 173-ФЗ.

Однако следует отметить, что положения Постановления 1972 года не позволяют увеличивать продолжительность службы, используемой для расчета пенсий (это общая продолжительность службы до 2002 года).

Если вы соблюдаете те же правила, то пенсия будет учитываться по советским формулам. И это приводит к снижению пенсии по сравнению с размером, рассчитанным по современным формулам.

Это неоднократно подтверждено примерами из прецедентного права (п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 Няганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, дело № М-343 / 2014).

3. Постановление Совета министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачислении времени активной военной службы на Крайнем Севере и в районах, приравненных к районам КС, в отношении выслуги лет, что дает право на получение пособий, установленных для работы в этих областях и населенных пунктах»

Этот указ позволяет включить в северный стаж до 1992 года в качестве солдата, матроса, сержанта и строителя, если в течение 3 месяцев после увольнения эти граждане пришли на работу в северный район.

Другими словами, это правило позволяет увеличить северный стаж на 2–3 года, проведенных в армии.

Причем северный стаж позволяет не только выйти на пенсию раньше, но и получить к нему доплату в виде районного коэффициента или увеличенного фиксированного платежа (50% за 15 лет работы в РК или 30% за 20 лет работы в районах, приравненных к РКС, – ст. 17 закона № 400-ФЗ).


Пенсионное удостоверение: история, практика

История пенсий в России

  • 1587, 31 августа — указ Фёдора I Иоанновича «О размере московских поместий, положенных разных чинов людям», в котором оговаривались правила выделения земельных наделов служилым людям за особые заслуги, ратные подвиги, преданность или особое рвенье на царской и военной службе. Владельцами поместий становились не только они, но и члены их семей в случае потери кормильца.
  • 1589 — издан судебник*, в котором указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии — «две гривны в год»
  • 1618, 27 августа — указ о предоставлении поместий семье и роду лиц, убитых на войне, попавших в плен и пропавших без вести
  • 1636, 17 декабря — Уложение о вотчинах и поместьях
  • 1644, 16 августа — Указ о величине прожиточных поместий
  • 1649, 6 июля — Боярский приговор о наследовании детей помещиков, родившихся по смерти отцов, об обеспечении братьями помещиками своих сестер
  • 1649, 8 февраля — Соборное уложение. Им введено понятие — прожиток. Оно определяло, что служилые дворяне имели право на прожиток в случае их отставки или увечья в размере их полного оклада. В случае же смерти дворянина, его семья (вдова и дети) имели право получать прожиток в виде части поместья. Размер такого прожитка зависел непосредственно от срока службы дворянина, его заслуг и т. д.
  • 1656, 30 января — Указ о размере прожиточных поместий вдов и дочерей, оставшихся после смерти служилых людей
  • 1667, 20 марта — Указ о даче за службу с поместий

  • 1720, 24 января — Морской устав Петра Первого

  • 1758, 9 января — Указ императрицы Елизаветы Петровны «О регулах для комиссариатского правления»: аналогичные Морскому уставу нормы (в том числе и пенсионного обеспечения) предусмотренны и для чинов сухопутных войск.
  • 1765 — Екатерина II распространила сферу действия норм пенсионного обеспечения военных и на гражданских чиновников, которым назначались выплаты из государственной казны за выслугу лет
  • 1820, 8 февраля — первое заседание состоящего из министров различных ведомств — военного, морского, финансового и т. д. Особого комитета, созданного Александром I, которому вменялось в обязанность в том числе создание единого нормативного акта, содержащего в себе все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение.
  • 1827, 6 декабря — Николаем Первым подписан «Устав о пенсиях и единовременных пособиях». Он включал в себя правила для назначения пенсий и пособий; раздел о пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников; условия выплаты пенсий и пособий. В Уставе впервые был определен орган, осуществляющий выплату пенсий и пособий — Государственное Казначейство.
  • 1853, 6 ноября — Указ Николая Первого о внесении изменений в «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» 1827 года. Изменены сроки за выслугу лет. Теперь выслуга лет составляла двадцать пять и тридцать пять лет. При этом выслуга лет сроком в двадцать пять лет давала право только на половину оклада, а в тридцать пять лет — полный оклад.
  • 1888 — закон, обязывающий владельцев частных железных дорог и горнодобывающих заводов создавать пенсионные кассы, которые обеспечивали бы выплатами работников, ушедших с работы по болезни и по инвалидности. Финансовую основу таких касс составляли постоянные фиксированные отчисления из зарплат работников
  • 1896 — Новый универсальный указ о пенсиях, все бессрочно прослужившие 35 лет чиновники получали при отставке пенсию в размере полного годового оклада
  • 1912, 23 июня — Николаем II утверждены Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни»

  • 1918, август — введены пенсии для инвалидов Красной армии
  • 1918, 31 октября — В. И. Лениным подписано «Положение о социальном обеспечении трудящихся»
  • 1923 — введены пенсии для «старых большевиков»
  • 1927–1930 — введены пенсии по старости для работников промышленности (текстильная, тяжелая и транспортная промышленность) и государственных служащих
  • 1930, 13 февраля — Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию»

  • 1940, 16 июля — СНК СССР утвердил постановление «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям»
  • 1941, 5 июня — постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».
  • 1941, 26 июня — Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время».
  • 1956, 14 июля — Закон СССР «О государственных пенсиях». Статья 8: Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие:
    мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет
  • 1990, 15 мая — Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Новинкой была девятая статья, где говорилось о добровольном страховании дополнительной пенсии.
  • 1990, 22 декабря — учреждён Пенсионный фонд России (ПФР)
  • 2001, 15 декабря — федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установил в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения
  • 2013, 28 декабря — Федеральный закон «О страховых пенсиях» N 400-ФЗ выработал условия, размеры, финансовое обеспечение страховых пенсий, обозначил необходимый страховой стаж для назначения страховых пенсий
  • 2018, 16 июня — законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

*возник в Устьянских волостях Подвинья и имел значение кодекса правовых норм («судебной книги») только для Севера и Северо-Востока Европейской части России. Не был официально утверждён, при этом признавался приказами действующим
кодексом актуальных норм процессуального, гражданского, поземельного, уголовного и административного права.

При стаже 35 лет пенсия составляла 100% зарплаты независимо от возраста — такое было в России!

Немногие знают сейчас, что социальное страхование и рабочее законодательство России к 1912 году было лучшим в мире — об этом публично заявил американский президент Тафт в 1912 году [ Буркин А. И ., Начало. М.: Купина, 1997]. Но , думаю, ещё меньше людей знают, что к 1914 году уже практически все «бюджетники» (говоря нынешним сленгом) имели право на государственную «пенсию по старости». К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременную беспорочную службу») имели все «бюджетники», то есть:

· чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;

· офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;

· учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;

· ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций;

· врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;

· к 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казенных заводов [ Фельдман М.А. Стимулы к труду в промышленности Урала в первые десятилетия XX века. с.45].

У обычных граждан Российской империи пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» либо пенсия по болезни (инвалидности) в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий.

Второе слагаемое — эмеритура — сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и так далее) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно при условии, что человек отчислял в эту кассу взносы на протяжении десяти лет. Размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!

И третье: пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был не мал, и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами. В годы Первой мировой георгиевские кресты разных степеней получили почти полтора миллиона солдат — все они имели бы после войны и многие другие льготы. Имели бы…

Возвращаясь к пенсиям за выслугу лет («по старости»), следует сказать, что единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100% своей зарплаты (тогда говорили «получить полный оклад») следовало проработать 35 лет. Речь об общем стаже, советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена известно не было. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада» .

Каковы были пенсии за выслугу лет у рабочих до1917 года? — Поскольку они были введены только в 1914 году, а во время войны вряд ли о них писали где либо (во всяком случае мне не удалось найти сведений об этом в публикациях того времени), то оставалось искать только в архивных публикациях по истории рабочего движения в России первых после революционных лет (до середины 1920-х годов статистики еще не врали). Один такой источник мне удалось найти: согласно опубликованным в 1923 г. данным «Архива истории труда в России» [ Архив истории труда в России . Книга 9. Петроград, 1923., с.135, 141] пенсии у рабочих Петрограда в начале 1917 г. очень сильно различались — в пределах от 300 до 3000 р. (и более) в год (т.е. от 25 до 250р. в месяц) — Напомним, что средняя по России месячная зарплата рабочих в начале 1917 года составляла 116 рублей (на оборонных заводах не менее 160-ти и до 400 рублей), а средний бюджет семьи из трех человек составлял 169 рублей [13, Книга 9, с.59-60].. Накануне Февральской революции пенсии были повышены: минимальные на 75%, максимальные на 25%. Там же («Архив истории труда в России», с. 135) указано, что семьям рабочих, призванных на военную службу, сохранялось содержание (в том числе пенсия кормильца семьи), в зависимости от семейного положения: семьям с детьми — 100% содержания, бездетным — от 75 до 50%.

Возвращаясь к пенсиям по старости, - единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100;% своей зарплаты (тогда говорили: «получить полный оклад»), следовало проработать 35 лет (речь, разумеется, об общем стаже ; советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена еще не было известно), причем стаж 34,5 года также засчитывался как 35;летний. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада». К ним приравнивались и те, чья выслуга составляла 24,5 года.

Пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет ; треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался уже после 20 лет работы, 2/3 его ; при выслуге не менее 10 лет, а треть ; при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Однако, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия и лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и представителей политической оппозиции ; от народовольцев до большевиков. И действительно, зачем идейным борцам с «царским режимом» находиться на его же содержании? Так что ни Ленину, ни Сталину, ни прочим их соратникам, осужденным по многочисленным уголовным статьям, государственная пенсия однозначно не светила. Терять им действительно было нечего…

Что касается уволенного «по статье» (через суд или начальством), то он мог устроиться на другую работу и уже там заслужить пенсию. Правда, в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, Государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной» службы. Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен. Если Государь давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». В пенсионный стаж, понятно, засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.
Повышенную пенсию утверждал император.

В принципе любой работник по собственной инициативе мог надолго прерывать трудовую деятельность. Если, например, чиновник или офицер планировал годик-другой расслабиться в имении либо подлечиться на водах в Баден-Бадене, а потом вновь вернуться на работу, то увольнялся «по добровольному желанию» без просьбы о пенсии. Но если в силу каких-либо причин больше не собирался работать, то в заявлении об отставке сообщал о желании получать пенсию.

Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал ; суммы не пересчитывались. Но в случае если пенсионер оказывался под следствием за дела, ранее совершенные по службе, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.

Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, становился невозвращенцем. А вот смерть пенсионера, как ни странно это для живших в СССР и нас, нынешних граждан РФ, не являлась основанием для прекращения выплаты: получателями становилась вдова (пожизненно, кроме вдов погибших на дуэлях) и дети (сыновья ; до 17 лет, дочери ; до замужества либо до достижения 21 года).

Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. Дело в том, что одновременно получать и зарплату, и пенсию в Российской империи запрещалось, а такой феномен, как «работающий пенсионер», еще не был известен (как и во всем мире в те времена). Продолжать трудовую деятельность вновь начавший работать пенсионер мог ровно столько, сколько сам считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново ; как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была значительно больше первоначальной.
***
Все это было предусмотрено Сводом Законов Российской Империи к 1914 году, а также Уставом о промышленном труде [Свод законов Российской империи /Консультант Плюс: Классика российского права ], [Устав о промышленном труде Российской Империи / Киселев И. Я. Трудовое право России. М. 2001].

***
В начале статьи — одна из многих сотен фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944), сделанных этим замечательным изобретателем цветной фотографии в начале ХХ века. Очень советую посмотреть его работы, они есть в интернете. Это цветные фотографии России начала ХХ века очень высокого качества. Но главное в том, что сквозь эти фото проступают душа и дух того времени. Приведённая фотография — это семья рабочих одного из заводов города Златоуста (фото около 1907 г.). Кстати, 8-часовой рабочий день был введён на горнодобывающих и металлургических заводах Златоуста ещё в 1898 году.

(Впервые было опубликовано мной в книге "Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала" в 2011 году)








Сегодня пенсию в старости (пусть и небольшую) государство гарантирует каждому гражданину. Даже если человек никогда не работал, в 60 (женщина) или 65 лет (мужчина) он всё равно получит так называемую социальную пенсию. А когда вообще появились пенсии на Руси?

Всегда ли государство обеспечивало пожилых граждан? АиФ.ru разбирался в истории развития отечественной пенсионной системы совместно с Пенсионным фондом России.


XIV-XVI века: поместья за подвиги и военную службу

В принципе, пенсии появились на Руси очень давно. Правда, так они не назывались, да и помощь пожилым людям на протяжении многих столетий оказывалась очень избирательно. Как указывают древние летописи, ещё воеводы и князья обеспечивали своих особо преданных воинов и служащих как в случае их ранения, так и в старости.

В 1587 г. Иван IV Грозный издал «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям». По нему земельные наделы выдавались людям в знак их особых заслуг за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе. Владельцами поместий становились не только служилые люди, но и члены их семей в случае потери кормильца. По сути, именно с этого указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».

А с началом действия на Руси крепостного права объектом пенсионного обеспечения стала выступать и земля с прикреплёнными к ней крестьянами, которые также отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения представителей дворянского сословия.


XVII век: пожизненное содержание помещиков

Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — ещё один шаг к развитию государственного обеспечения служащих. По этому закону помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.

Историки пенсионного дела подчёркивают особое значение 8 статьи 16 главы Соборного уложения («О поместных землях»), где установлена норма попечительства над семьёй помещика, который покинул службу по старости или болезни. В случае его смерти вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».

Кроме того, 9 статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, при плохом уходе за престарелым родственником — оно должно было быть возвращено.

XVIII век: появилось слово «пенсия»

Начало регулярного пенсионного обеспечения в России относят к эпохе Петра I. И первым пенсионным законом принято считать положения из «Устава Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

Именно при Петре слово «пенсия» вошло в официальные государственные документы и обиходную русскую речь (от французского pension — «платёж»).


Регламент назначения офицерских пенсий был подробно изложен в пяти артикулах (статьях) 6 главы Морского устава, которая называлась «О корму и жалованье». Порядок и размер пенсионного пособия каждому офицерскому чину устанавливался отдельно. Пенсии полагались также вдовам и детям погибших офицеров.

Вслед за принятием Морского устава 24 января 1722 года Пётр I ввёл ещё одно новшество, которое будет существовать в России вплоть до революции 1917 года, определяя личную судьбу каждого царского чиновника. Это «Табель о рангах». Её введение стало правовой основой для назначения денежного довольствия и всех других видов жалования, включая пенсии военных и чиновников.

При этом государственные пенсии по старости по-прежнему не полагались тем людям, которые не находились на госслужбе. Увы, они в старости могли рассчитывать лишь на соцпомощь в рамках так называемых богоугодных заведений того времени: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.

Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военных, постепенно распространялись на другие ведомства.

В период царствования Анны Иоанновны был принят ряд указов, по которым право на пенсионное обеспечение распространялось на служащих Академии навигационных наук и работников-мастеровых Сестрорецкого завода под Петербургом. Те и другие непосредственно работали на нужды российского флота. Но расходы на пенсии в этом случае покрывались за счёт учреждений.


Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках. В годы правления Екатерины II пенсионные расходы возросли многократно. Ежегодные расходы государства на пенсии в годы правления Екатерины составляли около 300 тысяч рублей. Только на жалованье высшим военным чинам (отставным генералам) из государственной казны было велено отпускать 50 тысяч рублей в год.


По двум указам Екатерины были впервые установлены пенсии за выслугу лет. Для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Право на получение пенсии предоставлялось лицам, отслужившим соответствующий срок и имевшим жалованье около 400 рублей в год. Причём назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным.

Перечень пенсионеров, претендующих на получение казённых пособий, определялся императрицей и был ограниченным по численности. А лицам, не включённым в тот или иной круг пенсионеров, приходилось ждать освободившейся вакансии. За время царствования Екатерины II пенсиями в России были охвачены большинство чинов, прослуживших не менее 20 лет. Ряд новых положений о пенсиях в XVIII веке затронул сферу казённого содержания иждивенцев. Так, например, при Екатерине II были повышены возрастные планки для детей: до 12 лет увеличен возраст сыновей и до 20 лет — дочерей, которые имеют право получать половину пенсии погибшего отца-военнослужащего. По достижении этого возраста мальчики должны были поступать в школу (на государственное попечение). Для дочерей, не вышедших замуж по достижении 21 года («по болезни или увечью», как уточнялось в царском указе), было предусмотрено право получать пенсию отца пожизненно.

К концу XVIII века пенсии стали появляться и в гражданских ведомствах. В числе первых они были установлены для служащих в Сибири. Позже — для служащих таможни, пожарных, медицинских, горных, лесных и учебных учреждений.


XIX век: первый в истории устав о пенсиях

190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.

В последующие годы «Устав. » был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.

XX век: пенсии стали получать не только чиновники, но и рабочие

В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше 1/3 населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях. При этом к началу века почти половину населения составляли сельские жители: по данным переписи 1897 г., их было больше 60 млн человек из 125 млн россиян. Но крестьяне никаких пенсий не получали как до, так и долгое время после революции.


А вот количество военных пенсионеров резко выросло с началом Первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, получал 50% пенсионного оклада. Фактически пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приёма на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Кроме того, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия. Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчёта пенсии были разделены на 9 разрядов.


В начале XX века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9 разряду) до 1 453 рублей (по 1 разряду). Для сравнения: заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Срок выслуги для военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников: в среднем 25 лет для полного оклада пенсии и 20 лет — для 50%. Офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. А для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, которые служили в отдалённых регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удалённости места службы. При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причём правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени его тяжести (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).


Также важно отметить, что офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, пенсии из инвалидного капитала назначались независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с восьмидесятых годов XIX века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах. В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев». Рабочие требовали распространить систему социального страхования на все категории, что стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения. В результате правительство приняло закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в нём, были довольно ограниченными. Обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового или электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 миллиона рабочих по всей стране. А значит, ещё 12 миллионов наёмных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности.

XX век (советский период): пенсии всем — от колхозников до членов ЦК КПСС

С приходом к власти большевиков пенсионное законодательство в стране изменилось. Уже в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Однако всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. А крестьяне будут жить без пенсий вплоть до принятия в 1964 году закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов».


В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определённого трудового стажа.

Советские люди выходили на пенсию в 55 (женщины) и в 60 лет (мужчины) при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжёлых или вредных производствах, на Севере или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались ещё более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращённый необходимый стаж.

Размер пенсии зависел от зарплаты человека. При её назначении он мог выбрать, как её будут считать: возьмут среднюю зарплату за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Например, вот какие средние пенсии получали колхозники в РСФСР:

1965 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1989 г.
12,5 руб. 14,1 руб. 34,8 руб. 47,5 руб. 75,1 руб.

У рабочих и служащих с высокими заработками, соответственно, и пенсии были выше. Однако существовал потолок, выше которого пенсии не назначались: 120 руб. в месяц.

Впрочем, это не касалось элитных пенсионеров. В СССР существовало три категории персональных пенсионеров: союзного (получал пенсию 250 руб.), республиканского (160 руб.) и местного (140 руб.) значения. Мало того, элитным пенсионерам ежегодно выплачивались 1-2 месячные пенсии «на оздоровление».

Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС — 400 руб., члена Политбюро ЦК КПСС — 500 руб. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.

Читайте также: