Статья 17 закона неработающим пенсионерам

Очень много вопросов задают мне мои подписчики, касающихся увеличения фиксированной части пенсии по 173-ФЗ. А именно применение пункта 17 статьи 14, которая определяет размеры трудовых пенсий по старости. Вопрос сложный, поэтому соберите мозги в кучку, читайте и думайте.

Как применяются все эти статьи для определения страховой части пенсии я писала раньше ( полный список статей на тему расчета пенсий и борьбы за свои пенсионные права приведены здесь ). ПФР, как правило, применяет практически всё, что написано в данных статьях, правильно. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕКОТОРЫХ НЮАНСОВ. Вот об этом и поговорим сегодня.

Итак, предположим, ПФР учел весь наш стаж правильно. Правильно вычислил соотношение нашей зарплаты к средней по стране. Правильно рассчитал пенсионный капитал и, соответственно, баллы. А у нас стаж на момент выхода на пенсию, как мы считаем, ну о-о-очень большой. Положены ли какие-то доплаты за стаж? Да, положены! Но, конечно, не всем!

Сначала нам нужно определиться, что именно из 173-ФЗ осталось в силе после вступления в силу нового пенсионного законодательства. Об этом нам говорит статья 36 400го-ФЗ, а именно п.3 этой статьи:

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Давайте сначала ответим на первый вопрос: что такое страховая пенсия? Это пенсия, которая рассчитана исходя из наличия страхового стажа, достаточного для назначения именно страховой пенсии (не социальной, не по инвалидности, не по потере кормильца!) То есть за трудовую деятельность гражданина.

Исходя из этой нормы нового закона именно статья 14, называемая "Размеры трудовых пенсий по старости" вкупе со статьями 29.1, 30, 30.1, 30.2, касающихся определения величины пенсионного капитала, и применяется для оценки пенсионных прав при назначении страховой (трудовой) пенсии по старости и определения её размера.

Сразу хотелось бы сказать, что статья 14 173-ФЗ стала прототипом для статей 15 и 16 400-ФЗ. И если в предыдущем законе порядок исчисления и возможного повышения (понижения) страховой и фиксированной частей пенсии были объединены в одной статье за номером 14, то новый закон несколько расширил применение подхода к возможному изменению в сторону повышения каждой из этих частей пенсии. Для определения величины каждой из них в новом законе посвящена отдельная статья (ст. 15 - страховая часть, ст. 16 - фиксированная).

Есть ли в статье 14 173-ФЗ противоречия новому закону? Это очень важный момент, так как именно он определяет применение норм 173го закона именно после 01.01.2015 г - даты вступления в силу 400ФЗ.

Я лично не вижу никаких противоречий. Все пункты этой статьи, касающиеся определения размера пенсии, её страховой и фиксированной части перешли в новый закон с некоторыми улучшениями (например, количество полных лет заменено на количество полных месяцев, увеличиваться уже может не только фиксированная, а и страховая часть пенсии). Просто положения 400-ФЗ, отличные от предыдущего закона, и применяющие несколько иную базу, применимы лишь к тем, кто выходит на пенсию впервые не ранее, чем с 01.01.2015. То есть статья 14 173ФЗ в полном объеме и есть та норма, регулирующая исчисление размера трудовых пенсий и подлежащая применению в целях определения размеров страховых пенсий за периоды до 2015 года.

Может ли означать, что введение в действие нового закона отменило введение в действие данного пункта 173 - ФЗ. Моё мнение - однозначно, нет.

Именно потому, что в новом законе четко сказано, что 173-ФЗ применяется в части определения величины страховых (трудовых) пенсий, не противоречащей новому закону.

Юристы ПФ пользуются такой уловкой: (нюанс) - данный пункт в таком изложении был введен в действие Федеральным закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (статья 28 п.10) с 01.01.2015 года одновременно с введением в действие 400-ФЗ. Юристы ПФР утверждают, что вступление в силу 400-ФЗ отменило вступление в силу этого пункта. И именно это пытается протащить ПФР, как отмену данного пункта, при рассмотрении исков о его применении. Но, простите, в тексте 400-ФЗ, как я уже говорила раньше, есть прямая отсылка к применению ВСЕГО п.14 для расчета трудовых пенсий во взаимосвязи с пунктами о расчете ПК, валоризации и т.п.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать другой вопрос: является ли п.17 статьи 14 одной из составных частей для расчета трудовой (страховой) пенсии, наряду к пунктами той же статьи, точно так же определяющими различные размеры повышения фиксированной части пенсии, которые применяются без оговорок и фактически повторены в новом пенсионном законодательстве?

Да, является, и новым законом какие-то отдельные положения данной статьи не отменены. Расчет пенсии за периоды до 2015 года производится именно по алгоритму, изложенному в 14 статье. Положения же 400го закона применяются лишь в том случае, если они улучшают положение пенсионера по сравнению с предыдущим законом, да и то только в случае, если пенсионер обратился за назначением пенсии впервые не ранее 1 января 2015 года. Поэтому никаких противоречий в статье 14 с новым законодательством я не вижу.

Вот теперь давайте посмотрим, что говорит п.17 статьи 14 173-ФЗ:

Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

И ответим на такой вопрос: можно ли применять этот пункт для определения повышения фиксированной части пенсии, и если да, то кому?

Моё мнение, можно и нужно. Только можно не всем. Разберемся.

  • Во-первых, из текста статьи видно, что применяться это положение должно к тем, кому назначена пенсия впервые.
  • Во-вторых, из текста статьи следует, что этим правом могут воспользоваться те, чей стаж больше 30 и 25 лет (мужчины - женщины) на день обращения за пенсией впервые.
  • В третьих, это касается и досрочников, но повышение фиксированной выплаты для них должно быть осуществлено на дату достижения ими общеустановленного возраста выхода на пенсию , которое 173м законом было установлено 55 лет для женщин, и 60 лет для мужчин.

ВЫВОД: положения пункта 17 статьи 14 применимы ко всем, кто вышел на пенсию в период до введения в действие 400-ФЗ и имеют общий страховой стаж, превышающий указанный в этом пункте. Это следует из норм 400-ФЗ, где также предусмотрены нормы повышения фиксированной и страховой части пенсий в зависимости от стажа и отложенного выхода на пенсию. Но в 400-ФЗ особо указано, что его нормы повышающих коэффициентов к страховой и фиксированной частям пенсий применяются лишь к тем, кто обратился за назначением пенсии впервые не ранее 01.01.2015 года. Следовательно, для тех, кому пенсия впервые назначена в период до 01.01.2015 года, применяются нормы 173-ФЗ расчета трудовых пенсий, а именно статья 14 и взаимосвязанные с нею статьи, определяющие размер пенсионного капитала.

Мне бы хотелось услышать возражения представителей ПФР, в чем же он противоречит действующему пенсионному законодательству. По сути ведь - ни в чем. И там, и там предусмотрены преференции за длительный стаж или за более поздний выход на пенсию. И введение в действие одновременно 400-ФЗ и изменений в 173-ФЗ не может изменить текст и суть предыдущего законодательства, так именно эта 14я статья применяется для определения величины трудовой пенсии и признана не противоречащей новому закону, о чем в нем, новом законе, конкретно сказано. То есть при расчете пенсий нормы статьи 14 применяются в полном объеме. Без каких-то ремарок и исключений!

И вот ещё: вишенка на торте! Для тех, кто обижается, что они работали всю жизнь, не покладая рук, а тётка из соседнего подъезда просидела всю жизнь на лавочке и получила пенсию, лишь немногим меньше:

Есть ещё и п.18 этого же, 173го закона:

18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости ( пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.

Вы поняли? Те, у кого стаж маленький, или вообще нет, кроме досрочников, разумеется, должны получать пенсию ещё меньше!

Вот тут и вступает в силу закон, который не уравнивает бездельников и честных работников. Бездельникам фиксированная выплата УМЕНЬШАЕТСЯ! Поэтому со временем, как бы не рос прожиточный минимум, разница между трудовой и социальной (см. минимальной) пенсиями будет увеличиваться. И это правильно! Так как не может человек, не работавший в течение своего работоспособного периода жизни, получать пенсию наравне с теми, кто трудился всю жизнь на благо своей Родины.

Сегодня на этом заканчиваю.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу. А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко всем моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

А ПОЧЕМУ в ответе УВАЖАЕМЫЕ ЮРИСТЫ НЕ ССЫЛАЮТСЯ НА СТ. 17 ЗАКОНА, КОТОРЫМ ПРЕДУСМОТРЕНА 32% ДОПЛАТА ПЕНСИОНЕРУ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ?

Ответы юристов ( 2 )


Вы спрашиваете о каком-то конкретном вопросе, где Вам дали неполную консультацию?

Наверное, Вы имеете ввиду эту статью:

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1
(ред. от 20.12.2017)
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»

Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет

(в ред. Федерального закона от 03.12.2007 N 319-ФЗ)

К пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки:

б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б» и «г» части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона:

при наличии одного такого члена семьи, — в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;


  • 1842 ответа
  • 701 отзыв

А ПОЧЕМУ в ответе УВАЖАЕМЫЕ ЮРИСТЫ НЕ ССЫЛАЮТСЯ НА СТ. 17 ЗАКОНА, КОТОРЫМ ПРЕДУСМОТРЕНА 32% ДОПЛАТА ПЕНСИОНЕРУ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ?

Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет.

Комментарий к статье 17

1. Статьей 17 установлены следующие основания установления надбавок к пенсиям за выслугу лет:- инвалидность;- преклонный возраст (свыше 80 лет);- нуждаемость в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);- наличие у пенсионера на иждивении нетрудоспособных членов семьи;- наличие у пенсионера статуса участника Великой Отечественной войны (см. п. 2 комментария к ст. 16).2. К нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении у пенсионера дает право на установление надбавки к пенсии за выслугу лет, относятся: а) дети (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы), братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), — до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Надбавка на братьев, сестер и внуков устанавливается только в том случае, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать (в том числе усыновители) и супруг, если они достигли возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет либо являются инвалидами; в) дедушка и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать; г) отчим и мачеха, если они воспитывали или содержали пенсионера в период его несовершеннолетия не менее пяти лет и достигли возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет либо являются инвалидами.Члены семьи пенсионера считаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

3. В связи с тем что минимальный размер пенсии по старости, учитываемый при исчислении надбавок и повышений военных пенсий, с 1 апреля 2006 г. составляет 283 руб. 25 коп. (см. комментарий к ст. 46), размеры надбавок к пенсиям за выслугу лет категориям пенсионеров, указанным в ст. 17 комментируемого Закона, в абсолютных цифрах составляют:

Пенсионеры, являющиеся инвалидами I группы, либо достигшие 80-летнего возраста 283,25

Пенсионеры, нуждающиеся по состоянию здоровья, в соответствии с заключением лечебного учреждения, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), но не достигшие 80-летнего возраста 188,33

Неработающие пенсионеры, достигшие 55-летнего либо являющиеся инвалидами, имеющие на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи 188,33

Теперь о самой надбавке, в абсолютных цифрах она будет составлять:

188,33 руб*32%=60,27

Шестьдесят рублей 27 копеек.

Красиво сказано 32%, 64%, 100%

На самом деле, это копейки ради которых многие не хотят тратить время и нервы.

1. Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

2. В случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

3. Лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:

СЧ = СЧп + ПКп / (Т x К), где

СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПКп - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления трудовой пенсии по инвалидности - отношению, указанному в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в зависимости от категории получателя указанной пенсии. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет.

При определении суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет, не учитываются страховые взносы, учтенные при корректировке размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

4. В случае отказа пенсионера от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии по старости (полностью или в определенной им части, за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости) не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии, осуществленного в соответствии с настоящим пунктом, по его заявлению в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Федерального закона, производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости. При этом не полученные пенсионером за указанный период суммы страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости) подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет.

Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости производится по формуле, указанной в пункте 3 настоящей статьи.

5. Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, получающих указанную часть трудовой пенсии по старости или трудовую пенсию по инвалидности (за исключением лиц, имеющих право на установление (перерасчет) доли страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона), с 1 августа каждого года подлежат корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида трудовой пенсии на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности, перерасчете в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи и предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

Корректировка размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности осуществляется по формуле:

СЧ = СЧп + ПКр / (Т x К), где

СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или размер трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПКр - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления трудовой пенсии по инвалидности - отношению, указанному в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в зависимости от категории получателя указанной пенсии. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на 1 августа года, с которого производится соответствующая корректировка.

Пенсионер может отказаться от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, производимой в соответствии с настоящим пунктом, путем подачи соответствующего заявления.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца при ее назначении.

Корректировка размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца осуществляется по формуле:

СЧ = СЧп + ПКр / (Т x К) / КН, где

СЧ - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧп - установленный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПКр - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, не учтенного по состоянию на день его смерти;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 1 августа года, в котором производится соответствующая корректировка.

Детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, исходя из суммы расчетного пенсионного капитала каждого из умерших родителей, не учтенного по состоянию на день их смерти.

6. Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;

4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период;

5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца за этот же год (подпункты 1 - 3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

7. Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера (подпункт 5 пункта 6 настоящей статьи) определяются Правительством Российской Федерации.

8. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или предыдущей корректировке, предусмотренной настоящим пунктом.

Корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется по формуле:

НЧ = НЧк + ПНк / Т,

где НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;

НЧк - установленный размер накопительной части трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка;

ПНк - сумма пенсионных накоплений, учтенных по состоянию на 1 июля года, с которого производится соответствующая корректировка. В случае проведения корректировки установленной застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", средства пенсионных накоплений, исходя из которых произведена корректировка размера этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых производится корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости этого застрахованного лица;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости (пункты 23 и 23.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка.

9. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва в соответствии с Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.


Надбавка за стаж, индексации пенсий, дополнительные выплаты — на какие дополнительные деньги могут рассчитывать некоторые категории российских пенсионеров.

Надбавка за стаж и другие дополнительные выплаты

Единовременную надбавку более семи тысяч рублей получат граждане, официальный трудовой стаж которых составляет тридцать и более лет. Надбавку в 25% от фиксированной части пенсии, но не менее 1420 рублей, получат также пенсионеры, постоянно проживающих в сельской местности.

Кроме того, единовременную выплату в размере трети от фиксированной части пенсии получат пенсионеры, содержащие троих иждивенцев (например, являющиеся опекунами несовершеннолетних внуков или недееспособных родственников).

Также на увеличенную пенсию с декабря могут рассчитывать граждане пенсионного возраста, являющиеся опекунами молодых людей, очно обучающихся в российских вузах. Набавка зависит от региона, в среднем это около двух тысяч рублей в месяц.

Кроме того, к Новому году в некоторых регионах надбавку или специальную социальную карту получат пенсионеры, пенсия которых ниже регионального прожиточного минимума. Деньгами с карты можно будет рассчитываться только за продуктовые наборы в специально отведенных для этого магазинах. Сумму на таких картах планируется сделать выше трех тысяч рублей, она будет начисляться ежемесячно.

Кроме того, на дополнительные выплаты смогут рассчитывать пенсионеры, которые переехали на постоянное место жительства в регионы, где размер региональной выплаты выше, чем в населенных пунктах, откуда они уехали.


Индексация пенсий

Индексация пенсий в России в настоящее время проводится только неработающим пенсионерам. Начиная с 2016 года (когда была заморожена индексация пенсий работающим пенсионерам), эта категория граждан может рассчитывать только на небольшую ежегодную корректировку выплат, как правило, не превышающую двухсот рублей в месяц.

В Госдуме неоднократно поднимали вопрос о необходимости вернуть индексацию пенсий всем пенсионерам, но для работающих граждан пенсионного возраста такая мера в 2021 году бюджетом все еще не предусмотрена.

Однако официально работающие пенсионеры, которые решат завершить трудовую деятельность до наступления Нового года, уже в декабре начнут получать повышенную пенсию. Им будет проведена индексация за все пропущенные годы. Индексация в таких случаях, как правило, проводится автоматически. Уточнить, положена ли она, можно через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России или по горячей линии ПФР.

Кто еще получит выплаты

Единовременную выплату до 20 тысяч рублей получат в декабре некоторые пенсионеры Москвы. Выплата приурочена к 79-ой годовщине контрнаступления Красной Армии под Москвой в годы Великой Отечественной войны зимой 1941–1942 года. Выплата предназначена не всем пенсионерам, а только инвалидам и участникам войны, участникам обороны Москвы и труженикам тыла в период битвы за Москву — всего 6300 человек.

Выплаты на детей

Многие спрашивают, не предусмотрены ли в ближайшие время единовременные выплаты на всех детей в размере десять тысяч рублей, наподобие тех, которые россияне дважды получили летом. Хотя этот вопрос неоднократно поднимали в Госдуме, пока решение о такой выплате не принято, в бюджете деньги на это не запланированы.

В то же время все регионы уже получили из бюджета дополнительные деньги на выплаты малообеспеченным семьям с детьми, так что все россияне получат причитающуюся им материальную помощь вовремя.

Ранее депутат Госдумы Светлана Бессараб рассказала, кого в Новом году могут ждать дополнительные проверки в связи с тем, что, согласно публикациям СМИ, ПФР намерен проверить пенсионеров на предмет получения дополнительного дохода.

В декабре 2020 года российских пенсионеров ожидает несколько важных изменений. Одним из главных будет корректировка графика доставки пенсий в связи с новогодними праздниками. Изменения коснутся пенсионеров, которым по стандартному графику пенсию выплачивают в последних числах месяца — доставку перенесут на более ранний срок. Кроме того, некоторые пенсионеры в декабре получат две пенсии — и за декабрь, и за январь. Причем страховая пенсия за январь придет в повышенном размере, с учетом индексации на 6,3%.

Также в СМИ и социальных сетях распространяются сообщения о том, что в декабре пенсионерам выплатят 13-ую пенсию, а еще осуществят единовременные выплаты в размере 10 тыс. руб. в связи с коронавирусом. Об этих и других доплатах, важных новостях и изменениях для пенсионеров расскажем далее в статье.

График выплаты пенсий в декабре 2020

График доставки пенсий, ЕДВ и других социальных выплат в декабре 2020 года будет скорректирован для тех граждан, у кого доставка по традиционному графику выпадает на выходные дни. В этом случае выплаты поступят в предшествующий рабочий день.

К примеру, в Москве «Почта России» будет производить доставку по следующему графику:

  • 4 декабря за 4 и 6 декабря;
  • 11 числа — за 11 и 13;
  • 17 — за 17 и 18 числа.
  • в остальные дни дата доставки будет стандартной.

В Санкт-Петербурге схема доставки «Почтой России» будет следующей:

  • 12.2020 за 4 и 5 числа;
  • 12 за 6 и 7;
  • 12 за 11 и 12;
  • 12 за 13 и 14;
  • 12 за 18 и 19;
  • 12 за 20 и 21;
  • в остальные дни корректировки графика не будет.

Также график доставки может измениться у тех пенсионеров, кому выплаты обычно поступают в последних числах месяца. Корректировка произойдет в связи с предпраздничными днями.

Пенсия в декабре 2020 за январь 2021

Некоторые пенсионеры в декабре 2020 г. получат две пенсии — и за декабрь, и за январь. Досрочная доставка январской выплаты коснется тех граждан, у кого дата доставки выпадает на праздничные и выходные дни (первые числа января).

  • Тем, кто получает выплаты на банковскую карту в период с 1 по 10 января, январскую пенсию перечислят уже в конце декабря 2020 г.
  • Тем, кто получает деньги через «Почту России», доставку выплат за январь начнут осуществлять с 4 числа. Причем в каждом регионе будет утвержден свой график, информацию о котором можно уточнить в отделении ПФР или «Почты России».

Кроме того, для неработающих получателей страховой пенсии выплата за январь поступит уже с учетом индексации на 6,3%. Прибавка будет рассчитана индивидуально, но в среднем по России составит 1 тысячу рублей.

Перевод пенсионеров на карту МИР

В декабре 2020 г. завершится перевод пенсионеров на карты национальной платежной системы «МИР». Уже с 1 января 2021 года все пенсии и социальные выплаты (например, ЕДВ по инвалидности) будут зачислять только на банковские карты МИР.

Напомним, что изначально срок перевода пенсионеров на карты МИР должен был завершиться 1 июля 2020 г. Однако из-за пандемии коронавируса переходный период продлили сначала до 1 октября, а затем и вовсе до конца года — до 31 декабря 2020 г.

Пенсионеру требуется в установленный срок заменить карту другой платежной системы (VISA, Maestro и т.д.) на «МИР» и сообщить реквизиты новой карты в Пенсионный фонд, чтобы зачисление пенсий и других выплат производили по новым реквизитам.

  • Если пенсионер получает выплаты иным способом (на вклад в банке, на сберкнижку, в почтовом отделении или путем доставки на дом), оформлять карту МИР не требуется. Деньги будут поступать как и прежде.
  • Кому повысят пенсию с 1 декабря 2020

    Каких-либо плановых повышений в декабре 2020 года не ожидается. Прибавку можно будет получить только в результате индивидуального перерасчета пенсии. Назначена доплата будет с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором было подано заявление на перерасчет. Основания для перерасчета предусмотрены следующие:

    • Увеличение числа иждивенцев, находящихся на обеспечении пенсионера (нетрудоспособных членов семьи, несовершеннолетних детей, в том числе студентов до 23 лет).
    • Выработка северного стажа, дающего право на прибавку: 15 лет на Крайнем Севере или 20 в районах, приравненных к Крайнему Северу.
    • Выработка стажа в сельском хозяйстве, дающего право на доплату (не менее 30 лет).
    • Наличии неучтенных в стаже периодов работы или иных социально значимых периодов (отпуск по уходу за ребенком, служба в армии и т.д.).

    Также на повышение в декабре могут рассчитывать пенсионеры, отметившие 80-летие. Ежемесячную прибавку начнут получать те, кому 80 лет исполнилось в ноябре. Доплата равна величине фиксированной выплате к страховой пенсии. В 2020 г. это 5686,25 руб.


    Единовременная выплата пенсионерам 10000 рублей в 2020 году

    Глава фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов выступил с предложением выплатить гражданам в виде единовременной помощи по 10 тысяч рублей. Такие выплаты он предложил произвести перед новогодними праздниками, в декабре. Такую помощь депутат предлагает осуществить:

    • инвалидам;
    • малоимущим и многодетным семьям;
    • одиноким пенсионерам.

    Миронов отметил, что труднее всего из-за пандемии коронавируса приходится нуждающимся и малоимущим гражданам. «Многим из них придется обойтись без новогоднего праздничного стола» — отметил депутат.

    Пенсионерам дадут 13-ю пенсию в декабре — разъяснение

    В ряде СМИ и в социальных сетях стали активно распространяться сообщения о том, что в декабре 2020 г. некоторым пенсионерам выплатят дополнительную «тринадцатую» пенсию. Здесь стоит пояснить, что законодательных норм, предусматривающих такие выплаты, не существует.

    Вероятнее всего, причиной распространения таких сообщений является тот факт, что некоторые пенсионеры в декабре получат две пенсии — за декабрь 2020 и за январь 2021 года. Это произойдет по причине корректировки графика доставки из-за новогодних праздников.

    Читайте также: